Словом τ Κυριακν (дом Господень) правило называет здесь храм епископии или митрополии. Однако под домом Господним подразумевается и любой храм прихода, города или страны. Составитель толкования объясняет, что название «дом Господень» заимствовано у монахов-аскетов, которые по древнему обычаю называют так священный храм, куда они собирались в каждый день Господень (Κυριακ) из своих уединенных келий и слушали Божественную литургию. 413 Поскольку епископ должен быть всецело занят только усердным духовным попечением о вверенных ему душах и не имеет времени на то, чтобы заботиться о подобных вещах, постольку, на основании 10-го правила Феофила Александр., по воле всех клириков должно назначить эконома из клира для управления церковным имуществом, как движимым, так и недвижимым, чтобы оно, согласно IV Всел. 26, не расточалось и не растрачивалось неправильно. Согласно тому же правилу IV Всел., если епископ не желает назначить эконома, пусть подвергнется наказанию по правилам, а право назначить эконома над имуществом епископии должно быть предоставлено митрополиту. Равным образом и патриарх пусть имеет право поставлять эконома над имуществом митрополии, если его не желает поставить митрополит, согласно VII Всел. 11. Если же епископ будет раздавать доходы и урожай с церковных полей, составляющий церковную собственность, своим братьям и прочим родственникам, он должен быть наказан Собором митрополичьей области, согласно Антиох. 25. Если же он отдаст или продаст властям или кому-то другому что-либо из вещей, принадлежащих Церкви, либо совсем отнимет эту вещь у епископии, пусть такая передача, или продажа, или отчуждение будут недействительны, согласно VII Всел. 12, а продавший епископ пусть будет изгнан из своей епископии. (Та же мера должна быть применена к игумену, который продаст какую-либо собственность монастыря.) Если же есть необходимость продать церковную собственность или из-за того, что она приносит не прибыль, а убытки, или ради того, чтобы деньги, вырученные от продажи, отдать для выкупа пленных христиан, тогда, согласно «Номоканону» Фотия (тит. 2, гл. 2), нужно продавать ее по воле Собора и пресвитеров (по Карфаг. 41), а если нет времени получить их согласие, заручаться, по крайней мере, свидетельством соседних епископов, согласно Карфаг. 34. Однако и тогда собственность нужно продавать не властям, непосредственно или через чье-либо посредство, но клирикам или земледельцам, согласно правилу VII Всел. 12, в котором дословно излагается и настоящее апостольское правило. Если же епископ совершит продажу без свидетельства соседей, то да будет повинен пред Богом и Собором и чужд чести епископа, согласно Карфаг. 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, поскольку обручение, совершающееся по законам, как выше доказано, ставится наравне с браком, постольку и тот, кто только обручился со второй женщиной или женился на обрученной с другим, считается второбрачным. Остальные же помолвки, заключающиеся только на словах и просто через обмен залогами, согласно акривии Церкви, не являются и не именуются обручениями, и потому соборные правила сами по себе не могут против них действовать (более подробно об обручении см. также: Учение о браках. Гл. II) (Имеется в виду «Διδασκαλα περ συνοικεσων» – компиляция законов, касающихся родственных связей, которая была составлена прп. Никодимом и помещена в конце «Пидалиона»). И Вальсамон в подтверждение вышесказанного говорит, что обручившийся согласно упомянутым ранее новелле-предписанию и постановлению и по смерти своей обручницы взявший в жены другую женщину, не может стать священником, поскольку считается второбрачным. Если же он обручился не таким образом, то может быть посвящен в сан, потому что не считается второбрачным (Греко-римское право. Ответ 7. С. 365). Однако заметь, что, хотя обручение и ставится наравне с браком, оно, тем не менее, не совсем равнозначно совершенному браку, но меньше его (см. также примеч. 2 к Анкир. 25). 