Патриарх Ермоген и смутное время Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, чудотворец Миссионерский натиск католического Запада на православный Восток начался одновременно с отпадением Рима от Православной Церкви. Уже в 1204 году, воспользовавшись нестроениями в Византии, ее западные союзники-крестоносцы разграбили столицу Империи и пытались уничтожить восточно-римскую государственность. Сорок лет спустя Рим хищно устремился на Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием. На католическом Западе тогда пытался найти опору Галицкий князь Даниил Романович. Историческим итогом этого стала утрата его землею и Православия, и русскости. Сегодня Галицкая Русь - плацдарм католической экспансии на Восток. Северо-восточная Русь пошла по иному пути. Стоявший во главе ее князь Александр Невский, даже находясь в вассальной зависимости от татарского хана, понимал, что главное зло для Руси - на Западе, там, откуда исходит опасность для Православия. И защита Православия Александром спасла историческую будущность России. Спустя три с половиной столетия, когда на Русь нагрянула открытая католическая агрессия, новый избранник Божий Патриарх Ермоген стал «твердым адамантом и неколебимым столпом» за Православную Веру и Православное Царство. Время патриаршества Ермогена (1606-1612 гг.) приходится на период Смутного времени. У страны в те годы не стало ни государственной власти, ни боеспособной армии. Были разрушены все структуры управления, все сословные и хозяйственные связи. Бояре и дворяне, купцы и посадские, крестьяне и холопы, ратные люди и казаки - все были вовлечены в бесконечную войну за сословные, корпоративные и просто шкурные интересы. Все выступали под знаменем «своего» царя против «ненастоящего», меняя себе «царей» в зависимости от конъюнктуры. Выбор был богатый. Против Василия Шуйского, поставленного боярами на царство после убийства агента Ватикана Лжедимитрия, выступил Лжедимитрий II, получивший прозвище «Тушинский вор». Было множество мелких самозванцев: «царевич Август», «царевич Федька», «царевич Лаврентий», «царевичи»: Семен, Василий, Клементий, Брошка и Мартынка. Всюду по стране слонялись вооруженные банды, терроризируя население.

