На зашитых в рогожу останках при вскрытии прочитали надпись «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!». Расследование комиссии, созданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, не оставило сомнений, что мощи принадлежат Саровскому чудотворцу. Когда все необходимые документы были готовы, в Казанском соборе Ленинграда 11 января 1991 года состоялась торжественная церемония передачи мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви. После завершения акта передачи святыня была перевезена в Александро-Невскую лавру, оттуда  Богоявленский кафедральный собор Москвы и 23 июля 1991 года отправилась в Дивеево. Это был Всероссийский крестный ход во главе со Святейшим Патриархом, иерархами и священнослужителями. 1 августа 1991 года, в день рождения преподобного Серафима, его мощи были доставлены в основанный им Свято-Троицкий монастырь в Дивееве. Эта обитель была главным детищем старца: он опекал здешних сестер до конца своих дней. В беседах с ними преподобный говорил о будущем монастыря. «Какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон, со всех сторон!» — услышала однажды от батюшки Серафима дивеевская старица Ирина Семеновна. Помолчав немного, он продолжил: «Но эта радость будет на самое короткое время. Что далее, матушка, будет… такая скорбь, чего от начала мира не было!» Эти слова преподобного Серафима во всей полноте отразили события, коснувшиеся не только Дивеева, но и всей России. В 1903 году действительно среди лета запели Пасху — во время прославления саровского чудотворца в лике святых и первого обретения его честных мощей Саров посетил государь Николай II. В Успенской пустыни, где подвизался великий старец, собралось тогда около трех тысяч паломников, священников и архиереев со всей России. Но вскоре времена изменились. В 1925 году было принято решение о закрытии Саровской пустыни. В 1927 году закрыли и Дивеевский монастырь, который успел к началу ХХ века разрастись в крупнейшее иноческое общежитие. Как и предрекал преподобный Серафим, сестер разогнали. Те из них, что поселились вблизи монастыря, со слезами наблюдали, как рушатся монастырские постройки, как засыпают землей и мусором Святую канавку…

http://radonezh.ru/2021/07/30/v-diveevsk...

Отцу Николаю выпала тяжелая старость — не в том смысле, что он был обременен какими-то внешними обстоятельствами, но в том, что его сковал тяжелый недуг. Однако до самого последнего мгновения в его глазах — слова он уже не мог произносить — светился какой-то особый огонь. Я посетил его буквально за несколько дней до кончины, и когда я спросил: «Узнаешь ли ты меня?» — ответить он не смог, но как-то очень особенно засветились его глаза, и тогда я понял, что он меня узнал и этим продолжительным взглядом простился со мной. Думаю, многие будут помнить отца Николая в своих молитвах. Ну, а сейчас совершим надгробное пение, совершим отпевание верного Божиего раба протоиерея Николая. Да простит ему Господь грехи вольные и невольные, да причислит его к лику тех, кто достоин унаследовать вечное Божественной Царство! Аминь». После отпевания Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил участников богослужения за молитвы, а также всех, кто выразил соболезнования в связи с кончиной отца Николая: «Хотел бы сердечно всех поблагодарить за ваши молитвы. Выражаю свою искреннюю благодарность Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за то, что он направил свое соболезнование и этот замечательный венок. Думаю, что соболезнование Президента, как и соболезнование губернатора, как соболезнования огромного количества священнослужителей и нашего верующего народа тоже стали своего рода подведением некоего итога жизни покойного отца Николая. Теперь никакие благодарности ему уже не нужны, ему нужна только молитва, и я всех вас прошу помнить его в своих молитвах — и домашних, и церковных. Поминайте верного и смиренного раба Божиего протоиерея Николая, и да упокоит его Господь в небесных Своих обителях. Аминь!» Затем гроб с телом отца Николая был перевезен для погребения в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2022/01/02/svyateyshi...

