Вот такая была у Владыки Виталия «житийная» жизнь. Всеми своими качествами он был образцом монашества. Отдельный интерес представляет участие отца Виталия в монашеском съезде, проходившем в 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре, издание им журнала Русский инок, участие во Всероссийском поместном соборе 1917–18 гг. К сожалению историческое исследование не возможно без критического осмысления прошлого. В данном случае я бы хотел отметить два проблемных аспекта: контрпродуктивный эффект деятельности Союза Русского Народа на Волыни противопоставлявшей православных граждан – гражданам иудейского вероисповедания, и тем самым способствуя обособлению последних; оторванность от реальной жизни российского народа выразившаяся в обращении к президенту Рузвельту с призывом не допустить открытия «Второго фронта». Отношение Владыки Виталия к Московской Патриархии содержит в себе т.с. блаженную непоследовательность и не дает возможности заключить, что Владыка считал Московскую Патриархию лже-церковью со всеми вытекающими из этого суждения выводами. Тяжело представить, чтобы в наше время Владыка Виталий выразил бы свое непослушание Архиерейскому Собору РПЦЗ, возглавил бы одну из отделившихся от нее групп и отказался бы от священнослужения в Почаевской Лавре. Вся жизнь Владыки Виталия была подвигом послушания Церкви Христовой, которой он посвятил всю свою жизнь без остатка. Плод его служения это почаевские типографские братства в Германии, Бразилии, Канаде и США. Православная Русь, Свято-Троицкая семинария – вот, то наследие Владыки которым мы все до сих пор пользуемся. И особо дорогой нам все подарок от Владыки Виталия – используя выражение протоиерея Андрея Папкова 67 – это приснопамятный Владыка Митрополит Лавр, для которого Архиепископ Виталий (Максименко) служил путеводным маяком всю его жизнь. Заканчиваю этот портрет штрихом рисующим Владыку таким каким бы я хотел чтобы он остался в нашей памяти. Когда Владыка Виталий прибыл в Америку, то узнал, что в Нью-Йорке уже около тридцати лет «подвизается» Иван Кузьмич Окунцов, который вместе с Владыкой учился в Казанской Духовной Академии. Когда тот заболел Владыка Виталий посетил Окунцова в больнице и они принялись вспоминать события сорокалетней давности. Казалось бы это событие никак не должно было бы заслуживать нашего внимание, если бы не тот факт, что в США Окунцев являлся одним из крупных деятелей партии социалистов революционеров. Через несколько дней Иван Кузьмич решил пригласить священника, говорить он уже не мог и слеза скатившаяся из его глаз явилась его исповедью... 68

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Бдительный Игумен Земли Русской Новые чудеса преподобного Сергия Святые с нами. Помним ли мы об этом? Ко дню памяти Игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского – мы публикуем свидетельства о его неустанном о молящихся ему попечении. Рака с мощами преподобного Сергия в Троице-Сергиевой лавре Заступается только тогда, когда это действительно нужно Архимандрит Павел (Кривоногов) Архимандрит Павел (Кривоногов) , благочинный Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: – Когда я учился в семинарии, меня, помню, как-то раз попросили помочь иеросхимонаху Моисею (Боголюбову), он был уже стареньким. Старшекурсник, ранее ходивший за ним, выпускался, и я его сменил. Когда батюшке стало совсем плохо, и он уже не выходил из кельи, я ежедневно ему помогал. У него была язва на ноге, и постоянно требовались перевязки. Сам я тогда еще только перевелся во второй класс семинарии, занятия-то я еще посещал, а вот все мои часы самоподготовки проходили как раз в хлопотах в келье отца Моисея. В конце года я в трепете зашел в канцелярию семинарии, там мне выдали ведомость об успеваемости, которую я должен был отвезти папе с мамой. Мне даже сначала смотреть в нее не хотелось... Но потом я осмелел, взглянул и... не поверил! – Вы не ошиблись? – возвращаюсь к секретарю. – Это моя ведомость?! Она подтвердила: все верно. Там были все пятерки! Начинаю мысленно прокручивать: что происходило в этом учебном году? Вспомнил, например, такой случай: я знал всего один билет. У меня тогда практически не было времени что-либо учить, у батюшки, помню, было обострение болей. И я просил его помолиться: – Знаю, – говорю, – всего один билет... – А ты сходи