Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ВУЗОВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРОТИВ ШКОЛЬНОГО АТЕИЗМА 8 мин., 01.01.2008 Когда я поступила в православный богословский институт, чтобы получить специальность религиоведа, мои нецерковные друзья, словно сговорившись, никак не могли запомнить, где же, собственно, я учусь. Само сочетание слов “православный”, “богословский” и “институт” казалось им столь странным, что они решили, будто учусь я в духовной семинарии, и только ленивый не спрашивал – неужели сейчас женщин берут в священники? Конечно, “священницей” я стать не собиралась. Но зачем же тогда учиться в богословском ВУЗе, и что вообще представляет собой современное религиозное образование? Об этом мы беседуем с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ , ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ – ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель Николо-Кузнецкого и Троицкого храмов, декан богословского факультета, заведующий кафедрой пастырского и нравственного богословия, кандидат физико-математических наук, профессор. Заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Член комиссии по канонизации и богословской комиссии при Священном Синоде. Сопредседатель Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию по теологии Министерства Образования РФ. Награжден медалью Русской Православной Церкви преп. Сергия Радонежского, знаком “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации”. Родился 28 марта 1941 года в Москве. Поступил в 1959 году на физический факультет МГУ, в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1979 году рукоположен в священника. В 1982 году окончил Московскую духовную академию. С 1990 года служит в Николо-Кузнецком храме. Был одним из организаторов первых Богословско-катехизаторских курсов, в мае 1991 года избран их ректором, затем, после преобразования курсов в Богословский институт в 1992 году – ректором Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 2004 г. Институт получил статус университета и был преобразован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

http://foma.ru/vuzovskoe-bogoslovie-prot...

Протоиерей Владимир Воробьев: «Трудностей много и мы призваны их преодолевать» В 2012 году исполняется 20 лет одному из главных вузов Русской Православной Церкви —Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. В интервью корреспонденту газеты «Возглас» ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал о современном положении вуза. 22 сентября, 2011 В 2012 году исполняется 20 лет одному из главных вузов Русской Православной Церкви —Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. В интервью корреспонденту газеты «Возглас» ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал о современном положении вуза.  2012 году исполняется 20 лет одному из главных вузов Русской Православной Церкви —Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету. В интервью корреспонденту газеты  «Возглас»  ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев рассказал о современном положении вуза. — Отец Владимир, в преддверии нового учебного года и юбилея университета в следующем году, что на сегодняшний день представляет собой ПСТГУ? — ПСТГУ сегодня — это высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, которое имеет государственный аккредитационный статус университета. Сейчас университет включает в себя 10 факультетов и все формы обучения. На очном отделении дается бесплатное образование, на заочном и вечернем оно платное, но плата небольшая. Преподавательский состав ПСТГУ — примерно 600 человек. Что касается учащихся, то по примерным подсчетам их порядка 3000 человек. Однако эта цифра постоянно меняется, достигая максимума в начале учебного года и минимума — в конце. ПСТГУ — это негосударственное учебное заведение, которое реализует государственные стандарты и выдает дипломы государственного образца. В состав университета входит богословский факультет, который является главным, самым большим, на нем реализуются четыре стандарта. В отличие от того, что было в первые годы существования университета, сегодня на богословском факультете могут учиться все, кто желает. Никаких особых требований к православным студентам, кроме учебных и нравственных, мы не предъявляем. Студенты, которые в дальнейшем желают принять священный сан, могут одновременно с учебой в университете поступить в Богословский институт при ПСТГУ. Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ) — это, по организационно-правовому статусу, религиозная организация, духовная школа. Студенты, поступающие в ПСТБИ, активно участвуют в богослужениях, на 4-м курсе проходят хиротесию во чтеца. Выпускники получают диплом духовной школы, такой же, как и в Московской духовной академии. Таким образом, те, кто помимо университета оканчивают и Богословский институт и принимают духовный сан, при выпуске получают два диплома.

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-vo...

