Брат: Благословите, преподобный отец настоятель! Старец: Бог да благословит тебя, брат Иоанн. Ты пришел, чтобы мы продолжили прошлую беседу? Брат: Действительно, преподобный отче. И прошу, простите меня, что я так запоздал с приходом. Я несколько раз пытался войти к вам, но видел, что вы все время заняты множеством дел, и не решался; а сегодня мне показалось, что вы свободнее, и я подумал, что было бы удобно прийти, если только я не ошибся. Старец: Не ошибся, брат Иоанн, потому что сейчас я действительно свободней, и мы можем продолжить, с помощью Божией, разговор, прерванный в прошлый раз. Ну, а теперь о чем ты хочешь спросить? Брат: Из сказанного вами, преподобный отче, я понял, что обычай причащаться Святых Таин не был одинаковым ни во все времена, ни во всех краях христианского мира. Потому мне хотелось бы теперь попросить вашего совета и узнать ваше мнение о том, как будет лучше причащаться Святых Таин: чаще или реже, и какие условия должен выполнить желающий причаститься? Старец: Брат Иоанн, часто ли, редко ли будет причащаться кто Святых Таин, но если он не будет стараться причащаться с должным приготовлением и выполняя условия, необходимые в виду этого Таинства, таковой причащается в осуждение себе, а не на пользу . Так что если у христианина будет жизнь чистая и непорочная до того, что у него не будет ни единого пятнышка на совести (что весьма нелегко), то таковой может причащаться и почаще, даже каждый день, и великую пользу может получать от этого причащения. А если у него не будет чистой жизни и чистой совести, то таковой, даже если он будет причащаться очень редко, всё равно в осуждение себе будет причащаться. Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью». Он говорит так: «Кто таковы, те да приступают всегда, а те, кто не таковы, да не приходят никогда. Почему? Потому что они принимают суд себе, осуждение и муку» . Более того, у него даже есть слова, обличающие тех, кто полагает, будто достойность и недостойность кого-либо принять Святые и Пречистые Тайны связана с большим или меньшим промежутком между причащениями. Послушай, что он говорит: «Удивительно, что ты определяешь достойность приступать к Святым Тайнам не по чистоте совести, а по интервалу времени, и считаешь, будто это благоговение – не причащаться часто, не отдавая себе отчета в том, что причащение с недостоинством пятнает тебя, даже если ты сделаешь это один раз, тогда как причащение в достойном состоянии спасает тебя, даже если оно будет совершаться часто. Дерзость – не причащаться много раз, а причащаться недостойно, даже если кто причастится один раз за всю свою жизнь» .

http://pravoslavie.ru/59754.html

В конечном итоге может наступить момент, когда вы отречетесь от самих себя, как от свободной личности, от Родины, от семьи… Вы готовы отречься от всего этого? Но подумайте, что же от вас тогда останется… Да, они «хорошо знают» Библию (её текст), но вернувшись к вышеприведенному примеру, надо сказать, что они не знают и не понимают ее языка, либо (что хуже!) сознательно искажают и затемняют Божественный смысл Писания. Да, у них «презентабельный» внешний вид и вкрадчиво-вежливые манеры. Но задумавшись над тем сколько элегантных казнокрадов, развратников и грабителей ходит по нашей бренной земле, мы быстро придем к выводу, что внешний вид никак не является гарантией правдивости (Конечно, это вовсе не означает, что надо отказаться от опрятности и приличия в одежде и поведении). Приходится слышать временами, что у них все в Библии и по Библии рассчитано со всею точностью. Но это-то и должно настораживать: ибо как чей-либо человеческий ум может разгадать все тайны, заключенные в Божественном Писании? И можно ли Священное Писание уподоблять задачнику с ответами по занимательной истории и футурологии? Не кощунство ли это? Они обещают членам своей организации удивительное некое царство, опять же постоянно ссылаясь на Библию, но царство это ничего общего не имеет с тем, которое в Библии благовествуется. И как не вспомнить тогда, что и всякий растлитель обещает намеченной жертве что-нибудь «удивительно хорошее». Они ненавидят (люто ненавидят!) Православную Церковь , православных христиан и не скрывают своей ненависти. Но как соотносится это с тем, что первыми православными христианами были святые апостолы, чрез которых Дух Божий озарил наш разум Писаниями Нового Завета? Основатель же Церкви – воплотившийся Сын Божий Иисус Христос. И, наконец, несколько слов о мужестве, и вот почему… Да, вера – великая радость, но она далеко не удовольствие. Среди истин веры могут быть (и есть) истины страшные, при размышлении о которых холодеет и сжимается наше немощное сердце, от которых в минуты слабости трусливо стремится оттолкнуться и отвернуться наш зараженный грехом разум, находя лазейки и «укрытия» во всяких «теориях» и «учениях». Одна из таких истин – истина о вечных муках. О страшных и вечных мучениях в аду, о немыслимых страданиях, которые ждут тех, которые отреклись от истинной веры и безбожно провели земную жизнь. Может быть, для того чтобы принять такую истину и душою усвоить ее, надо человеку иметь, пусть хоть маленькое, мужество. Может быть, именно этого и не хватило Расселу, когда он приступал к разработке своей «религии». Впрочем есть мнение, что был и чисто коммерческий (не без тщеславия, наверное) интерес.