373 По «Номоканону» Фотия ( Тит. 13 , гл. 5), наложница – это порядочная женщина, сожитель которой, открыто свидетельствуя о сожительстве с ней, показывает всем, что она ему как жена. Если же он не свидетельствует об этом открыто, то он с ней распутствует. Или иначе: наложница – это женщина, которая законно сожительствует с мужчиной без благословения на брак. Однако заметь, что, хотя гражданские законы позволяли иметь наложницу, но законы нашей Церкви ни в коем случае не позволяют христианам иметь такую жену. Поэтому 33-е правило св. Никифора гласит, что если кто-то имеет наложницу и не хочет ни оставить ее, ни вступить с ней в брак, то священники не должны принимать от него для церкви даже просто приношения и служения, поскольку своими делами он оскорбляет и бесчестит церковные законы и правила. Петр, хартофилакс и диакон Великой церкви, также говорит в своем 5-м ответе: «Не должно никому принимать ни приношение, ни воск, ни елей, ни фимиам из дома того, кто живет с женщиной без благословения». Блудница же от наложницы отличается тем, что согрешает со многими, тогда как наложница – с одним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Лк. 3:23 )), а Ему должны подражать и пресвитеры, поскольку они, получая пресвитерский сан, назначаются учителями верных [ 216 ] . Подобным образом диакона не должно рукополагать прежде достижения 25 лет (то же самое говорит и Карфаг. 21), а диакониссу – прежде 40 лет. Да будет снисходителен Бог к сегодняшнему нарушению этих правил. И если нарушители не стыдятся самих священных, богоносных и святых отцов, то пусть устыдятся хотя бы светского человека – императора Юстиниана, который в своей 123-й новелле говорит: «Не позволяем становиться пресвитером тому, кто моложе 30 лет, диаконом – моложе 25 и иподиаконом – моложе 20 лет». Прочти также I Всел. 19 и примеч. к Неокесар. 11. Правило 15 В иподиакона нельзя рукополагать прежде 20 лет. Если же кто-либо будет рукоположен в какую бы то ни было священную степень прежде определенного возраста, да будет извержен. Толкование В иподиакона, говорит настоящее правило, нельзя рукополагать в возрасте моложе 20 лет. А тот из принадлежащих к четырем указанным степеням, который рукоположен ранее указанного для них возраста, да будет извержен. Согласование Чтеца же рукополагали, по Карфаг. 19, когда он достигал юношеского возраста, т. е. в 14 лет, a по 123-й новелле Юстиниана, помещенной в 3-й кн. «Василик» (тит. 1, гл. 28), – в 18 лет (новелла, повелевающая рукополагать его в восемь лет, при очищении законов была опущена и не вошла в «Василики», а следовательно, утратила силу). О том, сколько лет должно быть епископу при рукоположении, смотри в примеч. 2 к Апост. 1. И поскольку гражданский закон повелевает о подобном судить по подобному, постольку, естественно, и чтеца, и епископа, если они рукоположены прежде назначенного возраста, извергают так же, как и прочих, согласно настоящему правилу VI Собора 217 . Правило 16 Поскольку книга Деяний передает, что апостолы поставили семь диаконов, и поскольку отцы Неокесарийского собора в изложенных ими правилах определенно сказали, что «по правилу должно быть семь диаконов, хотя бы город был очень большим, а убедишься ты в этом из книги Деяний», то мы, сопоставив с изречением апостолов мысль отцов, нашли, что у них речь шла не о мужах, служащих таинствам, но о служении нуждам столов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Правило 8. Дух Святой Правило 9. Троица неописуема никаким словом Правило 10. Лицо Сына Правило 11. Человечество Христа Правило 12. Божество Христа Правило 13. О двух природах во Христе Правило 14. Одно Лицо во Христе Правило 15. Единство Слова и плоти Правило 16. Жертвоприношение. Жертва хлебом и вином Правило 17. Человечество Христа Правило 18. Всякая природа — благо Правило 19. Никакая тварь не тождественна с Богом Правило 20. Ангелы были сотворены неизменными Правило 21. Разумные твари Правило 22. Свободная воля Адама Правило 23. Первородный грех Правило 24. Каково наказание некрещеным Правило 25. Суд Правило 26. Воскресение плоти Правило 27. Вера и крещение Правило 28. Благодать Правило 29. Ничего не совершается без благодати Правило 30. Ничто не сокрыто от Бога Правило 31. Предопределение Правило 32. Блаженные по предопределению Правило 33. Крещение Правило 34. Вне Церкви нет спасения Правило 35. Обреченные к осуждению Правило 36. Еретики Правило 37. Дурно живущие христиане Правило 38. О том, что никто не живет без греха Правило 39. Пища и питие. Брак. Дозволение второго брака Правило 40. О том, что в Церкви дурные [люди] смешаны с добрыми Утверждение в вере Правило 1. Божественная природа 45. Итак, крепче всего придерживайся, не сомневаясь никоим образом, что Отец, Сын и Святой Дух суть по природе Единый Бог, во имя Которого мы крещены. Ведь поскольку одно имя — Отец, другое — Сын и третье — Дух Святой, то также есть и одно природное имя всех Троих, которое называется Бог, Который говорит во Второзаконии: Смотрите, смотрите, ибо Я — Бог, и нет другого кроме Меня; и о Котором говорится: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор 6:4); а также: Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи (Втор 6:13). Правило 2. Единый Бог 46. Тверже всего придерживайся и никоим образом не сомневайся, что Отец, Сын и Дух Святой, то есть Святая Троица есть по природе истинный Бог. И хотя нам не разрешено почитать трех богов, если только это не Единый истинный Бог, однако как Бог Отец называется истинным, по свидетельству Апостола, который сказал: Как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса (1 Фес 1:9–10); так и Сына апостол Иоанн называет истинным Богом, говоря: Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин 5:20). Ибо Он потому есть истинный Бог, что Он есть Истина, как Сам нас учит, говоря: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин 14:6). И о Духе Святом апостол Иоанн сказал, что Дух есть истина (1 Ин 5:6). И никак не может не быть истинным по природе Бог, Который есть Истина, Которого и апостол Павел исповедует как Бога, говоря: [Не знаете ли, что] тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших (1 Кор 6:19–20).

http://pravmir.ru/o-vere-ili-o-simvole-i...

   6-е правило Халкидонского собора.    В этой связи см. 18-е правило Анкирского собора, 17-е и 18-е правила Антиохийского собора.    Isidorus. De ecclesiasticis ofiiciis, II, 3. PL., 83, 779.    См. выше, стр. 55, текст 6-го правила.    90-е правило Василия Великого.    Ср. Властарь, Алфавитная синтагма «К», 19. Русский перевод, стр. 258.    См. также 18-е правило Анкирского собора и 36-е Апостольское правило.    Правила поместных соборов. Русский перевод, стр. 185.    Там же.    Мы находим у Евсевия один случай перехода епископов с одной кафедры на другую. Епископ Александр Каппадокийский был избран на Иерусалимскую кафедру (начало III века). Евсевий указывает, что этот переход был совершен по особому откровению воли Божией. Это замечание указывает на необычайность перехода для доникейского времени. Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 11. Русский перевод, стр. 309—310.    В греческом тексте стоит существительное «κατασκεασμα», что означает «выдумка, кознь, хитрость». Русский перевод значительно смягчил значение этого слова.    15-е правило 1-го Никейского собора.    21-е правило Антиохийского собора.    1-е правило Сардикийского собора.    Там же.    14-е Апостольское правило.    См. Правила поместных соборов, русский перевод, стр. 23—25.    Там же.    См. Никодим Милаш. Правила с толкованиями, т. I, стр. 75.    3-е правило Сардикийского собора.    21-е правило Ельвирского собора. См. также 80-е правило Трулльского собора.    12-е правило Сардикийского собора.    16-е правило Двукратного собора.    17-е Правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    18-е правило Трулльского собора.    См. предыдущую главу.    11-е правило Сардикийского собора.    12-е правило того же собора.    11-е правило того же собора.    20-е правило Трулльского собора.    См. Апостольские правила, русский перевод, стр. 24—25.    16-е правило 1-го Никейского собора.    16-е правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    10-е правило того же собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Правило третье запрещает священнослужителям иметь у себя в доме женщину, которая не является близкой родственницей; Правило четвертое гласит, что епископы должны избираться епископами данной области и утверждаться митрополитом; Правило пятое запрещает епископу принимать в общение лиц, отлученных другим епископом и повелевает дважды в год созывать соборы епископов; Правило шестое подтверждает высшую власть некоторых епископов над другими епископами и запрещает поставлять епископа без соизволения митрополита и общего избрания; Правило седьмое возвышает иерусалимского епископа на степень митрополита; Правило восьмое законополагает о присоединении к Церкви еретиков и запрещает быть двум епископам в одном городе; Правило девятое запрещает допускать к священнослужению лиц порочных; Правило десятое заповедует извергать из священного чина падших; Правило одиннадцатое говорит о способе покаяния отступивших от веры; Правило двенадцатое говорит также об образе покаяния другого вида падших; Правило тринадцатое повелевает напутствовать Св. Тайнами каждого умирающего; Правило четырнадцатое устанавливает образ покаяния для отпадших от веры оглашенных; Правило пятнадцатое воспрещает епископам и клирикам самовольно переходить из града во град; Правило шестнадцатое предписывает не принимать в общение клириков, которые самовольно удаляются от собственной церкви; Правило