Очень возможно, что в вечно недовольном колене Ефремовом начались уже волнения, и Иеровоам как-либо выдвинулся в них. Ахия, и как боговдохновенный пророк и как просто проницательный наблюдатель настоящего положения дел, хорошо знакомый с уроками истории своего народа, оценивает надлежащим образом это положение дел, указывает размеры начавшегося движения и Иеровоама, как имеющего завершить свое теперешнее участие в движении достижением царского престола. Таким образом, ни теоретические, ни исторические соображения не позволяют смотреть на возмущение против Соломона и на разделение царства его, как на протест лучших людей в Израиле против его терпимости к языческим культам своих жен, покровительства им и даже некоторого в них участия. Тем менее можно смотреть на разделение царства, как на протест против всего только что сказанного со стороны худших израильтян. Худшая и, конечно, большая половина Израиля всегда не тверда в своей религии. Уклонение Соломона может служить примером для неё и желанным оправданием своей неверности религии, а не поводом к протесту против него. 316 И исторические аналогии заставляют думать, и некоторые прямые данные подтверждают то, что преступная терпимость Соломона к культам чужих богов если встретила протест со стороны лучших людей, то не осталась и без подражателей, и, быть может, даже более численных, чем сколько было протестующих. Мы знаем уже, что в мирные периоды своей истории и при более или менее близких соприкосновениях с другими народами Израиль обыкновенно более или менее оставляет своего Иегову и начинает служить иным богам. Период Соломона период мира в истории Израиля по преимуществу. И соприкосновения с другими народами самые широкие и дружественные. Теперь он вступил даже в новые к ним отношения, – торговые, которые, по общему признанию, наиболее враждебны национальной замкнутости и, напротив, наиболее благоприятствуют сближению народов во всех отношениях. Трудно допустить, чтобы и теперь не произошло того, что обыкновенно происходило в подобные времена и при подобных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Ровоам занял иерусалимский престол, представители северных колен обратились к нему с просьбой облегчить налоги, введенные Соломоном. Но Ровоам не только отказался выполнить просьбу, но обещал увеличить их бремя. Возмущенные дерзким ответом Ровоама, израильтяне отказались признать нового царя. В результате десять северных колен откололись от Иудеи и провозгласили своим царем Иеровоама . К Иудее примкнуло только Вениаминово колено. Так держава Давида и Соломона распалась на два слабых, враждующих друг с другом царства: Израиль и Иудею, Северное и Южное. История Северного царства. Появление самарян Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в двух городах и отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: « Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской » (3 Цар.12:28). Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящим идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен. Преемники Иеровоама продолжали ходить путями его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав . Под влиянием своей супруги Иезавели он усердно распространял в Израиле язычество: культ Ваала при нем стал государственной религией. Иезавель же устроила гонения на ревностных служителей истинного Бога. После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари в 721 году до н.э. опустошили Израильское царство, разрушили его столицу Самарию, а большую часть жителей увели в плен в Ассирию. Опустевшая израильская территория была заселена язычниками из Аравии и Вавилона; получившееся смешанное население стало называться самарянами или самаритянами. Смешанной были их религиозные верования: признавая иудейскую религию, самаряне не оставляли и языческих верований. Из библейских книг, самаряне признавали только Пятикнижие Моисеево. Иудеи презирали самарян, считая их язычниками, и избегали общения с ними.