11 святынь Топор отца нашего Серафима Саровского хранится в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женской обители вместе с другими личными вещами батюшки: Ботиночком прп. Серафима и лаптями, принадлежавшими батюшке Серафиму и доступны для поклонения паломниками, как и другие святыни Дивеево круглогодично. История топора такова: Дьявол постоянно строил козни святому старцу, желая его бегства из пустыни. Враг послал на него людей, которые, встретив преподобного в лесу, стали требовать от него денег, будто бы получаемых им от приходящих к нему мирян. Старец отвечал, что он ни от кого не получает денег. Но они не поверили, и один из злодеев бросился на батюшку, но сам упал. Серафим обладал телесной силой и, с топором в руках мог бы защищаться против трех разбойников. Но он вспомнил слова Спасителя: «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52); и, опустив топор, сложил крестообразно на груди руки и кротко сказал: – Делайте, что вам надобно. Один злодей, подняв топор, так сильно ударил старца обухом топора по голове, что у него изо рта и ушей хлынула кровь. Преподобный Серафим в беспамятстве упал. Злодеи продолжали яростно бить его обухом топора, поленьями, руками и ногами. Наконец, заметив, что он не дышит и считая его мертвым, они связали ему веревками руки и ноги, намереваясь бросить тело его, для сокрытия своего преступления, в реку; сами же бросились в келью старца за предполагаемой добычей, но, тщатель­но пересмотрев перебрав и переломав все в кельи, ничего не нашли, кроме святой иконы и нескольких картофелин. Тогда они пришли в страх и раскаянье, что убили, без всякой пользы для себя, святого, нестяжатель­ного человека Божьего, и бросились бежать. Между тем Серафим, очнув­шись и кое-как развязав себе руки, вознес к Богу молитву о прощении сво­их убийц и с трудом дополз до своей кельи, где провел всю ночь в жестоких страданиях. На другой день с величайшим трудом добрел он в обитель во время литургии. Вид его был ужасен: волосы были смочены кровью, спутаны и покрыты пылью и сором, лицо и руки избиты, уши и уста запеклись кровью, несколько зубов было вышиблено.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

9. Двадцатипятилетнее юбилейное торжество игумений Марии, настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря. Нижний Новгород, 1887 г. 10. Сказание о Христа ради юродивой подвижнице Пелагее Ивановне Серебренниковой. Тверь, 1881 г. 11. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский. Воронеж, 18go г. 12. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский. М., 1895 г. 13. Преосвященнейший Иеремия, епископ Нижегородский. Нижний Новгород, 1886r. 14. Схиигумен Серафим, бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря о. Иоасаф. Священника А. Братановского. Ярославль, 1885 г. 15. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Т. 4 и т. 5 (часть первая). 16. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к Высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888 г. 17. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию. Ч. 4- М., 1884 г. Архимандрит Серафим (Леонид Чичагов) Глава I Четыре удела Божией Матери на земле: Иверия, Афон, Киев и Дивеево. Флоровский женский монастырь в Киеве. Полковница Агафья Семеновна Мелъгунова - первоначальница обители на месте четвертого жребия Матери Божией на земле - в селе Дивееве. Общежительная Саровская пустынь; история ее. Иеросхимонах Иоанн В 44-м году по Р. X., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, обезглавил Иакова, брата Иоаннова, и заключил в темницу Петра, тогда св. апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и положили кинуть между собою жребий, кому отправиться в какую сторону для проповеди Евангельской (Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы. СПб., 1869 г.). Пречистой Богоматери досталась земля Иверская, нынешняя Грузия. С радостью приняв этот первый удел, Она стала готовиться к отправлению в Иверию, но Ангел, явившийся перед Ней, возвестил Ей, что страна, доставшаяся Ей в удел для проповеди, просветится впоследствии времени; что же касается до Нее Самой, то Она должна остаться теперь в Иерусалиме, ибо Ей предназначен труд просвещения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ее выскажется в свое время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