к преподобному Сергию, скажи ему об этом, – благословляет меня старец. Я сходил, все рассказал преподобному, помолился. И на экзамене вытащил именно этот билет! Раз пятерка. Также вспомнил, как, бывало, прочитаю тогда второпях какой-то один вопрос, который меня самого заинтересует, и вдруг на занятии меня именно по этому вопросу и спрашивают... И так из раза в раз. Просто пока шел учебный год, я жил в таких «попыхах», что даже сам не замечал этих чудесных «совпадений». Кстати, когда старец почил и времени у меня стало побольше, они прекратились. Точно так же, как в тот год, я мог отсутствовать на вечерних занятиях и этого почему-то никто не замечал, мне ни разу не сделали ни выговора, ни замечания. А стоило мне куда-то не явиться на следующий год, когда я уже был третьекурсником, сразу же вызвали в инспекцию. Для меня все это было удивительно: дело в том, что когда годом ранее я «пропадал» у старца, я никого об этом не предупреждал.

http://pravoslavie.ru/116282.html

– Посылаю ее к Вам: если не имеете возражения, отдайте, пусть посмотрят, захотят ли печатать. 6 сентября 1852 г.» (12, с. 158). «Ректор желает или его располагают взять в эконома бывшего ильинского священника Флегонта. Этот пожелает должности, но не знаю, пожелает ли его должность. Желаю еще иметь Ваше слово, прежде нежели решусь. Августа 27-го 1853 г.» (12, с. 222). По воспоминаниям профессора П.С. Казанского , отец Антоний способствовал развитию богословской науки. «Глубоко памятна для меня его готовность содействовать моим ученым занятиям. Хотя сам он и не получил никакого образования, но действовал так, что и тени его действий не встречается в тех, которые сами занимаются учеными исследованиями, и тем глубже вздохнем об нем. Не говоря о том, что его [собственная] довольно значительная библиотека была открыта для пользования, он облегчал всячески пользование лаврскою библиотекой и лаврским архивом. Капризов у него тут не было. Встречая иногда затруднение доставать книги из лаврской библиотеки или по болезни библиотекаря, или по собственной болезненности затрудняясь ходить в холодную и неблизкую лаврскую библиотеку, пошлешь ему записку о том, что нужна мне такая-то рукопись или книга, – и требуемое чрез полчаса доставлялось. Однажды для некоторых объяснений мне полезно было побеседовать с каким-нибудь иноком, жившим на Афоне и Синае. Я спросил отца Антония, нет ли у него в Лавре или в скиту старца, желаемого мною. «Постараюсь узнать», – был его ответ. Не прошло часа после того, как я предложил просьбу, как ко мне является из скита иеромонах Самуил, долго живший и на Афоне, и на Синае; Отец Антоний успел распорядиться, чтобы приготовили экипаж и послали за сим иеромонахом. Все это делалось с такою готовностью и радушием, что не чувствовалось, что делается великое одолжение. С утратой такого человека начинаешь понимать вполне его цену» (3, т. 2, с. 733–734). Оценка трудов архимандрита Антония в должности наместника Троице-Сергиевой Лавры В своих письмах святитель Филарет часто выражал благодарность архимандриту Антонию за труды по окормлению Троицкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Земли некоторых политически ослабленных древнерусских княжеств в 13 веке (Галицкого, Волынского и др.) были захвачены великим княжеством Литовским и союзным с ним Польским королевством. Часть русского населения оказалась на территории, где официальной религией считался католицизм. Здесь русские монастыри и их школы стали оплотом православия и самобытной русской культуры. Некоторые северорусские монастыри в трудных условиях развернули освоение новых территорий. С 14 века оживилась миссионерская деятельность монастырей, были предприняты первые попытки создания на основе церковнославянского алфавита письменности для некоторых народов России. Огромная роль в становлении русской государственности во всех ее проявлениях принадлежит Свято-Троицкому монастырю, основанному св. Сергием Радонежским – будущей Свято Троице-Сергиевой Лавре (подробнее об этом пойдет речь в 2.1.3). Широкому распространению грамотности во многом способствовало такое важное обстоятельство, как единство народного и государственного языков. Если, например, на Западе путь к овладению грамотой лежал через изучение латыни – языка, чуждого многим европейским народам по лексике, фонетическому