205. Знаменский – Хотмыжский , мужской, ныне Подмонастырская слободка, Курской губ., Грайворонского у., в 24 вер. к сев.-вост. от Грайворона и в 6 вер. от заштат. гор. Хотмыжска, при рч. Локне. Он, несомненно, уже существовал в первой полов. XVII ст. и в 1642 г. в нем был игуменом Феодосий. В 1725 г. сюда перенесена по указу св. Синода явленная чудотвор. икона Казанской Божией Матери из Соловецкого-Карповского мон. Белгородского у. В 1764 г. оставлен за штатом, а в 1842 г. упразднен. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 604; Ратшин, 172; “Полн. собр. Закон.”, 1842 г., XVI, 16144; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 14 (упразднение), “Курск. губ. в.”, 1856 г., 41 (М-ри Курск. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 647, 14; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 362 души крест.); 1872 г., II, Отд. 1, 107 в примеч. (осталось предание будто бы основан Петром I в память Полтавской битвы); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 346 (в 1700 г. имел крест. 16 двор.). 206. Знаменско – Мариинский , женский, общежительный, Вятской губ., Яранского у., в 7 вер. от Яранска. Под именем Мариинской жен. общины учрежден в 1884 г. иждивением купца Бебенина, пожертвовавшего 150 десят. земли и капитал в 10.000 руб. К 1888 г. в общине уже было до 175 сестер, 9 корпусов для жительства и церковь во имя Пресв. Богородицы, во имя иконы Ее „Утоли мои печали» с приделом св. Марии Магдалины, а также школа для девочек, преимущественно дочерей инородцев Черемис. В 1888 г. община возведена на степень общежительного м-ря и с устройством новой камем. церкви во имя Знамения. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1885 г., 15, ст. 28; 1888 г., 52, ст. 478; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 257; “Церковн. вед.”, 1888 г., 16, 79, и прибавл. к ним, 459. 207. Ивановский – Казанский – Сезеновский , женский, общежительный, Тамбовской губ., Лебедянского у., при селе Сезенове, в 12 вер. к сев.-вост. от Лебедяни, при рч. Сквирне. Учрежден из женской общины, образовавшейся с 1840 г. при кельи затворника Иоанна Ивановича, который вел строгую отшельническую жизнь, приобрел этим известность и любовь не только окрестных жителей, но и отдаленных мест, и скончался в 1839 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ными постройками и садом при них, также – водяной мельницей о трех поставах и рыбной ловлей на реке, – теперь жертвую с тем, чтобы при церкви села Высочиновки был учрежден мужской общежительный монастырь во имя Пресв. Богородицы, чудотвор. иконы Ее Казанской, с училищем для детей мужского пола окрестных поселян, по чину и уставу Святогорской пустыни, с назначением из ее братии настоятеля и первоначальной братии, способной в полности ввести этот устав, себе же оставляю до смерти свое прежнее имение, 650 десятин пахотной, сенокосной, лесной и усадебной земли, с домом, крытым железом и огромной залой, в коем Вы были; также – флигелем и прочими усадебными постройками, с тем, что как только монастырь утвердится законно, я нотариальным духов. завещанием завещаю ему и это все мое имение полностью, так что по смерти моей будет у него около 900 десятин земли с мельницами, рыбными ловлями и всеми угодьями для безбедного содержания небольшого иноческого братства, к чему еще доходы от богомольцев на поклонение чудотворной иконе приходящих тоже немалой будут ему поддержкой, а небольшой и очень бедный приход этой церкви удобно может быть разделен в соседние приходы, очень к нему близкие, – одна церковь 2 версты, другая – 3 версты. Преосвящ. Амвросий принял большое участие в моем деле, обнадежил, ободрил, обещал дать ему ход, обещал сам приехать и место осмотреть, и так как недалеко в 5 верстах был некогда именитый Николаевский Змиевский Казачий монастырь, упраздненный Екатериной II, коего храмы срыты, а место перешло в Казну и занято казенным лесничеством, и нет надежды, чтобы опять сделалось когда селением иноков, а утварь монастыря сего: колокола, ковчег для св. Даров, потир, Евангелие и чтимая икона святителя Николая находятся в Высочиновской церкви, и так как в обширном Змиевском уезде, где было прежде три мужских монастыря, а ныне ни одного нет, и чувствуется в нем потреба, так как жители его любят монастыри, любят ходить туда и говеть, для чего теперь далеко ходят, то благополезно будет дать им возможность ближе иметь монастырь, для того удобный, – что все считает преосвящ. Амвросий очень способствующими тому, что если Богу угодно, то монастырь в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но достигши Богоспасаемаго Града Воронежа, где Господь Бог сподобил меня поклонится Великому Чудотвор. Святителю Митрофану, и лобызать Его Святыя и Цельбоносныя, и неизреченнаго благоухания исполненныя Мощи, и принесть Ему