Церковь Святой Троицы и православный центр «Взыскание погибших» (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая церковь была построена в середине XIX века; в 2012 году при храме начал работу Центр духовно-нравственного восстановления личности «Взыскание погибших». Содержание История [ править править код ] В 1841—1844 годы был возведён Свято-Троицкий храм, по проекту губернского архитектора К.Г. Турского. По окончании строительства церковь была освящена епископом Томским и Енисейским Афанасием. Храм был построен на средства единоверческой общины Томска. Основным жертвователем и попечителем прихода являлся старообрядец мещанин П.И. Поздеев. В 1858 году к храму был пристроен северный придел во имя священномученика Харалампия Магнезийского. В 1876—1887 годы был пристроен Южный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, который был освящён в 1887 году. При храме работали два одно классных училища: Воскресенское мужское и Воскресенское женское (1910 год, архитектор В.В. Хабаров). В начале ХХ века томским купцом Н. Тихоновым вокруг храма был разбит сад. В 1920 годах Троицкая единоверческая община была немногочисленной (в 1930 году — 66 человек), находилась в каноническом общении с православным духовенством и верующими ориентации Святейшего Всероссийского Патриарха Тихона (Беллавина), в отличие от большинства Томских церквей, отпавших в обновленчество. Было получено разрешение на проведение Крестных ходов от Петропавловского собора. 23 мая 1925 года община Троицкой церкви и Томский городской исполком подписали договор о принятии в бессрочное и бесплатное пользование храма с богослужебными предметами и порядке их использования. В 1936 году епископ Серафим (Шамшев) перенёс кафедру из закрывшееся Воскресенской церкви в один из приделов Троицкой. Троицкая церковь ненадолго стала кафедральным храмом. Однако уже в августе 1937 года, Преосвященный Серафим был арестован и 17 сентября расстрелян во рву Каштачной горы. В храме большевики учинили погром: они жгли иконы, книги и церковные архивы. Фактически храм перестал действовать 27 сентября 1937 года по решению Томского Горсовета. Но распоряжения Новосибирского Крайкома о закрытии прихода поступили лишь 8 февраля 1940 года. К 1940 году все храмы Томской епархии были закрыты, и сама она перестала существовать.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святой...

Среди молившихся за Литургией были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге игумения София (Силина), преподаватели и студенты Сретенской духовной семинарии. Богослужебные песнопения исполнили хор Сретенского монастыря под управлением Н.С. Жилы, хор Сретенской духовной семинарии под управлением М.В. Качанкина, сводный молодежный хор Просветительского центра Сретенского монастыря под управлением Аллы Загурской и Марии Евсеевой. На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Ноздрина, учащегося Московской духовной академии. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Кирилл (Попов), насельник Сретенского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Илариона. Приветствуя Святейшего Владыку, архиепископ Верейский Амвросий отметил, что сегодня Церковь вспоминает 90-летие преставления священномученика Илариона. В дар Его Святейшеству наместник Сретенской обители преподнес облачение, созданное по образцу облачения митрополита Платона (Левшина) середины XVIII века, находившегося в ризнице Чудова монастыря, а ныне пребывающего в музее ризницы Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь. Затем, обращаясь к митрополиту Псковскому Тихону со словами сердечной благодарности за труды, Предстоятель Русской Церкви в частности, отметил: «Радуюсь, что мы сегодня вместе с имеем возможность свершить здесь, в том месте, с которым была связана значительная часть жизни владыки Тихона, в Сретенском монастыре, совместную молитву. Благодарю Вас, владыка, за все то, что Вы сделали. Мы видим и этот величественный храм, и замечательную школу, и народ Божий, который объединялся вокруг Вас и который и сейчас посещает Сретенский монастырь. Это то доброе дело, которое зачтется Вам в вечной жизни и которое вызывает уважение и признательность нашу ныне. Пусть Господь помогает Вам на новом месте Вашего служения».

