Поэтому мы призываем тех из вас, кто отвечает за жизнь приходов и за будущее нашей молодежи, предпринять совместные усилия, чтобы обеспечить надлежащее руководство и помощь всем в вопросах брака, как собственным примером чистой и честной жизни и непорочного брака, так и словом наставления и вразумления, " дабы вы знали, как отвечать каждому " (Колос.4:6), и с помощью специальных образовательных программ. Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем, что Бог сотворил человека " по образу Своему " , " мужчину и женщину сотворил их " (Быт.1:27), и, начиная с этого момента " оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть " (Быт.2:24). Мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, и эта их взаимодополнительность, выраженная в их союзе и в совместной деятельности, является отражением образа и подобия Самого Бога. Эта духовная основа брака очевидным образом превосходит, отнюдь не подавляя его, плотский союз тел. Плотские отношения в отрыве от духовных - развращенны; они должны являться составной частью чистой и всецелой любви между мужчиной и женщиной, объединенных узами брака. Из Священного Писания Нового Завета, из слов нашего Господа Иисуса Христа, мы научаемся тому, что брак - это единственный и нерушимый союз мужа и жены, объединенных Самим Богом: " Что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мф.19:6). В службе Венчания подобным же образом дается понять, что жених и невеста объединяются друг с другом не сами по себе, а Богом: " Ибо от Тебе сочетается мужу жена " (Последование Венчания). По этой причине в православном последовании венчания отсутствуют какие-либо клятвы или обеты со стороны веняающейся пары. Их желание и свободное волеизъявление, конечно же, необходимы для заключения брака, поскольку таинства - это не магические действия, устраняющие необходимость в человеческом сотрудничестве. Однако, никакой обет или клятва не могут сделать соединение мужчины и женщины столь благодатным и абсолютным, как то, каким оно призвано быть в христианском браке.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

17. Участие в Президентских программах Молодежь России и Дети России. Православная молодежь должна принимать активное участие в жизни своей страны. Сегодня на местах силами местного самоуправления строится молодежная и детская работа по самым различным направлениям. Участие церковного прихода в такой работе будет способствовать решению важных для нашего общества задач и даст применение силам молодых православных людей. 18. Организация спортивной, туристической деятельности. Церковный приход не должен бояться организации такой работы, если она будет направлена не на соревнование, а на формирование характера молодого человека. 19. Сотрудничество с государственными службами. Церковный приход может организовать интересные и полезные для души молодого человека мероприятия совместно с местной службой по чрезвычайным ситуациям, пожарной частью, милицией и военными. Воцерковление таких служб – важная задача Церкви, а для молодежи это возможность развить свой характер в подготовке к служению Родине и ближним. Приложение 3 Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5–6 октября 2011 г. (журнал 116). 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор. 9:22 ). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди , которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

21 . И так приходя, не с простертыми дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастися, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что золота и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала? 22 . Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств. 23 . Держите эти предания непорочно и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя этих священных и духовных Таин. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.5:23 ). Которому да будет слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2008. (Перепечатано с издания Московской Патриархии.) 2 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. На церковнославянском языке с параллельными местами. Российское библейское общество, 2005. Репринтное издание. (Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1900 г. По благословению Святейшего правительствующего Синода.) Читать далее Источник: Поучения огласительные и тайноводственные/Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. - Москва : Благовест, 2010. - 349, с. ISBN 978-5-9968-0068-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

27 марта 2007 года на заседании Священного Синода была утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной разработанная Синодальным Миссионерским отделом Московского Патриархата. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в епархиях, с учетом местных условий и возможностей. Текст Концепции основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917–1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996–2002 годы. Наконец, в 2009 году, по благословению и под общей редакцией Высокопреосвященнейшего Иоанна, архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, издательством БПДС (с м/н) был издан первый в истории Русской Православной Церкви учебник по миссиологии, в который вошли статьи 23 авторов – миссионеров, богословов и преподавателей, составленные специально для данной работы. 1.3. Богословское понимание миссии Церкви 1.3.1. Библейское понимание миссии Все принципы православной миссионерской деятельности основываются и выводятся из Священного Писания , как самого авторитетного источника вероучения Православной Церкви. Они или даны непосредственно Господом Иисусом Христом, или же выработаны апостолами в процессе проповеднического служения. Наставления Спасителя ученикам при послании их на проповедь (до Воскресения Его из мертвых) изложены в Мф. 10 гл. и Лк. 10 гл. Основные темы наставлений: «Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 10.7 ; Ср.: Лк. 10.9 ); «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10.16 ; Ср.: Лк. 10.3 ); «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10.27–28 ); «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10.16 ; Ср.: Мф.10.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

