Царские палаты Соломона на Сионе означены ясно в Песни Песней. Гроб Давидов, на Сионе, не с меньшею точностью определен в Неемии: «Созидаше (Неемия) даже до вертограда гроба Давидова, и даже до купели устроенные и даже до дому Сильных» ( Неем 3:16 ). Купель или водохранилище, здесь названное, есть источник Силоамский у подошвы Сиона (что также сказано у Неемии), где был дом Сильных или телохранителей царских; об этом мы будем говорить пространнее после. Некоторые писатели затруднялись стихом 47 псалма, где сказано по всем переводам псалмов, темным в этом месте: «Благокоренным радованием всея земли горы Сионския, ребра Северова, град великфго Царя». Определяя по этому стиху положение Сиона на севере, многие недоумевали, находя его на юге. Ученый Реланд объяснил ошибочный перевод 46 . В нашем переводе Псалтыри на русский язык мы читаем очень ясно: «Прекрасная высота, утеха всей земли гора Сион, на северной стране ее град великого Царя». Это совершенное определение горы Сионской, после чего не нужно никаких объяснений. Кроме того небольшого пространства, которое занимает армянская церковь и мечеть, все прочие части Сиона обнажены, некоторые части под гробами и развалинами, другие под скудным пастбищем, взрыты для насаждения маслин или вспаханы. «Сион яко нива изорется», – говорит Пророк Михей ( Мих 3:12 ; Иер 26:18 ). Вид с вершины горы Сионской прекрасен. Гора Сион находится у соединения трех горных ущелий: первое, от востока, называется долиною Иосафатовою и образовано потоком Кедрским; второе, от юга, называется долиною Царскою; третье, от северо-запада, долиною сынов Гиномовых или Гегенскою. Это соединение трех ущелий у подошвы Сиона есть самое плодороднейшее место Иерусалима; тут были сады Соломоновы, и до сей поры, струи потока Силоамского и тени трех гор: Сионской, горы Соблазна и горы Злого Совещания – содержат вечную свежесть в рощах, прилежащих к селению Силоама. Несколько ниже Сионских ворот и у подошвы наружной стены города, близ дороги, ведущей к долине Иосафатовой, существует, как мне сказывали, тайный подземный путь во внутренность Иерусалима. Некоторые из вождей арабских воспользовались в прошлом году этим путем, когда войска Ибрагима-паши были осаждены ими в Иерусалиме и едва не овладели городом. Гарнизон укрепился в замке; город был несколько дней предан разграблению; евреи сделались главною жертвою арабов; прибытие Ибрагима из Яфы прекратило кровопролитие. Существование таких подземных путей подтверждено сказаниями Иосифа Флавия, о чем мы говорили выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Для уничтожения этих врагов Господь укрепит дочь Сиона, Он дарует ей вполне все силы, нужные для истребления сих врагов; «ибо Я делаю, говорит Бог , роги твои железными, и копыта твои делаю медными» (рог в священном писании часто употребляется как символ уничтожающей силы, ср.Вт. 33:17; 3Цар. 22:11 ; Лев?. 6:13 и др.), – «и сотрешь народы многие», и укрепленная от Бога вполне уничтожишь всех твоих врагов, и приобретенное ими путем хищничества и разного рода разграблений богатство, как отлученное, должно поступить во власть самого Господа, как Господа всей земли. «Я, говорит Бог, обрек Иегове богатство их и силу их (богатство) Господу всей земли» (4:11 – 13). По течению мысли и по последовательной связи ст.11 – 13 с предшествующим ст.10-м ясно видно, что предсказываемая в этих 11 – 13 ст. борьба должна совершиться после пленения жителей Сиона в Вавилоне и спасения оттуда. Но так как это пленение и это спасение восходят далее времен плена Вавилонского и освобождения из него; то и предсказываемая борьба восходить далее времен Маккавейских, когда происходила война в собственном смысле религиозная, когда сирийцы и с ними вместе их соседние незначительные народы воевали против иудеев с тем, чтобы покорить их под свою власть и иудейство уничтожить. Эта борьба относится к тем событиям, о которых предсказывали Иоиль в 4-й гл. (слав. 3-й) и Иезекиль в 38-й гл., то есть, относится к последней великой войне народов мира против общества Господня, спасенного из Вавилона и освященного, – войне, предпринятой врагами Божиими с целью уничтожить с лица земли святой город Сион, так что война сирийцев во времена Маккавейские составляет только слабый прообраз этой войны. В пользу такого понимания слов пророка говорит несомненное сходство рассматриваемых стихов с приведенными местами из Иоиля и Иезекиля. Слова 11-го ст: «собрались против тебя народы великие», и слова 12-го ст: «Он собрал их», – указывают ясно на слова Иоиля 4:2: «Я соберу все иноплеменные народы», и на слова 4:11: «собирайтесь и идите все народы со всех сторон и соберитесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

