С.В. Шумило «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Зографские проэстосы рассказывали в 1847 г. иеросхимонаху Сергию, что населявшие «Черный Выр» 30 иноков-малороссиян оставили его около 1830 г. в связи с событиями греческой национально-освободительной борьбы 164 . Этот факт находит подтверждение у еп. Порфирия (Успенского) в описании Зографа за 1858 г. 165 , в «Путеводителе по Афону» за 1895 г. 166 , а также – в годовом отчете Свято-Ильинского скита Протату Святой Горы за 1930 г. 167 Следует заметить, что именно после 1830 г. братство восстанавливаемого Афонского Ильинского скита, основанного в свое время выходцем из семьи казачьих священников с Полтавщины прп. Паисием Величковским , существенно пополнилось украинскими монахами. Возможно, часть из них были бывшими насельниками «Черного Выра». В 1845 г. Ильинский скит посетил Великий князь Константин Николаевич Романов, где и остановился на ночлег. Согласно свидетельству иеросхим. Сергия (Веснина), обитель поразила высокопоставленного гостя «своей малороссийской опрятностью» 168 . А молдавский князь Александр Дабижа, описывая в 1892 г. святогорскую «малороссийскую обитель», называет ее «живым уголком далекой Украины» на Афоне 169 . По его словам, после периода десятилетнего запустения во времена русско-турецкой войны, «любовь малороссиян к родной обители подняла ее из развалин, и ее обновленные стены стали опять наполняться казацкими выходцами с придунайских и черноморских берегов. Но не прекратились внутренние неурядицы в скиту» 170 . Несмотря на то что «малороссиян» в скиту было большинство, в 1837 г. их изгнали из обители «великороссы». Распря на национальной почве длилась два года, пока в 1839 г. Протат не занял сторону «малороссийского большинства», окончательно передав обитель в руки украинских монахов и выселив из нее россиян во главе с настоятелем иеромонахом Павлом, выходцем из Калужской губернии 171 . Подлинные причины затяжной распри в Ильинском скиту между «малороссами» и «великороссами» неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть третья. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников русского Свято-Ильинского скита на Афоне Схиархимандрит Паисий Схиархимандрит Паисий 466 родом был болгарин. Его родители переехали из Филиппополя в город Килию Бессарабской области, где он и родился. Впоследствии они переселились в Кишинев. В 15-летнем возрасте он поступил в Добрушский монастырь, но пробыл там недолго. Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский, во время посещения монастыря заметил его и велел игумену немедленно прислать его в митрополию, где началась общественная деятельность отца Паисия как иподиакона при экзархе Гаврииле. В 1825 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1831 году – в иеромонаха и был поставлен игуменом в Соручанский монастырь. В 1839 году отец Паисий испросил от епархиального начальства увольнение и прибыл на Святую Гору Афон. Здесь он купил в Кавсокаливском скиту келлию, где поселился со своим другом и соратником иеродиаконом, которого также звали Паисием. Весть о высокой духовности отца Паисия быстро разошлась по всему Афону. К нему за советами рекой потекли иноки разных обителей, все дивились его рассудительности и прозорливости. Летом 1841 года братия Ильинского скита по жребию избрала отца Паисия своим настоятелем и пригласила его в скит. Отец Паисий ни за что не хотел расставаться с пустынной своей келлией и дал им твердый отказ. Тогда братия скита второй раз бросила жребий, и опять выпала кандидатура отца Паисия, и они, уверенные, что сам Бог желает в настоятели скита отца Паисия, стали его уговаривать более настойчиво, и наконец он согласился. Первым делом он начал приводить в порядок церкви скита: завершил строительство соборного храма во имя святителя Митрофана, и в ноябре 1842 года она была освящена. На другой год отец Паисий с Божьей помощью построил новый корпус между церквями Благовещения и святителя Митрофана. Он разломал также все старые мелкия кельи вокруг скита и построил скит в большем размере. В течение семи лет ему удалось перестроить весь скит. В 1850 году перестройка скита была завершена и в нем началось умножение братства. Несмотря на это, отец Паисий не прекращал сам лично трудиться на обычных послушаниях, подавая личный пример братии. Днем работал он на огороде, копая и насаждая огородную зелень, или носил камни для ограды виноградного сада, а ночью помогал повару чистить лук, картофель, свеклу и все, что потребно было для варки пищи, рубил дрова и носил воду на кухню. Он владел и мастерством портного и шил в особой своей мастерской церковные облачения и одежду для братии. Во время любого его занятия всегда была открыта пред ним для чтения какая-нибудь назидательная книга. Сам он одежду носил простую и ветхую, так что приходящие паломники, видя его одетым почти в рубище, не могли признать в нем настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мурсула. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Германовский скит. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Каменная Александро-Невская церковь в Германовском скиту Валаамского монастыря была заложена 22 Сентября 1901г. и строилась по проекту арх. Николая Дмитриевича Прокофьева. Ее торжественное освящение 25 Июля 1904г. совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Николай(Налимов). К настоящему времени церковь сохранилась в аварийном состоянии. Старую фотографию этого храма можно найти в небольшом альбоме под названием " Альбомъ видовъ Валаамскаго Спасо-Преображенскаго монастыря и его скитовъ " , Одесса, 1911, 6 июля 2018 года началось восстановление храма святого благоверного великого князя Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюансаари – последнего порушенного храма Старого Валаама, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Данный храм был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю в весьма плачевном состоянии. На Старом Валааме было 13 скитов. Сегодня возобновлена монашеская жизнь в одиннадцати скитах: Никольском, в скиту во имя Всех святых, Предтеченском, Сергиевском, Ильинском, Святоостровском, Смоленском, Гефсиманском, Воскресенском, Коневском, Свято-Владимирском. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ведутся работы по возведению еще трех скитов: восстанавливается исторический скит во имя преподобного Авраамия Ростовского, Казанский скит, скит во имя преподобного Серафима Саровского на Парфирьевском острове. В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга и разнородные леса; между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».

http://sobory.ru/article/?object=02289

С.В. Шумило Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона По словам иеросхимонаха Сергия (Веснина), зографские проэстосы рассказывали ему в 1847 г., что малороссияне оставили свой скит «Черный Выр» около 1830 г. в связи с событиями греческой национально-освободительной борьбы 137 . Этот факт подтверждается у еп. Порфирия (Успенского) в его описании посещения Зографского монастыря в 1858 г. 138 , в «Путеводителе по Афону» за 1895 г. 139 , а также – в годовом отчете Свято-Ильинского скита Протату Святой Горы за 1930 г. 140 Следует заметить, что в это же время опустел практически весь Афон. Греческое восстание 1821 г. турки пытались жестоко подавить. Был повешен в Константинополе Вселенский патриарх Герман, а вместе с ним казнен ктитор Русика Скарлат Каллимах. В 1822 г. в греческой Македонии салоникский паша истребил до 5 тысяч мирных жителей, были сожжены многие деревни. В виде исключения, ради спасения жизней тысяч людей, Афон тогда приютил около 8 тысяч женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции. За поддержку греческого восстания турки мстили афонским монахам. Только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских инока. Кроме того, на Афонском полуострове турки разместили военный гарнизон из нескольких тысяч турецких солдат, а святогорских игуменов отправили в Стамбул в качестве заложников. Греческая национально-освободительная борьба длилась более 10 лет. За это время Афон фактически полностью был опустошен. Новые иноки на Святую Гору не поступали, а прежние, в большинстве своем, покинули Афон на время войны. Так, братия основанного прп. Паисием Величковским Свято-Ильинского скита, оставив обитель, разбрелась по разным странам. Скитоначальник обители иеросхимонах Парфений даже вывез к казакам на Кубань (бывшим запорожцам) все скитские святыни – часть Животворящего Креста Господня, мощи, церковные сосуды, ризницу, книги. Когда в 1830 г. был заключен мир с Турцией и о. Парфений вернулся на Афон, то нашел в скиту 8 человек, вернувшихся из Молдавии, которые в годы войны скрывались преимущественно в лесах и неприступных ущельях. Запустение обители было столь велико, что отец Парфений долго не мог найти свой скит: все дороги и тропинки к нему заросли лесом и кустарниками. Разрушенные корпуса обители свидетельствовали о грабеже и нападениях турецких войск и пиратов 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие В библиотеке русского Свято-Ильинского скита на Афоне имеется рукопись, писанная на полуславянском наречии (подобно наречию Четий-Миней св. Димитрия Ростовского ), церковнославянскими буквами. Об этой рукописи сохранились следующие устные сведения. В двадцатых