ВТОРАЯ ПРИЧИНА сумрака в Священном Писании такова. Если бы Писание было откровенно, ясно и понятно каждому, то не только верными внутри Церкви, но и неверными, то есть пребывающими вне Церкви, было бы полностью познано и понято. Что же из этого следует? То, что честь, цена, преизящество и величие Священного Пи­сания были бы малопочитаемы низко оценены. Итак, здесь исполняются Слова Христа: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7, 6 ). ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА сокровенности Священного Писания такова. Если бы оно было откровенно, то не только у неверных, но и у христиан пребывало бы в пренебреже­нии и уничижении. Скажу более того: многим это был бы повод для гордости. Видя, что написанное о непостижимых таинствах легко понять, многие бы возгордились, уповая на естественную быстроту своего ума и намереваясь измерить своим умом пучину неве­домых тайн. Ныне же происходит по-другому, ибо читающий Священное Писание обнаружи­вает в нем облака и туман, в котором туманятся зеницы человеческого ума и любопыт­ства. Поэтому есть необходимость в обращении к Богу и в наставлении и предводитель­стве других, кто мог бы просветить их мысленные очи и раскрыть сокровенные тайны. Так сделал Давид: Отверзи очи мои, и уразумею чудеса, явленные законом Твоим ( Пс. 118, 18 ). И снова: Вразуми мя, да познаю закон Твой ( Пс. 118, 34 ). И снова: Сиянием лица твоего озари раба твоего и научи меня повелениям твоим ( Пс. 118, 135 )! И ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛ, ибо смысл Священного Писания нельзя понять иначе, чем от Того, от Кого берет начало и само Священное Писание, то есть от Святого Духа, говорившего через Пророков, о чем говорит верховный Петр: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить само собою ( 2Пет. 1, 20 ). И сами пророчества написаны не самовольно, но просвещением Святого Духа святых Божиих людей. Поэтому люди высо­коумные и гордые, чрезмерно надеющиеся на собственную гибельную мудрость, бывают лишены правильного понимания смысла Священного Писания, ибо Бог гордым проти­вится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4, 6 ). Это именно то, о чем Христос говорит: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф. 11, 25 ). Апостол же говорит: называя себя мудрыми, обезу­мели ( Рим. 1, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Златоустый проповедник, которого цитирует прп. Исаак Сирин в Первом собрании, также не согласен с мнением автора Второго собрания, что «не нарушение заповеди извергло Адама и Еву из Рая». Напротив, он витийствует: «Как Адам за один грех изгоняется из Рая, так за одно верное исповедание вводится в Рай разбойник». И как воспитанник антиохийской школы экзегезы устраняет всякие неподобные интерпретации: «Адам подпадает наказанию не за совершение чего-нибудь противного самой природе, но за покушение на то, что было запрещено заповедию» 78 . Более того, автор Второго собрания вступает в противоречие и с пророками, и с апостолами: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем.2:23 ). «Похоть же, зачавши, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть» ( Иак.1:15 ). «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков» ( Рим.5:12 ). Экзегетический анализ показывает, что автор Второго собрания, во-первых, противоречит буквальному смыслу Священного Писания ; во-вторых, противоречит также пророкам и апостолам, которые объясняли и толковали данный отрывок этого Священного Писания; в-третьих, противоречит и святым отцам, которые более подробно объясняли данный смысл Священного Писания. Маргинальность автора Второго собрания в данном толковании становится очевидней еще оттого, что он вступает в противоречие с дидаскалами, которые стояли во главе Антиохийской и Эдесской школ толкования Священного Писания , т. е. самыми авторитетными для Церкви Востока. У автора Второго собрания есть свой «апостол» и «блаженный толкователь», который оказался «мудрее» пророков, апостолов и вышепоименованных отцов. Это Феодор Мопсуетийский. Вот как он о нем пишет: «Ибо мы не отвергаем слова его – да не будет! Напротив, как одного из апостолов мы принимаем его, и всякий, кто противоречит словам его, кто вносит споры по поводу его толкований или сомневается относительно его произведений – такого считаем мы чуждым церковной общине и погрешающим против истины» 79 . В словах автора Второго собрания, по сути дела, произносится анафема V Вселенскому Собору, который анафематствовал учение Феодора Мопсуетийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

«Мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от вас слышанное слово Божие (а не писанное), вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, которое и действует в вас верующих» ( 1Фес.2:13 ). Апостолы учили главным образом устно, а в Писаниях только намеками напоминали: «о крещениях, о возложении рук» ( Евр.6:2 ). Сами Апостолы пользовались преданием ветхозаветным: В Ветхом Завете не изложено о теле Моисеевом, как Архангел Михаил спорил с диаволом ( Иуд.1:9 ). Ианний и Иамврий не названы в Ветхом Завете по имени ( 2Тим.3:8 ). Без Священного Предания нельзя выполнить Священного Писания : «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). В Священном Писании не описана жизнь и смерть учителей веры, а в Священном Предании. Без Священного Предания нельзя толковать правильно Священного Писания . А если позволить толкование какое кому вздумается, то и получится множество толкований. Оттого и сект у нас тысячи. В одном и том же Писании все нашли свою веру: и скопцы, и хлысты, и баптисты, и пашковцы, и адвентисты, и меннониты. Требуя Священного Предания Церкви Христовой, без которого нет полного христианского научения, нужно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что у вас нет полного христианского научения? Кто вам позволил отвергнуть большую часть научения Господня? Или: где вы, сектанты, вычитали в Писании запрещение Священного Предания, согласного с Писанием? При возражениях сектантов следует иметь ввиду, что они никогда не хотят говорить о Священном Предании вообще, нужно ли оно, или нет (т.е. не желают рассуждать принципиально), а хотят говорить по отдельным вопросам, например, о крещении младенцев, о причащении под двумя видами одновременно, что, будто, представляет незаконное предание православное. Этими частными вопросами, которые составляют темы других самостоятельных бесед, сектанты желают отвлечь от беседы о Священном Предании, которого у них нет, но которое, по Писанию, должно быть в Церкви Божией. Разбор возражений сектантов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

595–589 589–570 Амазис 570–526 Псамметих III 526–525 В-2: Синхронность с хронологией Саисского периода Действительно ли египетская хронология Саисского периода пересекается [по времени] с хронологией нововавилонской эры, установленной выше? Или же наоборот, она подтверждает хронологию Сторожевой Башни, представленную в их библейском словаре Понимание Писания, том.1, стр. 462–466? Упомянутые ранее 4 пересечения [вавилонской хронологии] с хронологией Египта, (первые 3 из которых исходят из самого Священного Писания ) отвечают на этот вопрос: Первое пересечение – 4Цар.23:29 : «Во дни его [царя Иосии] пошёл фараон Нехао, царь Египетский, против царя Ассирийского на реку Евфрат. И вышел царь Иосия навстречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его». Здесь ясно показано, что иудейский царь Иосия умер в Мегиддо в правление египетского фараона Нехао. Согласно хронологии Общества Сторожевой Башни, Иосия погиб в 629 г. до н.э. (См. Понимание Писания, том. 2, стр. 118:483), но согласно ясному историческому свидетельству, Нехао начал править лишь 19 годами позже – в 610 г. до н.э. (см. таблицу выше), так что смерть Иосии имела место не в 629 г. до н.э., но лишь 20 лет спустя, в 609г. до н.э. Второе пересечение – Иеремия 46:2: «о Египте, о войске фараона Нехао, царя Египетского, которое было при реке Евфрате в Кархемише, и которое поразил Навуходоносор, царь Вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского.» Это сражение в «четвертый год Иоакима» Общество Сторожевой Башни разместило на 625 г. до н.э. (Понимание Писания, том. 2, стр. 483). И опять эта дата не согласуется с хронологией Египта интересующего нас периода истории. Но если согласно всем представленным ранее линиям доказательств это сражение при Кархемише произошло 20 годами позже, в год вступления Навуходоносора на трон, т. е. в июне 605 г. до н.э., тогда мы обнаруживаем, что эта дата находится в полном соответствии с общепризнанным периодом правления фараона Нехао, 610–595 гг. до н.э. Третье пересечение – Иер.44:30 : «Так говорит Господь: вот, Я отдам фараона Вафрия, царя Египетского, в руки врагов его и в руки ищущих души его, как отдал Седекию, царя Иудейского, в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, врага его и искавшего души его.»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/peresmot...

