б) Вот, братие, какие прежде были христиане! Видите, сколь велика была их вера в Спасителя нашего Бога! Ежели сравнить веру мучеников с нашею верою, и терпение их с нашим терпением, мы безответно повинны Христу, Искупителю нашему. Мученики ни за что не хотели отпасть от веры во Христа. Их не могли «разлучить от любве Божия ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад, ни беда, ни мечь» ( Рим. 8, 35 ). Мы же едва не ежечасно изменяем Христу, то из лести, то по человекоугодию, то из страха лишиться чести, потерять расположение сильных, понести ущерб в своих выгодах. Какая наша вера, когда мы о Боге и Спасителе нашем мало и думаем, когда мы судьбу свою подчиняем не промыслу Божию, а своим собственным рассчетам, – когда мы в случае бед, напастей, болезней обращаемся не к силе Божией, а к помощи человеческой! Где наше терпение, когда мы тяготимся всеми христианскими обязанностями: и бдением, и молитвами, и постом, и не можем отказать ни в чем своим чувственным желаниям и страстям? Горе нам, братие! Чем мы можем извинить себя в оскудении нашей веры и дел христианского благочестия? Внешними ли какими препятствиями? Но мы живем в благословенное время мира христианского: у нас цари благочестивые, поборники веры и покровители святой церкви; мы ежедневно и открыто призываемся на служение истинному Богу; нас побуждают и поощряют исповедывать имя Христово и исполнять все христианские обязанности. Собственною ли нашею немощию? Но мученики разве не такие же были люди? Разве они родились бесплотными, или с другою плотию, нежели какую имеем мы? Нет. Они, как и все святые, были, по выражению слова Божия, «подобострастны нам» ( Иак. 5, 17 ), т. е. имели те же немощи, ту же растленную грехом природу; но, вооружившись верою и любовию ко Христу, мужественно подвизались противу всех искушений плоти, мира и диавола, и вот Бог даровал им благодать и силу, при содействии которых они восторжествовали над всеми своими врагами, получили себе победные венцы. От чего же и нам не быть подражателями их? Ведь и нам всегда готова помощь небесная. «Бог», говорит Писание, «всем человеком хочет спастися» ( 1Тим. 2, 4 ), и «Иисус Христос», Помощник и Спаситель наш, «вчера и днесь тойже и во веки» ( Евр. 13, 8 ). Начнем только дело своего спасения, и не замедлит посетить нас «сила Божия», готовая «во спасение всякому верующему» (Гим. 1,16).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но это уже мало интересовало Аркадия. Хотя ему шёл только 31-й год, здоровье его было подорвано, а смерть любимой жены ускорила окончание земной жизни императора. Рассказывают, что на краю могилы он очень беспокоился о последующей судьбе своих детей и особенно наследника – маленького Феодосия. Понимая, что сразу же после смерти тот станет заложником и игрушкой в руках придворных партий, Аркадий решился на беспрецедентный шаг: в письме к Персидскому царю Йезидегерду он просил того принять кураторство над сыном (!) и обеспечить восшествие его на престол по достижению совершеннолетия. В качестве награды он обещал обеспечить мир с Персией и сохранить границы между государствами, как они сложились к тому времени. Надо отметить, что благородный перс согласился на просьбу Аркадия и даже направил в сенат письмо, в котором обещал немедленно начать военные действия против Империи, если вдруг обнаружатся посягательства на трон Феодосия 552 . Это событие наглядно демонстрирует обстановку, в которой приходилось жить и править Римскому царю, а также крайнюю слабость политических институтов в Империи. Наконец, выполнив свой последний долг, император начал готовиться к встрече с Создателем. 