Отошел ко Господу 12 января 2021 г. Отпевание 14 января в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Международная и межконфессиональная деятельность В период с 1961 г. (год окончания МДА) и до возведения в архиерейский сан в 1965 г. участвовал в работе 1-го и 2-го Всехристианских мирных конгрессов и 3-го Всеправославного совещания на о. Родос (Греция); был представителем Московского Патриархата в Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью, исполнял должность секретаря Комиссии по христианскому единству. В 1967 г. (с 18 мая по 2 июня) с делегацией Русской Православной Церкви посетил о. Кипр. 20 марта 1969 г. включен в состав Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в реорганизуемую Межправославную Богословскую комиссию по диалогу со Старокатолической Церковью. 17 марта 1970 г. назначен главой делегации Русской Православной Церкви для проведения собеседований с богословами Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. 2-16 февраля 1972 г. с группой священнослужителей совершил паломническую поездку по Италии. 11-13 декабря 1972 г. в Зинзидельне (Швейцария) принимал участие в заседании Международного секретариата ХМК. 9-14 июля 1973 г. в Греции принимал участие во встрече Межправославной комиссии по диалогу со старокатоликами с Международной комиссией Утрехтского Союза по православно-старокатолическому диалогу. 15-24 июня 1974 г. возглавил делегацию Русской Православной Церкви на торжествах Александрийского Патриархата по случаю 1600-летия со дня праведной кончины св. Афанасия Великого. 19-30 июня 1975 г. во главе группы паломников Русской Православной Церкви совершил поездку во Святую Землю. 22-27 июня 1978 г. был членом делегации от Русской Православной Церкви на Пятом всехристианском мирном Конгрессе в Праге. 1979 год: 20-24 августа 1979 г. участвовал в 3-й встрече Смешанной богословской комиссии Православно-Старокатолического диалога; 9-12 октября возглавил делегацию Русской Православной Церкви в VIII Богословском собеседовании представителей РПЦ и Евангелической Церкви Германии (ФРГ) в Одессе; 9-24 ноября во главе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку во Францию по приглашению Французской Епископской Конференции; 15-29 декабря посетил Западноевропейский экзархат.

http://patriarchia.ru/db/text/51747.html

18 ноября игумен Дионисий сослужил митрополиту Вениамину и сонму белорусского духовенства в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Тарасово Минского района. На богослужении присутствовали председатель Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-майор К.Г. Молостов, заместители председателя Государственного пограничного комитета, а также курсанты ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь». Перед началом богослужения военнослужащими пограничных войск в храм была принесена хоругвь отряда пограничного контроля «Минск», освященная Патриаршим экзархом во время совместной молитвы с воинами-пограничниками 22 ноября 2015 года. В армии и особенно в пограничных войсках чтут память архистратига Михаила как покровителя и защитника воинства. Почитается архистратиг Михаил и в храме-колокольне Андреевского ставропигиального мужского монастыря в Москве. 19 ноября после ранней Литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска были проведены две последние встречи — с молодежью во Всехсвятском храме г. Минска и с насельницами Елисаветинского монастыря. Встречи носили духовно-нравственный характер. На встрече с молодежью была представлена презентация-доклад о предании и свободе в святоотеческой традиции. На основании ряда первоисточников из святоотеческой и византийской традиции были выявлены и актуализированы основные смыслы данных понятий и их глубокая взаимосвязь. Слова святителя Иоанна Златоуста предельно актуальны: «Где Христос, там свобода, равноправие всех, равнозаконие, равночестность, ибо все куплены честной Кровью. Посему уже ни раб еси, ни иудей, но свободный, ибо все мы во Христе стали свободными». На такой духовно оптимистической ноте завершились встречи на Белорусской земле. Критика теории первенства совсем не означает нелюбви к греческому миру и культуре. Однако об истине надо говорить, ведь именно ее и хранит святая Церковь как столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря, руководитель аспирантуры Московской духовной академии, профессор МДА игумен Дионисий (Шлёнов) вернулся в московскую обитель с научным приобретением — полным каталогом библиотеки Радзивиллов, которая в настоящее время хранится в центральной библиотеке Минска и является самым крупным собранием старопечатных книг в Белоруссии.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

