7141 (1632) нояб. 24 д., а принесены в л. 7163 (1654) сентяб. 1 д.». 714 Ныне мощи его почивают в серебряной раке. «Приидите, похвалим чудотворца и мученика, законно и победоносно пострадавшего, ныне в славе и радости стоящего пред Христом. Прославим память его песнями любви и воспоем: радуйся защитник и помощник против врагов; радуйся врач больных и прогонитель бесов; радуйся любимец Христов Михаил! Моли за нас святую Троицу, да умирится мир и спасутся души наши». «Поняв мимо ходящую жизнь разумением чистым, за малость считал ты княжение земное и стремясь к небесному царству, покорялся племяннику: но как незлобивого агнца, закололи тебя ножом свирепые. Потому с ангелами веселишься ты, Михаил святой! Моли Христа Бога даровать прощение грехов почитающим память твою». 715 Св. князь Александр невский Благоверный князь Александр невский, 716 сын в. к. Ярослава Всеволодовича, родился в 1220 г., когда отец его был удельным переяславским князем. Род его был замечательный по любви к благочестию: было, от кого научиться добру. Дед его Всеволод умный и помнивший вечность, бабка Мария – с юности благочестивая, отец Ярослав – просветитель корелов, пострадавший от татар; мать – Феодосия, в иночестве Евфросиния, называется в летописях святою, дядя Георгий – мученик, другой дядя Святослав Гавриил – благочестивый, двоюродный брат Василько – мученик, двоюродные племянники также святые. 717 В первый раз говорит летопись о кн. Александре в 1228 г., когда Ярослав оставил его и старшего брата Феодора княжить в Новгороде; в следующем году братья удалились из Новгорода; в 1230 г. опять прибыли сюда. – Первые годы жизни в Новгороде молодой кн. Александр не мог сам управлять делами; за него управляли бояре отца: но с 1236 г. когда отец удалился в Киев, он предоставлен был самому себе. На другом году самостоятельного правления Александра в Новгороде приходилось князю вступить в грозную борьбу с татарами. Батый, опустошив княжества рязанское и Владимирское, быстро шел к Новгороду. В начале 1238 г. разорены были Волоколамск, Тверь и Торжек. Когда Батый был у Торжка, в Новгороде трепетали. Татары были ближе 100 верст от Новгорода: но, говорит летопись, «молитвами новгородских святителей, князей и преподобных Господь защитил от них Новгород, от Игнатова креста (нынешних Крестцов) Батый неожиданно поворотил на Козельск». 718

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В лике святых мы видим прежде всего величественный ряд благоверных князей и княгинь, исключительно из древнейшего периода русской истории, из времени удельно-вечевого и татарского. Таковыми являются из киевских князей прежде всего основоположники христианства у нас на Руси – святые равноапостольные княгиня Ольга († 969) и внук ее князь Владимир Красное Солнышко († 1015) с сыновьями его, мучениками Борисом и Глебом († 1015), явившими собой первый лучший цвет христианской великокняжеской семьи. Затем в ближайшем потомстве Владимира Святого являются святыми: невестка Владимирова, супруга Ярослава Мудрого княгиня Ирина († 1051) и сын ее Владимир Ярославич († 1051), просвещенный строитель Новгородской святой Софии; внук Ярослава Мудрого Ярополк Изяславич († 1085), многострадальный скиталец Руси и Западной Европы, жертва княжеских междоусобиц; другой внук Ярослава Мудрого, Ярослав Святославич († 1129) со своими святыми сыновьями Михаилом и Феодором, князьями Муромскими, просветившими Муромский край светом Христова учения; правнук Ярослава, сын Олега Святославича великий князь Игорь Олегович († 1147), уже в черных ризах убитый мятежными киевлянами, он молитвенно поминается у нас на