http://azbyka.ru/iegovizm-kult-galantere...

верующих; её нарёк телом Христовым и исполнением Отчим. ( Еф. 2:22–23 ; – Там же, 422 стр.). « Церковь во множестве верующих», говорит св. И. Златоуст (т. III, стр. 445; снес. т. XI Еф. б. 10, стр. 90. Издан. Петерб. акад. 1895–1906 г.). « Церковь составляют верующие,» читаем в толковом еванг. Евф. Зигабена ( Мф. 249 стр.) «Ничто не может отделить Христа от церкви, говорит св. Киприан, т.е. народа, составляющего церковь», (ч. I, пис. 63, стр. 397, Киев 1891 г.). Он же говорит: «Церковь не отступит от Христа, – а её составляет народ, приверженный к священнику, и стадо, послушное своему пастырю. Из этого ты должен уразуметь, что епископ – в церкви и церковь – в епископе, и кто не с епископом, тот и не в церкви». (Там же пис. 54, стр. 307). « Церковь есть тело Христово, читаем в кн. о Вере, яже от собрания верных нас глаголю человеков всякого возраста сана 1 святых Божиих и праведных мучеников, и преподобных и всех благочестивых от веков составися, и церковью наречеся» (л. 22) «Вси вернии во всем мире, читаем в Б. Катихизисе, иже ныне суть, бяху и будут сии суть единою святою соборною церковью, домом же Божиим, иже есть столп и утверждение истины» (нарицается, Б. Кат. л. 120 об.). Там же читаем: «Что есть церковь Божия; Отв. Церковь есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат едину православную веру, и в любви пребывают, облобызают же учение евангельское непоколеблемое. И иже суть достойны приимати святые и божественные совершенные тайны. И иже суть под единою главою Господем нашим И. Христом, а под правлением совершенных святых от Него поставленных». (Еф. зач. 224; Бол. Кат. л. 120 об.). «Что же такое есть церковь ? Собрание святых в правде живущих, говорит св. Ипполит, единомыслие, которое есть путь святых ко общению – вот церковь ... храм, – в котором обнаруживаются различные деревья всевозможного рода: и род отцев..; и деяния пророков..; и лик апостолов..; и мученики..; и звание девственниц, и чин епископов, священников и левитов (так назывались диаконы в древнейшее время). Всякой доблестью украшенные, все они (в том числе, конечно, епископы, священники и диаконы) процветают в церкви, не подвергаясь тлению» (т. I, стр. 22). Так. обр. из слов св. Ипполита видно, его убеждение в том, что священство не подвергается тлению, т. е., что церковь Христова в своём составе, данном ей Христом, никогда не изменится. Тоже говорит и св. Игнатий богоносец . (См. Филадельфян. л. 18, Киев, 1888 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Глава 12. Отец Иоанн о зле 1 В соответствии с принятой в данном труде последовательностью изложения, в предшествующих главах были преимущественно собраны свидетельства отца Иоанна Кронштадтского о радостной стороне христианской жизни. Но кто впервые читает его дневник, тот невольно останавливается именно на них. Обычно при этом сперва удивляет и радует более всего та легкая духовная атмосфера, в которой происходит встреча человеческой души с иными высшими мирами. Вдыхая ее, читатель убеждается, что христианская жизнь определяется, действительно, не кодексом внешних правил, а более всего свободным приятием свыше исходящих внушений. Эти первые впечатления от книги порождают даже уверенность, что не только хорошо, но и легко быть христианином. Не достаточно ли для этого следовать внушениям всегда готовой внимать нам Божией Матери, наших – «старших братьев» – Ангелов и святых людей и, наконец, просто голосу своего сердца, через которое нередко говорит с нами Сам Бог? В то же время при первом знакомстве с книгой отца Иоанна возникает сознание, что, быть может, самое легкое – это исполнить основное условие нашего спасения – возлюбить Самого Христа, хотя бы лишь потому, что через Святые Свои Тайны Он готов всегда соединиться с нами, освятить нас и преобразить. По признанию многих читателей книги отца Иоанна Кронштадтского , первая встреча с ней побуждает с какой-то неизбежностью вспоминать слова Самого Господа: иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11:30 ). 