годах прошедшего столетия молодой послушник одного из российских монастырей (крестьянин Орловской губернии) перешел в Немецкий монастырь в Молдавии, славившийся тогда высокою духовною жизнью своих иноков и аскетическими сочинениями бывшего в нем игумена – знаменитого старца Паисия Величковского , скончавшегося в нем в 1794 году. Этот послушник, принявши на новом месте жительства монашеский постриг с именем Софрония, долго пребывал в монастыре, в коем застал многих учеников великого старца Паисия, и в том числе инока краснописца Платона, переписывающего еще при жизни старца Паисия его сочинения и переводы с греческого языка. Краснописец Платон, по расположению к иноку Софронию за искусное его пение на клиросе, подарил ему переписанную собственной рукою означенную рукопись и при этом высказал, что помещенные в ней 45 аскетических слов, проникнутых строго святоотеческим подвижническим духом, составлены старцем Паисием. В 1836 году инок Софроний, оставив Молдавский Немецкий монастырь, поступил на жительство в Свято-Ильинский скит на Афоне, основанный старцем Паисием Величковским , во время его жительства на святой горе. В этом скиту инок Софроний скончался в 1867 году, на 72 году жизни, оставив в сей обители принесенную им означенную рукопись, о которой выше объясненное он сообщил многим братиям скита. По содержанию мыслей, проникнутых строгим святоотеческим духом, по характеру изложения, отличающегося простотою и в высшей степени убедительностию, рукопись весьма напоминает известные в печати сочинения старца Паисия, ревнителя словом и делом внутренней духовной монашеской жизни, что и служит подтверждением достоверности означенных библиографических устных сообщений о ней. Но нельзя положительно утверждать: принадлежит ли рукопись к самостоятельным произведениям отца Паисия, или к переводным, или даже к простой выписке из святоотеческих писаний, ибо всем этим он занимался, и все это можно заметить в рукописи, которую, в переводе на русском наречии, и издает Свято-Ильинский скит, для душевной пользы всех монашествующих, особенно ревнующих об уединенной аскетической жизни; а некоторые слова в ней весьма полезны и для светских лиц. Слово 1

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

В числе замечательных икон в ските находятся: празднуемая 17 августа Гефсиманская икона Божией Матери, привезенная с Афона митрополиту Филарету А.Н. Муравьевым (по преданию, находившаяся в кельи преподобного Иоанна Дамаскина и, быть может, как предполагают некоторые, точная копия или даже сам подлинник иконы, представляющий собою изображение Богоматери с Богомладенцем на Ее левой руке, благословляющим правою рукой, написанной самим преподобным Иоанном в благодарность за его исцеление и называющейся Дамаскинской, но которую не должно смешивать с иконой, известной под наименованием Троеручицы), образ Распятия Спасителя, принадлежавший по преданию, святому Федору Студиту и привезенный тоже А.Н. Муравьевым с Афона, где это Распятие стояло в кельи патриарха Иеремии, жившего там на покое в XVI веке, и образ преподобного Сергия с частицами мощей. На север от скита за прудом находится пещерные кельи с двумя храмами. Основателем их был известный в Москве в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия юродивый Филиппушка (Филипп Андреевич Хорев, из крестьян Владимирской губернии, Вязниковского уезда, деревни Стрянковой), в схиме — Филарет, погребенный в скиту; над пещерами построен в виде чехла величественный пятиглавый храм в русском стиле XVII века и освящен в 1894 году в честь чудотворной Черниговской — Ильинской иконы Божией Матери. Эта святая икона, написанная в XVIII веке на полотне и представляющая собою точный список, в несколько большем размере, с Ильинской — Черниговской иконы, была получена в благословение от одного инока Свято-Троицкой Сергиевой лавры священником Хотьковского монастыря Иоанном Алексеевым; первоначально она находилась в его доме, где перед нею с особым усердием молилась проживающая там некоторое время после смерти своего отца девица Александра Григорьевна Филиппова, которой затем в 1826 году святая икона и была получена от отца Иоанна, а 1852 году передана ею в Гефсиманский скит, где святая икона, находящаяся в левой стороне иконостаса нижней пещерной церкви Архангела Михаила, вскоре и прославилась чудотворениями, красноречивыми свидетелями чего являются драгоценные украшения ее облагодетельствованными благодатною помощью Богородицы по молитвам перед этой святой иконой; первое чудо исцеления, по молитве перед нею, тяжко больной женщины совершилось 1 сентября 1869 года; празднование в честь этой иконы совершается 1 сентября и 16 апреля.