праздничной литии; потомок Ярослава Мудрого в шестом колене Муромский князь Давид Юрьевич с супругою Евфросинией (оба † 1228), замечательны своей трогательной и во гробе верностью друг другу; такой же потомок в шестом колене Черниговский князь Михаил Всеволодович († 1245), воспитавший для Царствия Небесного дочь свою Евфросинию Суздальскую, испытавший во время первого нашествия татар много тяжелых превратностей, замученный в татарской Орде за имя Христово. В прямой линии потомства блаженного князя Владимира Мономаха святыми являются: сын его, великий князь Киевский Мстислав (в крещении Феодор) Владимирович († 1132), известный своей многосторонней деятельностью; внуки Мономаха Всеволод (Гавриил) Мстиславич († 1138), князь Псковский, женатый на дочери святого князя Николы Святоши, великого подвижника Печерского, и другой внук – Ростислав (Михаил) Мстиславич (†1168), также многосторонний деятель; правнук Мономаха Мстислав (Георгий) Ростиславич († 1180), известный под именем Храбрый; внук Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский († 1174), князь Владимирский, основоположник единодержавия на Руси, запечатлевший свое строительство государственное мученической смертью; правнук Глеб Андреевич († 1175), сын Боголюбского, скончавшийся двадцатилетним юношей; потомок Мономаха в шестом колене Феодор Ростиславич († 1299), князь Смоленско-Ярославский, известный под именем Черный; сыновья Черного князья Давид и Константин Феодоровичи. Из сего лика священных имен мы видим, что не напрасно великий князь Владимир Мономах писал свое превосходное «Поучение детям»!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

д. Новое имя пред днем крещения всенародно объявлялось в церкви (когда был в силе институт оглашенных), одновременно оно вносится в списки, бывали случаи, что имя давалось и при крещении. Относительно практики русской церкви (ср. А. Дмитревский. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. Службы круга седьмичного и годичного и чинопоследования таинств. Казань, 1884, стр. 256–264), следует сказать, что и здесь христианской имя давалось в честь одного из святых, чтимых в русской церкви. Однако на деле до самой реформы Петра Великого многие русские, рядом с христианскими, имели еще имена народные языческие, под которыми и записывались в рядной записи и в кабале, писцовой книге. Также и русские князья нередко имели по два имени: Владимир-Василий, Ярослав-Георгий, Изяслав-Димитрий, в XII веке Михаил-Святополк, Василий-Владимир, Давид-Всеславич, Михаил-Олег, Панкратий-Ярослав Святославович, Андрей-Мстислав Всеволодович, Борис-Всеславич, Глеб Мирский. Примеры из простых людей: в Вышнегороде при Ярославе был старейшиною огородников, который «зовом был Ждан по мирську, а в крещении Микула», в Киеве в 1199 году был художник архитектор «в своих с именем Милонег, Петр по крещении». Бояре, что упоминаются в летописях, с такими именами как Жирослав, Жирята, Нездима, Судимир, Яволод и т. д. В актах времени Грозного мы постоянно встречаемся с славяно-языческими именами: Булгак Васильев, Чернец Гаврилов, Путала Серков, Истома Чеглоков, Злоба Федуков,; ср. такие имена как Добрыня, Нерядец, Сновид, Горюк, Славн;, Дорожай и др. Хотя двуименность и порицало русское духовенство, считая это латинским обычаем, однако встречается и это: в ответах Нифонта упоминается Лука-Евдоким, в Никоновой летописи – «сын Тимофей, а нарекоша ему имя Иван», Гавриил-Василий, царевич Дмитрий называется Уаром. Некоторые из суждений о. Иоанна Кронштадтского (Моя жизнь во Христе, 628): Молящийся! Имя Господа или Богоматери, или Ангела, или Святого да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, или святого...