Федор Тирон Галерий принял власть после отречения императора Диоклетиана и правил Востоком. Вместе со своим племянником, цезарем Максимином Дазой, он продолжили гонения. Среди пострадавших: великомученик Димитрий Солунский, Адриан и Наталия Никомидийские, бессребреники Кир и Иоанн, великомученик Феодор Тирон. В конце жизни именно император Галерий, непримиримый враг христиан, издал первый в истории империи эдикт, который сделал христианство «дозволенной религией». Случилось это в 311 году, когда его поразило неизлечимое заболевание. При императоре Максимине Дазе (305–313) Епископ Мефодий Патарский Несмотря на эдикт императора Галерия о признании христианства, Максимин возобновил гонения, тайно подговаривал язычников изгонять христиан из городов и всячески старался дискредитировать христиан и Христа. Из пострадавших: епископ Сильван Эмесский, епископ Мефодий Патарский, Порфирий Стратилат и 200 воинов в Александрии. В 313 году под давлением императора Константина прекратил гонение на христиан. При императоре Лицинии (308–324) 40 Севастийских мучеников Разделил правление Римской империей с императором Константином. В 313 году императоры провозгласили знаменитый Миланский эдикт, который предоставлял свободу исповедания христианства. Несмотря на это, в 320 году по непонятным причинам начал гонение на подвластном ему Востоке империи. Среди прочих пострадали: великомученик Феодор Стратилат, мученик Евстафий Анкирский, епископ Василий Амасийский, Фока Вертоградарь, 40 Севастийских мучеников. Гонение прекратилось в 324 году, когда император Константин разбил армию Лициния, а его низложил. При императоре Юлиане Отступнике (361–363) Последний гонитель христиан в Римской империи. Безуспешно пытался возродить язычество и не мог открыто преследовать христиан, но постоянно ущемлял их в правах и поддерживал еретиков, создавая нестабильность в Церкви. На Востоке империи во время его правления проходили антихристианские погромы. Святой император Константин I Великий (306-337) Первый император после Диоклетиана, который самостоятельно правил всей Римской империей. Сделал христианство государственной религией и перенес столицу империи из Рима в Константинополь (Стамбул, Турция). За свои труды в пользу Церкви причислен к лику святых.

http://foma.ru/ot-nerona-konstantina-poc...

Там, где известные вопросы выяснялись или затрагивались в священных библейских книгах, святой Иоанн Дамаскин всецело руководствовался указаниями последних – этого непогрешимого источника истины. В частности, он или ограничивался тем, что приводил те или другие библейские места в подтверждение своих положений, не делая попытки разъяснять эти места подробнее, или предпринимал эту попытку и иногда в значительных размерах. При этом места приводятся им обыкновенно по греческому тексту семидесяти толковников, но не всегда буквально 26 , хотя внутренний смысл библейских выдержек от этого обыкновенно нимало не страдает 27 . Но многое в священных библейских книгах подробно не раскрыто, а только как бы намечено в виде положений; некоторые вопросы, например, естественнонаучные и прочие, оставлены ими без всякого упоминания; многое сообщено св. Апостолами последующим поколениям путем только устного предания и т. д. не раскрытое подробно священными библейскими книгами, оставленное ими без всякого упоминания, переданное Апостолами только устно... – все это и подобное этому подробно и разносторонне выяснено, записано различными христианскими Отцами и Учителями Церкви, творения которых являются ценнейшим и важнейшим после книг Священного Писания источником христианского знания, тем более что весьма многие взгляды, проводимые в этих творениях, одобрены даже вселенскими Соборами... Св. Иоанн Дамаскин , ввиду всего этого, в обширных размерах пользуется святоотеческими творениями, почерпая из них все для него необходимое. Следующие Отцы и