Некрополь Мастеров искусств Александро-Невской ЛаврыВо время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда музей обеспечил охрану и укрытие памятников. От прямого попадания авиабомбы пострадало только одно надгробие - актрисы В.Н. Асенковой. Перезахоронения продолжались до середины 1950-х гг. В это же время в Некрополе мастеров искусств, получившем статус своеобразного городского Пантеона, нашли упокоение некоторые выдающиеся современники: ученые С.В. Лебедев, В.Г. Хлопин, художник М.И. Авилов, актеры Ю.М. Юрьев, П.З. Андреев, Н.К. Черкасов и др. Проект реконструкции кладбища предполагал сосредоточение представителей каждого вида искусств в одном месте. Так, композиторы и музыкальные деятели были перезахоронены в основном на Композиторской дорожке у северной ограды некрополя. Туда же перенесли памятники, находившиеся в других частях старого Тихвинского кладбища: М.И. Глинки, А.С. Аренского, М.А. Балакирева. Артистов перезахоронили в центральной части некрополя, художников и скульпторов в западной части, где почти не сохранилось старых памятников. Перезахоронения, связанные с памятью А.С. Пушкина, осуществлялись в восточной части, у входа в некрополь, где большинство составляют сохранённые памятники начала XIX в., то есть памятники современникам поэта. Среди них выделяется своим обликом величественный мраморный портик надгробия откупщика А.И. Косиковского, сооруженный в 1840 г. Несколько старых памятников Тихвинского кладбища были использованы как декоративные украшения, создающие «колорит» старого петербургского кладбища эпохи классицизма: колонны и пилоны на площадках у пересечения аллей. Перечень утраченных памятников Тихвинского кладбища огромен. Утрата богатого аристократического петербургского некрополя, имевшего свой неповторимый художественный облик, безусловно заслуживает сожаления. Однако, помня о трагических обстоятельствах нашей истории, когда многое было утрачено навсегда, надо признать, что созданием Некрополя мастеров искусств удалось сохранить уникальный мемориал отечественной культуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинское_кла...

В связи с приближавшейся 100-летней годовщиной со дня смерти А.С. Пушкина, было решено превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Внешний облик этого некрополя, освобожденного от «обывательских» могил, не должен был походить на облик традиционного кладбища. Исходя из этой задачи, архитектурно-планировочный отдел Ленсовета начал разработку проекта мемориального парка. Его авторами стали Е.Н. Сандлер и Е.К. Реймерс, при участии главного архитектора города Л.А. Ильина. Работы по реконструкции были начаты в 1935 г. и планировались к завершению на 15 августа следующего года. Это привело к крайней спешке и небрежности. Реконструкцию осуществлял трест «Похоронное дело», не заинтересованный в сохранении памятников выдающегося исторического и художественного значения. Снос памятников принял спешный и несистематический характер. Несмотря на спешку, основные работы по созданию парка-некрополя были окончены лишь к августу 1937 г. Доделки продолжались еще многие годы. В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать. Из множества его памятников, в мемориальном парке сохранилось менее ста надгробий. Ряд памятников был перенесён в соседний «Некрополь XVIII века». По-видимому, причиной этого было их несоответствие тематике создаваемого некрополя. Прах некоторых деятелей науки перенесли с Тихвинского кладбища в музейный некрополь «Литераторские мостки» на Волковском кладбище (А.Д. Градовский, А.Ф. Кони, В.В. Пашутин и др.). В соответствии с названием создаваемого некрополя, здесь осуществлялись перезахоронения выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. К ним прибавились лицейские друзья Пушкина: А.А. Дельвиг, Ф.Ф. Матюшкин, К.К. Данзас. Перезахоронения осуществлялись как с кладбищ, обреченных на уничтожение (Митрофаниевское, Фарфоровское, Выборгское католическое и др.), так и с сохранившихся (Смоленских, Волковских, Новодевичьего, Никольского). Некрополь создавался во времена воинствующего атеизма, поэтому памятники с религиозной символикой часто заменялись надгробиями, изготовленными музеем.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинское_кла...

24 ноября 1919 года послушник Владимир направил прошение наместнику Лавры архимандриту Виктору (Островидову) с просьбой постричь его в монашество. Состоявшееся 27 ноября заседание Духовного Собора Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры поддержало его прошение , и 26 февраля 1920 года послушник Владимир был пострижен в монашество и наречен Серафимом , а 29 февраля был рукоположен во иеродиакона. Летом 1922 года при поддержке советских властей был организован обновленческий раскол и храмы в Лавре захватили обновленцы. Братия Лавры разделилась: часть придерживалась той точки зрения, что необходимо признать обновленческое ВЦУ, другие были категорически против присоединения к группе предателей Церкви, и им пришлось покинуть Лавру. Среди них был и иеродиакон Серафим. 3 июля 1922 года он просил Духовный Собор отпустить его в бессрочный отпуск  и, получив разрешение, был определен на должность псаломщика ко храму великомученицы Екатерины, что на Васильевском острове в Петрограде. В 1923 году храм великомученицы Екатерины был также захвачен обновленцами, и с 12 апреля 1923 года иеродиакон Серафим стал служить на Никифоровском подворье в Петрограде. 25 декабря 1924 года за ревностное служение он был награжден Патриархом Тихоном грамотой. 12 апреля 1928 года иеродиакон Серафим вернулся в Александро-Невскую Лавру, наместником которой стал в это время строгий ревнитель православия епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев). В 1929 году иеродиакон Серафим был возведен в сан архидиакона . 27 ноября 1935 года власти города приняли решение об окончательном закрытии всех храмов Лавры. «В связи с тем, – писали они, – что бывшая Александро-Невская Лавра превратилась в большой советский городок, насчитывающий семнадцать различных учреждений и школ, где и нежелательно нахождение церкви, и, кроме того, идя навстречу наказам избирателей... и массовому ходатайству ряда предприятий и учреждений и физкультурников... о закрытии церкви, так как помещение необходимо под районный дом физкультуры, – церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели» .