   Итак, приступаем к изложению основных сведений о Библии и об ее авторах. Понятие о Священном Писании    Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» — греческое, означает — «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. О боговдохновенности Святого Писания    Мы верим в то, что пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога. Он очищал их души, просветлял их разум и открывал недоступные естественному познанию тайны, в том числе и будущее. Поэтому их Писания называются боговдохновенными. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21), свидетельствует святой апостол Петр. И апостол Павел называет Писания боговдохновенными: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты» [Моисей] «будешь ему» [Аарону] «говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть Книга Церкви. По плану Божию, люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — Слово Божие. Церковь не только сохранила букву Слова Божия, но обладает и правильным его пониманием. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

   Солнечный круг — 28-летний цикл, в течение которого чередуются различные сочетания дней недели с числами месяцев в простых и високосных годах. Лунный круг — 19-летний цикл, в течение которого чередуются сочетания фаз Луны с определенными числами месяца. «Индикт» — 15-летний период традиционного византийского летоисчисления, установленного имп. Константином Великим и включенного в церковную традицию. — Ред.    Среднегреч. skura — решетка (для жаренья). Так называли разграфленные таблицы пасхалий, включающие святцы. Слово девятое Против ереси новгородских еретиков, говорящих: «Почему нет второго пришествия Христова, хотя время его уже наступило? Ведь апостолы написали, что Христос родился в последние лета, и уже тысяча пятьсот лет прошло по Рождестве Христовом, а второго пришествия Христова нет, — следовательно, писания апостолов ложны». Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что писания святых апостолов истинны, поскольку внушены Святым Духом.   Все Священное Писание, и Ветхий, и Новый Завет, благо, полезно и спасительно, в особенности же писания святых и божественных апостолов. Ведь Господь сказал им: «Вы друзья Мои... ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14—15). Поэтому то, о чем они говорили, учили и писали — истинно, полезно и спасительно для душ наших. А те, кто думают не так, обнаруживают свою злобу и непростительное безумие, новейший вид нечестия, признак гордости и неверия. Если бы они имели веру со смиренномудрием, то согласились бы со сказанным в Священном Писании: «Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта — и кто отвратит ее?» (Ис. 14:27) — и не смели бы особенно допытываться о том, что умалчивается, и расспрашивать о сокрытом.    Человек, побежденный гордостью и неверием, уподобляется коню, который, вырвавшись из узды и сбросив с себя всадника, носится быстрее ветра и бегает по разным дурным местам, пока не упадет в пропасть погибельную. Так и ныне некоторые говорят развращающие слова и полагают препятствия, на соблазн братии. И эти новые еретики, — я имею в виду Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и иных, которые так же рассуждали и рассуждают и говорят множество ложных, прельстительных и хульных слов, — эти еретики сквернее и окаяннее всех древних еретиков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В таком формате это возможно. Пророчества Библии и святых - вещи несоизмеримые. Иоанн Крондштатский описывал, что такое чистейший источник истины. Это Библия, книги Священного писания. Вот чистый источник Богооткровенных истин. Далее он пишет, что писания святых отцов - это тот же источник, но уже с участием человеческого духа. А наши писания - это уже источник замутненный. Приоритеты Писания провозглашаются всегда. Такие люди, как Серафим Саровский, конечно, имели более чистое видение Библейского Откровения. Они переживали озарения и делились ими с другими людьми, но это никакое не пророчество в Библейском понимании. О пророчествах в Библии сказано: " никогда пророки не говорили по воле человеческой, но изрекали их мужи Божии, будучи движимы Духом Святым " . Это форменная глупость, что пророческие откровения возможны где-то кроме Библии. Тел.звонок: - Добрый вечер. Вопрос о 138-м псалме. Там говорится: Господь создал человека, знает его дела, будущее, прошлое. Получается, что и молиться невозможно - всё предопределено? о.Олег: - В глазах Бога действительно всё предопределено. Но это обусловлено природой Бога. Действительно, 138 псалом гласит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Предопределение Божие существует относительно Божественного предузнания. Что такое Божественное предузнание? Бог как вездесущий присутствует одновременно в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени. То есть, у Бога нет прошлого и будущего, Он всегда имеет наше прошлое и будущее как собственное настоящее. А человек существует во времени и пространстве. Есть в глазах Бога наш первый вдох и последний выдох. И мы своей волей свободно распоряжаемся, находясь во времени и пространстве. Поэтому тут никакого противоречия нет. А есть просто природа Божественная (Бог есть Творец и времени, и пространства, и материи) и человеческая (тварная).