Учители Церкви и вообще христианские писатели в той или иной степени послужили образцами, руководителями для святого Иоанна Дамаскина : Агафон Папа, Анастасий Антиохийский , Анастасий Синаит , Астерий Амасийский , Афанасий Александрийский , Василий Великий , Григорий Назианзин (богослов), Григорий Нисский , Дионисий Ареопагит , Евагрий Схоластик , Евлогий Александрийский , Евстафий Антиохийский , Епифаний Кипрский , Ириней Лионский , Иоанн Златоуст, Иустин Мученик , Кирилл Александрийский , Кирилл Иерусалимский , Климент Александрийский , Лев Великий , Леонтий Византийский , Мефодий Патарский , Максим Исповедник , Немезий, епископ Эмесский (в Сирии), Прокл Константинопольский , Севериан Гавальский, Софроний Иерусалимский , Феликс III , блаженный Феодорит и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Сведения о Кесарийском Соборе и его правилах сохранились в древних латинских, сирийских и армянских рукописях. Объединению правил этих двух Соборов способствовала как хронологическая близость Соборов, так и географическое соседство Анкиры и Кесарии, а также и то обстоятельство, что из двадцати отцов Кесарийского Собора пятеро участвовало в деяниях Анкирского Собора 108 . По словам Зонары, «Собор, состоявшийся в Неокесарии, что в Понтийской области, есть вторый после Анкирского, но древнее прочих и самого 1 Вселенского Собора, бывшего в Никее. Собравшиеся на нем святые отцы, в числе коих был и святой мученик Василий, епископ Амасийский, изрекли для церковного устроения правила…» 109 . На Неокесарийском Соборе председательствовал Виталий Антиохийский, а поскольку он скончался в 319 г., этот Собор мог состояться не позже 319 г. Неокесарийскому Собору принадлежат пятнадцать канонов. Гангрский Собор состоялся в середине 4 в.: около 340 г., как считает епископ Никодим (Милаш) 110 , в 343 г., по датировке архиепископа Петра Л " Юилье 111 , между 362–370 гг., по мнению профессора А. С. Павлова 112 . О деяниях указанного Собора Зонара писал: «Собор, бывший в Гангре, Пафлагонийской митрополии, был после 1 Никейского Собора против Евстафия и единомышленных с ним, которые, возводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога… Они заповедовали также поститься и в воскресные дни, а посты, установленные в Церкви, отвергали; …гнушались мясом и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали как нечистые те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно… Итак, против них-то священные отцы, собравшись, изложили помещенные правила, почему и прилагали к каждому правилу анафему…» 113 . Этих правил, изреченных против евстафиан Гангрским Собором, – двадцать одно. За ними в каноническом сборнике следуют 25 правил Антиохийского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

произволу. При митрополите Макарии на соборах 1547 и 1549 годов зараз были канонизованы многие святые. Но кроме этих канонизаций так сказать суммарных при нём произведено было после 1549г. ещё несколько канонизации частных или отдельных. На соборе 1547г. был канонизован 21 святой. Но так как трое из числа канонизованных были уже канонизованы прежде и при Макарии только, так сказать, возвышены в степени, то на самом деле было канонизовано 18 святых. Собор подразделяет их на два класса: на общих или общерусских, которым имело быть пето и празднуемо повсюду, и на местных, которым имело быть пето и празднуемо только в тех городах, в которых находились их мощи. В качестве общих или общерусских святых были канонизованы собором, делая перечисление в хронологическом порядке: 1) Иоанн (собственно – Илия), Архиепископ Новгородский, 2) великий князь Александр Ярославич Невский, 3) Никон Радонежский, 4) Павел Обнорский, 5) Савватий Соловецкий, 6) Дионисий Глушицкий, 7) Михаил Клопский, 8) митрополит Иона, 9) Пафнутий Боровский, 10) Зосима Соловецкий, 11) Макарий Калязинский, 12)  Александр Свирский . В качестве