мое недостойное моление как о себе самом, купно и о всех – в числе коих и о Вас – да сподобимся Его Святыми и Всесильными Молитвами  часть со Святыми получити! При раке Его Святой, я столь великое ощутил в сердце Своем утешение, что все забыл  прискорбия свои; истинно, Великий Он Угодник Божий, и скорый в скорбех помощник! И можно кажется без погрешения Блаженными тех назвать, которые с верою притекают к Нему, почему и я недостойный благодарю Бога сподобившаго меня сей  великой милости! От всея души благодарю Вас Батюшка за любезное и многоприятное писание Ваше, и за изображенное в нем соболезнование о участи моей; прошу Вас Батюшка не оставлять меня и впредь словом утешения, которое мне недугующему вместо бальзама бывает. Отселе я сего дни отправляюсь на Курск, а от туда буду держать путь свой чрез Тулу в обитель, в которую уповаю не ближе достигнуть как во второй половине ноября. За сим поручаю себя Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих и остаюсь к Вам навсегда с истинным к Вам уважением и любовию. Ваш всенижайший Послушник и всегдашний богомолец недостойный Иг. Антоний. Земно кланяюсь. Октября 23-го 1840-го года. Воронеж. Ваше Высокопреподобие! Всечестнейший, Достопочтеннейший, и Милостивейший Отец мой и Благодетель Батюшка Отец Исаия! Давно имел сердечное желание писать к Вам моему Отцу, но случающияся немощи, а наипаче окружающие ныне обстоятельства лишали сего удовольствия, ибо от избытка приятных удовольствий – уста неудержимо глаголют, а от умножения скорбных наведений и витийствующий язык – больше помалчивает. Может быть Вам уже известно, что я ради многих и тяжких грехов своих из Скита сослан на поселение – при Граде Малом Ярославце – в Черно-Острожской штатной монастырь, в коем с 6-го Декабря и водворяюсь до ныне; но не подумайте Батюшка, чтоб новое место и новое звание изменило меня в Духе к Вам? Ей нет! Я все тот же нерадивой грешник – что и прежде; а честь Игуменская не на дыбки меня подымает, но к земли главу мою склоняет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

От Эсфигмена до Ватопеда – два часа ходу, до Кареи пять часов. Соборный храм в честь Вознесения Господня. В соборе, кроме животворящего древа Крестного, есть мощи: глава св. Ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийского; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградского; челюсть св. Иакова Персянина; части: св. Иоанна Златоуста , св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомучен. Пантелеимона; св. великомучен. Варвары, св. Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. св. Стефана архидиакона и св. Ермолая; глава преподобномуч. Агафангела Нового и другие. Кроме собора, здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) св. Григория Паламы ; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомедийского; 6) св. Нилов-Святогорского и Синайского; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольского . Эсфигмен основан Греческим императором Феодосием младшим и царственной его сестрой Пульхерией в 5 веке. Эсфигмен для России замечателен и близок, потому что здесь первоначально подвизался на соседственной с монастырём горе Самаре, в пещере, преподобный Антоний Киевский, пришедший на Святую Гору к здешнему игумену Феоктисту. 8.Ватопед (идиоритм) Ватопед от Кареи находится на расстоянии трехчасового пути; от Пантократора отстоит на два часа. Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой. Богородицы. Кроме частей животворящего древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда – это пояс Богоматери и чудотворные иконы: 1) Чудотворная икона Божией Матери, так называемая Закланная; 2) икона Божией Матери, именуемая Провозвестительницей; 3) на горнем месте икона Пресвятой Богородицы, называемая Ктиторской; 4) икона Божией Матери – Отрады, или Утешения; 5) в дохиарной монастыря находится иная чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой; 6) и над вратами монастыря находится чудотворная икона Божией Матери. Здесь есть много св. мощей в отдельных частях: глава св. Григория Богослова ; глава св. Андрея Критского ; нога св. Апостола Варфоломея; части св. мощей св. великомуч. Феодора Стратилата; стопа ножная до великой кости св. Параскевы Римляныни; часть св. муч. Кирика; части от глав св. мучеников Сергия и Вакха; часть главы священномуч . Харалампия; часть от правой руки священномучен. Ермолая; часть правой руки св. великомученика Пантелеимона; часть руки св. мученика Трифона; часть руки св. Иоанна Милостивого; кость от плеча св. архидиакона Стефана; часть руки св. мученицы Марины; головной череп нового чудотвор. Евдокима, св. Модеста; часть главы и честное миро св. великомуч. Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общ.”, 1865 г., V, 89 (списки иконописн. XVII ст.; изображ. чудотвор. Виленских); 1868 г., VI, 26 (церковн. древн.