Головкова Лидия Алексеевна (род. 1941) - старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Окончила Графический факультет Московского Художественного института им. В.И. Сурикова. С 1966 года до начала 1990-х годов работала как художник в области политического плаката, сотрудничала с издательством «Изобразительное искусство». С 1994 г. – сотрудник, с 2000 г. – старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ныне Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)). Основные темы исторических исследований: новомученики и исповедники XX века; репрессии, репрессивные органы, тюрьмы и лагеря. Изучает следственные дела, занимается поисками и исследованием мест массовых захоронений казнённых и замученных: «Бутовский полигон», «Коммунарка» и др. Главный редактор и составитель 8-томной «Книги Памяти «Бутовский полигон», одна из авторов и составителей фундаментальных изданий о новомучениках и исповедниках Российских. Принимала участие в подготовке изданий ПСТГУ: «Следственное дело Патриарха Тихона», энциклопедического справочника «За Христа пострадавшие», «Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской пострадавшие», участвовала в различных изданиях в качестве профессионального художника. Автор книг «Тихая обитель», «Высокие горы», «Точка жизни», «Где ты?..», «Спецобъект НКВД " Коммунарка " », «Сухановская тюрьма. Спецобъект 110». Галкин Иван Степанович (1905-?) – старший лейтенант государственной безопасности. Член ВКП(б) с 1927 г. С 1936 г. служил в НКВД. Помощник начальника Коломенского районного отдела УНКВД по Московской области. С 26 декабря 1937 по 2 июня 1940 г. начальник Коломенского районного отдела, затем Коломенского городского отдела УНКВД по Московской области (уволен согласно п. 38 б «Положения о прохождении службы начальствующим составом Главного управления государственной безопасности НКВД СССР»: «(…) причинами увольнения могут быть: а) приговор суда или решение Особого Совещания при НКВД СССР; б) арест судебными органами; в) невозможность использования на работе в Главном управлении государственной безопасности».

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

В Свято-Тихоновском университете пройдет ежегодная богословская конференция 14 января, 2011. Редакция " Правмира " 20–22 января 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси пройдет зимняя сессия XXI Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 20–22 января 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси пройдет зимняя сессия XXI Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Данное научное мероприятие объединяет творческие усилия богословов, преподавателей и сотрудников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и других Православных Церквей, а также многих представителей гуманитарных наук академических институтов, университетов, музеев, архивов, библиотек, специалистов по церковному искусству. 20 января состоится пленарное заседание и пройдут секции: «История миссий»; «Актуальные проблемы православного сектоведения»; «Идеал в русской общественной мысли конца XVIII – начала XX веков»; «Педагогическое образование в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся». 21 января пройдут секции: «История и литература Христианского востока»; «История миссий», «Религия и политика: история и современность»; «Благотворительность и социальная политика государства в России XIX – XX веков»; «Педагогическое образование в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся»; Круглый стол «Использование методов экстремальной педагогики для коррекции нарушений в личностном развитии ребенка»; «Актуальные проблемы общего и сравнительно-исторического языкознания: методология, теория, преподавание»; «Актуальные проблемы история Русской Православной Церкви в ХХ веке»; «Христианское искусство»; «Церковное пение». Также 21 января состоится вечер памяти протоиерея Всеволода Шпиллера. 22 января пройдут заседания остальных секций: «Практическая миссиология»; «Культурология»; Круглый стол Центра поддержки заключенных «Миссия и социальное служение Русской Православной Церкви»; Круглый стол «Люди и судьбы Русского Зарубежья»; «Германская филология»; «Романская филология»; «Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке»; «Христианское искусство»; «Церковное пение». Источник: Православный Свято-Тихоновский унивеситет

http://pravmir.ru/v-svyato-tixonovskom-u...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Свято-Тихоновском университете обсудили проблемы развития богословского образования в Приволжском ФО 26.01.2007 26 января в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном университете (ПСТГУ) прошло очередное заседание рабочей группы по конфессиональной политике и сохранению духовного и исторического наследия Общественного совета по развитию институтов гражданского общества Приволжского федерального округа (ПФО), сообщила пресс-служба ПСТГУ. В заседании участвовали государственные чиновники, архиереи и епархиальное духовенство, представители общественности. В центре внимания рабочей группы был вопрос развития богословского образования в ПФО. Прот. Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, назвал важнейшей мерой в этом направлении введение курса «Основ государственно-конфессиональных отношений» в рамках программ дополнительного профессионального образования госслужащих, создание кафедр теологии в рамках гражданского образования, распространение чтения теологических дисциплин студентам различных специальностей. Представители Самарской епархии игумен Георгий (Шестун), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Духовной семинарии, а также Дмитрий Вадимович Сивиркин, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель правления Регионального общественного движения «Самара православная», рассказали об успешном опыте внедрения вариативной составляющей предмета «Основы православной культуры» в школах, находящихся на территории епархии. В настоящее время работать в рамках государственного стандарта готовы 90 школ. Докладчики предложили использовать в других епархиях данные наработки – методическую базу, программы и учебные материалы. М.Б.Смолин, главный редактор журнала «Имперское возрождение», сделал отчет о процессе подготовки к изданию окружного межъепархиального журнала «Православное Приволжье». Первый номер журнала планируется выпустить в апреле. В качестве авторов заявлены прот. Димитрий Смирнов, диакон Андрей Кураев, Дворкин А.Л. и др. И.В.Мещан, заместитель исполнительного директора Фонда преподобного Серафима Саровского, рассказал о результатах деятельности фонда по поддержке гражданских инициатив. По результатам грантового конкурса отобраны 44 проекта из 12 регионов. А.Н.Алекаев, генеральный менеджер Православного информационного агентства «Русская линия», сообщил об опыте взаимодействия общественных организаций с Русской Православной Церковью и органами государственной власти. В ближайших планах группы – проведение Съезда православной молодежи в г. Саратов в марте, а также Молодежный образовательный форум в г. Пермь. Седмица.Ru Редакция текста от: 26.01.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2260.html