1 мая 408 г. Аркадия не стало. Благочестивый царь, так мало проживший на этом свете и отдавший всю свою жизнь на благо Отечества, был погребён рядом с женой в храме Святых Апостолов в Константинополе. Пусть его жизнь была лишена громких подвигов и выигранных сражений, но никто и никогда не мог упрекнуть его в нечистоте и компромиссах в деле становления Церкви, ревностным и верным членом которой он являлся до последней минуты. Замечательно, что его благочестию нередко приписывали спасение от бед и иные чудеса. Например, когда в 407 г. Аркадий отправился в город Карию, где пострадал св. мученик Акакий, и молился в церкви, внезапно обрушился самый большой в городе дом, но никто не пострадал; народ сразу же приписал сохранение своё молитвам царя  553 . Аркадий не был героем, но человек – средний по своему развитию, ежесекундно находившийся в опасности быть свергнутым или убитым, обременённый многочисленными проблемами своих подданных, подталкиваемый к неясным по последствиям или напрямую ошибочным поступкам со стороны своего коварного и зачастую враждебного двора, раздираемого распрями и борьбой за власть, он сумел при Божьем содействии сохранить Восточную империю и передать в руки сына всё то, что некогда получил от отца. Глава 2. Император западных провинций

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акакий чудный, воплощенное смирение, Ты послушанием снискал себе спасение. Душа твоя веселья ныне исполняется И имя Церковью святою прославляется. 3. Священномученик Дионисий, епископ Коринфский . Знаменитый пастырь и учитель. Усечен за Христа в 182 году. 4. Св. Тиридат, царь Армянский . Современник Диоклетиана. Сначала жестоко преследовал христиан. Но постигла его Божия кара – и он обезумел, став подобным скоту как некогда Навуходоносор. От умопомешательства его чудесно исцелил святой Григорий (см. 30 сентября). С тех пор и до самой смерти Тиридат провел свои дни в покаянии и благочестии. Мирно упокоился в IV веке. 5. Св. мученик Аполлоний . Римский сенатор. Обвиненный в вере во Христа, он исповедал свою веру перед всем Сенатом, за что [и] был обезглавлен в Риме в 186 году. Рассуждение Божие наказание [иногда] постигает грешников сразу же после греха, чтобы грешники устрашились, а праведники ободрились, иногда же – намного позже, [причем] внезапно и паче [всякого] чаяния, чтобы грешники знали, что Бог ничего не забывает. Дафана и Авирона земля поглотила тотчас, как они согрешили, а царь Валтасар видел руку, написавшую ему смертный приговор в ту минуту, когда чувствовал он себя счастливейшим [из смертных]: на пиру, среди друзей и обожателей. Некоего тяжело больного воина принесли к преподобному Стефану Новому, чтобы тот молитвой его исцелил. Стефан велел ему поклониться иконе Христовой и Пресвятой Богородицы. Воин сделал это – и немедленно обрел здравие. Весть об этом чуде разнеслась во все стороны. Услышав о сем, царь-иконоборец Копроним призвал к себе того воина и допросил. И когда воин исповедал и признал, что получил исцеление от святых икон, царь принялся неистово упрекать его за поклонение святым образам. Испугавшийся воин отрекся пред царем от иконопочитания и постыдился своей веры в [святые] иконы. Когда же вышел он из дворца и сел на своего коня, конь под ним яростно вздыбился [букв.: разъярился. – Ред.], сбросил седока и топтал его ногами до тех пор, пока [тот] не изверг из себя свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это рассуждение капитана понравилось всем нечестивцам, и они с удовольствием подарили ему мученика. Итак, капитан, взявши его, обрил ему бороду и волосы, приковал на галере и заставил грести веслом. Спустя немного времени некоторые из христиан, друзья капитана, дав ему выкуп, освободили страдальца от тяжкой работы и препроводили его на святую Афонскую Гору. Явившись туда, он избрал себе в наставники в духовной жизни дивного в то время подвижника, преподобного Акакия, безмолвствовавшего в ските Кавсокаливском, и стал ангельски подвизаться под его руководством. Впрочем, душа Романа не была спокойна: он был как бы чужд всего земного, не заботился ни о пище, ни о питии, ибо мысль его постоянно была устремлена к желанному для него подвигу мученичества. Для лучшего решения этого вопроса, с общего согласия, оба – старец