и грамматическому строю, то русскому человеку, для того, чтобы научиться читать и писать, достаточно было знания азбуки. Обучение в Древней Руси носило внесословный характер. Была единая вера, и учились все одному и тому же у тех же учителей: и дети княжеских и зажиточных семей, и поповичи, и крестьянские сыновья. Наряду с церковными служащими, осуществлялось обучение детей на дому вольными учителями, так называемыми «мастерами грамоты». Таким образом, в Киевской Руси сложилось несколько типов обучения: книжное обучение в монастырях, домашнее обучение и обучение в приходах, но везде учащихся учили читать, знать молитвы и понимать сущность христианского учения, раскрывали законы нравственной жизни. Значительную роль в воспитании детей играла семья. Усилия Церкви направлялись на формирование православной семьи как малой Церкви, привитие народу правильного понятия о браке, поскольку долгое время в простом народе бытовало представление, будто брачный обряд существует только для князей и бояр.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

В 1788 году Московская Синодальная контора обратилась в Святейший Синод с рапортом от 19 февраля следующего содержания: «Сего февраля 9 дня Святейшего Правительствующего Синода конторе синодальный член Преосвященный Платон, митрополит Московский, письменно предлагал, что в Троице-Сергиевой Лавре отправляются почивающему там преподобному отцу Сергию, Радонежскому чудотворцу, во дни святых его памятей моления по напечатанным службам в Минеи, так как и при гробе цельбоносных его мощей исправляются акафисты, но по книжицам письменным, а напечатанных не имеется, а как де он, Преосвященный, прилагаемые при сем два акафиста рассмотрев и исправив и не нашедши в них ничего сомнительного, желает, чтобы оные церковной печатью в прославление Божие и угодника и во удовольствие усердных христиан были напечатаны, того ради да благоволит Св. Синода контора Московской Синодальной типографии предписать тех акафистов книжиц напечатать церковной печатью». Далее указывается потребное количество экземпляров (1200), из которых нужно «половину напечатать со службой празднуемой ему, чудотворцу, сентября в 25-й день, включив оные акафисты с молитвами в каноне по 6-й песни, а другую половину одних акафистов с молитвами без службы». При этом ставится условием, «чтоб при печатании последний лист для корректуры приносим был к нему, Преосвященному». По справке в конторе Святейшего Синода оказалось: «Разосланными из Святейшего Синода во все епархии и монастыри прошлого 1787 года сентября 25 указами велено: ежели кто из духовных чинов пожелает сочинения свои или переводы напечатать, то бы преосвященные архиереи и ставропигиальных монастырей архимандриты, как собственные свои, так и подчиненных своих сочинений рассматривая, оные представляли прежде на апробацию к изданию их в печать в духовных типографиях Святейшему Синоду или в контору оного, а без того как сами собой, так и посредством других для издания в печать никуда ни под каким видом не отдавали; когда же кому и какую именно книгу от конторы Святейшего Синода дозволено будет издать в печать, о том ей в то же время рапортовать, и по указу Ее Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода конторой определено: оные приложенные при предложении и исправленные синодальным членом Преосвященным Платоном, митрополитом Московским, и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом 83 преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу, два акафиста отослать (и отосланы) в Московскую типографскую контору при указе, и велено прописанное в предложении его Преосвященства число акафистов с службами и без оных церковной печатью напечатать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Семинаристы и студенты ВУЗов посоревновались и выявили сильнейшего на Олимпиаде по богословию 3 мин., 15.03.2024 14 марта 2023 года в Московской духовной академии (МДА) завершилась III Общецерковная Олимпиада по богословию среди студентов выпускного курса высших духовных учебных заведений и теологических подразделений ВУЗов России. Эта Олимпиада была организована и проведена по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Патриаршим советом по культуре, сообщает сайт Учебного комитета . Первый тур Олимпиады прошел на региональном уровне, на него поступило