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Феоктист, священномученик, архиепископ Тверской † 1609; память в воскресенье после 29 июня/12 июля в Соборе Тверских святых До посвящения в архиерейский сан был игуменом Болдина Троицкого Дорогобужского монастыря. В 1598 году, как игумен этого монастыря, принимал участие в работе Земского Собора, избравшего в феврале на царство Бориса Годунова, затем в течение весны и лета оставался при царе. Под избирательной грамотой стоит подпись игумена Феоктиста. 15 января 1603 года хиротонисан во епископа Тверского с возведением в сан архиепископа. 1 июня 1606 года принимал участие в церковных службах и самой церемонии венчания на царство Василия Ивановича Шуйского. В 1606 году выступил в Твери в защиту власти нового царя. Города Ржев, Старица, Зубцов присягнули Лжедмитрию II, и уже в Тверском уезде начался мятеж. Архиепископ Феоктист, «положа упование на Бога», призвал к себе всё духовенство и всех православных жителей города Твери и укрепил их постоять за святые Божии церкви, за православную веру и за крестное целование государя. Следствием этого было возвращение отпавших городов Тверского края под власть царя Василия Шуйского. В июне 1607 года архиепископ Феоктист был вызван в Москву для отпевания и погребения патриарха Иова. Весной 1608 года архиепископ Феоктист был захвачен в плен в Твери отрядом самозванца и отведён в Тушинский лагерь, где его подвергли бесчестию и мукам. Преосвященный Феоктист твёрдо стоял в вере и любви к отечеству и отказался признавать самозванца. В 1609 году, воспользовавшись беспорядками в отряде крамольников, архиепископ Феоктист бежал из плена «к царствующему граду», но был настигнут в пути и после страшных мучений убит. Тело его, обезображенное оружием и зверями, было взято правоверными «ратным путём». Литература: Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 448, прим. 14. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М. 1871. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. Вып. 8, стр. 193–194.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

646 Епископу Евгению ответил из пос. Сталино священник Серафим Кирил­лов, посещавший митрополита Кирилла в Яны-Кургане еще в 1935 г. Епископ Ев­гений просил митрополита Кирилла дать адрес этого священника (что владыка Кирилл и исполнил), чтобы поручить о. Серафиму окормление оставленной там епископом Евгением паствы. 648 Епископ Евгений составил записку о возможности хранения и вкушения мирянами Евхаристических Даров, т. е. Тела и Крови Христовых («Великого Уте­шения»). 650 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе Божественный Тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-ли­бо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковнаго, вразумлялся тем, не мудрствовати паче, еже по­добает мудрствовати» (58-е правило VI Вселенского Собора). 652 Например, митрополит Иосиф при допросе на вопрос о возглавителях движения, одним из руководителей которого он и сам являлся, перечисляя мит­рополита Кирилла, архиепископов Прокопия, Серафима и Димитрия, не называ­ет имени епископа Евгения, что побуждает нас с осторожностью отнестись ко многим «признаниям» епископа Евгения в ходе следственного дознания (напри­мер, признаниям в организации катакомбного церковного подполья и пр.). 653 Письмо митрополиту Кириллу было отправлено 11 (24) мая, в день памя­ти равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, т. е. в день име­нин владыки Кирилла. 656 Епископ Григорий (Граббе) приводит выдержку из докладной записки от 11.04.1937 известного канониста С. В. Троицкого (позднее перешедшего в юри­сдикцию Московской Патриархии), как мнение РПЦЗ: «Права заместителя пре­кращаются со смертью замещаемого, это юридическая аксиома, которую при­знал и сам митрополит Сергий. Поэтому со смертью митрополита Петра полно­мочия митрополита Сергия прекратились, и в должность местоблюстителя авто­матически ео ipso вступает митрополит Кирилл, которого и следует поминать за богослужениями "http://Григорий (Граббе), еп. Русская Церковь перед лицом господ­ствующего зла. С. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но обстоятельства расположили Никона совершить с мощами священномученика до Москвы тот самый путь, которым впоследствии сам он должен был возвращаться из заточения в устроенную им Воскресенскую обитель. Прибыв из Белозерска в Рыбинск, Никон по случаю оказавшегося вверху Волги мелководья, направил свой путь в Ярославль и отсюда сушей в Троицко-Сергивскую лавру, куда и прибыл 4 Июля 275 . Июля 9 совершилось торжественное перенесение мощей священномученика Филиппа в царствующий град Москву 276 . Три дня и три ночи стояли св. мощи среди соборной церкви для благоговейного поклонения и лобзания их благочестивым народом московским. Наконец 13 июля они переложены в новую богатую раку, и поставлены на правой стороне собора в приделе св. Димитрия Солунского 277 . Царь щедро одарил Никона. Он пожаловал ему много драгоценных церковных облачений и сверх того несколько деревень новгородскому архиерейскому дому 278 . Царь, извещая после того воеводу Одоевского 279 о перенесении в Москву св. мощей митрополита Филиппа, ублажал в грамоте к нему страдальцев правды, порицал гонителей их и, между прочим, писал: «А мы, велике государь, ежедневно просим у Создателя и Вседержителя Бога нашего и у пречистой Его Матери, и у всех святых, чтобы Господь Бог... даровал нам, великому Государю, и вам боярам с нами единодушно люди Его световы рассудити в правду всем равно» 280 . Такими-то средствами, ещё в сане митрополита новгородского, противодействовал Никон тем преградам, которые дух времени хотел поставить пастырской ревности его к благоустройству Церкви. По вступлении на патриарший престол он отпечатлел ту же ревность и то же противодействие духу времени на самых заслугах своих для законодательства церковного. При патриархе Иосифе в первый раз напечатано было собрание церковных правил, под названием кормчей книги 281 . Но в это время издатели церковных книг вносили в них свои заблуждения, искажали во многих местах смысл в пользу своих предрассудков и помещали статьи подложные. Такой же участи подверглась и кормчая книга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Имя священника Михаила Красноцветова включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 29 декабря 2021 г. 19:57 29 декабря 2021 года на заседании Священного Синода был заслушан рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно ходатайства митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия о включении имени священника Михаила Красноцветова в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской ( журнал 111 ). Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских). Члены Синода постановили включить имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученика Михаила Красноцветова будет совершаться 12 октября/29 сентября, в день его кончины. Честные останки священномученика Михаила Красноцветова, в случае их обретения, положено считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. Новопрославленному святому будут писаться иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Михаил Григорьевич Красноцветов родился 29 сентября 1885 года в Калуге в семье диакона. По окончании 1 класса семинарии по собственному желанию он подал прошение об отчислении и поступил в Московскую частную классическую гимназию, а затем — на юридический факультет Императорского Московского университета. В 1907 году вступил в брак, в котором родилось шесть детей. В 1909 году стал служить по гражданскому ведомству во Владимирской губернии: сначала народным учителем, затем участковым земским страховым агентом. При Временном правительстве избран мировым судьей, обязанности которого нес до 1920 года. Во время гражданской войны семья Красноцветовых перебралась в Сибирь.

