После трёх неудачных попыток избрать себе невесту по сердцу, я полагаю, уже не нужно более пытаться делать то же, но считать эту неудачу за указание Божие посвятить себя жизни девственной, созерцательной. Дай Бог здоровья Вашему батюшке. Ваше слабое здоровье тоже служит указанием Божиим избрать путь евангельский. Впрочем, ждите спокойно указания Божия с молитвой в сердце, да определит Сам Господь образ Вашей жизни. Помните слова Спасителя в Апокалипсисе о целомудренных: “Со мною будете ходити в белых одеждах, зане не осквернишася с женами” (Откр.:14 гл.). С Новым Годом! Кланяюсь Вам и батюшке с матушкой.     Протоиерей Иоанн Сергиев. 17 января 1899 г.     Кронштадт    Ответ великого пастыря произвёл на меня сильное впечатление. Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла моё сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились.    Некоторые шаги к принятию его предпринимались мною и прежде, но неудачно. Теперь же всё пошло легко и свободно. О своём намерении я сообщил смотрителю училища отцу Аркадию. Последний, ранее много говоривший о браке как лучшем образе жизни, на сей раз серьёзно отнёсся к моему заявлению и предложил написать на его имя прошение, каковое немедленно и отослал с отзывом к архиепископу Харьковскому Амвросию. Оно было подано в Великую субботу 1899 года; после Пасхи я уже лично представлялся Владыке.    Благостный архипастырь посоветовал мне съездить в Санкт-Петербург к бывшему в то время товарищу обер-прокурора Святейшего Синода с тем, чтобы подробно изложить обстоятельства дела и просить у него содействия. К счастью, мой друг взялся меня сопровождать в пути. Помолившись Богу, мы выехали с ним в конце мая из Сум, по дороге заезжали в Москву, были в Кремле и в Свято-Троицкой Лавре. Помню, когда в Чудовом монастыре я подошёл к мощам святителя Алексия, точно какой-то свет, исходивший из раки угодника, осиял мою душу. В Санкт-Петербурге осматривали соборы, Александро-Невскую Лавру, дворцы и Эрмитаж. Проехали и на Валаам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В завершение Святейший Владыка напутствовал верующих: «Еще раз всех с праздником, дорогие мои! Молитвами святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова да хранит Господь сию замечательную духовную школу нашей Церкви и каждого из вас на том замечательном, великом, непростом, но одновременно радостном пути, который вы избрали. Христос Воскресе!» Родоначальницей нескольких учебных заведений Санкт-Петербурга, в том числе Духовной академии, стала Славенская школа. 11 июля 1721 года распоряжением архиепископа Новгородского Феодосия (Яновского), во исполнение императорских указов, велено было «учредить во общую пользу при Александро-Невском Монастыре, для учения юных детей чтения и писания, Славенскую школу». В 1726 году при императрице Екатерине I Славенская школа была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. В 1786 году в Российской империи была начата масштабная реформа образования. В соответствии с этим митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) заявил ходатайство о преобразовании Александро-Невской семинарии в Главную семинарию. В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию. 26 июня 1808 года император Александр I утвердил проект реформы духовных училищ, а в начале следующего года Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию — первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень). После разработки и принятия Устава 17 февраля 1809 года состоялось торжественное открытие Санкт-Петербургской духовной академии. Вскоре после Октябрьской революции, осенью 1918 года, прежние духовные школы Северной столицы были закрыты. В ноябре 1945 года в Ленинграде, в части здания духовной семинарии, были открыты Богословско-пастырские курсы. Ленинградская духовная академия была учреждена 1 сентября 1946 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, а Ленинградская духовная семинария создана указом Святейшего Патриарха на базе Богословско-пастырских курсов, работавших в Ленинграде в 1945/46 учебном году. 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в присутствии Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и семинарии.

http://patriarchia.ru/db/text/5927618.ht...

