Бог открылся из сокровенностей, из таин Священного Писания . Пока Бог сидел на небе („Седяй в славе на престоле Божества“), дотоле никто не знал Его таин, даже ближайшие к Нему святые ангелы („От века утаенное и ангелом недоведомое таинство»). А как снизшел Он с неба на землю, и как скоро стал обитать с людьми, так о Его сокровенностях, тайнах не только набожные люди (как святой Иосиф, праведная Саломия), но только важные особы (как три восточных царя), но и простолюдины, пастыри беседуют: сказаша о глаголе, глаголанном им о Отрочати сем ( Лук. 2:17 )... Ныне Церковь воспевает: „Таинство странное вижу и преславное». Да и может ли быть равное сему таинство? Целое небо со всем величеством Божиим вместилось в один малый Вифлеемский вертеп: „Небо – вертеп». Целый хор херувимский, число которого несказанно (тьмы тем, на которых почивает Бог), уступили должность свою одной пречистой и преблагословенной Деве Марии: „престол херувимский, Дева». Все неисчисленные сокровища Божии, никаким местом невместимые, вмещены в одни тесные ясли: „Ясли вместилище». О, воистину великое, странное и преславное таинство явлено свету в нынешний праздник Рождества Христова, – явлено для того, чтобы люди не молчали, но говорили о нем: ибо только тайну царя земного добро таить, а тайны Царя Небесного, дела Божии проповедовать преславно. И дивное свойство таин Божиих! Тайну человеческую, когда скажешь одному, другому, уже все узнают оную, а тайны Божии, чем больше о них говорить, тем они сокровеннее, непостижимее: неиспытани судове и неизследовани путие Его ( Римл. 11:33 ); однако же должно проповедовать и прославлять тайны Божии странные и преславные. Оставляя, за краткостью времени, другие тайны Божии, содеянные при Рождестве Христовом, мы примем во внимание и для изъяснения одну только эту тайну: „Небо – вертеп“. Для чего и как небо – вертеп, и что за тайны – в оном небе? То – не малая тайна, как земля стала небом, небо стало землею. Два гостя ныне прибыли в вертеп: от земли и от неба; один гость – первый человек от земли, пришедший из Назарета, принесенный в утробе девической; другой гость – второй человек, Господь с неба, пришедший с неба. В первом – естество взятое от брения, это – земля; в другом – естество сошедшее с неба, это – небо; Бог становится человеком, а человек – Богом; небо становится землею, а земля – небом, и не так Бог становится человеком, чтобы перестал быть Богом, и человек не так становится Богом, чтобы перестал быть человеком, но то и другое соединяются между собою (как в том таинстве, о котором Апостол говорит: будета оба в плоть едину) в лицо одно, как хорошо говорит Дамаскин: „не во двое лицу разделяемый, но во двою естеству неслитно познаваемый». Где же совершается такое таинственное соединение неба с землею, Бога с человеком? – в вертепе Вифлеемском. Итак, вертеп стал небом, когда внутрь себя приял Небесного Бога и всех Небесных Сил. |
Слово второе в неделю Православия Грозный суд, который вы вскоре услышите, слушатели, относится, между прочим, к «отмещущим вся таинства святая, церковию Христовою содержимая». По благодати Божией, все мы, принадлежащие к православной церкви, твердо содержим святые таинства; не смеем и думать, чтобы можно было отметать их. Но близ нас довольно таких, которые не страшатся отказываться и от такой тайны, какова тайна святой евхаристии; не страшатся даже произносить иногда и страшные хулы на сию страшную тайну. Не для чего скрывать болезни и некоторых из нас, братия. Довольно между нами таких, которые, хотя не отмещут языком святой тайны, и однакож не участвуют в ней по разным предлогам. Приблизимся к смыслу суда церковного на отмещущих тайны размышлением о том, как нужно нам всем приобщаться святого таинства евхаристии, и как неосновательны предлоги, по которым многие не приобщаются сего таинства. Кто установил таинство святой евхаристии? Сам Сын Божий, Господь Иисус. «Приимите, ядите , — говорил Он ученикам, — сие есть тело Мое, за вы ломимое. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета» . (1 Кор. 11:24—25; Мф.26:27—28). Слышите ли, Господь Сам повелевает: Пийте от нея вси. Повеление решительное, повеление, относящееся ко всем без исключения, повеление самого Господа. Чего больше? послушаем другого свидетеля о том же. «Аз бо приях от Господа , — говорит апостол, — еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови. Елижды бо , — присовокупляет апостол, — аще есте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (1 Кор. 11:23—26). Что может быть яснее слов сих? Апостол с точностию повторяет волю Господню: приимите, ядите. Апостол передает волю Господа в словах, совершенно ясных и определенных; для всех принадлежащих к новому завету, говорит он, установлена сия вечеря: сия чаша новый завет в крови Моей; все, которые хотят помнить Господа, должны участвовать в сей вечери: сие творите в Мое воспоминание. Апостол присовокупил еще и свои слова о смысле слов Господних; дотоле, говорит он, имеет совершаться сия вечеря, пока приидет Господь на суд, т. е. до скончания века: елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. Теперь спрашивая: нужно ли исполнить волю Господа? Без сомнения, нужно; ибо горе непокаряющимся воле Господа. Нужно ли исполнять такую волю Господа, которая простирается на все времена? Еще более нужно; ибо в этом случае горе каждому, кто бы он ни был, и когда бы он ни жил, если только презирает он эту волю. Итак, подумайте, нужно ли приобщаться вечери Господней, когда она установлена самим Господом, установлена на все времена, установлена для всех? |
6. Замечание на беспоповское сочинение «Обрядовцы церковного иерархичества» Один близкий мой знакомец, сын святой православной церкви, житель одного далекого от Москвы города, увидал у живущих в том месте беспоповцев вышепоименованное сочинение, которое кем-то, и, как надобно полагать, в недавнее время составлено на защиту безъиерархического их существования 56 и людей малосведущих в Писании действительно удерживает в беспоповстве и уловляет в беспоповскую секту. Ревнуя о пользе святой церкви, мой знакомец списал это сочинение и прислал ко мне, чтобы сделать на оное замечания. При помощи Бошей, с искренним желанием послужить матери нашей церкви православной и вразумлению блуждающих во тьме раскола братий наших, предпринимаю труд сей. Сделаю прежде всего замечание о самом названии сочинения: Обрядовцы церковного иерархичества. Обрядовцами беспоповский писатель называет чад святой церкви, за то, что они содержат преданные Евангелием святые тайны и исповедуют вечность иерархии новоблагодатного Христова священства. Очевидно, называть за сие сынов церкви православной обрядовцами никак нельзя. Православная церковь не одну только обрядовую сторону таин и священства содержит. Незыблемо утверждаясь на положенном от самого Господа основании, сиречь на правом исповедании веры во Святую Троицу и воплощение Господне, содержа и преемственно от Апостолов идущую хиротонию, она, по неложному Господню обетованию, имеет вечно пребывающего в ней Духа Святого (от Ин. зач. 48), которого благодатью и силой тайны святые совершаются. Итак, православная церковь содержит богоустановленные таинства и богоучрежденное священство в самом их существе, и за это сынов церкви называть обрядовцами значит уничижать самые божественные установления и издеваться над оными. Имя же обрядовец по справедливости может быть усвоено самим беспоповцам и всем так называемым старообрядцам; ибо они содержать только некоторые обряды церкви российской времен Иосифа патриарха, как-то: хождение посолонь, сугубое аллилуиа и прочее тому подобное, сущности же церковной, преемственно от Апостолов идущей иерархии и святых таин, которые церковь российская содержала при Иосифе патриархе, отверглись и не имеют. Да и разделились они от святой церкви не из-за повреждения в оной богословия и существенности таин, чего отнюдь не было и нет, а только из-за обрядов, – из-за того, что захотели во что бы ни стало удержать некоторые, особенно любимые ими, но не вполне правильные обряды времен Иосифа патриарха. Посему-то имя обрядовец надлежало беспоповскому писателю приложить к своему обществу, а не к церкви православной. |
Беседа 11. Если потребуется, Бог встанет со Своего трона и спустится, чтобы помочь тебе. Сколько рук у Бога? Не будь занудой! Праведному Церковь не нужна. Святые и мы – одно Тело. Какой молитвослов был у апостолов. Сегодняшнее Евангельское чтение показало нам, что Господь готов искать нас по улицам, по переулкам, по дорогам и по изгородям. Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книге Откровение Иоанна Богослова и начинаем чтение 4-й главы Апокалипсиса. 