На вопросы ужаснув­шейся при сем зрелище братии старец молчал, но, попросив к себе настоятеля, старца Исайю, и монастырского духовника, поведал им о случив­шемся. И вот, к злорадству дьявола, Серафим принужден был остаться в монастыре. Нестерпимо страдал он и лежал еле живой, не принимая никакой пищи. Так прошло восемь суток. Тогда, отчаявшись за его жизнь, послали за врачами, которые, освидетель­ствовав Серафима, нашли, что голова у него проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело по разным местам покрыто смертель­ными ранами, и удивлялись, как старец мог остаться в живых после таких побоев. Для совещания о том, что лучше предпринять к облегчению старца, братия собрались в его кельи. В тоже время послали за настоятелем. И вот, – в ту минуту, когда оповестили, что настоятель идет, преподобный Серафим забыл­ся и уснул тонким, легким, спокойным сном. Во сне увидел он дивное видение, подобное тому, какое видел некогда ранее, когда, еще в бытность свою послушником лежал в смертель­ной болезни. К нему подошла Пресвятая Богородица, в царской порфире, окружен­ная небесною славою; за Ней шли апостолы Петр и Иоанн Богослов. Остановясь у одра, Пресвятая Дева перстом правой руки показала на больного и, обратясь Пречистым Ликом Сво­им в ту сторону, где стояли врачи, про­изнесла: – Что вы трудитесь? Потом, обратясь опять лицом к старцу Серафиму, про­изнесла: – Сей – от рода Моего! После этого, видение, которого присутствовав­шие и не подозревали, кончилось, – а когда настоятель вошел в келий, больной снова пришел уже в себя. Отец Исайя стал настоятель­но и с любо­вью уговари­вать его воспользо­ваться советами и помощью врачей. Но больной, несмотря на отчаянное свое положение, после стольких забот о нем к удивленью всех твердо отвечал, что теперь он не желает никакого пособия от людей, умоляя настоятеля позволить ему предоставить свою жизнь Богу и Пресвятой Богородице. Настоятель принужден был исполнить желание старца, который от дивного Боже­с­т­венного посещения в продолжение нескольких часов находил­ся в несказанной, неземной радости.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

У трапа самолета в аэропорту города Сарова Его Святейшество встречали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Г.А. Рапота, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, директор Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) В.Е. Костюков, научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Р.И. Илькаев, глава администрации города Сарова В.Д. Димитров, представители духовенства, саровские кадеты и учащиеся Саровской православной гимназии. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. В первый день визита Святейший Патриарх посетил Саровскую Успенскую пустынь, осмотрел храмы в честь Сошествия Святого Духа, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, вознес молитву в келии преподобного Серафима, помолился в часовне на месте захоронения преподобного Серафима Саровского. По прибытии в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Святейший Владыка поклонился мощам святого преподобного Серафима Саровского в Спасо-Преображенском соборе обители. Затем в Патриарших покоях Дивеевского монастыря прошла встреча Предстоятеля Русской Церкви с архиереями епархий, расположенных в пределах Приволжского федерального округа. 10 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. На богослужении присутствовали губернатор Нижегородской области В.П.

http://patriarchia.ru/db/text/810642.htm...

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление. 27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие. Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком паломники по святой Канавке, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам. Святая Канавка Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Своим пояском Сама измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». – сказал Владыка Серафим со слезами. Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

Духовно-просветительский центр имени преподобного Серафима Саровского освящен в Дивеевском монастыре 29 июня 2022 г. 13:51 27 июня 2022 года в рамках архипастырского визита в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения духовно-просветительского центра имени преподобного Серафима Саровского. Правящему архиерею сослужили клирики Нижегородской епархии . На освящении молились викарий Нижегородской епархии епископ Сормовский Иннокентий , настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, благочинный Дивеевского округа и старший священник этого монастыря иерей Владимир Каргин и другие клирики епархии. На богослужении присутствовал глава местного самоуправления Дивеевского района Нижегородской области Сергей Кучин. «Сегодня благословенный день — память Собора Дивеевских святых, и мы освящаем духовно-просветительский центр имени преподобного Серафима Саровского. Здесь будут проводиться мероприятия и встречи, смогут разместиться паломники. Искренне благодарю попечительский совет, который старается украсить Дивеевскую обитель и сделать территорию монастыря более удобной для паломников. Надеюсь, что этот центр принесет большую пользу нашим гостям, каждый из которых не уйдет " тощ и неутешен " », — сказал митрополит Георгий перед началом освящения. После богослужения глава Нижегородской митрополии осмотрел помещения духовно-просветительского центра. Строительство духовно-просветительского центра началось в январе 2021 года. 24 апреля того же года состоялась  закладка капсулы  в его основание. Ее заложили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Строительство духовно-просветительского центра велось по заказу АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево  — Саров». На трех этажах планируется разместить студию золотошвейного мастерства и лекторий по истории православной культуры. Кроме того, появятся студии иконописи, живописи и основ колокольного искусства, хорового пения и моделирования православной архитектуры. Также будут предусмотрены комнаты для временного размещения 94 паломников . Нижегородская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5940784.ht...

