Далее, выкуп назначается в мирском браке, чтобы облегчить брак. Но духовный брак более блаженный, чем земной брак. Следовательно, выкуп должен быть назначен им. Далее, украшение невесты – это часть выкупа. Святые украшены, когда они одеты в славу, согласно пророку Исайи «Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61,10 ). Следовательно, святые на небе имеют выкуп. Отвечаю: Несомненно, что блаженные, когда они приводятся к славе, выкуплены Богом определенными дарами за их украшение, и это украшение называется святыми отцами их выкупом. Следовательно, выкуп, о которым мы сейчас говорим, можно определить таким образом: «Выкуп – это вечное украшение души и тела, соответствующее жизни, продолжающееся вечно в вечном блаженстве». Это описание взято по образу материального выкупа, которым украшается невеста и муж обеспечивается соответствующей поддержкой для жены и детей, и еще выкуп остается неотъемлемой частью невесты, так что если брачный союз трудный, он возвращается к ней. Что касается причины названия, то существует несколько мнений. Некоторые говорят, что название «выкуп» взято не по аналогии с мирским браком, но в соответствии с манерой говорить, с помощью которой любое совершенство или украшение любого человека, называется талантом. Таким образом, о человеке, который знает, говорят, что он награжден талантом знания, и в этом смысле Овидий использует слово «талант» (De Arte Amandi I, 538): «Какими бы ни были пожертвования, старайтесь угодить». Но это кажется не совсем подходящим, поскольку, когда термин используется, чтобы обозначит определенную вещь, он обычно не переносится на другой, кроме как по причине некоторого сходства. Поскольку по первоначальному значению выкуп относится к мирскому браку, следует, что в каждом другом употреблении термина мы должны замечать некоторое сходство с его исходным значением. Соответственно, другие говорят, что сходство состоит в том, что в земном браке выкуп – это по сути дар, дарованный женихом невесте за ее украшение, когда она приводится в дом жениха, и это мы может найти в словах Сихема Иакову и его сыновьям: «Назначьте самое большое вено и дары» ( Быт. 34,12 ), и из слов: «Если обольстит кто девицу необрученную и переспит с нею, пусть даст ей вено [и возьмет ее] себе в жену» ( Исх. 22,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Если же Господь наделяет верных рабов своих каждого особым дарованием, – то это понятно и выяснено в Слове Божием. В Послании к Коринфянам Ап. Павел пишет: «дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и Тот же; и действия различны, а Бог один и Тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12:4–10; 27–30 ). Отсюда мы видим, что Церковь Христова, состоящая из многих членов (ст. 12–14, 20) назначенных к неодинаковому деланию (ст. 14–28), должна обладать и многообразными дарами Духа Св. Эти святые дары распределяются между верующими, смотря по их достоинству ( Еккл.2:26 ; 1Кор.7:7 ; Лк.19:13–26 ; особ. Мф.25:15 ) и нуждам ( 1Кор.12:7; 14:12, 14, 19 и др.). Такой порядок всегда хранил Господь и в Церкви православной, как о том повествует нам Листок. Слава же и благодарение Богу, дивному во святых своих ( 2Сол.1:10 )!… – Но этими святыми вы окончательно затмили от людей Христа! – опять возбужденным голосом заговорил Архипыч. Простой народ только и умеет молиться Божьей Матери, Николе да Флору с Лавром. О Христе он и не думает… Да и вы то плохо помните Его. Посмотрите, во всем Листке, какой у вас в руках, ни разу не помянуто имя Иисусово. Нешто это Евангельская проповедь?… – Тяжкие обвинения взводишь ты на нас, Архипыч! но мы их не заслужили. Мы не застилаем Христа от глаз народа: нельзя закрыть солнце, чтобы оно не светило мipy. И Христос, как духовное солнце ( Пс.83:12 ; ср. Ин.1:4–9; 12:35–36 ), постоянно во всех и над всеми нами ( Еф.1:23 ; Кол.3:14 : Фил.4:13 ). Он есть Владыка неба и земли ( Мф.28:18 ; Лк.10:22 ; Ин.3:23; 17:2 ; Фил.3:21 ), жизни и смерти ( Ис.22:22 ; Апок.1:18; 3:7 ). От Него льются нам потоки благодатных даров ( Иак.1:17 ; Рим.1:7; 16:24 ; 1Кор.1:3, 4 ; Гал.6:18 ; Еф.6:23 ; 1Сол.1:1 ; 2Тим.4:22 ; Тит.