местных святых были канонизованы собором: 1–3) Константин Муромский с сыновьями Михаилом и Феодором, 4 и 5) Пётр и Феврония Муромские (всем пятерым петь и праздновать в Муроме), 6) Арсений епископ Тверской (петь и праздновать в Твери), 7) Максим, юродивый Московский (петь и праздновать в Москве), 8 и 9) Прокопий и Иоанн, юродивые Устюжские (петь и праздновать в Устюге). Из числа этих 21 святого прежде канонизованные к местному празднованию, а собором канонизованные к празднованию общему, были: митрополит Иона, Макарии Калязинский и Пафнутий Боровский 1020 . На соборе 1549г. было канонизовано 19 или 20 святых. Может быть, они также разделены были на два класса общих и местных, но это остаётся нам неизвестным. Канонизованные святые (в том же хронологическом порядке) были: 1) князь Всеволод Мстиславич Псковский, 2) Нифонт, архиепископ Новгородский 1021 , 3) Аврамий Смоленский, 4) великий князь Михаил Ярославич Тверской, 5–7) Антоний, Иоанн и Евстафий, мученики Литовские, 8) Иаков, епископ Ростовский, 9) Стефан, епископ Пермский, 10) Евфимий Суздальский, 11) Савва Сторожевский, 12) Григорий Пельшемский, 13) Евфимий, архиепископ Новгородский, 14) Савва Вишерский, 15) Иона, архиепископ Новгородский, 16) Евфросин Псковский, 17) Ефрем Перекомский, 18 и 19) нерусские святые: Арсений, архиепископ Сербский, и Иоанн мученик Белоградский, что в тогдашней Молдавии, 20) не достоверно известный за канонизованного на нашем соборе, но с некоторой вероятностью могущий быть принимаемым за такового – Никита, епископ Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

7 В Большой Требник (гл. 60) вошел особый «Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов», в котором говорится: «Подобает быти литургии и вжигати кандило святого Трифона, или святого Евстафия (память 20 сентября), или святого Иулиана Ливийского (память 21 июня), или и обоих» и после литургии «взяти елея от кандил и воду святых Богоявлений» и кропить крестообразно на ниву или виноград, или вертоград, творя молитву» (см. их в Большом Требнике). В том же «Чине» находится «Заклинание святого мученика Трифона», в котором выражается вера, что святой Трифон, при жизни отгонявший «единым токмо пришествием своим духи лукавствия» и своими молитвами отвращавший общественные бедствия, и по кончине помогает всем, прибегавшим к нему. Оно произносится от лица святого Трифона, как такого угодника, который имеет великую славу у Богу и может с большим дерзновением повелеть вредителям растительного царства именем Господа «изыти от места и окрест предел рабов Божиих». «Устав настоящего Чина показывает, что не только святые мощи и святые иконы мучеников, но и все те вещи, которые приносятся в честь их, приемлют от Бога ту же чудодейственную силу, которою исполнены святые; как, например, и настоящий елей, приношением и возжением которого издревле чествуются гробницы и иконы святых мучеников (Архиепископ Вениамин. Новая Скрижаль. СПб., 1850. С. 536). 8 Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых. Вып. 6. Тверь, 1897. С. 2–3; Новое время. 1891. 5363 и пр. Нужно заметить, что предание хотя и относит происходящие события к царю Иоанну Грозному (1533–1584), но можно предполагать, что оно было при Иоанне III Васильевиче (1462–1505), которого нередко Московские летописи также именуют «Грозным». Это подтверждает и обнаруженная на южном фасаде храма надпись: «Лето 7000 пре…». Начертание букв, по мнению специалистов-палеографов, не противоречит обозначенной дате «лето 7000», т. е. 1492 года (Л. А. Давид. Церковь Трифона в Напрудном» в сборнике «Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв.» М., 1947. С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Адрес: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a, 00184 Roma, Italia Проезд: 1) на метро (линия B) с остановкой на Cavour; 2) на автобусах 5, 117 — Cavour. Базилика