Новомученики и исповедники. Лица и судьбы Имена новомучеников. 8 февраля, 2020 Имена новомучеников. 5 февраля 2023 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви (традиционно с 2000 года этот праздник отмечается в первое воскресенье после 7 февраля, если 7 февраля — не воскресный день и приходится на дни с понедельника до среды, то Собор отмечается в воскресный день, предшествующий этой дате). На сегодняшний день в составе Собора — более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них. Новомученики и исповедники Российские Священномученик Петр Скипетров , протоиерей, первомученик Петроградский Память 1 февраля (19 января ст.ст.). Первый священник в Петрограде, погибший от рук богоборческой власти. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра были супруга и семеро детей. На момент смерти ему было 55 лет. Священномученик Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский и Галицкий Память 6 февраля (25 января ст.ст.). Первый архиерей Русской Церкви, погибший во время революционной смуты. Убит вооруженными бандитами во главе с комиссаром-матросом неподалеку от Киево-Печерской Лавры. На момент смерти митрополиту Владимиру было 70 лет. Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский Память 6 февраля (25 января ст.ст.). Пользовался большим авторитетом среди воронежских рабочих, что вызвало недовольство советской власти. В 1927 году был сослан в Соловецкий концлагерь на 10 лет. Скончался там от тифа в 1929 году, в возрасте 50 лет. Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Память 17 июля (4 июля ст.ст.). Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. На момент расстрела императору Николаю было 50 лет, императрице Александре 46 лет, великой княгине Ольге 22 года, великой княгине Татьяне 21 год, великой княгине Марии 19 лет, великой княгине Анастасии 17 лет, цесаревичу Алексию 13 лет. Вместе с ними были расстреляны их приближенные -лейб-медик Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова. Преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова) и  инокиня Варвара (Яковлева)

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-i...

24 июня Память апостолов Варфоломеея и Варнаавы (I) 25 июня Память преподобного Онуфрия Великого (IV), преподобного Петра Афонского (734). Перенесение мощей (1650) и второе прославление (1909) благоверной великой княгини Анны Кашинской . 26 июня Память преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой) (1789). 27 июня Память пророка Елисея, обретение мощей священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского (1992). 28 июня Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца . А также святого пророка Амоса. 29 июня В этот день Церковь вспоминает перенесение мощей святителя Феофана Затворника. А также чтит память святителя Тихона, епископа Амафутинского, преподобного Тихона Медынского, преподобного Тихона Луховского, преподобного Моисея Оптинского. 30 июня Память святых мучеников Халкидонских — Мануила, Савела и Исмаила. 1 июля Мучеников Триполийских — Леонтия, Ипатия и Феодула, а также чествует образ Боголюбской иконы Божией Матери. 2 июля Память апостола Иуды, брата Господня, святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского . 3 июля Церковь вспоминает священномученика Мефодия, епископа Патарского, благоверного князя Глеба Владимирского. 4 июля В этот день Церковь вспоминает обретение мощей преподобного Максима Грека, а также чтит память святого мученика Иулиана Тарсийского. 5 июля В этот день Церковь вспоминает священномученика Евсевия, епископа Самосатского. 6 июля В этот день Церковь чествует образ Владимирской иконы Божией Матери . А также вспоминает Собор Владимирских святых и чтит память мученицы Агриппины Римляныни. 7 июля Церковь празднует Рождество честного славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна . 8 июля В этот день церковь особым образом чтит память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии , Муромских чудотворцев. 9 июля В этот день Церковь чествует образ Тихвинской иконы Божией Матери. А также вспоминает преподобного Давида Солунского. 10 июля В этот день Церковь вспоминает обретение мощей святого преподобного Амвросия Оптинского .

