«Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». Уста Его сомкнулись и умолкли, глаза Его закрылись, лицо помертвело, душа отлетела и тело Царя жизни, как труп, повисло на Кресте. Когда склонил Свою голову и умер Спаситель, поколебалась земля, распались камни, раскрылись гробы умерших, и завеса во Святая Святых разорвалась на две половины от верхнего края до нижнего. Сотник же, который держал стражу при Кресте, когда увидел все совершившееся, прославил Бога и сказал: «воистину Он был Сын Божий» ( Мф.27:54 ). И весь народ, бывший при этом и видевший все это, ударяя себя в перси, разошелся по домам. Братие христиане! Будем и мы, с благоволением преклоняя колена душ и телес наших пред Крестом Его, ударять себя в перси, каяться и молиться, говоря: «Боже милостив буди нам, грешным», – нам, которые распяли и убили Бога, Единородного Сына, Единственного Праведника в нечестивом роде человеческом, убили Того, Которого теперь никакая смерть уже не умертвит, убили Царя жизни, Который умерши за грехи наши и воскресши за оправдание наше, взошел теперь на Небо, в вечный чертог Отца Своего, чтобы открыть свободный вход туда и нам, и всем, которые вместе с нами преклоняются пред Крестом Его и, ударяя себя в перси свои, сокрушаются о грехах своих. О, Господи Иисусе Христе! Ты Вечный Первосвященник, Сын Божий, Агнец Божий, вземший грехи мира, понесший и наши грехи. Прими эту жертву нашего благодарения, с которою мы сегодня, с благодарственной мольбою, преклоняемся пред Тобою! Пусть образ Твоего святого и пречистого, за наши грехи распятого на древе клятвы тела ежедневно побуждает нас умирать греху и оживать для Бога! Признай нас Ты, Верный Пастырь, Своими и помоги нам быть и на всю жизнь свою оставаться Твоими, дабы мы при наступлении страшного часа смерти могли с дерзновением передать наши души на попечение Отца Небесного и во имя Твое сказать: «Отче, в руки Твою предаю дух мой!» Аминь. Читать далее Источник: К вам мое слово любви, вразумления и утешения… : проповеди, слова, поучения/священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918), митрополит Киевский и Галицкий. - Тверь : Булат, 2008. - В 3-х том. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской православной церкви)./Т. 2. - 512 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Эта научно выверенная позиция предполагает необходимость внимательного отношения к религиозным процессам в жизни общества, как способным радикально повлиять на все остальные. Ввиду того, что православие тесно связано с историей России на протяжении почти тысячелетнего периода и в значительной мере стало фундаментом отечественной культуры и менталитета (явно или подспудно), связанные с ним процессы могут рассматриваться на предмет устойчивости российской цивилизации в принципе. Для нас, невольных наследников прошедшей эпохи, важно определиться, хотя бы в кратких словах, что представляют собой наши новые мученики, какими открытиями для нас они могут оказаться ценны, чему могут научить, что скрывается за их неизмеримо богатым опытом и какую практическую пользу современное общество может извлечь из их опыта. Прежде всего следует сказать, что многие из пострадавших за Христа мучеников, с позиции рассмотрения их личных способностей, помноженных на их широкую образованность, были далеко не рядовыми людьми даже среди относительно выдающихся людей. Существенно важным для нас является то, что они обладали устойчивыми жизненными приоритетами и не меняли их при исторической встряске; сами их жизненные критерии были важнее для них тех или иных выгод и спекулятивных оценок момента, ближе к эталону вечности, нежели к сиюминутной выгоде, имеющей зачастую материальную подоплеку. Поэтому у новомучеников был достаточный опыт для объективной оценки событий окружающей их действительности. Со своих, в иных случаях более взвешенных позиций, чем у потомков, вышедших из мглы советской эпохи, когда сама история долгое время была орудием политических манипуляций, взгляд новомучеников на историю выгодно отличается трезвостью суждений. Святые блистают, как бриллиант, в оправе истории, освещая многие ее нюансы. Из жития священномученика Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Киевского, мы узнаем, что уже в конце 1880-х годов существовала точка зрения, что и Россию, и Церковь в ближайшие десятилетия постигнут тяжелые испытания. Естественно, что виделось это не только отдельными людьми, но и устойчиво проявлялось и в окружавшей их действительности. Но если эти процессы виделись с достаточной отчетливостью в конце XIX cmoлemuя, то значит, к этому времени уже сложился механизм экономических, социальных и духовных явлений, которые с неизбежностью привели к катастрофе. В житии священномученика Владимира (Богоявленского) воспроизводятся особенности Южной России, с одной стороны, требовавшей большей церковной самостоятельности, а с другой – доходящей в этих требованиях до той крайности, которая неминуемо должна была привести к распаду единого государства и расколу в Церкви.