святого апостола Павла [ править править код ] Базилика находится на Остийской дороге, вне стен древнего города, на месте погребения святого апостола Павла . По своим размерам загородный собор во имя святого апостола занимает, после собора святого Петра, первое место в числе всех церквей Рима. В реликварии базилики хранятся вериги апостола Павла; часть его посоха, с которым он совершал свои путешествия, а также множество других, почитаемых православными христианами святынь: Церковь святого апостола Павла «на Трех Фонтанах» [ править править код ] Храм стоит на том месте, где святой апостол Павел воспринял мученическую кончину 29 июня 67 года. По преданию, усеченная глава апостола при падении трижды ударилась о землю, и на местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне. От этих трех фонтанов храм и получил свое название. Адрес: Via di Acque Salvie, 1, 00142 Roma, Italia Проезд: Добраться можно пешком от метро Laurentina (B). Базилика святого апостола и евангелиста Иоанна у Латинских ворот («в Елее») [ править править код ] Церковь «в Елее» именуется так потому, что устроена на том месте, где, по преданию, апостол и евангелист Иоанн Богослов по повелению императора Домициана был ввергнут в котел с кипящим мясом, откуда вышел невредимым, после чего был сослан в изгнание на остров Патмос. Адрес: Via di Porta Latina, 17, 00179 Roma, Italia Церковь во имя святого великомученика Евстафия Плакиды [ править править код ] Храм, основанный при святом равноапостольном царе Константине на месте, где в гонение императора Адриана в 120 году пострадали святой мученик Евстафий Плакида , бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. В этом храме престолом служит рака, в которой почивают честные мощи мучеников. Адрес: Via di Sant " Eustachio, 19, Roma, Italia Храм священномученика Климента, Папы Римского [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Святой мученик Евстафий происходил из рода персидских жрецов-огнепоклонников и носил до крещения имя Бгробандав. Отец и братья его, служители зороастрийского культа, пытались сделать Бгробандава языческим жрецом, но безуспешно. В царствование грузинского царя Гурама Куропалата (575–600) в возрасте 30-ти лет он переселился из персидской деревни Арбукети (близ города Ганракили) в древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Средства к существованию он зарабатывал сапожным ремеслом. Святой Евстафий стал часто посещать мцхетский собор, где христианское богослужение наполняло его душу неизреченным восторгом. Архидиакон Самуил (будущий Католикос-архиепископ Caмyuл IV; 582–591), заметив духовную расположенность перса-язычника, рассказал ему о христианском вероучении. Уверовав во Христа, Бгробандав принял от архидиакона Самуила оглашение, а через некоторое время, когда Самуил стал католикосом, принял от него крещение с именем Евстафий. Евстафий взял себе жену-христианку и вел жизнь благочестивую, исполненную всяких добродетелей. Его соплеменники-персы, жившие в Мцхете, не сумев склонить святого Евстафия к возвращению в огнепоклонство, добились того, что персидский глава города отправил его в Тбилиси к Арванд-Губнабу, сатрапу (наместнику) персидского шаха Хозроя Нуширвана. Вместе со святым Евстафием на суд сатрапа были отправлены также другие персы, принявшие христианство: Губнан, Багдад, Панагузнас, Перозав, Зарми и Стофан. Двое из них — Багдад и Панагузнас — под страхом смерти отреклись от Христа. Святой Евстафий и остальные исповедники с честью вынесли шестимесячное заключение в темнице и по ходатайству католикоса Самуила IV и грузинской знати были освобождены. Новый сатрап Грузии Бежан-Бузмил (назначенный в Тбилиси через три года) по навету прежних врагов святого Евстафия приказал привести его, требуя отречения от веры Христовой и возврата к огнепоклонству. Святой Евстафий отвечал с достоинством: «Могу ли оставить