около 100 работ. Затем победители этого этапа прибыли в Сергиев Посад для участия в финальном туре, который и прошел 12-14 марта в МДА. Всего в финальном туре приняли участие 48 человек, прибывших на него со всей страны – из Московской, Санкт-Петербургской и Сретенской духовных академий, Белгородской, Воронежской, Донской, Екатеринбургской, Екатеринодарской и многих других духовных семинарий, а также Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Филаретовского института. Перед началом Олимпиады был отслужен торжественный молебен, который возглавил зам. председателя Учебного комитета протоиерей Валентин Васечко. Общецерковный тур включил в себя две части – написание творческой работы (эссе) и выполнение тестов. Для написания эссе участникам предложили на выбор три темы: «Каноническая норма: вечный догмат или актуальное правило?», «Проблематика и история паламитских споров», «Расхождение между нормами Типикона и богослужебной практикой: заданность или данность». Во второй день участники ответили на 80 тестовых вопросов, касающихся основных областей богословского знания: догматики, истории Церкви, канонического права, библеистики и литургики. Затем все работы оценили эксперты из числа преподавателей ведущих духовных школ Русской Православной Церкви. В свободное время участники Олимпиады осмотрели церковно-археологический кабинет МДА и совершили обзорную экскурсию по Троице-Сергиевой лавре с подъемом на колокольню.

http://foma.ru/seminaristy-i-studenty-vu...

На заседании Священного Синода 19 сентября 1960 г. митрополит Гурий был назначен управляющим Ленинградской епархией (с поручением управления Олонецкой епархией) и постоянным членом Священного Синода. Правящий архиерей делал всё возможное, чтобы сохранить храмы Ленинградской епархии (их было 55) от закрытия, а духовенство от увольнения. В частности, отстоял пять храмов, в которых на протяжении 1960 г. не было священников и богослужений, а ленинградский уполномоченный не предоставлял возможности назначить в эти приходы настоятелей. В связи с передачей государству Свято-Духовского корпуса митрополит Гурий совершил перезахоронение тел усопших ленинградских митрополитов Григория (Чукова) и Елевферия (Воронцова). Митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий в алтаре Свято-Троицкого собора. Ленинград. 1960 г. В июле 1961 г. уполномоченный Г. С. Жаринов попытался провести тотальную «чистку» духовенства Ленинградской епархии, сократив его почти на 40% путём увольнения наиболее бескомпромиссных. Но из намеченного списка, в который вошли 60 священнослужителей, ему удалось уволить с помощью церковных советов только 29 человек, с которыми «новые хозяева» не заключили трудовые договоры. Митрополит Гурий отказался участвовать в таком беззаконии: он не издал ни одного указа об увольнении, известив в июле 1961 г. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Тульского Пимена (Извекова).  Митрополит Гурий участвовал в Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре, выступил по вопросу об увеличении числа постоянных членов Священного Синода. В ноябре 1961 г. правящий архиерей посетил Олонецкую епархию с проведением торжественных богослужений. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от болезней, митрополит Гурий тяготился родным для него Ленинградом и постоянными приёмами иностранных делегаций. Когда с упокоением архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) освободилась Симферопольская кафедра, митрополит Гурий попросился перевести его в Крым.  Определением Священного Синода от 14 ноября 1961 г. преосвященный Гурий был назначен митрополитом Симферопольским и Крымским с временным поручением управления Днепропетровской и Запорожской епархией. Последние годы жизни и служения митрополита Гурия прошли в Крыму. Местный уполномоченный Совета по делам РПЦ при поддержке партийных и советских органов любыми способами старался закрыть максимальное количество храмов, чтобы в итоге ликвидировать Крымскую епархию. Митрополит Гурий противодействовал мероприятиям органов власти, не соглашаясь поддерживать такую позицию государства по отношению к Церкви. Но силы были неравными — местные власти, действуя в большинстве случаев незаконными методами, в период управления митрополитом Гурием закрыли в Крымской епархии 11 храмов из 25 действующих.