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Когда недовольство народа царствованием Соломона выросло до размеров враждебных начинаний против Соломона, когда явился в лице Иеровоама человек, на котором все недовольные могли сосредоточить свои надежды, и уже вышел из города с целью предпринять восстание, тогда встречается с ним пророк Ахия и решительно возвещает ему божественное предназначите, чтобы дать понять ему, что он только орудие гнева Божия на уклонившегося от закона Иеговы царя, но допущен быть главою народа, – что он должен помнить закон Божий и не забывать, что счастье владык земных находится всецело в руке Божией. Свои слова пророк подкрепляет символическим действием. Разорвавши бывшую на нем новую одежду на двенадцать частей, он дает десять из них Иеровоаму в знак даруемой ему от Бога власти, присовокупив: «так говорит Господь Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен» ( 3Цар.11:31 ). Значение символического действия объяснено самим пророком. Новая одежда Ахии означала целое и политически могущественное царство, которое должно было раздробиться. В данном поступке пророк Ахия стоит в таком же отношении к Иеровоаму и Соломону, в каком некогда стоял Самуил к Давиду и Саулу. В своей речи пророк уясняет Иеровоаму, что разделение должно наступить только по смерти Соломона ( 3Цар.11:35 ), – и только в том случае, если Иеровоам, как раньше Давид, будет ходить во всех заповедях и постановлениях Иеговы и не будет подобен Соломону, он сохранит царство за своим домом; семя же Давида хотя и будет унижено, но не вечно ( 3Цар.11:37–39 ). Довольно важно здесь и то обстоятельство, что Ахия встретил Иеровоама на поле, когда Иеровоам хотел уже восстать против законного царя, и они были «только двое» ( 3Цар.11:29 ). Возвещение Ахии не было таким образом предназначено для всеобщего сведения 139 , и в этом для Иеровоама было указание – не поднимать возмущения тотчас, но ожидать спокойно и смиренно, пока Господу будет угодно исполнить возвещенное ему решение через совпадение обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЯ АХИЯ [Евр.  ,   - брат Господа] (пам. 12 нояб.), прор., живший во времена царя Соломона , предшествовавшие разделению царств. А. при встрече с сановником Соломона Иеровоамом разорвал свою новую одежду на 12 частей и дал ему 10 в знак того, что Иеровоам будет царем в Израиле над 10 коленами, если будет верен Богу и исполнять Его заповеди (3 Цар 11. 29-31, 37-39); за потомками же Давида, несмотря на усиление языческого почитания при Соломоне, остаются 2 (по LXX; в евр. тексте - 1) колена (3 Цар 11. 32-36). Став царем после разделения единого царства, Иеровоам уклонился в идолопоклонство. Тогда А., к-рый к тому времени уже состарился и ослеп, предсказал жене Иеровоама смерть больного сына и полное истребление его рода (3 Цар 14. 1-16), что и исполнилось во время заговора Ваасы и свержения сына Иеровоама Навата (3 Цар 15. 29-30). Блж. Августин толкует эти места как пример взаимодействия Божественной благодати и человеческой воли ( Aug. De Gratia et libero arbitrio. XXI 42//PL. 44. Col. 907). Св. Киприан Карфагенский усматривает в символическом раздирании одежды А. прообраз людей, разделяющих Церковь ( Cypr. Carth. De eccl. unit. VII). В правосл. месяцеслове память А. появляется приблизительно в X в. ( Минологий Василия II - 9 янв.). Вероятно, оттуда празднование попадает в слав. Минеи митр. Макария и в совр. церковный календарь ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 352). Согласно иудейскому преданию, А. был силомским левитом, одним из 7 иудейских учителей, к-рые, следуя один за др., должны дожить до конца света (по одной из версий, А. прожил более 500 лет) (Бава Батра 121b). По др. преданию, А. принял мученическую смерть от иудейского царя Авии (EJud. Vol. 2. Р. 459-460). С. А. Архипов Рубрики: Ключевые слова: ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа

http://pravenc.ru/text/77198.html

Преподобный Нил происходил из знатного рода и был префектом в Константинополе. Женившись, он имел двоих детей: сына и дочь. Вскоре явилось у него желание – для спасения души разлучиться с женой, раздать имущество бедным и поселиться в пустыне, вдали от мира и его соблазнов. Тогда жена с дочерью поступила в один из женских египетских монастырей, а сам он с сыном удалился на Синай и, поселившись в пещере, проводил строго подвижническую жизнь. Св. Нил был подвижник учительный. Он мудро поучал всех приходивших к нему. Обличал еретиков. Не боялся обличать и сильных мира; так, в письме он обличил императора Аркадия, когда тот сослал в заточение св. Иоанна Златоуста . Был кроток и милостив к согрешающим. Св. Нил умер в глубокой старости, около 430 г. Св. Пророк