6) Между греческими рукописями следует здесь поместить одну писанную на сирийском языке, как потому что опа в истории иконописного предания определяет эпоху происхождения некоторых Евангельских изображений, так и потому что ее миниатюры особенно отличаются восточным характером Византийского стиля. Это Сирийское Евангелие в Лаврентианской библиотеке во Флоренции, конца VI в. В миниатюрах изображен целый цикл Евангельских событий от Рождества Иисуса Христа и до Его Страстей и Распятия, и потом Воскресение Господне и Сошествие Св. Духа. Связь Нового Завета с Ветхим выражена тем, что Евангельские события писаны под изображениями Пророков. Например, налево от зрителя сидит Царь Соломон, с маленькой бородой, на троне; направо Давид, юная, безбородая фигура, с лирой. Под Давидом Рождество Господне, под Соломоном – Крещение, в котором от десницы Бога Отца на Христа, стоящего по пояс в воде, спускается Дух Святой в виде голубя, головой вниз. Под Крещением, Ирод, сидя на троне, повелевает избить младенцев, а под Рождеством – самое избиение их. – Или, направо Иона спит под смоковницей, но уже одетый, а не голый, как в катакомбах и на саркофагах. Налево Пророк Михей. Под Ионой Христос исцеляет кровоточивую жену; под Михеем – стоит Самарянка у колодца, по другую сторону которого сидит Христос. Эта рукопись, относясь ко времени богословских состязаний о том, мог ли Иисус Христос, как Бог , пострадать плотью и умереть, как человек,–выражает идеи, сделавшиеся после Константинопольского Собора 553 г. господствующими в православных догматах. Потому-то особенно и важны в ней миниатюры, изображающие Страсти и Распятие Иисуса Христа, и следующие за тем события. На миниатюре – между зверями по обе стороны изображено по петуху. Направо Иуда – юношеская фигура – целует Иисуса Христа в руку, которого сзади уже схватывают двое воинов. Налево – Иуда, в сером хитоне – висит на суку: фигура, отлично нарисованная. Под Иудой сосуд в виде рога, с его внутренностями, которые клюет ворон. Под сценой целования иудина изображен цветок.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   Церковная власть в России находится в таком положении, что мы не можем отделить и понимать, что делается ею свободно, а что по насилию.    Церковная власть в России есть образ пленения и духовного безсилия: нет ни свободной воли, ни свободного проявления.    Нам не с кем общаться: свободной церковной власти нет!    Русская Зарубежная Церковь потому не связана административно с такой властью. Но мы объединены духовно со Святой Русской Церковью, ибо мы часть Русской Церкви.    Мы не должны думать, что на Родине нашей все духовно порабощены существующей там властью. Мы веруем в обратное. Мы не испытываем сердца, ведомые одному Богу, но мы знаем, что там нет свободы сознания и воли, что там укоренилась замкнутость, нет общительности, там люди не могут выбирать жизненный путь, следуя своему сердцу, там то состояние, о котором пророчествовал пророк Михей: там «люди не верят друг другу, не полагаются на приятелей» и «враги человеку домашние его». Безбожная власть губительно влияет на людей. Она подчиняет себе не только тела, но пленяет и душу, обезличивает человека и искажается искренняя откровенная русская душа.    Мы, Русская Зарубежная Церковь, храним свое единство, общаясь со всеми Церквами, с которыми возможно общаться.    В нашем рассеянии по всему миру мы не подчиняемся местным Церквам, не потому, что относимся к ним враждебно, а потому, что бережем святую Русскую Церковь и свойства русской души.    Наше единство церковное выражается в подчинении единой для всего рассеяния церковной власти, и это единство сохраняет русских людей в зарубежье в верности возложенному на них Богом подвигу.     1960 г.     