Творца всех и кланяться Его творению? Не будет этого никогда! Не солнце, луна и звезды суть боги, но Бог создал солнце для освещения дня, а луну и звезды, чтобы они сияли во тьме ночной… И огонь не есть Божество, ибо огонь производится человеком и человеком же погашается». По приказу сатрапа святой Евстафий был обезглавлен 29 июля 589 года. Перед принятием мученического венца он преклонил колена и вознес молитву, испрашивая у Господа, чтобы его тело после кончины было предано христианскому погребению в городе Мцхете. Страстотерпец услышал глас: «Ничем не будешь умален от прежних мучеников: ни благодатью, ни исцелениями, о своем теле не заботься, но будет так, как ты просишь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Архангел Михаил, явившийся святой Евдокии, говорил: я князь ангелов Божиих; мне дана обязанность принимать кающихся грешников и вводить их в блаженную жизнь. Ангелы радуются, когда видят душу человеческую, украшенную правдою, и поклоняющихся Отцу вечному. Они приветствуют её как сестру свою. 20 4) Ангелы являлись святым мученикам при страданиях их и укрепляли их в сём подвиге. Ангелы, явившиеся святому мученику Акакию, омыли раны его тёплою водою и уврачевали оные. Когда святой мученик был заключён в темницу и обложен железными узами, ангелы снова явились ему и разрешили его от уз. 21 Святым мученикам Евстафию и Анатолию, заключённым в темницу и осуждённым на голодную смерть, святой ангел явился, разрешил их от уз, соделал здравыми и, подав им манну в пищу, сказал: во всех страданиях ваших буду с вами, – ибо послан от Христа Господа хранить вас. 22 5) Ангелы принимают участие в человеке в час смерти его. В жизнеописании святой Феодоры говорится, что в час её смерти вместе с бесами, устрашающими душу, явились к ней два светоносных ангела, которые отогнали бесов, взяли душу её и понесли в мир горний. 23 Преподобный Герасим видел, что душу преподобного Евфимия ангелы с радостью возносили на небо. 24 В час блаженной кончины Симеона ангелы Божии предстали ему и, тихо разрешивши от тела праведную душу, отнесли её с радостию в небесные обители. 25 6) Все девять чинов ангельских соберутся в день страшного суда Божия. 26 Об ангеле хранителе Кроме указаний на участие ангелов в спасении человека вообще, в Четиих-Минеях можно находить некоторые сведения и об ангеле хранителе. Святой Феодоре святые ангелы говорили, что всякий христианин от святого крещения приемлет от Бога особенного ангела хранителя, который невидимо хранит человека, наставляя его во дни и в нощи на всякое дело благое, во всю жизнь до самого смертного часа. 27 Однажды преподобный Нифонт увидел при вратах одной блудницы ангела в образе юноши плачущим, и спросил его о причине плача. Ангел отвечал: я дан от Бога на соблюдение одного человека, который теперь в сём доме с блудницею пребывает. Не могу видеть того беззакония, которое он творит. Как мне не плакать, видя, в какую тьму пал образ Божий? 28

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Один инок Гурий, жизнью лицемерный, ищущий славы человеческой и будучи славим, как великий подвижник, но завидуя великим добродетелям преп. Иоанникия, придя к нему с лестью Иуды, дал ему испить смертоносный яд, от которого он, заболевши, чуть не умер, если бы посланный к нему от Бога мученик Евстафий не уврачевал его. Видение Однажды увидел преп. Иоанникий не во сне, но на яву видение: на восточной стороне источник обильной воды и множество овец окрест его пьющих воду, чего на самом деле там не было; но узнавши, что на том месте некогда был храм во имя Богородицы (и что этот источник, знаменует благодать Божией Матери, а овцы – людей приобщающихся благодати), он его возобновил, сам своими руками нося камень. Здесь ехидна его укусила за руку, но не причинила вреда. Молитва возносит на воздух молящегося Преп. Иоанникий в молитве был столь прилежен, что не