Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения. Помолись обо мне Богу, чтобы Он каким-либо откровением свыше вразумил меня». Преподобный Кириак возрадовался о готовности брата принять вразумление и наказал ему оставаться у него три дня: «Я надеюсь на Бога, что Его благость откроет истину» — и начал молиться за брата. На другой день около девятого часа Господь открыл этому еретику страшное и темное место ада и показал ему в огне осужденных Вселенскими соборами ересеначальников Нестория, Ария, Евтихия, Диоскора и других еретиков. «Вот обиталище тех, которые нечестиво удаляются от Святой Церкви, и тех, кто им последует… Итак, — сказал Господь Феофану, — если не хочешь подвергнуться подобному же наказанию, обратись к святой, соборной и апостольской Церкви, к которой принадлежит преподобный Кириак. Я говорю тебе, что, если человек сотворит все добродетели, но не будет православно веровать, придет в это место мучения». После этого явившийся вестник божественной воли стал невидимым и несторианин, познав свое заблуждение, покаялся и присоединился к Православной Церкви. Итак, дорогие братия и сестры, будучи чадами единой истинной Церкви Христовой — Православной Церкви, будем верны ей до самой смерти и сочтем своим христианским долгом молиться о том, чтобы все люди в «разум истины пришли» и благодаря тому стали наследниками Царствия Небесного. В чем да поможет нам Своими всесильными молитвами Споручница грешных — Пресвятая Богородица. Аминь. В День Святой Троицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры! Радостно и торжественно празднует Святая Церковь Сошествие Святого Духа на апостолов. Духом Святым собственно создана Церковь Божия на положенном во Господе Иисусе Христе основании; Духом Святым окончательно открыты и уяснены апостолам тайны Царствия Божия и все учение христианское; Духом Святым дарованы все силы, яже к животу и благочестию. Духом Святым изречены и все уставы к возрастанию, укреплению и ограждению верующих; Духом Святым и доныне хранится целым и неповрежденным залог нашего спасения.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

«Есть три побуждения, по которым мы понуждаемся творить добро, как говорит святой Василий... Первое – это когда мы делаем из страха перед осуждением и находимся в рабском состоянии; второе – чтобы получить награду, и находимся в состоянии наемничества; а третье – ради самого добра, и тогда пребываем в состоянии сынов. Ибо сын исполняет волю своего отца не из страха и не желая получить от него награду, но желая послужить ему, желая почтить и успокоить его». Преподобный авва Дорофей Кроме учения Христа об очищении сердца, просвещении ума и обожении, в Новом Завете есть и другие места, где речь идет о пути ко спасению и обожению. Приведу только несколько отрывков из посланий Апостола Павла. Вот как Апостол пишет об очищении сердца: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню во страхе Божием» ( 2Кор.7,1 ). Святость совершается в страхе Божием и, в первую очередь, через очищение. Только через очищение сердца мы можем приобщиться освящающей, то есть обоживающей, энергии Божией. Есть много упоминаний и о просвещении ума, которое проявляется главным образом в умной молитве. Укажем некоторые из них. Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам учит, что только тот, кто имеет в себе Духа Святого, может назвать Иисуса Христа Господом: «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12,3 ). Здесь имеется в виду не служение умом, но так называемое умное делание – та молитва , которая творится в сердце человека, ибо для того, чтобы молиться умом, присутствие Всесвятого Духа необязательно. Каждый может молиться в уме и называть Христа Господом. Тем не менее Апостол Павел говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Слово «никто» означает, что только Святым Духом человек может творить умную молитву в сердце. Если рассмотреть эту цитату в свете всего учения Апостола Павла, то станет совершенно ясно, что речь идет о сердечной молитве, которая творится в сердце на ступени просвещения ума Святым Духом. Христианам из Ефеса он пишет: «... но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ( Еф.5,18–19 ). Псалмы, славословия и духовные песнопения произносятся в сердце только тогда, когда человек исполнен Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Здесь, наконец, Он показываете различие, между Собою и Иоанном, и уже не прикровенно, как прежде. Прежде Он очень затенил Свою речь, сказав: « но меньший в Царстве Небесном больше его » (Мф. 11:11); но теперь говорит гораздо яснее: « Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым ». Уже не приводит самого свидетельства его (Мф. 3:11, 12), но только указывает на его лицо и тем самым напоминает о том, что было им сказано, и показывает, что они стали уже выше Иоанна, так как и сами они имели крестить Духом. И не сказал: вас же Я крещу Духом Святым, но: « будете крещены », — научая нас смиренномудрию. А что именно