(Апост. 6, 81, 83; IV Всел. 7; Двукрат. 11; Карфаг. 18; VII Всел. 10.) Толкование Настоящее правило определяет: до слуха Собора дошло, что некоторые клирики из корыстолюбия арендуют чужие поместья и становятся подрядчиками [ 135 ] , т. е. ради прибыли вмешиваются в мирские дела, пренебрегая служением священства, входят в дома мирских людей и по сребролюбию берут на себя управление их имуществом. Потому этот святой Собор определил, чтобы впредь никакой епископ, или клирик, или монах не арендовал поместья и не вмешивался в управление мирскими делами, разве только по законам он будет призван стать опекуном малолетних детей [ 136 ] (малолетними называются дети от рождения до 14 лет) или куратором, т. е. человеком, который заботится о несовершеннолетних и наблюдает за ними (несовершеннолетними называются люди с 14 до 25 лет), или разве епископ города принудит его иметь попечение о делах Церкви, или сиротах, или лишенных опеки вдовах, или других лицах, которые особенно нуждаются в церковной помощи и попечении, но не ради получения какой-то прибыли, а единственно ради страха Божия. Если же кто-либо дерзнет впредь преступить это определение, пусть будет подвергнут церковным епитимиям. Что же это за епитимии, которые определяются апостольскими правилами? Это их извержение из клира. Прочти и Апост. 6. Правило 4 Истинно и искренне проходящие монашеское житие да удостаиваются подобающей чести. Но поскольку некоторые, только для вида нося монашескую одежду, расстраивают Церкви и гражданские дела, произвольно расхаживая по городам и даже покушаясь учреждать собственные монастыри, постольку решено, чтобы никто нигде не строил и не учреждал монастыря или молитвенного дома без соизволения епископа города. Монашествующие же в каждом городе и стране да будут в подчинении у епископа, да возлюбят безмолвие, да прилежат только посту и молитве, терпеливо пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира. Они не должны вмешиваться ни в церковные, ни в житейские дела и участвовать в них, оставляя свои монастыри, разве только епископ города поручит им это по настоятельной необходимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Во-первых, стремление к независимости разрушительно для брака. Эмансипация смертельна, как удар кинжалом в самое сердце браке. Семья связывает мужа и жену органической зависимостью. В организме все органы равно необходимы, но выполняют разные функции. Печень образует кровь. Сердце перемещает её по организму. Каждый орган верен своей функции, иначе тело заболевает. Независимость органов друг от друга называется смертью. Тело распадается. Начинается всеобщая «эмансипация». Во-вторых, семья имеет иерархическую структуру. Каждому в семье принадлежит определенное место. При двух равных голосах семейная демократия неизбежно превращается в замаскированную форму раздора. Принцип равноправия, положенный в основу супружества, становится бомбой замедленного действия. Рано или поздно он обязательно разорвёт семью. Берегите любовь. Это главное сокровище вашей семьи. Все другие ценности второстепенны. О них можно заботиться постольку, поскольку они не посягают на главное сокровище, которое вам предстоит хранить, строить и приумножать. «Любите друг друга»! Три вида брачных отношений Отношения мужчины и женщины имеют три обоснования. С другой стороны, родители дали им жизнь и вложили в них жизнь и душу. Они не могут остаться безразличными к судьбе детей. Родительские запреты, как правило, обоснованы интересами детей. Множество неудавшихся браков «по любви» свидетельствует, что родители бывают правы в своих запретах. Пренебрегая их согласием на брак, дети оскорбляют родительскую любовь неблагодарностью. Иерархия семьи Семейная иерархия строится на власти и послушании. Первое место в семейной иерархии принадлежит мужу: «Жены, повинуетесь своим мужьям, как Господу, ибо муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» ( Еф. 5:22-24 ). Из слов апостола очевидно, что в качестве семейного служения мужу определена власть. По природе власть принадлежит только Богу: «Нет власти не от Бога» ( Рим. 13:1 ). Муж олицетворяет Божественную власть в семье. Божественная власть – это власть любви. «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» ( Еф. 5:25 ). Муж призван быть священником Бога Всевышнего в своей домашней церкви. Если он забудет об ответственности за власть, осознает власть не как служение, а как привилегию, то подменит Бога самим собой. Безответственная власть вырождается в произвол. Осознать себя источником власти означает узурпировать, присвоить Божественную власть, стать деспотом. Равенство и деспотизм с двух сторон разрушают природу власти. Равенство упраздняет иерархию. Деспотизм извращает ее в тиранию.