Результатом деятельности проекта «Православный Интернет» редакции газеты «Церковный вестник» (г. Москва) станет  издание  справочника-путеводителя «Православный Интернет» тиражом 10 тыс. экземпляров. Проект также повысит информированность общества о церковных инициативах. Создание автоматизированной интернет-системы поддержки организаторов социального служения – проект «Центра милосердия» православного прихода храма Всех Святых г. Сарова. Для сбора лучших православных программ и светских методик будет создана общая база данных всех ресурсов.  Епископ Георгий вручил дипломы победителям конкурса, а также иконы преподобного Серафима Саровского, книгу «Серафимовские торжества. Саров – Дивеево» и изданную в ноябре 2005 года книгу-альбом «Серафимовские торжества. Документы. Воспоминания, фотографии». Все участники конкурса награждены поездкой в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Грантовый конкурс «Православная инициатива», объявленный в августе 2005 года Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского, направлен на поддержку православных гражданских инициатив и развитие идей сотрудничества между православной общественностью, Церковью, предпринимательством и государством. На конкурс принимаются проекты, в основе которых – реальная деятельность людей, направленная на объединение всех слоев современного российского общества вокруг традиционных православных ценностей. Конкурс «Православная инициатива» поддерживает проекты, реализуемые на территории Российской Федерации – в Курской, Нижегородской, Тамбовской, Свердловской областях, городах Санкт-Петербурге и Москве, а также на территории Украины – городе Киеве. Прием заявок следующего конкурса «Православная инициатива» по региональным и общероссийским программам начнется в конце 2005 года, о чем будет объявлено дополнительно. Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского создан в марте 2005 года по инициативе Нижегородской епархии Русской Православной Церкви и членов организационных комитетов по подготовке Юбилейных Серафимовских торжеств 2003-2004 гг.

http://pravoslavie.ru/15079.html

Большая его часть этого камня была отправлена на подворье Серафимо-Дивеевского монастыря в Москву, где ее вмонтировали в стену часовни, на которой было изображение молящегося на камне Преподобного; к камню вели ступеньки, и можно было видеть, как «люди, прильнув к этому камню, просили помощи у Угодника Божия». В юго-восточном углу алтаря Преображенской церкви также помещались: обрубок с корнем столетней сосны, преклонившейся по молитвам батюшки Серафима в сторону стоявших дивеевских сестер в знак того, что Старец исполняет послушание Царицы Небесной, заботясь о Дивеевской общине, в уверение многих, укорявших его в этом; два чурбака, служивших отцу Серафиму стульями; деревянный стул из его монастырской кельи. Дальнюю пустыньку накрыли деревянным футляром так, что между пустынькой и стеной футляра образовался коридор, — там хранились вещи Преподобного. «В Преображенском храме — все сокровище Дивеева», — говорили приезжавшие в Дивеевский монастырь. Богомольцы приходят в Серафимо-Дивеевский монастырь не только к мощам Серафима Саровского и на Святую Канавку, или окунуться в Дивеевские святые источники, но и помолиться в домике блаженной Паши Саровской (Прасковьи Ивановны), чья пустынька открыта с 2010 года, как музей и одновременно одна из почитаемых святынь Дивеево. Домик (келия) блаженной Паши Саровской, предсказавшей в свое время гибель семьи Романовых, ежеминутно молившейся за весь род людской, состоит из трех залов. Первый — это мемориальная комната с дореволюционной мебелью, многочисленными куклами и иконами, как любила Прасковья Ивановна. Во втором экспонируются платья и образа, а третий полностью посвящен прославлению преподобного Серафима Саровского, чьи святые мощи покоятся в Дивеевской обители. За советом и молитвой в домик блаженной приходили толпы верующих паломников из разных сословий, а из пряжи, что плела Прасковья Ивановна, вся дивеевская обитель делала пояски и четки. Так как это была не обычная пряжа, а намоленная ежеминутной молитвой. Блаженная Паша Саровская была всегда рада посетителям.