4 глава содержит в себе начало нового видения, второго видения, изображение нового величественного зрелища, открывшегося пред взором святого Иоанна. И начинается повеление ему взойти в отверстую дверь Неба, чтобы увидеть, чему надлежит быть после сего. Итак, 4 глава начинается такими словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» ( Откр.4:1 ). Мы с вами изучили в Откровении послания семи церквам. Как мы с вами увидели, семь церквей – это и семь реальных общин, которые существовали в древние времена, во дни апостолов, но это в то же время и семь периодов в истории Церкви, а также – это и семь духовных состояний, которые могут переживать разные христианские собрания. Отличительная черта собеседования Господа с разными церквами – это доброжелательное отношение к каждой христианской общине, хотя мы увидели, что у этих общин были различные, иногда очень серьезные проблемы. Но, как сегодня было сказано на проповеди, Бог не меняет отношения к нам, Бог неизменяем, Бог – не человек, чтобы Ему изменяться. Итак, 4 глава начинается словами: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе» . Андрей Кесарийский поясняет: «Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа». Господь имеет намерение не скрывать Свои тайны от рабов Своих. И в разные времена существования исторического христианства Господь всегда по-новому открывает людям Свои тайны, потому что каждое время, имеющее свои особенности, имеет и новое видение Божественных Тайн. Помните, как мы с вами беседовали о печати антихриста, и мы вспоминали наших родителей, наших дедов, прадедов. Когда была октябрьская революция, они все были уверены, что это пятиконечная звезда. И они были правы. В другие времена христиане имели другое представление о том, что такое печать антихриста, и они тоже были правы. Для каждого времени есть свои искушения. |
Святые мощи Скачать epub pdf Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным и сложным образом. Мозг?! Какие чудесные тайны совершаются между его материей и душой! Сколько ни было бы опыта у рода человеческого, никак эти тайны не могут быть ни поняты, ни осознаны. Только немногие из них доступны человеческому чувственно-разумному познанию. Точно так же и сердце человеческое – все оно соткано из небо-земных тайн. Так же сотканы и всякая клетка в теле людском, и всякая молекула, и каждый атом. Всё и вся – на своем таинственном пути к Богу, к Богочеловеку. Ведь материя сотворена Богом Логосом, и тем самым она богоцентрична. Своим пришествием в наш земной мир и своим целокупным богочеловеческим домостроительством спасения мира Господь Христос наглядно показал, что не только душа, но и материя сотворена Богом и для Бога; показал, что есть Богочеловек. Ведь сотворенная Богом Логосом материя всем своим внутренним нервом – богостремительна и христоцентрична. Очевидным доказательством этого является то, что Бог-Слово стал плотью, вочеловечился ( Ин. 1:14 ). Тем самым материя была удостоена божественного величия и вошла в благодатно-добродетельный подвиг обогочеловечения, охристовления. Бог стал плотью, вочеловечился, чтобы, став человеком, все тело приняло в себя Бога, исполнилось Его чудотворных сил и мощи, с Богочеловеком Господом Христом, с Его телом вся материя направилась Христовым путем: путем обогочеловечивания, преображения, освящения, воскресения, вознесения к надхерувимской славе и вечности. И все это бывает, и все это сбывается через богочеловеческое тело церкви, которая и есть Богочеловек Христос во всецелой полноте своей богочеловеческой личности, полноте «Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Этой богочеловеческой своей жизнью в церкви тело как материя, как вещество освящается Духом Святым и тем самым отроичивается Пресвятой Троицей. Так материя постигает свой высший божественный смысл и цель, свое вечное блаженство и свою богочеловеческую бессмертную радость. |
СВЯТЫЕ ТАЙНЫ Слово Божие говорит, что в ЕВХАРИСТИИ истинное Тело и Кровь Христовы Объявляет Писание, что в святейшей Евхаристии истинное есть Тело Христово и истинная есть Кровь Христова, и сих христиане причащаются. Истинно тако есть. Тако и вся святая церковь верует и исповедует (5:277). Размышление о Св. Тайнах вселяет в душу благоговение и страх Божий Уверися точно и утвердися, что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в Святейшей Евхаристии, – и сие самое научит тебе, с коликим страхом, почитанием и БЛАГОГОВЕНИЕМ приступать должно к сему великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением и благоговением: к сей ли божественной трапезе приступая, не вострепещеши? Тогда не много будеши говорить в молитве, но едино сие повторять будеши: помилуй, Господи, очисти, Господи, да не опален буду, яко сено сухое огнем. Святая бо святым подаются, якоже иерей возглашает на литургии. И тут удивляться будеши благости Божией, что Тело Христово и Его Кровь Пресвятая нам, бренным и недостойным, подается в духовную