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Нечаев Михаил Андреевич (1879–?), диакон. Член Собора по избранию как клирик от Пензенской епархии. В 1895 г. окончил Пензенское духовное училище и определен к Покровской церкви с. Любятино Пензенского уезда. С 1904 г. псаломщик церкви с. Трубетчино Мокшанского уезда. С 1906 г. диакон Богоявленской церкви г. Керенска. Преподавал в начальных учебных заведениях, был членом общества трезвости. В 1914 г. занимался на противосектантских курсах. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. Член Собора по должности как епископ Вятский и Слободской. Председатель Издательского отдела Собора. Избран заместителем члена Священного Синода. В 1897 г. окончил КДА, кандидат богословия. В 1905 г. хиротонисан во епископа. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. В 1918–1919 гг. в заключении. С 1919 г. архиепископ. В 1919–1921 гг. в заключении. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не мог. С 1921 г. член Священного Синода. С января 1922 г. архиепископ Крутицкий. Неоднократно арестовывался, находился в ссылках и лагерях. С ноября 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Никодим (Кротков Николай Васильевич ; 1868–1938), священномученик, архиепископ. Член Собора как заместитель митрополита Антония (Храповицкого) . В 1907 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. В 1918 г. арестован петлюровцами, в мае-октябре 1919 г. находился в Кракове в католическом монастыре вместе с митрополитом Антонием и архиепископом Евлогием. С июня 1920 г. епископ Таврический и Симферопольский. С 1922 г. архиепископ. В 1922–1932 гг. в заключении. С 1932 г. архиепископ Костромской и Галичский. С 1936 г. в заключении. Скончался в заключении. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Николай (Добронравов Николай Павлович ; 1861–1937), священномученик, архиепископ. Член Собора как член Предсоборного Совета в сане протоиерея. В 1885 г. окончил МДА, кандидат богословия, С 1890 г. законоучитель, профессор богословия Александровского военного училища (Москва). С 1891 г. протоиерей. Преподавал в различных учебных заведениях, автор книг и статей по богословским и церковным вопросам. На Соборе выступал против восстановления патриаршества, однако по избрании и настоловании Святейшего Патриарха Тихона стал его искренним и горячим сторонником. С 1918 г. настоятель московской Всехсвятской церкви на Варварской площади (на Кулишках). В 1918 г. арестован во время работы Собора, провел несколько месяцев в тюрьме, во все время нахождения в заключении Комиссия Собора ходатайствовала о его освобождении. Овдовел. После окончания работы Собора пострижен в монашество ив 1921 г. хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 г. арестован, выслан на один год в г. Усть-Сысольск. С 1923 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. В 1925–1937 гг. в тюрьмах и ссылках. Расстрелян. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Неурожай и народное бедствие. СПб., 1892; Пьянков С. А., Михалев Н. А. Голод 1891–1892 гг. в России в советской и современной отечественной историографии//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2015. С. 44–55. 10 Бурега В. В., Мания Э. М. Воспоминания святителя Каллистрата (Цинцадзе) о служении в Грузии священномученика Владимира (Богоявленского)//Труды Киевской духовной академии. 2018. 28. С. 69. 11 Подробнее см.: История Московского епархиального дома. [Электронный ресурс]//URL: Анохин Д. Московский епархиальный дом — свидетель церковной истории//Журнал Московской Патриархии. 2015. 6. С. 48–53. 12 Опубликовано в: Московские ведомости. 1905. 16 октября. 13 Определение Святейшего Синода от 22.10.1905 за 150, по ­поводу прискорбных событий 16 октября в некоторых храмах города Москвы//Церковные ведомости. 1905. 44. С. 499. 14 Владимир (Богоявленский), митр. Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой. М., 1909. С. 41. 15 Опубликовано в: Киевские епархиальные ведомости. 1917. 32–33. С. 260–262. 16 Ульяновський Церква в 1917–1920 рр. (доба Ради). 1997. С. 151–152. 17 Подробнее см., напр.: Савченко В. А. Двенадцать войн за Украину. Харьков, 2006. С. 46–55. 18 Венок на могилу высокопреосвященного митрополита Владимира. С. 51. 19 Гриневич В. А., Гриневич Л. В. справа головнокомандувача радянських в М. А. Муравйова: Документи, 2001. С. 270. 20 Венок на могилу высокопреосвященного митрополита Владимира. С. 40–59. 21 Ульяновський Церква в 1917–1920 рр. (доба гетьманату Павла Скоропадського). 1997. С. 138–142. 22 Ульяновський Церква в 1917–1920 рр. (доба гетьманату Павла Скоропадського). С. 138–142; Козлов Д. В. Смерть митрополита Володимира (Богоявленського): три та результати через призму системного Вип. 15. 2012. С. 102–103. 23 Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М.; Пг., 1918. Вып. 3. С. 55. 24 Цит. по: Отцы и учители Церкви III века: Антология/сост. иером. Илариона (Алфеева). Т. 1. М., 1996. С. 378.     22 марта 2022 г. 13:00 HTML-koд для сайта или блога: Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Возделывая ниву Господню» Священномученика Владимира Киевского иногда называют первомучеником ХХ века. Подобно тому как в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире вера Христова из Киева распространилась по всей Руси, так и в 1918 году с убийства митрополита Владимира Киевского начался смиренный и в то же время торжественный путь мученичества и исповедничества за веру Христову в ХХ веке. В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира в лике священномучеников и обретения его мощей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. О жизни и подвиге святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. PDF-bepcuя. e-mail: @

