Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:3 . Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ ( Втор. 9:25 ). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю ( Деян.9:3–6 ). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:9 . Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» ( Откр. 4:10 . Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» ( Ин. 4:23 . Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением. Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-ro Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения: – « Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-ro Вселенского собора). – « От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

По отвесной стене Хорива, по неправильным, частью природным, частью же искусственным ступеням, устроенным отшельниками, здесь в стенах горы с III-ro века жившими; там, где восходил Моисей, мимо источника свежей воды, вымоленного когда-то святым, капеллы Марии и пещерных капелл Илии и Елисея, мимо векового, одинокого кипариса, через двое врат, паломники достигают вершины святой горы, и кроме прелестных видов, открывающихся здесь во все стороны, уносят отсюда в сердце своем отзвук дивных повествований. Вот одно из них. Убив пророков Ваала, служителей нечестивой Иезавели, пророк Илия (III кн. царств, XIX, 9–13) «бежал из Иудеи; он шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией, Хорива. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Савваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет, Твой, разрушили Твои жертвенники, пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним. И вот, Господь пройдет, и большой, и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь...» Число ступеней до вершины считают разно, от трех тысяч и больше; сама же вершина подымается до двух с половиною тысяч футов высоты над монастырем, так что приходится на 7300 англ. футах над морем и дает удивительные виды на эти бесснежные Альпы Синайского полуострова. Место равно священное для Евреев, Христиан и Мусульман, ибо последние твердо верят, что пророк их дважды посещал монастырь, и след верблюда, несшего пророка, показывается на средине пути. Восторженными отзывами о впечатлениях этого восхождения наполнены и переполнены дневники Эберса, Фр. Штраусса, Робинсона, Стефенса, Фрааса, Станлея, гр. Лоттен де Лаваль, Норова, арх. Порфирия и пр. и пр.; иные из них называют день восхождения счастливейшим днем своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Разделы портала «Азбука веры» Престол Божий — аллегорический образ, обозначающий место особого присутствия Божия и указывающий на Бога как на Вселенского Царя и Владыку. В таком осмыслении престол Божий противопоставляется престолу сатаны : « знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны » ( Откр.2:13 ). Выражение «Престол Божий» допускает сближение с понятием «Престол благодати»: « Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи » ( Евр.4:16 ). Кроме того, это выражение эквивалентно понятию «Престол Славы», ведь Отец есть «Отец славы» ( Еф.1:17 ), Сын — «сияние славы» ( Евр.1:3 ), а Дух — «Дух славы» ( 1Пет.4:14 ). Традиционно под Божьим Престолом подразумевается Небо: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» ( Ис. 66:1 ). Между тем, иногда образ Престола представал перед взором угодников Божьих в сжатых символических формах. Так, пророк Исаия: «видел… Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис. 6:1 ). Пророк Иезекииль созерцал «подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека» ( Иез.1:26 ). Евангелисту Иоанну Богослову открылось, что «престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:12 ) Во времена Ветхого Завета наиболее знаковым местом присутствия Божия среди Израильского народа считался ковчег. Вот почему «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» ( Числ.10:35-36 ). Однако, ветхозаветный ковчег, при всей его значимости, был лишь прообразом тысяч и тысяч новозаветных Престолов, которые, с образованием и распространением Кафолической Церкви, вошли в состав важнейших христианских святынь: «Важнейшее в Алтаре место есть Святой Престол. Посему все преимущества, приписываемые Алтарю, ни к одному, находящемуся в оном месте, не могут быть так близко применены, как к Святому Престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди Алтаря» (Новая Скрижаль, ч. 1, гл. 3 ).