Мать не выдержала и побежала в Лавру к батюшке. Отец Серафим посоветовал ей, вернувшись домой, помолиться Божией Матери, Николаю Угоднику и преподобному Серафиму. Опустилась она на колени подле кроватки, спрятала голову в одеяльце и стала молиться. Ночью незаметно для себя задремала. Когда забрезжило утро, она боялась поднять глаза, думая, что ребенок уже скончался. Вошел муж. Они откинули одеяло: мальчик мирно спал и на его щечках проступил чуть заметный румянец. Дышал он ровно и спокойно. В радостном испуге, не веря себе, родители позвали жившего по соседству врача. Он посмотрел на спящего ребенка и рассердился: " Зачем вы меня безпокоили, вызывая к здоровому мальчику? Он ничем не болен " . Явился и вчерашний доктор: " Где усопший? " - тихо спросил он. Ему показали на мальчика, который завтракал, сидя в постели. " Ничего не понимаю! - пожал плечами знаменитый врач, - тут, действительно, произошло чудо " . Не раз потом видела я эту чету и ребенка, которому тогда было уже 6-7 лет... " Под окормлением отца Серафима находилось множество духовных чад - мирян, иноков, священников и архиереев Русской Православной Церкви, среди которых были епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и епископ Колпинский Серафим (Протопопов) - будущие священномученики, епископ Петергофский Николай (Ярушевич) - впоследствии митрополит Крутицкий и Коломенский и архиепископ Хутынский Алексий (Симанский) - впоследствии, с 1945 по 1970 год, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. Они чрезвычайно дорожили советами и благословениями мудрого схимника. Еще в молодые годы Господь даровал каждому из них счастливую возможность встречаться и иметь общение с духоносными старцами и подвижниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Оптиной пустыни, Валаама, Голутвина монастыря и Зосимовой пустыни. Так что эти владыки, прибегая к окормлению духовника Александро-Невской Лавры, не на словах, а на деле знали, что есть истинное старчество. ...В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией, приехал к иеросхимонаху Серафиму за советом и молитвой. Он находился в смятении, так как очень опасался очередного ареста и гонений за свое дворянское происхождение.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Отцу Николаю выпала тяжелая старость — не в том смысле, что он был обременен какими-то внешними обстоятельствами, но в том, что его сковал тяжелый недуг. Однако до самого последнего мгновения в его глазах — слова он уже не мог произносить — светился какой-то особый огонь. Я посетил его буквально за несколько дней до кончины, и когда я спросил: «Узнаешь ли ты меня?» — ответить он не смог, но как-то очень особенно засветились его глаза, и тогда я понял, что он меня узнал и этим продолжительным взглядом простился со мной. Думаю, многие будут помнить отца Николая в своих молитвах. Ну, а сейчас совершим надгробное пение, совершим отпевание верного Божиего раба протоиерея Николая. Да простит ему Господь грехи вольные и невольные, да причислит его к лику тех, кто достоин унаследовать вечное Божественной Царство! Аминь». После отпевания Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил участников богослужения за молитвы, а также всех, кто выразил соболезнования в связи с кончиной отца Николая: «Хотел бы сердечно всех поблагодарить за ваши молитвы. Выражаю свою искреннюю благодарность Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину за то, что он направил свое соболезнование и этот замечательный венок. Думаю, что соболезнование Президента, как и соболезнование губернатора, как соболезнования огромного количества священнослужителей и нашего верующего народа тоже стали своего рода подведением некоего итога жизни покойного отца Николая. Теперь никакие благодарности ему уже не нужны, ему нужна только молитва, и я всех вас прошу помнить его в своих молитвах — и домашних, и церковных. Поминайте верного и смиренного раба Божиего протоиерея Николая, и да упокоит его Господь в небесных Своих обителях. Аминь!» Затем гроб с телом отца Николая был перевезен для погребения в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/patriarch/2022-01-02/...

— Приходится, и каждый день. Тем, кого я рукополагаю, я всегда говорю, что для священника и диакона, которые стоят у Престола Божия и возносят молитву за всех, очень важно, чтобы это не превратилось в работу. В «стояние возле токарного станка». В формальное отношение к своему сану — не как к великому служению, а именно как к работе, из-за чего и происходит то «пастырское выгорание», по поводу которого развернулась целая дискуссия в Интернете. Только я бы оказался плохим руководителем, если бы брал всю ношу по борьбе с печальным явлением на себя. Конечно, когда монастырь начинает возрождаться или созидаться и в нем только один человек в священном сане — он и игумен, он и духовник — это одно дело. И совсем другое, когда в обители есть духовно опытные монахи, которых можно благословить на духовничество. Одна из обсуждаемых тем — афонская традиция откровения помыслов настоятелю монастыря — поднималась на собрании игуменов и игумений. Я считаю себя настолько несовершенным человеком, что не могу принимать у братии откровение помыслов. Потому что я еще и администратор и если что-то такое услышу на исповеди, то вольно или невольно появится искушение позже использовать это в административном плане. Разумеется, когда ко мне приходит кто-то из братии с духовной проблемой, я пытаюсь найти нужные слова и сохранить сказанное им как тайну исповеди, но быть духовником — нет, не решаюсь. Новопостриженных мы обязательно вручаем так называемым старцам. Я всегда спрашиваю того, кого собираюсь постригать: «А у кого ты чаще всего исповедуешься?» И если вижу, что названный им человек может быть приемником при постриге, его и назначаю. Не ломаю через колено, назначив кого-то другого, а иду навстречу, прекрасно понимая ценность установившихся доверительных духовных отношений. Следует отметить, что мы разделяем понятия: духовник для братии и духовник для мирян. Хотя слово «монах» произошло от греческого слова «μοναχς», то есть одиночный, но судьба братии Свято-Троицкой Александро-Невской лавры такова, что мы не можем спасаться в одиночестве. Мы должны спасаться вместе с теми, кто приходит к нам за словом спасения. А приходит к нам очень много народа. Петербуржцы любят Лавру.

http://patriarchia.ru/db/text/4647285.ht...

