Глубоко пророческими являются строки написанного старцем в 1939 году стихотворения «Пройдет гроза над Русскою землею...» В годы кровавых гонений, когда казалось, что Церковь обречена на скорое и полное уничтожение, отец Серафим говорит о ее грядущем возрождении – о возобновлении запрещенного тогда колокольного звона, об открытии разоренных храмов Божиих и святых обителей. Батюшка неустанно напоминал своим многочисленным посетителям об обетовании Божием о неодолимости Церкви вратами адовыми. Рассказывал отец Серафим о возрождении конкретных обителей – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеева и других. Примечательно, что, предсказывая восстановление Александро-Невской Лавры, старец говорил о том, что вначале государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру передадут монашествующим. Предсказывал также батюшка, что со временем будет основан монастырь и в Вырице, а Ленинград будет вновь переименован в Санкт-Петербург. Говорил отец Серафим, что придет время, когда в Москве, Петербурге и ряде других городов России будут действовать православные радиостанции, в передачах которых можно будет услышать душеполезные назидания, молитвы и церковные песнопения... Родные и близкие духовные чада отца Серафима отмечают, что далеко не все виделось старцу в радужных тонах. «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества, – говорил батюшка, – с одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожитъ до этих времен. Мы, слава Богу, не доживем, но тогда же из Казанского собора пойдет крестный ход в Александро-Невскую Лавру». В ряде предсказаний Вырицкого старца звучат весьма тревожные нотки. «Если русский народ не придет к покаянию, – говорил батюшка, – может случиться так, что вновь восстанет брат на брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Епископ Назарий отслужил Божественную литургию в праздник иконы Божией Матери Скоропослушницы ноября 2011 Божественная Литургия, приуроченная к празднованию иконы Божией Матери Скоропослушницы состоялась 22 ноября в Александро-Невской Лавре, службу возглавил епископ Назарий с братией монастыря. Божественная Литургия, приуроченная к празднованию иконы Божией Матери Скоропослушницы состоялась 22 ноября в Александро-Невской Лавре, службу возглавил епископ Выборский Назарий с братией монастыря. Икона Божией Матери " Скоропослушница " обрела новое название - на заседании Синодальной комиссии по канонизации ее решено было именовать " Невской Скоропослушницей " - в знак особого почитания этого образа верующими петербуржцами. Ныне этот образ, прибывший в наш город со святой горы Афон в 1878 году, находится слева от солеи в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Перед иконой постоянно совершается молебное пение. Первоначально икона, привезенная в город на Неве насельниками русского Пантелеимонова монастыря с Афона, находилась в Александро-Никольской часовне у Старо-Александровского рынка. С 1885 года она стала почитаться как чудотворная, - после того, как осталась невредимой после пожара часовни. По преданию перед этой иконой любил молиться последний Государь Император Николай II. Вероятно, не без его соизволения в 1912 году решено было построить для иконы " Скоропослушница " новый храм. После пожара часовни икона находилась в домовой церкви доходного дома Галунова. В 1915 году храм, так же как и сгоревшая часовня, получивший двойное посвящение - в честь свт.Николая и в честь св.блг.кн. Александра Невского была отстроена на пересечении Второй Рождественской, Мытнинской и Полтавской улиц, икона " Скоропослушница " была помещена в иконостас этого храма. В 1932 году храм был закрыт и в скором времени снесен. Чудотворная икона начала скитание по храмам города: сначала она была принята Борисоглебским храмом, который тоже вскоре был закрыт и уничтожен, потом нашла пристанище в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры, после ее закрытия она попала в Свято-Троицкий Измайловский собор, дольше всего икона пребывала в Князь-Владимирском соборе. Перед ней молились верующие во время войны и блокады. В настоящее время в храме почитается точный список, сделанный с иконы после того, как она была перенесена в открытую в 1956 году Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=204...