Ахия жил в конце царствования Соломона. Когда этот царь несколько склонился к идолопоклонству из угождения своим женам, то пророк предсказал ему наказание Божие за это – разделение еврейского царства на два: Иудейское и Израильское. Встретившись с Иеровоамом, который предназначен был Богом сделаться первым царем Израильского царства, он разорвал свою одежду на 12 частей, по числу колен еврейского парода, велел ему взять 10 частей и сказал: «Так говорит Господь Бог Израилев; вот я отторгну царство от руки Соломона и дам тебе из него 10 колен за то, что оставили Меня и поклонились идолам». Но и сам Иеровоам, сделавшись царем, уклонился и народ ввел в идолопоклонство; тогда прор. Ахия предсказал гибель его дома. Умер св. пророк в глубокой старости. Милостивая – Киккская икона Пресвят. Богородицы называется так потому, что Пресвятая Богородица изображена на ней умоляющей Сына Своего о помиловании рода христианского. По преданию, две такие иконы написаны были св. евангелистом Лукой. Одна из этих икон находится на острове Кипре в Киккском монастыре и здесь совершила много чудес. Она до половины закрыта пеленой, от верхнего левого угла до нижнего правого, так что не видно ликов ни Богоматери, ни И. Христа, и никто не осмеливается раскрыть пелену, потому что многие подверглись ужасному наказанию за это. 13-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Господь повелел человеку Божию не есть хлеба, не пить воды в Вефиле и не возвращаться той же дорогой, по которой он пришел 419 . В Вефиле тогда жил другой пророк-старец. Когда человек Божий отправился из Вефиля, вефильский пророк настиг его и упросил войти к себе в дом поесть хлеба и напиться воды. Человек Божий возвратился в Вефиль. Но когда они сидели за столом, вефильский пророк получил откровение от Бога и сказал гостю: «Так говорит Господь: за то, что ты не соблюл повеления Господня, ты не будешь погребен с отцами твоими». Когда человек Божий отправился домой, лев умертвил его на дороге и стоял с ослом его подле тела его до тех пор, пока вефильский пророк не пришел и не похоронил его. Иеровоам не вразумился словами пророка Божия и наказанием Божиим, поэтому Господь определил истребить весь дом его и развеять за идолопоклонство народ Израильский за реку Евфрат. Заболел сын Иеровоама Авия. Иеровоам велел жене своей переодеться, сходить в Силом к пророку Ахии и спросить его, что будет с сыном. Ахия от старости не мог видеть. Но Господь возвестил ему, что к нему идет жена Иеровоама, переодетая, и открыл, что он должен сказать ей. При входе в дверь царицы, Ахия сказал ей: «Войди, жена Иеровоама; для чего это ты переоделась? Поди, скажи Иеровоаму, так говорить Господь: за то, что ты Меня оставил, Я истреблю дом Иеровоамов. А ты иди домой, и как только нога твоя вступит в город, дитя твое умрет. И изгонит Господь израильтян из этой доброй земли и развеет за реку (Евфрат) за то, что они сделали себе идолов». И пошла жена Иеровоама домой. Как только ступила она на порог дома, дитя умерло. Иеровоам вел беспрерывную войну с царем иудейским Ровоамом и потерпел от сына его Авии сильное поражение, в котором потерял до полумиллиона войска. И поразил его Господь, и он умер, процарствовав 22 года ( 3Цар. 12:25–33, 13, 14:1–20; 2 Парал. 12:15, 13). Нават, Вааса, Ила, Замврий и Амврий После Иеровоама вступил на престол израильский сын его, Нават. Во второй год царствования он изменнически убит был своим военачальником Ваасою, который истребил весь род Иеровоама и воцарился над Израилем. Вааса предпринял войну с иудейским царем Асою, но Аса склонил на свою сторону сирийского царя Венадада I, который завоевал северные области царства Израильского. Вааса царствовал 24 года. Сын его Ила на втором году царствования был убит пьяный во время пира военачальником Замврием. Замврий царствовал только 7 дней. Будучи осажден во дворце другим военачальником, Амврием, он зажег свой дворец и погиб в огне. Но не все израильтяне признали царем Амврия, другие избрали Фамния. После смерти Фамния, Амврий воцарился над всем Израильским царством. Амврий основал столицу Израильского царства в Самарии. Царствовал 12 лет. Ему наследовал сын его, Ахав ( 3Цар. 15:25–34, 16:1–28; 2 Парал. 