Верующие Петербурга требуют вернуть из Эрмитажа в Александро-Невскую Лавру раку св. князя Александра Невского Санкт-Петербург, 17 августа 2006 г . Петербургский историк Сергей Лебедев заявляет о том, что серебряную раку князя Александра Невскогосвятого покровителя Санкт-Петербурга – необходимо вернуть из Эрмитажа в Александро-Невскую Лавру, сообщает Росбалт. «Во время проведения большевиками яростной антирелигиозной кампании в 1918-1920 годах было вскрыто и разграблено более 70 погребений со святыми мощами, укрытых раками. Диктатор «красного Петрограда» Зиновьев и его комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей святого Александра, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Зиновьеву удалось продавить в Петросовете постановление о вскрытии раки», – напоминает историк. Мощи святого благоверного князя Александра Невского оставили в Лавре, а серебряный саркофаг – раку – разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Там саркофаг был выставлен в одном из залов «Музея революции», который тогда размещался в бывшей официальной резиденции Русских императоров. Инвентарный номер, присвоенный саркофагу небесного покровителя Петербурга на 1987 год: «РО–7319а». «Верующие и Православная Церковь требуют, чтобы надгробие вернули в Александро-Невскую Лавру. В 2000 году нами был поставлен вопрос о возвращении мемориального надгробия – раки Александра Невского из музея «Государственный Эрмитаж» в Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Статья об этом под названием «Что просить у президента?» появилась на страницах петербургской газеты «Вечерний Петербург» 14 апреля 2000 года . Мы писали, прося у Президента России «издать указ о возврате в Троицкий собор Александро-Невской Лавры из Эрмитажа серебряной раки, в которой находились мощи Святого князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга», – отмечает Сергей Лебедев.

http://pravoslavie.ru/18294.html

Храм в Мирах Ликийских из-за политических осложнений не удалось восстановить. В 1910 г. Палестинское общество решило использовать собранные средства на постройку русского подворья в Бари (Италия) - в этом городе находятся мощи свт. Николая, а маленькую церковь в Петербурге заменить храмом в новгородско-псковском стиле. Проект составил арх. С.С. Кричинский, строительство консультировал известный археолог В.Т. Георгиевский. Митрополит Владимир заложил храм 8 сентября 1913 г. на мощах святителя Алексия, Митрополита Московского, в присутствии вел. кн. Елизаветы Феодоровны, председательницы Палестинского общества. 15 декабря 1915 г. он же совершил чин освящения. Храм получил небольшой приход. Крестовый в плане, одноглавый храм со звонницей, крытый зеленой поливной черепицей, снаружи был украшен резным орнаментом и крестами из белого старицкого камня. Внутри был расписан в стиле фресок Дионисия - худ. В.А. Плотников и В.С. Щербаков. Четырехъярусный иконостас, обитый серебряной басмой, изготовила фирма Хлебникова. В нем находились иконы XVI-XVII вв. разных школ, собранные председателем строительного комитета и знатоком древнерусского искусства кн. А.А. Ширинским-Шахматовым, бывшим обер-прокурором Синода. Наиболее чтимая икона Божией Матери " Скоропослушница " находилась в киоте, вырезанном по образцу киота Владимирской Божией Матери в Успенском соборе Кремля. 7 марта 1932 г. храм был закрыт, а 20 мая того же года взорван. Убранство вывезено в неизвестном направлении. Чтимую икону " Скоропослушница " , хотели передать в музей, но настоятелю храма удалось перенести ее в храм Бориса и Глеба. После закрытия этого храма в 1932 г. икона оказалась в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры, оттуда она была передана в Свято-Троицкий Измайловский собор, а после его закрытия в 1938 г. ее перенесли в Князь-Владимирский собор, где она и пробыла около двадцати лет, пока ее не передали в возвращенный верующим Троицкий собор Александро-Невской лавры. www.citywalls.ru/house2359.html

