Такая честь объяснялась, с одной стороны, стремлением возвысить Казанскую кафедру для придания ей популярности в новопросвещенном крае, с другой – личными достоинствами митрополита Ермогена. Новое назначение открывало для митрополита широкое поле деятельности. Казанская епархия была очень обширной, причем население края отличалось разнородностью, Православие здесь только еще прививалось. Поэтому деятельность митрополита Ермогена была направлена на то, чтобы укрепить Православие в епархии, сделать этот край нераздельной частью Русского государства. В целях нравственного воздействия на население Казани, укрепления и развития в нем христианских чувств митрополит Ермоген наглядно старался обяснить жителям города и всего края величие христианства. К этому, в первую очередь, была направлена храмоздательная деятельность митрополита Ермогена и его забота об украшении христианских святынь. Он восстановил память своего учителя и просветителя Казанского края архиепископа Германа, установил особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за Веру и Отечество под Казанью. Это был ревностный защитник Православия. В своем стремлении сделать новый край русским, в горячем желании укрепить в нем Православие митрополит Ермоген иногда доходил до суровых мер, выступая как человек строгий, с сильным характером, поборник национальных начал, заветов и преданий Церкви и Родины. В течение 17 лет митрополит Ермоген трудился в Казанской епархии и своим неутомимым трудом много сделал для этого края в деле культурного развития его и укрепления в нем Православия. Умный и деятельный Казанский архипастырь был хорошо известен и в Москве. По восшествии на московский престол Лжедмитрия I митрополит Ермоген был назначен членом устроенного Сената, занимал второе место после патриарха. Однако это почетное звание не подкупило ревностного защитника Православия. Когда Лжедмитрий начал попирать православные обычаи и законы, митрополит Ермоген со всей резкостью выступил против него. За это обличение он был отправлен в свою епархию. Вскоре Лжедмитрий был низложен с престола, и это спасло митрополита Ермогена от гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал “по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия”. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598 гг.) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (1605 г.) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (21 декабря 1326 г.), a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-er...

3 июля 1606 года при новом царе Василии Шуйском митрополит Ермоген собором епископов был избран патриархом Московским и всея Руси. Митрополит Исидор вручил патриарху Ермогену посох святителя Петра, митрополита Московского , всея России чудотворца († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября и 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг стен Кремля. Современники, знавшие его святую жизнь, говорили, что это был «непобедимый столп благочестия», «верховный в преподобии» и «предивный рачитель христианской веры», «непобедим и непреклонен» в вере. Патриаршество Ермогена проходило в трудные для России годы – в период Смуты. Но и в эти годы он заботился о строительстве храмов, о восстановлении древних служб, продолжал дело преподобного Максима Грека по исправлению богослужебных книг, уделял много внимания развитию книгопечатания в России. Одновременно он делал ревизии церквей, отмечал все недостатки и непорядки и обличал их в своих назидательных посланиях. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. После низложения царя Василия Шуйского Россия находилась на грани потери своей государственной самостоятельности. В этот период и началось исключительное служение патриарха Ермогена своей Родине. Он проявил себя не только защитником Православия, но и истинным патриотом, сумевшим отстоять национальную независимость Русского государства. После свержения Шуйского правящая партия бояр склонна была отдать русский престол польскому королю Сигизмунду III. Патриарх выступил против этого. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие. Когда польские войска заняли Москву и уже хозяйничали в ней, святитель Ермоген энергично поддержал возникшие по всей стране национальные восстания против поляков. Своими грамотами, рассылавшимися по всем городам, патриарх призывал народ идти к Москве, чтобы очистить ее от польского поругания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584 — 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, а царь принес в дар новому Патриарху панагию. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику … Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший о. Ермолай принял постриг, с наречением ему имени Ермоген, в московском Чудовом монастыре — месте будущего подвига. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который также пострадал от пожара и требовал восстановления. Но в 1589 г. скончался митрополит Казанский Иов, и на Казанскую кафедру был назначен архимандрит Ермоген. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников. Он возобновил почитание свв. мучеников Казанских Иоанна, Петра и Стефана, составил летопись христианской Казани; основал много церквей и монастырей, и в числе их женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее обретения, причем юная Матрона Онучина вступила в число ее сестер и стала потом его настоятельницей. Через несколько лет святитель Ермоген поехал в Углич открывать мощи св. благоверного князя Романа (память его 23 февр.). В это время в России произошли важные события. В 1591 г. был убит в Угличе брат царя Феодора Иоанновича, последнего царя из рода Рюриковичей, — царевич Димитрий, наследник русского престола; а в 1598 г. скончался сам царь Феодор. Наследовавший ему царь Борис Годунов умер в 1605 г., и в том же году был убит его юный сын, царь Феодор. Тогда на русский престол вступил самозванец, известный под именем Лжедимитрия I, потому что он выдавал себя за убитого царевича Димитрия. Жену свою Марину из рода Мнишков, польку и католичку, он желал короновать, но натолкнулся на сильное противление митрополита Казанского Ермогена, так как русская царица должна была быть православной. Через год, в 1606 г., Лжедимитрий был убит, и царем был провозглашен князь Василий Шуйский, а митрополит Ермоген возведен в сан Патриарха всея России вместо ставленника Лжедимитрия — слабовольного Патриарха Игнатия, родом грека. В это время в Старицком монастыре жил на покое сведенный с падением Годуновых с патриаршего престола первый Патриарх всея России Иов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436940/