униатских митрополитов. СПб., 1907. Т. 2. 702. С. 257-258). Более 2 веков образ находился в главном алтаре Свято-Духовой ц. базилианского монастыря. В праздник Св. Троицы совершались процессии с М. и. В 1660 г. игум. Варлаам Козинский завещал 15 тыс. злотых для ежедневного совершения перед образом 2 обедней, а также на реставрацию оклада. В 1733 г. униатский архим. Августин Любенецкий записал 1 тыс. талеров на содержание капеллы, чтобы та в честь М. и. пела или играла «Годзинки или литании», а ежедневно утром и вечером - гимны во славу Пресв. Девы «Salve Regina» и «Ogloriosa Domina» ( Николай (Трусковский). 1864. С. 97). Практически вплоть до присоединения Минска к Российской империи (1793) православные сохраняли память о начальном месте пребывания своей святыни в замковой ц. Рождества Пресв. Богородицы. Так, в описи замковой церкви 1779 г. имеется запись о том, что прежде в ней находился «…образ цудовны Найсвятей Марыи Панны, кторы Базилианами… забраны… з замку до церкви Базилианов» (ЛитГИА. Ф. 634. Оп. 3. Д. 400. С. 65; Кривонос. 2000. С. 30). После передачи ц. Св. Духа православным она была освящена во имя апостолов Петра и Павла (в 1795) и обрела статус кафедрального собора. М. и. находилась в киоте на 1-м столбе, слева от иконостаса. В 1835 г. собор пережил пожар, но икона не пострадала. В 1852 г. старанием минского гражданского губ. Ф. Н. Шкляревича с супругой, при участии благотворителей из Минска и С.-Петербурга М. и. была украшена новой ризой серебряной с позолотой и драгоценными камнями, головы Богоматери и Младенца Христа увенчали короны с бриллиантами; на ризе внизу была выгравирована надпись: «Ciя икона Бoжieй Матери съ Младенцемъ iucycoмъ, поставленная beлikuмъ князем земли Pycckiя св. Bлaдuмipoмъ въ Kiebe, въ Десятинной церкви, а по paзopehiu Kieba татарами явившаяся 13 августа 1500 года въ г. Минске, на реке Свислоче, и помещенная въ замковой церкви, bnocлeдcmbiu же перенесенная въ кафедральный соборъ, в 1852 г. усердием православныхъ облечена въ новую серебряную ризу». По окончании литургии перед М. и. всякий раз с коленным преклонением пели тропарь «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». Каждую субботу перед иконой читали акафист «Всех скорбящих Радость». В ящичек при образе богомольцы опускали не только пожертвования, но и письма благодарности за исцеления. Прот. Павел Афонский упоминает об обетной традиции прилагать к иконе вотивы в виде сделанных из металла частей тела ( Афонский П., прот. Православные святыни г. Минска. Мн., 1889; Кривонос. 2000. С. 32). По благословению сщмч. Митрофана (Краснопольского), еп. Минского (1912-1919), в день обретения иконы, 13 авг., при большом стечении народа ее торжественно выносили на аналой перед кафедральным собором для совершения молебна. 22 окт. 1914 г. Минск посетил имп. Николай II, в соборе он поклонился святыне, а встречавший государя сщмч. Митрофан подарил ему список М. и.

http://pravenc.ru/text/2563282.html

Во время Великой Отечественной войны богослужения в Свято-Духовом храме возобновились. Освящение церкви совершил епископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко). Жертвователем храма стал горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. В 1943 году настоятелем Свято-Духовой церкви был назначен архимандрит Серафим (Шахмуть), принявший участие в открытии многих церквей на оккупированной территории. В Минске отец Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть посещающим людей, обездоленных войной. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован. Сохранившийся протокол дает основания для вывода, что архимандрит держался на допросах с мужеством и достоинством. В 1946 году отец Серафим скончался в тюрьме НКВД. В 2000 году он был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви XX века. В 1945 году в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — чудотворная Минская икона Пресвятой Богородицы. С 1947 года настоятелем Свято-Духова храма был протоиерей Серафим Баторевич, в 1951 году также арестованный и осужденный на 25 лет заключения. По воспоминаниям минчан, протоиерей Серафим был замечательным проповедником, который обладал художественным и певческим даром, с любовью относился к своей пастве и был горячо любим прихожанами. Скончался на Пасху Христову 1960 года от последствий лучевой болезни, полученной в заключении. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары. В 1968 году в южном приделе собора был утвержден престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма была установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора был устроен придел в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь. С 1961 года Свято-Духов храм имеет статус кафедрального собора Минской епархии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

