Святые отцы однозначно понимают эти слова. Например, святитель Феофан Затворник: «В том состоит хула на Духа Святого, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претят ему и не велят того делать» 95 . Пророк Исаия говорит: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» ( Ис. 5:20 ). То есть хула на Духа Святого – это гордость, ожесточение и сознательная борьба против истины, правды, совести. Вообще святые отцы говорят: «Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного» 96 . Действительно, пока состояние гордыни господствует в человеке, он не способен к покаянию, следовательно, и к спасению. Все прочие грехи, даже отвержение Христа ( слово на Сына Человеческого ), если они совершаются по неведению, по человеческой слабости, по причине ложного воспитания и образования и проч., но не сопряжены с сознательным противлением правде и истине – простятся, поскольку ещё остаётся возможность покаяния, духовного изменения, исправления. Итак, в этих словах Христовых заключена та мысль, что для всех, в том числе и для не принявших христианства, но не похуливших Духа Святого (то есть не погрешивших против правды, любви, совести) сохраняется возможность избежать вечных мучений и получения спасения. Но вместе с тем апостол Павел предупреждает: Огонь испытает дело каждого… у кого дело сгорит, тот спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:13, 15 ). Это прекрасный образ, показывающий, что и состояние спасения может быть различным. Для одного оно со славой и честью за подвиг праведной жизни, другой хотя и спасётся, но как бы из огня , поскольку всё им совершённое оказалось духовно бесплодным, скверным, бессмысленным – соломой (см. 1Кор.3:12 ), сгоревшей при первом же испытании огнём вечности. Подобное произойдёт и там с каждым человеком. Зачем Христос нисходил в ад? На этот вопрос вполне определённо отвечает и Священное Писание, и святые отцы. Апостол Пётр пишет: Христос находящимся в темнице, сойдя, проповедал – не только ветхозаветным праведникам, но и некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению , и погибшим при потопе во дни Ноя , мертвым , чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет.3:19–20; 4, 6 ) .

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Скачать epub pdf Содержание Предисловие Неправильные понимания христианства Спасение – это обновление души и уподобление Богу Приложение: Святые отцы о борьбе с грехом Вслед за Христом (о христианском подвиге) Подвижничество – кто придумал его? Подражание Христу Высокая цель Приложение: Святые отцы о христианском подвиге Дела или вера Две крайности Выяснение терминологии К чему надо стремиться Приложение: Святые отцы о добрых делах Сила Преизбыточествующая (о благодати Святого Духа) Введение. Мученик Никифор Сила не от мира сего Особые благодатные дарования Настоящие дары и их суррогаты Священное Писание о благодати Святого Духа Заключение     Предисловие «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). ЗА ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ существования христианства следовало бы ожидать, что учение Господа Иисуса Христа будет глубоко и всесторонне изучено, понято и объяснено. Однако наличие большого количества всевозможных сект убеждает в том, что это далеко не так. В то время, как большинство «точных» наук прогрессирует и совершенствуется, учение Господа нашего Христа, по-видимому, все больше и больше искажается. Причиной этому является не столько непостижимость христианских истин, сколько нежелание понять и принять самое главное в христианстве – для чего пришел на землю Господь Иисус Христос , т.е. сущность христианства. Читатель может подумать, что, наверное, мы сами здесь что-то путаем. Ведь даже дети знают, что Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти людей, о чем говорит само Его имя «Иисус,» что значит «Спаситель.» Проблема заключается в том, что сущность спасения нельзя понять вне контекста учения Священного Писания о назначении человека. Естественно, что никто не хочет быть осужденным в ад, но каждый хотел бы попасть в Царство Небесное. Однако чрезвычайно важно понять, что Царство Небесное – это не столько место, сколько состояние . На вопрос книжников, когда откроется Царство Божие, Христос ответил, что оно «не придет приметным образом, и не скажут: вот оно здесь, или вот оно там, ибо Царство Божие внутри вас » ( Лук. 17:20 ). Этим Господь указал, что спасение связано самым тесным образом с внутренним состоянием человека. Оно – не просто «переселение» из нынешних жизненных условий в другие, лучшие, но нечто более глубокое и замечательное. «Если нечестивый будет помилован, – говорит Писание, – то не научится он правде, – будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» ( Ис. 26:10 ) – т.е. по-прежнему он будет завидовать, враждовать, ссориться и томиться жаждой чувственных удовольствий – т.е. будет носить в себе ад. Ведь истинная радость, мир и блаженство – это внутренние состояния, которые приходят в результате общения с Богом , которого грешник не имеет. Праведный же человек, где бы он ни находился, всюду будет наслаждаться общением с Богом и как бы носить в себе рай.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Сны — дар или соблазн? Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Как же относиться к этому противоречию? 23 декабря, 2009 Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Как же относиться к этому противоречию? Святые отцы советуют не обращать внимания на сны. Но современный священник нередко рекомендует духовным чадам обращаться к психологам, а те, изучая проблемы пациентов, как правило, просят рассказывать о своих снах. Так как же относиться к этому противоречию? И существует ли оно?  Письмо или бред По Священному Писанию, иногда сон — вроде письма от Бога. «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, Чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, Чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечем» (Иов. 33: 14-18). Благодаря снам были найдены Казанская икона Божией Матери и сотни других чудотворных икон. Царю Алексею Михайловичу во время ночевки в лесу во сне явилась святая великомученица Екатерина и сообщила о рождении его дочери. На этом месте был основан Екатерининский мужской монастырь (сейчас район г. Видное под Москвой). Видения в момент тонкого (т. е. неглубокого, когда сознание еще бодрствует) сна были у преподобного Сергия, преподобного Серафима и других святых. И не только у святых. Мать декабриста Рылеева отмолила его в детстве от смерти во время болезни, хотя ей было предсказано во сне, что если мальчик не умрет, то его ждет страшная судьба. Было и показано, какая именно, — вплоть до повешения. По свидетельству протоиерея Джона Ли, в феврале 2003 года больному раком владыке Антонию Сурожскому приснилась его бабушка и, перелистав календарь, указала дату: 4 августа. Владыка, вопреки оптимизму лечащего врача, сказал, что это день его смерти. Что и сбылось.