22 — Александр, Александра, Алексей, Афанасий, Валентин, Валерий, Дмитрий, Иван, Илья, Ираклий, Кирилл, Леонтий, Михаил, Наталья, Николай, Сергей, Тарас. 23 — Анастасия, Василиса, Виктор, Василиса, Галина, Георгий, Денис, Дмитрий, Киприан, Клавдия, Кондратий, Леонид, Марк, Михаил, Ника, Никифор, Павел, Феодора. 24 — Василий, Георгий, Ефим, Иван, Софрон, Феодора. 25 — Александр, Владимир, Григорий, Дмитрий, Иван, Константин, Семен, Сергей, Феофан. 26 — Александр, Григорий, Михаил, Никифор, Николай, Терентий, Христина. 27 — Венедикт, Михаил, Ростислав, Феодосий. 28 — Александр, Алексей, Денис, Михаил, Никандр. 29 — Александр, Антон, Денис, Емельян, Иван, Павел, Пимен, Роман, Трофим, Юлиан. 30 — Александр, Алексей, Виктор, Гавриил, Макар, Павел. 31 — Даниил, Дмитрий, Кирилл, Наталья, Трофим. Церковные православные праздники в марте 2 марта Православная Церковь отмечает день памяти великомученика Феодора Тирона . Феодор жил в конце II – начале III в. в городе Аласии на Черноморском побережье и был воином, открыто исповедовавшим веру во Христа. В 306 г. при императоре Галерии военачальник тщетно пытался принудить Феодора принести жертву языческим богам. После долгих мучений святого приговорили к сожжению на костре. Его неповрежденное огнем тело было погребено в городе Евхаитах, позднее мощи перенесли в Царьград. Спустя пятьдесят лет после кончины Феодора, император Юлиан Отступник приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу, повелел объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом. В память этого события церковь ежегодно совершает еще одно празднование святому великомученику Феодору Тирону — в субботу первой недели Великого поста. Священномученик Ермоген 2 марта церковь также вспоминает священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси . Святой Ермоген жил в конце XVI – начале XVII в. Он был первым Казанским митрополитом и сделал многое для обращение в христианство местных жителей. В 1606 г. митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру. Во время Смуты, когда польские войска захватили Москву, патриарх был заключен под стражу в Чудовом монастыре. Из заточения он обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Через девять месяцев в заточении патриарх принял мученическую смерть от голода. После освобождения России от захватчиков тело священномученика было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 г. перенесено в Московский Успенский собор. Святой благоверный князь Ярослав Мудрый

http://pravmir.ru/imeniny-v-marte/

Первым градом, который встретил нашествие польско-литовских захватчиков, был град Смоленск. Три года продолжалась борьба смолян, три года враг пытался взять этот город, но у него ничего не получалось. А в это время преступные события разворачиваются в Москве. Бояре, которые должны были оказаться оплотом государства, национальная элита, которая была призвана в трудное время защитить народ и страну, принимает решение пригласить править Русью польского короля Сигизмунда, который стоял со своим войском под Смоленском. Это было предательство, но предательство совершенно особое, когда большинство подверглось искушению и соблазну; люди словно обезумели, потеряв всякий ориентир в нравственном пространстве. И отправилось к Сигизмунду посольство из Москвы, чтобы пригласить его на царствование, и святитель Ермоген, не имея силы остановить это безумие, издал грамоту, в которой сформулировал условия возможного пришествия Сигизмунда в Москву. Там стояло как непременное условие принятие православной веры его сыном, королевичем Владиславом, который и предназначался в русские цари. Там стояло условием вступление в брак с православной девушкой. Там стоял условием отказ от всякого прозелитизма, от всякой попытки обратить в иную веру Русь Православную, и многое другое. Но те, кто вел переговоры с Сигизмундом, давно решили открыть врата Москвы для врага. Так оно и произошло. Без всякого боя враг вступил в нашу столицу и вошел в Кремль. Но для того чтобы подчинить страну, нужно было убедить Патриарха Ермогена поддержать и благословить эту власть. Однако старец Патриарх отказывается. Первосвятителя бросают в подземелья Чудова монастыря в Московском Кремле, не кормят, не поят, держат в холоде, желая сломить его волю. Но ничто не могло сломить этой воли, и святитель Ермоген обращается со своими пламенными воззваниями ко всему народу. Именно эти воззвания пробудили совесть наших людей, именно они содействовали организации ополчения под руководством князя Пожарского и гражданина Минина. Мы знаем, что только благодаря святителю Ермогену, оставшемуся верным Церкви своей и народу своему, Русь вновь обрела независимость. А святитель Ермоген был замучен врагами в подземелье Чудова монастыря — это произошло 1 марта 1612 года по новому стилю.