http://patriarchia.ru/db/text/5877593.ht...

«Он казался существом высшего порядка» Воспоминания И.М. Картавцевой о священномученике Игнатии (Садковском). К 85-летию мученической кончины святителя Священномученик Игнатий (Садковский), в миру Сергей Сергеевич Садковский, — епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. В годы гонений на Церковь неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Скончался в заключении в 1938-м г. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2002-м году. День памяти: 28 января (10 февраля). О священномученике Игнатии (Садковском) и воспоминаниях И. М. Картавцевой Священник Димитрий Сафонов : Священномученик Игнатий (Садковский) 9 февраля 2023 года исполняется ровно 85 лет со дня мученической кончины святителя Игнатия (Садковского ), епископа Скопинского, викария Рязанской епархии, который был близким другом священномученика Илариона (Троицкого) в годы обучения в МДА. Он умер в заключении в Кулойском исправительно-трудовом лагере в Архангельской области, не вынеся неимоверных страданий на первом году 10-летнего заключения, к которому он был приговорен Тройкой НКВД по Архангельской области 15 октября 1937 года. Святитель был захоронен на территории лагеря, место погребения неизвестно. Как умирали и захоранивались заключенные в Кулойском лагере, описывают исследователи В.А. Митин и М.В. Митина: «Самым высоким процентом (25%) смертности отмечен 1938 год… Причин этому много. Организация лагеря пришлась на суровые зимние месяцы. Неудовлетворительное снабжение теплой одеждой, тяжелый, непривычный для многих заключенных вид работ, полуголодное питание и произвол лагерной администрации, пик которого пришелся на это время, — все это в совокупности и привело к такому трагическому результату». Они приводят рассказы очевидцев, которые просто леденят душу: «Смертность на лагпункте Полевая” настолько высока, что могильщики не обеспечивали копку могил, и трупы умерших зарывали просто в снег». И еще: «...копка могил производилась спешно... Они не соответствовали размерам умерших. В этих случаях по распоряжению коменданта зоны трупы умерших четвертовались и кусками предавались погребению» .

