Итак, «закон зерна», «закон закваски», «закон тесного пути». Это – всеобщие законы мира. В этот мир Господь готовится прийти, чтобы подчиниться этим законам; чтобы через эти законы спасти нас; и чтобы еще раз указать нам на них. О законах Моисея. Неделя пред Рождеством Христовым. Мф.1:1–25 Евр.11:9–10, 17–23, 32–40 Сегодня положено читать «родословие Иисуса Христа», и сегодняшнее воскресение пред Рождеством Христовым носит название «неделя святых отец». Отцы, это – через кого Бог дает временную жизнь. А Святые Отцы,– через кого Он дает жизнь вечную. Свою веру мы называем «верой отеческой», потому что приняли ее от отцов, от тех, кто родил нас во Христе благовествованием и святым крещением, кто своим личным подвигом показал, что значит быть христианином. Святыми Отцами мы привыкли называть православных учителей церкви. Но сегодня упоминаются отцы ветхозаветные: и Авраам, которого вообще называют «отцом всех верующих» ( Рим.4:11 ), и его первые потомки. Вспоминаются военачальники, в победах которых Бог являл Свою силу и славу. Вспоминаются и те, кто «сами испытали поругания и побои», «узы и темницу», которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке, умирали от меча». В их терпении Бог не менее являл свою силу и славу. И они тоже, как и новозаветные отцы, своею жизнью и рождали, и рождают веру в других. Но – какое отношение имеет приведенное родословие к Иисусу Христу? Ведь это родословие Иосифа, который не был фактическим отцом Иисуса. За разъяснением обратимся к одному из законов Ветхого завета. По этому закону, «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его, и восстановит семя брату своему» ( Мф.22:24 ). И родившийся становился поистине сыном умершего, с его именем, с его правами, с его достоинством. И сила этого закона точно такова, как и сила закона: «плодитесь и размножайтесь» ( Быт.1:28 ), потому что оба они вышли из одних Божественных уст. И получилось, что Своим рождением от Святой Девы, по сравнению с Которой каждый из сынов Адама – мертвец по своим грехам, Бог, согласно закону, восстановил семя умершему во грехах человеческому роду. Евангельское родословие поистине является родословием «Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова», хотя и кончается словами: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Христос в Евангелии говорит: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле. Ибо один у вас Отец, Который на небесах и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос ( Мф. 23, 8–10 ). Поскольку же есть один Учитель – Христос, один Наставник – Христос, один Отец, Который на Небесах, то не согрешил ли Павел, называя себя учителем язычников ( 1Тим. 2, 7 )? Почему же вы, противники, называете живущих на земле отцом, учителем, наставником, и того, кто вас родил, вы не можете назвать иначе, как отцом, и тех, кто вас учит, вы не можете назвать иначе, как учителями и наставниками? Зачем вы преступаете заповедь Господню, ответьте нам. Вы не сможете ответить по-другому, как только в согласии с нами, говоря, что один Отец, Который на небесах, по превосходству. Ибо от этого одного Отца происходят все отцы на земле, от одного Учителя и Наставника Христа истинное учение и наставление принимают все учителя и наставники. Земные же отцы поистине отцы, но в низшем чине, отцы по отцовству, происходящему от одного небесного Отца. Также земные учителя и наставники поистине учителя и наставники, но в низшем чине, то есть по истинному учительству и наставничеству, берущими начало от одного Учителя Христа. Так же следует рассуждать, когда мы слушаем или читаем: Один Свят, один Господь Иисус Христос Но как один Свят Христос, как один Господь Христос, если Писание и иных святых называет святыми, и иных господ господами? Ответ на это тот же, что и выше. Один Свят Христос, один Господь Христос, Святостью и Господством превосходительным, никому не подлежащим, ни от кого не происходящим и ни с кем не сравнимым. Прочие же святые и господа в низшем чине, далеко отстоящем от Христа, превосходящего святых и господ Святостью и Господством, происходящим свыше. И как раскаленное железо жжет и печет не от себя, ибо железо само по себе холодно, но жжет и печет причастием огня, дающего железу пламенную силу. Так должно говорить и о святости, и о господстве иных святых и господ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Раба Божья Ольга 2016/03/14, 07:25:46 Святые Отцы,помолитесь за Р.Б.Асю,чтобы обследование и лечение были хорошее,чтобы Р.Б.Ася не болела,скорее выздоровила,сейчас она в больнице,прошу Ваших Молитв о ее здоровье,Помоги Господи.