http://patriarchia.ru/db/text/2051271.ht...

Вечером 2 марта Святейший Патриарх Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь Москвы. В Покровском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился мощам святой блаженной Матроны Московской, после чего в храме Воскресения словущего совершил полиелейную утреню. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовала настоятельница Покровского монастыря игумения Феофания. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом, посвященным подвигу священномученика Ермогена. «Очень важно, чтобы народ наш никогда не забывал героев и святых, которые спасли Русь, — сказал, в частности, Святейший владыка. — Святитель Ермоген — и святой, и национальный герой, память о котором была незаслуженно утрачена. И долг нашего поколения — напомнить всем, кто любит Родину, кому небезразлично ее будущее, кто сознает себя человеком православным, даже тем, кто таковым себя не сознает, о великом жертвенном служении Отечеству, Церкви и народу своему, которое понес священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, чью память мы ныне благоговейно празднуем», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. 3 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста, после которой совершил славление у раки с мощами святителя Ермогена. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с первосвятительским словом, посвященным духовному подвигу священномученика Ермогена. 3 марта, в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию закладки памятника святителю Ермогену в Александровском саду у стен Московского Кремля. На месте, где будет установлен монумент, Святейший Патриарх вознес молитвы о благополучном начале сооружения памятника и совершил освящение закладного камня, надпись на котором гласит: «Сей камень заложен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в основание памятника священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси, в год 400-летия его мученической кончины. 3 марта 2012 года». Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам церемонии с первосвятительским словом о смысле и значении подвига святителя Ермогена. «Не было бы сегодня России, если бы не было незаслуженно забытого подвига Патриарха Ермогена. Он стоит в одном ряду с теми историческими личностями, от которых зависела сама судьба нашей Родины: с Александром Невским, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым, великими и славными мужами, которые действительно вписаны в историю как спасители нашего Отечества», — отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также сообщил о начале конкурса на лучший проект памятника Патриарху Ермогену.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

В маститой старости, свыше восьмидесяти лет, окончил патриарх Гермоген свою земную жизнь. Но нам неизвестно, как прошли первые 50 лет её; мы не знаем даже, где, в каком именно году и от кого родился этот великий Первосвятитель. Исстари все сословия нашего народа готовы были считать его своим, по происхождению: одни говорили, что он был из рода князей Голицыных; другие причисляли его к посадскому, торговому сословию; третьи – к казакам. Но, судя по тому, что в его родстве были и священники и иноки, можно думать, что он был духовного происхождения. Впрочем, зять его, – муж его дочери или сестры – был посадским человеком в городе Вятке, где хранится икона, которую благословил, в 1610 г., Святейший Патриарх этого своего зятя, – Корнилия Рязанцева, – посадского, как значится в надписи на ней, человека в этом городе. Существует предание, что в миру первосвятитель, подписавшийся «Ермоген», носил имя «Ермолая», что подтверждается следующим: будучи уже патриархом, он построил в Москве храм во имя Св. Ермолая и делал в него вклады. Достоверное свидетельство об его свыше, чем восьмидесятилетнем возрасте, дает полное основание утверждать, что он, по своим летам, был сверстником первого Русского царя Иоанна Васильевича и современником столь именитых первосвятителей нашей церкви, какими были Всероссийские митрополиты – составитель «Великих Четьи-Минеи» Макарий и прославившийся своими подвигами св. Филипп. Стало быть, в годы юности и мужеского возраста Гермогена, совершились такие великие события нашей Отечественной истории, как покорение царств Казанского, Астраханского и Сибирского и протекала светлая пора правления Иоанна с венчанием его на Всероссийское царство и созывом первых земских соборов, и большого церковного, так называемого, Стоглавого собора. Пронеслись над его головой и грозы мрачного времени этого государя, ставшего «Грозным», пора опричины и мученической кончины первосвятителя Филиппа, доблестный характер и непреклонный которого, как будто запечатлелся в этом его преемнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года. Церковная деятельность Ермогена характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению. При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправно­стью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010