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закончив беседу с прп. Зосимой, прп. Мария велела ему прийти через год к Иордану и ожидать ее со Святыми Дарами. Он исполнил ее повеление. Придя через год, он издали увидел приближающуюся к нему прп. Марию, увидел, как она подошла к реке, перекрестила воду и пошла по воде к нему. И причастил ее инок Зосима в трепете и ужасе, а прп. Мария велела ему прийти еще через год в то самое место, где он увидел ее впервые. Прошел год, и прп. Зосима опять пришел на то же место и увидел св. Марию лежащей мертвой на земле. А на песке было начертано: «Грешная Мария умерла первого апреля; похорони ее». Преподобный Зосима отпел ее, но был в затруднении, не зная, как похоронить ее, ибо нечем было вырыть могилу. И тогда произошло новое чудо: пришел лев, вырыл лапами глубокую яму и ушел. Так похоронил инок Зосима прп. Марию. Удивительное, чудесное житие, совершенно не похожее на жизнь обыкновенных людей! Но особенно в нем поражают два обстоятельства. Прежде всего, это величайшая Божия благодать, величайшее Божие милосердие и предвидение Божие о том, что жалкая блудница станет величайшей святой. А второе – это внезапность и необычайная глубина и решительность обращения прп. Марии от ее прежней греховной жизни на путь ни с чем не сравнимого подвижничества в пустыне. Преподобная Мария исполнила то, о чем говорит св. пророк: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим, в посте, плаче и рыдании, раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он Благ и Милосерд, Долготерпелив и Многомилостив, и сожалеет о бедствии» ( Иоил. 2, 12–13 ). И св. Мария «разодрала сердце свое» и всем помышлением своим внезапно обратилась к Богу. Она исполнила и то, о чем говорит св. пророк Иезекииль: «Вспомните о всех путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали» ( Иез. 20, 43 ). И исполнились на ней слова Божий, и узнала она о милосердии Его бесконечном, о святости Его безмерной, когда поступил Господь с ней не по злым делам ее, а по милосердию Своему ради святого имени Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Затем следует самая важная часть евхаристии: „освящение» (consecration), содержание коего составляет чтение молитвы, в которой священник высказывает славословие Богу за то, что „Господь соблаговолил, чтобы Его единородный Сын предал Себя на крестную смерть для нашего искупления и чтобы единым приношением Себя Самого.... принес полное удовлетворение за грехи всего мира и установил и в Своем святом евангелии заповедал нам продолжать непрестанное воспоминание о сей Его драгоценной смерти даже до Его второго пришествия (в словах): „в ночь, когда Он был предан, взял хлеб» (произнося эти слова, священник берет дискос в свои руки), и „воздав хвалу, преломил оный», (произнося эти слова, священник преломляет хлеб) и преподал Своим ученикам говоря: „примите и вкусите, ибо это есть тело мое (произнося эти слова, священник полагает свою руку на хлеб), которое за вас предано. Сие творите в Мое воспоминание». Подобным же образом после вечери Он принял чашу (произнося эти слова, священник берет чашу в свои руки) и воздав благодарение, преподал оную ученикам, говоря: „пейте от нее все, ибо это есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов: сие творите (произнося эти слова, священник полагает свою руку на сосуд, в котором вино) всегда, как только будете пить от нее в Мое воспоминание»... За освящением следует приношение (oblation), которое читается так: „Господь и Небесный Отец, согласно установлению Твоего возлюбленного Сына, мы, смиренные рабы, прославляем (Тебя) и совершаем здесь пред Твоим Божественным величием этими Твоими святыми дарами, пред Тобою приносимыми, воспоминание о Твоем Сыне..., вызывая в памяти Его благословенные страдания и пречистую смерть, Его великое воскресение и славное вознесение, принося сердечные благодарения за Его бесчисленные благодеяния, дарованные нам»... Затем эта важнейшая часть мессы заканчивается такого рода призыванием (invocation): „смиренно молим Тебя, благий Отец, услыши нас... и удостой благословить и освятить Словом и Духом Святым эти Твои дары и создания (creatures) хлеба и вина, чтобы мы, получая их, согласно установлению Твоего Сына..., в воспоминание об Его страданиях и смерти могли быть участниками в Его преблагословенном теле и крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

