Восстановив разрушенную Москву и Данилов монастырь, князь Даниил простил брату вероломство. В 1301 году на собрании князей в Дмитрове Даниил окончательно разрешил все споры с братом Андреем. Известен успешный поход святого Даниила против князя Константина Рязанского, который с помощью татарских войск собирался вторгнуться в пределы Московского княжества. Святой князь опередил противника и разгромил татар у Переяславля. Он пленил рязанского князя, но держал его в Москве, воздавая ему княжеские почести, что особо отмечается летописцами. Князь-бессребреник, князь-хозяин, святой Даниил расширил свои владения не силой и хитростью, а мудростью и милостью. Так, скончавшийся в 1302 году князь Иоанн Переяславский завещал свое обширное княжество Даниилу именно ради его святого устроения. Этот надел положил начало возрастанию Москвы. В 1303 году князь Даниил принял схиму в основанном им Даниловом монастыре. Здесь после болезни он нашел свое последнее земное пристанище — причем на кладбище монастыря, а не в стенах храма. Так диктовало ему смирение и упование на милость Бога по слову царя Давида: «Господь призрит на уничижение мое». После кончины князя обитель на два века пришла в запустение, и постепенно истончилась память о могиле святого благоверного князя Даниила. Лишь чудесами и явлениями своими святой Даниил стал напоминать царственным потомкам о себе и о том, что прожил богоугодную жизнь. Царь Иван IV Грозный восстановил Данилов монастырь, а при царе Алексее Михайловиче были обретены нетленные мощи святого князя Даниила. Будущий архипастырь родился в 1876 году в селе Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии в многодетной семье протоиерея Василия Поздеевского. В 1896 году Александр (так звали его в миру) поступил в Казанскую духовную академию. Во время учебы он принял монашество с именем Феодор. Научный и организаторский талант отца Феодора сразу заметили: вскоре он стал магистром богословия и инспектором академии, одновременно читая в ней курс пастырского богословия. Тогдашняя церковно-научная жизнь была весьма бурной. Слышались в ней и отголоски революционных настроений, не говоря уже о модных культурных влияниях — декадентстве, символизме и пр. Все это было чуждо и враждебно о. Феодору, монаху, исповеднику строгого Православия.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Разбив татарский отряд (это была первая победа над татарами), он воздержался от захвата рязанского княжества, хотя это и было обычным явлением в те времена. Привезенного в Москву князя рязанского Константина Романовича святой Даниил содержал с подобающей честью до тех пор, пока раскаяние пленника не привело к заключению мира. Во время страшного татарского набега на Москву благоверный князь Даниил, памятуя о том, к чему обязывало его звание, не покинул своего города, хотя и имел возможность укрыться у своего любимого племянника – переяславского князя Иоанна. Сердца своих воинственно настроенных братьев святой Даниил Московский смирял не силой оружия, а справедливостью, добросердечием, призывами к миру и оставлению вражды, делами своими воплощая Евангельские слова: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» ( Лк. 6:27 ). Эти высокие его качества побудили общий совет князей великорусских в 1296 году передать власть и достоинство великого князя всея Руси и знаки этого достоинства (крест с частицей Животворящего Древа, шапку, скипетр, державу, золотую цепь, порфиру и виссон) святому князю Даниилу Московскому. В 1302 году бездетный князь Переяславля-Залесского Иоанн завещал свое княжество во владение московскому князю Даниилу, которого очень любил за доброту. Брат благоверного князя Даниила, властолюбивый князь Андрей Александрович, претендуя как старший в роде на Переяславль, послал туда своих наместников. Встреченные возмущением переяславцев, они вынуждены были удалиться. Присоединение переяславской земли, Коломны и Можайска способствовало дальнейшему укреплению Московского княжества. 4 марта 1303 года, около 42 лет от роду, святой князь Даниил преставился ко Господу. Перед смертью он принял схиму. Согласно завещанию, святой Даниил был погребен сыновьями в Даниловом монастыре, на кладбище близ храма, среди могил почивших иноков этой обители. Благоверный князь Даниил оставил пятерых сыновей: Георгия (впоследствии князя Переяславского), Бориса (князя Костромского), Александра (князя Вологодского), Афанасия (князя Новгородского) и Иоанна (великого князя Московского, прозванного Калитой).