http://pravmir.ru/sny-dar-ili-soblazn/

Таким образом, нужно каяться, даже если не замечаешь никакого особого греха. Впрочем, святые отцы обращают внимание на то, что человек, думая, что он без греха, заблуждается 2364 . В Книге Притчей подчеркивается, что даже праведник грешит семь раз на дню 2365 . Если человек полагает, что он безгрешен, это свидетельствует только о том, что он пребывает в неведении о своем состоянии. Вот почему святые отцы советуют каяться в грехах как осознанных, так и неосознанных 2366 . Как учит сам апостол Иоанн, если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас ( 1Ин. 1:8 ). С другой стороны, грех состоит не только в том, чтобы совершать зло, но еще и в том, чтобы не делать добра 2367 . В собственном смысле слова, греховно всякое действие или всякий помысел, через которые человек по собственной воле отвращается от воли Божией. Но греховна также и любая небрежность в следовании ей. Преподобный Марк Подвижник отмечает: «Никто не может быть признан невинным на протяжении дней, если только никогда и ни в чем не пренебрегал заповедями» Господа 2368 . К этому нужно добавить, что всё, что в человеке держит его в отдалении от Бога, является греховным состоянием. Поэтому человек может считать себя греховным в силу того, что он не полностью соединен с Богом, что он не воплотил в себе полного подобия Христу. Следовательно; покаяние «необходимо всем» 2369 ; и святые отцы предписывают совершать его непрестанно. «Нужно знать; что на протяжении двадцати четырех часов дня и ночи мы имеем нужду в покаянии» 2370 , – пишет преподобный Исаак Сирин . Человек во всех помыслах и всех делах должен признавать свою ущербность, понимать, что он ниже того, каким задумал его Господь, того, каким бы он был, если бы в полном единстве с Богом стяжал совершенство, к которому призван природой. Вот почему преподобный Варсонофий Великий советует: «Во всем осуждай себя как грешника и преступника» 2371 , и еще: «Мы должны всегда быть полностью уверены, что грешим во всем: в слове, в деле и в помышлении» 2372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Те же святые отцы, которые в своих творениях, казалось бы, решительно отрицают установление в раю брака, прежде всего подразумевают то, что Бог не благословил в раю существования плотских супружеских отношений, но предполагал некий иной, чем сегодня, таинственный образ умножения человеческого рода. Впрочем, следует заметить, что некоторые святые отцы все же свидетельствуют о том, что само разделение на полы было осуществлено Богом именно в предведении грехопадения Адама и Евы. Но это отнюдь не отменяет для них учения о браке как о браке райском, хотя и установленном с одной целью: стать способом для продолжения человеческого рода в грядущем состоянии властвующего в мире греха. Продолжая размышлять о различных смыслах понятия «брак» у древних восточных отцов Церкви – в зависимости от контекста их речи, – необходимо обратить внимание и на то, что церковная традиция издавна проводила грань между браком как христианским таинством и браком как внецерковным, мирским брачным союзом, заключаемым между людьми после грехопадения. По словам русского догматиста митр. Макария (Булгакова) , «брак можно рассматривать с двух сторон: как закон природы, или установление Божие, и как таинство Новозаветной Церкви, освящающее ныне, по падении человека, этот закон» 52 . С грехопадением человека древний богодарованный закон брака утратил свое изначальное благодатное наполнение, сохранившись лишь как закон поврежденного грехом, а значит, страстного человеческого естества. Но и такой внецерковный брачный союз святоотеческая традиция также именует браком, причем даже отчасти в положительном смысле, понимая его как некоторую добрую узду для стремлений человеческой