— Здравствуй, батюшка дорогой, как я рада вас видеть! — Мне сказали, что вы желаете причаститься? — Да, батюшка. Желаю всей душой и много просила Господа, чтобы не оставил меня Своей милостью и сподобил соединиться с Ним. Как я рада и счастлива! Господи, слава Тебе! «Как правильно и красиво она выражается», — подумалось мне. — А вы когда-нибудь бывали в храме? — Нет, милый батюшка, ни разу. Теперь много сожалею об этом. Но мама говорила мне, что меня крестил священник. — Сколько же вам теперь годиков? — Девяносто, батюшка. «Хороший случай! – думаю. — Вот уж действительно, «не хочу смерти грешника». Как-то надо хоть кратенько дать ей понять, напутствовать, что такое Причастие, его значение в жизни человека. Придется какое-то время с ней посидеть и поговорить, чтобы она могла представить, что батюшка пришел к ней со Святыми Дарами, у него в руках Тело и Кровь Христовы, а не кагор с медом, как часто можно это слышать от подобных бабушек на исповеди. А если это действительно Тело и Кровь Христовы, то как они оказались в руках священника, для чего?» — Как ваше имя? — Елизавета, батюшка. — Вы слышали когда-нибудь, что Бог сотворил небо и землю. Землю и воду населил животным миром. В шестой день творения мира Бог сотворил человека по образу Своему и подобию… — Я знаю это, батюшка, — перебивая, говорит она. — Господь поселил первого человека в раю сладости, чтобы он возделывал его и хранил его. И дана была человеку заповедь, разрешающая вкушать плоды райского сада от всех древ, кроме древа познания добра и зла. И было подчеркнуто Богом, что в день, когда ты вкусишь от этого запрещенного дерева, смертью умрешь. — Я знаю это, батюшка. — Также Господь из ребра Адама сотворил помощницу по нему. Навел на Адама глубокий сон, взял от него ребро, рану закрыл плотью и создал Еву. Практически, можно сказать, это была первая в мире операция. — Я знаю это, батюшка, — повторяет она. — Затем Господь привел Еву к Адаму и тот, первый раз увидев ее, узнал ее, говоря: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

http://pravmir.ru/redchajshij-sluchaj/

«Известный (знаменитый) Иосиф, сняв с креста Твое пречистое Тело, обвил его чистыми пеленами и, покрыв благовонными мазями, положил в новом гробе». В то время, как священник закрывает Дары «воздухом» 84 , закрывается завеса у царских врат 85 . Покрыв Дары, священник берет у диакона кадило, кадить трижды 86 пред святыми Дарами и молит, Господа: «Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношения и всесожжения; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» 87 . Наконец, после каждения Даров, поставленных на Престол, священнослужители взаимно просят друг у друга молитв о себе пред Богом, чтобы быть достойными совершить великое тайнство, Священник, отдав кадило и опустив фелонь, наклоняет голову и говорит диакону: «Помяни меня, брат и сослужитель». На эту смиренную просьбу диакон отвечает: «Да поминет Господь Бог священство твое в Царстве Своем», и тотчас же, наклонив голову и держа орарь тремя пальцами правой руки, диакон просит священника: «Помолись о мне, владыко святой». Священник отвечает: «Дух Святой да сойдет на тебя и сила Всевышнего осянит тебя» ( Лк. 1:35 ). Диакон: «Тот же Дух пусть поможет нам во все дни жизни нашей. Вспомни меня (в молитвах твоих), святой Владыко». Священник, благословляя, говорит: «Пусть вспомнит тебя Господь Бог в Царстве Своем постоянно, теперь и всегда, и вечно». Ектения после Великого входа Диакон произносит: «истинно так», целует руку священника, и выходит из алтаря, чрез северные двери на амвон 88 . Став на обычном месте, диакон говорит: «Дополним молитву нашу Господу». Хор: «Будь милостив, Господи». Диакон: «Помолимся Господу, чтобы он принял предложенные, драгоценные дары». Хор: «Будь милостив, Господи». Диакон: «Помолимся Господу, чтобы он сохранил этот святой храм и помиловал входящих в него с верою, благоговением и страхом (оскорбить святыню Божию грехами своими). Хор: «Будь милостив, Господи». Диакон: «Помолимся Господу, чтобы он избавил нас от всякого горя, гнева, опасности и бедствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Итак, Господь хочет, чтобы мы проявили ревность в деле нашего покаяния. То есть, усердие. Он говорит: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное» . Он говорит: проявите ревность, то есть действуйте, не сидите сложа руки. «Итак будь ревностен и покайся» . Далее Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Оказывается, Он у двери стоит и стучит. Тихо, не шумите никто в храме, может быть, там стук? Может быть, Он стучит в дверь нашей церкви, нашего храма? Нет, Он стучит в дверь нашего сердца. Он стучит в дверь твоего сердца, но Его рука пробита гвоздем твоего сомнения, твоего упрямства, твоего неверия. Он стучит в твое сердце, Он будет продолжать стучать до самого последнего момента, пока ты жив. Бог борется за душу человека до момента смерти и даже после нее. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой…» А где услышать голос Его? Вот, когда вам читается слово Божие – это звучит Его голос. Это значит, мы должны откликнуться на проповедь Евангелия. Услышать Его стук и откликнуться на проповедь словес Господних. И сорастворить эти словеса в сердце своем верою, и начать вести новую жизнь. Насколько это возможно? Никогда не замахивайтесь на многое. И дорожите теми малыми духовными успехами, которые вы имеете. И сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» . Как хорошо оказаться на этой вечере, когда Господь входит в жизнь нашу! Он входит в нашу жизнь Святыми Дарами Тела и Крови, Он входит в нашу жизнь через Откровение Святого Евангелия, Он входит в нашу жизнь, несмотря на все наше духовное опустошение. Далее Господь говорит: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (смотрите, на какие вершины Он призывает именно Лаодикийских христиан, – О.С.), как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» ( Откр.3:21 ). И далее сказано: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» ( Откр.3:22 ). – Вот это послание Лаодикийской Церкви. И я думаю, каждый из вас прочувствовал, что то время, в которое мы живем, – это период лаодикийской духовности, у многих людей лаодикийское сознание, и от этого сознания мы должны очищаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как же соединяется Благодать с человеком? По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углем. Если железо или угль, сами по себе холодные, темные и невзрачные, примут в себя естество огня, то они становятся совершенно другими – ярко светящимися и излучающими тепло. Подобно этому и сотворенная из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного света, Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя Благодать, то становится совершенно иной – богоподобной, святой и небесной. Все угодники Божии, которых мы почитаем, потому и являются, и именуются святыми, что приняли в себя изобильно Благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую человека вышеестественными дарами. Таким образом, христианин освящается и достигает совершенства только тогда, когда он принимает Благодать Святого Духа. Если же он не примет Благодати, то можно сказать, что его христианская жизнь не удалась, потому что в этом случае он так и остался холодным, черным, потухшим углем, черной головешкой, непричастной небесного огня и света. Из всего сказанного видно, что каждому христианину обязательно, непременно и неукоснительно нужно приобретать Благодать Святого Духа. Как же нам ее приобретать? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины…» То есть для того чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни. Увы, часто об этом самом важном условии мы забываем, будучи даже как будто бы церковными и духовными людьми. Вот, например, человек ходит в храм, соблюдает посты, исповедуется, причащается. Все это, конечно, он хорошо и правильно делает, однако, если, проводя христианскую жизнь, он не исполняет внимательно заповеди Христа, то Благодать не придет в его душу, хотя, может быть, и находится где-то рядом с ним, ради его трудов, его молитв и церковных таинств. И случай этот является очень частым, ибо, исполняя внешние дела церковной жизни, мы почему-то считаем, что такого исполнения для нас вполне достаточно. При этом мы небрежем о соблюдении Христовых заповедей, – о том, чтобы никого не осуждать, чтобы иметь кротость, чтобы хранить чистоту не только тела, но и души, чтобы уметь прощать и легко мириться с ближними, чтобы быть щедрыми, несварливыми, нелицеремными. Мы нарушаем эти заповеди буквально на каждом шагу, – как же можем мы надеяться принять Благодать Божию? Такая надежда тщетна: неочищенная душа не может стать сосудом Благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую-нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку…