http://foma.ru/petrov-post-po-dnyam.html

Священник Александр Тиманков , клирик Андреевского собора, Санкт-Петербург. Ржавый молоток в руках Бога . Фото Мадины Астаховой, Александра Шурлакова, Сергея Воронина//Фома. - – октябрь 2009. – С.20-21. – (рубрика « Тема номера. Почему я стал священником »). Протоиерей Александр Авдюгин , Луганская область, Украина. Священником нужно просто быть. Всегда . Фото Андрея Близнюка, Александра Шурлакова, Сергея Воронина//Фома. - – октябрь 2009. – С.22-23. – (рубрика « Тема номера. Почему я стал священником »). Священник Иаков Амбарцумов , город Санкт-Петербург. Последствия чуда . Фото Александра Шурлакова//Фома. - – октябрь 2009. – С.24-25. – (рубрика « Тема номера. Почему я стал священником »). ВЕРА (раздел). – С.26-35. (на заставке – коллаж из фото Ксении Кашириной и Анастасии Пассовой) Александр Ткаченко . Нет в жизни счастья? Фото Аллы Стецун//Фома. - – октябрь 2009. – С.27-29. – (раздел « Вера »). Монолог: Марина Журинская . Природа и Бог. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – октябрь 2009. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Монолог »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Миссионер . Памяти священномученика Константина (Голубева). Фото из архива автора//Фома. - – октябрь 2009. – С.32-33. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). На врезке к статье: Цитата. ( Из обращения священномученика Константина, клира и прихожан Богоявленского собора города Богородска к Святейшему Патриарху Тихону ). – С.33. 2 октября Русская Православная церковь отмечает память священномученика Константина (Голубева). Родился в 1852 году в семье псаломщика, жившей в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии, где к тому времени действовало много раскольничьих сект. Поступив в Саратовскую Духовную семинарию, стал уделять особое внимание изучению истории раскола со всеми его многочисленными ответвлениями, а после окончания учебы вернулся в Барановку в качестве миссионера.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-78-...

Собору принадлежали: каменная часовня в церковной ограде (в часовне было более 90 икон); каменный двухэтажный дом близ собора (построен в 1834 г.); каменная часовня на городской площади, построенная городской думой в память спасения царской семьи 17 октября 1888 г.; каменный двухэтажный дом на Шоссейной улице с лавкой и деревянным флигелем; деревянное одноэтажное здание на церковной земле; деревянный дом-сторожка, выстроенный в 1896 г. С 1895 г. настоятелем был определен будущий священномученик Константин Богородский (протоиерей Константин Алексеевич Голубев, 1852-1918 гг.; память 2 октября ст. ст.). Его честные мощи были обретены 20 ноября 1995 г. и в настоящее время почивают в Богоявленском соборе. Затем настоятелем Богоявленского собора стал протоиерей Николай Александрович Сперанский. В 1931 г. он был арестован и выслан, вернулся из ссылки в середине 1930-х гг. В 1937 г. — вновь арестован и расстрелян в Бутово. Подобная участь ожидала большинство клириков и активных прихожан Богоявленского собора. Настоятелем собора в этот тяжелый для Церкви период был священномученик Сергий (протоиерей Сергий Константинович Махаев; 1874-1937, расстрелян в Бутово 2 декабря), а после его ареста — священномученик Николай (священник Николай Александрович Андреев; 1869-1937, расстрелян в Бутово 10 декабря). Собор был закрыт в 1938 г., с 1940 г. в здании размещалось сапоговаляльное производство (связанное с ядовитыми препаратами), на территории была газораздаточная станция. В 1953 г. Ногинский исполком предпринял попытку сломать купола и разобрать колокольню, но собор удалось сохранить. В 1989 г. храм был передан верующим. Важным событием в жизни храма стала служба у мощей преподобного Серафима Саровского во время их перенесения в Дивеево в августе 1991 г. В 1993 г. Богоявленский собор захватили раскольники. В ноябре 1997 г. его удалось вернуть Русской Православной Церкви. Знаменательно, что первое богослужение в возвращенном храме было совершено в день обретения мощей священномученика Константина — 20 ноября. Постепенно в храме восстановилась приходская жизнь. Были произведены ремонтные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами.

http://patriarchia.ru/db/text/1838634.ht...