16:1–6). Ахав (4585 год от сотворения мира, 924 год до Рождества Христова)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   Пр. Илия ныне воспоминается тот, который, по Лавсаику, жил в Египте 75 лет в пустыне и следов. поселился в ней вскоре после кончины вышеозначенных мучеников. См. Лавсаик в Русск. переводе § 46, стр. 151. 9     Муч. Полиевкт. Въ Деяниях святых (Febr. II. р. 650) житие его помещено из Метафраста и другое краткое латинское согласное с Метафрастовым и это сказание считается одним из древнейших и достовернейших. Греческий текст Метафрастова жития в первой раз издан в полном курсе патрологии у Миня (Т. 114, стр. 417.) В мартирологах и житиях или актах врем. жизни и страдания мученика относится к императору Декию и Валериану, посему полагают, что Полиевкт при Декии был воином, а при Валериане пострадал в 259 году. Этот год указан в Цветнике [ип Florario] и в сие время особенно было сильно гонение. В Мелитине антиохийской, недалеко от правого берега Евфрата, издревле память его особенно чтилась; так родители пр. Евфимия В. в храме св. Полиевкта молились о разрешении неплодства их и сам Евфимий молился в сем храме (сн. 20 янв.). Как на Востоке, так и на Западе сей мученик почитался карателем нарушителей клятв и договоров (сн. Cal. univ. eccles. Т. VI. р. 24. об его актах). Внука импер. Валентиниана III Иулиана создала ему великолепный храм в Царьграде при Иустиниане. (Morcelli Т. II. р. 16). Мощи его были в Царьраде в храме апостолов в 14 и 15 веках, по свидетельству русских паломников Стефана и Зосимы (Сказания Сахарова Т. II). Древние римские мартирологи память его помещают 10 января, а не 9. Греки в актах его πρ τασσαρων δν Ιανουαρων перевели за 4 иды январские, а римляне вернее в 4-е иды январские.     Св. прор. Самей. В печатном славянском прологе и в рукописных славянских касательно пророков 8 и 9 января смешение. В древних греч. прологах стишных, напр. 1295 года, пророк Самей поставлен 8 января без сказания, с одним стихословием, в Месяцеслове Василия 9 января находится пророк Ахия со сказанием. Печатной славянской пролог ставит пророка Самея 9 января с тем же сказанием, которое в Мес. Василия посвящено Ахии; в рукописных же некоторых прологах второй редакции Мес. Василия, наприм. 247. 249 Синод. вместо Ахии поставлен Захария с тем же сказанием, которое в Мес. Василия посвящено Ахии, тогда как в древнейших славянских прологах 1 редакции Месяц. Василия, наприм. Рум. 319, верно стоит Ахия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Божественное Писание говорит о том следующее: «бе хитон не швен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет» (Ин 19.23—24). Он имел единство свыше, происходящее с неба от Отца, и потому не мог быть разодран теми, кто получил его в обладание; но целостно, раз навсегда, удержал крепкую и неразделимую связь свою. Поэтому не может обладать одеждой Христовой, кто раздирает Церковь Христову. Напротив, когда по смерти Соломона царство и народ его должны были разделиться, то пророк Ахия, встретившись на поле с Иеровоамом — царем, разодрал одежду свою на двенадцать частей и сказал: «приими себе десять жребий, яко тако глаголет Господь...: се, Аз отторгаю царство из руки Соломони, и дам ти хоругвий десять: и две хоругви будут ему, раба ради Моего Давида и Иерусалима ради града,... егоже избрах Себе на положение имени Моему тамо» (3Цар 11.31—32:36). Итак, когда двенадцать колен израильских должны были разделиться, то пророк Ахия раздирает свою одежду. Но как народ Христов разделяться не должен, то хитон Христов, связно сотканный повсюду, не был разодран возобладавшими им: нераздельной крепостью своей связи он указывает на неразделимое согласие всех нас, которые облеклись во Христа. Таким образом, таинственным знамением своей одежды Господь предызобразил единство Церкви.    Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие — одежду Господню — Церковь Христову? Сам Господь напоминает в своем Евангелии и поучает нас, говоря: «и будет едино стадо и един Пастырь» (Ин 10.16). Кто же подумает, что в одном месте могут быть или многие Пастыри, или многие стада? Апостол Павел, внушая нам то же самое единство, умоляет и увещевает нас, говоря: «Молю... вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в том же разумении и в тойже мысли» (1Кор 1.10). И в другом месте он говорит: «терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира» (Еф 4.2—3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3494...