Он крестил, это уже очевидно было из свидетельства Иоанна, который сказал: « Он будет крестить вас Духом Святым и огнем » (Лк. 3:16), — почему Христос и упомянул о нем одном. Итак, Евангелия повествуют о том, что сделал и сказал Христос, а Деяния — о том, что сказал и сделал другой Утешитель. Конечно, Дух Св. многое совершал и прежде, подобно тому, как Христос действует и ныне, как (действовал) прежде; но прежде — чрез храм, а теперь — чрез апостолов. Тогда Он вошел в девственную утробу и образовал, (в ней) храм, а теперь — в души апостольские; тогда (нисшел) в виде голубя, а теперь — в виде огня. Почему так? Там показывал кротость, а здесь строгость, и напоминая благовременно о суде. Когда надлежало простить грехи, нужна была великая кротость; а как скоро мы получили этот дар, — время уже суда и испытания. Но почему Христос говорит: « будете крещены », когда в горнице не было воды? Потому что более главное (в крещении) есть Дух, чрез Которого действует и вода. Подобным образом и о самом Христе говорится, что Он был помазан, хотя Он никогда не был помазан елеем, а получил Святого Духа. Впрочем, можно найти, что они были крещены и водою, и (крещены) в различные времена. У нас то и другое (крещение, т. е., водою и Духом) бывает вместе, а тогда (было) раздельно. В начале они крещены были от Иоанна, — и это неудивительно. Ведь, если блудницы и мытари шли к тому крещению, то тем скорее (пришли) те, которые после этого должны были креститься Духом Святым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не по мнозех сих днех. Повелел Господь Апостолам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного от Отца, и в тоже время открывает, что им не долго ждать, они исполнятся Св. Духа, «после немногих сих дней». Все это показывает Божескую премудрость и благость Господа Спасителя: не тотчас послал он Апостолам Всесвятого Духа для того, чтобы дать им время возбудить и воспитать в себе желание и жажду к полученью обещанного Духа Утешителя; но и не надолго оставил их в ожидании, а сказал, что будут крещены Св. Духом после немногих сих дней, чтобы они не упали духом, чтобы радостно ожидали и надеялись скоро получить обещанное. Святый Златоуст говорит: «Почему Дух Святый не тотчас пришел? – Апостолы должны были воспламениться желанием этого события, и тогда уже получить благодать. Посему Дух Святый пришел тогда, когда Христос отошел. А если бы Он пришел в то время, когда Христос был еще на земле, в них не было бы такого ожидания. По той же причине Он пришел и не тотчас после вознесения Христова, но спустя восемь или девять дней. А с другой стороны надлежало, чтобы сначала наше естество явилось на небесах, и вполне совершилось примирение, и потом уже пришел Дух, и ученики исполнились чистой радости» 5 . 6. Они же убо сошедшеся вопрошаху Его глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево? Ученики Христовы до того времени, пока не были в полноте просвещены Духом Святым, сошедшим на них в день Пятидесятницы, еще не были свободны от того народного предубеждения, по которому, во время явления Спасителя на земле, Иудеи питали надежду, что обетованный Царь Иудейский, о котором многократно говорили пророки, восстановит царство Иудейское и возвысит его над всеми земными царствами. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: «не в сие ли время Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Повеление Господа не отлучаться из Иерусалима, по ждать обещанного от Отца, и слова Его о скором наступлении того времени, когда они получат обещанное от Отца, – будут крещены Духом Святым, – могло возбудить в учениках Господа ту мысль, не будет ли это великое событие – крещение Святым Духом или исполнение Святым Духом – наступлением или восстановлением царства Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О всем, т.е. о самом важном. В Новом Завете слово весь или всякий довольно часто употребляется для означения дел вообще или большей части важных дел (Деян.13:10. I Тим.1:16. Иак.1:2. Матф. 2:3; 3, 5. Деян.2:5. Рим.11:26. Колос.1, 6 и проч.). Подобный образ выражений со словом весь и всякий существует во всех языках. Иисус - в сирском переводе Библии второй половины второго века (Пешито) читается: «Иисус наш Мессия» или Христос. Делал - этим выражением писатель указывает не только на чудеса Господа и различные благодеяния Его несчастным людям, но и на Его страдание, смерть и воскресение, словом на все, что сделал Иисус для спасения мира. «Не погрешит тот, кто и самое страдание» Иисуса, как бы невольно мучительное состояние души и тела, назовет действием; ибо чрез страдание Он сотворил великое и чудное дело — разрушил смерть и совершил все прочее» (Злат.). От начала.    2-й ст. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал (Лук.24:49. Матф.28:18. Иоан.20:21. Лук.24:51).     