Сказав это, святой преклонил под меч голову свою и был усечен Так окончил свое страдание за Христа святой мученик Акакий. Честное тело его было погребено с честью христианами на том самом месте, где он был усечен; место это называлось «Ставрион». Все это произошло, как мы сказали, в царствование среди язычников Максимиана, в царствование же среди христиан Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава, честь и поклонение во веки. Аминь. Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу на небе явилось изображение честного креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение креста, начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш достигало до самой горы Елеонской отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, — оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, — все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии — и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сказав это, святой преклонил под меч голову свою и был усечен [ 8 ]. Так окончил свое страдание за Христа святой мученик Акакий. Честное тело его было погребено с честью христианами на том самом месте, где он был усечен; место это называлось «Ставрион». Все это произошло, как мы сказали, в царствование среди язычников Максимиана, в царствование же среди христиан Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава, честь и поклонение во веки. Аминь. Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций [ 1 ], который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия [ 2 ]. Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу [ 3 ] на небе явилось изображение честного креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением. Сие знамение креста, начинаясь над святою горою Голгофскою, на которой был распят Господь наш [ 4 ], достигало до самой горы Елеонской [ 5 ], отстоящей от Голгофы на расстоянии пятнадцати стадий, широта крестного знамения соответствовала его длине; красота же его, напоминавшая подобие разноцветной радуги, была столь велика, что привлекала к себе взоры всех. И все, имел ли кто в руках какое-либо дело, находился ли в жилищах, — оставив все свои дела и вышедши из домов, с вниманием и страхом созерцали пречудное знамение. Потом все многочисленные толпы иерусалимлян, исполнившись от этого божественного видения страха и радости, поспешили с глубоким умилением и сердечною теплотою в святую церковь, — все старцы и юноши, мужи и жены, притом и с грудными младенцами, также и безбрачные девицы, заключившиеся в безмолвии — и те, вышедши из своих жилищ, устремились туда же, и вообще всякого возраста и состояния жители Иерусалима, странники и чужеземцы, православные христиане и иноверные. И все они единодушно громко прославляли Иисуса Христа, Господа нашего, Сына Божия единородного, Бога истинного от Бога истинного, Промыслителя великих чудес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Приготовившись к усекновению, Христов мученик и исповедник, воздел руки свои к небу и сказал: – Боже, Царь всего и Владыка, содержащий в Своей власти всю тварь видимую и невидимую, приклоняющий слух Твой ко всем, истинно призывающим Тебя, создавший и воды сии во спасение праведным и в наказание нечестивым! Предстань ныне мне, умирающему во свидетельство за исповедание веры Твоей! Окончив молитву, святой преклонил для усекновения святую главу свою и скончался мученически. Усекновены были с ним и три его святых пресвитера: Акакий, Менандр и Полиен и все вместе предстали Христу Богу в славе святых. Убиен же был святой Патрикий со служителями своими месяца мая в девятнадцатый день 3305 и принял венец победных почестей от Христа Иисуса, Господа нашего, Которому подобает со Отцом и Святым Духом честь и слава ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Кондак, глас 4: Яко светосиянен добротою священства, и мучения кровию преукрашен, с пострадавшими с тобою Патрикие, Христу предстоя, о нас поминай, яко страдалец честный. 3297 Игемон Юлий отправлялся к теплым источникам с лечебными целями. Эти источники, действительно, обладали целебными свойствами, благодаря примеси к их водам различных минеральных веществ. Много таких источников было известно в древности в Италии на острове Сицилии. 3299 Сотириа с греч. – спасительница, – общее название богинь, врачевавших болезни, по мнению язычников. Обыкновенно это имя усвоялось богиням Афине или Афродите. 3300 Обыкновенно то место, на котором восседал и производил суд над христианами игемон, огораживалось, так как в большинстве случаев суд над христианами происходил на открытом воздухе. 