http://sobory.ru/article/?object=34597

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957-1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь. 1958-1964 гг. вошли в историю как период жестоких «хрущевских» гонений на Церковь. В Ленинграде власти прежде всего обрушились на епархиальное управление и Лавру. В 1961 г. при митрополите Гурии (Егорове) здание Свято-Духовской церкви повторно отняли у епархии, передав вечерней школе рабочей молодежи. Однако Троицкий собор удалось отстоять в бытность Ленинградским митрополитом владыки Никодима (Ротова). 29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI-XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы. Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Вскрытие раки святого князя Александра Невского 25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, - священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Троицы в 1791 г.; строителями были архитекторы Трезин, Еропкин, Росси, Старов. С 1742 г. м-рь был назначен для местопребывания архиереев и митрополитов, а в 1797 г. возведен на степень лавры. В Троицком соборе открыто почивают мощи св. Вел. кн. Александра Невского, торжественно перенесенные в 1724 г. из Рождественского мон. во Владимире. Они почивают в богатой раке, сделанной из серебра, полученного в первый раз из Колыванских рудников; вес серебра в раке и орнаментах 86 пуд. 30 фун. Близ раки святого поставлен литый из серебра аналогий с кивотом, в котором хранятся св. иконы и малые ковчеги со многими частицами мощей разных св. Угодников Божиих. В Благовещенской церкви погребены некоторые из членов Императорской фамилии и деятели XVIII в., между которыми находится и генералиссимус А. В. Суворов (1 мая 1800 г.). С самого основания к нему был приписан Иверский м-рь, а с 1714 г. Духов Новгород. “Краткое опис. Св. Троиц. Александро-Невской лавры”, Москва, 1809 г.; Андрей Павлов, “Опис. Свято-Троицкой-Александро-Невской лавры, с хронологическими списками особ, погребенных в церквах и на кладбищах Лаврских”, Спб., изд. 1842 г.; “Ист. Росс. Иерар.”, II, 184–266; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о монаст.”, 468; “Словарь истор. о свят. в России”, 10; Проценко, “М-ри в России”, 6; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 55; “Опис. монаст.”, 1817 г., 2; “Книга степенная”, I, 355 (Житие и подвиги вкупе и от части и чудес Александра Ярославича Невского); II, 155 (чудо от мощей Александра Невского); “Ист. статист. свед. о С.-Пбург. епархии”, вып. I, Отд. I, 116; вып. II, Отд. I, 191; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1847 г., 79 (Якимварская усадьба); 1851 г., 30 (учр. крест. хода 20 июля вокруг Имп. Стеклян. зав.); 1858 г., 8 (переимен. канцелярии Лавры в Духов. Собор); 1878 г., 143 (врем. лазар. на 20 ранен.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 219, 402; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 269, 1; Свиньин, “Достопам. С.-Пбурга и его окрестн.”, II, 2; Ключевский, “Жит. свят.”, 65, 238, 251, 258, 312, 462; Макарий, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