http://pravoslavie.ru/1622.html

Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 23 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев — святителей Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен Собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарху подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания, в которых призывал обратиться от злых дел своих.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Св. Иов скончался в Старице 19 июня 1607 г. и там же был погребен. Позднее по инициативе митрополита Новгородского Никона, будущего Патриарха, мощи Иова были обретены в марте 1652 г. и перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где и доныне покоятся под спудом. Патриарх Иосиф, при котором произошло это событие, просил похоронить его в ногах у Патриарха Иова, что и было исполнено буквально через несколько дней после церемонии перезахоронения останков первого Русского Патриарха – Иосиф скончался на Страстной седмице того же 1652 г. Почитание святителя Иова как местного Московского святого отмечено уже с середины XVII столетия. Общецерковное прославление св. Иова состоялось на Архиерейском Соборе в октябре 1989 г., в дни празднования 400-летия Патриаршества на Руси. Священномученик Ермоген и Русская Церковь в период его Патриаршества Вскоре после воцарения Василия Шуйского, в конце июня 1606 г., был избран новый Патриарх Московский и всея Руси. Им стал св. Ермоген, в прошлом – митрополит Казанский. Поставление Ермогена на Патриаршество по полному русскому чину, т.е. с повторной хиротонией, было совершено в Успенском соборе Московского Кремля 3 июля 1606 года. Ко времени своего избрания на Патриаршество Ермоген уже находился в весьма преклонных летах – ему было свыше 70 лет. Происхождение его точно неизвестно. Высказывалось предположение, что Ермоген, носивший в миру имя Ермолай, происходил из рода князей Голицыных (в частности, это мнение разделял и С.М.Соловьев ). Но едва ли это справедливо: будь у Ермогена столь знаменитая фамилия, она, по традиции того времени, непременно указывалась бы в документах и была бы нам доподлинно известна. Но ни один письменный памятник XVI-XVII веков не называет Ермогена Голицыным. Митрополит Макарий (Булгаков) придерживался другой версии, полагая, что будущий святитель в прошлом был донским казаком. Это скорее похоже на истину, как, впрочем и гипотеза о происхождении будущего святителя из посадских людей. С 1579 г. Ермолай был приходским священником в Казани – он являлся настоятелем Никольского храма при Гостинном дворе (такое, кстати, едва ли было возможно, если бы Ермолай на самом деле был из рода князей Голицыных).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Патриарх Ермоген и после мученической кончины молится перед Богом за всех нас, - митрополит Ювеналий 2 мин., 28.05.2014 Святой патриарх Ермоген, призывавший народ к борьбе за Россию и православную веру в годы Смуты, и после своей мученической кончины постоянно предстательствует перед Богом за всех верующих, об этом напомнил в день памяти священномученика 25 мая митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, сообщает сайт Московской епархии. - Мы отмечаем день канонизации, сто первую годовщину прославления святого священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Мы радуемся, что не умирает память о нашем святителе, ведь прошло более четырехсот лет со дня его кончины. Почитание его возрастало, и вот сегодня уже сто первая годовщина со дня его канонизации. Нам радостно, что в прошлом году исполнились чаяния нашего народа, потому что много лет назад была инициатива воздвигнуть памятник святому защитнику земли нашей, святителю Ермогену, - сказал владыка Ювеналий по окончании Литургии в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти священномученика патриарха Ермогена. Отмечая подвиг святого патриарха в тяжелые годы Смуты, архипастырь напомнил верующим: - Здесь, в Кремле, в Чудовом монастыре томился в темнице священномученик. Томился, потому что он, не умолкая, призывал народ через свои послания и грамоты на защиту Москвы и изгнание интервентов. За это поляки держали его в голоде, холоде, требуя от него, чтобы он изменил свое отношение к ним и не призывал к их изгнанию, но Первосвятитель Ермоген был тверд и мужественен и там в темнице он отошел ко Господу. - И по смерти он предстательствует пред Господом за всех нас и почитается чудотворцем, потому что люди с верой обращающиеся к нему в молитве получают просимое, - отметил владыка Ювеналий. Митрополит также напомнил, что «в прошлом году тщанием и усердием многих и многих благочестивых людей и христианских сообществ в Александровском саду Святейший Патриарх Кирилл вместе с Иерусалимским Патриархом Феофилом в присутствии архипастырей, пастырей и российских властей открыл памятник святому священномученику Ермогену». - И этим подчеркнута наша надежда на помощь Божию через наших угодников и подчеркнута глубокая благодарность властей и Церкви, народа нашего защитнику Московской земли, - заключил архипастырь.  Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/patriarx-ermogen-i-posle-...