семнадцатое воспрещает клирикам заниматься ростовщичеством; Правило восемнадцатое воспрещает дьяконам преподавать св. Дары пресвитерам, причащаться прежде епископов и сидеть между пресвитерами; Правило девятнадцатое говорит о «павлианах», что они, в случае их обращения, должны быть вновь крестимы, а клирики перерукополагаемы; Правило двадцатое запрещает преклонять колена в день воскресный и во дни Пятидесятницы. II Вселенский собор в Константинополе в 381 году оставил после себя всего семь правил: Правило первое подтверждает Символ Веры , составленный на I Вселенском соборе и анафематствует всякую ересь; Правило второе запрещает епископам простирать свою власть «за пределами своей области», вмешиваться в дела чужой епархии и устанавливает 5 церковных округов на Востоке;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

Правило третье дает Константинопольскому епископу «преимущество чести по Римском епископе»; Правило четвертое осуждает Максима Киника и «произведенное им бесчиние»; Правило пятое принимает «исповедающих Едино Божество Отца и Сына и Святого Духа»; Правило шестое повелевает «не без исследования» принимать обвинения на правителей Церкви; Правило седьмое указывает на правила принятия кающихся еретиков. III Вселенский собор, состоявшийся в Ефесе в 431 году, оставил восемь правил: Правила – первое, второе, третье, четвертое, пятое и шестое – все касаются отлучения от Церкви еретика Нестория и его сторонников; Правило седьмое запрещает слагать какой-либо новый Символ Веры ; Правило восьмое запрещает епископам «простирать свою власть на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукою его» и освобождает кипрских епископов от зависимости Антиохийского патриарха. IV Вселенский собор, созванный в Халкидоне в 451 году, оставил после себя 30 правил. Из этих правил: Правило первое подтверждает необходимость соблюдать все, что было постановлено на прежних соборах; Правило второе карает низвержением симонию, или поставление в церковные степени за деньги; Правило третье воспрещает епископам, клирикам и монашествующим «ради гнусного прибытка» заниматься «мирскими делами»; Правило четвертое запрещает монахам бесчинное жительство; Правило пятое подтверждает запрет епископам или клирикам «преходить из града во град»; Правило шестое запрещает рукополагать клириков без определенного назначения; Правило седьмое запрещает клирикам и монахам, под угрозой анафемы, «вступать в воинскую службу или в мирской чин»; Правило восьмое повелевает клирикам пребывать «под властью епископов каждого града»; Правило девятое запрещает клирикам судиться в светских судилищах; Правило десятое воспрещает клирику числиться одновременно в двух церквах; Правило одиннадцатое говорит о грамотах, выдаваемых убогим; Правило двенадцатое запрещает епископам в церковных делах обращаться к гражданским властям; Правило тринадцатое запрещает служить клирикам в чужой епархии без представительной грамоты своего епископа;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

12е, 13е и 48е правила решают вопросы о браке священнослужителей; 33е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода; 64е и 70е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения; 80е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение; 54е правило запрещает вступление в брак в близком родстве; 53е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак; 72е правило запрещает смешанные браки с еретиками; 73е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами; 75е правило требует благочинного пения в храмах; 74е и 76е правила запрещают в храмах и «внутри священных оград» устраивать трапезы, корчемницы или «купли производить»; 77е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и «всякому христианину мирянину» мыться в бане вместе с женщинами; 83е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших; 86е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц; 90е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, «ради чести Воскресения Христова»; 91е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве; 100е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию; 102е правило говорит о епитимиях кающихся. VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные: 3е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками; 4е и 5е правила, запрещающее симонию; 6е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство; 10е правило повторяет запрещение клирикам оставлять свои приходы и занимать мирские должности; 11е правило повторяет требование иметь иконома в каждой церкви и по монастырям; 12е правило повелевает епископу и игумену иметь попечение о всех церковных вещах и ими распоряжаться, но не присваивать чего-либо самому себе в собственность, под страхом изгнания;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

