М.Ю. Биркин От гражданина к священнику: vita activa et contemplativa от Августина Блаженного до Исидора Севильского (Isidore of Seville’s Ideas on Active and Contemplative Life: Background and Content) Источник Аннотация. В статье рассматриваются понятия деятельной и созерцательной жизни в сочинениях Исидора Севильского (ок. 560–636). Анализ концептов vita activa и vita contemplativa в широкой сравнительно-исторической перспективе демонстрирует синтез греко-римских и христианских идей в представлениях прелата Севильи и позволяет говорить о сохранении античных общественно-политических характеристик гражданской общины. Понимание Исидором рассматриваемых понятий, показанное в статье, свидетельствует о плавной трансформации в королевстве вестготов античной цивилизации. Ключевые слова: Исидор Севильский , Толедское королевство, деятельная жизнь, созерцательная жизнь, античное наследие, Раннее Средневековье Isidore of Seville " s ideas on active and contemplative life: background and content Mikhail Yu. Birkin St. Tikhon " s Orthodox University, Moscow, Russia mbirkin@gmail.com Abstract. The article focuses on the concepts of active and contemplative life in the writings of Isidore of Seville (about 560–636). The analysis carried out in a broad comparative historical perspective demonstrates a synthesis of Greco-Roman and Christian ideas in Isidore " s views on the subject. The research enables the author to speak about the preservation of some sociopolitical features of antique civic community. Isidore " s comprehension of vita activa and vita Данные об авторе. Михаил Юрьевич Биркин – младший научный сотрудник научной лаборатории «Социология религии» богословского факультета ПСТГУ (Москва). Статья написана в рамках исследовательского проекта Православного Свято-Тихоновского богословского института «Современные проблемы богословия священства». contemplativa displayed in the article testifies to gradual transformation of the classical heritage in the Visigothic Kingdom of Toledo.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

На Украине прошли семинары, посвященные проблеме ВИЧ-СПИД 23 сентября 2006 г. 15:20 18 сентября, представители Церковного ресурсного центра, созданного на базе отдела благотворительности и социального служения при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, при поддержке Международного Альянса по ВИЧ-СПИД провели в Черновицком православном богословском институте семинар, посвященный проблеме ВИЧ-СПИД.   «Мы стараемся дать нашим воспитанникам лучшее образование. Поэтому в учебную программу включено обязательное изучение двух иностранных языков, третий — по желанию. И это, конечно, помимо предметов, предусмотренных государственными стандартами. Наш институт имеет довольно мощную преподавательскую базу, без которой высокий уровень богословского образования был бы невозможным. Вдобавок, мы стремимся воспитать социально осведомленных студентов, знакомых с актуальными проблемами общества и ролью Церкви в их решении. Одной из таких проблем является эпидемия ВИЧ-инфекции», — так прокомментировал важность проведения семинара ректор института протоиерей Георгий Собят.   Сами студенты, которых на семинар собралось около 30, также отметили актуальность этой проблемы. На следующий день, 19 сентября, подобный семинар состоялся во Львове. На мероприятие собралось около сорока человек — студенты Львовского филиала Свято-Тихоновского богословского института и активисты молодежного братства. Посетил семинар и архиепископ Львовский и Галичский Августин . «Сейчас, в самом деле, возникает очень много противоречивых морально-этических вопросов, связанных с ВИЧ-инфекцией, — сказал владыка. — Например, причащать ли инфицированного, крестить ли его, разрешать ли целовать иконы в храме. Конечно, у нас, как у православных христиан, вообще не должно возникать таких вопросов, однако мы — маловерные. Поэтому нужно иметь знания, чтобы быть уверенными. Пусть эти знания помогут вам доносить до других настоящие христианские милосердие и любовь».   Итоги проведения учебных семинаров подвела координатор проекта Анна Клименко: «Мы просмотрели отклики, которые оставили участники семинара. Все они положительные, молодежь смогла вынести для себя какую-то полезную информацию. После разговора очень много студентов подходило и выражало благодарность именно за то, что мы смогли изменить их отношение к людям, которые живут с ВИЧ». Православие в Украине /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/144576.htm...