Евстафий, святой мученик Виленский. Евфимий (Подрез; † 1499), епископ. До возведения в епископский сан был игуменом Троице-Сергиевой Лавры. В 1496 г. хиротонисан во епископа Сарайского (Сарского) и Подонского на Крутицы. Ежов Николай Иванович (1895–1940), нарком НКВД в 1936–1938 гг. Расстрелян. Елевферий (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 1870–1940), митрополит. В 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. С 1917 г. временно управляющий Литовской епархией. С 1921 г. архиепископ Литовский и Виленский. В 1923 г. переселен польским правительством в г. Ковно. С 1930 г. временно управляющий западноевропейскими приходами Русской Православной Церкви, подчинявшимися митрополиту Сергию (Страгородскому) , в 1931 г. утвержден в этой должности. Елена (Куликова), монахиня Серафимо-Дивеевского подворья в Москве. Елизаров Марк Тимофеевич (1863–1919), советский государственный и партийный деятель. После Октябрьской революции нарком путей сообщений, с 1918 г. главный комиссар по делам страхования, с 1919 г. член коллегии Наркомата торговли и промышленности. Ермоген (Ермолай; 1530–1612), священномученик, Патриарх Московский и всея России. С 1579 г. священник в г. Казани. Обрел Казанскую икону Божией Матери. В 1587 г. принял монашество. В 1589 г. хиротонисан во епископа Казанского и Астраханского с возведением в сан митрополита. В 1606 г. избран Патриархом Московским и всея России. В 1608 г. выступил против Лжедмитрия II («Тушинского вора»), после захвата поляками Москвы запретил москвичам присягать польскому королю Сигизмунду III. В 1610–1611 гг. рассылал по русским городам грамоты с призывом к восстанию против интервентов. Схвачен поляками, заточен в Чудов монастырь в московском Кремле и умер от голода. Причислен к лику святых в 1913 г. Занковский, свидетель по делу митрополита Петра. Заозерский Александр Николаевич, протоиерей см. Александр (Заозерский), священномученик, протоиерей Заполъский Е., протоиерей. Зарин Сергей Михайлович (1875–1935), профессор СПбДА. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, член Президиума, секретарь и заведующий юридическим отделом обновленческого «Священного Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

С 1895 г. настоятелем определен будущий священномученик Константин Богородский (протоиерей Константин Алексеевич Голубев, 1852-1918 гг.; память 2 октября ст. ст.). Его честные мощи были обретены 20 ноября 1995 г. и в настоящее время почивают в Богоявленском соборе. Затем настоятелем Богоявленского собора стал протоиерей Николай Александрович Сперанский. В 1931 г. он был арестован и выслан, вернулся из ссылки в середине 1930-х гг. В 1937 г. — вновь арестован и расстрелян в Бутово. Подобная участь ожидала большинство клириков и активных прихожан Богоявленского собора. Настоятелем собора в этот тяжелый для Церкви период был священномученик Сергий (протоиерей Сергий Константинович Махаев; 1874-1937, расстрелян в Бутово 2 декабря), а после его ареста — священномученик Николай (священник Николай Александрович Андреев; 1869-1937, расстрелян 10 декабря в Бутово). Собор был закрыт в 1938 г., с 1940 г. в здании размещалось сапоговаляльное производство (связанное с ядовитыми препаратами), на территории была газораздаточная станция. В 1953 г. Ногинский исполком предпринял попытку сломать купола и разобрать колокольню, но собор удалось сохранить. В 1989 г. храм был передан верующим. Важным событием в жизни храма стала служба у мощей преподобного Серафима Саровского во время их перенесения в Дивеево в августе 1991 г. В 1993 г. Богоявленский собор захватили раскольники. В ноябре 1997 г. его удалось вернуть Русской Православной Церкви. Знаменательно, что первое богослужение в возвращенном храме было совершено в день обретения мощей священномученика Константина — 20 ноября. Постепенно в храме восстановилась приходская жизнь. Были произведены ремонтные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами. К собору приписаны часовни: в честь Тихвинской иконы Божией Матери на территории собора; памяти павших в Великой Отечественной войне на площади Победы; часовня на городском кладбище. Среди святынь собора: сохранившийся от дореволюционной росписи Тихвинский образ Божией Матери; Казанская икона Божией Матери; иконы святителя Николая, Новгородских святых с частицами мощей; святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей мощей, Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая священномученику Константину Богородскому (в алтаре).

http://patriarchia.ru/db/text/1828157.ht...