" Защитник Отечества " сентября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Александро-Невской лавре В канун праздника перенесения мощей святого Александра Невского , 11 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . Его Высокопреосвященству сослужили епископы Рашско-Призренский Феодосий, Муромский и Вязниковский Нил, наместник обители епископ Кронштадтский Назарий с братией, Лабинский и Армавирский Игнатий, Петергофский Силуан, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и другие священнослужители. За богослужением молилась сербская делегация во главе с министром по вопросом вероисповедания Республики Сербии Милетой Радойевичем. " Поздравляю вас с праздником перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира через Москву в Санкт-Петербург, - сказал владыка. - Это произошло в 1724-м году, через пять лет мы будем отмечать трехсотлетний юбилей. В православном календаре много святых: апостолов, ветхозаветных патриархов, пророков, мучеников, святителей, преподобных. Особый ряд занимают благоверные князья. Их в Русской Церкви около пятидесяти - и общецерковных, и местночтимых. Благоверных князей почитали за то, что они ограждали святое православие на Руси от инославных, защищали Отечество, строили храмы и монастыри, занимались благотворительностью. Таких людей причисляли к лику святых, начиная с мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба. У нас Святая Церковь почитает мирян, которые в княжеском достоинстве стяжали особую милость и благодать Божию " . " Среди них великий князь Александр Невский. Мы знаем его житие, знаем, каким он был храбрым полководцем, верующим человеком, защищал православие здесь, в северо-западных местах, - продолжил архипастырь. - Он заботился об Отечестве. И, конечно, был прославлен. И когда здесь, на Северо-Западе, возник Санкт-Петербург, промыслом Божиим он стал небесным покровителем города. Господь подсказал, что надо перенести мощи святого из Владимира в новую столицу Российской империи. В 1723-м году мощи сначала принесли в Москву, где их торжественно встречали, а затем в Шлиссельбург, потому что Свято-Троицкий собор лавры не был еще готов к принятию святыни. Когда же сюда принесли мощи благоверного князя, то и освятили собор. С тех пор мы прославляем этот день и великого князя " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Из архивных источников следует, что в верхнем храме (святого благоверного Александра Невского) литургии совершались ежедневно. Что касается расположенной в Благовещенской церкви усыпальницы, то сохранились документальные свидетельства того, что изначально в подвале нижнего храма вообще предполагалось обустройство трапезной. И только позднее, за неимением других почетных мест в Петербурге для захоронения известных людей, в подвале церкви была устроена усыпальница. Многие люди хотели быть захороненными именно в храме, где ежедневно возносится молитва Богу. А оказались в нынешних условиях на несколько десятилетий в музейном учреждении. Полагаем, что великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, известный как глубоко верующий христианин, не хотел бы покоиться в музее. В случае принятия решения о передаче в пользование монастыря Благовещенской церкви, захоронения и исторически относящиеся к нижней церкви-усыпальнице надгробные памятники, входящие в настоящее время в состав Музейного фонда РФ, будут переданы по договору в пользование религиозной организации, что соответствует действующему законодательству и не является каким-то исключительным случаем. Подобная практика существует по другим церковным памятникам, в которых расположены предметы, впоследствии включенные в Музейный фонд РФ. Например, при возвращении здания Казанского кафедрального собора Санкт-Петербургской епархии были переданы в пользование музейные предметы, исторически относящиеся к интерьеру собора, в частности, находящиеся над усыпальницей М.И. Кутузова мемориальные доски, трофейные знамена и ключи от взятых крепостей и городов. Следует особо отметить, что в действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. (В отличие от того, как сегодня музеем городской скульптуры взимается входная плата для посещения только Благовещенской церкви в 100 рублей, а некрополей Александро-Невской лавры – в 300 руб.) Примером тому является Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, который ежедневно совершенно свободно посещают многочисленные паломники и туристы независимо от их вероисповедания. Стоит напомнить, что в Казанском кафедральном соборе похоронен другой великий русский полководец – Михаил Илларионович Кутузов, могилу которого могут свободно и бесплатно посетить все желающие.