http://radonezh.ru/text/otkuda-voznik-dv...

Возьмем в пример писания апостолов и богоносных отцов наших. Апостолы жили до нас за 1800 лет с лишком. Но их писания научают, утешают, руководят в христианской вере и жизни людей всего света, как сказано: «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Рим. 10:18 ). Они научают людей всех веков и будут светом для мира, солью земли до скончания века. Читая или слушая Слово Божие, проповеданное апостолами, мы, живые люди, получаем новую, лучшую, благодатную жизнь душам своим, хотя сами они умерли и давно не поучают нас видимо в телах своих. Что же это значит? То, что они в Боге всегда живы, и когда читаем или слушаем их писания, мы беседуем как бы лицом к лицу с ними самими, с их душами, которые всегда близки к нам в Боге. Так, о святом Иоанне Златоусте известно, что когда он читал писания святого апостола Павла и занимался их истолкованием, то сам святой апостол Павел беседовал с ним и открывал ему истинный смысл своих посланий. Преподобные и богоносные отцы Церкви, жившие за много лет до нас и оставившие нам свои молитвы, песнопения, целое богослужение, разные правила и постановления церковные, доселе вместе с нами молятся, воспевают Триединого Бога, священнодействуя с нами невидимо, управляют нашей духовной жизнью, нашими церковными празднествами. А что еще сказать об их писаниях? Как много духовной пользы, света, силы, покоя, сладости, жизни приносят они душам нашим! Какую жизнь вливают они в души наши – они, по-видимому, отжившие и более как бы не существующие! О, они живут и по смерти! – и как слово их не умирает, так и тем более души их, породившие такое слово, также не умирают. Если слово их бессмертно, то, конечно же, и душа – источник слова. Докажу еще бессмертие души тем, что Христос Господь Бог и Человек, воскресший из мертвых, положил Своим воскресением начало нашему блаженному воскресению. Этот пример всего яснее и сильнее говорит о бессмертии нашей души. Господь наш Иисус Христос и по человеческому естеству Своему, нераздельно соединившемуся с Божеством, живет после Воскресения из мертвых во веки веков: «и был мертв, и се, жив во веки веков» ( Откр. 1:18 ), – говорит Сам Он. Но Он воспринял на Себя человечество для нас, а не для Себя, и все, что ни делал, делал для того, чтобы дать нам образ, то есть научить нас, показать пример, на деле явить, что ожидает нас в будущем. Итак, если Он был мертв и теперь жив во веки веков, то и мы по смерти будем жить во веки веков. В самом деле жив во веки веков, Он, по Его собственным словам, с нами «во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Воскресение и Писание», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:30:14 Протоиерей Андрей Ткачев Говоря о Священном Писании, апостол Павел говорит, что у читающих его евреев «умы ослеплены».(2 Кор. 3:14) Апостол говорит о некоем «неснятом покрывале», которое покрывает умы людей Писания, читающих Слово, но не верящих в Воплощение Слова и Его воскресение после крестной смерти. «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда они обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» ( 2 Кор. 3:15-16 ) Сказанное касается также и христиан, и само сказанное сказано не для того только, чтобы сверху вниз осуждающе смотреть на евреев. В Христа невозможно поверить, исходя из одного лишь Писания. Вера в Бога, как Троицу, и Иисуса, как Христа, не выводима из Писания, сколь его не изучай, не смакуй и не анализируй. Нужно вторжение живого Христа в наш мир условностей, мнений и догадок, чтобы весь этот двоящийся и троящийся мир превратить в цельность, в «симфонию», то есть в согласное сладкозвучие всех книг, направленных к исполнению пророчеств. Для этого - Пасха. С ее торжеством, и для этого - «обычное время», с его чтениями, коленопреклонениями, изучениями, молениями. Вот двое из апостольского лика идут в Эммаус, и Сам Иисус, приблизившись, идет с ними. Он спрашивает, они отвечают, но «глаза их удержаны» ( Лук. 24:16 ). Они говорят о Нем, как о пророке, сильном в слове и деле; выражают надежду на то, что Он должен был избавить Израиля, и скорбь оттого, что эти надежды не исполнились. Они - земные и мыслят совершенно по-земному. Наконец, Он прерывает их упреком: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о нем во всем Писании» ( Лук. 24:27 ) Сам Христос толкует им Писания о Себе, но они все еще не узнают Его! Удивительно, насколько необходимо Писание, насколько нельзя без него, и, тут же, насколько относительна его польза, насколько оно, Писание, не абсолютно. Его держат в руках, его изучают, помнят и даже правильно понимают, но пока нет толчка из иного мира, влияния свыше, оно продолжает оставаться «молчащей Книгой».