http://sobory.ru/article/?object=01122

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия - как Иов Многострадальный Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества 10.01.2018 999 Время на чтение 4 минуты Приснопамятная игумения Анастасия (Шестун; 1952-2012) в свое время добилась выделения под скит участка на Гавриловой Поляне недалеко от Самары. Здесь в советское время размещался лагерь, одним из заключенных которого был отец Иоанн (Крестьянкин). Скит матушка Анастасия посвятила Иову Многострадальному, которого считала символом России XX в. и последующих времен. Господь провел русский народ так же, как Иова Многострадального, через горнило страданий. В ветхозаветные времена это был определенный шаг к Боговоплощению. Господь испытывал род человеческий, готов ли хотя бы один человек вытерпеть малую долю того, что предстояло Сыну Божию. Так же и русскому народу Он попустил в ХХ в. пройти через гонения. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), - заповедал Спаситель Своим ученикам. Но сохранился ли народ, который во всей полноте сможет выдержать эту духовную брань верности за пострадавшего Христа? «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Наши новомученики и исповедники выдержали этот экзамен. Россия оттого и стоит, и мир продолжает свое существование. Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу увековечить память за Христа пострадавших в ХХ в. А как это сделать? Прежде всего, службой и молитвой. В нашем Заволжском Свято-Ильинском женском монастыре освящен храм в честь священномученика Константина (Сухова), где мы совершаем все богослужения, связанные с новомучениками, с царственными страстотерпцами. Пересматривая синодики, ставим на первые места новомучеников и исповедников, чтобы им служить всенощные, полиелеи. Их имена должны становиться известны народу. Новомученики и исповедники - главные святые из всех, почитаемых нами. К ним мы прежде всего должны обращаться в наших молитвах. Иначе мы становимся предателями тех, чьим подвигом мы сегодня спасаемся.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/10/r...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ушёл от нас настоящий православный подвижник Отошёл ко Господу архимандрит Георгий (Шестун) 19.09.2022 2881 Время на чтение 3 минуты Фото: mc-zdorovie1.ru Сегодня, 19 сентября, в 9 утра на 72-м году жизни, после продолжительной болезни отошёл ко Господу настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья Самары архимандрит Георгий (Шестун) , сообщили нам из Самары. Доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, отец Георгий был постоянным автором «Русской народной линии». В своих статьях и комментариях батюшка затрагивал актуальные проблемы педагогики, образования и воспитания молодого поколения, проблемы семьи, поднимал тему образовательной деятельности Русской Православной Церкви, давал оценку происходящему в стране и Церкви в историческом и философском контекстах. Архимандрит Георгий (в миру Евгений Владимирович Шестун) родился 26 июня 1951 году в Самаре, там же окончил среднюю школу и поступил в педагогический институт на факультет математики, физики и информатики. В 1992 году состоялось рукоположение Евгения Шестуна в пресвитеры, духовное образование он получил в Самарской духовной семинарии. Позже отец Евгений одновременно со своей матушкой, супругой и матерью своих детей, в миру Ириной Петровной Шестун, затем игуменией Анастасией, настоятельницей Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря , скончавшейся 22.06.2012 года, был пострижен в монашество с именем Георгий. В начале 2000-х годов самарский приход во имя Сергия Радонежского основал монашеский скит на берегу Волги в селе Подгоры, в 2007 году скит стал монастырём в честь Честнаго и Животворящего Креста Господня. Его настоятелем стал игумен Георгий (Шестун), позже получивший чин архимандрита. Жизнь в монастыре отличается аскетизмом, доступ паломников ограничен. В Самаре в качестве монастырского подворья функционирует храм преподобного Сергия Радонежского со многими чудотворными иконами и мощами святых.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/19/us...