Аминь Наталья 2016/03/14, 07:22:57 Братья и Отцы Святого Афона!Прошу Ваших молитв о здавии Р.Б.Аси,помолитесь за ее выздоровление и долгие годы жизни!Прошу ваших святых молитв за Р.Б.Асю.Спаси Господи!Аминь Наталья 2016/03/14, 06:47:03 Дорогие братья, отцы Святой Горы Афон и всех участников данного замечательного сайта, поздравляю с началом Великого Поста! Помоги нам Господь, потрудиться с пользой для нашей души, и приблизиться к Нему, к Отцу нашему Небесному! 2016/03/14, 01:00:15 Дорогие отцы и братья. У меня уже очень долгое время плотские искушения. Прошу ваших молитв к Пресвятой Богородице, чтобы избавила Она меня от этого. Я православный. Спаси вас Бог за молитвы. Сергий 2016/03/14, 00:41:05 Прошу молитв о защите от бесов и лукавых и злых людей рабов Божиих Сергия и Деяны (ж) (серб.). Православные. Спаси вас Бог за молитвы. Сергий 2016/03/14, 00:16:51 Прошу ваших молитв о том, чтобы дал Бог рабе Божией Деяне (сербской девушке) дар легко понимать русский язык, говорить на нём, читать, писать, мыслить и петь. Православная. Спаси вас Бог за молитвы. Сергий 2016/03/14, 00:01:22 Прошу молитв к Пресвятой Богородице о себе многогрешном. Православный. Спаси Господи. Сергий 2016/03/13, 21:59:06 Псалом Давида. Учение. Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною; 2 возьми щит и латы и восстань на помощь мне; 3 обнажи мечь и прегради путь преследующим меня; скажи душе моей: " Я - спасение твое! " 4 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей; да обратятся назад и покроются бесчестием умышляющие мне зло; 5 да будут они, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет их; 6 да будет путь их темен и скользок, и Ангел Господень да преследует их, 7 ибо они без вины скрыли для меня яму - сеть свою, без вины выкопали ее для души моей.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=178

Руководствуясь этим, божественные Отцы подвергли второбрачных епитимьи, например, Отцы Лаодикийского собора - неопределенно сказали: " По непродолжительном времени и упражнении в молитвах и посте, мы определили даровать им общение по снисхождению " Святой Василий Великий говорит определенно: " О троебрачных и многобрачных Отцы постановили то же правило, что и о второбрачных; ибо второбрачным назначили епитимью на год, а иные на два года " Таким образом, из сказанного видно, что второй брак подвергался епитимьи как падение. Поэтому и Святые Отцы Неокесарийского собора запретили пресвитеру пиршествовать на свадьбе второбрачного Если, говорят они, второбрачный имеет нужду в покаянии, то как пресвитер станет сочувствовать этому браку, участвуя в пиршестве на нем? Что же необходимо следует из этого? То, что первый брак, как собственно законный, справедливо венчается священниками как нескверный, чистый, свободный от блудной страсти, и поэтому увенчиваемый как победитель над грехом. Потому при нем бывает и приобщение Святыни, на нем присутствует и венчавший, и любой другой священник. Так и Господь и Бог наш благоволил разделить трапезу на браке в Кане Галилейской, благословив Своим участием в нем всякое брачное пиршество. Также и наложение венцов Он издревле благословил, даровав их прародителю нашему Адаму. Каким образом? И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал: " Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею " (Быт.1:27-28). Вот благословение брачного союза, от которого произошло всякое благословение однобрачного сочетания; ибо и Адам был однобрачным. Надобно заметить, что отсюда произошло и возглашение при наложении венцов, которое напоминает о создании первого человека и сочетании с женой, произошедшей из ребра его. А второй брак, хотя и позволен, но подлежит епитимьи. Ибо как может быть достойным венчания побежденный, а не победивший? И какой пресвитер станет венчать его, получив от Отцов запрещение даже просто присутствовать на его пиршестве? И как будет принимать Божественное Причастие тот, кто отлучается от Святыни на один или два года? И какая благословенная молитва будет читаться при сочетании его, когда нет другой, кроме одной, читаемой при первом сочетании? Итак, из всех Писаний и Отцов следует, что второй брак не должен быть венчаемым и поэтому не сочетается священником. Он и не завещан нам, а допускается тогда, когда будет исполнена какая-либо епитимья, наложенная по определению священника, после чего второбрачные могут приобщаться Божественных Даров, получая благословение через это, как бы при венчании, второстепенным образом, по снисхождению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1113...