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

Владимир (Благоразумов Иосиф, 1845–1914), епископ. Духовный писатель. В 1901 г. хиротонисан во епископа Сарапульского, первого викария Вятской епархии. С 1906 г. епископ Приамурский и Благовещенский. В 1909 г. уволен на покой. Владимир (Богоявленский Василий Никифорович; 1848–1918), священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. В 1888 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С 1891 г. епископ Самарский и Ставропольский. С 1892 г. архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1898 г. митрополит Московский и Коломенский; с 1912 г. Санкт-Петербургский и Ладожский, первенствующий член Св. Синода. Доктор богословия. С 1915 г. митрополит Киевский и Галицкий с оставлением Первенствующим членом Св. Синода. Член Предсоборного Совета. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., почетный председатель Собора до 21 ноября (4 декабря) 1917 г. 25 января (7 февраля) зверски убит в г. Киеве. Причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1992 г. Власьевский Иван Филиппович (1884–1946), генерал-лейтенант белой армии. Эмигрировал в Харбин. Сотрудничал с БРЭМ. В 1945 г. арестован органами НКВД. 30 августа 1946 г. приговорен к расстрелу вместе с К. В. Родзаевским, А. П. Бакшеевым и др. и в тот же день расстрелян. Востоков Владимир Игнатьевич (1868–1957), протоиерей. Служил настоятелем ряда московских церквей. В 1911 г. издавал духовно-литературный ежемесячник «Отклики на жизнь». Член совета Московского отдела Православного Камчатского Братства. В 1912 г. по приглашению Великой княгини Елисаветы Феодоровны читал лекции при Марфо-Мариинской Обители Милосердия. За статью против Г. Е. Распутина был вынужден уехать в г. Уфу. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Духовник и проповедник армии генерала П. Н. Врангеля. В 1920 г. эвакуировался в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). Законоучитель в русской гимназии. Настоятель храма в г. Великий Бечкерек. В 1944 г. бежал из Югославии. Был настоятелем церквей, устроенных в лагерях русских беженцев в Австрии и Германии. В 1951–1957 гг. настоятель церкви св. Тихона Задонского в г. Сан-Франциско.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Мордвинов. Воспоминания. – «Царственные мученики...», с. 65). В нем никогда не слабело высокое чувство долга за вверенное ему царство. Эту ответственность он понимал прежде всего духовно, зная что на Суде Божием будет испытан как царь и от того, какой он даст ответ, будет зависеть его посмертная участь. «Император Николай II обладал живым умом, быстро схватывающим существо докладываемых ему вопросов. Все, кто имел с ним деловое общение, в один голос об этом свидетельствуют. У него была исключительная память, в частности на лица. Государь имел также упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов. Он не забывал их, постоянно к ним возвращался, и зачастую, в конце концов, добивался своего». (Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. СПб., 1991. С. 37). Владимир (Богоявленский Василий Никифорович) – священномученик, митрополит Киевский и Галицкий. Родился 1 января 1847 г. в семье священника в с. Малые Морошки Моршанского уезда Тамбовской губернии. После окончания Тамбовской духовной семинарии учился в Киевской духовной академии, которую окончил в 1874 г. кандидатом богословия. В этом же году был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии. В 1882 г. рукоположен во священника Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 г. – благочинный городских церквей. В 1886 г. овдовевший отец Василий принял монашеский постриг. В сане архимандрита был назначен настоятелем Троицкого монастыря г. Козлова. 