http://bogoslov.ru/article/6172391

Успенский корпус келий Двухэтажное здание Успенского корпуса келий расположено вдоль восточной монастырской стены, к северу от Успенских ворот. С севера оно ограничено примыкающим к нему Инспекторским корпусом. Здание построено в 1816 г. В настоящее время в Успенском корпусе размещаются административные помещения и монастырская гостиница. В 2012-2015 г.г. была проведена реставрация фасадов, реставрация кровли, утепление сводов, воссоздание столярных заполнений. Казначейский корпус братских келий Казначейский корпус - это памятник архитектуры XVI-XVII в.в. После расширения Казначейской палаты с XVI в. предназначался для размещения келий братии Лавры. Корпус был покрыт декоративными кокошниками. Такой архитектурный прием в палатном строительстве нигде больше не встречается. В 1919 в., после национализации монастыря в Казначейском корпусе расположились коммуналки. В середине ХХ в. помещения были заняты музеем. Сегодня в здании располагаются монастырские кельи. В 2013-2015 г.г. была проведена реставрация фасадов, воссоздание столярных заполнений, устройство водосточной системы, линейное покрытие подоконных отливов и выступающих частей, реставрация крылец восточного фасада. Книжная лавка Конец XX в. был отмечен бурным строительством вокруг монастыря. Внутри Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в этот период появилась небольшая одноэтажная книжная лавка. Она построена в 1895 г. у юго-западного угла надвратной Предтеченской церкви. Это сооружение в псевдорусском стиле, оформленное в духе " узорочья " XVII в. В настоящее время используется по назначению. В 2014-2015 г.г. были проведены ремонтные работы включающие реставрацию фасадов и кровли, воссоздание столярных заполнений, реставрацию позолоты, устройство водосточной системы, линейное покрытие подоконных отливов и выступающих частей, реставрацию крылец Восточного фасада. Звонковая башня Звонковая башня находится в Троице-Сергиевой Лавре недалеко от Царских Чертогов в северной монастырской стене, между Каличьей и угловой Уточьей башнями. Она была выстроена в середине XVI в. Высота башни до карниза – 16 м, размер – 10х11 м. В стенах этой четырехъярусной башни была сделана 51 бойница. Башню отличает нарядный фасад, украшенный большим числом пилястр, поясков и арочек, и шатровое покрытие, которое сохранило первоначальный характер XVII в. Название Звонковой башня получила в середине XVIII в. от висевшего здесь колокола, оповещавшего семинаристов о начале и окончании занятий. В 2013-2014 г.г. проведены работы, в ходе которых была выполнена реставрация фасада, устройство горизонтальной отсечной и вертикальной гидроизоляции, гранитной отмостки.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Те ответы старца стали для меня базовыми, их я вспоминаю каждый раз, когда сомневаюсь в правильности своих решений. В этом, наверное, и заключается суть феномена старчества… Когда просто нахождение рядом или несколько предложений, сказанных таким человеком, обнажают для тебя понимание сути жизни. История одной рекомендации Елена Потлова, экскурсовод в Троице-Сергиевой Лавре Елена Потлова В 1992 году я, только что окончившая школу, оказалась в Москве, где узнала, что открывается Свято-Тихоновский университет. Очень захотела поступить в него. Но для этого хороших результатов на вступительных экзаменах было недостаточно: сначала нужна была рекомендация правящего архиерея или хотя бы настоятеля храма, прихожанином которого абитуриент является. До моей родины — двое суток на поезде. Но даже если бы я купила билет и поехала, какой в этом был смысл? Как объясню про новый, недавно созданный и никому еще не известный университет? Тем более что и архиерей меня тоже совсем не знал. К отцу Кириллу мы с родителями приезжали