Святые Отцы учили нас тому, что прохождение христианского пути сопровождается искушениями, испытаниями, которые укрепляют в нас веру и развивают терпение, помогающее нам в борьбе с грехом за очищение души. Многие в наши дни думают, что все это не нужно, что это выдумка Отцов, монахов. «Зачем это нам, которые не думают уходить в обители, которые не принесли обета отречения от мира?» Но вот как начинает Апостол Иаков свое послание: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иаков 1, 2). Вы, наверное, помните что говорит Иоанн Лествичник о трех образах перенесения испытаний: 1) с печалью, 2) без печали и 3) с радостью. Вот оно, учение об испытании, а отсюда учение о терпении, которое вы знаете у Св. Отцов, которое восходит к Евангелию, ибо Господь говорит: «В терпении вашем стяжите души ваши». А вот что мы находим у Апостола Иакова: «Итак, братие, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господа приближается (Иаков 5, 7, 8), «и испытание веры вашей, — говорит он в другом месте, — производит терпение». Это все говорит нам послание Иерусалимского епископа, относительно которого, даже отрицательная критика соглашается признать, что оно написано не позже начала второго века. Оно дает нам то же, что и Св. Отцы. Мы видели, что Св. Отцы говорят нам, что для совершенствования нам нужно не только трудиться и переносить испытания, но надо иметь и молитву; вот и Апостол Иаков пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится, весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иаков 5, 13), а псалмы — это также молитва великого псалмопевца. О чем нам еще постоянно говорят Св. Отцы? «Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может молитва праведного». Итак, молитва есть то основное делание, которое помогает нам в терпении, и в искушениях, и в злострадании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Три вещи надлежит тебе соблюдать прежде всего другого: беспопечение о всем, даже благословном, а не только неблагословном и суетном, или иначе умертвиться всему, – совесть чистую во всем, так, чтоб она не обличала тебя решительно ни в чем, – и совершенное беспристрастие, чтоб помысел твой не клонился ни к какой мирской вещи. Стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце) Там имей " 2017/11/07, 20:19:42 Елене: Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает. Лествица СЛОВО 16. О СРЕБРОЛЮБИИ Про прп. Иоанна Кронштадского прочитайте хотя бы его дневники... Прежде чем писать комментарии прочитайте какой-то минимум православной литературы. С Богом! Александр 2017/11/07, 11:45:32 Господи помилуй, Господи прости, помоги нам крест свой донести. Дай Боже здравия и многая лета нашему Блаженнейшему митрополиту Онуфрию. Господи прости нас грешных и нашу Украину и даруй нам мир и благополучие. Господи спаси и сохрани.Аминь 2017/11/07, 07:16:36 Жалко Онуфрияэти безумные бандеры нападают постоянно на Московский патриархат, Лавру Печерскую, хотят раскольникам передать, угрожают.. Укрепи Господи Митрополита Онуфрия и всех православных в Украине!!! 2017/11/06, 23:49:49 Спаси вас Господи отцы сайта за комментарий к видео и за само видео. Все ска зонно нам для нашего спасения. Как Отец Софроний Сахаров Говорил- что мы не берем деньги, чтоб иметь свободу. Кто, что хочет пожертвовать пусть кладут в ящик для пожертвования в храме. А особенно эта добродетель нестяжания актуальна в наше время. Как и Апостол Павел сказал в одном месте- " И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего " . А во втором месте он же говорит- " Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною " . Так, что не в колбасе дело и в деньгах и не в том как мы к ним относимся в нашей келии! А в том в какое время мы живем и как этим мы можем разрушить нашу же веру Православную соблазном в современном мире. Не зря отцы и говорили- " сребролюбие- начало всех грехов и страстей " . И Отцы святые нашей Церкви об этом очень хорошо знали и все без исключения были не стяжательными. Даже имея возможности обогатиться от пожертвований, они для себя лично к Большой Славе Божие были- " Блаженны нищие духом " . В самом глубоком понимании и духе этой заповеди. Знали, что лишь в малом дай повод врагу рода человеческого, и он тебя затянет, глубоко и на вечно. Можно рассуждать до бесконечности, что все полезно и безвредно. Но отцы знали, что гордому мудрованию и плоти в падшем состоянии нельзя доверять. Ведь имея машину надо думать о ней и о бензине для неё. Хотя машина не вред.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=272...