http://azbyka.ru/prestol-bozhij

Сообразно этому, Господь в Писании изображается, с одной стороны, как вечный Царь народов; с другой – как Искупитель и Спаситель человечества. Первое ясно предуказано Давидом: «Господь говорит Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы пошлет Господь от Сиона и господствуй посреди врагов Твоих» ( Пс. 109 ). Вторая же сторона деятельности Христа (на земле) предсказана через Исайю в следующих словах: «И ныне так говорит Господь, образовавшей Меня от чрева матери в Своего раба, чтобы Я собрал Иакова и Израиля собрал к Нему... И Он сказал: для Тебя должно быть важно, что Ты назван Моим рабом, чтобы восстановить колена Иакова и возвратить рассеянных Израиля. И Я сделал Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до концов земли» ( Ис. 49, 5–6 ; Доказ. Гл. 48–52). Явление Господа на землю и спасение человечества не могло, однако, произойти иначе, как через воплощение Христа. И это также было предсказано в Ветхом Завете (пророчества о рождении Спасителя приведены у Иринея в гл. 53–66). Исайя говорит: «Даст тебе Господь Сам знамение: се, Дева зачнет и родит Сына, и вы наречете Его Еммануил; Он будет есть масло и мед» ( Ис. 7, 14–15 ). Отсюда ясно, что Христос должен был явиться обычным человеком. Снова тот же пророк говорит: «Младенец родился нам, сын дан нам, и Он назван: чудный советник, Бог крепкий» ( Ис. 9, 6 ). Предуказано, было в Ветхом Завете и то, где, в какой стране родится Сын Божий, из какого народа произойдет. Моисей пророчествовал: «Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, доколе не придет Тот, Которому это определено, и Он будет надеждой народов» ( Быт. 49, 10–11). И опять говорит: «Взойдет звезда от Иакова и восстанет вождь от Израиля» ( Числ. 24,17 ). У Исайи также , стоит: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, и цвет произойдет от корня его. И почиет на нем Дух Божий» ( Ис. 11, 1–2 ). Все это указывает на народ еврейский, племя Давидово и Авраамово. Пророк же Михей определенно называет место рождения Христа: «И ты, Вифлеем иудейский, не мал между вождями Иуды; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля» ( Мих. 5, 2 ). И Давид говорит: «Господь клялся Давиду истинною клятвою, от которой Он не отречется: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс . 131, 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

10: 34). А в другом месте назвал Себя и Сыном Человеческим, и Сыном Божьим, говоря: Когда Моисей вознес змея в пустыне,так должно быть вознесено и Сыну Человеческому, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:14). После чего изложенное здесь Сам Спаситель добавил от Мебя, назвав Себя Сыном Божьим, сказав: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына не судить мир, но чтобы мир спасся через Него. Кто поверит в Него, тот не будет судим; а кто не верит, уже осужден, потому что не верует во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:17 и след.). Ибо даже когда Он Сам нарек Сына Человеческого, сказав ученикам Своим: «Кто, по мнению людей, есть Сын Человеческий» (Мф. 16:13)? и выслушав мнения людей разного рода, то есть тех, которые по собственной воле выдумали себе ложь относительно самой Истины, Он сказал бы: Но кем же, вы говорите, Я являюсь? Потому что Петр сказал в ответ: Ты Христос, Сын Бога живого (Там же, 15, 16); поэтому он удостоился называться блаженным, отвечая таким образом Самому Господу: Блажен ты, Симон Ионин, потому что не плоть и кровь открыли это тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах (Там же, 17). 18. Посему Бог Слово стал плотью, а не Бог, у которого было Слово, потому что Единородный, сущий в недре Отчем, по мере того, как Он есть плоть, полон благодати, и по тому, что Он есть Слово, Он полон истины: Он Сам есть одно Слово, ставшее плотью, Которое обитало среди нас. Пророк также говорит о Нем: Это Бог наш, и никто другой не будет почитаться так, как тот, кто открывает закон и отдал Иакова сыну своему, а Израиль возлюбленной своей. После этого его видели в земле и беседовали с людьми (Варух 3:36). Истинная вера приняла это свидетельство о Единородном Сыне. Ибо Он был виден на земле по плоти и беседовал с людьми. Поэтому святой евангелист Матфей в полном соответствии с пророческой речью говорит, что Иисус беседовал с учениками. Ибо так говорит: И когда они беседовали с ними в Галилее, Иисус сказал им: должен быть предан Сын Человеческий в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет (Мтф.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