и ученик – наложили на себя на несколько дней пост и предались теплой и усердной молитве к Господу Богу, чтобы Он открыл им о том волю Свою; скоро преподобный Акакий получил откровение, что есть на то воля Божия и что Роман славно совершит за Христа мученический свой подвиг. Итак, Роман, в день Пятидесятницы, облекшись в ангельский образ и утвердившись молитвами старца своего и тамошних отцов, отправился в Константинополь. Прибыв сюда, святой употребил следующее средство, чтобы заявить себя агарянам: поймав одну из бегавших там собак, привязал к своему поясу и стал таскать ее посреди базара. Турки, видя такое нечестивое, по их понятию, действие, спросили его: зачем таскает он собаку; мученик отвечал им: чтобы кормить ее, как христиане кормят вас, агарян. Разгневанные таким его ответом, мусульмане устремились на него, как неукротимые звери, и начали бить его без милости, а потом представили его к самому визирю, который, слыша из уст мученика те же слова, предал его нечестивцам на мучение до тех пор, пока не отречется своей веры. Нечестивые слуги взяли его, бросили в сухой колодезь, куда обыкновенно бросают убийц, и продержали его там 40 дней, не давая ему ни пищи, ни пития, потом, вынув, опять безжалостно мучили его, но не могши склонить к своему нечестию, донесли о том визирю, который и повелел лишить его жизни мечом.

http://isihazm.ru/1/?id=1823

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АКАКИЙ МИЛЕТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Акакий Милетский (+ ок. 321 ), мученик . Память 28 июля Был предан суду за веру во Христа. Три правителя пытались заставить святого мученика принести жертву идолам, подвергнув его жестоким мукам. Правитель Ликиний повелел рвать тело святого Акакия орудиями пытки, а потом послал его к правителю Терентию, который повелел бросить Акакия в котел, наполненный кипящей смолой и салом, но мученик остался невредим. Терентий отправился в города Апамею и Аполлонию и приказал вести мученика за собой. В одном из этих городов святого Акакия ввели в языческий храм, но по его молитве упали все стоявшие там идолы. Святого сильно избили и отдали на растерзание зверям, когда же увидели его невредимым, то бросили в раскаленную печь. Там мученик также остался невредимым. Правитель, желая проверить, достаточно ли раскалена печь, приблизился к ней и сам сгорел. Тогда святого мученика Акакия отдали на мучения некоему Посидонию, который наложил на святого мученика тяжелые оковы и велел вести его в город Милет , но и там святой своей молитвой сокрушил идолов. Наконец, около 321 года, озлобленные мучители обезглавили святого. Пресвитер именем Леонтий похоронил тело его в городе Синаде . Использованные материалы Редакция текста от: 22.03.2012 19:15:48 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АКАКИЙ НОВЫЙ Апамейский († 322 или 323), мч. Милетский (пам. 28 июля). В гонение имп. Лициния юный А. Н. предстал на суд императора и по его приказу был подвергнут пыткам. Эпарх Терентий приказал бросить его в котел с кипящей смолой, маслом и жиром, откуда А. Н. вышел невредимым. Вскоре мученик последовал за Терентием в Аполлонию и Апамею, где молитвой сокрушил идолов в языческом храме. После этого А. Н. был передан трибуну Зеликинфию, к-рый приказал поместить мученика после побоев в клетку ко львам. Чудесно избавившись от хищников, А. Н. был вновь избит и ввергнут в печь с кипящей смолой; святой вновь чудесным образом спасся, а Зеликинфий, решивший проверить, не остыла ли печь, сгорел в огне. Переданный на суд правителя Посидония, мученик был в оковах отправлен в Милет, где по его молитве упали и разбились статуи богов. Когда А. Н. был обезглавлен, из раны чудесным образом истекли кровь и молоко. Тело мученика было погребено пресв. Леонтием в г. Синнада (Фригия), на земле знатного горожанина Доримедонта, пострадавшего затем вместе со св. Трифоном . Гимнография Память А. Н. довольно редко встречается в визант. Месяцесловах . Она зафиксирована в памятниках X-XI вв.