Протоиерей Иоанн СЕРГИЕВ. 17 января 1898 г. Кронштадт. Ответ великого пастыря произвел на меня сильное впечатление. Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла мое сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились. Некоторые шаги к принятию его предпринимались мною и прежде, но неудачно. Теперь же все пошло легко и свободно. О своем намерении я сообщил смотрителю училища о. Аркадию. Последний, ранее много говорив о браке, как лучшем образе жизни, на сей раз серьезно отнесся к моему заявлению и предложил написать на его имя прошение, каковое немедленно и отослал с отзывом к архиепископу Х[арьковскому] Амвросию 6 . Оно было подано в Великую Субботу 1898 г.; после Пасхи я уже лично представился Владыке. Благостный архипастырь посоветовал мне съездить в С.-Петербург к бывшему в то время товарищу обер-прокурора Св. Синода с тем, чтобы подробно изложить обстоятельства дела и просить у него содействия. К счастью, мой друг взялся меня сопровождать в пути. Помолившись Богу, мы выехали с ним в конце мая из Сум, по дороге заезжали в Москву, были в Кремле и Свято-Троицкой Лавре. Помню, когда в Чудове монастыре я подошел к мощам святителя Алексия, точно какой-то свет, исходивший от раки угодника, осиял мою душу. В С.-Петербурге осматривали соборы, Александро-Невскую Лавру, дворцы и Эрмитаж. Проехали и на Валаам. Погода была не совсем благоприятная, пароход попался чухонский, весьма старый и плохой, пришлось испытать качку и холод. Подъезжая к монастырю, мне сообщили о существующем в нем обычае: осматривать всех на пристани, не окажется ли у кого табаку или вина, строго запрещаемых в пределах обители. Мы прошли в гостиницу и заняли, по указанию монаха, номер; с нами поместили еще четыре человека, из коих двое оказались курящими. Почувствовав ослабление режима, они тайком продолжали курить в форточки. Пожалел я тогда о нарушении доброй традиции «осмотра вещей», ведь богомольцы не могли претендовать на существующие здесь порядки, так как ехали каяться и исправляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Протоиерей Иоанн Сергиев. 17 января 1899 г. Кронштадт Ответ великого пастыря произвёл на меня сильное впечатление. Уже во время самого чтения письма тайная сила потрясла моё сердце и внушила непреклонную решимость принять монашество. Все сомнения, недоумения и затруднения по этому вопросу кончились. Некоторые шаги к принятию его предпринимались мною и прежде, но неудачно. Теперь же всё пошло легко и свободно. О своём намерении я сообщил смотрителю училища отцу Аркадию. Последний, ранее много говоривший о браке как лучшем образе жизни, на сей раз серьёзно отнёсся к моему заявлению и предложил написать на его имя прошение, каковое немедленно и отослал с отзывом к архиепископу Харьковскому Амвросию 4 . Оно было подано в Великую субботу 1899 года; после Пасхи я уже лично представлялся Владыке. Благостный архипастырь посоветовал мне съездить в Санкт-Петербург к бывшему в то время товарищу обер-прокурора Святейшего Синода с тем, чтобы подробно изложить обстоятельства дела и просить у него содействия. К счастью, мой друг взялся меня сопровождать в пути. Помолившись Богу, мы выехали с ним в конце мая из Сум, по дороге заезжали в Москву, были в Кремле и в Свято-Троицкой Лавре. Помню, когда в Чудовом монастыре я подошёл к мощам святителя Алексия, точно какой-то свет, исходивший из раки угодника, осиял мою душу. В Санкт-Петербурге осматривали соборы, Александро-Невскую Лавру, дворцы и Эрмитаж. Проехали и на Валаам. Погода была не совсем благоприятная, пароход попался чухонский, весьма старый и плохой, пришлось испытать качку и холод. Подъезжая к монастырю, мы узнали о существующем в нём обычае осматривать всех на пристани, не окажется ли у кого табаку или вина, строго запрещённых в пределах обители. Мы прошли на гостиницу и заняли, по указанию монаха, номер; с нами поместили ещё четырёх человек, из коих двое оказались курящими. Почувствовав ослабление режима, они тайком продолжали курить в форточки. Пожалел я тогда о нарушении доброй традиции «осмотра вещей» – ведь богомольцы не могли претендовать на существующие здесь порядки, так как ехали каяться и исправляться.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь. 1958-1964 гг. вошли в историю как период жестоких «хрущевских» гонений на Церковь. В Ленинграде власти прежде всего обрушились на епархиальное управление и Лавру. В 1961 г. при митрополите Гурии (Егорове) здание Свято-Духовской церкви повторно отняли у епархии, передав вечерней школе рабочей молодежи. Однако Троицкий собор удалось отстоять в бытность Ленинградским митрополитом владыки Никодима (Ротова). 29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI-XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы. Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Вскрытие раки святого князя Александра Невского 25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, - священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