3301 Рассуждая о тартаре, святой Патрикий применяется к пониманию окружавших его язычников и излагает им их же собственный взгляд на тартар. – Тартар по представлению древне-греческой мифологии – тёмная бездна, удаленная от поверхности земли настолько же, насколько небо удалено от земли. По представлению греков, тартар был окружен тройным слоем мрака и железною стеною; он служил местом заключения низверженных богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Память святого мученика Акакия Память 28 июля Святой Христов мученик Акакий пострадал в царствование Ликиния 4916 , которому и предан был для суда. За исповедание Христа Ликиний повелел повесить его и строгать по телу, а потом отослал к епарху 4917 Терентию. Последний приказал бросить его в котел, наполненный смолою и салом, но он остался совершенно невредимым. Когда епарху надо было отправиться в Апамею и Аполлонию 4918 , то он велел святому Акакию следовать за собою. В одном из этих городов его ввели в языческий храм, и он силою молитвы ниспроверг всех бывших в этом храме идолов. После сего епарх отдал его для суда трибуну 4919 , по повелению которого он был сперва сильно избит, потом боролся со зверями и, наконец, был брошен в печь, но остался невредимым. Трибун, думая, что печь холодна, подошел к ней, желая удостовериться в этом, но сам сгорел и тело его обратилось в прах. После смерти трибуна святой отдан был на суд Посидонию, который повелел наложить на него тяжелые оковы и отвести в Милет 4920 , где он снова ниспроверг идолов. За это ему отсекли голову 4921 , причем из раны истекла кровь и молоко. Некий пресвитер Леонтий похоронил тело его в городе Синнаде 4922 . 4916 Ликиний, управлявший с 311 года восточною частью римской империи, был преемником жестокого гонителя христиан Максимиана Галерия. В 311 году он вместе с Константином Великим издал закон в пользу христиан, но впоследствии, когда между ним и Константином возникли неприятные отношения, в основе которых лежал вопрос, двум или одному государю быть в империи, он, подозревая христиан в сочувствии к Константину, стал сперва притеснять, а потом и преследовать их. Это продолжалось до 323 года; на войне с Константином Ликиний был убит. 4918 Города Апамея и Апполония находились в малоазийской римской провинции Фригии близ юго-восточной границы ее с Писидией. 4919 Трибунами назывались в римской империи разные должностные лица, в особенности же – военные начальники над тысячью солдат. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Свт. Акакий Мелитинский (ок. 370 — ок. 438) — воспитывался св. Отрием, еп. Мелитинским. После смерти Отрия занял его кафедру. Один из первых выступил против несторианской… далее» Сщмч. Александр Иерусалимский (ум. 250/251) — иерусалимский епископ, мученик. Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского (последний посвятил ему не сохранившееся произведение), покровитель и почитатель… далее» Сщмч. Анастасий II Синаит (ок. 550 — сент. 609) — антиохийский патриарх. Был то ли монахом, то ли игуменом Синайского монастыря. Не слудует путать с его… далее» Свт. Анатолий Лаодикийский (ум. ок. 282) — родом из Александрии, был членом городского совета, уважаемым преподавателем философии Аристотеля. Из-за политических волнений был вынужден покинуть Александрию. Затем… далее» Свт. Георгий Никомедийский (IX в.) — друг и соратник патриарха Фотия (сохранилась их переписка). Вместе с ним отправился в ссылку. Был диаконом и хартофилаком храма Св…. далее» Свт. Герман Парижский (496 — 576) епископ города Паризии (т. е. Парижа). Принадлежал к аристократическому  галло-римскому роду. Согласно житию, его мать, будучи беременной, попыталась вытравить плод, однако… далее» (1812 — 1891 гг.) — в миру Гренков Александр Михайлович. Оптинский старец, ученик старцев Льва и Макария. Основатель женской обители в Шамордино, активно занимался изданием святоотеческой… далее» (672/673 — 735 гг.) — британский святой, канонизированный Антонием Сурожским, монах — бенедиктинец, написал одну из первых историй Англии. Его наследие огромно: стихи, переводы отдельных книг… далее» Св. Гильда Премудрый (Гильдас; ум. 493 или 516 – 570) — бриттский святой, очевидец англосаксонского нашествие в Британию. Сын князя пиктов Кау. Ученик св. Ильтуда. Человек… далее» Сергей Иванович Смирнов (1870-1916) — русский историк Церкви, ученик Голубинского и Ключевского. Ординарный профессор по кафедре Истории Русской Церкви. Главные труды посвящены покаянной дисциплины, фигуре духовного… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Акакий рассказал ему о своем отречении от христианской веры, о месте своей родины, исповедал пред ним Христа истинного Бога, а Магомета проклял, назвав его обманщиком и лжепророком. Потом, в доказательство своего отречения от мусульманской веры, снял со своей головы зеленую повязку, бросил ее на землю и, насмехаясь над турецкой верой, стал ее