http://religare.ru/2_107096.html

Развернувшийся к 1955 году процесс либерализации благоприятно сказался на положении Церкви. В 1955–1956 гг. в стране было разрешено открыть насколько десятков новых храмов. Митрополит Григорий активизировал свои усилия по возвращению Свято-Троицкого собора. 15 июля 1955 г. он подал Патриарху докладную записку, в которой просил содействия «по вопросу о разрешении открытия собора» и его ремонта на средства епархии и Патриархии, изложив ряд доводов в пользу нового ходатайства: «1. Троицкий собор расположен на территории Государственного Заповедника и до своего закрытия являлся центром религиозной жизни г. Ленинграда. 2 . В настоящее время собор разрушается. Внутри он пустует… 3 . Целый ряд иностранных делегаций при их визите к Ленинградскому Митрополиту заостряли свое внимание на столь печальное состояние лаврского собора (он помещается вблизи покоев Митрополита) и высказывали открытое изумление, в особенности в связи с той информацией о внутренней свободе церкви и благожелательном к ней отношении Советского правительства, каковая неизменно предлагалась гостям Ленинградским митрополитом… Открытие Лаврского собора не должно встретить препятствий со стороны властей. Он находится в стороне от городской жизни и не помешает демонстрациям. 4 . На очень большом расстоянии в этой части города нет действующих церквей. 5 . Собор окружен кладбищем. При его ликвидации в собор можно перенести останки иерархов. 6 . Перед фасадом Лавры расположена площадь Александра Невского. Самое название площади связывает все это место с именем благоверного князя, не только святого, но и великого государственного деятеля русской истории и принципиально требует наличия собора, где было бы возможно почитание Его светлого имени…» 29 . Со Свято-Троицким собором Александро-Невской Лавры владыку связывали его главные жизненные воспоминания. Впервые под его величественные своды выпускник Олонецкой Духовной семинарии Николай Чуков, прибывший в Санкт-Петербург поступать в Духовную Академию, вошел в августе 1891 г. и получил «благословение на успешную сдачу» экзаменов от 92-летнего старца митрополита Исидора. Дальше были и лаврские праздники, и сослужение со священномучениками митрополитами Вениамином и Серафимом, и отпевание друзей и сослужителей – академика Б.А. Тураева , проф. А.А. Дмитриевского и своего научного руководителя проф. И.Г. Троицкого

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Предвидел ли великий историк возможность закрытия Лавры? Лампады над гробницей аввы Сергия погасли в 1920 году, и монашеская жизнь в обители прекратилась более чем на четверть века. За этот срок наша страна испытала такую ломку традиционных устоев жизни, претерпела столько разрушений и кровопролитий, тонула в таких потоках крови и слёз, что всего пережитого её населением хватило бы на столетия. Вместе с тем за годы, отделяющие Лавру от её закрытия в 1920 году до её возрождения в 1946 году, ещё не вымерло крещёное население, ещё не ушло целиком из жизни поколение, родившееся в конце XIX века, и хотя основная часть православного духовенства и иночества погибла в тюрьмах, лагерях и ссылках, в живых ещё оставались люди, начинавшие свой священнический и монашеский подвиг до революции или в начале двадцатых годов и доказавшие свою верность Христу подвигом исповедничества. Расстреляны митрополиты Владимир Киевский и Серафим Петроградский, но ещё живы после тюрем и ссылок последний настоятель Александро-Невской киновии архимандрит Гурий (Его­­­ров) и архимандрит Ермоген (Голубев), последний наместник Киево-Печерской Лавры. Расстрелян последний наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, но жив ещё насельник старой Лавры архимандрит Доримедонт (Чемоданов); погиб в ссылке последний настоятель Гефсиманского скита игумен Израиль, но жив ещё его келейник иеродиакон Иосиф. Именно этим людям и им подобным, принимавшим монашеский подвиг в разных монастырях до их закрытия, Господь поручил стать закваской возрождающейся иноческой жизни в Лавре преподобного Сергия. В течение 1946 года их собралось в обители около двадцати человек, через год их насчитывалось уже сорок. И вновь, как и века назад, богомольцы текут и текут без перерыва в Троицкий собор к мощам печальника русской земли. В 2006 году возрождённая Лавра отмечала своё шестидесятилетие. Мало осталось тех, кто помнит Лавру 1946 года. Некоторые даже думают, что она и вовсе не закрывалась. Отец Иоанн Крестьянкин, бывший насельником обители с апреля по август сорок шестого, не дожил двух месяцев до исторической даты. И тем ценнее для всех, монашествующих, паломников и гостей Лавры, съезжающихся сюда со всех концов света, книга Галины Александровны Пыльневой “В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946–1996)”, выпущенная в 2006 году издательством Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Галина Александровна впервые пришла в Лавру десятилетней девочкой в день Успения Божией Матери, в августе сорок шестого, и с тех пор в сердце её не угасает любовь к авве Сергию. Вот как сама она рассказывает о том впечатлении, какое произвела на неё Лавра: “Мы приехали в первый раз в Лавру на праздник Успения Божией Матери. Холод в соборе страшный Народу битком