13 июня 1888 г. был рукоположен в Александро-Невской лавре во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. В 1891–92 гг. – епископ Самарский и Ставропольский. В 1892 г. назначен архиепископом Карталинским, экзархом Грузии. Много заботился высокопреосвященный Владимир о просвещении края в духе Православия. При его содействии было открыто более 300 школ. Усилиями архиепископа Владимира было построено или возобновлено более 100 храмов. В 1898 г. он был назначен митрополитом Московским и Коломенским. Владыка имел особое попечение о нравственном состоянии своей многочисленной паствы. Он ревностно боролся с таким массовым недугом, как пьянство (Архипастырский призыв духовенства и общества в борьбе с пьянством. СПб., 1911 г.). Митр. Владимир содействовал преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской обители. Как член Святейшего Синода принимал участие в канонизации святых (прп. Серафима Саровского , свт. Питирима Тамбовского, свт. Иоасафа Белгородского ). В 1912–15 гг. – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Первенствующий член Святейшего Синода. В 1915–18 гг. – митрополит Киевский и Галицкий. Был Почетным Председателем Священного Собора Российской Православной Церкви как старейший архиерей. 21 ноября (4 декабря) 1917 г. возглавлял торжественный чин интронизации Святейшего Патриарха Тихона в Кремлевском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Ровно через 5 месяцев, 31 марта 1918 г., когда количество поименно известных Святейшему Синоду убиенных священнослужителей уже достигло 15 человек, в храме Московской Духовной семинарии Святейшим Патриархом Тихоном в сослужении четырех архиереев и десяти архимандритов и протоиереев была совершена первая в истории Русской Православной Церкви XX в. «заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам». Во время произнесения на заупокойной литургии и панихиде молитвенных возношений «Об упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных» вслед за первым убиенным архиереем — митрополитом Владимиром (память его 25 янв.) поминался первый убиенный протоиерей Иоанн — о. Иоанн (Кочуров), открывший своей страстотерпческой кончиной исповедническое служение сонма новомучеников Российских XX в. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (+ 1918) Память его празднуется 25 янв. в день мученической гибели и в ближайшее к 25 янв. воскресенье вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий), родился 1 января 1848 г. в селе Малые Моршки  Моршанского уезда  Тамбовской губ., в семье священника Никифора Богоявленского, впоследствии также принявшего мученическую кончину. С детства Василия отличали скромность и чистосердечность. Воспитывался он в деревне и хорошо знал народную жизнь. Стремление быть ближе к простым людям стало в дальнейшем особенностью его пастырского пути.  Образование он получил в Духовном училище и семинарии в Тамбове и в Киевской Духовной академии, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия, получив назначение преподавателем в родную семинарию.  Василий Богоявленский был рукоположен во пресвитера в Покровской соборной церкви города Козлова в 1882 г. и вскоре был назначен настоятелем  Троицкого храма  и благочинным городских церквей. С начала своего пастырского служения он стяжал любовь и уважение мирян и клира. В трагической смерти жены и единственного ребенка молодой священник усмотрел Промысл Божий. Поступив в  Тамбовский Казанский монастырь,  он 8 февраля 1886 г. принял иноческий постриг с наречением ему имени Владимир, на следующий день возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря. В тот же год переведен настоятелем одного из монастырей Новгорода. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

22 января обстрел снова усилился и достиг своего апогея 23 января, когда Лавра оказалась под непрерывным огнем, так как большевистские разведчики доносили, будто с лаврской колокольни ведется обстрел большевистских отрядов, чего в действительности не было. Во время ураганного обстрела Лавры 23 января в одну из икон попала шрапнельная пуля; пробив стекло, она вошла в икону, в область сердца Богоматери, – это был образ Казанской иконы Божией Матери. Вид этой иконы впоследствии произвел потрясающее впечатление не только на верующих богомольцев, но и на большевиков, которые с изумлением останавливались перед ней. Вечером 23 января большевики овладели Лаврой, и, по свидетельству очевидцев, в «ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся дикими монголами во время разорения Киева и Лавры в 1240 году. Вооруженные толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, производили крик, шум и безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днем и ночью, стреляли над головами... избивали стариков, грабили что только попадалось под руку, останавливали монахов днем на дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками... Подобные насилия происходили в течение всего дня 24 января» 52 . Митрополит Владимир до 23 января жил в верхнем этаже митрополичьих покоев, а 23 января по совету близких он перешел жить в нижний этаж, куда пригласил епископа Прилукского Феодора. Сутки они провели в алтаре нижнего храма во имя святителя Михаила, первого митрополита Киевского. 