8 Применительно к Книге закона (Библии), сказано: «Первый человек не достиг полного познания ее; не исследует ее также и последний» ( Сир.24:30 ). Поэтому несомненно обольщается тот, кто самоуверенно заявляет, что раз он прочел Библию , то «знает» Священное Писание и, следовательно, ему вроде уж и нет нужды снова читать Библию. Пусть «знаток» Священного Писания поразмыслит над словом Божиим: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Ошибается и тот, кто отказывается от чтения Священного Писания по причине его якобы «непонятности». Пусть поразмыслит над словами Спасителя, сказанными в свое время иудеям: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего... слово Мое не вмещается в вас... Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога... но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» ( Ин.8:43, 37, 47, 5:42 ). «Евангелие умом чистым читается, понимается по мере исполнения заповедей его самим делом» (Послание Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода, цит. «Церковные Ведомости», 1913, 9 Эразм Роттердамский (цит. 65, 217). Если бы вы спросили: отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных своим порокам? Ответ готов: от служения чреву-богу (прп. Иоанн Кронштадтский , цит. «Русский Паломник», 1891, 43, стр. 675). Если наша душа всецело вовлечена в поток стихийной материальной жизни, с ее житейскими заботами о пище, крове, положении и всяческих земных интересах, то она не найдет в себе веры в Божественную Личность Господа... Жизнь можно услышать только жизнью же. Мертвые жизни не слышат (72, 96, 161). 10 Блаженная Екатерина Эммерих (8.IX.1774–8.II.1824) в течение пяти лет переживала видения евангельских событий на Святой Земле. Сама блж. Екатерина никогда не посещала Святой Земли, а потому оказывается просто поразительной верность ее описаний Иудеи и Галилеи и всех мест, упоминаемых в Евангелии. Описания эти представляют ценность в церковно-историческом и археологическом отношении (кстати, некоторые из ее сообщений нашли свое подтверждение в результате открытий, сделанных за последние сто лет). По теме настоящей главы, приведем одно место из видения блж. Екатерины:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Архив Пн Слово архимандрита Феодосия (Нестерова) при наречении во епископа Ноябрьского 20 сентября 2023 г. 20:30 20 сентября 2023 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодосия (Нестерова) , клирика Архангельской епархии , во епископа Ноябрьского, викария Салехардской епархии . При наречении архимандрит Феодосий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, по представлению Вашего Святейшества и решением Священного Синода, призываюсь я, недостойный, к архиерейскому служению. Осознавая и исповедуя свою немощность и недостоинство, вспоминаю слова апостола Павла: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7:22-23). Величайшая высота и ответственность святительского подвига приводит меня в трепет и волнение. Но безусловно верю, что решение Священноначалия является несомненным выражением воли Божией. Принимая высокую ответственность, со страхом осознаю, что предстоит держать ответ перед Господом не только за свои дела и поступки, но более всего за вверенных архиерейскому попечению людей, народ Божий, за состояние церковной жизни. При этом исключительно уповаю на милость Божию, укрепляющую благодать Христову, благословение и молитвы Священноначалия. С надеждой и смирением вслушиваюсь в утешительные слова Священного Писания: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1:27). Мысленным взором обозревая свою жизнь, наблюдаю действие благого Промысла Божия. Рос в семье с традициями и крепкими нравственными устоями. В годы учебы в МВТУ им. Н.Э. Баумана, куда поступил по стопам родителей, в стране открывались новые храмы, появилось много произведений неведомой ранее православной литературы. Стал с интересом ее изучать, делая первые шаги к церковной жизни. По окончании технического университета не чувствовал в себе призвания работать инженером и усердно молился Господу, чтобы мне был открыт путь будущей жизни. Через ряд обстоятельств и встреч мне со всей ясностью стало очевидным, что я призываюсь к монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/6060856.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