http://fond.ru/kalendar/194/serafim/

28 июля, в день памяти крестителя Руси, после праздничного богослужения в Киево-Печерской лавре Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил путешественников. Из Киева на Соловки отправились шесть машин, в которых находится 21 паломник. Это — клирики и миряне Запорожской епархии. Младшему паломнику — 12 лет. В тот же день паломники достигли с. Пустовойтовка Роменского р-на Сумской области, где родился последний кошевой атаман Запорожской Сечи. 29 и 30 июля паломники помолились в Введенской Оптиной пустыни, а также приложились к мощам преподобных Оптинских старцев. Вечером 30 июля группа прибыла в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. 31 июля паломники посетили богослужения, совершили паломническую поездку в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, к месту трудов и упокоения праведного отца Иоанна Кронштадтского. На Смоленском кладбище, у места первого захоронения поэта Тараса Шевченко, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука отслужил литию. Также паломники посетили часовню-храм св. блаженной Ксении Петербургской и Казанский собор. 1 августа паломники из Украины прибыли в Свято-Троицкий преподобного Александра Свирского мужской монастырь в Ленинградской области, где поклонились мощам святого. 2 августа, по прибытии в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука совершил Божественную литургию в храме в честь свт. Филиппа Московского. Запорожские паломники подарили братии Соловецкого монастыря икону Запорожских святых. От лица Предстоятеля Украинской Православной Церкви они передали обители праздничное Евангелие, специально изданное к 1000-летию блаженной кончины равноапостольного князя Владимира. Архимандрит Порфирий, игумен монастыря, показал предположительное место захоронения Петра Калнышевского, где была отслужена лития. В каземате 15, где 25 лет содержался Петр Калнышевский, была освящена икона и высыпана земля из Запорожья. После литии состоялось совещание с представителями организации, которая ведет реконструкцию Преображенского собора монастыря. В ходе совещания обсуждался вопрос обнаружения точного места захоронения праведного Петра Калнышевского. Также для запорожских паломников была организована экскурсия по Соловецкому монастырю.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Известный историк искусства Н.Н. Врангель писал в начале ХХ в: " Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла " . Лазаревское кладбище Александро-Невской ЛаврыВ конце XVIII в. церковь во имя Воскрешения святого Лазаря была значительно расширена, а в 1835-1836 гг. по проекту Л.Я. Тиблена она была практически полностью перестроена. При этом в ее основе сохранилась первая каменная постройка Александро-Невского монастыря. Основная часть могил на Лазаревскои кладбище относится к XVIII столетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 г. выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, и в начале 1930-х гг. на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Некоторые памятники, не представлявшие по мнению " экспертов " исторической и художественной ценности, были уничтожены, зато с других петербургских кладбищ, разрушавшихся или упраздненных, были сделаны перезахоронения (Л. Эйлер, К.И. Росси, Дж. Кваренги, Т. де Томон, М.И. Козловский, И.П. Мартос и др.). Число снесенных и перенесенных памятников относительно невелико, и, несмотря на такое вторжение в существование Лазаревского кладбища, можно сказать, что в целом оно сохранило свой исторический облик. Музейная экспозиция открылась в Лазаревской усыпальнице в 1947 г., после того как в ней были проведены полномасштабные ремонтно-восстановительные ремонты. Но, к сожалению, исторический интерьер церкви-усыпальницы, который окончательно сформировался к началу ХХ в., был утерян безвозвратно. На сегодняшний день в Лазаревской усыпальнице - более 80 памятников. Среди них - надгробные плиты, пристенные памятники и саркофаги. Семейное место графов Шереметевых располагается в западной части зала. Найти Лазаревскую усыпальницу очень легко - это длинное одноэтажное здание с невысоким куполом на берегу реки Монастырки. Видео [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Лазаревское_кл...