  См.: Казерова Н.В. Всероссийский съезд законоучителей светских средне-учебных заведений 1909 года// Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология . 2007. 4. С. 161–174;Казерова Н.В.: Опыт законоучительских съездов в развитии религиозного образования в России//НИА «Наследие Отечества»: Рейтинг персональных страниц и электронных библиотек VIPERSON. Дата обновления: 19.12.2007. URL: http://dom.viperson.ru/wind.php?ID=425291 (дата обращения: 27.02.2011); Гриднев Г. А. Пастырские собрания в Новочеркасске в 1905–1906 гг.//[XIII] Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2004 г. М., 2005.С. 411–417.   Пухальская М.Ф. Преподавание Закона Божия в гимназиях и реальных училищах Беларуси в начале ХХ века (1900–1917 гг.) [Электронный ресурс]//Белорусский портал ЦАРКВА. Дата обновления: 28.04.2010. URL: http://churchby.info/rus/525/(дата обращения: 13.01.2011).   Ермошин А.В. Преподавание Закона Божия в средних учебных заведениях Казани во второй половине XIX в. (извлечения)//Духовная семинария Казанской епархии РПЦ. URL: (дата обращения: 21.02.2011).   Фидченко О.В. Архивные данные о законоучителях Московского учебного округа конца XIX – начала XX в.//Православная культура в России: прошлое и настоящее: по материалам Вторых Свято-Филаретовских чтений/[сост.: А.С. Мельков, В.Ю. Венедиктов]. – М.: Пашков дом, 2007. С. 79.   Там же. С. 81–86.   См.: Фидченко О.В. О взаимодействии светской власти и православного духовенства в плане развития среднего образования России конца XIX – начала XX вв.//На ниве Христовой: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: Материалы Всерос. науч.-богосл. конф. «IV Свято-Филаретовские чтения», 10–11 дек. 2008./Сост. А.С. Мельков, В.Ю. Венедиктов. М.; Ярославль: Ремдер, 2009. С. 117–120.   Каледа Г., прот. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях//Журнал Московской патриархии. 1994. 7–8. С. 29–49.

http://bogoslov.ru/article/1667342

В Свято-Тихоновском университете продолжается набор студентов 30 июня 2012 г. 14:31 Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет продолжает набор абитуриентов. ПСТГУ является высшим учебным заведением Русской Православной Церкви, обладает государственной аккредитацией и выдает дипломы государственного образца. В год празднования 20-летнего юбилея Свято-Тихоновский университет получил заслуженное признание высокого качества образовательных программ со стороны Министерства образования и науки РФ и стал первым и единственным в России учебным заведением Московского Патриархата, в котором государство профинансирует подготовку специалистов: университет получил 191 бюджетное место очной формы обучения по 10 специальностям в рамках программ бакалавриата и магистратуры. Все остальные студенты очной формы обучения по традиции также будут учиться бесплатно — за счет средств, предоставленных Попечительским советом ПСТГУ. Университет был создан по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году и на данный момент является крупнейшим учебным заведением Русской Православной Церкви и, более того, крупнейшим православным учебным заведением в мире. Задачей ПСТГУ является профессиональная подготовка следующего поколения православной интеллигенции, представители которого, благодаря полученным в ходе обучения знаниям и навыкам, успешно конкурируют на рынке труда в различных сферах и трудятся на благо страны и Церкви. Богословский факультет готовит студентов по четырем направлениям: теология, религиоведение, философия и филология. Студенты-теологи получают фундаментальное богословское образование, которое вместе с серьезным изучением древних и новых языков дает возможность принять участие в возрождении отечественной богословской и церковно-исторической науки. Студенты Богословского факультета, желающие в дальнейшем принять священный сан, могут параллельно учиться в воссозданном при университете Богословском институте (ПСТБИ). Здесь будущие ставленники получают необходимую пастырскую подготовку и диплом духовной школы, необходимый для рукоположения.

http://patriarchia.ru/db/text/2314405.ht...