http://pravmir.ru/hvalebnyiy-gimn-lavre-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий Демидов: «В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов» Эксперт в области церковнославянского языка о VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» 26.05.2012 531 Время на чтение 4 минуты Как сообщала «Русская народная линия», одной из основных тем VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» стал церковнославянский язык . В конференции принял участие ведущий специалист в области церковнославянского языка доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Григорьевич Демидов . Мы попросили Дмитрия Григорьевича поделиться своими впечатлениями от прошедшего форума. Я впервые участвую в подобном плавании и даже не представлял, что таковые возможны. Когда-то в далеком советском детстве я плавал на теплоходе вместе с родителями по экскурсионной путевке Ленинг рад-Астрахань-Ленинград. Корабль заходил во все древние русские города, нам показывали монастыри, но показывали их только как достопримечательности, как объекты, которые интересны лишь туристам. Но и так ясно было, что монастыри - частица нашей истории. Когда я стал филологом-русистом, то принимал участие во многих профильных конференциях. В основном это были специализированные конференции с участием педагогов-словесников, где обсуждаются проблемы культуры речи, преподавания в разных классах, организации олимпиад по русскому языку. Но всюду ощущался недостаток более широкого круга общения, взгляда со стороны и апробации своего материала, свежей реакции тех, кто говорит по-русски, молится по-славянски и имеет свое личное отношение к обсуждаемым вопросам. Меня пригласили принять участие в путешествии-паломничестве, которое организовало Деловое общество «ДелоРус» и Александро-Невское Братство. Я слышал и до этого про это Братство и Александро-Невскую Лавру. Когда в Ленинграде были закрыты почти все храмы, кажется, только 15 действующих храмов было на весь город, я часто посещал Свято-Троицкий собор Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/26/dm...

12 сентября 2014 г. 14:00 Освящен самый большой благовестник для звонницы Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры Сегодня, 12 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил самый большой, 18-тонный благовестник для воссоздаваемого колокольного набора звонницы Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры . Отлит он был на Радоницу, 29 апреля, на каменск-уральском заводе Объединения «Пятков и Ко» и по старой традиции русских колокололитейщиков получил собственное имя - «Александр Невский». «Новорожденный» кампан украшен семью иконами («Троица» прп. Андрея Рублева, св. блг. кн. Александра Невского, Царственных страстотерпцев, Николая Чудотворца, св. Антония Леохновского, мц. Людмилы Чешской, мч.Виктора Дамасского). Торжественная доставка колокола из Урала в северную столицу на специальной автоплатформе, во время которой он посетил 11 российских городов (Екатеринбург, Уфу, Самару, Саратов, Пензу, Рязань, Москву, Ярославль, Вологду, Череповец и Тихвин), продолжалась 11 дней. Прибыл «Александр Невский» в северную столицу 25 июля, после чего занял место на помосте перед входом в собор. Подъем и установка колокола на южной колокольне Троицкого собора намечена на октябрь. После этого ансамбль из 15 лаврских колоколов будет полностью сформирован (исторический дореволюционный ряд насчитывал 14 колоколов). 12 сентября 2014 г. 14:00 HTML-koд для сайта или блога: Освящен самый большой благовестник для звонницы Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры Сегодня, 12 сентября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил самый большой, 18-тонный благовестник для воссоздаваемого колкольного набора звонницы Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. Отлит он был на Радоницу, 29 апреля, на каменск-уральском заводе Объединения «Пятков и Ко» и по старой традиции русских колокололитейщиков получил собственное имя - «Александр Невский». e-mail: @

http://e-vestnik.ru/news/kolokol_aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010