На лаврском кладбище. Фото: Павел Харкевич, photosight.ru «Особенность Александро-Невской лавры и в том, что она была основана в Синодальный период, — подчеркивает владыка Назарий. — Она возникла практически вместе с Синодом, и непрерывное свое бытие закончила тогда же. А сейчас новый церковный период. Поэтому, когда спрашивают, будем ли мы восстанавливать те или иные традиции, отвечаю — если традиции касаются сугубо монашеской жизни, то да, а если церковно-государственных отношений, то, конечно, нет». Приди в помощь твоим сродником и побори борющия ны Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 года в Городце. Почитание его началось с самой минуты его погребения 23 ноября во Владимирском Рождественском соборе, где произошло так называемое чудо с духовной грамотой. На отпевании митрополит Киевский и Владимирский Кирилл прочел сначала отходную молитву, а потом — духовную грамоту. После этого грамоту надо было вложить в руку усопшего, но когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к гробнице, сам усопший, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 году — с обретением мощей. В 1723 — 1724 годы мощи благоверного великого князя были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь. 30 августа 1724 года в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря — Благовещенской, в которой и была первоначально установлена гробница с мощами. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 году императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. После 1917 года монастырь был упразднен и разорен, мощи изъяты. Долгое время они хранились в Музее истории религии. Возвращение мощей святого благоверного князя Александра Невского произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси. 3 июня 1989 года было совершено перенесение мощей из Казанского собора (где тогда находился музей) в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

http://pravmir.ru/episkop-vyborgskij-naz...

Подробнее... Адмистратор 2 февраля 2018 г. Торжественное мероприятие у монумента в Крестах 2 февраля (пятница) 2018 г. настоятель воинского храма святого Александра Невского митрофорный протоиерей Олег Тэор посетил торжественное мероприятие у монумента в Крестах, посвященное началу лыжного перехода, приуроченного к 100-летнему юбилею со Дня образования Рязанского высшего воздушно-десантного училища В.Ф. Маргелова и 100-летию со Дня первых боев Красной Армии под Псковом. Подробнее... Адмистратор 1 февраля 2018 г. День празднования 100-летия основания Александро-Невского братства 1 февраля (четверг) 2018 г. в день священномученика Петра Скипетрова, настоятель воинского храма святого Александра Невского митрофорный протоиерей Олег Тэор посетил Александро-Невскую лавру, где по случаю празднования 100-летия основания Александро-Невского братства в Свято–Троицком соборе была совершена Божественная литургия. Подробнее... Адмистратор 20 января 2018 г. Приглашение на беседу при храме св. Александра Невского 25 января (четверг) в 18-00 Приглашаем Вас на беседу при храме св. Александра Невского 25 января (четверг) в 18-00. Тема: " Рождественские песнопения " . Лектор: Сидякова Ирина Федоровна, музыковед. Музыкальные иллюстрации: хор алтарников храма св.Александра Невского. Художественный руководитель: Семенова Ирина Юрьевна. Беседа состоится при библиотеке храма Александра Невского (ул. М. Горького, 67) Подробнее... Адмистратор 19 января 2018 г. поздняя Божественная литургия в день Богоявления 19 января (четверг) 2018 г. в день двунадесятого праздника святого Богоявления (Крещения Господня) в храме святого благоверного великого князя Александра Невского была совершена поздняя Божественная литургия. Возглавил литургию ветеран ВОВ – протоиерей Александр Михайлов, в сослужении с духовенством. По завершении Божественной литургии был совершен чин освящения воды. Подробнее... Адмистратор 18 января 2018 г. Навечерие Богоявления 18 января (четверг) 2018 г. В Навечерие Богоявления в храме святого благоверного великого князя Александра Невского по завершении литургии совершился Чин великого освящения воды. Настоятель храма митрофорный протоиерей Олег Тэор через царские врата при пении тропарей “Глас Господень на водах…” вышел к сосудам, наполненным водой, неся на голове Честный Крест. На Великом освящении воды присутствовали военнослужащие 234 десантно–штурмового полка, 4 гвардейского зенитно-ракетного полка, курсанты Пск...

http://pskov.pobeda.ru/?page=61

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010