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1869 г., I, смесь, 159 (Воспомин. о митроп. Литов. Иосифе); 1878 г., I, (Леонтий Карпович, церков. вития Юго-зап. Руси, первый архим. м-ря с 1609 г.); “Полн. собр. лет.”, V, 226; VII, 214 (в 1347 г. убиение св. муч. Евстафия, Антония и Иоанна); “Опис. докумен. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 549 (дело 1722 г. о выдаче паспортов монахам м-ря), 596 (доношение 1722 г. иером. Иоасафа о притеснениях от римского еписк. и униатов); III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан с 11 приписными к нему м-рями в числе благочестивых княж. Литовского); VI, 1726 г., 10 (дело по письму наместника м-ря Евфимия Уласовича о подтвержд. жа- лов., грам. на собирание им милостыни), 323 (прошение иером. Иоасафа Швабовского о дозволении ему просить милостыню на строение м-ря), прилож., I, I (жалован. грам. Петра I архим. Феофану с братиею); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 171, 65 (житие св. муч. Антония, Ивана и Евстафия), 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память мучеников, пострадавших в Вильне, 14 апр.); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1847 г., XVII, 18 (мощи св. мучен.), 26 (основание), 36 (архим. Платон Городецкий с 1839 г., а с 1843 г. еписк. Ковен.; состояние при нем м-ря), 44 (в 1846 г. в м-ре было 15 монах. и 9 послушн.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 326 (письмо 1678 г. к св. Димитрию Ростов. Клементия Тризны, старшего Вилен. м-ря св. Духа); “Русск. истор. Библиот.”, II, 632, 166 (распросн. речи 1624 г. старца Макария; архим. Гавриил); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403 (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права и свободу вероисповедания православн. м-рям); т. VI, 605, CCXLIV (письмо 1627 г. архим. Дерманского Мелетия Смотрицкого законникам церкви св. Духа о созыве собора униатов и православных по делам церкви); т. VIII, 57 (сказание иеромон. Вилен. братства Исаии Трофимиуса об архим. м-ря Леонтие Карповиче). 184. Духов – Спасо – Каменный – Галактионова пустынь , мужской, 3-го класса, в губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На уникальной киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ - Гончарук В. П., Кабанець П. Дереворит сер. 17 ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання. К., 2000. С. 56-63) и на восходящей к ней иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Г. вместе с др. чудотворцами Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314). Поясной фронтальный образ святого со сложенными на груди руками и надписью: «П Григорий Чудотвор» - имеется на 8-м клейме на книжной гравюре с изображением прп. Феодосия Киево-Печерского в лаврском издании «Акафистов» (К., 1693. Л. 224б.). На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими святыми, 1724 г., письма игум. Корнилия (Уланова), из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Г. изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» справа в 4-м ряду 2-м справа, надпись на нимбе: «Прпд Григорий». Он представлен вполоборота влево, старцем со впалыми щеками и коричневой с проседью бородой, на конце сужающейся, в клобуке и парамане с красным Голгофским крестом, персты десницы сложены для крестного знамения (Искусство земли Владимирской: Кат. выст./ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41). В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» образ Г. находился, как правило, в левой группе святых (за прп. Антонием Печерским), почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (образцы см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) его фронтальное изображение 2-м слева в 4-м ряду имеет индивидуальные особенности. Это старец с непокрытой головой, впалыми щеками и небольшой бородой, волосы до плеч разделены на пробор, надпись: «П Григорий чудотворец». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) Г.- крайний слева в 3-м ряду, в небольшом повороте к центру, с маленькой округлой бородкой, голова покрыта схимой. Неясно, какой именно святой с именем Григорий (согласно надписи на нимбе) запечатлен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко) в левой части Ближних пещер, 4-м слева в 5-м ряду, с непокрытой головой (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. Невозможно из-за отсутствия дополнительных надписей идентифицировать 2 близких по иконографии оглавных образа с именем Григорий на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) (крайний справа в 4-м и в 6-м рядах). На хромолитографии 1898 г., изданной Киево-Печерской лаврой (РГБ), Г. изображен в 4-м ряду 3-й справа, надпись на нимбе: «Григорий чуд», погрудно, со склоненной головой, в куколе, у него седая борода, на конце раздвоенная.