ДЕСНИЦА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ПРИБЫЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ июля 2006 Сегодня, 6 июля Десница прибыла в Санкт-Петербург. В 18.00 в аэропорту «Пулково 1», мощи встречали архиепископ Тихвинский Константин и настоятели главных соборов Санкт-Петербурга. Десница святого Иоанна Предтечи прибыла в Александро-Невскую лавру Впервые за много лет после обретения величайшая святыня православного мира прибывает на Российскую землю. 7 июня, спецрейсом из Черногории рака с десницей была доставлена в Москву. Из аэропорта святыню перевезли в Храм Христа Спасителя, за 9 дней к мощам приложилось более 400 тысяч верующих. После Москвы десница побывала во многих городах России, в числе которых были Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Челябинск и другие. Везде святыню встречали тысячи верующих, очереди к ней растягивались на километры. За время путешествия мощей происходили чудеса исцеления и мироточения. Как сообщает сайт Patriarchia.ru, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону, замироточила икона, которая была написана специально к прибытию в Россию ковчега с десницей Иоанна Крестителя. Образ на протяжении всего путешествия сопровождает христианскую святыню. За 44 часа святые мощи побывали в трех главных городах Владикавказской епархии: Владикавказе, Ставрополе и Минеральных Водах. Учитывая ограниченность во времени, не все верующие смогли прикоснуться к святыне, в Мин-Водах люди просто проходили под мощами. 3 июля Великая святыня была привезена в Минск. Сегодня, 6 июля Десница прибыла в Санкт-Петербург. В 18.00 в аэропорту " Пулково 1 " , мощи встречали архиепископ Тихвинский Константин и настоятели главных соборов Санкт-Петербурга. В 17:00 в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началось вечернее богослужение накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи. Служение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В 18.50 архимандрит Назарий с братией Александро-Невской лавры встретили святые мощи у ворот Лавры, крестным ходом прошли в Свято-Троицкий собор, после чего богослужение продолжилось с полиелея. Десница пробудет в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры до 10 июля, затем ее перевезут в Павловский собор г. Гатчины. Если потребует ситуация, доступ к мощам будет круглосуточным. 12 июля святыня покинет пределы России и отправится в Киев. Екатерина Самойленко Вечернее богослужение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры Александро-Невская лавра 6.07.2006 18:45 Александро-Невская лавра 6.07.2006 18:45 Поделиться 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

Никольское кладбище Александро-Невской лавры Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольское кладбище (с Братским участком), основано в 1861 году — третье по времени основания из кладбищ Александро-Невской лавры. Название «Никольское» оно получило в 1877 году по имени церкви св. Николая Мирликийского, построенной в 1868—1871 гг. по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова. Третий по времени основания лаврский некрополь был открыт в 1863 г. к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время это кладбище называли Засоборным, но после постройки Никольской церкви в 1868-1871 гг. оно получило свое современное название - Никольское. В XIX в. Никольское кладбище было одним из самых дорогих и, как это не странно звучит по отношению к кладбищу, престижных в городе. Само собой разумеется, что лучший некрополь столицы содержался в идеальном состоянии, имел регулярную планировку и представлял собой скорее красивый парк, нежели место для захоронений. В северной части некрополя был устроен живописный тенистый пруд с закругленными берегами. Никольское кладбище Александро-Невской ЛаврыВо второй половине XIX в. в архитектуре и скульптуре часто использовались мотивы древнерусского зодчества. Эта тенденция нашла свое отражение и в оформлении многочисленных часовен-склепов на Никольском кладбище. Кроме того, многие богатые люди стремились увековечить себя в бронзе, граните или мраморе, а потому родственники почивших заказывали у известных мастеров того времени - Н. Лаверецкого, И. Подозерова, Р. Баха, И. Шредера и других - не простые надгробные плиты, а скульптурные изображения. Особый интерес представляют мемориальные памятники в стиле модерн, щедро украшенные майоликой, мозаикой и керамической плиткой. В сочетании с полированным гранитом и мрамором различных оттенков богатая отделка создает неповторимое по красоте зрелище. Никольское кладбище Александро-Невской ЛаврыНикольское кладбище входит в состав некрополя Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником. С идеологической точки зрения, оно не представляло никакой художественной и исторической ценности, а потому в 1930-1940-х гг. Никольское кладбище хотели ликвидировать. В связи с этим ценные исторические захоронения были перенесены на соседние лаврские некрополи-музеи. Так были перезахоронены останки И.А. Гончарова, А.Г. Рубинштейна, В.Ф. Комиссаржевской, Б.М. Кустодиева.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольское_кла...

