Не сладка была жизнь княжны Софии под опекой корыстных Ходкевичей, не стала она слаще и в замужестве. Единственной отрадой и утешением была для княгини Слуцкой православная вера: во всех печалях своих с самого раннего детства обращалась она к Богу. Ко всем же невзгодам житейским прибавилось еще одно горе, затмившее собою личные скорби княгини: церковная уния с Римом, объявленная в Западнорусском крае с 1596 года. В период заключения унии Слуцк принадлежал княгине Софии. Именно она и стала защитницей православных святынь, охранительницей народа от униатского насилия. В молодой княгине нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку, давшие жителям города возможность сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью защиты Православия. В деятельности Братства праведная София принимала самое деятельное участие как высокоименитая братчица. Своего мужа в бытность его католиком настойчиво убедила она исходатайствовать у польского короля грамоту о воспрещении благочестивых (то есть православных) принуждать к унии. Влияние праведной княгини было столь велико, что даже муж ее князь Януш Радзивилл впоследствии издавал грамоты в поддержку Православия, глубоко уважая завещанные благочестивой Софией традиции. Кроме юридической защиты Православия княгиня София всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Город постепенно становился религиозным и церковно-административным центром, около которого группировались патриотические силы Белой Руси. Блаженная София скончалась 19 марта 1612 года от первых родов мертворожденной дочери в возрасте 26 лет. Нетленные останки княгини Слуцкой Софии почивают ныне открыто в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

2 ноября 2014 г. за Литургией в Воскресенском соборе г. Борисова митрополитом Минским и Заславским Павлом рукоположен в сан иеродиакона. 9 ноября 2014 г. за Литургией в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска митрополитом Минским и Заславским Павлом рукоположен в сан иеромонаха. В 2014-21 гг. — ректор Минской духовной академии. 5 января 2015 г. за Литургией в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска митрополитом Минским Павлом возведен в сан архимандрита. 21 июня 2015 г., по окончании Литургии в Воскресенском соборе г. Бреста, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом удостоен права ношения докторского креста (в связи с успешной защитой докторской диссертации и присвоением ученой степени доктора богословия). В 2018-21 гг. — член Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах . Решением Священного Синода от 23-24 сентября 2021 г. ( журнал 85 ) назначен полномочным представителем Московского Патриархата по взаимодействию с находящимися в Западной Европе высшими учебными заведениями, в которых обучаются или могут обучаться студенты из Русской Православной Церкви; определен в клир приходов Московского Патриархата в Италии и назначен настоятелем храма свт. Николая Чудотворца в г. Мерано. Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Образование: 1995 г. — Минская духовная семинария. 1999 г. — Санкт-Петербургская духовная академия. 2004 г. — доцент кафедры библеистики и христианского вероучения Института теологии БГУ. 2011 г. — доцент Минской духовной академии. 2013 г. — Общецерковная аспирантура и докторантура (доктор богословия). Научные труды, публикации: Христианское богословие и греко-римская образованность и культура в наследии святителя Григория Назианзина (кандидатская диссертация). Библейская книга Екклесиаста в контексте литературы мудрости Древнего Египта (докторская диссертация). Автор 4 учебных пособий и более 50 научных публикаций. Награды: Церковные: Portal publications Патриархия.ru Минская духовная академия: исторический путь становления и развития [Article] Иеромонах Сергий (Акимов): Для открытия аспирантуры в Минской духовной академии имеются все необходимые ресурсы [Interview]

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199049...