ради та докторантури 1 листопада 2021 р. 18:39 28 октября 2021 года в дистанционном формате состоялось очередное заседание Научно-методического совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры под сопредседательством проректора по научной работе профессора  Д.В. Шмонина и заместителя проректора по научной работе, председателя Научно-методического совета профессора Г.В. Вдовиной. На повестке дня было предварительное рассмотрение двух диссертаций: епископа Скопинского и Шацкого Питирима на тему «Гомилетическое наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского» и Д.В. Васильевой на тему «Псалтирь в переводе архиепископа Амвросия (Зертис-Каменского). Филология и богословие текста». В заседании участвовали члены НМС: протоиерей Алексий Марченко, А.В. Гусев, О.С. Трофимова, В.Н. Катасонов, Е.А. Пилипенко, М.Г. Селезнев, И.В. Лупандин, Е.В. Сильвестрова, секретарь НМС А.А. Григорян, научные руководители, рецензенты и соискатели. Первая диссертация представлена на соискание ученой степени кандидата теологии; научный руководитель — игумен Серапион (Митько), доктор теологии, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела , профессор, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ «Высшая школа экономики». Рецензентами по диссертации выступили: протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, кандидат теологии, декан богословского факультета, заведующий и профессор кафедры практического богословия, заместитель заведующего научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета ; архимандрит Симеон (Томачинский), кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент кафедры филологии Московской духовной академии. Вторая диссертация также представлена на соискание ученой степени кандидата теологии; научный руководитель — А.А. Алексеев, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургского государственного университета. Рецензентами по диссертации выступили: М.Г. Селезнев, кандидат филологических наук, доцент факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики», доцент ОЦАД; В.А. Ромодановская, кандидат филологических наук, научный сотрудник Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. По итогам состоявшегося обсуждения было принято решение рекомендовать представленные диссертации к подаче в Диссертационный совет. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5865328...

- Как создавался учебник? Как учитывались особенности каждой религии, когда писались соответствующие разделы? - Когда создавался раздел об исламе - столь важном для нашей страны - мы пригласили ученого из Татарстана. Это их раздел - и он был выдержан очень хорошо. Для работы по иудаизму мы пригласили двух специалистов из Института востоковедения - двух интеллигентов-евреев и раздел получился очень интересный. Для работы над разделом " Буддизм " мы также привлекли ученого из Института востоковедения. Раздел по католичеству и протестантизму написали ученые из Свято-Тихоновского богословского университета. Мы исходили из того, что нужно писать из уважения к друг другу, доброжелательно. И это удалось. И это, конечно, поможет тому, чтобы лучше узнать друг друга. Это поможет укреплению того, что раньше называлось " дружба народов " через знание. Потому что за каждой конфессией стоит великая культура и великая история. - Сейчас очень много говорится о реальных проблемах введения предмета " Основы православной культуры " в наших школах, из-за чего сам курс ОПК претерпевает немало атак как " справа " , так и " слева " . Поэтому возникает такой вопрос: не противопоставлен ли новый учебник " История религий " курсу " Основ православной культуры " в качестве некоей заменяющей " альтернативы " ? - Нет, конечно. В концепцию учебника " История религий " вошло понимание, что, прежде всего это - светский учебник. Но при этом он не противопоставлен ОПК. " Основы православной культуры " - это религиозный учебник, наш учебник - светский. Мы исходили из того, что он должен быть не открыто религиозным, но и не открыто атеистическим. Нам нужно было пройти по очень трудной грани. И в целом это удалось, хотя нужно признать, что предисловие к " Истории религий " - материалистическое. - Интересно, почему? - Потому что ответственный редактор учебника - директор института российской истории Андрей Николаевич Сахаров является материалистом. Но из четырех авторов основного раздела по православию три автора - православные верующие, в том числе ваш покорный слуга и два моих ученика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