плоти; однако при этом святые отцы говорят о временности, преходящести и несовершенстве этих браков. Но все же и подобный брак реализует в себе некоторую частицу изначального божественного брачного задания человеку: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Чтобы уразуметь, что это воистину так, выслушай несколько примеров. Саул, царь Израилев, однажды помиловал, против воли Божией, Агага, царя амаликитян, и за это помилование был осужден Богом, – не только он сам, но и все потомки его ( 1Цар. 15 ). И Ахав, захватив царя Ассирийского Адера, помиловал его, вопреки тому, что было угодно Богу, и отпустил его с великими почестями; и Бог послал к Ахаву некоего пророка, сказавшего: «Так говорит Господь: за то, что ты выпустил из рук твоих человека-убийцу... душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа» (Ср.: 3Цар. 20, 26–34, 42 ). Подобно тому и некий пророк сказал другу своему, «по слову Господа: бей меня. Но этот человек не согласился бить его. И сказал ему: за то, что ты не слушаешь гласа Господня, убьет тебя лев, когда пойдешь от меня. Он пошел от него, и лев, встретив его, убил его. И нашел он другого человека, и сказал: бей меня. Этот человек бил его до того, что изранил побоями» ( 3Цар. 20, 35–37 ). Что может быть удивительнее этого? Бивший пророка спасся, а пожалевший – пострадал. Уразумей же, что, когда Бог повелевает, не подобает размышлять о природе происходящего, но следует лишь повиноваться. Поэтому все святые преподобные и богоносные отцы наши, пастыри и учители, умоляли благочестивых царей и князей, чтобы они истребляли еретиков. Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки – да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем». И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Точно также нужно судить и о посте. Да, и Господь, и святые отцы порицают и обличают телесное воздержание без духовного. Что толку поститься и не есть скоромного, когда в это же время продолжаешь осуждать, злословить, завидовать, генерировать греховные помыслы? Через пророка Исаию Господь говорит: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис 1, 14-15). И воплотившийся Господь Иисус Христос говорит то же: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф 23: 23). Но ведь после этих слов Спаситель добавляет: «сие надлежало делать, и того не оставлять». Он не отменяет простые постановления Закона, но говорит, что они должны быть одухотворены. В нашей жизни из всего можно сделать пустую форму. Можно так читать «Отче наш» перед едой, что иной скажет: лучше и вовсе не молиться. Можно, придя на исповедь, ругаться со священником. А можно причаститься себе в суд и осуждение. Но это совсем не значит, что вообще не нужно ни молиться, ни участвовать в Таинствах. Так почему же мы заключаем, что если мы, бывает, согрешаем и постимся фарисейски, то нужно презирать или вовсе отменять телесный пост? Не этого хочет от нас Господь. Святые всегда несли исключительные подвиги воздержания, даже находясь на таких ступенях духовной жизни, о которых мы и мечтать не смеем Наши первые учителя в духовной жизни – святые отцы. Я думаю, уж никого духовнее мы не найдем. И что-то не видно из житий, чтобы кто-то из них «перерос» телесный пост. Есть только единичные случаи отмены поста с какой-то особой целью, и большая часть из них происходила в жизни юродивых. В основном же святые всегда несли исключительные подвиги воздержания, даже находясь на таких ступенях духовной жизни, о которых мы и мечтать не смеем. Значит, пост имеет какое-то важное значение, раз никто из угодников Божиих не дерзал его оставлять? Великие преподобные Мария Египетская, Антоний и Макарий Египетские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и весь сонм святых никогда не небрегли о телесном посте.