3 января 1996 г. Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом, в Свято-Успенском Жировицком монастыре пострижен в монашество с именем в честь Артемия, великомученика Антиохийского. 8 января 1996 г. возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска, Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси в сослужении сонма архиереев синода Белорусской Православной Церкви, хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. С 1997 по 1998 гг. епископ Артемий являлся председателем совета Центра православного просвещения во имя преподобной Евфросинии Полоцкой. 29 декабря 1999 г. награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II-й степени. 25 апреля 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского II-й степени. 5 июня 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Епископ Гродненский и Волковысский Артемий является Председателем молодежного движения Белорусской Православной Церкви. В соответствии с должностью курирует православное молодежное движение в Беларуси. Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви и его председатель - епископ Гродненский и Волковысский Артемий – в 2004 году стали лауреатами премии III Фестиваля православной молодежи «Обретенное поколение», прошедшего с 5 по 6 сентября 2004 г. в Москве. 9 сентября 2004г. постановлением совета Минской Духовной Академии имени святителя Кирилла Туровского епископу Артемию присвоена ученая степень кандидат богословия за диссертацию на тему «Введение в православное богословие». 4 февраля 2006 г. награжден орденом преподобного Серафима Саровского 2 степени. 25 апреля 2007 г. награжден орденом святителя Кирилла Туровского I степени. В 2006 году поступил в Христианскую теологическую академию г.Варшава (Республика Польша). По окончании курса в 2007 году, постановлением совета академии Владыке Артемию присвоена степень магистра богословия за диссертацию на тему: «Проблемы преподавания предмета «Катехизис» в странах бывшего Советского Союза»».

http://lib.cerkov.ru/authors/262

В тексте святого Евангелия много повествований о различных чудесах Христовых. Но где же Христовы чудеса сегодня среди нас? Каждый из нас, здесь предстоящих, задается подобным вопросом. Где они, эти чудеса? Каким может быть ответ на этот вопрос? Ответ неожиданно прост: мы их не замечаем. Часто все хорошее от руки Божией мы принимаем как должное и естественное, как будто так и должно быть. Мы не видим и не чувствуем, что наша жизнь — дивное и радостное чудо, чудо, посредством которого Господь привел нас от небытия к бытию, открыл перед нами непревзойденное чудо существования. Но это еще не все: Он открыл и преподал нам Самого Себя и призвал нас во веки веков быть Его друзьями (Ин. 15:15). Задумаемся над этим, ибо каждое чудо Божие обусловливается нашим личным в нем соучастием, нашей личной верой и внимательностью. Содержанием сегодняшнего евангельского зачала мы приглашены также и к размышлению о другом, быть может, для нас более важном и злободневном. Земная рачительность и безбедное процветание, как правило, задают планку нашего бытия. Но все мы призваны помнить: наше земное существование временно, и потому уже здесь, на земле, мы должны свой ум возносить горе и помышлять о небесном. Мы должны заботиться не только о тленной пище, но особенно о той, что дает нам жизнь вечную — о причащении пречистого Тела и Крови Господних, о чтении Слова Божия, о молитве, освящающей и насыщающей нашу душу благодатью, о добрых делах. Мы — образ и подобие Божие. Мы созданы не только и не столько для животного насыщения, сколько ради вечной жизни в духе и истине. Свято помнить об этом есть наш праведный долг. Это то, что " едино нам на потребу " . Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Истинный хлеб наш есть Хлеб, " сшедый с небесе " , — Господь наш Иисус Христос (Ин. 6:41). Нам доступна Его святая чаша, чаша Божественного Причащения, из которой Он всех нас питает Своей Пречистой Плотью и Кровью. Будем же дерзновенно, с трепетом и любовию приступать к ней. На малое время оставив наши будничные дела, будем наслаждаться Его сладкими речами чрез Божественные Писания. Как молоко и мед, будем впитывать в себя их спасительное учение. Будем алкать хлеба духовного, и Господь приложит нам хлеб земной, ибо взыскующим Царства Небесного прилагаются и блага земные. Аминь».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