С особой любовью и вниманием относился к иконе Минской Божией Матери епископ Митрофан (Краснопольский), занимавший местную кафедру с 1912 по 1916 (в 1919 г. принявший мученическую смерть от гонителей Церкви). По его благословению в день чудесного обретения иконы ее стали выносить раз в год из кафедрального собора, ставить на специально устроенный аналой и служить молебны. Весной 1922 г., во время компании по изъятию церковных ценностей, с чудотворной иконы была снята ее риза. Прихожане кафедрального собора пытались сохранить ризу и выплатили за нее равную по стоимости сумму золотом и драгоценностями, но власти, охотно приняв этот сбор, через несколько дней «...содрали и саму ризу с иконы Божией Матери». До 1935 г. икона пребывала в Петропавловском соборе. К тому времени храм захватили обновленцы, ратовавшие за отмену важнейших канонических правил жизни Церкви. Ночью лета 1936 г. Петропавловский собор был взорван. Икону Божией Матери власти забрали в краеведческий музей. В запасниках этого музея чудотворная икона пролежала до начала Великой Отечественной войны. В 1941 г., после отступления Красной Армии, жительница Минска Варвара Васильевна Слабко выпросила у немецких оккупационных властей чудотворный образ. Художник и иконописец Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в церковь на Немиге. После закрытия этой церкви, в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный собор, до революции служивший храмом мужского монастыря. В нем чудотворная икона свято сберегается доныне Частица святых мощей святого благоверного Петра (в иночестве Давида) Муромского доступна для поклонения в храме святого благоверного князя Александра Невского в Минске. Рака с мощами Св.Петра и Февронии находится в Троицком храме города Мурома. Петр (в иночестве Давид) и Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромские (+ 1228), чудотворцы, святые благоверные. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

http://elitsy.ru/holy/temple/24953/

– Кто такой, почему здесь? – Я из Минска, думаю поступать в семинарию! – Чего же ты в гардеробе сидишь?! Пошли со мной. Пришли к нему, побеседовали, он спросил меня о моих намерениях, и я ему так гордо говорю: – Хочу изучать богословие! – Богословие – это, конечно, хорошо, но Церкви нужны священники... Я это запомнил. Еще он сказал: – Сходи, получи список того, что требуется для поступления. «Богословие – это, конечно, хорошо, но Церкви нужны священники», – я запомнил эти слова Я вышел из кабинета, стал спускаться по лестнице и мне указали на какого-то мужчину: – Вот тоже человек с высшим образованием. Подошел к нему и так познакомился с Дмитрием Ивлиевым, будущим архимандритом Ианнуарием, богословом, профессором Санкт-Петербургской духовной академии (недавно он отошел ко Господу). Он мне сказал: – С высшим образованием в семинарию поступить можно, но очень трудно – власти не пропускают. Тем более что ты из Беларуси, там у вас самая атеистическая республика. Тебе нужно уволиться из института генетики и пойти на какую-то простую работу – это тоже для того, чтобы власти не чинили препятствий к поступлению. Еще добавил: – Да, чуть не забыл: для поступления в семинарию возьми у себя в Минске рекомендацию от приходского священника. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Мой первый духовный наставник Я вернулся в Минск, пошел в Свято-Духов кафедральный соборсобор у нас большой. Вхожу, сам очень волнуюсь – для меня это было в первый раз. Нашел какого-то батюшку и стал просить у него написать мне рекомендацию для поступления в семинарию. Батюшка перепугался: в те времена за такую бумагу священника могли запретить в служении. Он мне говорит: – Эту рекомендацию вам может дать только наш митрополит – идите к нему! Тут ко мне подошел один бойкий диакон, отец Леонид – был у нас такой в соборе – и говорит шепотом: – Следуйте за мной – вас уже заметили! – немножко разыграл меня. Вывел на улицу и сказал: – Садитесь на такой-то троллейбус, доедете до такой-то остановки и там пойдете на прием к митрополиту Антонию.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/16/v_chem...