в детстве за благословением — одни из многих, и, понятное дело, помнить меня он не мог. И вот я решилась идти к нему за советом: может, и не нужно мне поступать в Свято-Тихоновский? Пришла, рассказала обо всем. Отец Кирилл прямо просветлел, обрадовался: «Поступай, не переживай. Я тебе сам напишу рекомендацию». Назначил день, когда он мне передаст документ. А я все перепутала и пришла не в тот день, в итоге с отцом Кириллом не встретилась. Еще подумала: «Наверное, он все просто забыл». Но что делать? Скоро экзамены, а у меня нет такого важного документа. Подошла к проходной, жду, может быть, я его еще раз увижу, спрошу, напомню о себе. Через какое-то время увидела и закричала: «Батюшка!» Он строго и даже немного раздраженно посмотрел на меня, и было видно, что он переживал все эти дни: куда я делась, почему не пришла. А потом достал прямо из кармана конверт с моей рекомендацией, и не просто рекомендацией, а еще частично — характеристикой. «Это не только вам благословление, а всему институту», — сказал, прочтя рекомендательное письмо, ректор отец Владимир Воробьев.

http://pravmir.ru/krestnoe-znamenie-arhi...

Об отчаявшейся женщине, буханке и генерале Из блокадной жизни архимандрита Доримедонта (Чемоданова) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов) Архимандрит Доримедонт (Чемоданов; 1871–1950) – насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, который до самой смерти нес послушание «гробового» монаха при мощах преподобного Сергия. Да этого – с 1929 года и до конца войны – он жил в Ленинграде у племянника, по праздникам сослужил митрополиту Алексию (Симанскому), будущему Патриарху Московскому и всея Руси. Случай, о котором пойдёт здесь речь, произошёл в голодные годы блокадного Ленинграда... У отца Доримедонта (Чемоданова) был исключительной доброты племянник Иван Михайлович, который работал поваром при госпитале в блокадном Ленинграде и по мере сил помогал голодавшим блокадникам. Однажды на набережной Невы он увидел бежавшую к воде молодую женщину. Он успел ее остановить, и та в слезах объяснила, что не может больше смотреть на своих умирающих от голода малолетних детей. Иван Михайлович утешил ее и пообещал помогать. Иван Михайлович увидел бежавшую к воде молодую женщину и успел ее остановить Вскоре отец Доримедонт и его племянник подверглись серьезному искушению. Через своего дядю Иван Михайлович передал буханку хлеба голодавшему митрополиту Алексию. Оказалось, что за батюшкой следили, и во время передачи отца Доримедонта арестовали и, определив в отряд смертников, отправили копать заградительные траншеи. В это время произошло чудо. Спасенную Иваном Михайловичем женщину с детьми нашел потерявший их муж и отец семейства, который оказался генералом. Дом, где жила его семья, попал под бомбежку, и генерал долго не мог найти свою родню. Когда долгожданная встреча состоялась, женщина рассказала, что они с детьми остались живы лишь благодаря Ивану Михайловичу. Генерал в знак благодарности предложил любую помощь. Племянник поведал о положении дел отца Доримедонта. Вмешательство генерала помогло батюшке избежать расстрела. После войны митрополит Алексий, став священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры, предложил отцу Доримедонту с Иваном Михайловичем перейти в обитель. Архимандрит Доримедонт отошел ко Господу в Троице-Сергиевой Лавре. Был погребен на Никольском кладбище Сергиева Посада. В 1989 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена останки подвижника были перенесены на Северное городское кладбище. Рейтинг: 10 Голосов: 656 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 мая 2022, 11:06 Слава Богу за всё! Спасибо за статью! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/146038.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010