«Местное празднование преподобного Сергия в самом Троицком монастыре, как со всею вероятностью следует думать, началось тотчас или в самом непродолжительном времени после кончины, ибо он прославился как великий чудотворец еще при своей жизни. Не знаем, было ли нарочитым образом установлено ему общецерковное празднование или он сделался общецерковным, общерусским святым сам собой, по причине своей великой славы, но в 1447–48 годах он уже называется в числе великих святых, весьма немногих тогда, чудотворцев Русской земли (см.: Собр. летописей. VIII, 121, под 1448-м годом)» (Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1998 г. С. 72). 121 В некоторых частях, как ниже показано, составлено по митрополиту Филарету и по службе преподобному.– Ред. 122 Митрополит Платон (Петр Григорьевич Лёвшин; 1737–1812). Родился в семье причетника. Учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1761 г. принял монашество. С 2 января 1775 г. – архиепископ Московский и Калужский. В 1787 г. возведен в сан митрополита. Четверть века возглавлял Московскую митрополию. Оставил большое гомилетическое (ок. 500 проповедей) и духовно-литературное наследие: «Катехизис для священнослужителей и церковнослужителей» (1775 г.), «Православное учение веры» (1765 г.) и др. 123 Священномученик Ермогенпатриарх Московский и всея Руси. Родился около 1530 г. В начале своего служения был священником церкви Святителя и Чудотворца Николая в Казани. В приходе этого храма было чудесное явление Казанской иконы Божией Матери в 1579 г. Сщмч. Ермогеном был написан тропарь чудотворной Казанской иконе («Заступница Усердная, Мати Господа Вышнего...») и «Повесть о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него» («Патриарх Ермоген». М., 1997). С 1582 г. сщмч. Ермоген – архимандрит Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 г. он был рукоположен во епископа. Ему был дан титул митрополита Казанского. По его предложению совершилась канонизация трех мучеников, пострадавших в Казани: Иоанна, Петра и Стефана (двое последних были новокрещенными татарами). При митрополите Ермогене было обретение в 1595 г. святых мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия и Варсонофия. Сщмч. Ермоген составил их житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Особо помнят и почитают отца Макария на Алтае. Духовный запал Алтайской миссии, заложенный ее первым начальником, сегодня активно возрождается среди православных приходов Алтая. Создано Макариевское братство. С 1984 года архимандрит Макарий признан здесь как местночтимый святой. В храмах Алтайской епархии представлены его иконы. Наконец, юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года архим. Макарий (Глухарев) прославлен как общечтимый святой. Чествование памяти преподобного Макария, просветителя Алтая, согласно деяниям юбилейного Священного Архиерейского собора о канонизации – 15/28 мая. Достойный христианского пастыря путь и достойное признание. 42 Жития святых архиепископа Филарета Черниговского //Память о Новгородских святителях: Иоакиме, Луке, Германе, Аркадии, Григории, Мартирии, Антонии, Василии и Симеоне. 10 февраля (23 февраля). Сибирская благозвонница. М., 2011. 69 Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 83 Вероятно, это был Зосима, о котором около 1485 года упоминается в житии Соловецких угодников: он жил на реке Шуе, и через него преподобные Зосима и Савватий явили помощь своей погоревшей обители. 89 Ермоген, патриарх. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 60. 90 Ермоген, патриарх. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление. М., 1997. С. 60. 94 Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 4. История России с древнейших времен. М., 1989. Т. 7–8. С. 66. См. также Покровский И. Русские епархии в XVI-XDC вв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1897. Т. 1 (XV1-XVII вв.). С. 128. 95 Макарий, архим. (Веретенников). Святитель Гурий Казанский//Седмица.ги: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» 98 Ермоген, патриарх. Жизнеописание, творения, исторические предания, чудеса и прославление М., 1997. С. 60. 99 Макарий, архим. (Веретенников). Святитель Гурий Казанский//Седмица.ги: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» 101 Ермоген, патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Широко известна литературная деятельность Первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594 г.); послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591 г.); сборник, в котором рассматриваются вопросы Богослужения (1598 г.); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613) и другие произведения. Отзывы современников свидетельствуют о Патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: " Государь велика разума и смысла и мудра ума " , " чуден зело и многаго рассуждения " , " зело премудростию украшен и в книжном учении изящен " , " о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче " . Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке " Воскресенскую летопись " называли летописцем Святейшего Патриарха Ермогена. В сочинениях Предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени. С этой начитанностью Патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик Первосвятителя как " мужа благочестиваго " , " известнаго чистаго жития " , " истиннаго пастыря стада Христова " , " неложнаго стоятеля по вере христианской " . Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период Первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы.

http://patriarchia.ru/db/text/912020.htm...

2 марта — память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца 1 марта 2007 г. 16:56 После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память 24 января/6 февраля). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память 24 марта/6 апреля). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия . Под влиянием тяжелых впечатлений ранней юности и быстро прошедших благодатных годов молодости и сложился облик будущего Патриарха всея России — священномученика Ермогена. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. В это время о. Ермолай в сане протопопа был настоятелем Никольской Гостинодворской церкви. Находилась она в торговой части города, которая усердно посещалась «гостями», то есть купцами из разных стран Европы и Азии, и о. Ермолай имел возможность присмотреться к чужеземцам и изучить их отношение друг ко другу, что оказалось столь важным для его последующей государственной деятельности. Ужасный пожар начался с дома стрельца Даниила Онучина. На месте этого дома, где теперь находится церковь Казанского женского монастыря, 8 июля чудесно явилась икона Божией Матери. Весть о явлении «Заступницы усердной» с благоговейной радостью была встречена христианами Казани: они сознавали, что «пресветлую икону — источник неисчерпаемый» — православным Казанского края даровал Господь. Весь народ стекся к месту явления чудотворного образа; здесь же собрались воеводы и духовенство во главе с митрополитом Казанским Иовом. Был среди них и о. Ермолай, будущий Патриарх Ермоген. Все объединились пред иконой Богоматери в чувстве высокого религиозного умиления, вызывавшего слезы хвалы и благодарности Господу Богу и Пречистой. Это чувство охватило и душу святого Ермогена — он припал к чудотворной иконе. С благословения митрополита святой Ермоген, как старейший и наиболее почитаемый городской священнослужитель, удостоился первым взять образ Богоматери «с древца», отмечавшего местонахождение иконы в земле, из которой она была вырыта.