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Каменный монастырский храм был заложен 15-го июля 1200 года самим Великим князем Всеволодом и епископом Иоанном, а освящен 9-го сентября 1202 года, вероятно, тем же епископом 145 . Построив монастырь для тихого пристанища себе, многострадальная Великая княгиня, однако, медлила поселиться в нем, вероятно, потому что желала не отделяться до времени от своих детей и продолжать их воспитание. Она теперь, во время своей болезни, обратила особенное внимание на воспитание чад своих. По свидетельству Степенной книги, Великая княгиня в своей великой болезни благодарила Бога, и призывала детей своих, поучала их. Историк Татищев свидетельствует, что часто созывала детей своих болящая Великая княгиня, и что «много поучала их, как им жить в мире и любви, людей право судить», – и при этом поясняет, что такой учительницей своих детей она являлась благодаря чтению многих книг. Впрочем, заботы Великого князя об управлении отвлекали иногда от матери ее сыновей. Так, по свидетельству Татищева, старший сын Константин был около двух лет на княжении в Переяславле южном, и возвратился оттуда лишь по особенной просьбе своей перед родителем, по своему миролюбию тяготясь жизнью в бурной от междоусобий и нападений внешних врагов южной Руси. В 1200 году Всеволод Георгиевич отправил одного из младших своих сыновей, еще четырехлетнего младенца Святослава-Гавриила, на княжение в Новгород, желая сам управлять Новгородом через посланных с малюткой-князем бояр. Возвратился из Новгорода Святослав Всеволодович едва ли уже не перед кончиной матери. А один из старших сыновей, Ярослав, по воле родителя отъехавший в 1201 году десятилетним отроком на княжение в Переяславль южный, должно быть, в последние три с половиной года жизни своей матери, уже более не видал ее. Наконец, Великая княгиня почувствовала приближение своей кончины. Она созвала к себе сыновей своих и высказала им свои последние наставления. Эту прощальную беседу умирающей княгини передают нам – Степенная книга, Никоновская летопись и Житие св. Георгия. Приведем эту беседу по Степенной книге, где она изложена подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

После погребения владыки, Новгородцы вскоре торжествовали прибытие нового князя, почти младенца, Святослава-Гавриила Всеволодовича 226 . Мартирий, по-видимому, был ревностный приверженец Всеволода, всегда уступчивый и не противящийся вечу, за что и был любим Новгородцами, но, вместе с тем, и как пастырь попечительный. Конечно, он не мог подходить под категорию Иоанна, Симеона и Василия, но память его незабвенна для Новгорода построением обителей и церквей. В мае 1195 г. блаженный пастырь соорудил каменную церковь «положения пояса Богородицы» на городских воротах 227 . Осенью того же года, основан им храм Воскресения Христова в повой женской обители у озера Мячина, и в след. году, 13 сентября, освящен. Летописец так говорит о сем подвиге святителя: «Владыка трудился палимый во время дня зноем, а ночыо скорбел от заботы, как бы окончить и видеть в полной красоте церковь , чего желал, получил он, – царство небесное и радость нескончаемую» 228 . И после, почти каждый год своего управления паствою, благочестивый архипастырь ознаменовывал построением новых храмов. В 1196 г. усердные дра брата, Корованковичи, по благословению святителя, основали монастырь в Нелезине, на Лубяной улице, в честь св. Афанасия и Кирилла, существующий доселе 229 , потом сам он устроил посреди города обитель во имя Святителя Николая 230 . В 