2 Чувство облегчения, вызываемое первым знакомством с книгой «Моя жизнь во Христе», не является, конечно, исключением в духовной жизни. Почти всякое живое религиозное переживание начинается с узрения света, то есть с раскрытия духовных глаз. Но чуть позже этот свет дает возможность увидеть многое другое… по-новому и с большей отчетливостью. Поэтому, познав, тем или иным путем, будь то через чтение книги отца Иоанна, всю сладость, всю истинность евангельских слов иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11:30 ), нельзя вскоре не вспомнить уже других, суровых слов, как то: Царство Небесное силою берется ( Мф. 11:12 ) или, например, кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми свой крест, и следуй за Мною ( Мк. 8, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава третья. Моисей при дворе египетского фараона 3.1 Три периода жизни пророка Моисея Жизнь пророка Моисея делится на три сорокалетия. Первое сорокалетие. Моисей – сын дочери фараона, постигает тайны и высоту египетской премудрости. Сам Моисей – придворный вельможа. Второе сорокалетие. Моисей – безызвестный пастух, проводящий уединенное пустынножительство. Третье сорокалетие. Моисей – боговидец и великий пророк, совершающий величайшее для своего народа служение. Три сорокалетия Моисеевой жизни – это практически духовный закон. Этим путем прошли многие святые, преподобные и святители. Сначала познание этого мира, потом его отрицание и вновь возвращение к нему. Первые два сорокалетия нужны для третьего, подготавливают его. Итак, Моисей в Египте. 3.2 Моисей – сын дочери фараона После того, как Иохавед, мать Моисея, вскормила его, он был отдан дочери фараона. И он был у нее вместо сына ( Исх. 2:10 ). Первомученик диакон Стефан свидетельствует в своей речи: А когда (Моисей-младенец) был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына ( Деян. 7:21 ). Как сын дочери фараона Моисей занимал исключительное место при дворе фараона, был домочадцем фараона. Искреннее сердечное чувство связывало дочь фараона с Моисеем. «Полюбила Моисея дочь фараона, как мать – родного сына. Ни на шаг не отпускала она его из дворца, ласкала, лелеяла...» с. 50, Агада, Шемот-Раба, 1]. Оберегать Моисея у дочери фараона были основания. Жизнь ее любимца и при фараоновом дворе продолжала быть в опасности. У младенца были недруги. Интересные сведения имеются у Иосифа Флавия. Он сообщает о имени и неплодстве дочери фараоновой. Отсутствие собственных детей побудило ее усыновить полюбившегося спасенного ею младенца. Сообщается о недоброжелательном отношении к Моисею придворных вельмож. Иосиф Флавий: «Не имея собственных детей, Фермуфис [дочь фараона. – Г.Ф.] ввиду таких его качеств усыновила его. Приведя Моисея однажды к отцу своему, она указала на него как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына [надо полагать, быть наследником дочери фараона не означало быть наследником фараона, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава третья Учение Господа преподанное Никодиму ст. 1–21; Господь в Иудее ст. 22; свидетельство Иоанна Крестителя ст. 23–30. Учение об Отце и Сыне и Духе Святом ст. 31–36. Господь не вверял Себя Иудеям, которые, видя знамения, верили, но потом отпадали, ибо страсти и пороки души их не допускали их понять Божественное учение. Но когда к ногам Иисусовым припадали избранные сосуды Божии, могущие вместить, ищущие истины всею душою своею, тогда благодатный Учитель раскрывал святые уста Свои и изливал потоки света на внутреннего человека. Никодим, ученый Иудей, ожидавший царствия Божия, был заражен всеми предрассудками своего племени, но нелицемерно жаждал истины. Господь раскрывает ему тайны внутренней жизни духа человеческого. Господь указывает ему, что возрождение к новой жизни не есть простой акт воли человеческой, а таинство, совершающееся по соизволению Божию. Когда Господь впервые раскрывает перед очами изумленного фарисея, учителя народа, великое таинство о Боге во святой Троице поклоняемом, и о третьей Ипостаси – Духе Святом 249 , коего живительная сила есть основание всякой жизни, – материальной и духовной, – тогда впервые Бог Слово являет человечеству, что Ему угодно ввести человека в знание новых доселе ему неведомых истин. И в Ветхом Завете хранились все истины, раскрытые в Новом Завете, но в более прикровенном виде, и в особенности догмат о третьей Ипостаси святой