Публикация каталогов архива Пантелеимонова монастыря также призвана привлечь внимание ученых к важнейшей задаче полного научного описания рукописного собрания монастыря и должна подготовить почву для такого рода исследований. Внимание благочестивых читателей, несомненно, должна заслужить «Летопись чудесных событий, происшедших в Русском Пантелеимоновом монастыре от основания до 1993 года». Здесь будет содержаться описание чудесных и духовно значимых событий, изложенных в хронологическом порядке на основании документов из архива Пантелеимонова монастыря. Чудесные события, расположенные в книге по годам, выявили и засвидетельствовали удивительный факт непрестанного попечения Божия об обители. Отдельный том предполагается посвятить духовному наследию старцев Пантелеимонова монастыря Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина). Книга будет содержать обширные жизнеописания этих выдающихся деятелей Русского Афона, а также публикацию их дневниковых записей, писем и других документов. Не сомневаюсь, что большой интерес у исследователей вызовет и публикация писем к старцам Русского Пантелеимонова монастыря известных церковных деятелей, религиозных философов и писателей, в том числе святителя Феофана Затворника (Говорова), святителя Московского Макария (Парвицкого-Невского), преподобных старцев Оптинских Амвросия (Гренкова) и Исаакия (Антимонова), святителя Николая Японского (Касаткина), священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Арсения (Стадницкого), священномученика Серафима (Чичагова), преподобной Анастасии (Великой княгини Александры Петровны), святителя Николая (Велимировича) Сербского, святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (Максимовича), епископа Чигиринского Порфирия (Успенского), архимандрита Леонида (Кавелина), архимандрита Антонина (Капустина), митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), митрополита Антония (Храповицкого), архиепископа Анастасия (Грибановского), митрополита Вениамина (Федченкова), архиепископа Аверкия (Таушева), протоиерея Георгия Флоровского, протоиерея Стефана Ляшевского, епископа Кассиана (Безобразова), митрополита Антония (Блума) Сурожского, Константина Николаевича Леонтьева, писателей Ивана Сергеевича Шмелева и Бориса Константиновича Зайцева и многих других.

http://patriarchia.ru/db/text/1991733.ht...

Сентября 30 (13 октября) Священномученик Леонид (Прендкович) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Леонид родился 22 марта 1874 года в Москве в семье священника Александра Прендковича. Родители его умерли рано, и Леонид с братом Иваном жили и воспитывались в семье старшей сестры Варвары, которая была замужем за служившим в одном из московских храмов священником Александром Дмитриевичем Харитоновым. Отец Александр воспитал братьев Леонида и Ивана и определил их в семинарию. В 1899 году Леонид Александрович окончил Московскую Духовную семинарию, а через год – курс Московского епархиального училища иконописания. С 26 октября 1899 по 2 июня 1900 года он служил учителем Троице-Ратмановской церковноприходской школы Богородского уезда, откуда был перемещен на должность законоучителя в Юркинскую церковноприходскую школу и затем, 4 января 1902 года, – на должность учителя в Верейскую городскую церковноприходскую школу. К этому времени Леонид Александрович познакомился со своей будущей женой, Анастасией. Она заканчивала институт благородных девиц в Москве, куда ее определил дядя, занимавший должность инспектора подобного рода институтов. Не имея своих детей, он заботился о воспитании и образовании детей сестры. Анастасия была дочерью священника Петра Соколова, который служил в Богоявленском храме в городе Верее. По окончании института Анастасия Петровна вернулась в Верею и обвенчалась с Леонидом Александровичем. Впоследствии у них родилось пятеро детей. В 1903 году Леонид Александрович был рукоположен во священника к Богоявленскому храму в городе Верее, а после смерти тестя назначен настоятелем этого храма. Одновременно отец Леонид продолжал служить законоучителем в Верейских училищах: в пригородном министерском двухклассном училище, в низшей ремесленной школе и в двухклассном приходском женском училище. В память 25-летия существования церковноприходских школ он был награжден серебряной медалью на Александровской и двойной Владимирской лентах. С сентября 1904 года отец Леонид состоял членом Верейского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, а с марта 1911 года – товарищем председателя Верейского отдела Братства Воскресения Христова. В январе 1913 года отец Леонид был назначен лектором и заведующим Верейских народных катехизаторских курсов. С 1910 по 1914 год он был членом благочиннического совета 1-го округа Верейского уезда, а с 1914 года – духовником священноцерковнослужителей 1-го округа Верейского уезда. В 1907 году он был награжден набедренником, в 1913 году – фиолетовой скуфьей. Возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот еще слова протоиерея Иоанна Восторгова, который, кстати, и сам был расстрелян несколько месяцев спустя: «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих, и смерть его такая, как и вся жизнь, без позы и фразы, не может пройти бесследно». Святый угодниче Божий, священномучениче Владимире, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 874 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 27 июня 2023, 13:57 Именно при владыке Владимире, бывшем викарным епископом Старорусским, вернулась домой из Тихвина Старорусская икона Богородицы. Священномучениче Владимире, моли Бога о нас и о всей стране Российской. Лариса 26 июня 2020, 08:28 Первый предал Помазанника, Царя Николая II Александровича Романова, в феврале 1917 г. на заседании Святейшего Синода. Нарушил Соборную клятву 1613 г. и пустил Россию под откос. М 29 июня 2019, 21:36 Святый великомучениче Владимир!моли Господа о нас! Мария 27 июня 2018, 17:05 Владыка Владимир! Моли Бога о нас грешных! И о вразумлении заблудших, ушедших в раскол многих жителей Малой Руси! Людмила 12 февраля 2017, 11:10 Спасибо! Очень проникновенно и пользительно для души...Священномучениче Владимир,моли Бога о нас грешных, о детях моих и всех православных христианах!!! lyudmila Toll 5 февраля 2017, 07:33 священномученик Владимир моли БОГА о нас петр 27 января 2017, 12:43 Сила Божия в немощи совершается! Все святии молите Бога о нас, немощных! римма 27 июня 2016, 15:43 Священномученик Владимир, помолись обо мне грешной и недостойной, помоги в работе мне и моим детяс , а внучке - в учебе, даруй здравие душевное и телесное мне и моим родным, убереги моих детей и внучку от дурных поступков, веди их путем праведным. Не остави нас своим предстательством.