Правило четырнадцатое запрещает чтецам и певцам вступать в брак с иноверными женами; Правило пятнадцатое говорит о поставлении дьяконисс; Правило шестнадцатое запрещает монашествующим и девам вступать в брак; Правило семнадцатое определяет точные границы епархий; Правило восемнадцатое воспрещает «составлять скопища» и «строить ковы» епископам и своим сопричетникам; Правило девятнадцатое повторяет правило о двукратном созыве в год Собора епископов; Правило двадцатое повторяет запрещение клирикам переходить в другую церковь ; Правило двадцать первое повелевает не принимать доноса на епископов «просто и без исследования»; Правило двадцать второе запрещает клирикам «расхищать вещи» епископа по его смерти; запрещает клирикам и монашествующим без всякого поручения от своего епископа приходить в Константинополь и жить в нем; Правило двадцать четвертое запрещает обращать монастыри в мирские жилища; Правило двадцать пятое запрещает оставлять кафедры епископов незамещенными больше трех месяцев; Правило двадцать шестое повелевает епископам управлять церковным имуществом с помощью икономов; Правило двадцать седьмое запрещает похищать жен для супружества; Правило двадцать восьмое определяет круг судебной и административной деятельности Константинопольского патриарха и уравнивает его с папой Римским; Правило двадцать девятое запрещает низводить епископа на пресвитерскую степень; Правило тридцатое говорит о египетских епископах. V Вселенский собор в Константинополе в 553 году и VI Вселенский собор в Константинополе в 680 году не оставили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулльский», именуемый иногда поэтому «Пято-Шестым», на котором было возмещено это опущение и составлено целых 102 правила. Из правил этого собора особенно важны: 36е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр; 8е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов;

http://azbyka.ru/kanony-pravila-cerkovny...

Воздеюще преподобныя руки. «Воздевать руки и молиться свойственно было иереям Ветхого Завета» (блаженный Феодорит). То же делать постол велит и христианским мужам, исправляющим общественное богослужение. Но Апостольское же предание есть, как говорит Василий Великий, христианам, при совершении молитв, творить на себе крестное знамение. В нашем богослужении совмещается то и другое: и воздеяние рук, и крестное знамение, сопровождаемы бывая поклонами поясными и земными. Воздеяние рук ум к Богу возносит, а крестное знамение — путь восхождения к Богу показывает: ибо дверь приближения к Богу — крест Христов. Но Апостол при сем не столько на внешность обращает внимание, сколько на состояние души; почему не просто сказал: воздеюще руки,— по: руки преподобныя, — то есть не запятнанные никаким пороком. Святой Златоуст говорит: «что значит: преподобныя? Чистые. А что значит: чистые? Конечно,— не водою вымытые, а чистые от любостяжания, убийств, хищения, уязвления». Блаженный Феодорит то же выражает так: «Апостол повелевает делать сие (воздевать руки) преподобно,—то есть освободившись от всякой неправды и от всякого беззакония»,—или «очистив их милостынею» (Экумений), «которая била бы из них, как из ключа бьет вода» (блаженный Феофилакт). Так это слово требует приступать к молитве с чистою совестию и с чистым сердцем. «Ибо руки тогда лишь бывают преподобны и святы, когда сердце чисто» (Амвросиаст). Без гнева и размышления. В состоянии гнева и невозможно молиться. «И во время молитвы разве кто-либо гневается?» (святой Златоуст). Но помнить зло можно и при молитве; потому что это чувство тихо и скрытно. Когда наверху молитва, внизу может скрытно утаиваться злопомнение. Наши все толковники и разумеют здесь памятозлобие. «Пусть душа молящегося будет чиста и свободна от всякой страсти, пусть никто не приступает к Богу с враждою, пусть никто не приступает с негодованием» (святой Златоуст). «Так узаконил и Господь: если придешь принести дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (ср.: Мф. 5, 23 — 24)» (блаженный Феодорит). И еще: егда стоите молящеся, отпущайте, аще что имате на кого (Мк. 11, 25) (см.: святой Златоуст). «Итак, Апостол учит, что в молитве надлежит быть мирну духом, если желаем, чтоб она принесла плод» (Амвросиаст).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010