Наша епархия составляет часть Русской Зарубежной Церкви Слово на октрытии Епархиального съезда Западно-Европейской епархии    Когда говорим слово «зарубежный», то относим его к границам государственным. Границы Русской Церкви далеко не совпадали с границами Русского Государства. Уже давно Русская Церковь существовала в Америке, и эта ее часть была неразрывной частью Русской Церкви. Русская Церковь окормляла отнюдь не только русских людей или подданных Русского Государства: в Русскую Церковь входили православные разных народностей, разных стран и государств. Один из викариев в Северной Америке был сириец для окормления сирийцев. В Америке Русская Церковь вообще окормляла всех православных и до конца Первой мировой войны там не было никакого другого епископа, кроме русского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не о демонах ли и здесь говорит он, что они тогда узнали об этом? Нет, он говорит о вышних силах; сказав: «началом и властем», он присовокупил: «на небесных». Эти Начала и Власти – Небесные, а те начала и власти поднебесные, поэтому он называл последних и «миродержителями», выражая, что Небо для них недоступно и что всю свою власть они обнаруживают в здешнем мире. 3 . Видишь ли, что Небесные Силы узнали это вместе с нами и через нас? Но теперь я поведу речь в уплату долга и покажу, что существа Божия не знают ни Начала, ни Власти. Кто говорит об этом? Уже не Павел, не Исаия, не Иезекииль, но другой святой сосуд, сам сын грома, возлюбленный ученик Христов Иоанн, возлежавший на персях Господних и почерпавший из них Божественные струи. Что же говорит он? «Бога никтоже виде нигдеже» ( Ин.1:18 ). По истине – сын грома: издал голос громче трубы, который может пристыдить всех прекословящих. Однако обратим внимание и на то, что, по-видимому, противоречит этому. Что, скажи мне, вещаешь ты, Иоанн? «Бога никтоже виде нигдеже»? Что же нам думать, когда пророки говорят, что они видели Бога? Так Исаия говорит: «видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне» ( Ис.6:1 ); также и Даниил: «зрях, дóндеже престоли поставишася, и Ветхий денми себе» ( Дан.7:9 ); и Михей: «видех Господа Бога Израилева, седящаго на престоле своем» ( 3Цар.22:19 ); и еще другой пророк: «видех Господа, стояща на жертвеннице, и рече (ми): порази очистилище» ( Амос.9:1 ). И много можно собрать таких свидетельств. Как же Иоанн говорит, что «Бога никтоже виде нигдеже»? Нужно знать, что он говорит о точном понятии и ясном видении. А все, виденное пророками, было снисхождением, и никто из них не созерцал Чистого Существа Божия, как видно из того, что каждый из них созерцал Бога различным образом. Бог есть существо простое, не сложное и не имеющее образа; а они все видели Его под различными образами. Это также объявляет Бог через другого пророка, и удостоверяя, что пророки видели не чистую сущность, говорит: «Аз видения умножих и в руках пророческих уподобихся» ( Ос.12:10 ); не самую сущность Мою показывал Я, говорит Он, но снисходил приспособительно к немощи созерцавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Дабы придать проповеданному им ранее учению незыблемость и авторитет, Апостол употребляет такое сильное выражение: «если даже мы, и не только мы, но и Ангел». Человеку может быть попущено отвернуться от исполнения воли Божией, но Ангелу после совершившегося их разделения на добрых и злых – это невозможно. С единственной целью – сильнее подчеркнуть непреложность своего учения – Апостол прибегает к этой метафоре. «Посему, – пишет блаженный Феодорит , – если узнаю все человеческие языки и сверх того и языки невидимых сил, но любви к ближнему иметь не буду, то ничем не отличусь от неодушевленных орудий» 175 . Даже и самые высокодуховные мысли, например ангельские, не смогут придать силы словам, исходящим из черствого сердца. О таком же понимании Писания свидетельствует святой Иоанн Златоуст : «Хотя я и буду говорить, – пишет святитель, – так, как обыкновенно беседуют Ангелы между собой, но без любви я ничто и даже тягостен и несносен» 176 . Пророк Исайя был удостоен слышать пение Ангелов, говорит Библия . «А Иезекииль, Даниил, Захария, Михей слышали их беседующими. И если бы они сумели передать человеческим словом неизреченную красоту их речи, но без всякого содержания любви, то и в таком случае дар этот не был бы высок рядом с даром любви» 177 . Ни один из духовных толкователей этого места Послания никогда не подразумевал под выражением «языками ангельскими» ( Деян. 13, 1 ) действительную способность первых христиан говорить ими. Если бы такая харизма в Церкви существовала, то о ней обязательно бы высказались христианские писатели первых четырех веков, жившие в непосредственной временной близости к описываемым событиям. Но ничего подобного в их трудах мы не находим, ибо христиане никогда не обладали такой способностью. Тем не менее пятидесятники настаивают на том, что говорят «ангельскими» языками. Причем дар этот изливается в такой же форме, как и в Апостольский век. Чтобы уяснить глубокую греховность этой претензии, достаточно лишь однажды увидеть проявление «дара» у пятидесятников. 11. «Дар языков» у современных пятидесятников