http://pravoslavie.ru/90442.html

6 . Автор 2-й Мак. книги – еврей, по убеждению – фарисей, книгу написал в Палестине. 7 . Время написания 2-й Мак. книги – конец 2-го века до Рождества Христова. 8 . Православная церковь признаёт 2-ю Мак. книгу книгою неканоническою, по авторитету хотя и неравною книгам каноническим, но всё же в высшей степени назидательною и полезною: из неё заимствовано богослужение на 1 августа, по ней составлены многие святоотеческие похвальные слова мученикам, православные богословы пользуются ею в раскрытии учение о молитве живых за умерших и умерших за живых. 9 . 2-я Мак. книга, по своему догматическому и нравственному учению, имеет богословское значение письменного памятника иудейского правоверия и благочестия и отображает мировоззрение собственно иудеев за последние два века до Рождества Христова, всецело опирающееся на каноническое ветхозаветное учение. Священник Василий Богоявленский Печатать разрешается. 30 апреля 1907 года. Ректор Академии епископ Алексий. Типо-литография Императорского Казанского университета. 1907. Введение В числе неканонических книг, принятых христианской церковью от церкви иудейской, в греческом переводе книг Священного Писания , известном под именем «Перевода 70-ти», находится «Вторая Маккавейская книга». Несомненное существование неканонических книг в александрийских кодексах, до Рождества Христова, явно свидетельствует, что неканонические книги пользовались авторитетом у александрийских иудеев. Но и палестинские иудеи, сохранившие в не поврежденном виде, однажды и навсегда завершённый канон божественных писаний, составляющих непогрешимый источник истинного божественного откровения, и посему вполне оправдавшие божественное к ним доверие, ибо им было вверено слово Божие ( Рим.3:2 ), – всё же относились к неканоническим книгам с уважением. Ясное и определенное свидетельство об этом мы находим у Иосифа Флавия. «У нас, – говорит он, – 22 книги справедливо почитаются божественными. Из них 5 принадлежат Моисею и заключают в себе законы и предания о человечестве до смерти Моисея. От Моисея до Артаксеркса пророки записали события своего времени в 13 книгах. Остальные 4 книги содержат песни во славу Божию и уроки жизни человеческой. Случившееся со времени Артаксеркса до наших дней записано, хотя эти писания и не пользуются таким уважением, как исчисленные нами прежде, потому, что тогда прекратилось уже преемство пророков» 1 . Таким образом, и палестинские иудеи имели доверие и питали уважения к книгам, появившемся после прекращения преемства пророков, хотя и не такое, как к книгам божественным; они только не ставили эти книги наряду с каноническими, так как неканонические не имели одинакового достоинства с книгами каноническими, не были вдохновенны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010