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЯСЛАВИЕ движение почитателей имени Божия, начавшееся в рус. мон-рях Афона в 1909-1913 гг. и нашедшее сторонников в России. Связанная с И. полемика нашла выражение в трудах рус. богословов и философов XX в. Имяславские споры «Афонская смута» 1909-1913 гг. Начало движению положила публикация книги схим. Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа», состоявшаяся в 1907 г. Изложенное в книге учение о почитании имени Божия вскоре после появления книги вызвало жаркие споры, охватившие все основные рус. обители Афона - Фиваидский, Ильинский и Андреевский скиты и Свято-Пантелеимонов мон-рь (см. статьи Илии пророка муж. скит , Андрея апостола скит , Русский вмч. Пантелеимона мон-рь ). В 1909 г., после появления серии публикаций с критикой в адрес книги, рус. монашество на Афоне разделилось на противников и сторонников почитания имени Божия. При этом первые стали называть вторых имяборцами, а те в ответ говорили о своих противниках как об «имябожниках». Сами почитатели имени Божия назвали себя имяславцами, а свое учение - И. Постепенно полемика приобретала все более ожесточенный характер. В Фиваидском скиту противники И. говорили об имяславцах: «Они ведь по глупости своей мужицкой три буквы,- И, М, Я,- Богом называют». Имяславцев обвиняли также в том, что «у них четыре Бога: Бог Отец, Сын и Святой Дух, а четвертый - имя Иисус» ( Выходцев. 1917. С. 17). По свидетельствам имяславцев, нек-рые из их противников писали на камне имя Иисус, бросали камень на землю и топтали ногами; другие писали имя Божие на бумажке, клали в карман и говорили: «Бог Иисус в кармане». Чтобы доказать, что имя Иисус является простым человеческим именем, не заслуживающим поклонения, противники И. говорили: «Я с вашим Иисусом был в кабаке», имея в виду некоего мон. Иисуса, жившего на Капсале и лежавшего некоторое время в больнице Пантелеимонова мон-ря. К нему противники И. отсылали имяславцев на поклонение (Там же. С. 28).

http://pravenc.ru/text/389527.html

С.В. Шумило 10. К истории игуменства прп. Паисия Величковского в афонском монастыре Симонопетра Житие прп. Паисия Величковского , составленное его учеником и келейником схимонахом Митрофаном, повествует, что, когда основанный старцем на Афоне Свято-Ильинский скит не мог более вмещать в своих стенах всех желающих насельников, преподобный с частью братии перешёл в монастырь Симонопетра. К сожалению, сообщения об игуменстве прп. Паисия в этой святогорской обители крайне скупы. Из Жития старца нам только известно, что «честные святогорцы посоветовали ему [Паисию] взять себе монастырь Симонопетра. Обитель эта имела долги, и братство её было немногочисленно. Блаженный подал об этом прошение Собору и вскоре получил его решение с благословением. Взяв половину братий, он переселился в монастырь, а прочих оставил в скиту. А когда в скором времени заимодавцы услышали, что в монастыре собралось братство, тотчас же приехали требовать долги, и неповинный в них блаженный отдал им семьсот левов. Вскоре, опасаясь прочих кредиторов и оставив монастырь, он возвратился в скит» 104 . Автор Жития схимонах Митрофан, уроженец Переяслава (на территории современной Украины) и выходец из казачьей семьи, был ближайшим учеником и келейником прп. Паисия Величковского . В послушание к старцу в буковинской Драгомирне он поступил в 1766 г., через два года принял от него монашеский постриг и выполнял различные послушания, в частности, переписчика святоотеческих книг в «скриптории» преподобного. В целом, под духовным руководством старца он пребывал около тридцати лет. По поручению братии Нямецкого монастыря Житие прп. Паисия он писал по свежим следам, вскоре после смерти наставника. Оно считается наиболее правдоподобным, поскольку составлено близким учеником и келейником старца на основе личных наблюдений или рассказов преподобного и его сподвижников. Однако, по причине того, что о. Митрофан не был очевидцем пребывания старца Паисия на Афоне, этот период не был им освещён достаточно подробно, и его описание может грешить неточностями, характерными для устного предания. Свой труд о. Митрофан так и не успел до конца исправить и отредактировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010