http://radonezh.ru/monitoring/voskreseni...

«Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1 Кор. 10:11 ). И в других книгах Нового Завета приводятся примеры личностей Ветхого Завета, а в 11й главе Послания к Евреям – целый список праведников Ветхого Завета, угодивших Богу верой. См. подробнее:  Прот. Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета . Все канонические писания Ветхого Завета Богодухновенны! Об этом свидетельствует Апостол Павел: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершён Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2 Тим. 3:15-17 ). Тимофей с детства мог знать только ветхозаветные писания. См. подробнее:  2 Тим. 3:15–17 Ветхозаветный закон сам по себе не мог даровать спасения! Никто из людей под Ветхим законом не мог оправдаться перед Богом, потому что не мог его исполнить до конца. «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех» ( Рим. 3:20 ). Но через Ветхозаветное откровение Бог постепенно готовил верующих к принятию Искупителя, Мессии «Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного Спасителя и готовил их к Его принятию» (свт. Филарет Московский . Катехизис, 28). См. подробнее:  Послание к Римлянам, главы 2–7 1я книга Еноха – это апокриф! Хотя в Новом Завете есть цитата из этой книги, Церковь не считает её неповреждённым словом Божиим – некоторые её места противоречат каноническим книгам Библии:  например, она рассказывает о плотском сожительстве Ангелов с женщинами, чего, по слову Христову, быть не может ( Мф. 22:30 ). См. подробнее:  Добыкин Д.Г. История канона Священного Писания Ветхого Завета . Синоптические Евангелия – это Евангелия, имеющие большое сходство в композиции. Евангелия от Матфея, Марка и Луки содержат немало буквальных совпадений, они являются «совместно обозревающими» — синоптическими. Иоанн, напротив, касается обычно тех событий, о которых Матфей, Марк и Лука не упомянули.

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010