http://azbyka.ru/semya/o-hristianskom-br...

Если мирянин, изгнав свою жену, возьмет иную или отпущенную другим, то да будет отлучен [ 439 ] . (VI Всел. 87; Анкир. 20; Карфаг. 113; Василия Велик. 9, 21, 35, 77.) Толкование Поскольку Сам Господь в Евангелии возгласил: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует ( Мф. 5:32; 19:9 ), – постольку и божественные апостолы, следуя заповеди Господа, говорят в настоящем правиле: тот мирянин, который разведется со своей женой не по причине блуда, т. е. прелюбодеяния (потому что евангелист здесь под блудом имел в виду прелюбодеяние, см. об этом 4-е правило св. Григория Нис.), и возьмет другую, свободную от брачных уз, да будет отлучен. Подобным образом да будет он отлучен и в том случае, если после того, как развелся со своей женой не по причине блуда, он взял другую жену, также разведенную со своим мужем не по причине блуда, т. e. прелюбодеяния. То, что мы сказали о мужчине, следует относить и к женщине, которая оставит своего мужа не по причине прелюбодеяния и выйдет за другого. Мужчина или женщина, которые разведутся без уважительной причины и вступят во второй брак, по правилам должны быть на семь лет отлучены от церковного общения как блудники, согласно VI Всел. 87, Анкир. 20, правилам 77 и 37 Василия Велик. Прочти и правило Карфаг. 113, которое определяет, что если супруги разлучатся не по причине блуда, то им следует или оставаться безбрачными, или примириться и соединиться, как об этом говорит и ап. Павел в 7-й гл. Первого послания к коринфянам. Правило 49 Если епископ или пресвитер вопреки установлению Господа крестит не во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ), но во имя трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, то да будет извержен. Толкование Когда Господь послал учеников на проповедь Евангелия, Он сказал им: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа 440 . Итак, и настоящее апостольское правило определяет: тот епископ или пресвитер, который крестит не таким образом, не согласно с этим установлением Господа, но в трех безначальных, или трех сынов, или трех утешителей, должен быть извержен. В самом деле, некоторые еретики, возводя хулу на Святую Троицу, крестили таким образом. В Православной же Церкви принято именовать безначальным одного только Отца, поскольку Он не имеет причины и не рожден. Впрочем, и Сын, равно как и Дух Святой, именуется безначальным относительно начала во времени, как богословствует Григорий Богослов , но не относительно также и причины и начала по природе, ибо это – свойство одного только Отца 441 . И только одного Церковь именует Сыном из-за неизреченного рождения, и только одного – Утешителем, Духа Святого, из-за Его непостижимого исхождения от Единого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Эта мысль возводит в принцип (возводит в закон, в правило) исполнение христианского учения лишь постольку-поскольку оно не мешает жизни мирской. Может быть, люди, понимающие, что задачи христианские стоят перед каждым человеком во всей полноте и что законы нравственные и правила святых отцов и Церкви Святой должны исполняться во всей своей полноте, может быть, и они погрешают, может быть, и они не всегда делают и живут так, как бы требовало Слово Божие, но самое отношение к идеалам христианским, правилам духовной жизни и установлениям Церкви у них совершенно иное. Неисчислимые бедствия для духовной жизни проистекают от возведения в правило и закон исполнения христианства постольку-поскольку. Если человек чувствует свою немощь и не может выполнять то, что от него требует Святая Церковь , и ощущает это как грех, он всегда будет радоваться на всякого человека, освобождающегося от немощности и старающегося трудиться, чтобы встать на истинный путь полноты духовной жизни. Если же человек думает, что так и быть должно, что христианство есть какой-то особый, для определенных дней и для определенных случаев предназначенный обычай, совершенно не долженствующий коренным образом менять жизнь человеческую, то он непременно будет раздражаться и сердиться, и укорять всякого, особенно близкого человека, который всерьез задумает идти дорогой жизни духовной. А между тем перед нами в Слове Божием раскрывается нечто такое, что, казалось бы, должно нас совершенно исцелить от этого страшного недуга – практической ереси возводящего как бы в некоторый закон такое совершенно недолжное понимание христианства, это то, где говорится и заповедуется нам подражание Христу. Вот мы открываем Евангелие от Иоанна и читаем: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». Открываем Первое послание апостола Петра и читаем: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его». Открываем Первое послание Иоанна, читаем: «Кто говорит, что пребывает в нем, тот должен поступать так, как Он поступал».