И мы знаем, что именно православная вера стала духовной, культурной основой жизни нашего народа. Объединились племена, и возникло мощное государство, которое поражало воображение соседей, государство, в котором национальная жизнь, возвышенная христианской верой, стала приносить удивительные плоды. И все мы с вами являемся наследниками того, что совершил князь Владимир. Вот и сегодня на просторах исторической Руси существуют разные государства, разные народы. Но поелику мы все являемся православными, поелику мы все одна Божия Церковь, то нас связуют духовные узы, и мы ответственны за наше единство, за нашу веру, за сохранение высокого нравственного идеала пред Богом и, конечно, пред великим равноапостольным князем Владимиром, наследниками которого мы являемся. В Евангелии от Марка (Мк. 16:9-20), которое было только что прочитано, содержатся замечательные слова: «если кто веру имеет и крестится, тот спасен будет; а кто не имеет веры, осужден будет». Деяние святого равноапостольного князя Владимира вывело наших предков и выводит сегодня их потомков из-под Божиего осуждения. Крещение открывает перед нами захватывающий горизонт духовной жизни. Через Крещение и веру мы способны подниматься высоко вверх, прикасаясь к Божественной правде. Не могли мы, православные люди, не отметить торжественным образом замечательный 1000-летний юбилей нашего Крестителя. Сегодня повсюду происходят эти празднования. И когда стал вопрос о том, чтобы Патриарх возглавил юбилейные торжества в Минске, то мне пришла мысль, что удобнее всего это сделать, когда мы вспоминаем белорусских святых — в неделю всех святых, в земле Белорусской просиявших. И, конечно, посещая Белоруссию, совершая богослужения, общаясь с высокими представителями государственной власти, с народом, невозможно не вспоминать о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие Победы в которой мы все торжественно отмечаем в этом году. Я хотел бы выразить глубокое удовлетворение в связи с посещением Минска. Завтра по милости Божией буду иметь возможность совершить Божественную литургию в Бресте, а в ночь на 22 июня, в 4 часа, по сложившейся традиции буду вместе с народом в Брестской крепости, чтобы вспомнить великий подвиг тех, кто первым встретил врага и жизнь свою не пожалел, защищая Отечество.

http://patriarchia.ru/db/text/4128395.ht...

По мнению Его Высокопреосвященства, в подобных случаях особенно важно соработничество Красного Креста с Синодальными отделами, сестричествами милосердия, молодежными объединениями Церкви. Например, совместно с сестричеством в честь святой княгини Софии Слуцкой при Свято-Духовом кафедральном соборе Минска организовано посещение хосписов, больниц сестринского ухода, домов-интернатов. Кроме того, действуют центры, куда могут обратиться люди и получить надлежащую помощь и поддержку в лечении и профилактике алкоголизма, наркомании и др. В Церкви накоплен богатый опыт работы с подростками, которых называют трудными, также оказывается помощь людям, которые стали на путь исправления, понеся наказание в местах лишения свободы. Порой нужна помощь в восстановлении документов, устройстве на работу, поиске жилья на первое время, одежды, и здесь немалым ресурсом располагают Елисаветинский монастырь и другие обители. Уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак констатировал, что Белорусская Православная Церковь имеет потенциал для оказания поддержки нуждающимся: «Это не только священнослужители, но и волонтеры, сестры милосердия, братства и сестричества. Это неравнодушные люди, которые готовы приходить на помощь. И мы сегодня должны говорить о том, как выстроить эти горизонтальные связи, чтобы каждое учреждение социального обслуживания, здравоохранения имело поддержку. Чтобы к ним приходили конкретные люди из православных братств вместе с волонтерами Белорусского Красного Креста для того чтобы помощь мог получить каждый нуждающийся». По словам Александра Румака, несмотря на то что в государстве выстроена система социальной помощи, все-таки необходима и духовная поддержка. «Иногда доброе слово лучше лекарства. Поэтому сегодня хотелось бы, чтобы мы говорили именно о построении нашего взаимодействия, чтобы духовная помощь приходила к каждому человеку, который в ней нуждается», — подчеркнул уполномоченный. Александр Румак также акцентировал внимание на том, что хорошей основой для сотрудничества послужат уже подписанные ранее соглашения Белорусской Православной Церкви с Белорусским Красным Крестом, Министерством труда и социальной защиты РБ, Министерством здравоохранения РБ и Министерством образования РБ.

http://patriarchia.ru/db/text/6120861.ht...