только духом, но и телом возносился высоко от земли. Однажды ученик его Евстратий увидел его во храме, с возношением рук возносящегося от земли и на воздухе стоящим и молящимся. Господь и в малом оказывает услугу человеку Однажды уже в состоянии старости у преп. Иоанникия вырвался из рук и упал в пропасть костыль, на который он опирался. Преподобный начал скорбеть и усердно молиться о своей палки, без которой ему трудно было ходить, вдруг палка его невидимою силою была поднята из пропасти и вложена в руки его. Правоверие получает милость, а неверие наказывается слепотою Дочь одного господина, будучи больною и гонимою за почитание икон, среди еретиков – от преподобного получила исцеление; а зять его – Иоанникия, за свое ожесточение в иконоборчестве, наказан от него слепотою. Самый злой бес боится святых Преп. Иоанникий с Даниилом поселился в одной пещере, в которой жил злейший бес; сначала он ярился на них, потом связал ноги Даниилу, а преп. Иоанникия так поразил в ребра, что он безгласен был семь дней; а потом убежал от них, не могши с ними жить. Святой не всеми бывает видим Однажды издалека пришли братия видеть преп. Иоанникия, но он был для них невидим. На вопрос ученика о причине сего, преподобный сказал: «не имеем воли своей, но, что Бог хочет в нас, то творим». Не то с нами бывает, что мы хотим, а то, что угодно Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Серафима дева, Ангелам любезная, Телом и душою – невинная, В помыслах и чувствах – незлобивая, Много дней за Христа была мучима, За Христа Владыку, Господа бессмертного, Ненавистного истязателям. Принуждал ее злой безбожный князь Почтить жертвою гнусных идолов. Но ответила дева мудрая: «Я служительница Бога Единого, Мое тело – храм Духа Божия, Мое девство – обет пред Господом. Чистота для Бога – жертва лучшая. Наноси удары телу тленному – Не увидишь ты душу мертвую; Душа вечно живет и по смерти – Ни огнем, ни мечом не убьешь ее. Ее ради – и тело устроено, Ее святостью дивно проникнуто. Бог вдохнул ее в плоть нашу бренную, Дабы в ней прославляла Господа. Слава Богу – Пресвятой Троице! Слава Господу – Творцу Вседержителю!» 3. Св. мученица Феодотия . Молодая вдовица с тремя детьми. В Солуни вместе со святой Анастасией [Узорешительницей] (память 22 декабря) святая Феодотия трудилась в деле Божием, полностью предав себя благочестивой жизни. Во время гонения, воздвигнутого Диоклетианом, она была приговорена к смерти и вместе с детьми брошена в раскаленную печь. [А] их святые души воспарили в небесное Отечество. 4. Св. мученик Евстафий Мцхетский . Перс родом из села Арбукети. В тридцатилетием возрасте пришел в город Мцхет и там, видя, как живут и веруют христиане, принял крещение. Претерпел мучения за Христа и был обезглавлен в Тифлисе в 589 году. Его мощи почивают в Мцхетском соборе и подают исцеление верующим. Рассуждение Истинным покаянием, слезами, молитвой и добрыми делами может и самая грязная душа полностью очиститься и измениться. Посему будь осторожен, чтобы со злорадством не вспоминать грехи раскаявшегося грешника, но воздай благодарение Богу и дивись тому, как из тьмы соделался свет и из тины – чистая прозрачная вода. Египетский царь Амасис происходил из низкого рода, и, когда занял престол, люди его мало уважали, памятуя о его происхождении. Дабы понравиться людям и завоевать их почтение, он взял медный таз, в котором, согласно обычаю, омывали ноги посетителям дворца, и повелел переплавить его в лик некоего идола. Затем царь выставил это изваяние на улице. Прохожие, видя кумира, начали ему кланяться и воздавать божескую честь. А царь объявил, из чего этот идол был сделан. Люди поняли, что царь хотел этим показать, а именно: не подобает им больше думать о том, кем он был прежде; [важ]но, кто он сейчас. И тогда люди стали воздавать царю державные почести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010