Троицы. «Ветхий закон – (говорит Григорий Богослов слово о Дусе Святом 1843 ч. 2 л. 166–167) – яве проповедовал Отца, Сына же темнее: Новый явственно показал Сына, Божество же Духа прикровенно назнаменовал». Но и в Ветхом Завете; для изучающего оный со светильником Нового, – таинство поклонения Богу во Святой Троице раскрывается с полною очевидностью: «у Исайи пророка ( Ис. 6:3 ) троекратное восклицание Серафимами свят, свят, свят указует, что Святыня умосозерцается в трех Ипостасях, – говорит Василий Великий 250 . И в книге Бытия 251 «Дух Божий ношашеся верху воды», причем, как замечает митрополит Филарет 252 , «здесь под именем Духа Божия не довольно разуметь просто животворящую силу Божию, но самую третию Ипостась «святыя Троицы». «Дух есть Бог», и живительная сила Духа Божия есть та же творческая сила Создателя, творящая Словом Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Дом трудолюбия Собственно про Дом трудолюбия теперь бы и не следовало писать, так как он перешел в ведение другой, светской власти. И в каком виде он существует ныне, мы не можем ничего определенного сказать. Да это и не столь важно: важно то, что идея его принадлежала о.Иоанну; а так как вся эта книга говорит про Батюшку, то невозможно промолчать про этот «Дом», о котором он мечтал всю молодую жизнь священника. И понятно. Если кто думает о бедных, тот не может остановиться на частной лишь милостыне им: тот должен будет беспокоиться и об организованной общественной благотворительности им. А особенно нужно сказать это и про Кронштадт, и про о.Иоанна. Нужно было думать, что с самых первых лет знакомства с бедным миром Батюшка не остановится на частной милостыне, а захочет организовать ее в более широком виде; ибо частная благотворительность не уничтожает нищеты. И хотя существование нищих имеет своею целью духовную милостивость, ласковость души, любовь сердца, но на этом нельзя остановиться. Поэтому с первых дней христианства и доселе Господь попускает существование бедных и нищих; как и почему, мы уже видели это из Дневника о.Иоанна. Но этим вопросом были заинтересованы и другие святые люди, жившие в миру; а изредка – даже и пустынники, хотя последние не обязаны были заниматься милостынею, так как им не из чего было благотворить, но любовь сердца несомненно была у них – и это составляло цель духовной жизни. Без любви не может быть ни христианства, ни истинной Церкви, ни – даже монашества. Св. апостол Павел свидетельствует, что «если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви; то я ничто». Впрочем, «если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:2, 3 ). И потом всякий истинный христианин желает иметь любовь в сердце. Но она не может оставаться невидимой для людей: ей хочется проявиться и в делах. Поэтому, – как мы видим из книги Деяний апостольских (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Днесь спасения нашего главизна» 25 марта/7 апреля Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы 06.04.2013 740 Время на чтение 4 минуты Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — так Христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. 1, 26-38), напоминает Патриархия.Ru. Общее значение слова «Благовещение» — благая, радостная, добрая весть — то же, что и Евангелие; сугубое значение указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи. «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...» — воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева — Преблагословенная Отроковица Мария, — достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9/22 сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, бедному плотнику из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви — Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин — указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она — Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исайя: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/06/dn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стихотворные притчи иеромонаха Романа О стихотворениях 2017-2018 годов, опубликованных в книге «Лазурь святая» (СПб.: Пальмира, 2017) и на сайте «Ветрово» 26.06.2018 1893 Время на чтение 12 минут Фотография Александра