А что касается технологии написания… Пока не собраны соответствующие материалы, за работу не возьмешься, а все необходимое, как правило, предоставляет комиссия по канонизации. Условия канонизации, наверное, многим известны. Большинство материалов «предоставляет» как раз народное почитание: комиссия по канонизации собирает воспоминания людей, на основании которых выстраиваются образ и жизнь праведника. Конечно, я не один раз побывала в Ракитном, помолилась на могилке отца Серафима, встречалась с сельчанами, которые лично знали батюшку и были первыми его прихожанами. Могилка его очень скромная, но от креста нередко исходит благоухание. Там лежит коврик, чтобы можно было поклониться. Землю периодически подсыпают, потому что люди берут ее, когда посещают могилу батюшки. Молитвенная тишина, покой, теплота… Из писем, которые приходили в комиссию по канонизации, мы узнали, что многие исцелялись по молитвам батюшки Серафима, кому-то он помогал советом. Некоторые помнят его вплоть до того, какой была его походка, какой у него был взгляд, какие слова он любил повторять. Подобные свидетельства очень ценны, и чтобы их получить, необходимы прямые контакты с людьми, которые знали этого человека. И постепенно тебе он тоже становится родным. Сохранились и некоторые вещи отца Серафима: митра, посох, фанерный чемоданчик, с которым он прошел через все ссылки, его облачения, постель, а также книги, четки, одежда. Келья остается в том же виде, в каком была при его жизни. Двор церковный, правда, уже перестроен и имеет более современный вид: положена плитка, поставлен памятник батюшке. У батюшки Серафима было много духовных чад, так много, что трудно себе представить. Ведь тогда была духовная пустыня, а в Ракитном — настоящий оазис. Сколько мятущихся, задыхающихся в мире безверия душ получили там глоток воздуха! Среди них — архимандрит Алексей (Шенкевич), который сейчас служит в Свято-Духовом Кафедральном соборе Минска, детский писатель Геннадий Снегирев, по книгам которого училось не одно поколение, целая плеяда священства, среди которых — множество известных, талантливых людей, прославляющих Святую Церковь своими трудами. К тому же, сохранились письма отца Серафима из ссылки. Их показала мне его внучка, письма были написаны дочерям, их читать без слез невозможно.

http://pravoslavie.ru/58206.html

Нас связуют духовные узы Вот и сегодня на просторах исторической Руси существуют разные государства, разные народы. Но поелику мы все являемся православными, поелику мы все одна Божия Церковь, то нас связуют духовные узы, и мы ответственны за наше единство, за нашу веру, за сохранение высокого нравственного идеала пред Богом и, конечно, пред великим равноапостольным князем Владимиром, наследниками которого мы являемся. В Евангелии от Марка (Мк. 16: 9–20), которое было только что прочитано, содержатся замечательные слова: «Если кто веру имеет и крестится, тот спасен будет; а кто не имеет веры, осужден будет». Деяние святого равноапостольного князя Владимира вывело наших предков и выводит сегодня их потомков из-под Божиего осуждения. Крещение открывает перед нами захватывающий горизонт духовной жизни. Через Крещение и веру мы способны подниматься высоко вверх, прикасаясь к Божественной правде. Не могли мы, православные люди, не отметить торжественным образом замечательный 1000-летний юбилей нашего Крестителя. Сегодня повсюду происходят эти празднования. И когда встал вопрос о том, чтобы Патриарх возглавил юбилейные торжества в Минске, то мне пришла мысль, что удобнее всего это сделать, когда мы вспоминаем белорусских святых, – в неделю всех святых, в земле Белорусской просиявших. И, конечно, посещая Белоруссию, совершая богослужения, общаясь с высокими представителями государственной власти, с народом, невозможно не вспоминать о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие Победы в которой мы все торжественно отмечаем в этом году. Из слова после вечернего богослужения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска 20 июня 2015 года, в канун недели 3-й по Пятидесятнице, Собора Белорусских святых Святость была общенациональным идеалом Мы находимся на самом западном рубеже страны, которую летописцы и святые угодники Церкви нашей называли Святой Русью. Называли так не потому, что наши люди были более святыми, чем те, кто жил в других местах. Всякое бывало на нашей земле: и святость, и грех, и любовь к Богу, и богоотступничество, да и по количеству храмов Русь не всегда превосходила своих соседей. Но в чем-то она превосходила многие народы, почему и стала именоваться Святой Русью, – а именно потому, что святость была общенациональным идеалом. Не было более яркой и более привлекательной цели для людей, как уподобиться святым. Эта ценностная доминанта жизни во многом определяла и культуру нашу, и направление нашего образования, и литературное творчество, и, наконец, мироощущение людей, их понимание того, что есть добро и что зло и каких жизненных целей нужно достигать. Редко где святость является национальным идеалом и национальной идеей на протяжении столетий. Но такой идеей жило наше Отечество, которое мы именуем Святой Русью.