Ин.14:16–17, 26, 16:13 ; Еф.1:17 ; Деян.4:31, 10:47, 11:15 ). Он – главный Христов Апостол: Все-Апостол. Боголюбивым душам сообщает Он самое совершенное знание о Владыке Христе, к какому только способно людское существо. Поэтому духоносный благовестник пишет христианам: Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё – οδατε πντα ( 1Ин.2:20 ): знаете всё, что может знать человек о Боге, о мире, о человеке, о жизни, о вечности. Лишь духоносцы ведают Богочеловеческую тайну. Таковы, прежде всего, святые. Несомненно, и каждый христианин через святые таинства и святые добродетели становится духоприимцем и духоносцем. Однако святые удерживают в себе Духа Святого святыми евангельскими добродетелями, святой евангельской жизнью, а огорчаем мы Его грехами, а подчас и изгоняем из себя. Потому как имеют они в себе Духа Святого, открывающего им глубины Божии, которые в Господе Иисусе Христе, святые Отцы и являются единственно правильными и достоверными, богомудрыми истолкователями Священного Писания и Личности Богочеловека Христа. Погруженные в несказанные совершенства Троичного Божества, праведники в вечной жизни воссияют, как солнце, в Царстве Отца Небесного, и радости их никто у них не отнимет (см. Мф.13:43 ; Ин.16:22, 24 ). Питая и душу, и тело Божественными истинами и благами, праведники уже не будут алкать и жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной ( Откр.7:16 ; ср. Ис.49:10 ). И в себе самих, и вне себя они будут находить источники вечной радости, ибо смерти уже не будет ни в них, ни вокруг них и не станет она уже огорчать их жизнь ( Откр.21:4 ). Их радость нарочито будет возрастать от того, что жить они будут на новом небе и новой земле, где всё будет сиять своей Божественной безгрешностью и где вся богозданная тварь будет радостно участвовать в блаженстве и славе сынов Божиих (ср. Откр.21:1 ; 2Кор.12:4 ; Рим.8:21 ). Своим безгрешным и бессмертным телом они будут сообразны славному телу Христову (см. Флп.3:21 ); они будут общаться с Ангелами как со своими святыми братьями, ибо приступят к горе Сиону, и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   В том же послании Иаковлевом говорится не только об учении и о слушании слова. Апостол зовет к исполнению, к деятельному восхождению: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак.1:22). Иаков первый дает эти аскетические указания. Не слушатель забывчивый, а исполнитель слова блажен будет, по апостолу. Все это находится в полном соответствии с тем, что говорят нам святые отцы. Стоит только вспомнить «лествицу» – путь деятельного восхождения.    Напомню и слова апостола Иакова о том, что вера не спасает: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:18—20). Видите ли, говорит апостол, чем может оправдаться человек? Верой – да, верой, конечно, но только верой не мертвой, ибо и бесы веруют и трепещут, но той верою, которая ведет к делам, а также самими этими делами, вытекающими из живой христианской веры. Итак, нам нужно не только отречься от мира, но идти путем деятельного восхождения, быть не забывчивыми слушателями, но исполнителями Божьего закона. Каким же путем идти? Да тем, о котором говорят святые отцы, – путем послушания воле Божией.    Мы знаем, что Господь, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8), в саду Гефсиманском хотя и просил Отца: «да минует Меня чаша сия», но отвергался своей воли: «да будет не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). И нам Он заповедал молиться: «да будет воля Твоя».    