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Князь Василий Всеволодович Ярославский, брат святого князя Константина. † 1249 3 июля; Князь Василько (Василий) Константинович Ростовский. † 1238 (замучен татарами) 4 марта; Великий Князь Владимир (во крещении Василий) Святославович, Креститель Руси. † 1015 15 июля; Князь Владимир Новгородский, сын Ярослава Мудрого, строитель и первый ктитор храма Святой Софии в Новгороде. † 1052 4 октября; Князь Всеволод (во крещении Гавриил) Новгородский, сын святого Великого Князя Мстислава. † 1138 11 февраля, 27 ноября и 22 апреля; Великий Князь Георгий II Всеволодович Владимирский. † 1238 (убит татарами) 4 февраля; Князь Глеб Андреевич, сын Великого Князя Андрея Боголюбского. † 1175 20 июня; Князь Глеб (во крещении Давид) Владимирович Муромский. † 1015 (убит) 24 июля, 5 сентября и 2 мая; Князь Давид Феодорович Ярославский, сын святого князя Феодора и брат святого князя Константина. † 1321 19 сентября и 5 марта; Князь Даниил Александрович Московский. † 1303 4 марта; Князь Димитрий Иоаннович Угличский. † 1591 (убит) 15 мая, 19 октября; Князь Димитрий Юрьева-Польского, сын Великого Князя Святослава III. † 1269 3 июня; Князь Довмонт (во крещении Тимофей) Псковский. † 1299 20 мая; Великая Княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния), супруга Димитрия Донского, строительница Московского Вознесенского монастыря. † 1407 7 июля и 17 мая; Княгиня Евпраксия (в иночестве схимонахиня Евфросиния) Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича. † 1243 (убита) 16 октября; Княгиня Евпраксия Рязанская. † 1237 (погибла из-за татар); Великий Князь Киевский и Черниговский Игорь II (в схиме Гавриил) Олегович. † 1147 (убит) 5 июня; Великая Княгиня Ирина (в иночестве Анна), дочь Шведского короля Олафа, супруга Ярослава Мудрого. † 1050 10 февраля и 4 октября; Князь Иоанн (в иночестве Игнатий) Андреевич Угличский. † 1522 19 мая; Князь Иоанн Феодорович Рязанский, младенец, погибший с матерью, святой княгиней Евпраксией. † 1237; Княгиня Иулиания Вяземская. † 1406 21 декабря; Княжна Иулиания Григорьевна Ольшанская, жившая в XV-XVI вв.. 6 июля;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Свято-Данилов монастырь — первый из известных нам и дошедших до нашего времени московских монастырей. Точная дата его основания неизвестна. В исторической литературе называют 1272 г. или 1282 г., иногда просто указывают — «конец XIII века». В последнее время, сравнительное изучение исторических свидетельств, позволило историкам предположить, что монастырь был основан в 1298–1299 гг. Впрочем, вопрос до сих пор остается дискуссионным. Судьба Данилова монастыря сложилась удивительно. По легенде князь Даниил завещал похоронить себя как простого монаха именно здесь, в основанном им монастыре. В 1330 г., при его внуке, Иване Калите, братия была переведена в княжеский двор и монастырь пришел в запустение. Иван Грозный повелел восстановить его в 1560 г. Во времена его правления был построен двухъярусный храм Семи Вселенских Соборов, а территория была обнесена мощными каменными стенами с боевыми башнями. В нижнем ярусе храма расположился престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в другом ярусе престол Даниила Пророка. На месте же старой деревянной церкви позже была построена церковь Воскресения Словущего. В 1648 г. над северными воротами возвели колокольню со звонницей в третьем ярусе и главкой в виде царской короны. Впоследствии все храмы перестраивались, стены укреплялись. Когда в 1572 г. крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, его встретили метким огнем пушек со стен и башен Данилова монастыря. Во времена польско-литовской интервенции его стены были обстреляны, а деревянные шатры башен сожжены. У стен монастыря повесили сподвижников И. Болотникова, здесь же в 1610 г. прокричали царю Василию Шуйскому, чтобы он отрекся от престола, здесь же был убит восставшими казаками воевода Прокопий Ляпунов. Чуть позже князь Даниил устроил в Москве и другой монастырь — Богоявленский, во имя Святого Богоявления. Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил захватывает у Рязани Коломну. На следующий год переяславский князь, умирая, завещает город своему дяде и покровителю. Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.