пищу; и от сердца будешь благословить и благодарить Его за сие великое таинство Его; и, поминая сие, будешь себе исправнее вести в житии твоем; не захощешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь тщатися жить так, как христианину достойно. Сие едино отвращать тебе будет от всякаго греха и подвигнет ко всякому добру (5:281–282). Причащение приносит пользу, если отстать от грехов Причащение Таин Христовых, если хощеши чтобы оно пользовало, тебе отвести от греха должно. К Телу бо Христову и Крови Его Святой когда приступаем, и причащаемся страшных сих и животворящих Таин, когда надобно опасаться, чтобы «не в суд и осуждение» было причащение. Почему должно и прежде причащения и по причащении берещися греха, как змия, который душу поедает (1:109). Причащение святых животворящих Таин подвигает к удалению от ГРЕХА Причащение Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовыя должно подвигнуть нас, христиане, к удалению от греха к истинному покаянию. Како «Пречистое» Тело Христово дерзнеши приняти в руки твои (к приемлющим в руки речь здесь), которыя хищением, граблением, мздоиманием, лихоимством, биением, нечистым прикосновением и прочиим греховным калом оскверняешь? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его «святую», в тыя уста, которыя злоречием, сквернословием, кощунством, буесловием, клеветою, осуждением, лестью, лукавством, лжею, язвительным укорением, руганием, поношением и прочиим смрадом не престаеши наполнять? Како приимешь «Христа» в сердце твое, которое злобою, лукавством, ненавистью, похотию, сребролюбием и лихоиманием и прочиим злом преисполнено (3:271). |
Скачать epub pdf «Той (Христос) есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ) «Яже есть тело Его, исполнение Исполняющего всяческая во всех» ( Еф.1:23 ) Неоднократно в Священном Писании Церковь называется Телом Христовым. «Радуюсь в страданиях моих о вас... за Тело Его, еже есть Церковь », – пишет о себе апостол Павел ( Кол.1:24 ). Апостолы, пророки, благовестники, пастыри и учители, говорит он же, «даны Христом на дело служения, в созидание Тела Его» ( Ефес.4,11–12 ). В то же время в Тело и Кровь Христовы прелагаются хлеб и вино за Божественной Литургией, и верные причащаются их. Так установил Сам Христос, причастивший Своих апостолов за Тайной вечерей со словами: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое; пийте от нея вси, сия бо есть кровь Моя Нового Завета» ( Мф.26:26–28 ). Как же одновременно Телом Христовым является и Церковь , и Святые Тайны? Верные и сами являются членами Тела Христова – Церкви, и причащаются Тела Христова в Святых Тайнах? И в одном, и в другом обстоятельстве наименование «Тело Христово» употребляется не в переносном, а в самом действительном значении сего слова. Мы веруем, что святые Тайны, сохраняя вид хлеба и вина, суть истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Также веруем и исповедуем, что Христос, Сын Бога Живаго, придя в мир грешные спасти, стал истинным человеком, и плоть Его, восприятая от Девы Марии, была настоящей человеческой плотью; что телом и душой Христос был истинным человеком, во всем подобным остальным, кроме греха, оставаясь в то же время истинным Богом. Божеское естество не умалилось и не изменилось у Сына Божия при Его воплощении, как и у человека природа не изменилась при том, а полностью сохранила все свои человеческие свойства. Неизменно и неслиянно, навеки, «нераздельно и неразлучно» соединились в Едином Лице Господа Иисуса Христа Божество и человечество. Вочеловечился Сын Божий, чтобы людей сделать «причастниками Божественного естества» ( 2Петр.1:4 ), чтобы падшего в грех и смерть человека освободить от них и сделать бессмертным. Соединяясь со Христом, мы восприемлем Божественную благодать, дающую человеческой природе силу для победы над грехом и смертью. Господь Иисус Христос указал людям путь победы над грехом своим учением и дарует вечную жизнь, делая их участниками вечного Его Царства Своим Воскресением. Чтобы восприять от Него ту Божественную благодать, необходимо теснейшее с Ним общение. Привлекая к Себе Божественной любовью и соединяя их с Собой, Господь соединил друг с другом возлюбивших Его и пришедших к Нему, объединив в Единую Церковь . |
16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:10–12 ). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4, 5 ). в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ). г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). – «Дух истины... будущее возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). " Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19, 21 ). е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16, 17 ). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ). |