http://pravoslavie.ru/150926.html

Инициативу установки «каменных скрижалей» на храмах, где служили пострадавшие за веру на Бутовском полигоне и в других местах священномученики, горячо поддержал летом этого года в рамках вверенного ему викариатства епископ Воскресенский Савва. Первый такой мемориальный знак в форме креста был установлен на храме Троицы Живоначальной в селе Горетово Можайского района 16 июня 2013 года. Установленный по благословению настоятеля храма протоиерея Димитрия Смирнова, при активном участии протоиерея Илии Шапиро, памятный знак посвящен священномученику Михаилу Маркову – уроженцу этого села и настоятелю Троицкого храма с 1909 по 1933 год, погибшему в Мариинских лагерях в 1938 году. Таким образом, была отмечена 75-летняя годовщина его мученической кончины. Мне довелось быть на этой службе и быть свидетелем того, как памятный крест оказался в центре внимания прихожан. Особенно когда о. Димитрий после Литургии, совершая крестный ход вокруг церкви, остановился напротив знака, чтобы его освятить и прославить величанием память священномученика Михаила.Сразу стало понятно – сама установка и освящение такого рода памятного знака всегда будут становиться событием в жизни приходской общины, будут давать повод для обращения к житийным текстам, написанию новых и особому почитанию уже написанных икон, то есть к прославлению новомученика на уровне прихода, улицы, города. Установка памятного креста не станет одноразовым действием, а позволит включить новый знак во все процессии пасхального цикла, в уже существующую ткань храмовой символики, создаст возможность как соборного, так и частного особого памятования о святом мученике. Крест в Горетово имеет оригинальную форму и сделан из камня. Надпись на нем гласит: «В этом храме с 1909 по 1933 год служил священномученик Михаил Марков. Погиб в Мариинском лагере 16 июня 1938. Истязание лукаво, неправеден суд, изгнание тягостно, люто мучительство, смерть безчестна пред человеки, велий пред Богом вся претерпевый сия священномученик Михаил» . Казалось бы, что может изменить в умах людей, в жизни села установка памятного знака на храме, но пример с. Горетово показывает, что иногда небольшого символа достаточно для того, чтобы расставить новые акценты в смысловом пространстве улицы, площади или целого поселения, чтобы освободить от летаргического сна реку народной памяти. Возможно, не только из-за установки памятного креста, но во всяком случае после нее недалеко от храма на развилке дорог был установлен указатель, на котором храм не только был упомянут, но и был назван «местом служения священномученика»! В настоящее время администрация сельского поселения рассматривает вопрос о переименовании одной из улиц с. Горетово в честь священника Михаила Маркова!