http://pravenc.ru/text/166587.html

обращена в приход. Церковь св. Николая в 1810 г. сгорела, но в 1820 г. построена вновь. “Ист. Росс. Иер.», IV, 774; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 42; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 7. 956. Николаевская – Мамонтова, мужская пустынь, ныне село Мамонтово, Тамбовской губ., Моршанского у., в 27 вер. к югу от Моршанска, на левом берегу р. Цны. Основана около 1629 г. строит. Мамонтом; в 1652 г. приписана к Саввино-Сторо- жевскому мон.; в 1681 г. по соборному положению об учреждении новых епархий отдана на содержание архиеп. Тамбовского; в 1764 г. упразднена. В оставшейся приходской церкви находится чудотвор. икона св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», V, 47; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторожев. мон.», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 323; “Акты истор.», V, 75; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 899, 6; “Акты Археогр. Эксп.», IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.», X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев). 957. Николаевская – Можайская – Борщовская, мужская пустынь, ныне село Борщово, Московской губ., Клинского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Клина. О ней известно только, что она до 1745 г. состояла в ведени Св. Синода, имела 2 каменные церкви и в 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», III, 438; Ратшин, 285; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 35; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 8 душ. крест.). 958. Николаевская – Новая – Боровинская – Маврина, мужская пустынь, ныне приходская церковь , приписанная к гор. Тихвину, Новгородской губ., Тихвинского у., в 3 вер. от Тихвина и находилась недалеко от Николаевского-Беседного м-ря, который для отличия назывался Николаевскою Старою пустынью. Полагают, что основана в 1547 г. цар. Иоанном Грозным, в приезд его на Тихвин, но во всяком случае первое известие встречается под 1562 г: «от Тихвины от Пречистой за 4 версты горел храм чудотв. Никола, церковь и с иконами и с книгами и со всем запасом, да и кельи игуменские сгорели, новый монастырь, при игумене Иове Мухи“. Что это известие относится не к Никол. Беседному м-рю, подтверждается записью 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях: «Николы чудотв. в Новую пустынь, от Тихвины 3 версты, игум. Ионе» и тут же рядом прибавлено: «В м-рь Николы чудотв. на Тихвину в старую пустынь, от Тихвины 3 вер., игум. Феодотию“. По духовному завещанию 1626 г., царицы Дарьи Алексеевны отказано в «Никольский м-рь, что на Тихвине, в старую пустынь, 5 руб.“. Все эти известия дают право предполагать, что обе пустыни существовали самостоятельно друг от друга. Впоследствии пустынь приписана к Тихвинскому Большому м-рю и в 1764 г. обращена в приход. “Полн. собр. лет.», III, 161; “Ист. Росс. Иер.», III, 429; Ратшин, 80; “Ист. стат. опис. Тихвин. Больш. м-ря», 131; Строев, “Спис. иер. и наст.», 118, 75; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 33; “Временник Общ. ист. и древ.», 1850 г., VI, 67, 68; 1856 г., XXIV, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Целостность восприятия пространства главного храмового объема нарушена консольно нависающими хорами, со­оруженными здесь во второй половине XX века. Иконостас главного Иоано-Предтеченского храма выполнен из дерева под позолоту с резьбой в стиле эклектики. Иконостасы придельных храмов Никольского и Во Имя Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» перенесены сюда из другой церкви и выполнены в стиле неоготики. Иоанно-Предтеченская церковь на Ивановском кладбище первоначально была однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею; сооружена на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина при деятельном участии духовенства градо-Богоявленского собора и прихожан его. Заложение храма в честь Рождества Иоанна Предтечи Господня было совершено благочинным протоиереем Кротковым 15 сентября 1846 г. а освящение - епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 г. Храм был мал и не вмещал молящихся, особенно в великие праздники. Это обстоятельство и вынудило настоятеля и церковного старосту просить 3 июня 1886 г. епархиальное начальство о дозволении расширить церковь двумя приделами и подвальными помещениями, из коих одно – холодное для склада разного церковного имущества, а другое – теплое, чтобы сюда можно полагать сомнительных умерших. В 1886 г., с благословения епископа Нафанаила, совершено заложение приделов и тогда же приступлено к постройке их по плану, утвержденному Строительным отделением пермского губернского правления. Левый придел во имя св. Николая чудотвор., с благословения того епископа, освящен игуменом Нилом 27 декабря 1886 г., а правый придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» освящен протоиереем В. Луканиным 3 июня 1888 г. Кладбищенская церковь со времени ее освящения была приписана к градо-Богоявленскому собору с тем, чтобы причт оного в праздничные дни отправлял в ней богослужение. По просьбе Е.А. Телегина, указом св. Синода от 27 февраля 1862 г. разрешено при этой церкви открыть особый причт из священника и причетника; по представлению Екатеринбургского епископа Афанасия указом св. Синода от 18июля 1892 г. открыт второй штат из священника и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=01225