Пн Про роботи в 6 жовтня 2011 р. 18:00 Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года. 1. Необходимость и важность церковной работы с молодежью имеют своим обоснованием учение Священного Писания о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения. Этот общий миссионерский принцип был сформулирован св. апостолом Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Церковь в своем миссионерском и пастырском служении должна всегда искать и находить те формы проповеди, которые были бы актуальны и понятны для людей разных возрастов, национальностей и профессий. Сегодня перед Русской Православной Церковью с особенной остротой стоит вопрос о воцерковлении молодежи, духовно-нравственное состояние которой имеет определяющее значение для будущего нашей Церкви и общества. Благодаря миссионерским усилиям Православной Церкви молодое поколение должно услышать от пастырей и верующих сверстников живые и убедительные ответы на свои поиски и вопрошания, обрести в Церкви подлинные ценности и надежные жизненные ориентиры, получить необходимые условия для раскрытия своего внутреннего духовно-нравственного потенциала. 2. Церковная молодежная работа включает в себя как организацию молодых членов приходских общин, так и миссию среди городской и сельской молодежи, студентов, школьников, членов общественных молодежных объединений. Координация церковной молодежной работы осуществляется в рамках следующей структуры. Общецерковный уровень На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата (далее Синодальный отдел). Синодальный отдел является координационным органом по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах и епархиях, и как таковой имеет право обращаться в пределах своей компетенции к епархиальным архиереям и руководителям других канонических подразделений, направлять им свои нормативные документы и запрашивать соответствующую информацию (Устав Русской Православной Церкви, глава VI, п. 9).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1639901...

Священный Синод выразил надежду, что УАПЦ и УПЦ КП со своей стороны обнаружат добрую волю в этом благом намерении, поддержал это решение и счел возможным немедленное начало ведения такого диалога при следующих условиях: 1. Прекращение насилия со стороны сторонников «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат» относительно Украинской Православной Церкви. (К сожалению, насилие сегодня возобновилось в Сумской, Херсонской, Харьковской, Тернопольской и проч. областях). 2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений. 3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви. 4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко), которого, по высказыванию Константинопольского Патриарха Варфоломея, «никто не признает как архиерея». Эти четыре, необходимые для нормального ведения диалога, условия остаются базовыми и на сегодня. Невмешательство государства и политических сил в диалог между православными даст надежду, что он будет строиться на настоящем краеугольном камне, которым является Христос, а также согласно с канонами и правилами Святой Православной Церкви. Тогда это будет здание, которому не навредит наводнение этого лукавого мира. Обращаемся к нашим православным братьям и сестрам, которые находятся вне единства со Вселенским Православием, словами апостола Павла: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор. 11: 16). Вспомним вместе слова Священного Писания: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А настоящая христианская «любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13: 4-7). Именно к нам обращается апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор.1: 10).

http://pravoslavie.ru/5270.html

116 В пятки Великой Четыредесятницы к великому повечерию, на котором не полагается великих поклонов, обыкновенно бывает благовест не как в пост. 117 Постановлено: 1) производить в селах, во время вьюг и мятелей, днем и ночью, по согласию сельскаго начальства с церковным причтом, до тех пор, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих мятельный звон, который, для отличия от церковного благовеста и от пожарного набата, должно производить непостоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени. 2) Производство сего звона должно быть возложено на церковного сторожа, в помощь к которому местное сельское начальство обязано назначить несколько человек (Ук. Св. Син. 1851 г., сент. 15; также Опред. Св. Син. 10 янв. 1877 г. Ц. В. 4. Снес. Собрание мнений, отзывов Митропол. Филарета, том Дополнительный, стр. 257). Но есть и такое приказание, чтобы в церквах священно- и церковнослужители в случае драк к набатным тревогам никого не допускали, и для сего делали бы затворы крепкие на колокольню (Ук. Св. Син. 1771 г., окт. 7). В 1750 г., декабря 18, Указом Св. Синода назначен был благовест на Московской Ивановской колокольне к преподаванию пароду Катехизиса в Московских – Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах. Благовест должен быть полчаса – затем перестать во время учения Катехизиса и опять начаться к литургии (Чтен. в Истор. древн. Росс. 1861 г., кн. 3, стр. 14). 118 В Православной Церкви иконам, изображению честного и животворящаго креста и святому Евангелию и прочим святым вещам фимиамом и оставлением свечей честь воздается (Догмат. Св. отец 7-го Вселенского Собора). 123 Так как возжжение светильников есть дар, жертва Богу, то вещество при горении, как всякий дар Богу, должно быть самое лучшее. Господь требовал, чтобы приносимое для жертвы было без порока ( Лев.1:3, 10 ). Чрез пророка Малахию Господь возвестил Израилю, что если приносится в жертву Богу не лучшее, то этим выражается неуважение, именно: Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб и говорите: чем мы бесславим Тебя? Тем, что говорите: трапеза Господня не стоит уважения. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф ( Мал.1:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010