26:18). Вот откуда взят Христос. Для чего? « Пасти Иакова, раба Своего, и Израиля — наследие Свое », т. е. народ из язычников, потому что этот Иаков, запятав иудеев, получил их права первородства; он же и Израиль, потому что во время таинства он видит Бога лицом к лицу, подобно тому, как и Иаков видел Его лицом к лицу. А что Бог пасет, послушай, как говорит об этом Давид: « Господь пасет меня и ничего не лишит меня » (Пс. 22:1). Послушай и Христа: « Я есмь пастырь добрый » (Ин. 10:11). « И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно руками своими путеводил их » (ст. 72). Видишь, что пророк явно говорит о Христе? Поистине в сердце Его не было злобы: « Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Петр. 2:22; Ис. 53:9). Сила же рук Его была так велика, что возвращала зрение слепым, восставляла хромых, очищала прокаженных, вообще восстановляла всего погибшего человека. СОБЕСЕДОВАНИЕ на псалом Асафу 78   1. Надписание пророчества понятно; поэтому обратимся к истолкованию псалма. В нем содержится не порицание язычникам, как некоторые думают, а пророчество о том, что случится с иудеями, когда их наследие получат язычники. « Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой » (ст. 1). Это случилось с иудеями, когда Иерусалим взят был ассирийцами, потом македонянами, и, наконец, римлянами. Так как это понятно, то обратимся к духовному смыслу пророчества. Когда язычники вошли в наследие иудеев, т. е. получили богопознание, — потому что в этом и заключается древний удел иудеев, как об этом и говорил им Моисей во Второзаконии: «теб я избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле » (Втор. 7:6), — тогда они осквернили святой их храм, находившийся в древнем Иерусалиме, — не в том смысле, что сами оказались виновниками осквернения, а в том, что обнаружили скрывавшееся осквернение храма, которое вносили своим нечестием священнодействовавшие в нем. Подобно тому, как священник, посмотревший на предполагаемую проказу и по расследовании объявивший болезнь, делает заболевшего, как говорят, нечистым, не потому, чтобы он причинял осквернение (это не свойственно священнику), а потому, что он объявил больного действительно зараженным, так точно сделали тоже с иудеями язычники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

3 Января. Поучение об Илии пророке Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову ( 3Цар.17:1 ) Ужасно звучат эти слова для уха каждого смертного, ибо их произнес человек, подобный нам ( Иак.5:17 ). Вы спрашиваете, братья, как может смертный человек затворить небо и остановить дождь? Но спросите себя, как может смертный человек отворить небо и ниспослать дождь на иссохшую землю? А мы знаем, что и сейчас по молитвам людей Бог отворяет небо и дает дождь. Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ), – сказал Спаситель наш. Как Моисей по живой вере и молитве совершал великие чудеса в Египте и в пустыне; как Иисус Навин остановил движение солнца, так и пророк Божий Илия открывал и закрывал небо, низводил огонь с небес и творил иные чудеса, большие и страшные – все верой и молитвой. Бог дал силу Илии, чтобы он творил такие чудеса, ибо Илия ревновал о славе Божией, а не о славе своей. Ревновал весьма о Господе Боге Саваофе ( 3Цар.19:14 ). Ничего для себя не искал этот человек Божий, а всё для Бога. Бог был для него всё: вся слава, вся сила, всё богатство. Поэтому Бог увенчал его славой бессмертной, силой страшной, и богатством, которое не истлевает, и которое моль не ест. Поэтому и не допустил Бог , чтобы Илия умер, а взял его на Небо, как и Еноха. Святой Илия был чистой, как роса утренняя, души, целомудренного, как у младенца, тела, непорочного сердца и ума, как Ангел Божий. Поэтому он и стал сосудом силы Божией. Поэтому творил чудеса тогда и творит их теперь. О, Господи Живой, Боже пророка Твоего Илии, нас через Крещение усыновивший по благодати Твоей святой, зажги и в нас веру и ревность пророка Твоего святого. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