1197 г. святитель имел утешение заложить в Плотницком конце храм св. муч. Евфимии в девичьем монастыре, а постройку приняла на себя благочестивая Полюда, жительница Городища. «Жирошкина дщи» 231 . Не забыл блаженный Мартирий и основанной им обители в Старой Руссе; в январе 1197 г. освящал он там храм в честь св. патриарха Никифора; а в мае (21) 1198 г. начал там же строить каменный храм Преображения Господня, который был окончен 31-го июля. Этот храм освящал в день Успения Божией Матери сам святитель Мартирий, памятником чего осталась след. его молитва , произнесенная при этом случае 232 : «Господи, Боже, призри с небес и виждь, и посети винограда сего и сверши, иже насади десница Твоя, и призри на церковь сию, юже сдах раб Твой, архиепископ Мартирий, в имя святого Твоего Преображения, да аще кто помолится в церкви сей с верою, то услыши молитву его и отпусти грехи его, молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Всеволод сердился, но не воевал. Он мешал только новгородцам торговать и собирать дань с Двинских областей: система давняя, принадлежавшая Долгорукому и Боголюбскому, но она подействовала как нельзя быть лучше. Ярополк княжил только полгода «от Вербниц до Семенова дня». Ярополка выгнали и послали в Торжок за Ярославом, но не застали его там. Он был уже во Владимире и гостил у Всеволода. Всеволод, по-видимому, был доволен поступком новгородцев, он отпустил их послов, и Ярослав с честию возвратился в Новгород на 5 января 1197 г. Особенно радовало новгородцев, что посадник Мирон и чиновники Борис, Никифор и Иванко пришли «ни чем не врежденны». По-видимому, Ярослав примирился с вечем: властвовал правосудно и в одно и тоже время, оплакивая кончину двух взрослых сыновей своих – Изяслава и Ростислава, отражал набеги полочан на Великие Луки и заключил мир с Литвой. Тогда же супруга князя, Елена, строила в Новгороде церкви, наделяла богатыми вкладами монастыри и духовенство, и народ любил благочестивую княгиню. Но вдруг, сверх всякого ожидания, изменились отношения Всеволода к Ярославу. Прогневавшись за что-то на Новгород или на князя, Всеволод в начале 1199 г. прислал приказание «вывесть Ярослава из Новгорода» и явиться к нему архиепископу, посаднику Мирону и прочим чинам веча, и что он даст на княжение сына. Архиепископ и чиновники поехали к Всеволоду, но на пути Мартирий тяжко заболел и скончался 24 августа близ Осташкова, на озере Селигере. Тело его было привезено в Новгород. После погребения владыки новгородцы вскоре торжествовали о прибытии нового князя, почти младенца, СвятославаГавриила Всеволодовича. (Многие из наших князей долго еще носили два имени: одно христианское, другое языческое; только в XIV в. это стало изменяться и наконец прекратилось. Об именах, неприличных христианству, как об остатке язычества, рассуждали и на Стоглавом соборе 1551 г.) Мартирий, по-видимому, был ревностный приверженец Всеволода, всегда уступчивый и не противящийся вечу, за что и был любим новгородцами, но вместе с тем и как пастырь попечительный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