http://pravoslavie.ru/80146.html

Во время Великой Отечественной войны богослужения в Свято-Духовом храме возобновились. Освящение церкви совершил епископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко). Жертвователем храма стал горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. В 1943 году настоятелем Свято-Духовой церкви был назначен архимандрит Серафим (Шахмуть), принявший участие в открытии многих церквей на оккупированной территории. В Минске отец Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован. Сохранившийся протокол дает основания для вывода, что архимандрит держался на допросах с мужеством и достоинством. В 1946 году отец Серафим скончался в тюрьме НКВД. В 2000 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века. В 1945 году в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. С 1947 года настоятелем Свято-Духова храма был протоиерей Серафим Баторевич, в 1951 году также арестованный и осужденный на 25 лет заключения. По воспоминаниям минчан, протоиерей Серафим был замечательным проповедником, который обладал художественным и певческим даром, с любовью относился к своей пастве и был горячо любим прихожанами. Скончался на Пасху Христову 1960 года от последствий лучевой болезни, полученной в заключении. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары. В 1968 году в южном приделе собора был утвержден престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма была установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора был устроен придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь. С 1961 года Свято-Духов храм имеет статус кафедрального собора Минской епархии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

После пленарного заседания конференции состоялась встреча с духовенством Борисовской епархии на общую тему с критикой теории первенства. Перед аудиторией была представлена соборная экклесиология Православной Церкви по принципу гармонии, нарушение которой через реализацию теории первенства власти Константинопольского Патриарха приводит к трудноисправимым тяжелым последствиям и в теоретических обоснованиях, и на практике. 17 ноября лектор оказался в пределах южной Белоруссии в Гомельской епархии . Первая встреча — с частью духовенства ряда благочиний — состоялась в Гомельском епархиальном управлении. Вторая — с другой частью духовенства других благочиний — во второй половине дня в Светлогорске. В частности, на лекциях были рассмотрены обвинения в так называемой ереси филетизма/этнофилетизма в адрес Болгарского экзархата на Константинопольском Соборе 1872 года и проведены некоторые аналогии с современной ситуацией. К сожалению, уже в ту эпоху обвинителей сплачивала экклесиология первенства, которая еще более усиливается в современную эпоху. 18 ноября игумен Дионисий сослужил митрополиту Вениамину и сонму белорусского духовенства в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Тарасово Минского района. На богослужении присутствовали председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майор К.Г. Молостов, заместители председателя Государственного пограничного комитета, а также курсанты ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь». Перед началом богослужения военнослужащими пограничных войск в храм была принесена хоругвь отряда пограничного контроля «Минск», освященная Патриаршим экзархом во время совместной молитвы с воинами-пограничниками 22 ноября 2015 года. В армии и особенно в пограничных войсках чтут память архистратига Михаила как покровителя и защитника воинства. Почитается архистратиг Михаил и в храме-колокольне Андреевского ставропигиального мужского монастыря в Москве. 19 ноября после ранней Литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска были проведены две последние встречи — с молодежью во Всехсвятском храме г. Минска и с насельницами Елисаветинского монастыря. Встречи носили духовно-нравственный характер. На встрече с молодежью была представлена презентация-доклад о предании и свободе в святоотеческой традиции. На основании ряда первоисточников из святоотеческой и византийской традиции были выявлены и актуализированы основные смыслы данных понятий и их глубокая взаимосвязь. Слова святителя Иоанна Златоуста предельно актуальны: «Где Христос, там свобода, равноправие всех, равнозаконие, равночестность, ибо все куплены честной Кровью. Посему уже ни раб еси, ни иудей, но свободный, ибо все мы во Христе стали свободными».

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010