http://elitsy.ru/holy/temple/14100/

В 1987 году я поступила в Корецкий монастырь. Там трудилась на общих послушаниях и в коровнике, а затем поставили помогать портнихе, которая шила только для архиереев. Уже через десять месяцев меня забрали в Москву помочь в Патриархии во время торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси. Сестры, несущие послушание в Патриархии, в основном были пожилые. Работать приходилось за троих. Я была экономом, занималась снабжением, покупала продукты, работала по хозяйственной и строительной части. Шила для Святейшего Патриарха Пимена и помогала готовить во время приемов и заседаний Священного Синода, и столы накрывала… Работы было много, и помогать было некому. После смерти Патриарха Пимена я поехала к блаженной Любушке и получила благословение в Дивеево. А затем обратилась с прошением к Патриарху Алексию II направить меня в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, но он долго не отпускал, и мне пришлось еще два года нести послушание в Патриархии. В Дивеево несла послушание в швейной, была кладовщицей церковной утвари и мебели. Все время ездила с игуменией Сергией за строительным материалом для восстановления монастыря в Москву, Уральск и другие города. Когда служил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), была его посошницей (стояла с архиерейским посохом во время богослужения). Дни жизни в Дивеево стали самыми счастливыми и незабываемыми. Я не жила там, а просто летала, потому что очень любила эту обитель и преподобного Серафима Саровского. И сейчас в Покровском монастыре полностью выполняется Дивеевское правило. Так же каждый вечер ходим крестным ходом вокруг территории обители и читаем 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся». В воскресенье служим Параклис Божией Матери. — Ежедневно монастырь посещают сотни паломников. Очередь к Матронушке стоит с шести, а то и с четырех часов утра. Матушка Феофания, расскажите, как Вы справляетесь с таким потоком людей? — Да, ежедневно монастырь посещают от одной до пяти тысяч человек из разных регионов России, стран дальнего и ближнего зарубежья.

http://pravmir.ru/igumeniya-feofaniya-mi...

Экспонируется впервые картина Ивана Богданова (1855-1932) " На богомолье в Хотьковский монастырь " . Это даже не картина, а этюд к будущей картине; на ней изображены паломники, бредущие к монастырю. Покровский женский монастырь в городе Хотькове находится в десяти километрах от Троице-Сергиевой лавры. Верующие обычно посещают его перед паломничеством в Троице-Сергиевскую лавру. Большой образ преподобного Сергия Радонежского, выполненный в Москве в 1862 году, - копия иконы, находившейся на крышке раки преподобного Сергия. Рядом - необычная икона-картина " Моление у мощей преподобного Сергия " , выполненная также в XIX веке: она изображает гробницу преподобного и молящихся рядом с ней священника и мирян. Есть на выставке и гравюра, изображающая общий вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Один из интереснейших экземпляров - пелена, покрывавшая раку преподобного Зосимы Соловецкого. Вышитая по шелку пелена - один из покровов, находившихся в XIX веке на раке святого Зосимы, - также экспонируется впервые и отреставрирован специально к выставке. Также представлены уникальные деревянные потиры из Соловецкого монастыря.  Светлана Семенова обращает внимание на стенд с паломнической литературой. Здесь есть книги русского путешественника Андрея Муравьева (1806-1874), который написал книгу о святых местах Палестины, а потом - " Путешествие по святым местам русским " , возродив, по сути, древнерусский жанр хожения.  Паломники привозят святыни, сувениры. Этой теме посвящено несколько стендов. Один из популярных сувениров, связанных с памятью преподобного Серафима Саровского, - расписанные сценами из его жития осколки камня, на котором молился преподобный. Интересно, что канонизировали его только в 1903 году, но почитание началось сразу после его смерти, и от камня-валуна, на котором молился святой, с самых ранних пор паломники откалывали куски. Интересны фотографии паломников, сделанные в 1903 году во время торжеств, посвященных прославлению Серафима Саровского. В одной из витрин хранится пальмовая ветвь, приведенная из Иерусалима в начале ХХ века. Это центральный экспонат, связанный с паломничеством. Есть и современные сувениры - крестики и свечи из Иерусалима, " сухарики батюшки Серафима " из Дивеевского монастыря. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010