342 В Хр. чт. 1852 г. 2, 446 дядя кн. Александра Василий Всеволодович напрасно сочтен за того св. кн. Василия, кот. мощи в Ярославле, точно также и св. Константин Всеволод. – не дядя кн. Александра. – Ом. 3 июля. 343 Собр. л. IV, 33. 34. Здесь сказано, что Татары были «у Игнача креста, – за 100 верст от Новгорода». По шоссейной линии от Крестцов до Новгорода 78 верст: но это – линия без объездов и поворотов, а не таковы были дороги отдаленного от нас времени. 345 Собр. л. 4, 35. Arndt Livland. Chronik. 2, 42. 45. Bonnelt Russiscli – lifländ. Chronologie 1. s. 58. 2.73. 76. 346 Hiärn Lifland. Chronik. in Monum. Livoniæ p. 123. Гиерн относит дело с Шведами к 1245 г., а Гадебуш к 1244 г. В пов. о св. Александре (собр. л. 1, 204–206. 5, 2–6. 176–179) замечен только день победы 15 июня; но и здесь она предшествует Конорск. делу, а победа на Чудск. оз. показана двумя годами позже Невск. победы. В 1 и 4 Новгор. лет. (Собр. л. 352. 53. 4, 35–37) Невск. победа прямо поставлена под 1240 г. и две другие также следуют за нею. Сл. Bonnelt Chronogr. 1. s. 58. 2, 76. 348 О Тесове и Сабле – Сабельском погосте Неволинь в сочинении о пятинах стр. 126. 127 и на карте. 350 Собр. л. 3, 5. 4. 37. 179. 5, 4. 179. О путешествии Александра в орду в 1246 г. и летопись говорит: «езди другое к Батыю» 4, 37. 351 И помнили: Гиэрн Liefländ. Chronik. in monum. Livoniae p. 123. Арндт Liefl. Chronik 2, 45. 46. Кельх hist. Livon. p. 35–39. Bonnelt Chronog. 1, 60. 355 Собр. л. 3, 54. 5, 182. По одной летописи скончалась 5 мая, по другой – 4 мая; но если скончалась «на память св. Ирины», то 5 мая. «Положена бысть по сторону сына своего князя Феодора». Никон. л. 4, 12: «1244 преставися в. кн. Ярослава Всеволодовича Феодосия в Новгороде и положена бысть в Юрьеве монастыре; а во мнишеском чину наречена бысть Евфросиния, понеже тогда даваху имена не с первого слова». 357 О кресте и храме Тихонравов в Владим. губ. вед. 1854 г. 5. О самом Святославе см. ниже прим. 362. 362 Беляев отчетливо опроверг обвинение Татищева против кн. Александра, будто по его просьбе Неврюй опустошил Владимирскую область и выгнал Андрея (врем. общ. ист. 4. 18–20). Прибавим в подкрепление, что о занятии Владимирского престола Андреем в 1250 г. летопись говорит: «прогна Андрей Святослава, а сам седе». Ясно, что оскорбленным считался Святослав (собр. л.4:38). По Суздальск. летописи (собр. л.1:202) осенью в 1250 г. Святослав с сыном отправился в орду и конечно как оскорбленный с жалобою. Смерть Святослава в Соф. лет. внесена под 1251 г. и указано на 3 февраля (5, 187). Но в Суздальской летописи поставлена она под 1252 г. (1, 202); то же и в Троицкой летописи (1, 226). И это без сомнения вернее. В ркп. описании святых: кв. СвятославГавриил Всеволодовичсвятой Юрьева Польского и память его – 3 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

721 Hiärn Lifland. Chronik. in Monum. Livonia p. 123. Гиерн относит дело с Шведами к 1245 г., а Гадебуш в 1244 г. В повести о св. Александре (собр. л. 1, 204–206; 5, 2–6. 176–179) замечен только день победы 15 июня: но и здесь она предшествует копорскому делу, а победа на Чудском озере показана двумя годами позже невской победы. В 1 и 4 новгор. лет. (Собр. л. 3, 52. 53; 4:35–37) невская победа прямо поставлена под 1240 г. и две другие также следуют за нею. Сл. Bonnel Chronogr. 1. s. 58. 2, 76. 723 О Тесове и Сабле – сабельском погосте Неволин в сочинении о пятинах стр. 126. 127 и на карте. 725 Собр. л. 3, 5; 4, 37. 179; 5, 4. 179. О путешествии Александра в орду в 1246 г. и летопись говорит: «езди другое к Батыю» 4, 37. 726 И помнили: Гиэрн Liefländ. Chronik. in monum. Livoniæ р. 123. Арндт Liefl. Chronik. 2, 45. 46. Кельх hist. Livon. р. 35–39. Bonnelt chronog. 1, 60. 730 Собр. л. 3, 54; 5, 182 по одной летописи скончалась 5 мая, по другой – 4 мая: но если скончалась «на память св. Ирины», то 5 мая. «Положена бысть по сторону сына своего князя Феодора». Никон. л. 4, 12 «1244 преставись в. кн. Ярослава Всеволодовича Феодосия в Новгороде и положена бысть в Юрьеве монастыре; а во мнишеском чину изречена бысть Евфросиния, понеже тогда даваху имена не с первого слова». 