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Духовно Русская Церковь неразделима: она всегда одна и та же Русская Церковь, где бы мы ни были. Будучи частью Русской Церкви, мы не можем общаться с церковной властью, подчиненной и порабощенной властью, Церкви враждебной. Быть в состоянии такой подчиненности и зависимости – состояние душевно болезненное: церковной власти противоестественно быть в зависимости от власти, поставившей своей целью уничтожение Церкви и самой веры в Бога. И те, кто находится в такой зависимости, не могут не ощущать и не сознавать болезненности такого состояния: одни, у кого совесть жива, мучаются; другие, с сожженной совестью, принимают такое положение. Церковная власть в России находится в таком положении, что мы не можем отделить и понимать, что делается ею свободно, а что по насилию. Церковная власть в России есть образ пленения и духовного бессилия: нет ни свободной воли, ни свободного проявления. Нам не с кем общаться: свободной церковной власти нет! Русская Зарубежная Церковь потому не связана административно с такой властью. Но мы объединены духовно со Святой Русской Церковью, ибо мы часть Русской Церкви. Мы не должны думать, что на Родине нашей все духовно порабощены существующей там властью. Мы веруем в обратное. Мы не испытываем сердца, ведомые одному Богу, но мы знаем, что там нет свободы сознания и воли, что там укоренилась замкнутость, нет общительности, там люди не могут выбирать жизненный путь, следуя своему сердцу, там то состояние, о котором пророчествовал пророк Михей: там люди «не верят другу, не полагаются на приятелей» и враги человеку – домашние его ( Мих. 7:5–6 ). Безбожная власть губительно влияет на людей. Она подчиняет себе не только тела, но пленяет и душу, обезличивает человека и искажает искреннюю, откровенную русскую душу. Мы, Русская Зарубежная Церковь , храним свое единство, общаясь со всеми Церквами, с которыми возможно общаться. В нашем рассеянии по всему миру мы не подчиняемся местным Церквам не потому, что относимся к ним враждебно, а потому, что бережем Святую Русскую Церковь и свойства русской души.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Пророк Михей предсказал, что Христос родится именно в Вифлееме, городе Иудином: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2). По римским законам, женщины наравне с мужчинами подлежали поголовной переписи, поэтому Иосиф пошел в Вифлеем записаться не один, а с Пресвятой Девой. Неожиданное путешествие в Вифлеем, в тот город, в котором должен родиться Мессия, и притом путешествие незадолго до разрешения Пресвятой Девы от бремени, должно было доказать Иосифу и Марии, что указ кесаря о переписи есть орудие в руках Провидения, направляющее к тому, чтобы Сын Марии родился непременно в Вифлееме, а не в Назарете. После утомительного пути старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем, но будущей Матери Спасителя мира не нашлось места в гостинице, и Она со Своим спутником вынуждена была поместиться в пещере (как это утверждает святой Иустин Философ), куда загоняли с пастбища скот; здесь-то, в зимнюю ночь, родился Христос. Рождение Иисуса Родив Сына, Пресвятая Дева Сама спеленала Его и положила в ясли. Этими краткими словами Евангелист повествует, что Богоматерь родила безболезненно. Выражение Евангелиста и родила Сына своего Первенца (Лк. 2, 7) дает неверующим повод говорить, что у Пресвятой Девы, кроме Иисуса первенца, были и другие дети, которые назывались Его братьями. Но, по закону Моисея (см. Исх. 13, 2), первенцем назывался всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна , то есть перворожденный, хотя бы он же был и последним. О том, что так называемые братья Иисуса не были Его родными братьями, сыновьями Его Матери, будет сказано ниже, в главе 7-й. Поклонение Пастухов Иисус Христос родился ночью, когда в Вифлееме и окрестностях его все погружены были в глубокий сон; не спали только пастухи, которые в поле стерегли вверенное им стадо. К этим скромным людям, труждающимся и обремененным, является ангел с радостной вестью о рождении Спасителя мира. Лучезарный свет, окружавший ангела среди ночного мрака, испугал пастухов, но ангел тотчас же успокоил их, сказав:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Наступило всемирное событие Рождества Христова. Но Израиль ожидал пришествия Мессии не из Назарета, а из Вифлеема, как об этом ясно предсказал пророк Михей ( Мих. 5:2 ). И вот пророчество Михея начало исполняться. В то время, как Пресвятой Деве Марии приблизилось