http://pravoslavie.ru/71559.html

Состоялась встреча главы Архангельской митрополии с работниками епархиальной комиссии по канонизации святых 25 марта 2021 г. 11:11 24 марта 2021 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий  возглавил встречу, посвященную работе комиссии Архангельской епархии по канонизации святых. Участниками встречи стали секретарь епархиального управления протоиерей Валерий Суворов, глава епархиального информационно-издательского отдела игумен Варлаам (Дульский), сотрудник епархиальной комиссии по канонизации святых иеромонах Феофил (Волик), а также сотрудницы этого отдела — Татьяна Санакина, начальник отдела публикации и использования документов Государственного архива Архангельской области, и Елена Тропичева, руководитель сектора краеведческой библиографии Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова. Иеромонах Феофил (Волик) доложил владыке о работе по включению в Собор святых Архангельской митрополии священномученика Димитрия Касаткина, а также о том, какие шаги предпринимаются по прославлению священномученика Петра Черевковского. Кроме того, священник рассказал о том, как продвигается собирание материалов для канонизации преподобного Сергия Малопинежского. На совещании обсудили подготовка богослужебных текстов службы, посвященной Собору святых Архангельской митрополии. Также обсуждалась работа, ведущаяся по созданию иконы Собора святых Архангельской митрополии. Митрополит Корнилий дал поручение организовать сбор материалов о жизни и служении архиепископа Леонтия (Смирнова), который возглавлял Архангельскую кафедру с 1944 по 1953 год. Владыку Леонтия вспоминают как удивительно смиренного и кроткого архипастыря. Его святительское служение выпало на тяжелые послевоенные годы. Сохранился снимок владыки от 9 мая 1945 года на фоне Троицкого проспекта в Архангельске. Приехал в Архангельск, когда в епархии служили всего три священника. За время своего управления епархией освятил 35 православных храмов. В годы Великой Отечественной войны благословил сбор средств для нужд Красной армии. Под его руководством было собрано и внесено в Госбанк и Фонд семей Красной армии свыше 233 тысяч рублей. Однажды один из подростков, подсмеивавшихся над архиереем, бросил в него камень. Камень попал в глаз. Постепенно здоровье владыки ухудшалось, а 22 января 1953 года архиепископ Леонтий преставился. Владыку похоронили у алтарной части Ильинского кафедрального собора. Было решено собрать средства на установку памятника архипастырю. Это было сделано. На памятнике, изготовленном в виде аналоя, были запечатлены предсмертные слова архипастыря: «Дети мои, любите Церковь, молитесь Богу, молитесь за обижающих вас». Помощь в собирании материалов, посвященных архиепископу Леонтию, окажут областной архив и библиотека имени Добролюбова. Митрополит Корнилий благословил Татьяну Санакину и Елену Тропичеву Казанскими иконами Пресвятой Богородицы. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

    ВЕРА (раздел). – С.24-35.   Сергей Худиев . Соблазны . Что это такое и как им противостоять. Ил.: Подражатель Босха. Искушения св. Антония. Ок. 1500. Собрание Лансхота. Хертогенбос; Христианская интерпретация платоновского мифа о пещере. Гравюра Jan Saenredam (1565-1607) по рисунку Cornelis Cornneliszoon van Haarlem (1562-1638)//Фома. - – февраль 2011. – С.24-27,28-29. – (раздел « Вера »).   Святейший Патриарх Кирилл . Дети, которые уже видят Бога . Фрагмент интервью Патриарха журналисту ВГТРК Дмитрию Киселеву, в котором Святейший назвал главной из состоявшихся встреч 2010 года – встречу с пациентами детского хосписа в Фото из архива пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – февраль 2011. – С.30-31. – (раздел « Вера »). приурочена ко второй годовщине со дня интронизации Патриарха Кирилла.   Новомученики:   Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . « По дороге на фабрику смерти». Памяти священномученика Димитрия (Кедроливанского) . Фото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором//Фома. - – февраль 2011. – С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 17 февраля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Димитрия (Кедроливанского). Родился в 1890 году в селе Шарапово Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Василия Кедроливанского. По окончании духовного училища поступил в Рязанскую духовную академию, но после смерти отца, чтобы помогать семье, возвратился в Шарапово. Здесь в Троицком храме служил сначала псаломщиком, а затем – диаконом. В 1929 году арестован за неуплату сельскохозяйственного налога и приговорен к пяти годам ссылки в город Козлов, жители которого жестоко страдали от голода. В Козлове архиерей рукоположил диакона Димитрия во священника ко храму в селе Сычевка, предполагая, что там он найдет какое-нибудь пропитание для себя и своей семьи. За две недели до окончания ссылки отца Димитрия предупредили, что намечено потребовать от него уплаты большого налога и при невыплате арестовать. Священник с семьей срочно выехал на родину в Шарапово. В 1936 году назначен служить в храм святителя Николая в село Круги. Приход состоял из жителей трех деревень, настолько бедных, что у прихожан не было средств платить за требы. Отец Димитрий крестил, отпевал, хоронил бесплатно. 20 января 1938 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Егорьевске. Семья осталась без средств к существованию, спасали прихожане, несли пожертвования. На допросах отец Димитрий виновным себя не признал, отверг все обвинения. 11 февраля 1938 года на 48-ом году жизни он был приговорен к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово. Погребен здесь же, во рву, в безвестной общей могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-94-f...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010