732 О кресте и храме Тихонравов в владим. губ. вед. 1854 г. 5. О самом Святославе см. ниже прим. 205. 737 Беляев отчетливо опроверг обвинение Татищева против кн. Александра, будто по его просьбе Неврюй опустошил владимирскую область и выгнал Андрея (врем. общ. ист. 4. 18–20). Прибавим в подкрепление, что о занятии владимирского престола Андреем в 1250 г. летопись говорит: «прогна Андрей Святослава, а сам седе». Ясно, что оскорбленным считался Святослав (собр. л. 4:38). По суздальск. летописи (собр. л. 1:202) осенью в 1250 г. Святослав с сыном отправился в орду и, конечно, как оскорбленный с жалобою. Смерть Святослава в сов. лет. внесена под 1251 г. и указано на 3 февраля (5:187). Но в суздальской летописи поставлена она под 1252 г. (1:202); тоже и в троицкой летописи (1:226). И это, без сомнения, вернее. В ркп. описания святых кн. СвятославГавриил Всеволодовичсвятой Юрьева польского и память его – 3 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Покончив со всеми своими врагами, вспомнил Изяслав об Антоние, тогда-то и спас его Святослав. Изгнавши брата, Святослав и Всеволод стали искать поддержки в Феодосие Печерском ; послали звать его к себе обедать, но Феодосий отвечал: «Не вкушу брашна, исполненного крови и убийства, и не пойду на трапезу иезавелиину». (Иезавель, царица израильская, известна своим нечестием, ненавистью к пророкам и в особенности к жившему тогда пророку Илии, и, наконец, своею ужасною кончиною: она выброшена была из окошка и съедена собаками). После того не раз Феодосий обличал Святослава: написал к нему письмо и говорил в том письме: «Кровь брата вопиет на тебя к Богу, как кровь Авелева на Каина». Разгневался Святослав и бросил письмо на землю. Стали говорить, что Феодосий будет сослан в заточение. Феодосий с радостью готовился принять мучение за правду; но Святослав побоялся тронуть праведника, хотя Феодосий долго не велел поминать его на эктениях, а поминал Изяслава, и только по общей просьбе велел поминать его после Изяслава. Тогда перестал он и обличать, надеясь тронуть Святослава просьбой. Святослав, который давно хотел побеседовать с Феодосием, узнав, что он перестал говорить против него, послал спросить, не позволит ли он приехать к нему в монастырь. Когда Феодосий дозволил, Святослав пришел. Феодосий с братиею вышел к нему навстречу и поклонился. «Отче! – сказал Святослав, – не смел я придти к тебе в монастырь: думал, что ты гневаешься на меня и не пустишь в монастырь». – «Что наш гнев для твоей власти, добрый князь! – отвечал Феодосий, – наше дело сказать вам, что нужно для спасения души, а ваше дело послушать». Вошли они в монастырь и стали говорить. Феодосий говорил ему от священного Писания, что нужно любить брата; а Святослав складывал всю вину на брата и не хотел с ним помириться. Много раз после ходил Феодосий к Святославу и увещевал помириться с братом, но всегда безуспешно. Хотя Святослав так любил Феодосия, что говорил ему: «Отче! Правду говорю тебе, что если бы сказали мне, что отец встал из гроба, не так бы я обрадовался этому, как твоему приходу; не боялся бы его и не смущался бы так пред ним, как перед тобою». – «Если так боишься меня, – сказал Феодосий, – то возврати брата». Святослав на это ничего не отвечал. Случилось раз Феодосию придти к Святославу. Вошел в комнату, сел и увидал перед собою музыкантов: кто играл на гуслях, кто на органах, а иные пели песни. Блаженный сидел, потупив голову, потом сказал: «Будет ли так на том свете?» Святослав умилился, заплакал и с тех пор не велел играть, когда приходил преподобный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010