Мелехова Когда речь заходит о притчах, мы вспоминаем в первую очередь Евангелие: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, потому что они видя не видят и слыша не разумеют, - сказал Спаситель ученикам (Лк. 8:10). Вслед за Спасителем форму притчи использовали святые отцы: они объясняли законы духовной жизни, используя наглядные примеры из жизни мipckoй. Внимательно читая стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина), нельзя не заметить их глубинной связи не только со Священным Писанием, но и со святоотеческими произведениями. Выражается это и в том, что он тоже использует жанр притчи: деревья, цветы, облака - всё то, что отец Роман видит вокруг себя каждый день - становятся в его стихах образами людей. Некоторые стихотворения иеромонаха Романа, не только поздние, но и ранние, перекликаются с главами из книги святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мipa собираемое», которая построена именно как собрание притч. Например, у отца Романа есть известное песнопение «Ах, оставьте, не нужно тревожить...»: в нем рассказывается о лужах, в которых грязь по ночам опускается на дно, они становятся чистыми и прозрачными и отражают месяц и звезды. Это - образ человеческой души. В книге святителя Тихона Задонского есть главка с похожим содержанием, которая называется «Тина или грязь на дне ключа». В ней святитель Тихон пишет: «Видим, что хотя в ключе и чистая вода имеется, однако на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота. Как смердящая тина и зловоние, там кроется гордость и высокоумие, сребролюбие, гнев, злоба и зависть, скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и становится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца человеческого лежащий, во время искушения и соблазнов проявляется».

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/27/...

Здравствуйте, родной о Господе Владыко. Шлем мы Вам все низкий поклон и желаем от Господа Бога доброго здравия, и терпения в Ваших подвигах, и скорого освобождения. Дорогой Владыко, получила я Ваше дорогое для меня письмо давно, но сначала стеснялась Вас часто беспокоить своими письмами, а потом заболела тоже гриппом и сильным бронхитом. Дорогой Владыко, простите меня Христа ради, что я Вас не поблагодарила тогда. Владыко Святый, от чистого сердца благодарю Вас за Ваше наставление и Святые молитвы и благодарю, что Вы не оставляете меня в моих письменных просьбах. Дорогой Владыко, я Вам шлю небольшую посылочку одна и не хочу, чтоб кто-нибудь знал об этом во избежание лишнего разговора. Дорогой Владыко, мне матушка писала, что у Вас можно сготовить покушать, я тогда и решила Вам послать для полного обеда. И еще кое-что купила, но мы еще Вам пришлем с Ниной, она тоже желает Вам послать, Владыко, сухари постные. Дорогой Владыко, как Вы пишете мне молиться, то я все выполняю с радостью и благодарю Господа, что Он мне послал такого духовного наставника. Спаси Вас Господи и помоги Господи скорого освобождения 824 . Дорогой Владыко, у нас 20-го и (7 -го) н[ового] с[тиля] марта будет праздник церковный Споручнице Божьей Матери, и за поздней литургией будет служить Святейший Митрополит Николай Крутицкий. Дорогой Владыко, какой же он хороший, благодатный. Дорогой Владыко, у меня вот такие мысли, я не хочу, чтоб кто-нибудь знал, что я делаю, мне так кажется, что людям другим не надо знать. Дорогой Владыко, пропишите, правильно ли я поступаю. Владыко родной, потрудитесь, пожалуйста, написать, в какие дни и праздники молиться на коленях и когда нельзя, а то я уже имею от роду 49 лет, а как молиться, когда, не знаю, к моему стыду. Дорогой Владыко, шлю я Вам просфору, я 13-го в Воскресение приобщалась и подавала за всех о здравии и за упокой. Слава Тебе Господи! Очень рада я. Что Господь привел принять св[ятые] Тайны. Я Вас всегда пишу о здравии как близкого, родного Владыку, также я и матушку Аврамию пишу всегда, Владыко Святый, может, я в чем не права и неправильно поступаю, пожалуйста наставьте, я очень рада буду Вашему учению. Спаси Вас Царица Небесная Споручница и помоги поскорее освободиться. Целую Вашу руку. Простите меня Христа ради, многогрешная Мария.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010