Новообращенным христианам апостол говорит: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак.4:7). Если мы станем на путь послушания, исполнения воли Божией – благодать крещения вступает в силу. Теперь нам все кажется, что если мы крестились, то и незачем говорить о грехе, это опять отцы выдумали. А апостол Иаков, хотя и пишет новообращенным – тем, кто уже верует во Христа и крестился, – не боится этого и, основываясь на том, что слышал от Самого Господа, начинает свое наставление: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Братие, святии вси верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов» (Евр. 11:33), – так начинает апостол перечисление подвигов святых, живших до Рождества Христова. Через воспоминание этих великих дел перед нами предстают образы их совершителей: Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Давида, Самуила... Три отрока, угасившие силу огня; Илья, избегший острия меча; Иов, Езекия, Товит, укрепившиеся от немощи; Иудифь и Маккавеи, бывшие крепкими на войне; Суманитянка и вдова Сарептская, получившие умерших своих воскресшими; Иосиф, Навуфей, Михей, Иеремия, испытавшие поругания, побои, узы и темницу; Захария, побитый камнями; Исаия, перепиленный пилой, – все «те, которых весь мир не был достоин, скитавшиеся по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Однако было бы ошибкой считать, что Церковь полагает для нас задачу просто отпраздновать память этих людей. Нет, нам предлагается, полюбовавшись духовной красотой ветхозаветных праведников, обратить взгляд от них к себе. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1–2), – говорит далее апостол. Смотря на святых и их подвиги, а паче на главного Подвигоположника – Христа, мы должны воспламеняться духом для своей личной борьбы. Итак, вглядимся в любимые нами образы святых. Кто они для нас? И в самом деле, святые отцы должны быть не менее дороги нам, чем наши кровные отцы и матери. Своим примером и молитвенной помощью они, несомненно, участвуют в деле нашего спасения. И не только мощи их нам нужно лобызать, но и хорошо знать их писания. Но вот вопрос, важный и серьезный. Какие отношения должны быть у христианина со святоотеческой книгой? Как правильно пользоваться нам этим драгоценным наследием? Люди, называемые святыми отцами, прошли путь духовной жизни, который Церковью признается верным и предлагается нам как образец для подражания. Их книги доносят нам рассказ об их личном пути к Богу. И жития, и сами творения святых показывают нам, как они делом являли великую любовь к Богу и ближнему в совершенно разных странах, эпохах, культурах, как они исполнили заповеди Божии в тех или иных жизненных ситуациях. Тут бездна назидания для нас. Читая эти книги, нам нужно пропитаться их мудростью, их духом.

http://pravoslavie.ru/121990.html

Вечны ли адские муки? Часть 1 Семь лет назад сайт «Православие.Ру» опубликовал мою статью «Святые отцы и “оптимистическое богословие”». Поступившие после этого отзывы читателей, а также более серьезное знакомство со святоотеческим наследием и с затронутой в статье проблемой позволили мне существенным образом переработать и расширить ее: появилась новая глава, другие дополнены святоотеческими свидетельствами; рассмотрены некоторые аргументы противников церковного учения о вечности загробного воздаяния, исправлены отдельные неточности. Кроме того, учтено, что некоторые авторы, упомянутые в первоначальной версии статьи, в течение последних лет существенно скорректировали свои взгляды по данному вопросу. Адские муки. Мозаика в Торчелло, Италия В Священном Писании о вечности грядущего наказания для грешников говорится неоднократно и вполне определенно: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2); «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46); «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3: 29); «Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа… подвергнутся наказанию, вечной погибели» (2 Фес. 1: 8, 9). С особой силой эту истину подтвердили впоследствии святые отцы и Соборы Церкви. «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема», – так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный святым Юстинианом Великим и принятый Поместным Константинопольским Собором 543 года. Идея всеобщего спасения (всех людей и всех бесов) была осуждена и 12-ым анафематизмом V Вселенского Собора: «Кто утверждает, что силы небесные и все люди, и даже злые духи соединятся с тем Бог-Словом, в котором нет никакого вещества… – да будет анафема». Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Трулльского Собора 692 года, а также VI и VII Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/4198.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010