После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года. До настоящего времени церковь не принадлежит Александро-Невской лавре, за возвращение храма проводят молитвенные прошения. Надвратный храм иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость» В 1783 году архитектор И.Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И.Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади. Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М.Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы – с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебных промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной. В 1904 году в церкви во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года. В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Колокол " Александр Невский " прибыл в Санкт-Петербург Санкт-Петербург, 29 июля 2014 г.      В Александро-Невскую лавру 28 июля доставлен 18-тонный благовест " Александр Невский " , сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. В 11:30 после праздничной Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры прошел молебен, после которого братия с иконой святого равноапостольного князя Владимира прошествовала к колоколу, который доставили к южным вратам монастыря. Приблизившись к колоколу, братия монастыря пропела тропарь святому благоверному князю Александру Невскому. Затем платформа, на которой был установлен колокол, медленно проехала к крыльцу собора, где с помощью подъемного крана колокол был установлен на специальном дощатом помосте и украшен цветами. Затем к молящимся и журналистам обратился эконом обители иеромонах Прокопий (Павлов), который поздравил всех с праздником и рассказал, что привезенный из-за Урала благовест - последний колокол на звоннице Александро-Невской лавры. К 300-летию Лавры было установлено 14 колоколов. " Исторически, - объяснил отец Прокопий, - их и было четырнадцать. Великое чудо явил Господь: у нас появился еще один колокол " . Андрей Дьячков, автор проекта создания лаврских колоколов, объяснил, что прибывший в лавру колокол - не дополнительный, а, наоборот, главный. Он последний по времени установки, а по смыслу - первый: он - благовестник. Благовестник часто звучит один, поэтому он должен давать весь спектр обертонов " .      Андрей рассказал о путешествии колокола в Санкт-Петербург из Каменска-Уральского: " Мы проехали двенадцать городов, не верилось, что уложимся в срок, - идут ремонты путей, к тому же дорога шла через Уральские горы. Но, с Божией помощью, мы успели вовремя, как планировали, к дню празднования победы в Невской битве и дню Крещения Руси. Для колокола подготовят отдельную колокольню, южную: в действующую он не поместится. Все балки ко времени подъемы колокола заменят. " Это прекрасно, что в наши храмы возвращаются кресты и колокола, - добавил Андрей. - В безбожные времена разрушение храмов начинали с того, что кресты и колокола сбрасывали вниз. Поэтому для меня колокольный звон - символ возрождения нашей страны " .

http://pravoslavie.ru/72579.html

ПРОГРАММА ПРЕБЫВАНИЯ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ И ИНОКИНИ ВАРВАРЫ В ПЕТЕРБУРГЕ января 2005 15 января в 8:50 святые мощи прибывают из Москвы на Московский вокзал. Святыню торжественно встречает архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарий с братией. 15 января в 8:50 святые мощи прибывают из Москвы на Московский вокзал. Святыню торжественно встречает архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Назарий с братией. В Петербург будут доставлены два ковчега: большой и малый с различными программами пребывания: 1. Большой ковчег. В ковчеге находится десница (правая рука) преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны. 15 января с Московского вокзала большой ковчег отправляется в Александро-Невскую Лавру. 16 января. После Божественной литургии мощи отбывают в Казанский кафедральный собор в сопровождении протоиерея Павела Красноцветова, настоятеля Казанского собора. В кафедральном соборе святыню торжественно встречает митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир с духовенством епархии. Затем будет отслужен молебен великомученицам. 2. Малый ковчег. Ковчег изготовлен из досок гробов преподобномучениц. Внутри ковчега размещены два мощевика с частицами мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары, а также золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Алапаевска и Иерусалима. 15 января. С Московского вокзала малый ковчег отправляется в храм иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " на Шпалерной улице. В храме состоится торжественная встреча и молебен с акафистом. В тот же день открываются Елизаветенские чтения, которые пройдут в Духовно-просветительском центре " Лествица " при храме. Чтения посвящены жизни и служению преподономученицы Великой княгини Елизаветы и семьи Романовых. В этот же день в 11:00 малый ковчег отправляется в Мариинскую больницу, где состоится торжественная встреча и молебен с акафистом. В 13:00 ковчег отбывает в Городскую больницу 15, где располагается Елизаветинская сестричество.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=174...