Современники высоко оценивали заслуги архим. Леонтия. По словам Мелетия (Смотрицкого), он " церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, сотворил благодатию Христовой способной на прежнюю, привычную для благочестивых христиан плодовитость, соделал урожайной и многоплодной… возродив в ней святые обычаи первозажженной Церкви... Падшую из-за проклятого отступления святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился " . В соч. " Лямент у света убогих на жалосное преставление отца нашего Леонтия Карповича " говорится, что преподобный научил православных " литвинов постити, дни святыи, праздники честно обходити, на всеночных молитвах тръвати нетескливе, хутне ходить до церкви, жити святобливе. Грехов споведатися, Таемниц Христовых заживати начастей справил был готовых, што у наших пред леты было неподобно, на то душу и сердце отдал всех способно " . Петр (Могила) привел в " Записках " рассказы о подвижнической жизни архим. Леонтия. О почитании первого настоятеля Свято-Духова монастыря говорится также в " Палинодии " Захарии (Копыстенского) (1621), в " Мнемозине славы, дел и трудов... Петра Могилы " , в " Диариуше " прмч. Афанасия Брестского (1648). По-видимому, существовало изображение архим. Леонтия, описанное в Эпитафионе, которым заканчивается " Лямент у света убогих на жалосное преставление… Леонтия Карповича " : " Рукою держит кветок, другою книгу, там же кадило " . Приведено также толкование образа: " Живот нетръвалый значит тот квет опалый. Книга - чистость сумненья кажет мети. Збавенья в добрых делех чекати. За ним в небо ступати " . 4 апреля 2011 года Синод Белорусской Церкви принял решение о канонизации Леонтия, прославление было совершено 15 мая 2011 года в кафедральном Петропавловском соборе Минска . Сочинения В 1615 году в типографии кн. Богдана Огинского в Евье (ныне Вевис, Литва) были опубликованы проповеди Леонтия (Карповича): " Казанье двое " : одно на Преображение, другое на Успение, " которое мел отец Леонтий Карпович, архимандрит монастыря общежительного братского Виленского в церкви Сошествия Святаго и Животворящаго Духа, в року 1615, месяца августа 6 и 15 дня " . Издание содержит посвящение кнг. Анне Ходкевич Корецкой, которой автор выражает благодарность за щедрую помощь как ему лично, так и православной Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13680630.h...

Умер о.Владимир осенью 1986 года. Несмотря на то, что последние 24 года о.Владимир не служил в местном храме, похороны покойного были торжественны. Серафим Стефанович (Баторевич) родился в 1905 году в Волынской губернии в семье православного священника. В 1928 году окончил Виленскую Духовную Семинарию. Затем поступил в Варшавский университет на теологический факультет (его другом и однокурсником был Владимир Душук). В 1929 году он рукоположен в сан диакона, а в 1934 году становится священником. Одновременно он служил законоучителем в правительственных и частных гимназиях и начальных ремесленных школах г. Варшавы. С 1939 по 1945 год о.Серафим — викарий, ключарь и ризничий Марие-Магдалининского Митрополичьего собора г.Варшавы. С 1943 года он — ректор Варшавской Духовной Семинарии, преподаватель гомилетики. Во время немецкой оккупации Варшавы о.Серафим добился разрешения на посещение лагерей советских военнопленных, где проповедовал слово Божие, напутствовал умирающих и окормлял всех желающих, утешая и наставляя их. Тайно от немцев записывал их имена и места жительства родственников, чтобы при возможности сообщить родственникам о судьбе страдальцев. Таким образом, им был составлен список из нескольких тысяч человек. После Варшавского восстания 1944 года о.Серафим не пожелал уходить на Запад, а решил вернуться «на Родину», как он сам говорил. Отдельно от него в СССР вернулась и его жена Таисия Онуфриевна с двумя малолетними дочерьми. В 1945 году о.Серафим – протоиерей Касперовского кафедрального собора г.Николаева. Затем он переезжает в Одессу и служит в Свято-Ильинском кафедральном соборе. С 1945 по 1947 год протоиерей Серафим преподает гомилетику и сравнительное богословие в Одесской Духовной Семинарии. С 1947 по 1951 год о.Серафим — настоятель Минского Свято-Духовского кафедрального собора, благочинный г.Минска и епархиальный секретарь. В 1951 году о.Серафим был арестован по доносу за то, что, проживая в Варшаве, принимал активное участие в издании журнала «Воскресное чтение», в котором нередко помещал статьи антиатеистической направленности, и за издание в Варшаве его книги «Пойдем за Христом». Кроме того, ему вменялось в вину общение с советскими военнопленными в Польше во время оккупации. Он был осужден как «английский шпион» (военный преступник) и отправлен в ИТЛ на Урал.

http://pravmir.ru/ispovedniki-ispytaniya...