- Минологии Василия , Типиконе Великой ц. , Петровом синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 227), отмечена в печатных греч. и слав. Минеях . Память об обретении мощей А. Н. переведена на слав. язык в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в. В XVI в. внесена под 15 сент. в ВМЧ. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). Служба этому святому неизвестна. Лит.: SynCP. P. 852-854; ЖСв. Июль. С. 644-645; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 21. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82541.html

   г) есть символ смерти для греха: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресение, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтоб упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Римл. VI:3, 5 – 8).   9. Изъяснение догмата об искуплении по житиям святых    I. „Добрый друг, пишется в Ч.-Минеях в слове на Рождество Христово, видя своего любимого друга, уязвленного от врага смертоносным ме4ен, прилежно заботится о его исцелении; врачи говорят ему, что язва та неисцельная и что верная смерть грозить его другу, что он может выздороветь тогда, когда кто искупил бы его своею жизнию, т. е. приложивши уста свои к язве, высосал бы яд из раны и потом умер: тогда он решается пожертвовать своею жизнию для своего друга, высасывает яд израны и умирает, а его искупляет своею смертию. Так и Господь Бог наш поступил с нами, уязвленными смертоносным адом греха. Он, носимый на херувимах, совершенный врач душ и телес, приложил уста Свои – Сына Своего Бога – к язве естества нашего и Бог Слово, соединившись с уязвленным естеством нашим, извлек из него на Себя греховный ад; Вземлющий грех мира понес грехи наши и, положивши жизнь Свою за нас, исцелил нас“ (Ч.-Минеи 25 декабря).    II. Св. мученик Акакий так научал св. вере узников, бывших с ним вместе в темнице: „Сын Божий, пришедши в мир, восприял плоть от Пресвятые и Пречистые Девы Марии и, соделавшись человеком, волею претерпел крест, да загладит древом креста грех преслушание Адамова и вольным Своим страданием воздаст за нас удовлетворение и даст отпущение осужденному человеку: ибо, будучи пригвожден на кресте, Он раздрал рукописание, писанное на нас, и отпустил грех, и смертию Своею сокрушил смерть, пленил ад, посрамивши всю силу и власть диавольскую; потом восстал из мертвых в третий день и даровал роду человеческому то, что все воскреснут и будут жить в бесконечные веки“ (Ч.-Минеи мая 7 дня).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:9 ). Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей? Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на ( 1Петр. 2:5, 9 ), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5:1–4 ). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере ( Евр. 10:38 ). Иерарх Время вступления Андрей Первозванный, Апостол Стахим, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпиои Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июля 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

в греко-римской области назывались правители областей. Апамея и Апполония находились в малоазийской римской провинции Фригии близ юго-восточной границы ее с Писидией. назывались в римской империи разные должностные лица, в особенности же — военные начальники над тысячью солдат. ( < < back) приморский город в малоазийской римской провинции Карии. ( < < back) мученик Акакий скончался около 321 года. ( < < back) Синнада находился в Малой Азии, в римской провинции Фригии. ( < < back) Страдание святого мученика Иулиана Пий управлял римскою империею с 138 г. по 161 г. провинция в древней Италии, ограниченная на западе Лациумом, на севере Самниумом, на востоке Луканиею, на юге и юго-западе Тирренским морем. Древние авторы хвалят ее благодатный климат, так и плодородие почвы, дозволявшее трижды в год сеять и собирать жатву. Здесь было много виноградников, маслин