" Вопросы, касающиеся введения в общеобразовательной школе курса " Основы православной культуры " (ОПК), обсудили участники XIII Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) " , - сообщает сайт " Благовест-инфо " . Все, выступавшие на конференции, " были едины во мнении о необходимости введения курса " Основы православной культуры " . " Доклад декана ПСТБИ о. Киприана (Ященко) был посвящен анализу тех мифов, которые " искусственно насаждаются " многими СМИ вокруг проблемы ОПК. " Отсутствие социального заказа " о. Киприан опроверг результатами различных социологических исследований, согласно которым от 70% до 90% населения поддерживают введение " Основ православной культуры " . На сайте " Государство и религия " опубликовано " Заявление иеромонаха, доктора медицинских наук Анатолия (Берестова) от 22 января 2003 г. Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову по возбуждению религиозной вражды Л.А.Пономаревым и Е.В.Ихловым " . В заявлении содержится просьба " незамедлительно возбудить в отношении исполнительного директора общероссийского общественного движения " За права человека " Л.А. Пономарева и " аналитика " указанного объединения Е.В. Ихлова уголовное дело по статье 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Образующие состав преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, действия Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова выразились в их многократных и публичных клеветнических и глубоко оскорбительных для православных верующих нападках на учебник А.В. Бородиной " Основы православной культуры " и на православную культуру в целом " . Однако любые намеки на возможное сотрудничество государства и Церкви вызывают резкое неприятие со стороны… " Института свободы совести " . Столь туманное название учреждения может ввести в заблуждение людей, знающих смысл слова " совесть " . Однако заявление упомянутого института вносит предельную ясность в семантику этого слова и говорит о том, что сегодня понятие " совесть " стало весьма растяжимым.

http://pravoslavie.ru/press/obzor28.htm

О проблеме крестных рассуждает протоиерей Владимир Воробьев , ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (г. Москва). Душа человека - тайна Прежде всего, надо сказать, что такому крестному не нужно конфликтовать с родителями крестника. Потому что сейчас, когда он уж стал крестным (ведь он мог отказаться сначала) — надо помнить свою главную цель. А цель эта — любовью «привязать» ребенка к Богу, своей любовью и примером показать ему путь к Церкви. Если он будет конфликтовать с родителями, то ему это не удастся сделать. Поэтому лучше решать все проблемы миром. Теоретически крестный может и должен предупредить родителей, что ребеночка будет воспитывать в церковном духе и т.д. Но на практике такое предупреждение либо не требуется (если родители церковные), либо оно потом забывается родителями или понимается ими по-своему («Бог в душе»). Поэтому в таких случаях нужно действовать по ситуации, и, как я уже сказал, ни в коем случае не конфликтовать, а решать все проблемы, руководствуясь любовью. Ну а предупреждать родителей, конечно, нужно. Просто самому надо быть готовым к любым последствиям. Нужно суметь показать светлый и добрый путь. Сейчас в жизни так мало по-настоящему светлого, радостного, такой дефицит любви, что естественно душа ребенка к ней тянется. И если ребенок почувствует любовь крестного, то он обязательно прилепится к нему, обязательно полюбит и захочет воспринимать, что крестный говорит, захочет быть похожим на него. Безусловно, можно и отказаться быть крестным. Я, правда, не стал бы давать конкретных рецептов, «моделировать» возможные ситуации… Ведь душа человека — это тайна. И исходя только из каких-то рациональных, даже канонических, юридических соображений, часто не удается принять правильное решение. Необходимо молиться Богу, просить, чтобы Господь помог почувствовать сердцем — как поступить. Расскажу такой случай. Недавно один священник из нашего института ездил со студентами в миссионерскую поездку на север, на Пинегу. Там они увидели тяжелую картину. Большой поселок, в котором один маленький молитвенный дом, верующих мало, священника нет. Наш батюшка там служил, крестил желающих. Сначала народ отнесся к нему с подозрением по очень простой причине: священник, который раньше там был, брал большие деньги за Крещение, делал все очень формально (кстати сказать, больше он не является священником Русской Православной Церкви, перешел в «филаретовский» раскол). Поэтому и нашего батюшку народ встретил не очень приветливо. Но когда люди увидели, что он крестит бесплатно, что с ним хорошие ребята приехали, помогают, поют, что все делается с любовью, то народ просто «повалил» в храм…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Вот честно скажу, я не видела в пятистах километрах от Москвы ни одной будки с ребенком. Видимо, не попадалось они мне. В.Р. Легойда: Даже если это принять как некую метафору, все равно, есть дети, которые действительно живут на улице, им тяжело М. Юрьева: Хорошо, пусть как некая метафора. Тогда вот вам пример. Совсем недавно в моей жизни случилось открытие. Моя подруга стала посещать Дом малютки, помогать – привозить какую-то еду, питание, белье, одежду Как-то раз она мне позвонила и говорит: " Маша, я тебе скажу одну страшную вещь. В этом Доме малютки – девяносто процентов детей из нормальных семей " . То есть из семей, где есть папа, мама, где есть работа и деньги, которых достаточно для того, чтобы прожить. И люди отдают своих детей в детский дом. Я ей в ответ говорю: " Такого быть не может! " Я всегда думала, что в детских домах находятся дети наркоманов, алкоголиков или, может быть, одиноких молодых женщин, которые не в состоянии вырастить, содержать ребенка Моя подруга говорит: " Нет, я была очень удивлена, для меня это было просто открытие, что в том детском доме, куда я приезжаю, – дети из семей, где вменяемый папа, вменяемая мама Просто этим папам и мамам не хочется растить детей " . Справка: Юрьева Мария Сергеевна. Закончила факультет иконоведения в Свято-Тихоновском богословском институте в 2002 г. Получила специальность дизайнера в 2004 г. Продолжает учиться на дизайнера в Институте современного искусства и работает дизайнером-архитектором. Первый ребенок появился на свет, когда Марии было 18 лет. Сегодня в семье Юрьевых уже пятеро детей. В.Р. Легойда: Катя, может быть, действительно здесь дело не столько в обеспеченности, сколько в неком " измененном сознании " ? Ведь Маша-то права: сто лет назад никому не приходило в голову кому-нибудь отдавать детей, сколько бы их ни родилось. Хотя, надо сказать, условия были сложнее. Е. Казанцева: Да, конечно, у нас многое изменилось. У нас изменились родители. Я знаю одну историю, – мне ее рассказала, опять же, клиентка. Жил мужчина, у него была семья, в семье три ребенка. У него через какое-то время появилась любовница. Я не понимаю, почему она с ним живет, но это, видимо, мои личные проблемы. Она с ним живет, она забеременела. Он достаточно богатый, купил ей квартиру, приезжал к ней, обеспечивал ее. Но он ей почему-то сказал: " Если родишь детей, ты мне будешь не нужна " . И эта женщина родила живых-здоровых детей, двойню, и отдала их человеку, который очень хотел иметь детей. А теперь она страдает, потому что в итоге прошло какое-то время, и она стала не нужна этому своему обеспеченному любовнику. И она потеряла детей.. Да, это ужасно, да, это кошмарно. Но факт случился. И мне это непонятно: лучше не рожать детей, чем так с ними поступать.