Отец Серафим предвидел великую войну (об этом помнят очень многие из его духовных детей) и то, что она закончится полной победой русского народа. Своим духовным детям старец не раз говорил, что наступит время, когда на Руси начнется возрождение храмов и монастырей. Около 1939 года, в самый разгар сталинских гонений на Церковь , он пишет свое знаменитое стихотворение: Пройдет гроза над Русскою землею, Народу русскому Господь грехи простит, И крест святой Божественной красою На храмах Божиих вновь ярко заблестит, И звон колоколов всю нашу Русь Святую От сна греховного к спасенью пробудит, Открыты будут вновь обители святые, И вера в Бога всех соединит. Старец предсказывал скорое возрождение Троице-Сергиевой лавры, говорил о том, что Церкви вернут и Серафимо-Дивеевский монастырь, и Александро-Невскую лавру. При этом он упоминал, что сперва государство вернет Церкви как приходской храм Свято-Троицкий собор, а уже затем, через много лет, всю лавру передадут монашествующим. В 1947 году отец Серафим однажды обмолвился: «Французская булочка, которая сейчас стоит 70 копеек, будет стоить 7 копеек, и так все продукты». Так он предсказал денежную реформу 1961 года. В далекие сороковые старец говорил, что со временем Ленинград опять переименуют в Санкт-Петербург, а по радио будут петь молитвы. Но будущее не виделось ему в розовом свете. «Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата», – предсказывал он. Не в наши ли дни сбывается это предсказание? Вырица Вырица – это небольшой поселок к югу от Петербурга. Возвышенная местность, вековой смешанный лес с преобладанием хвойных пород, сухая песчаная почва, целебный воздух – все это делает Вырицу одним из местных климатических курортов. Здесь протекает Оредеж, речка с очень живописными берегами. Во время войны в Вырице напротив Казанского вырицкого храма, на другом берегу реки, возник небольшой скит, где под руководством схиигуменьи Херувимы подвизалось несколько монахинь. (Одна из них – монахиня Серафима – была келейницей старца.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я после видел, как они, прекрасно оснащенные горным снаряжением, с целым караваном крепкокопытных испанских мулов с плетеными корзинами по бокам, нагруженными боеприпасами, минометами, продовольствием, спальными мешками, поднимались ко Глухорскому перевалу, но прорваться на Военно-Сухумскую дорогу они не смогли. Наши стояли насмерть. Назад на этих мулах в корзинах они везли обмотанных бинтами раненых и трупы убитых егерей. Корзины сочились кровью, а живые солдаты походили на тени. Грязные, в рваных мундирах, зашпиленных булавками, изможденные, измотанные тяжелыми горными боями до невозможности. Их мыли в походных автобусах-банях, переодевали в новое обмундирование, неделю откармливали, на отдыхе показывали фильм " Девушка моей мечты " с Морикой Рек и вновь бросали в бой. А в Теберде в госпитале умножалось число искалеченных, и в тихой роще росло военное кладбище. " Нет, ребята, не видать вам Индии, - думал я, - останетесь вы все лежать в Русской земле, а там, в далекой Баварии, восплачут по вас ваши матери и невесты и еще многие годы будут выходить на дорогу и ждать в тоске, пристально всматриваясь в даль в надежде увидеть вас " . По вечерам, после молитвенного делания келейного правила и чина двенадцати псалмов старец рассказывал о своей жизни: как в двадцать лет по обету приехал для монастырского послушания на Святую гору Афон. Думал пробыть там послушником года три, а потом вернуться в Россию, но Господним усмотрением пробыл в скиту десять лет. Затем греки - хозяева Афона - повели политику эллинизации острова, и скит его был закрыт. Он