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Но человека не должно делать праведным против его воли, поскольку это противно как природе праведности, которая подразумевает правоту воли, так и природе человека, которой подобает подвигаться не силой, а свободной волей. Поэтому Христос внутренне оправдывал человека посредством божественной силы, но не против его воли. Притом это надлежит относить не к Его чудесам, а к цели Его чудес. И точно так же посредством божественной силы Он всевал мудрость в наивные умы Своих учеников, в связи с чем сказал им: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк. 21, 15 ). Однако это просвещение должно рассматривать как чудо не в той мере, в какой оно было внутренним, но – только в той, в какой оно было связано с внешними актами, а именно постольку, поскольку люди видели, что те, которые прежде были неграмотными простецами, заговорили уверенно и мудро. Поэтому [в Писании] сказано, что евреи, «видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они – люди некнижные и простые... удивлялись» ( Деян. 4, 13 ). Но хотя такого рода духовные следствия отличаются от видимых чудес, тем не менее и они свидетельствуют о силе и учении Христа, согласно сказанному [апостолом]: «При засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого» ( Евр. 2, 4 ). Однако Христос соделывал некоторые чудеса и в человеческих душах, изменяя, как правило, их низшие способности. В связи с этим Иероним, комментируя сказанное [в евангелии от Матфея]: «Он встал, и последовал за Ним» ( Мф. 9, 9 ), говорит: «Проступавшие сквозь Его человеческое обличье слава и величие Его потаенного Божества были таковы, что вглядевшиеся в них сразу же устремлялись к Нему». А на слова [из евангелия от Матфея]: «Иисус... выгнал всех продающих и покупающих» ( Мф. 21, 12 ), тот же Иероним говорит: «Из всех соделанных Господом знамений наиболее удивительным мне представляется то, что один человек в те жестокие времена смог ударами одного бича разогнать такое множество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Смотри также Апост. 69. Правило 52 О том, что не должно в Четыредесятницу заключать браки или праздновать дни рождения. Толкование Поскольку свадьбы и празднования, устраиваемые некоторыми в честь дня, когда они родились, упраздняют скорбь и пост Четыредесятницы, постольку настоящее правило повелевает, чтобы этого в Четыредесятницу не было. Смотри также Апост. 69 [ 184 ] . Правило 53 О том, что не должно христианам, когда они ходят на браки, прыгать и плясать, но ужинать или обедать следует скромно, как прилично христианам. Толкование Настоящее правило повелевает, чтобы христиане, когда ходят на свадьбы, не прыгали, т. е. не били в барабаны и не играли на других инструментах и не плясали под звуки этой музыки, но обедали и ужинали на этих свадьбах со скромностью и приличием, как подобает христианам. Смотри также VI Всел. 24. Правило 54 О том, что не должно священнослужителям или клирикам смотреть зрелища на браках или ужинах, но, прежде чем войдут актеры, вставать и удаляться. Толкование Не подобает, по настоящему правилу, священнослужителям и клирикам, когда их пригласят на свадьбу, или ужин, или пиршество в честь дня рождения и иных подобных праздников, оставаться смотреть пляски и другие нечестивые зрелища, которые бывают там, но еще до того, как придут актеры (θυμελικο) [ 185 ] , т. е. танцующие и играющие на музыкальных инструментах, подниматься из-за стола и удаляться. Смотри также VI Всел. 24. Правило 55 О том, что не должно священнослужителям или клирикам устраивать пиршества вскладчину, а равно и мирянам. Толкование Настоящее правило запрещает священнослужителям и клирикам устраивать пиршества и трапезы вскладчину. Впрочем, и христианам в миру не следует устраивать их, потому что это чуждо христианам. Смотри также Апост. 