http://religare.ru/2_23227.html

Профессор ПСТГУ протоиерей Олег Давыденков защитил первую в России докторскую диссертацию по теологии Москва, 23 мая 2019 г.      21 мая 2019 года протоиереем Олегом Давыденковым, заведующим кафедрой восточно-христианской филологии и Восточных Церквей богословского факультета ПСТГУ, впервые в истории современной России была защищена диссертация на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли», сообщает сайт университета . Защита состоялась на заседании Объединенного диссертационного совета по теологии (председатель митрополит Волоколамский Иларион) в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Научное исследование было выполнено на кафедре систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Официальными оппонентами выступили доктор исторических наук, главный научный сотрудник, зав. отделом Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН С. А. Французов, доктор филологических наук, доцент кафедры мировой литературы и культуры «Пермского государственного национального исследовательского университета» А.Ю. Братухин, доктор философских наук, доцент; профессор, зав. кафедрой общих гуманитарных дисциплин «Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского» Д.И. Макаров. Ведущая организация – НИУ «Высшая школа экономики». Исследовательская работа протоиерея Олега Давыденкова получила положительные отзывы ведущей организации и официальных оппонентов. Кроме того было представлено четыре положительных отзыва на автореферат диссертации, отрицательных отзывов не было. Протоиерей Олег Давыденков в своем выступлении отметил, что данная диссертация представляет результат его 25-летней исследовательской работы. Как отмечали официальные оппоненты и выступающие, тема работы имеет важное теоретическое и прикладное значение для специалистов различных наук – теологов, философов, историков, политологов и др., а также тесно связана с актуальными проблемами современной христианской жизни. Материалы диссертации были апробированы и отражены в 4 монографиях и в 41 публикации общим объемом около 95 п. л.