и строевого леса. Жители Кампании (язычники) были известны своею изнеженностью и любовью к роскоши. в древности римская провинция. Далмация расположена узкой полосой по берегу Средиземного моря; граничит на севере с Хорватией, на востоке с Боснией и Герцеговиной, на юге — с Черногорией. Далмация подчинена была римскому владычеству в 6 г. по Р. Х.; с этих пор она, вместе с Иллириком, стала императорской провинцией. Жители Далмации принадлежали к иллирийскому племени и занимались охотою, земледелием и скотоводством. собственно божество египтян. Серапис считался у египтян верховным богом подобно тому, как Зевс считался главным богом у греков и римлян. Поклонение Серапису не ограничивалось Египтом; во II b. до Р. Хр. культ (поклонение) Сераписа проник в Грецию и Рим. Культу Сераписа особенно покровительствовал император Нерон и Антонин Пий, упоминаемый в житии. В Риме существовало несколько храмов, посвященных Серапису, было также много надписей и памятников с именем этого бога. точностью год кончины Иулиана неизвестен. Время кончины святого следует относить к половине II b. Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Зачем я это написал, и так кратко, так наскоро рассказал в неосторожной речи, – вы поймете тотчас, если подумаете об Епикурах и Аристиппах. 33. Письмо к Марцелле. О нескольких местах 126 псалма Блаженный мученик Памфил, которого жизнь описана в трех книгах кесарийским епископом Евсевием, желая сравниться с Димитрием Фалерейским и Низистратом в составлении священной библиотеки, и по всем странам отыскивая творения гениев, эти истинные и вечные их памятники, – с особенною заботливостью собрал книги Оригеновы, и посвятил их кесарийской церкви: поврежденную часть их впоследствии Акакий и Евзой, священники той же церкви, постарались восстановить на пергаменте. Хотя бл. Памфил нашел многое и оставил нам указатель найденного, однако ж тем самым, что не вписал в указатель, сознался, что не нашел комментария на сто двадцать шестой псалом и трактата о букве пе. Это не оттого, чтобы таким великим мужем (которого называем адамантом) было что-нибудь пропущено, но от того, что не все дошло до нашей памяти по нерадению потомков. Говорю я это вот к чему: так как ты предложила мне касательно упомянутого псалма вопрос: что такое хлеб болезни в словах: всуе есть вам утреневати, востанете по седении ядущии хлеб болезни ( Пс.126:2 ) – то я хочу показать, что я не знаю из комментариев Оригена , что он об этом думал. Поэтому обратившись к еврейскому, я нашел, вместо хлеб болезни, leem aasabim, что Аквила перевел: αρτον των διαπονηματων , то есть «хлеб трудов», Симмах αρτον κακοπαδουμενον , что значит «хлеб горестный», – пятый перевод и Феодотион, согласный в остальном с семидесятью толковниками, – «хлеб идолов»; шестой перевод – «хлеб πλνς », то есть, «заблуждения». Не должно удивляться, если Аквила поставил διαπονηματα вместо «идолов», потому что они – дела рук человеческих, – и народ пророчески обличается за то, что собирается понапрасну к храму с развратом, и отдохнув устремляется во святилище, – обличается потому, что он почитал идолов как Бога, судя по свидетельству Иезекиля, что в самом храме священники приносили жертвы идолам. К более полному твоему убеждению, скажу, что поставленное в еврейском вместо болезни слово «идолы», это же самое слово, то есть asabim, есть еще и в сто тринадцатом псалме, и переведено семьюдесятью так же – «идолы». Ибо в том месте, где мы читаем: идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих ( Пс.113:12 ), – на еврейском находится asarreem, что Аквила переводит – «труды их». Если это так, то, значит, некоторые не напрасно разумеют под хлебом болезни или еретические таинства, или труды этой бедной и горестной жизни, в течение которой мы в поте лица едим хлеб свой, и для непродолжительного поддержания которой родится пища между терниями и волчцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010