http://pravoslavie.ru/75465.html

--- " " " Уважение к чужим религиозным догматам не есть поругание Бога " " " ну а эта фраза: всё расставляет на свои места в этой статье@ если в начале митрополит Афанасий говорит, что мы не обязаны соглашаться с людьми, то теперь он оправдывает уважение(!) ко лжи, к чужим заблуждениям! ну что это такое? как это можно назвать?!? очень грустно от таких статей, насквозь пропитанных гуманизмом, не имеющего ничего общего с Православием :( видно та " любовь " , то состояние, то отношение о которых рассказывается в статье более нравственны, более любвеобильны, чем Божия Любовь. не нужно выдумывать более человеколюбивое отношение, более нравственные заповеди, чем те о которых заповедуют святые Отцы Церкви и о котором говорится в Библии. Алексей 1 июля 2011, 23:18 да уж.... святые, преподобные, мученики такого мнения не придерживались. они говорили что человек принявший Бога прекрасен, человек отвергший Бога - ужасен. --- " посылать людей в ад " нельзя? говорить им правду нельзя? а вот апостол Павел иного был мнения. прочитайте первые главы послания к Римлянам. разница очевидна. святой апостол Иуда пишет: " И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью " (Иуд.1:22-23) да все святые говорили правду! --- " " " Даже отцы Церкви не могли перенести мысль о том, что наступит час, когда и диавол, который является выражением полного отступничества от Бога, отделится вечно от Него и будет пребывать в вечной муке " " " прекрасно переносили!!! и более того, святые требуют справедливого возмездия злодеям богоотступникам: " И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? " (Откр.6:9-10) Игорь 1 июля 2011, 22:42 Да,Любовь выше закона,но часто мы обижаемся на других,когда они нас обижают,потому что мало любви в нас,а гордости много..

http://pravoslavie.ru/47346.html

Что будет после того, как Господь победит диавола? иеромонах Иов (Гумеров) После того, как диавол, прельщающий людей, будет ввержен в озеро огненное и серное, куда ранее были брошены зверь и лжепророк, начнется последний Суд: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля… И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:10–12 ). Что такое совесть? иеромонах Иов (Гумеров) Славянское слово совесть значит со-весть, т. е. со-вестник, который ведает наши добрые и злые дела. Святые отцы называют совесть голосом Бога в человеке. Св. авва Дорофей говорит: Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали ( Быт. 26 . Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди, чрез грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть), чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, тогда мы засыпаем её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто её вовсе нет у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В суете жизни мы потеряли Отца своего, но мы вернемся к Нему в минуты скорби, как блудный сын вспомнил об отце, лишь потеряв все, представляющее для него ценность. Скорбящие на земле приходят к небесным наслаждениям, «сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» [ Пс.125:5 ]. Перенести окружающие нас скорби нам поможет память смертная. Полезно помнить, что скорби, как и все остальное в этой жизни, окончатся. «Придет Господь Иисус, воздвигнет тебя от одра скорби, освободит тебя от терзаний… Каждый минувший час приближает нас к тому времени, когда Спаситель должен извести нас от мрака и смерти и привести для вечной радости – в обитель Отца, и когда печали и воздыхания навсегда прекратятся», – утешают нас Святые отцы и Писание. «Ты не будешь много плакать» [ Ис.30:19 ], «и отрет Бог всякую слезу с очей их» [ Откр.7:17 ]. Время скорбей закончится, «Мы недолго будем терпеть, ибо настоящая жизнь недолга» (Св. отцы однако, уже и на этой земле Господь посылает и будет посылать нам утешения, поддерживая нас в скорбях. Ведь «Господь не оставляет нашей души ни в постоянном покое, ни в продолжительной скорби» (Св. отцы А «если кто не падет под скорбью (особенно об усопшем), но в надежде на Бога несет бремя печали, то за терпение ему готова великая награда от Бога» (Св. отцы). Скорбями Господь зовет нас к Себе, «найдете покой душам вашим» [ Мф.11:29 ]. Эта истина находит постоянное подтверждение в жизни. «Как много людей, одержимых скорбями…, только лишь во Христе нашли себе мир и покой» с. 12]. Эти слова казались мне невероятными в начале моей перевернутой жизни. Трудно, невозможно было поверить, что что-либо в силах вытащить меня из этой ямы отчаяния. Теперь, оглядываясь на эти, почти два года, вижу такие реальные изменения в душе! Все это – благодаря помощи от Бога. Я взывала к Нему молитвами. «…только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.

http://azbyka.ru/parkhomenko/ya-tozhe-po...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010