Приложения I. Из рукописи Троиц. Лавр. Библиотеки 700, листы:134–142 Список с речи Троицкого архимарита Дионисия. Святыя соборныя апостольския церкви чадам, всем православным християном над припадая молю яз смиренный и последний в братстве Дионисий от дому великаго Сергия чудотворца. Ведомо да будет вам, благочестия хранителем, яко повелением самодержавного государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии, священную книгу потребник справить повелено нам неразумным. Вы же, искупленнии кровию Христовою, судите се праведно – многим-ли свидетелем достоит веровати, или единому против тысящ. О, освященнии Богом, речь сию разумейте, писано во всех потребниках писменных в старых, пачежъ харатейных на крещение Господне в молитве: волею бо от небытия в бытие привел еси всяческая. И ниже написано речь: Ты иерданския воды освятил еси, с небесе ниспослав святый свой Дух, и главы гнездящихся ту змиев сокруши. Ты, сам человеколюбче Царю, приди пришествием святаго твоего Духа и освяти воду сию и даж ей благодать избавления Богоявления Иерданова. Ты ныне, Владыко, освяти воду сию Духом твоим святым; и во всех потребниках старых писмянных, паче же харатейных: Духом твоим святым, а огнем не написано, 680 а которые переводы с Москвы были в тех нет же. А переводы с Москвы от пречистые Богородицы из собора книга Киприана митрополита, да с патриархова двора из казны, да и от Зачатия из-за Соляного ряду. А Киприан митрополит, всем ведомо, яко свят муж. Також и в греческих печатных нет. А в московских служебниках напечатано: Духом твоим святым и огнем, и того мы не ведаем, откуду напечатано и огнем. И мы по Евангелиста Луки слову, еже в Евангелии рек: Той вы крестить Духом святым и огнем, хотели написати, но Марко евангелист и Матфей не рек и огнем, но токмо Духом святым. И мы усумнелися о том, и размысливше о словеси Господни, еже рече: аз свидетельство имам боле Иваннова, аз бо еже слышах от Отца моего, сия глаголю вам, и прияхом слово Господне, еже к Никодиму рече: аще не родится свыше от воды и Духа, не может внити в царство небесное, – и утвердихомся на сем, зане не рек Господь о огни, но о воде и Дусе, и не дерзнухом написати в старой макарьевской перевод и огнем, понеже Лука Евангелист, яко же Евангелия списатель, такоже и Деяния святых Апостол списатель же, сице глаголет в первой главе: заповедав убо Иисус апостолом Духом святым от Иеросалима не отлучатися, но ждати обетования Отчея, еже слышасте от Мене, яко Иван убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом святым, а не рек и огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Беседа 1. В неделю Пасхи Первое убо слово сотворит о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити, даже до дне, в онже заповеда Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся ( Деян. 1:12 ). Высокое и обширное содержание ныне чтенного Апостола соответствует настоящему всерадостному торжеству. Апостольское чтение призывает нас к размышленью о всей земной жизни Господа Спасителя мира от Его рождения до Его вознесения на небо; останавливает внимание особенно на великом событии Его воскресения из мертвых; показывает состояние учеников Христовых, еще не вполне просвещенных Духом Святым, и раскрывает обетование Господа о ниспослании на них Всесвятого Духа Утешителя. Раскроем чтение Апостольское подробнее, по порядку Первое убо слово сотворих о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учиши, даже до дне, в онже заповеда Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся. «Первую книгу написал я тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». Первое слово или первая книга: под этим словом или книгою св. апостол Лука разумеет свое Евангелие, или благовестие. Св. Лука, по смиренью, не называет своей книги Евангелием, но так именует его книгу апостол Павел, говоря о св. Луке: егоже похвала во Евангелии по всем Церквам ( 2Кор. 8:28 ). А об этой книге, которой начало мы теперь прочитали, то – есть о книге Деяний Апостольских, святой Златоуст говорит так: «Эта книга может принести нам пользы не меньше самого Евангелия; такого она исполнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым. Не будем же оставлять ее без внимания, но станем тщательно исследовать. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях, истину сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Можно здесь найти и догматы , которые, если бы не было этой книги, никому не были бы так хорошо известны; да и то, что составляет основание нашего спасения, как по отношенью к жизни, так и по отношенью к догматам, – было бы темно и неясно 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Осьмой член Символа Веры И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. Поучение 50. Изъяснение осьмого члена Символы Веры В осьмом члене Символа Веры говорится о третьем лице Святой Троицы, о Святом Духе: И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. О третьем Лице Святой Троицы уже было сказано прежде, когда говорили мы о Святой Троице: ныне, по указанию Символа Веры , опять скажем кратко, объясняя по порядку речения Символа о Третьем Лице Святой Троицы. Читаем: и в Духа Святаго. Третье Лицо Святой Троицы называем Духом потому, что Оно так именуется в слове Божием, в Ветхом и Новом завете. Так в книге Бытия читаем: и Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт. 1:2 ); в псалме: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). Ангел Божий Преблагословенной Деве Марии говорил: Дух Святый найдет на Тя ( Лк. 1:35 ). Иоанну Предтече свыше было открыто: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа, Той есть крестяй Духом Святым ( Ин. 1:39 ). Так именовал третье Лицо Святой Троицы и Господь Спаситель, называя Его Духом истины, Духом Святым ( Ин. 14:17, 26 ). Третье Лицо Святой Троицы – Дух именуется Святым, потому что Он, как всесовершенный и всесвятой Бог, есть Виновник и нашей святости, есть Податель всех благодатных даров, необходимых человеку для его освящения. Благодать, или благодатная сила Святого Духа грешников делает праведными, и сынов гнева Божия детьми Божиими. Иисус Христос Своим ученикам говорил о Святом Духе: Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин. 16:13 ). Апостол Павел пишет: ни кто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), то есть никто не может исповедовать Христа, как Господа Спасителя, с живою верою, без помощи Святого Духа: ибо эта вера есть дар Святого Духа. Тот же апостол говорит: Сими убо нецыи бысте (т. е. грешниками): но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). И еще: неприясте духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче ( Рим. 8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Как креститься Духом Святым? Я понимаю, что без крещение от Духа Святого не наследовать Небесное Царство. Я прошу у Бога Дух Святой, молюсь о его получении, но ничего не выходит. Я признаю Иисуса своим Богом и моим спасением, я крещен еще с детства, но не могу получить Дух. помогите, пожалуйста. Похожие вопросы 6 Ответов Артём,вы воцерковлены? Регулярно причащаетесь и исповедуетесь? Когда было совершено таинство Крещения, тогда над Вами было совершено таинство Миропомазания. В этом таинстве Вам при помазании тела освященным миром подали особые дары Святого Духа, для укрепления на пути христинской духовной жизни. Так что всё необходимое для спасения при Вас уже имеется. Артем, могу ошибаться, но кажется, вы под крещением Духом Святым ожидаете чего-то совершенно определенного (вами), что, как вам кажется, должно обязательно произойти, возможно некоторые определенные озарения или ощущения. Думаю, здесь нужно некоторое доверие Богу, дать Ему свободу Самому решать что и когда вам нужно. Тот дар веры во Христа, который у вас есть — это и есть дар Духа ( 1 Кор. 12:3 ) и это совсем не мало. Желаю вам укреплять его (молитвой, участием в таинствах Церкви, другими добродетелями) и возрастать в нем! Крещение Духом Святым у вас уже состоялось. Артем, что Вы вкладываете в понятие “получить Духа Святого”? Ваша риторика очень похожа на протестантскую, возможно, из-за неправильного понимания того, как православные христиане получают дары Святого Духа. Выше было сказано, что эти дары Вы уже получили в Таинстве миропомазания, и все для спасения у Вас уже есть. Остается лишь развивать эти дары на пути спасения. Воцерковляйтесь, живите как заповедал Христос и Бог вознаградит Вас в Жизни Вечной. Чтобы креститься Духом Святым, Вам надо стать апостолом и попасть в Сионскую горницу в день Пятидесятницы. Но Вы опоздали, как и все мы. Ни на меня, ни на Вас уже не сойдет Дух Божий в виде огненных языков. Поэтому Вам надо понять, как получали Святого Духа христиане апостольского времени и в последующие эпохи. Вначале Дух передавался через возложение рук апостольских, а затем оно было заменено миропомазанием, которое обычно совершается сразу после крещения.