топтать ногами. Преддверник, видя такую дерзость, начал его бить, а так как время не позволяло представить его верховному визирю, то он, заковав ноги св. мученика в кандалы, запер его в темницу. По окончании присутствия святой приведен был в судилище, где сперва ласками начали уговаривать его отречься от христианской веры, но св. мученик, как адамант, оставался твердым в своем исповедании. Видя непреклонность мученика, судьи приказали его бить и потом бросить в темницу. На другой день, в воскресенье, в 4 часа дня, мученика привели к самому визирю, но и визирь не мог отклонить его от исповедания имени Христова. После этого он отослал св. страдальца к градскому судье, но и там мужественный воин Христов остался непоколебимым, и в тот же день последовал приговор обезглавить исповедника Христова. В вечер того же дня Григорий узнал от некоторых христиан о мучениях Акакия, порадовался за него и для духовного утешения святого счел необходимым сподобить его приобщения Христовых Таин, только не знал, каким путем привести в исполнение это святое дело. В этом столь затруднительном деле он обратился за советом к вожатому Акакия, который согласился исполнить поручение. После сего Григорий тотчас пошел к священнику, у которого стал просить часть пречистого Тела Господня для узника, страдавшего за Христа. Священник без всякого смущения вложил часть св. Таин в малую дароносицу и передал тому благочестивому христианину для передачи оных Акакию, который немедленно отправился в темницу, благополучно вошел в нее, так как караульные солдаты, оставив свои посты, завтракали. В это счастливое время посланный пробрался в темницу и передал Акакию св. Дары. Потом стал возвращаться обратно к выходу, но – увы! – часовые окончили завтракать и уже стояли на своих местах. Их удивила дерзость этого доброго христианина, а потому, жестоко избив его, выбросили вон. Когда же он пришел в чувство от бывшего обморока, то не помнил, каким образом он очутился вне темницы. Чувствуя сильную боль от побоев, он сравнивал свои страдания с страданиями Акакия и воображал, какой радостный будет конец его страданиям! В это время он услышал шум идущих турецких солдат, которые вели Акакия со связанными назад руками, плевали на него, толкали и били без всякого милосердия. Доведенный до места Пармак-капи, святой встал на колена, преклонил св. свою главу и громко сказал палачу:

http://isihazm.ru/1/?id=1826

Святой Полиевкт Святой Полиевкт был первым мучеником в армянском городе Мелитине. Он был воином при императоре Декии (249-251) и пострадал за веру во Христа при императоре Валериане (253-259). Святой был другом воина Неарха, твердого христианина, а сам, ведя добродетельную жизнь, оставался язычником. Когда настало гонение на христиан, Неарх сказал Полиевкту: " Друг, мы скоро разлучимся с тобой, меня возьмут на мучения, а ты, пожалуй, отречешься от дружбы со мной " . Полиевкт отвечал ему, что видел во сне Христа, Который снял с него одежду и надел другую, светлую. " С этой минуты, - сказал он, - я готов служить Господу Иисусу Христу " . Возгоревшись духом, святой Полиевкт вышел на городскую площадь, разорвал висевший там царский указ об обязательном поклонении идолам и выбил из рук жрецов идолов, которых они несли. Тесть его, правитель Фелокс, которому было поручено исполнять царский указ, ужаснулся поступку святого Полиевкта и заявил, что теперь он должен будет умереть. " Иди, прощайся с женой и детьми " , - сказал он. Пришла жена и стала в слезах умолять мужа отречься от Христа, заплакал и тесть его Фелокс. Но святой Полиевкт остался непреклонным в своем решении пострадать за Христа. С радостью преклонил он свою голову под меч палача и крестился в собственной крови († 259). Вскоре, когда Церковь Христова при равноапостольном Константине восторжествовала по всей римской империи, в Мелитине был воздвигнут храм во имя святого мученика Полиевкта. Многие чудотворения совершались по молитвенному предстательству святого Полиевкта. В его храме горячо молились о даровании сына родители преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Рождение великого светильника Православия в 376 году свершилось, таким образом, по благословению святого мученика Полиевкта. Чтителем его памяти был также святитель Акакий, епископ Мелитинский , участник III Вселенского Собора и великий поборник Вселенской истины. Как на Востоке, так и на Западе мученик Полиевкт почитается как хранитель клятв и договоров. Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Грачаница. Ок. 1318. Мч. Полиевкт. Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г. Русский Север. XVI. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 9 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909584.htm...

В греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O. I. 58), изображение Д. встречается дважды: среди мучеников в цикле святых, представленных по чину святости (Л. 55 об.),- оглавно и в минейном цикле под 7 авг. (Л. 124) - в рост. На обеих миниатюрах он изображен как мученик - молодой, безбородый юноша, с короткими волосами, в красном гиматии, на 2-й миниатюре - в правой руке держит крест. Однако, следуя описаниям иконописных подлинников XVIII в., как греч., так и рус., святого надлежит изображать старцем: «Святой Дометий, старец, и два ученика его, с бородами едва показавшимися, были побиты камнями» («Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота. Ч. 3. § 22. 7 авг.); «Подобием сед, власы с ушей, но не долги, брада аки Афанасия великаго поуже, в руках свиток, ризы преподобническия, ряска вохряная, чрез плечо перекинут оларь диаконской» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 410-411). Указаниям иконописных подлинников следуют поздние изображения Д. П. в рус. Минеях: икона «Минея годовая», нач. XIX в. (УКМ); гравированные святцы на авг., 1722 г., гравер Г. П. Тепчегорский (РГБ),- преподобный старец, в мантии, с куколем, в правой руке - развернутый свиток, левая прижата к груди. Лит.: Ерминия ДФ. М., 1993р. С. 214; Менолог. 1973. С. 256, 284, 303, 375, 390; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл.: Кат. выст. М., 1998. Кат. 140. С. 63; Евсеева. Афонская книга. Кат. 56(8). С. 216; 175. С. 322. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/178835.html

Этот голос слышали все, там бывшие, — и воины, и узники; удивляясь, они говорили друг другу: — Неужели и облака могут говорить так же, как и люди? Когда кто слышал то, что мы слышали ныне? И все дивились бывшему. Многие же из узников, услышав глас тот, уверовали в Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и, припав к ногам святого Акакия, усердно просили его научить их истинам христианской веры. Святой же мученик Христов Акакий, идя вместе с ними, беседовал, говоря так: — Хотя до сего времени я упражнялся не в книгах, но в обязанностях воинского звания, однако я был воспитан в священническом доме, потому что я происхожу из священнического рода. Я помню, что я слышал от священников, именно, что Бог, желая спасти человека, изгнанного из рая, и освободить его из ада, послал в мир сопредвечное Слово Свое, Сына Своего; Сын же Божий, приидя в мир, принял плоть от Пресвятой и Пречистой Девы Марии, образом быв как человек; затем претерпел крестную смерть, дабы исправить древом креста грех Адамова непослушания заповеди Божией; чтобы даровать спасение осужденному человеку, Он Сам заплатил за нас долг правосудию Божию Своим вольным страданием на кресте. Будучи пригвожден ко кресту, Сын Божий тем самым уничтожил рукописание наших грехов, победил нашу смерть Своею смертью, ад пленил и всю силу диаволову посрамил и сделал ничтожной. Когда же Сын Божий поразил всех бесов и врата медные сокрушил и цепи железные истер то воскрес из мертвых в третий день и дал через это роду человеческому возможность воскреснуть всем и жить вечно в грядущем веке. Этот же видимый мир ничтожен и будет существовать незначительное время. Слушая эти и им подобные слова мученика, узники, сопутствовавшие святому, с радостью обратились к вере христианской. Когда наступила ночь, то путники остановились для ночлега в близлежащем селении. Здесь узники в полночь имели дивное видение, именно, они видели несколько юношей, одетых в светлые одежды (это были святые ангелы), как бы воинского чина, беседовавших со святым Акакием. Узники, видя это, подумали, что это родственники и друзья Акакия пришли ночью посетить его (боясь мучителя).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В сем году царица Евдоксия приказала поставить серебряную свою статую на месте, называемом Питтакия, близ церкви святой Ирины. Начальник города, приверженец манихейской ереси и эллинских обычаев, учредил пред колонною рукоплескания, песни и пляски, чтó производило большой шум и огорчало епископа, не позволяя ему спокойно совершать божественную литургию и часто прерывая поющих. Священный Иоанн обратил к нему обличительное слово, а тот возбудил Евдоксию против Иоанна, якобы он негодует на почести, воздаваемые статуе императрицы; отсюда опять ненависть против Иоанна, опять гнев. Тогда-то он произнес слово, которое начинается так: «Паки Иродия бесится». Это произвело совершенную вражду царицы против него, следствием коей было вторичное низложение и заточение. Народ сжег церковь и многие подверглись опасности из-за Иоанна. Он 34 был изгнан из города 35 , сослан в Кукуз 36 , а оттуда перемещен в Питиурт 37 . Прибывши в Команы, город Армении, он скончался о Господе. По изгнании его поставлен был на его место Арсакий, брат Нектария, предшественника Златоустова. Иннокентий Римский и Флавиан Антиохийский не учавствовали в изгнании Иоанна, напротив посланиями своими утешали священнослужителей и негодовали на дерзкий поступок с Иоанном. Епифаний отправился в Кипр, и, кажется, Бог открыл ему представление его. Говорят также, что Епифаний предсказал кончину Иоанну в заточении, а Иоанн Епифанию в плавании по морю. Епифаний сказал сопровождающим его: «Я спешу, и вам оставляю книги, город и искусство лицемерия». л. м. 5899, Р. Х. 399. Первый год правления Арсакия, епископа Константинопольского. В сем году император Аркадий отправился в Карию, где, говорят, пострадал святой мученик Акакий, молился там, и когда выходил из храма, то внезапно обрушился величайший в городе дом. Спасшийся народ приписал сохранение свое молитвам царя. л. м. 5900, Р. Х. 400. В сем году земля ревела в Риме целых семь дней, а в Равенне убит знаменитейший муж, Стиликон, вместе с другими вельможами. В том же году скончался Аркадий одиннадцатых календ сентябрских 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010