http://pravmir.ru/svyatoj-daniil-moskovs...

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович , призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани , " некакою хитростью " разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар ( 1301 ). Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич , князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Андрей, давно уже " посягавший " на Переяславль, отправил в последний своих бояр и тиунов; но Даниил выгнал их оттуда и посадил там своих наместников. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. В 1303 году князь тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре . По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. 4 марта 1303 года благоверный князь Даниил скончался. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским.

http://drevo-info.ru/articles/14688.html

В приписке к Службе указывается, что она составлена «по благословению Святейшего Иова (1589–1605), Патриарха Московскаго и всея России, тщанием и труды Симеона Романовича Олферьева да инока Сергия, честный обители Пресвятыя Троицы Даниилова монастыря Переяславля Залескаго» (Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 38). Однако издатель Службы архимандрит Амфилохий на основании текстологического анализа доказал, что известный текст Службы относится ко времени после 1652 г., когда были прославлены обретением мощей и благоверный князь Даниил Московский, и преподобный Даниил Переяславский, и написаны им Службы одними и теми же авторами [Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 18–19]. Архимандрит Амфилохий уточнял, что Служба благоверному, Даниилу была написана при царях Иоанне и Петре (1682–1696) и Патриархе Иоакиме (1673–1690), т.е. между 1682 и 1690 гг. За это говорит и то, что из деяний Собора 1678 г. (при Святейшем Патриархе Иоакиме) и из Устава Московского Успенского собора второй половины XVII в. видно, что в XVII в. празднование благоверному князю Даниилу еще не совершалось, а пелись по нем панихиды (Православная Богословская Энциклопедия... Стлб. 920; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 190). Исследователи расходятся во мнениях, когда святой благоверный князь Даниил был официально канонизован. Архимандрит Дионисий считал, что это и было 30 августа 1652 года (Архимандрит Дионисий. О святом благоверном Данииле... С. 28), другие предполагают, что празднование благоверному князю Даниилу было установлено в конце XVII в. – в самом начале XVIII в. (Православная Богословская Энциклопедия... Стлб. 921). Е.Е. Голубинский относил даже его установление к концу XVIII – нач. XIX в., (Голубинский Е.Е. История канонизации... С. 190), когда митрополит Платон составил употребляющуюся и ныне в Церкви Службу благоверному князю Даниилу и его Житие (Служба преподобному и благоверному великому князю Даниилу Московскому. Его же память положена в Прологе марта 4 дня, а обретение честных мощей празднуется месяца августа 30 дня. М., 1791). Но когда бы ни был святой благоверный князь Даниил официально канонизован, Бог явно («проявились мощи») прославил его обретением нетленных мощей 30 августа 1652 г., что и послужило основанием причтения Церковью благоверного князя Даниила к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Даниил Московский, блгв. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1984.] Св. Даниил Московский. Игумен (ныне архим.) Зинон (Теодор). Москва. 1984 г. Храм Семи Вселенских соборов Данилова монастыря. Москва. Файл 5402.jpg:   Размер: 922x1200, 1.11 MPix, 118 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (552) , (36) . Описание: [Москва. XIX.] Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 5404.jpg:   Размер: 686x1200, 0.82 MPix, 184 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (258) , 1 (15) . Описание: Святой благоверный князь Даниил Московский Икона из Малого собора Донского монастыря. Находилась в часовне св. князя Даниила у Серпуховской заставы. Файл 12989.jpg:   Размер: 900x1606, 1.45 MPix, 217 Kb. Дата: 2011-07-22, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (311) , (17) . Описание: Святой благоверный великий князь Даниил Московский. Мерная икона на золоте. Частное собрание. Липовая доска, левкас, желтковая темпера, позолота. 2005 г. Файл 16464.jpg:   Размер: 297x664, 0.2 MPix, 41 Kb. Дата: 2012-03-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (218) , (10) . Описание: [москва] Святой Даниил Московский (21х28, Дерево, левкас, паволока, темпера, масло, тиснение под позолоту.) Покровитель Москвы - к нему обращаются в разрешении жилищных проблем. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 19316.jpg:   Размер: 1500x1984, 2.98 MPix, 2527 Kb. Дата: 2012-08-22, участник [ Liliya ]. Рейтинг изображения: 9 (311) , (9) . Описание: [Москва] Святой прп. Даниил Московский. На полях иконы: святой Ангел Хранитель и святая Матрона Московская (20,5Х53 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, тиснение под позолоту, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru

http://pravicon.com/icon-1605-photo

" Первый монастырь на Москве " был закрыт одним из последних - в 1930 году. Настоятель монастыря, архиепископ Волоколамский Фёдор (Александр Васильевич Поздеевский) (1876-1937), и около пятидесяти даниловских монахов были расстреляны. В монастыре был устроен детский приёмник-распределитель, просуществовавший до 1938 года. Сооружения монастыря были искажены до неузнаваемости. В мае 1983 года Данилов монастырь был передан Русской православной церкви. После шестидесяти лет запустения, осквернения от стал первым действующим монастырём в Москве. Ныне здесь находится местопребывание патриарха и Священного Синода. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " . 2000. Вече Древнейшая иноческая обитель Москвы была основана святым благоверным князем Даниилом Московским не позднее 1282 года. Первым зданием монастыря был деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника, имя которого носил святой князь Даниил и небесному покровительству которого он вверил свою обитель. Святой князь построил и содержал обитель на свои княжеские средства, пожаловал ей земли, луга, «рыбные ловли», разместил вокруг несколько крестьянских дворов. С самого основания монастыря князь Даниил возвел его на высшую степень обителей, установил навсегда, чтобы настоятель в нем был в сане архимандрита (в то время на Руси так было всего в двух-трех крупнейших монастырях). После смерти князя Даниила (†1303) монастырь недолго просуществовал на своем месте: в 1330 году сын святого князя Даниила, великий князь Московский Иоанн Калита, перевел даниловскую братию в Кремль, в храм Спаса-на-Бору. Второе переселение монастыря произошло в конце XV века при великом князе Иоанне Васильевиче III, который перевел монастырь из Кремля на Крутицкий холм. По своему новому положению Спасский монастырь стал называться Новоспасским, или монастырем «Спаса на Новом». Более двухсот лет на месте древнего Данилова монастыря стояли лишь храм Даниила Столпника да небольшое сельцо Даниловское. И вот настало время, когда по воле Божией святой князь Даниил стал напоминать о себе и своей обители явлениями и чудесами. Возрождение монастыря началось в середине XVI века и связано с именами царя Иоанна Грозного и митрополита Московского и всея Руси Макария. В 1555 году в двухстах метрах от деревянной церкви преподобного Даниила Столпника, на монастырском кладбище, недалеко от могилы князя Даниила, был заложен новый каменный храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, построены деревянные кельи, территория обнесена деревянными стенами,  и монастырская братия вернулась на свое изначальное место – монастырь продолжил свое существование. 30 августа/12 сентября 1652 года в обители были обретены святые мощи благоверного князя Даниила Московского. Вскоре преподобный и благоверный князь Даниил был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

http://sobory.ru/article/?object=03047

В обители действует книжное издательство «Даниловский благовестник», выпускающее литературу богословского, катехизического, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания; детскую литературу и т. д. Всего в издательстве вышло в свет более 500 книг и брошюр. Распространяются они по всей России и в странах СНГ (в частности, в Белоруссии, Украине, Молдове, Казахстане), а также в тех странах дальнего зарубежья, где есть люди православного вероисповедания. Святые [ править править код ] Благоверный князь Даниил — это московский святой по преимуществу. Московский князь, строитель Москвы, московский подвижник, основатель первого монастыря в столице и небесный ее покровитель — все это о князе Данииле. Князь Даниил родился в 1261 году в городе Владимире-на-Клязьме. Он был последним, четвертым, сыном князя Александра Невского, и поэтому получил в наследство самое малое и захудалое княжество, каким была тогда земля Московская. В двухлетнем возрасте Даниил осиротел, и ему пришлось уже без наставления святого своего отца управлять княжеством и стяжать духовное богатство. Поразительно, что здесь, в основании московской истории, мы встречаем бедность, нестяжание и миролюбие. Каков контраст с последующим богатством, хозяйственностью и властностью! Это была другая Москва, которая послужила, однако, прочным фундаментом для будущей царственной столицы. В числе деяний святого князя Даниила особняком стоит факт основания им Данилова монастыря в 1282 году. По традиции князь посвятил обитель своему небесному заступнику — преподобному Даниилу Столпнику. К княжению святого Даниила относится и постройка целого ряда храмов в Москве. Но князь Даниил прославился не только мирными подвигами. Против свой воли он был втянут в княжеские междоусобицы. Однако и здесь он не был ни утонченным дипломатом, ни хитроумным интриганом, а показал себя миротворцем в евангельском духе, радея о мире между русскими князьями. Когда же была крайняя нужда, святому князю Даниилу доводилось и возглавлять московские войска. Владея малым уделом и слабым войском, он, тем не менее, не потерпел ни одного поражения на поле боя. Но татарам во главе с Дюденем удалось в 1293 году опустошить Москву, в том числе и основанный князем Даниилом монастырь. Привел же врагов... старший брат святого Даниилакнязь Андрей Александрович.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческое пострижение. 17 марта. ПРАВМИР. Церковь празднует память святого благоверного князя Даниила Московского. Святой благоверный князь Даниил Московский родился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. В жизни св. благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием. Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие — державу преславного града Москвы. Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве. В 1302 г. Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако св. князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии. Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческое пострижение. Приняв схиму, св. благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 апреля, 2014 31 марта, 2014 4 сентября, 2019 18 февраля, 2019 21 ноября, 2018 5 мая, 2018 4 января, 2018 19 февраля, 2017 10 февраля, 2016 14 апреля, 2014 31 марта, 2014 4 сентября, 2019 18 февраля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010