До того дня - сороковой день после Воскресения. См. ст.3-й и Ев. Лук.24:51). В который Он вознесся — на небо; образ вознесения см. в 9 ст. Дав Святым Духом и проч. — Место это по различным чтениям текста толкуется различно. В библиях сирской (2-й пол. 2-го века) и арабской (1-й пол. 7-го века) читается: «давши повеления Свои апостолам, которых Он избрал Духом Святым». У нас, как и в греческом тексте слова «духом Святым» отнесены к повелению апостолам, а не к избранию их. Толкование по этому чтению должно признать правильным и точным. «Как и Сам Господь, по смирению и приспособительно к слушателям говорил: Я Духом Божиим изгоняю бесов (Матф.12:28): так здесь заповедав Духом говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух, как единосущный» (Феофил.). Повеления - именно повеление идти проповедовать Евангелие спасения всем народам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28:14. См. Марк.16:15—19). Дав повеления в славянском тексте согласно с подлинником (ντειλλαμενος), заповедав или повелев — причастие единств. числа; так что многих собственно повелений не выражает. Следовательно, из настоящего стиха не должно заключать, что вместе с указанною единою высшею заповедью даны были от Господа другие еще какие-либо и особенные приказания апостолам; они были излишни, если Божественным Наставником их во всем их служении делался Утешитель Дух Святый — чит. Иоан.14:26. Притом же заповедь о проповедании Евангелия всей твари совмещает в себе все, чему научил Господь Апостолов Своих по воскресении, поэтому-то Лука и говорит здесь о ней одной.    3-й ст. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием» (Лук:24, 13 и дал. 36 и дал. Иоан.20:30; 21, 14 и проч. Иоан. 20:22. Лук.17:21.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Еф. 3:5–7 . которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Тайна Христова открывается духу человеческому только Духом Святым; это неотъемлемое евангельское правило христопознания (ср. 1Кор. 2:10–12 ). Оно равно необходимо для всех Апостолов, для всех Пророков, для всех людей всех времен. Но почему же тогда тайна Христова прежде открыта – πεκαλθη – святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, для того, чтобы через них Духом Святым быть открытой и остальным людям. Для чего? – чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, – συγκληρονμα καε σσσωμα – и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе. Живя Евангелием Христовым, люди становятся сынами Божиими, а значит и наследниками, и сонаследниками всех Божественных богатств Христовых (ср. Гал. 4:7 ; Рим. 8:17 ). Живя Евангелием Христовым, люди становятся сотелесниками Христовыми: совоплощаются телу Христову, Церкви, становятся живыми членами, частицами, клеточками ее богочеловеческого организма, живут в нем соборно, вместе со всеми святыми, сохраняясь теми же Божественными святынями и силами. Одно тело – и множество сотелесников; одна Церковь – и множество верных. По-этому Церковь не есть обычное содружество человеческое, в котором члены связаны определенным образом, но богочеловеческий организм, живое тело, в котором члены один для другого сотелесники, связанные единой жизнью, всеми жизненными силами и действиями. У них одно тело, одна душа, одно сердце, одна совесть, одна истина, одна правда, одна любовь, одна жизнь, один рай, одна вечность. – Живя Евангелием Христовым, люди становятся сопричастниками обетований Божиих, которые все имеют свое воплощение во Христе: «ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» ( 2Кор. 1:20 ). – Отсюда, по слову святого Афанасия Великого : «Мы уже спасаемся как сотелесники Слова» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе (1Тим 3:16) Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом (1Кор 12:8-11), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу (1Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: - учительская функция Духа Святого (1Кор 2:13, ср. Ин 14:26); - охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). - освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, 1Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением (2Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravoslavie.ru/1519.html

И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 63 ( 1Тим.3:16 ). Дух выступает как живой свидетель и соучастник домостроительства Сына (ср. Ин.15:26 ). Высокое значение Духа как свидетеля божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что Свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием ( Исх.20:16 ), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:5 ). В другом месте ( 1Тим.4:1 ) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом ( 1Кор.12:8–11 ), раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения, содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви ( 1Фес.1:5 ). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждого верующего: каждому дается проявление Духа на пользу ( 1Кор.12:7 ). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. По посланиям апостола вполне выделяются ряд специальных действований или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: – учительская функция Духа Святого ( 1Кор.2:13 , ср. Ин.14:26 ); – охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас ( 2Тим.1:14 , ср. Ин.14:26 , где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках). – освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и [совершать] священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно [Богу] ( Рим.15:16 ). Одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин.3:6 ): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит.3:5 , 1Кор.12:13 ). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением ( 2Кор.5:17 ; Гал.6:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе 70 (1 Тим 3:16). Дух выступает как живой Свидетель и Соучастник домостроительства Сына (ср. Ин 15:26). Высокое значение Духа как Свидетеля Божественной реальности объясняется известной еще по Ветхому Завету священной ролью свидетельствования, которая состоит в том, что свидетель объективизирует субъективную реальность, делает автономным то или иное событие от его причины или автора, тем заверяет его истинность. Потому именно ложное свидетельство (а не ложь вообще) поставлено среди грехов, запрещенных Десятословием (Исх 20:16), непосредственно Богом. Действие Духа Святого в пророках продолжается в Церкви, а именно в Апостолах: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф 3:5). В другом месте (1 Тим 4:1) апостол Павел ссылается как на слова Духа на откровение, данное Христовой Церкви. Святой Дух осуществляет смотрение Божие о Церкви и направляет ее в соответствии с Божественным замыслом, раздает дары и милости Церкви для плодотворной жизни и служения (1 Кор 12:8–11), содействием Духа осуществляется проповедь и умножение Церкви (1 Фес 1:5). Проявления Духа в каждом человеке совершаются на благо всей Церкви, впрочем, равно как и общее проявление Духа в Церкви происходит на благо каждому верующему: каждому дается проявление Духа на пользу (1 Кор 12:7). Но действия Духа по отношению к Церкви не исчерпываются дарами и общим смотрением. Судя по посланиям Апостола, вполне выделяется ряд специальных действований, или функций, которые Дух Святой исполняет в собрании верных: — учительская ( didakmikTj) функция Духа Святого (1 Кор 2:13, ср. Ин 14:26); — охранительная функция Духа Святого: храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас (2 Тим 1:14, ср. Ин 14:26, где Дух истины также выступает Тем, Кто сохраняет истину Христову в Его учениках); — освящающая функция Духа Святого быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу (Рим 15:16); одно из исполнений этой функции есть то, что Дух действует в таинствах, а именно, совершает крещение (ср. Ин 3:6): Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:5, ср. 1 Кор 12:13). Под воздействием нисшедшего Духа человек перерождается и становится новым творением ( kt…sij) (2 Кор 5:17; Гал 6:15).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Многие даже не знают, что оно существует. Некоторые думают, что миропомазание – это когда на всенощном бдении батюшка помазывает прихожан освященным маслом. Что же такое миропомазание и как в нем участвует Христос? Иоанн Креститель крестил людей, погружая их в воду для отпущения грехов. Он совершал действие, очень близкое к тому Таинству Крещения, которое мы совершаем и сейчас. Однако он сказал: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Поэтому говорить: «Я крещу…» – в некотором роде оправданно, потому что «крешу» 123 – значит «погружаю в воду». В воду действительно погружает священник. Во втором же Таинстве, еще более таинственно, неотмирно происходит действие не человеческое. В миропомазании Христос крестит нас Духом Святым. Там уже исключительно крестителем является Сам Христос. В воде крестят многие, Духом Святым крестит только Один. Апостолы возлагали на людей руки. Позже на Востоке возложение рук было заменено помазанием святым миром. Поскольку апостолы не могли это делать во всех случаях, то дали поручение пресвитерам. Епископ и сейчас может совершить это Таинство через возложение рук. Известен случай с архиепископом Лукой (ВойноЯсенецким), который, отбывая ссылку, крестил детей, и, поскольку мира у него не было, он, помолившись, возложил на них руки после крещения, по примеру апостолов, для того, чтобы на них сошла благодать Святого Духа. На Западе и по сей день миропомазание не совершается сразу после крещения. Миропомазание совершают епископы, которые специально для этого раз в год объезжают приходы. Всякий ли крещеный крещен Духом Святым? В Деяниях описывается, как, придя в город Эфес, апостол Павел спрашивает: Приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый ( Деян.19:2 ). И сейчас многие крещаемые и не слышали о Духе Святом. При миропомазании открывается дверь небесная, через которую Дух Святой сходит на человека. Миропомазание запечатывает человека, подобно тому, как на документе ставят печать, в знак права собственности.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010