19. Пророк Софония, старец с седою бородою, говорит: близ день Господень великий, близ и скоро зело (гл. 1, ст. 14). 20. Пророк Аггей, старец с круглою бородою, говорит: положите сердца ваша в пути ваши (1, ст. 7). 21. Пророк Захария, юный без бороды, говорит: сице глаголет Господь Вседержитель, се Аз спасу люди моя (гл. 8, ст. 7). 22. Пророк Малахия, с проседью в круглой бороде, говорит: от восток солнца до запад прославися имя мое во языцех (1, ст. 11). 23. Пророк Гедеон, старец плешивый с круглою бородою, говорит: аще будет роса на руне точию, и по всей земли суша (Суд. гл. 6, ст. 37). 24. Пророк Захария, отец Предтечи, старец с длинною бородою, в священнической одежде, говорит: благословен Господь Бог Израилев, яко посети ( Лук. 1, 68 ). 25. Пророк Нафан, старец плешивый, с круглою бородою. 26. Пророк Ахия, старец с длинною широкою бородою. 27. Пророк Самей, старец с круглою бородою. 28. Пророк Иоад, умерщвленный львом, с бородою едва показавшеюся. 29. Пророк Азария, сын Адоя, старец курчавый. 30. Пророк Анина, старец с раздвоенною бородою. 133. Пророчества, кои пишутся на изображениях Господских праздников, чудес и страданий Господа О рождестве Христове Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему, и той чаяние языков. – Быт., гл. 49, ст. 10. Пророчество патриарха Иакова. Снидет, яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю, – Псал. 71 , ст. 6. Отроча родися нам, сын и дадеся нам, и нарицается имя Его велика совета Ангел. – Исаии. 9, 6. Бог от юга приидет, и святый из горы приосененныя чащи. – Аввакума 3, 3. И ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже меньши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля. – Мат. гл. 2, 6; пророчество Михея. Воссияет вам боящимся имене Моего солнце правды, и исцеление в крилех Его. – Малахии гл. 4, 2. Сей Бог наш, не вменится ин к нему, на земли явися и с человеки поживе. – Варуха 3, 36–38. Об обрезании Господа И младенец осьми дней обрежется вам. – Быт. гл. 17, ст. 12; пророчество Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Первое открытое столкновение Иеровоама с Соломоном произошло после его брака с дочерью фараона: Иеровоам позволил себе вслух критиковать Соломона за то, что тот едва не проспал утреннее богослужение. В эти дни и произошла встреча Иеровоама с пророком Ахией, предопределившая всю его последующую судьбу. «В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое. И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей, и сказал Иеровоаму: возьми себе десять лоскутков, ибо так говорит Господь Бог Израилев: „вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых. Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его. Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои. Но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен; а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем; и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими, и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою, и устрою тебе дом верный, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля…“» ( 3Цар. 11:29-38 ). Некоторые комментаторы считают, что эта встреча пророка Ахии и Иеровоама состоялась в дни, когда Соломон праздновал свадьбу с дочерью фараона. Пророк, разъясняют они, был в новой одежде потому, что находился в числе гостей на этой свадьбе. Но Ахия покинул свадебный пир, взбешенный как самим браком царя с иноземкой и языческим характером свадьбы, так и тем, что Соломон, в отличие от своего отца Давида, не желал прислушиваться к советам пророков. В крайне расстроенных чувствах Ахия вышел из города и встретил решившего отправиться в отпуск домой Иеровоама.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010