http://patriarchia.ru/db/text/85954.html

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси , прославлен в лике святителей 12 мая 1913 года. В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о Патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти Патриарха-героя. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как теплого молитвенника и предстателя пред Господом. И Всемилостивый Господь вознаградил эту веру.... Ко дню торжественного прославления, совпавшему с 300-летием со времени кончины священномученика Ермогена, в Москву стали стекаться верующие из всех концов России. Паломники спешили поклониться мощам святого Патриарха, находящимся в Успенском соборе Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды. Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней покров с гробницы, на котором Святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой Патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению Русской земли от польско-литовских захватчиков преподобного Дионисия Радонежского. На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: " Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче " . Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославлявших угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами Патриарха началось чтение пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену. Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами Святителя. Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/912020.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Театре на Таганке состоится премьера спектакля о св. патриархе Ермогене и Смуте 12.05.2014 Премьерный показ исторической трагедии " Царский путь " пройдет 24 и 25 мая в московском Театре на Таганке в рамках празднования в 2014 году 100-летия со дня открытия мощей священномученика Ермогена , Патриарха Московского. " Царский путь " - вторая часть театральной дилогии, задуманной режиссером Михаилом Щепенко как масштабное историческое полотно о Смутном времени и начатой спектаклем " Царь Федор Иоаннович " , говорится в сообщении авторов постановки, переданном в понедельник в " Интерфакс-Религия " . В центре постановки - личность Патриарха Московского Ермогена, который в Смутное время призывал народ подняться и освободить страну от ига иноземцев, за что был арестован поляками. " Графика неожиданных и выразительных мизансцен, динамика движущихся призм с иконописными декорациями создают атмосферу трагической неустойчивости великого государства. На небольшой сцене возникает иллюзия огромного пространства - то залитого кровью Лобного места, то горящей в пожарах Соборной площади, то тонущего во мраке подвалов Чудова монастыря, где святитель Ермоген встречает мученическую смерть " , - отмечают постановщики. Как считает заслуженный артист России актер Борис Галкин, ничего подобного сегодня в столичных театрах нет - " по глубине, по степени погружения в историю, в правду, в любовь к человеку " . " В любви к вере, в любви к Отечеству пульсирует нерв сегодняшней тревоги в этом спектакле. Мы постепенно забываем о том, что наша история полна драматических, героических событий, очень тревожных для судьбы нашего народа. И когда эта тревога пропадает, когда мы перестаем чувствовать, в чем наше единство, в чем наша миссия на этой земле, то страна рассыпается, рассыпается народ, который не понимает, во имя чего он живет " , - отметил он. По мнению известного литературного критика и писателя Льва Анненского, спектакль подводит к вопросу о том, где искать спасения " на этих краях качающейся истории " . " Путь спасения ведает Патриарх Ермоген: спасение, говорит он, в православной вере, которая должна выстоять под напором супостатов и еретиков " , - напомнил он. Патриарх Ермоген погиб от голода в 1612 году в келье Чудова монастыря, где его заточили поляки. Обитель располагалась на территории Кремля, в 1930 году она была разрушена. Под влиянием посланий священномученика Ермогена и по его благословению было сформировано ополчение Кузьмы Минина и князя Пожарского, которое освободило столицу. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.05.2014 17:12:14

http://drevo-info.ru/news/17098.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010