http://azbyka.ru/vopros/kak-krestitsja-d...

16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:10–12 ). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4, 5 ). в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ). г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). – «Дух истины... будущее возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). " Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19, 21 ). е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16, 17 ). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дух называется Святым. Это – главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий. Кто называет Его Духом Божиим? – Послушай Спасителя: аще ли же Аз о Дусе Божии изгоню бесы ( Мф. 12:28 ). Чтобы кто–либо, услышав о Духе Божием, не подумал, что здесь обозначается некоторое содружество, а не общность естества, ап. Павел говорит: мы же не духа мира сего прияхом, но Духа иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ). В свою очередь, Дух называется Духом Отца, как об этом говорит Спаситель святым апостолам: не пецытеся, како или что возглаголите: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас ( Мф. 10:19, 20 ). Что приписал Господь Себе Самому: Аз от Отца изыдох ( Ин. 16:28,27 ), это же приписывает и Святому Духу, говоря: иже от Отца исходит ( Ин. 15:26 ). Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Какой же смысл слова: «исходит»? Чтобы избежать имени: «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: иже от Отца исходит; оно называет Духа исходящим подобно тому, как вода бьет ключем из земли. Как сказано о рае: река же исходит из Едема ( Быт. 2:10 ), так исходит и истекает Дух. Отец называется источником воды живы, как об этом говорит пророк Иеремия: ужасеся небо о сем, и вострепета попремногу земля. Два бо зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша источника воды живы ( Иер. 2:12,13 ). Божественное слово, определяя Отца – как источник воды живы, говорит об исходящей из источника жизни живой воде: иже от Отца исходит. Что исходит? – Дух Святой. Каким образом? – Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водою? Спаситель говорит: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Предлагая объяснение касательно этой воды, Евангелист присоединяет: сие же рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его ( Ин. 7:38–39 ). Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого, назвал Его живою водою, а Отец говорит; Мене оставиша источника воды живы, то, следовательно, Отец – источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю, Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который – от Бога, Духом Отца и Духом, Который – от Отца. Исаия от лица Христова свидетельствует о Духе Господнем: Дух Господень на мне, егоже ради помаза мя ( Ис. 61:1 ); ап. Павел: Господь же Дух есть: а идеже Дух Господень, ту свобода ( 2Кор. 3:17 ). Если где присутствует Дух, и если поэтому там – свобода, то ужели Он – раб? Каким образом Он дарует то, чего не имеет? Каким образом, Сам, будучи рабом, освобождает других?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Учение о богодухновенности Священного Писания в древней Церкви (I–V вв.) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 1. Мужи Апостольские и апологеты Убежденность в богодухновенности Священного Писания христианство унаследовало от ветхозаветной израильской религии. Когда Господь Иисус Христос и Апостолы цитируют Ветхий Завет, они рассматривают его как слово Божие. Представление о богодухновенности часто встречается в Новом Завете, но особенно ясно выражено в двух посланиях: Все Писание богодухновенно ( qeTpneusmoj) и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16), и Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( ШрХ pneЪmamoj ferTmenoi, 2 Пет 1:21). Это представление полностью разделяли мужи Апостольские и апологеты. Все они полагали, что Священные Писания не суть плод только человеческой деятельности, но что они вдохновлены Богом. Так, апостол Варнава говорит, что в пророке говорит Сам Господь (Epist., 9.1b) 1 . Святитель Климент Римский полагает, что пророки были служителями Божией благодати и говорили Духом Святым ( di¦ pneЪmamoj I Cor., 8.1) 2 ; что Священные Писания истинны и даны Святым Духом (Там же, 45.2). Святитель Игнатий Антиохийский считает пророков людьми “божественнейшими” ( qeiTmamoi profБmai), которые были вдохновляемы благодатью Христовой (Ep. ad Magnes., 8.2) 3 . По мнению Тертуллиана, пророки говорили следуя не человеческому чувству, но Духу Божию (Adv. Marcionem, V.8) 4 . Святой Иустин говорит, что изречения пророков произошли не от самих вдохновленных людей, но от приводившего их в движение Божественного Слова (1 Apol., 36.1) 5 ; что они “говорили Божественным Духом”, “были исполнены Святым Духом” (Dia­lo­gus, 7.1) 6 . Он считает, что Слово Божие есть единый Сочинитель ( Р всех Священных Писаний, от чьего бы лица они ни были написаны (1 Apol., 36.2). Священномученик Ириней Лионский говорит, что Священные Писания совершенны, поскольку они изречены Словом Божиим и Духом Его (Adv. haeres., II.28.2) 7 ; что Святой Дух говорил через Евангелистов (Там же, III.17.1) и т. п.

http://pravmir.ru/uchenie-o-bogoduhnoven...

В книге Деяний ( Деян. 1:15 ) сказано: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». Там же 19-я глава начинается так: «...Павел, прошел верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния... Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками...» ( Деян. 19:1–6 ). Вот пятидесятники и говорят, что православное крещение – покаяния (если в сознательном возрасте принято), ибо и в Деяниях ( Деян. 2:38 ) сказано: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас...» и «Встань, крестись и омой грехи» ( Деян. 22:16 ). Таким образом, крещению предшествует покаяние. Но уже далее: «Он будет крестить вас Духом Святым...» ( Мф. 3:11 ; Мк. 1:8 ; Лк. 3:16 ) и «Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего… Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин. 1:33 ). Крещение Духом даже может предшествовать водному крещению (ибо оно, по мнению ХВЕ (аббревиатура христиан веры евангельской), – главное и составляет суть и смысл Нового Завета): «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» ( Деян. 10:44–47 ). Так и произошло, поясняют пятидесятники, потому что «Дух дышит, где хочет...» ( Ин. 3:8 ), а крещение водою – это лишь крещение покаяния ( Мк. 1:4 ; Лк. 3:3 ; Деян. 13:24 ), поэтому, утверждают они, главнее достичь духовного крещения, т.е. осуществить и прочувствовать это через видимые знаки, такие, как, например, иные языки.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

преподобный Иустин (Попович), Челийский Содержание Часть пятая. Церковь — непрестанная Пятидесятница. Пневматол...    Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой — Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? — Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13; 1Кор.2:4—16; Еф.3:5).    Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело — Церковь, и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян.2:1—47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7—13, 15:26, 14:26), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим.    День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44—48, 11:15—16, 15:8—9, 19:6). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо — Святая Пятидесятница — при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым — в Церкви и Церковь Духом Святым — в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос — Глава и Тело Церкви; Дух Святой — душа Церкви (см. 1Кор.12:1—28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение — το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010