Из Санкт-Петербурга в Минск Это не гимнастика, а любимый наш святой дед Гавриилушка! После Минска мы направились в Толочин. Игуменья Анфиса (Любчак) встретила нас с большой любовью. Отслужили молебен старцу, песнословили и вместе радовались, что такие святыни посетили это святое место. Позже мы узнали, что Господь по молитвам старца Гавриила явил нам ещё одно чудо. Рассказывает Николай Козлов: «Моя мама, Елена, долгое время страдала от пищевой аллергии (на молочные продукты, рис, бобовые, цитрусовые, орехи и т.д.). Периодически у нее бывали разные обострения, и без таблеток, а иногда и уколов, не обходилось. После прибытия иконы прп. отцов Серафима и Гавриила в г. Толочин (Беларусь) мама мысленно обратилась к святым и попросила помощи в борьбе с недугом. Приложившись к иконе, почувствовала облегчение, но никому об этом не сказала. А позже, когда вкушала продукты с содержанием молока, поняла, что пропала аллергическая реакция, и с тех пор таблетки не принимает вообще. И все это благодаря Господу и святым угодником Божиим преподобному Серафиму Саровскому и преподобному Гавриилу Самтаврийскому. Игуменья Анфиса с представителями творческой группы фильма «Я жду вас в Самтавро» Вскоре мы отправились в Витебск. Невозможно передать словами любовь жителей этого города к старцу Гавриилу. Святыни и икону городское духовенство под предстоятельством архиепископа Димитрия ожидали в Свято-Успенском кафедральном соборе города Витебска. Каждый день молебны старцу Гавриилу. Грузинское и русское песнопения плавно переходили друг в друга, и были слышны слова на двух языках одинаково. Эти слова — МАМА ГАБРИЕЛИ («отец Гавриил» на грузинском)... За несколько дней до отъезда в Москву, вечером, мы открыли икону преподобных и ковчег со святынями старца. Люди отдавали поклон иконе, а затем мы возлагали всем на голову частичку мантии и шапочку старца. И в какой-то момент одна женщина, которая приложилась к иконе и подошла к святыням, начала странно себя вести, и когда приблизилась к святыням, то вдруг начала издавать неестественные звуки. Повернулась она к иконе, посмотрела на образ старца Гавриила и закричала: «Почему ты сюда приперся? Уходи! Уходи! Ты мне всегда мешаешь! Уходи!» И, угрожая старцу Гавриилу и осыпая его руганью, не переставала кричать. Мы остолбенели и поняли, что это — не сама женщина, а нечистый боролся с силой нашего старца Гавриила. Тут подоспел батюшка со святой водой, и мы тоже пришли в себя по милости Божией, мигом достали частичку погребальной доски старца и частичку мантии и приложили к голове этой женщины. Она на несколько минут в прямом смысле отключилась — и скоро нежным голосом стала благодарить Господа и старца Гавриила, благодарить Бога и святых. Так на наших глазах произошло исцеление! Настоятель храма, который находился вместе с нами тогда, позже сказал: «Великий старец Гавриил! Видите, как нечистый дух боролся с его святостью? Не выдержал враг рода человеческого славы Христа!»

http://pravoslavie.ru/put/121226.htm

Эти мысли пришли мне в голову во время богослужения. Сегодня я имел возможность поклониться памяти героев, принести цветы к известному монументу, и, стоя у этого памятника, я задал себе вопрос: а что означает великий подвиг людей, которые жизнь свою отдали за Родину, которые в большинстве ушли в безвестность, ихже имена только Ты, Господи, веси? Неужели он не имеет сейчас никакого значения, кроме исторического? Конечно, имеет, потому что те, кто был способен жизнь свою отдать за Отечество, стали сильнейшим примером того, что означает подвиг. Потому что без вдохновения, без убеждений люди не могли отдавать свою жизнь ради того, чтобы кто-то после них жил в мире и благополучии. То был действительно подвиг, в том числе духовный подвиг.  И дай Бог, чтобы мы помнили, что без этого движения вверх и вперед мы не будем благоуспешны в этой жизни и не достигнем Царствия Божия. Поэтому по молитвам великих подвижников, тех самых, в наименовании которых тот же корень, что и в слове «движение», великих подвижников, которые двигались вверх и вперед, да устрояется жизнь каждого из нас, при нашем активном и сознательном участии. Верим, что в ответ на эти усилия Господь приклонит Свою милость каждому и поможет в личной жизни, в семейной жизни, которая тоже является подвигом — подвигом любви, разделения своих ресурсов с другими, разделения своего времени и своих сил с другими. И так же Господь поможет тем, кто отказался от семьи и полностью посвятил себя служению Господу и Церкви, — чтобы и в их жизни спасительное движение вперед и вверх реализовывалось через, не убоюсь сказать, подвиг, который каждый священнослужитель, особенно отказавшийся от всего земного, обязан приносить на алтарь Божественной правды и милосердия, чтобы по его молитвам и трудам милость Божия простиралась на всех, кому и служит пастырь.  И да поможет всем нам Господь — светским людям, начальствующим, простым труженикам, пастырям и благочестивому нашему народу — помнить о том, что в слове «подвижник» тот же корень, что и в другом слове — «движение», и что у нашего движения есть конкретная цель — идти к Богу вверх и идти вперед, чтобы помогать другим благополучно и спасительно шествовать по своему жизненному пути.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5933730...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010