время родить Божественного Младенца, римский кесарь Август издал декрет о переписи населения во всей империи, в том числе и в Палестине. Согласно этому указу каждый иудей должен был пройти перепись в том городе, где жили его предки. Так как Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давида, то они без промедления отправились в Вифлеем – город царя Давида. Всюду по дорогам двигалось множество людей: все спешили на перепись. После утомительного пути, поздно вечером, старец Иосиф и Дева Мария пришли в Вифлеем и стали искать гостиницу для ночлега. Но все гостиницы были переполнены, и будущей Матери Спасителя не нашлось места среди людей. Тогда Иосиф отыскал возле города пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Пещера была пуста; в ней находились только ясли для корма животных. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий Христос, Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли. Так в обстановке крайней нищеты, в глубоком смирении через Святую Деву сошел на землю Бог , соединившись неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно с природой человеческой. В убогом вертепе (пещере) совершилось великое событие: миру, погруженному в сумрак», воссиял свет Божественного разума». Сама Небесная Любовь пришла людям, чтобы спасти их от вечной смерти. Но люди как тогда, так и теперь часто бывают бесчувственными к Божию призыву, недостойными Его Любви. Перед сколькими запертыми дверями стучал Иосиф в надежде найти кров для Святой Девы Марии! Но жители городка мирно спали, утомленные своими житейскими заботами и тревогами, двери домов были плотно закрыты. Бесчувствие, страх, лень, боязнь стеснить себя не давали им откликнуться на мольбы... Но разве это было только тогда, во дни переписи Августа? Разве не повторяется это из века в век? Сколько людей со страхом затворяют дверь своей души, когда Христос стучится в нее. Они боятся нарушить свой сонный покой или стеснить себя, а иные просто коснеют в лености; духовная жажда угасла в них, огонь уже даже не тлеет. Правда, есть такие, которые не против отвести Богу некоторое место в жизни, но это только одно из многих мест, часто подобное забытым задворкам. Поклонение пастухов. Лк. 2:8–20

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Из этих слов можем видеть, что святой пророк Михей не был убит, но, по окончании своей богоугодной жизни, в мире почил. Он умер и был погребен на своей родине, — Морасфе. По прошествии очень многих лет его честные мощи вместе с мощами пророка Аввакума были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению Божию Зевину, епископу Елевферопольскому. За всё сие да будет Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки. Аминь. В тот же день память преподобного Аркадия, ученика Ефрема Новоторжского. В тот же день память святого мученика Маркелла, епископа Апамийского, сожженного около 389 года идолопоклонниками за разрушение языческого храма.  Память 15 августа Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на небо, пречистая и преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение Своих слов, что Ее будут ублажать все роды (Лк.1:18), — христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую Матерь, тогда еще обитавшую на земле. Пресвятая Богородица приблизилась к пречестному и славному успению Своему уже исполненная дней Она Сама желала скорее отойти от тела и войти к Богу. Душа Ее всегда была объята одним непрестанным желанием увидеть сладостное лицо Сына Своего, Сидящего одесную Отца на небесах (Евр.1:3); горя к Нему несравненно большею любовию, нежели Серафимы Матерь Божия, изливая из святых своих очей потоки слез, тепло молилась Господу, чтобы Он взял Ее из этой юдоли плача в горние блаженные обители. Живя в доме святого Иоанна Богослова на Сионе Она часто удалялась отсюда на гору Елеонскую — место вознесения на небо Сына Своего и Господа; здесь в одиночестве Она возносила Ему Свои усердные молитвы. И вот однажды во время такой уединенной молитвы Богоматери на горе Елеонской о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на небо, пред Нею предстал архангел Гавриил служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во святое святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия (Лк.1:27–38), неотступно охранял Ее во всё время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре, — по прошествии трех дней, — Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в бессмертную жизнь к вечному Царю славы:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010