вернулся в Россию, в Новгородскую губернию, в монастырь преподобного Саввы Крыпецкого, но тут случилась революция, большевики монахов разогнали, а кого и к стенке поставили, и батюшка уехал в Петроград в Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. В лавру его по причине новых порядков не приняли, и ему пришлось ютиться на Никольском кладбище в часовне над склепом какого-то богатого купца. Он там даже печурку оборудовал, а днем ходил на церковные службы и окормлялся у лаврского духовника иеромонаха Серафима Муравьева. Но и здесь стало очень неспокойно. По лавре постоянно шастали озверелые пьяные матросы. Они же на ступенях Троицкого собора застрелили священника о. Петра Скипетрова. Батюшка помогал нести его до пролетки. Отец Петр был еще жив, он хрипел, выдувая кровавую пену, страшно закатив глаза. Пуля попала ему в рот. Ночью на Никольском были слышны выстрелы. Утром батюшка узнал, что ЧеКа здесь расстреляла двух царских министров и десятки священников и монахов лавры. Батюшка потрогал рукой пулевые щербины на каменной стене, помолился за упокой душ невинно убиенных отец и братии наших и тем же вечером уехал в теплушке в сторону Северного Кавказа, где, как он слышал, господствовала Белая армия. С тех пор батюшка и пребывает тут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

28 июля, в день памяти крестителя Руси, после праздничного богослужения в Киево-Печерской лавре Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий благословил путешественников. Из Киева на Соловки отправились шесть машин, в которых находится 21 паломник. Это — клирики и миряне Запорожской епархии. Младшему паломнику — 12 лет. В тот же день паломники достигли с. Пустовойтовка Роменского р-на Сумской области, где родился последний кошевой атаман Запорожской Сечи. 29 и 30 июля паломники помолились в Введенской Оптиной пустыни, а также приложились к мощам преподобных Оптинских старцев. Вечером 30 июля группа прибыла в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. 31 июля паломники посетили богослужения, совершили паломническую поездку в Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, к месту трудов и упокоения праведного отца Иоанна Кронштадтского. На Смоленском кладбище, у места первого захоронения поэта Тараса Шевченко, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука отслужил литию. Также паломники посетили часовню-храм св. блаженной Ксении Петербургской и Казанский собор. 1 августа паломники из Украины прибыли в Свято-Троицкий преподобного Александра Свирского мужской монастырь в Ленинградской области, где поклонились мощам святого. 2 августа, по прибытии в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука совершил Божественную литургию в храме в честь свт. Филиппа Московского. Запорожские паломники подарили братии Соловецкого монастыря икону Запорожских святых. От лица Предстоятеля Украинской Православной Церкви они передали обители праздничное Евангелие, специально изданное к 1000-летию блаженной кончины равноапостольного князя Владимира. Архимандрит Порфирий, игумен монастыря, показал предположительное место захоронения Петра Калнышевского, где была отслужена лития. В каземате 15, где 25 лет содержался Петр Калнышевский, была освящена икона и высыпана земля из Запорожья. После литии состоялось совещание с представителями организации, которая ведет реконструкцию Преображенского собора монастыря. В ходе совещания обсуждался вопрос обнаружения точного места захоронения праведного Петра Калнышевского. Также для запорожских паломников была организована экскурсия по Соловецкому монастырю.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010