85 Творения. Т. I, кн. 2, с. 698.  «сорок два месяца» – то есть три с половиной года. Именно такое или близкое к нему время торжества сил зла указано и в Книге пророка Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7; 12, 11–12).  Можно думать, что эти сорок два месяца попирания язычниками святого города совпадают со временем царствования зверя, которое в 13, 5 обозначается – предположительно, именно с целью идентификации – теми же словами: «сорок два месяца», в отличие от сроков пророческой проповеди 11, 3 и пребывания жены в пустыне 12, 6, наименованных как «тысяча двести шестьдесят дней». 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Под двумя свидетелями большинство святых отцов 86  понимали пророка Илию и праведного Еноха.  86  Это святые Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Андрей Кесарийский и др. Ипполит Римский на основании Ин. 21, 22–23 высказывал точку зрения, что вместе с Илией и Енохом придет сам апостол Иоанн. Впрочем, широкого распространения это мнение не получило. На Западе, кроме того, существовало предположение, что вместе с Илией придет не Енох, а Моисей. Основанием для этого служит сходство египетских знамений Моисея с теми, которые совершают два свидетеля 11-й главы. Однако эта гипотеза не выглядит особенно убедительной.  Оба эти ветхозаветных праведника не увидели смерти, но были переселены Богом на небо в теле (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5; 4 Цар. 2, 11), однако в конце времен им надлежит снова прийти в мир и подчиниться закону смерти: они должны будут умереть как христианские мученики. 87 87  В словах «и дам двум свидетелям Моим» (Апок. 11, 3) в греческом оригинале употребляется слово «μρτυς», на русский язык часто переводимое как «мученик». О пришествии пророка Илии говорит Господь в Книге Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6), – отчасти эти слова исполнились во времена Первого пришествия Христа, когда в духе и силе Илии пришел святой Иоанн Предтеча. Но в конце времен эти слова должны исполниться буквально: придет сам пророк Илия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие (Мф. 17, 10–13), где он указывает, что у Малахии Илия назван по месту его родины  «фесвитянином» 88 , тогда как святой Предтеча фесвитянином не был, и Илией он именовался только по подобию служения. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть вторая. Догмат о Пресвятой Троице 1. Политеизм и два монотеизма На заре человеческой истории вера в Единого Бога была достоянием всех людей. Откровение о единобожии наши прародители восприняли в раю и передали своим потомкам. Это предание длительное время сохранялось среди наших предков, пока погружение в плотскую жизнь и омрачение разума, воли и чувств людей в страстях нечестия не привели к тому, что большая часть человечества утратила истинное представление о Боге. Люди, познав Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному, человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись... твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь, – так объясняет Апостол появление язычества – политеизма ( Рим. 1, 21–23, 25 ). Ко времени жизни патриарха Авраама вера в Единого Бога была достоянием немногих праведников, к которым принадлежал, например, Мелхиседек, царь Салимский. В потомстве Авраама монотеистическая вера была вновь утверждена Богом и ограждена строгими предписаниями Закона. Так, пророк Моисей наставлял евреев: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть» ( Втор. 6, 4 ). Сам Бог возвещает через пророка Исаию: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» ( Ис. 44, 6 ), «Я Господь и нет иного» ( Ис. 45:5 и др.). Истина единства (единственности) Бога нашла подтверждение в новозаветной проповеди Спасителя: «Господь Бог наш есть Господь единый» ( Мк.12:29 ). В Своей первосвященнической молитве Христос молится Единому Истинному Богу ( Ин. 17, 3 ). Апостол так же учит: нет иного Бога, кроме Единого ( 1Кор. 8, 4 ). Проповедь монотеизма в новозаветные времена встречала многочисленных противников, прежде всего, в лице язычников, остававшихся во тьме идолопоклонства и политеизма, а затем – в лице полухристианских сект гностиков и манихеев. Если гностики допускали, кроме верховного Бога, множество низших божеств – эонов, то учение манихеев было дуалистично. Они учили о вечной борьбе двух начал: доброго и злого. Святые отцы вскрывали логическую противоречивость политеизма и дуализма. Они указывали, что всесовершенный Абсолют, Которым только и должен мыслиться Бог, может быть только один. Два или более независимых Абсолютов непременно ограничивали бы друг друга и потому не имели бы необходимых для Истинного Бога свободы и совершенства, то есть не были бы по сути богами. «Многоначалие есть безначалие» и «многобожие есть безбожие», – говорит святой Афанасий Великий 238 . Существование зла в мире объясняется не дуализмом, а злоупотреблением своей свободой тварными существами (Ангелами и человеком).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010