42. Правило 56 О том, что не должно пресвитерам прежде входа епископа входить и садиться в алтаре, но должно входить с епископом, если только нездоров или находится в отъезде епископ. Толкование Поведение священнослужителей должно отличаться благочинием, а особенно тогда, когда они находятся в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Толкование Различные апостольские правила выносят постановления об оскоплении. Поскольку же, судя по всему, ими пренебрегали, постольку появилась необходимость, чтобы и настоящее правило вынесло определение по этому вопросу. Оно говорит, что оскопленный врачами из-за болезни и недуга или варварами во время нападения, если он клирик, пусть совершает служение клирика. Но тот, кто оскопил себя, будучи здоровым, должен прекратить служение клирика, если он клирик, а если мирянин, то с этого дня и впредь не может стать клириком. Однако мы говорим это о тех, кто преднамеренно и добровольно дерзает оскоплять себя; в свою очередь, оскопленные варварами или своими господами, т. е. против воли и насильственно, но достойные могут быть приняты в клир, согласно правилу (или настоящему, или Апост. 21). Прочти также толкование Апост. 21. Правило 2 Поскольку по необходимости или по иным человеческим побуждениям многое было совершено вопреки церковному правилу, так что людей, недавно приступивших к вере после языческой жизни и в краткое время оглашенных, тотчас приводят к духовной купели и, лишь только они крестятся, возводят в епископство или пресвитерство, постольку за благо признано, дабы впредь ничего такого не было, потому что и оглашаемому требуется время, и по крещении – еще большее испытание. Ибо апостольское Писание ясно говорит: He должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3:6 ) и не впал в его сеть. Если же с течением времени в таком человеке будет обнаружен некоторый душевный грех и он будет обличен двумя или тремя свидетелями, то таковой да будет запрещен в служении. А поступающий вопреки этому, как дерзающий сопротивляться великому Собору, подвергается опасности быть исключенным из клира. (Апост. 80; Двукрат. 17; Сардик. 10; Лаодик. 3; Кирилла Александр. 4.) Толкование To, что определяет 80-е правило святых апостолов, предписывает и настоящее правило. В предшествующие времена произошло много случаев, когда вопреки церковному правилу (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Всеволод Твердислов: Но вы думаете, столько дисциплин от человека, который говорит, поможет ему лучше вот эту коммуникативную способность развить или это еще и какие-то моральные критерии? Александр Волков: Риторика единственная филологическая наука, которая вводит этику в состав своих категорий. Существует специфическая риторическая этика. Всеволод Твердислов: Я- представитель народа. Мне крайне не нравится стиль общения со мной в пошлой манере. Мне не нравится, когда со мной говорят на темы, которые, абсолютно, недопустимы в культурном обществе. И я не могу этого не замечать. Так вот, на самом деле, вот та этическая сторона риторики, о которой вы говорили, она на самом деле для меня может быть иногда важнее, чем умение донести ту мысль, которую мне хотят сказать. Александр Волков: Разумеется. Риторика утверждает следующее: когда я говорю то, что я говорю – я думаю то, что я думаю. Человек, не обученный риторике, говорит то, что он думает в данный момент. А наши политики, как правило, думают о вещах, скажем так, материальных. Всеволод Твердислов: Вы знаете, из этого получается вот что. В истории России, насколько мне известно, и я думаю, это наше общее мнение с вами будет, были политики умные и не умные во главе страны, были жестокие и безвольные, всякие были, но в истории я не помню, чтоб была пошлость, обращенная к народу. Цинизм был, а пошлости я не помню. Сейчас происходят очень интересные сдвиги и в общественном сознании, и даже в общественных коммуникациях, буквально, последних месяцев сдвиги, когда я замечаю, как снова раскрепощается язык, раскрепощаются мнения. Потому что общение, как с гламурной публикой, как с болельщиками, как с просто, условно, простыми людьми, уже народ не устраивает. И вот сейчас, мне кажется, очень вовремя возникла наша передача и эта тема, как общаться. Александр Волков: Да. Человек, уважающий свою аудиторию, полагает, по крайней мере, полагает, что эта аудитория живет высокими нравственными соображениями. И естественно, что человек, который обращается к аудитории, должен прибегать всегда к высоким мотивам, как это называется. Сегодня же, постольку, поскольку наша речь не организована, постольку, поскольку наша речь не различима в своих жанрах. Постольку, поскольку человек говорит публично, примерно так же, как он говорит со своим приятелем, со своей женой или с кем-то еще, не представляет себе той ответственности, высокой ответственности, которая лежит на всяком, кто обращается к аудитории. И вот это неуважение, фактическое неуважение к аудитории- и есть главнейший способ нарушить риторическую этику.