Храм возведен на месте, где 1 марта 1881 года народоволец И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II. Собор построили на пожертвования, поступавшие из разных губерний Российской империи на увековечение памяти Царя-Освободителя. Освященный в 1907 году, в 1930 году храм был закрыт властями и в течение четырех десятилетий использовался в качестве складского помещения. В 1997 году после завершения основных реставрационных работ в соборе открылся музей. В настоящее время в храме Спас-на-Крови регулярно совершаются богослужения. Далее делегация Элладской Православной Церкви отправилась в Александро-Невскую лавру. У Троицкого собора лавры Блаженнейшего Иеронима встречал наместник обители епископ Выборгский Назарий . Он рассказал гостям об истории монастыря, который в следующем году будет праздновать свое 300-летие. 25 марта (7 апреля) 1713 года в присутствии императора Петра I был освящен в честь благовещения Пресвятой Богородицы первый храм обители. С этого дня Свято-Троицкая Александро-Невская лавра ведет свою историю. Через десять лет в обитель из Владимира были перенесены мощи благоверного князя Александра Невского. В 1790 году по окончании строительства главного монастырского храма — собора Святой Троицы — честные мощи были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны и украшенная надписями М.В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого благоверного князя. Во время гонений на веру весной 1922 года власти реквизировали большую часть церковных ценностей собора, рака святого Александра Невского была вскрыта, мощи изъяты, а серебряный саркофаг передан в Эрмитаж. 20 декабря 1933 года собор был закрыт, его помещения сдали в аренду различным организациям, живопись передали в Музейный фонд. В 1956 году было принято постановление о возвращении Троицкого собора верующим. Здание храма сильно пострадало от действий арендаторов и от обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 года освящен главный алтарь, с этого времени в соборе возобновились богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/2246997.ht...

В экспозиции представлена фотография Героя Советского Союза летчика Александра Билюкина (1920-1966), который на истребителе с надписью на борту «Александр Невский» совершил 430 успешных боевых вылетов на Ленинградском и Карельском фронтах. Значительный раздел посвящен перенесению мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург и истории пребывания мощей в Петербурге: изготовлению серебряной раки из пожертвованного императрицей Елизаветой Петровной серебра, изъятию мощей из лавры в советское время, возвращению их в 1989 году из Музея истории религии, находившегося тогда в Казанском соборе, в Александро-Невскую лавру. Есть и фотографии современного крестного хода по Невскому проспекту в день перенесения мощей святого Александра Невского. Один из стендов посвящен выбору «Имени России» в 2008 году. Иван Раевский подчеркнул, что особенно ждут на выставке школьников и студентов. «Поздравляю всех устроителей выставки, она очень нужна, — сказал владыка. — Мы сейчас находимся в преддверии великого события — празднования перенесения мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Кульминацией этого события будет Божественная литургия в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Приглашаю всех на богослужение. До конца года будет и множество других мероприятий, посвященных 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского. И эту выставку обязательно нужно посещать: знать, что совершил великий князь Александр, очень важно. Эпоха была непростая, одна из самых сложных в истории нашего Отечества. Почти двести лет страна была под игом татаро-монголов. Это было тяжелейшим испытанием для народа. Посмотрите на карту: какой маленькой была тогда Русь по сравнению с империей монголо-татар — Ордой! Как можно было ей противостоять? Тем не менее, как мы знаем, дух победил эту силу. Города тогда были небольшие — максимум двадцать тысяч человек. Монголы легко окружали эти города, сжигали, грабили, всех, кто оказывал им сопротивление, убивали, а тех, кто мог им как-то пригодиться, угоняли в плен. По свидетельству летописей, если город им сопротивлялся, на его месте оставалась пирамида из черепов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

10 июля в братской трапезной обители под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось заседание Патриаршего Попечительского совета по восстановлению Валаамского монастыря. 11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора. Днем Спасо-Преображенский монастырь посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин . В обители состоялась встреча главы государства с Предстоятелем Русской Православной Церкви. 12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Кирилл, прибывший накануне с Валаама в Санкт-Петербург, возглавил служение Божественной литургии в историческом кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости. По окончании Литургии Предстоятель посетил Большеохтинское кладбище Санкт-Петербурга, где совершил литию на месте погребения своих благочестивых родителей. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви направился в  Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру . В Троицком соборе обители Святейший Владыка поклонился честным мощам святого благоверного князя Александра Невского и чтимой иконе Божией Матери «Скоропослушница Невская». На Никольском кладбище Александро-Невской лавры Святейший Владыка совершил литию на могиле своего духовного наставника приснопамятного  митрополита Никодима (Ротова) . После посещения Лавры Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Москву. Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/4957551.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010