Льгове в Мамонтовой Луке); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1835 г., XVII, смесь, 170 (опис. Ольгова м-ря); 1841 г., XL, 474 (древн. Рязан. епархии); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Игнатий подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.», 32 (в переписн. кн. 1677 г. значится: «двор Саввы чуд. Сторожев. приписного Ольгова м-ря на Скоморошье горе, а на нем живет дворник...»), 45 (опись 1696 г. двора Олгова м-ря внутри гор.), 54 (тоже, 3 двора за городом в переулке, у Выползовой слоб.). 1025. Оптина – Введенская – Макариева, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Калужской губ., Козельского у., в 4 вер. к сев.-вост. от Козельска, на правом берегу р. Жиздры. По преданию, основана предводителем шайки разбойников неким Оптою, обратившимся ко Христу и основавшим также в Орловской губ. Оптин-Троицкий м-рь. Она уже существовала в XV ст. и в ней тогда помещались совместно иноки и инокини; последние после 1499 г. отсюда выведены в самый город, где и образовали Вознесенский мон. В 1724 г. пустынь была упразднена и обращена в приход, иноки же переведены в Белевский Спасо-Преображенский мон. Спустя два года, по ходатайству Шепелевых и Ардатова она возсстановлена. В пустыне находится особенно чтимая икона Усекнов. Главы Иоанна Предт. При пустыни находится Иоанно-Предтечев скит. С 1857 г. разрешено иметь сверх штата еще 12 монахов и 12 послушников. В теплой Казанской церкви находится чудотвор. икона Казан. Бож. Матери, пожертвованная в 1808 г. помещ. Сабуровою. Муравьев, “Святые горы и Оптина пустынь», Спб., 1852 г.; Кавелин, “Истор. опис. Козельской Введенской пустыни», изд. 1-ое, Спб., 1847 г.; изд. 2-ое, исправл. и дополн., I. Л., Спб., 1862 г.; “Собрание писем блажен. памяти старца иеромон. Макария, изд. Козельской пуст.», Москва, 1862 г.; “Ист. опис. скита во имя св. Иоанна Предтечи при Введ. Опт. пуст.», I. Л., изд. 2-ое, Спб., 1862 г.; “Обозрение Козельского Оптина м-ря и быв. в нем до начала XVIII стол. Храмов», Калуга, 1860 г.; “Жизнеоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1205. Сретенский, мужской, заштатный (с 1764 г.), в гор. Москве, в Белом городе, близ Сретенских ворот. Основан в 1395 г. при Вел. кн. Василие Дмитриевиче на древнем Кучковом поле, подле существовавшей церкви преп. Марии Египетской, около которой был встречен чудотвор. образ Владимирской Божией Матери, перенесенный из гор. Владимира в Москву для ограждения и защищения столицы от войск Тамерлана. Из Успенского Москов. собора сюда совершаются 2 крест. хода: один 26 авг. в память принесения иконы Богоматери и другой 23 июня в вечную благодарность за вторичное избавление Москвы от нашествия татар. В соборном храме во имя Влад. Божией Матери, существующем с 1679 г., обращает внимание крест (вышина 10 арш. 14 верш.) с предстоящими Бож. Матерью и ап. Иоанном Богословом; он резной работы, сделан Шумаевым и поставлен здесь в 1761 г. Архим. Серафим, “Москов. Сретенский м-рь», М., 1885 г., с рисунк. 2 видов: Сретен. м-ря и Успен. соб., с историч. очерком г. Токмакова и приложениями (в конце помещен библиограф. указатель); “Ист. Росс. Иер.», VI, 287; Ратшин, 237; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 101; “Опис. монаст.», 1817 г., 105; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 49; “Книга степенная», I, 555 (о поставлении церкви и монастыря, идеже сретиша чудотв. образ Богоматери); “Москов. губ. в.», 1841 г., 18 (крестн. ходы); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 211, 24; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; стр. 106 праздник Сретения, стр. 125 праздник Марии Египетской); IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г., стр. 110, крест. ход), 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 322); X, 15 (Разряд. заппс. 1684 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 192, 262; VIII, 50; “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 165 (игум. Ефрем послан в Польшу к митр. Филарету Никит.); 1855 г., XXII, смесь, 23 (крестный ход 26 авг. 1674 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 79 (крест. ход 21 мая); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., III, смесь, 9, 41 (Пожар 1737 г.); IV, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010