http://pravoslavie.ru/121341.html

Миссионеры посетили детдомовцев и ракетчиков Архангельск, 15 марта 2004 г. Второй раз за последний год совместными силами православного прихода города Мирный, командования космодрома " Плесецк " и Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ПСТБИ) была организована миссионерская поездка по воинским частям гарнизона, сообщает пресс-служба Архангельской епархии Группа состояла из 13 студентов ПСТБИ. За плечами руководителей группы священников Андрея Близнюка и Вячеслава Смирнова богатый опыт поездок с проповедью о Христе в самые удаленные уголки нашей страны. Среди студентов - юноши с богословского факультета, девушки с филологического и регентского отделения. Средний возраст православной молодежи - 20 лет. По традиции работа миссии началась с посещения детского дома в Североонежске. В этот раз группа привезла с собой специальное оборудование для проведения бесед: микрофоны и колонки для усиления звука, мультимедийный проектор и экран для демонстрации фильмов и слайдов. Сначала была беседа с воспитателями о проблеме выбора веры. Затем воспитанники детского дома с интересом слушали рассказ студентов о сотворении Богом мира, о Спасителе от зла Господе Иисусе Христе. О красоте и премудрости творения Божьего свидетельствовали отрывки из фильма " Птицы " . Большинство детей впервые в жизни смогли увидеть на большом экране великолепные кадры со стереозвучанием. В завершение визита директор детского дома Татьяна Геннадьевна за чаем обстоятельно рассказала о жизни и проблемах своих воспитанников. Работа с военнослужащими космодрома началась с учебного центра Ракетных войск стратегического назначения. Здесь каждые полгода проходят подготовку около тысячи бойцов, разъезжаясь затем по всей стране. После бесед о вере, о духовных истоках патриотизма, о жизни Церкви для желающих совершались таинства крещения и исповеди. На следующее утро была отслужена Божественная литургия. Новообращенные и очистившие покаянием свою совесть солдаты приобщились Святых Христовых Таин. Работа продолжалась в течении шести дней - с 5 по 11 марта. За это время группа посетила шесть воинских частей. О востребованности подобных встреч говорят следующие цифры: на беседах присутствовало около тысячи военнослужащих; крестились 108 человек, исповедовались около 200, и причастились около 300. В ходе встреч было задано множество вопросов, на которые отвечали священнослужители и студенты. Показателен один из прозвучавших вопросов: " Когда в каждой воинской части появится свой священник? " . 15 марта 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9236.html

Павел Великанов, протоиерей Дата рождения: 20 августа 1971 г. Дата хиротонии: 21 сентября 1997 г. День ангела: 12 июля Страна: Россия Биография: Родился 20 августа 1971 г. в Алма-Ате. В 1988 г. окончил среднюю школу 2 г. Кисловодска. В 1990 г. поступил в Московскую духовную семинарию , которую окончил в 1994 г., в том же году поступил в Московскую духовную академию. В 1998 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив кандидатскую диссертацию по теме «Православная оценка влияния технократической цивилизации на внутренний мир современного человека». 15 марта 1997 г. рукоположен в сан диакона, 21 сентября 1997 г. в сан пресвитера. С 1998 г. — преподаватель Основного богословия в МДС. В 1999-2002 гг. преподаватель Основного богословия в Сретенской духовной семинарии , в 1999-2001 гг. преподаватель Основного богословия на факультете образования военнослужащих Православного Свято-Тихоновского богословского института . В 1999-2003 гг. художественный консультант художественно-производственного предприятия «Софрино» . В 2001-2002 гг. преподаватель Истории русской религиозной мысли в МДА. В 2003-10 гг. секретарь Ученого совета МДА. В 2005 г. возведен в сан протоиерея. С 2005 г. автор еженедельной передачи «Религиозная энциклопедия» на «Радио России» (цикл «Мир. Человек. Слово»), а также участник «Пастырских бесед». С 2005 г. — доцент МДА. В 2007-2021 гг. — главный редактор научного богословского портала Богослов.ru . 27 июля 2009 г. решением Священного Синода включен в состав Межсоборного присутствия . С ноября 2009 г. член экспертного совета Синодального отдела религиозного образования и катехизации . С июня 2010 г. по январь 2013 г. — проректор по научно-богословской работе МДА. 30 августа 2010 г.  утвержден в должности председателя Научно-методического совета МДА. C марта 2013 г. — настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Московская область). В 2018-2020 гг. — заведующий кафедрой богословия МДА. С ноября 2019 г. по сентябрь 2020 г. — первый проректор Сретенской духовной семинарии. Образование: 1994 г. Московская духовная семинария. 1998 г. Московская духовная академия (кандидат богословия). Web-caйm: http://bogoslov.ru на Патриархия.ru Павел Великанов — про близьке порталу Богослов.ru [Ihmepb " ю] Павел Наше завдання — виховати люблячу Бога Церкву [Ihmepb " ю] Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245843...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010