IV. История Иверской иконы:от Афонского до Монреальского образа Повествование о Чудотворной иконе Иверской Божией Матери со св. горы Афон и о ее трех чудотворных списках Ирина Ткачук «Верую видети благая Господня на земли живых...» ( Пс.25 ) Мы – современники явления Чудотворной иконы Иверской Бояаей Матери со св. горы Афон, почти 15 лет источавшей благодатное Миро и своею целительной силой хранящей нас даже после октября 1997 г., когда икона скрылась, а неизменный и преданный Ее хранитель зверски умучен и убиен. Мы, потрясенные, осознаем, что эти события, по Промыслу Божию, глубоко затронули души и сердца наши и как бы сняли пелену с глаз наших на наше вразумление и просветление. В эти скорбные и знаменательные дни нашей православной юдоли живым призывом к нам звучит обращение св. апостола Павла: «...и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых...» ( Еф.1:18 ). С изначальных времен христианства и ныне Господь оказывает верующим помощь через чудесные явления, освящая путь к Его Истине – к строению христианского мира и любви в сердцах наших. Этот живой путь ко Христу ознаменован первым Евангельским Благовестием Пресвятой Владычицей Богородицей и Апостолами, их примером святой жизни и смерти за Господа. И в последующие времена исповедники Христовы учились утверждать этот путь в послушании Заповедям Христа, учились воплощать их в жизнь. С первых христианских времен святые места, малые и большие обители, пустыни и пещеры подвижников Христовых, мощи святых – истинные свидетельства духовного и крестного пути Православия. Святая Икона являет собой образ этого крестного пути. Она, икона, несет в себе мир, не равный ни миру бытия, ни миру сверхбытия. Она своим святым образом отображает действенную связь с Первообразами и несет нам, грешным, чудо тайны общения тварного и нетварного мира. Икона, своим образом, открывает тайны Евангельского учения, благовествует и через видимый образ ведет мышление к невидимому Божеству: «...созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества...» (Преп. Иоанн Дамаскин , 3-е слово, глава 8-я, PG, 94,1, 1328). |
Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2020 г. 05.04.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Наследуют ли Царство Небесное младенцы, убиенные во утробе матери? Куда они попадут? А что бывает с младенцами, умершими в материнской утробе не по вине матери; если мама исповедовалась, причащалась, была православной христианкой? Или — если она не является человеком церковным? Читательницы из Мурома Все зависит от того, с какой целью Вы задаете эти вопросы. Святые отцы не советуют занимать наш ум отвлеченными богословскими вопросами, если они не связаны с нашей практической духовной жизнью. Ты говоришь, что у тебя сердце болит об их вечной участи, но апостол любви Иоанн Богослов замечает: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Справедливо эти слова перефразировать так: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить брата, которого не видит?» Мы не должны также забывать, что до конца времен будут саддукеи и фарисеи, которые вопрошают Спасителя и Церковь Его не ради того, чтобы научиться, как жить и веровать, а ради праздного любопытства или желания поставить в тупик и уловить. Ответ на любые вопрошания о тайнах веры дается нам от Бога по мере очищения нашего сердца в жизни по заповедям Божиим, в нелицемерном участии в таинствах Церкви, в послушании вере. И самое главное — мы должны делать все, что зависит от нас, а остальное предавать всесильной и всемилостивой воле Божией. И святым отцам, которые больше нас молились и больше трудились над чистотой сердца, Господь не в полноте открывает некоторые тайны будущей жизни. Поэтому их мнения в некоторых частностях могут не совпадать. Это не должно нас смущать. Одно дело — главные тайны, которые мы исповедуем в Символе веры: несомненное упование всех живых и мертвых на то, что Христос родился, был распят и воскрес. И другое — бесконечно конкретные проявления милостивого суда Божия. Одно дело — видеть стоящее перед нами высокое красивое здание, и другое — предполагать, как расположены в нем все комнаты. Но тем не менее в рассуждениях святых отцов на эту тему больше общего, потому что взор у них устремлен к тому совершенному милосердию, которое неотделимо от полноты правды. |
| |