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Кроме того немногие, сохраненные Евангелистами и преданием черты из жизни Богоматери и ее обручника представляют нам вполне высоту нравственного их достоинства и прекрасный пример для нашего поучения. Как много людей, которых великие дары Божией благодати привели к духовной гордости и душевной пагубе: они, возмнив себя святыми я паче всех прочих людей заслужившими Божие благоволение, потеряли дух смиренномудрия, сами себя вознесли на степень учителей и осудителей, – отпали от церкви и других за собою увлекли, сделались раскольниками и еретиками. Но не то представляют нам благодатная Мария и праведный Иосиф. Никто из людей не удостоился того обилия благодатных даров и не возвеличен так, как преблагословенная Мария, удостоившаяся быть матерью Бога-Слова; но это послужило ей только к большему и большему смирению и к возвышению любви, благодарности и благоговейной преданности Творцу своему. Во всю ее земную жизнь не слышится от Ней ни похвальбы, ни учительного голоса, ни посягательства на какое-нибудь начальство или почесть, но только: «се раба Господня; буди мне по глаголу твоему»... «Величит душа моя Господа " … «Сыне и Боже мой, приими дух мой». Великое дело вверено было Самим Богом Иосифу: хранить благословенную в женах и ее Божественного Сына, но ни пред кем не похвалился он этим и не ждал за это никаких земных преимуществ, но оставался в скромной доле простого плотника и трудами рук своих питал свое семейство, в том числе и Подателя всех благ земных и небесных – Богомладенца. О, как прекрасно воспел Тебя, Преблагословенная, праотец твой Давид, в 44 псалме: „стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице твое. Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю: за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее. Приводятся с весельем и ликованием, входят в чертог Царя« ( Пс.44:10–16 ). IV. Жизнь И. Христа до крещения и крещение

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мало будет для нас пользы в том, что мы родились в недрах святой Церкви, если сами не стараемся быть святыми, не исполняем того, чего требует от нас наша вера. В св. Крещении мы отреклись от дьявола, со всеми его делами и соблазнами, и сочетались Христу-Спасителю, дали обещание веровать, поклоняться и служить Ему во всю нашу жизнь. Смотрите же, чтобы на деле не вышло противное тому, чтобы дьявол не соблазнил нас, как соблазнил он Адама и Еву. Итак для того, чтобы избежать сетей и уязвления змея-дьявола, будем возноситься на крыльях поста, смирения и молитвы в горные обители, куда уже нет доступа дьяволу. Будем чаще упражняться в богомыслии, в познании Закона Божия, отрешаться постепенно от привязанности к земным благам и наслаждениям, и прилепляться любовью к благам небесным, вечным, которых и да сподобит нас Бог, благодатью Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа, предстательством Девы Богородицы и всех святых и теплыми молитвами св. Церкви. Аминь. Отдел Третий. Об обетованиях, прообразованиях и пророчествах Ветхого Завета   Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам о пророках, и в последние дни сии говорил нам в Сыне. Евр. 1:1–2 . «Так как имело произойти событие великое, и Бог имел принять на Себя плоть; так как земли имела сделаться небом и наше естество возвыситься до благородства Ангелов, так как проповедь о будущих благах, превышала надежду и ожидание: то, чтобы новое и необычайное, явившись внезапно, не смутило тех, которые будут тогда оное видеть и слышать, – Бог заранее предызобразил все это посредством дела и слова, и таким образом приучал наш слух и зрение и приготовлял будущее». Св. Златоуст . (О покаянии Беседа 6). 16. О сынах Адама и потомках его до Авраама И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о нем во всем писании. Лук. 24:27 .   «Мир и человек созданы для славы Божьей; в созерцании и прославлении бесконечных совершенств Создателя, в законном наслаждении дарами Его благости, в сыновнем повиновении Ему человек мог и должен был находить свое блаженство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010