24 января, перед литургией, митрополит Владимир отслужил в Великой церкви акафист Успению Божией Матери. По наблюдениям сослуживших с ним, чтение акафиста митрополитом в этот день отличалось особенной проникновенностью и задушевностью. Около полудня 24 января в трапезную Лавры явилось четверо солдат, которыми руководил предводитель, одетый в кожанку и морскую фуражку. Главарь остался недоволен черным хлебом, который был подан к обеду. Бросив хлеб на пол, он заявил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фрагмент фото flickr.com/photos/alexxx-malev/ Кормчий 6 мин., 01.06.2002 Памяти священномученика Владимира (Богоявленского) 7 февраля Русская Православная Церковь празднует память священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского, первого иерарха, пострадавшего в начале гонений на Церковь в ХХ столетии, по дню мученической кончины которого празднуется память Собора новомучеников и исповедников Российских. В 1888 году, в день после хиротонии во епископа, владыка Владимир вышел вместе с известным тогда славянофилом, глубоко интересовавшимся церковными вопросами, генералом Киреевым, который спросил его: «Сколько вам лет, Владыко?» — «Сорок», — ответил епископ. «Ах, много ужасного увидите вы в жизни Церкви, — и генерал глубоко задумался, вздохнул и прибавил, — если проживете еще хоть двадцать пять лет». Внимательный ко всему серьезному, Владыка всю жизнь помнил эти слова и особенно остро вспоминал их тогда, когда церковный корабль вошел в бурные потоки смутного времени, тем более что не простым гребцом он был на этом корабле, а кормчим трех главных епархий — Московской, Санкт-Петербургской и Киевской. Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в 1848 году в Тамбовской губернии, в 1874-м окончил Киевскую Духовную академию, в 1882-м был рукоположен во священника, в 1886-м — пострижен в монашество с именем Владимир и возведен в сан архимандрита, в 1888 г. — хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, в 1891 г. — назначен на Самарскую кафедру, в 1892 г. — экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа, в 1898 г. — на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита, в 1912 г. — митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, в 1915 г. — митрополитом Киевским. На всяком месте, где ему пришлось служить, Владыка делал все возможное для просвещения паствы, учреждал церковно-приходские школы, открывал монастыри, создавал благотворительные учреждения, первый шел на помощь народу при различных бедствиях, как, например, во время голода в Самарской губернии, где он стал заниматься организацией столовых для бедноты и для детей в школах.

http://foma.ru/kormchij.html

В своих делах владыка являл себя как апостол любви. Чем же воздали ему? Октябрьский переворот 1917 года вызвал множество нестроений не только в государственной, но и церковной жизни. На Украине ярко выразились сепаратистские движения, появились тенденции к отделению от Русской Православной Церкви. Достаточно быстро в Киеве был организован съезд некоторой части клира и мирян, который образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской церкви. Священномученик Владимир встал на защиту единства Церкви, призывал и пастырей, и паству избегать вражды и препятствовать расколу, предостерегая, что отделение, «конечно, только порадует внутренних и внешних врагов». Владыка просил духовенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собой и со всей Православной Русской Церковью». В адрес святителя посыпались оскорбления и стали поступать угрозы. Националисты настраивали против митрополита братию Киево-Печерской Лавры, распространяя клевету, якобы он «обирает Лавру, получая огромные деньги». Близилась личная Голгофа священномученика Владимира. Киев был захвачен большевиками, во время обстрелов Лавры шрапнельная пуля попала в образ Казанской иконы Божией Матери. Пробив стекло, пуля вошла в область сердца Богоматери. Вид этой иконы производил потрясающее впечатление не только на верующих, но и на большевиков, которые останавливались перед ней с изумлением. И эта рана святого образа предвещала кровоточащие раны служителей Божиих. В городе начались невиданные дотоле грабежи и насилия. Вооруженные люди врывались в храмы, с шапками на головах и папиросами в зубах, с руганью глумились над святынями, вламывались в жилища монахов, стреляли над их головами, избивали и грабили. 24 января 1918 года, перед Литургией, митрополит Владимир служил в Великой церкви акафист Успению Божией Матери. По наблюдению присутствовавших, владыка читал акафист в этот день с особенной проникновенностью и задушевностью. Он как будто чувствовал предстоявшее ему. Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года 25 января (7 февраля по новому стилю) вооруженные люди ворвались в покои священномученика Владимира. Хотя красный террор в отношении священнослужителей еще только должен был начаться, владыка понял, что его поведут расстреливать. Выходя из покоев, он благословил своего келейника, поцеловал и, пожав руку, сказал: «Прощай, Филипп!» Келейник вспоминал, что «владыка был спокоен, словно шел на служение Литургии». Всех присутствующих в доме святитель благословил со словами: «Прощайте!»

http://pravoslavie.ru/90442.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010