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

Никто из священного чина да не держит при себе женщину или служанку, за исключением не вызывающих подозрения лиц, означенных в правиле, тем самым сохраняя себя от нареканий. Если же кто-либо преступит определенное нами, да будет извержен. To же самое пусть соблюдают и скопцы, заботясь о своей безупречности. Преступающие же это, если они клирики, да будут извержены, a если миряне – отлучены. (I Всел. 3; VII Всел. 18, 22; Анкир. 19; Карфаг. 45; Василий Велик. 88.) Толкование Определение настоящего правила таково. Никто из священнослужителей, если желает жить благопристойно, да не приводит в свой дом сожительницу или служанку, за исключением не вызывающих подозрения лиц, которых перечисляет правило (имеется в виду I Всел. 3), т. е. матери, сестры или тетки, все равно – по отцу или по матери, ради того чтобы оставаться безукоризненным в глазах народа. А тот из священнослужителей, кто преступит это правило, да будет извержен. Подобно им и скопцы, охраняя себя от нареканий, да не живут с лицами, вызывающими подозрения. Если же они дерзнут на это, то, если они клирики (а значит, оскоплены не по своей воле или скопцы от природы), пусть будут извержены, а если миряне – отлучены. Прочти также I Всел. 3. Правило 6 Поскольку в апостольских правилах сказано, что из производимых в клир безбрачных только чтецы и певцы могут жениться, то и мы, соблюдая это, определяем, чтобы отныне ни в коем случае иподиакону, или диакону, или пресвитеру после рукоположения не было позволено вступать в брачное сожительство, а если он дерзнет это сделать, да будет извержен. Если же кто-либо из вступающих в клир хочет сочетаться с женой по закону брака, то пусть делает это прежде рукоположения во иподиакона, или диакона, или пресвитера. (Апост. 26; IV Всел. 14, 15; Анкир. 13; Карфаг. 19, 33.) Толкование Поскольку правило Апост. 26 определяет, что только чтецы и певцы могут жениться после хиротесии, постольку и отцы данного Собора, подтверждая это настоящим правилом, определяют, чтобы отныне и впредь ни одному иподиакону, или диакону, или пресвитеру после рукоположения не было позволено жениться. А если он это сделает, то да будет извержен [ 198 ] . Если же кто-нибудь из таких хочет жениться, то пусть женится до рукоположения во иподиакона, диакона или пресвитера. Правило 7

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Но можно предполагать и то, что и первый писец не допустил бы, конечно, бессмыслицы, которую допустил его преемник, не потрудившийся установить с точностию, на чём остановился предшественник, но перевёл бы лишь сполна выписанный выше греческий текст, без предшествующих рассуждений: ν τις μαρτεν и проч. Достоверно лишь одно, что второй писец оказался человеком легкомысленным, который и потом, ещё раз, обнаружил своё легкомыслие. Перед исчислением десяти разновидностей исповедующихся, он вставил «от сбора кафагеньскаго» т.е. карфагенского, правило об анафеме тем, кто отрицает крещение детей во оставление грехов, – правило, совершенно неуместное в данном контексте и не встречающееся в греческих покаянных уставах. Славянский писец тут, по-видимому, поступил так же, как поступил его коллега, другой писец, неожиданно вставивший в «закон судный» статью «о патриаршей чести» 76 : видел правило где-нибудь в другом месте, вообразил, что оно имеет отношение к трактуемому в переписываемом уставе вопросу, и, не смущаясь, вставил его в переписываемый устав. Кроме указанного выше пропуска, осложнённого бессмыслицей, и кроме этой последней вставки, славянский перевод соответствует до конца мюнхенскому Василию, постольку, следовательно, и мориновскому Иоанну, но кончается там, где кончается Василий, так что большая часть 85-го правила Василия В. (о предании за грехи в руки варваров и проч.) отсутствует и никаких добавочных статей не имеется. Постольку, следовательно, славянский перевод соответствует и κολουθα (начиная с 95 листа), если не считать дополнительной к κολουθα молитвы: εσπλαγχνε γαθ, которой нет в славянской кормчей. В виду того, что славянский перевод после перерыва возобновляется на тех же словах (об осквернении с язычниками), с которых начинается поворот составителя κολουθας от старшего устава к Василию или Иоанну, можно бы было, пожалуй, предположить, что между славянским переводом и κολουθα есть сродство, можно бы было, пожалуй, даже считать первый переводом с последней, прибегая к помощи другого предположения, что существовала некогда чистая и неиспорченная κολουθα, снабженная притом предисловием: τς θεας κα παναγθου и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010