Этим материалом «Журнал Московскои Патриархии» продолжает цикл статеи, задача которых  — предоставить ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в палитре мнении, отражающих разные аспекты темы. Такои подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основои для статеи служат публикации интернет-портала «Пастырь» , созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковнои благотворительности и социальному служению Русскои Православнои Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русскои Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя.     5 мая 2023 г. 14:00 Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-bepcuя. 10 января 2022 г. 16:30 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/venchanie_11887...

Автор многочисленных научных трудов в области проблем истории Византии, западноевропейского средневековья и русско-византийских отношений. Оболенский Дмитрий Дмитриевич, сэр (1918–2001) – сын князя Дмитрия Оболенского и графини Марии Шуваловой, наследник одной из старейших дворянских семей России. Профессор средневековой истории России и Балкан Оксфордского университета, преподаватель Тринити Колледжа, преподаватель Гарвардского, Йельского, Принстонского университетов. Автор классических монографий по средневековой истории Восточной и Юго-Восточной Европы, а также русской литературе. Он занимал должности председателя факультета современной истории в Окфорде, секретаря XIII Международного конгресса византийских исследований, который проходил в Оксфорде в 1966 г., входил в состав различных научных комиссий, как местных, так и национальных. В 1974 г. стал почетным членом Британской академии наук. С 1983 по 1985 г. занимал пост вице-президента Академии. В 1984 г. удостоен звания рыцаря Британской империи. Озолин Николай Мартынович, протоиерей – выпускник Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1964 г.), ученик и сотрудник Л. А. Успенского . В 1968 г. рукоположен в священники архиеп. Василием (Кривошеиным) и удостоен звания кандидата богословия Московской духовной академией. В 1971 г. митр. Антонием Сурожским был назначен секретарем Патриаршего Экзархата. В 1985 г. защитил докторскую диссертацию в Университете Сорбонны. В следующем году был избран на должность visiting professor (приглашенного профессора) в Свято-Владимирскую православную духовную академию (Крествуд, штат Нью-Йорк) и на новую кафедру православной иконологии в Свято-Сергиевском институте. С 1999 г. читает спецкурс на факультете церковных художеств Православного Свято-Тихоновского богословского института (Москва). Автор научных трудов по православной иконологии и пастырскому богословию. Прохоров Гелиан Михайлович – доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, работает в Отделе древнерусской литературы, автор многочисленных статей и монографий по истории России и древнерусской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Долгое время воспоминания о. Киприана, а также его иерусалимский дневник оставались неизвестны для читателей. Сам о. Киприан не планировал их издавать. Тексты хранились в его архиве в Свято-Сергиевском богословском институте и в частных архивах. В 2002 г. Свято-Тихоновским институтом в Москве были изданы воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и еп. Гаврииле (Чепуре), которые о. Киприан начал писать во Франции в 1947 г. В 2011 г. в Иерусалиме вышел дневник о. Киприана, который он вёл в 1928–1930 гг. в Иерусалиме, будучи начальником Русской духовной миссии. В 2021 г. издательством Свято-Тихоновского университета были переизданы как воспоминания об архиереях, так и иерусалимский дневник. Впервые были изданы воспоминания о. Киприана о детстве и о жизни в эмиграции на Балканах. Всё это вошло в книгу «О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)». Пока ещё ожидает издания переписка о. Киприана, хранящаяся в разных собраниях и архивах. Из предлагаемых вниманию читателя текстов книги 2021 г. «О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)» самым ранним по времени написания является иерусалимский дневник. Он издан по авторской рукописи, хранящейся в архиве Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Это серая тетрадь большого формата (примерно A4) и объёмом в 284 страницы, заполненная до самого конца, с общим названием «Се восходим во Иерусалим. Октябрь 1928 — июнь 1930 года». Написанный в Иерусалиме дневник «переехал» вместе с о. Киприаном в Югославию, а затем и в Париж, а после смерти автора оказался в архиве Свято-Сергиевского института. Именно там он был обнаружен и приготовлен мною к изданию в рамках научной работы в институте . Нет свидетельств о том, чтобы сам о. Киприан когда-либо собирался издавать дневник. Даже для учеников и духовных чад содержание его оставалось неизвестным. Возможно, это связано с тем, что о. Киприану на момент создания дневника было 30 лет и в последующие годы он его «перерос»? Тем не менее серая тетрадь вместе со своим автором совершила путь от Русской духовной миссии в центре Иерусалима, через Югославию, до его кельи на парижской Сергиевской горке и до архива института.

http://bogoslov.ru/article/6172483

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010