Забота о своем народе и чувство высокой ответственности перед ним никогда не покидали благоверного князя. Когда в 1293 г. его брат великий князь Андрей Александрович вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденом опустошил русские города Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, то благоверный князь Даниил решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от кровопролития и гибели. Вместе со своим народом он переживал тогда тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, благоверный князь Даниил вынужден был в 1295 г. выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Полчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать. В 1295–1296 гг. на съезде князей в Дмитрове великий князь Андрей (получивший этот титул в 1293–1294 гг.) примирился с остальными русскими князьями и с их одобрения сложил с себя великокняжеское достоинство, передав его своему младшему брату благоверному князю Даниилу Московскому. В 1300 г., когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Переяславлю-Рязанскому. Московский князь разбил неприятеля, взял в плен Константина Романовича и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа не громкая, но замечательная как первый порыв к свободе. Взяв в плен Рязанского князя и его бояр, благоверный князь Даниил не отяготил их участи жестокостью, но содержал с подобающей честью, имея единственную цель: выгодный и прочный мир, прекращение распрей на Русской земле. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников-татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времена, но показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь Сам, помимо искательства, расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславский, племянник преподобного Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, всегда уважал и любил своего дядю. В 1302 г. бездетный Переяславский князь, умирая, передал свое княжество благоверному Московскому князю Даниилу, а не его старшему брату Андрею, который считал себя его наследником и уже распоряжался в Переяславле через своих бояр. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города: Переяславль был защищен высоким валом, двойной стеною с 12 башнями и глубоким рвом с водою. Но благоверный князь Даниил остался верен Москве и не перенес столицу княжества в более мощный и значительный Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московского князя в число сильнейших. Здесь начало соединения земли Русской в одну мощную державу! И это было плодом христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Жизнь и подвиг святого благоверного князя Даниила Московского являют нам пример настоящего христианского мужества, достойного памяти не только властителей, политиков, но и самых обычных христиан. Это было мужество – любить вопреки всему, оставаться верным евангельским заповедям, когда логика событий, происходящих вокруг, отрицает это. История снова и снова оправдывает истину о том, что самым твердым основанием всякого дела является камень любви Христовой , ведь «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5). Рейтинг: 9.6 Голосов: 590 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р. Б. наталья 12 сентября 2023, 15:46 Святой князь Даниил, моли Бога о нас Татьяна 17 марта 2023, 17:53 Благоверный князь Даниил Московский моли Бога о всех людях, находящихся в сложном положении! Заступись за невинно осуждённых! Помолись о вразумлении людей и умягчение наших сердец! Татьяна 17 марта 2021, 21:52 Святой Даниила Московский, с праздником! Ради милости Божьей, пошли нам помощь в приобретении жилья и работы. Татьяна. Лариса 12 сентября 2018, 11:49 Святой благоверный князь Даниил Александрович! Помоги мне, дай мне силы на пути к совершенству, чтобы правда и справедливость победили в этом мире лжи и коррупции. Помоги мне поднять свою семью, а самое главное помоги с работой профессиональной, достойной. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарю. Наталья 17 марта 2018, 06:50 Спасибо! Слава Богу за всё Александра 12 сентября 2017, 09:09 Святой княже Данииле Московский, моли Бога о нас! надежда 30 апреля 2017, 11:02 Спасибо! надежда 30 апреля 2017, 10:12 Моли Бог о нас святый угодниче Божий Данииле! Надежда. Елена 25 марта 2016, 05:25 Святой благоверный князь Даниил Московский, не оставь меня без своих молитв к Господу Богу о даровании мне твердой веры, благодати разумения и здоровья телесного и душевного, безбедной и счастливой семейной жизни в любви и согласии! Аминь. римма 17 марта 2016, 11:19 Святой благоверный князь Даниил Московский, помомги мне и моим детям в работе, а внучке в учебе, даруй нам здравие душевное и телесное, помоги моим детям вести праведную жизнь, огради нас от всякого зла.

http://pravoslavie.ru/77930.html

В 1303 г., тяжело заболев, благоверный князь Даниил принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта 4 . Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, в монастырь во Имя Всемилостивого Спаса на Бору, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским 5 . Во времена великого князя Uoahha III (1462–1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня – я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С этого времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам-князьям. При сыне Uoahha III , Василии Иоанновиче (1505–1533), князь Василий Шуйский, несмотря на предостережение, оказал неуважение месту погребения благоверного князя Даниила: хотел с надгробного камня сесть на коня, но тут же был наказан. Конь поднялся на дыбы, а затем, пав, подмял седока чуть не до смерти. После этого Василий Шуйский часто ходил петь панихиды к гробу благоверного князя Даниила. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелел умиравший сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь, установив ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды 6 . Житие благоверного князя Даниила, сохранившееся в списках XVII в., заканчивается описанием восстановления Данилова монастыря царем Иоанном Грозным 7 . В 1652 г. благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа 8 были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов (сооруженную по повелению царя Иоанна Грозного между 1554 и 1560 гг.) 9 . Мощи были положены в раке «на прославленье Святыя Троицы и на исцеление немощствующих...» 10 . В монастырской описи 1753 г. также специально отмечалось, что над ракой благоверного князя Даниила был помещен образ Пресвятой Троицы 11 . Нельзя не видеть в этих скупых сведениях указаний на то, что мироустроительный князь был чтителем единственного Источника и Подателя мира – Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий и благочестивый благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 г., умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе! С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Данииласвятой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах — «Бог не в силе, а в правде». В 1303 г. святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта. Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 г. переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 – 1505 гг.) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам – князьям, в том числе и по князю Даниилу. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

http://pravmir.ru/svyatoj-blagovernyj-kn...

А через пару лет племянник Даниила Иван Дмитриевич, умирая бездетным, завещал ему всё свое огромное Переяславское княжество (Иван был тоже святой жизни человек, и очень почитал своего дядю). И князь Даниил принял известие о наследстве смиренно, памятуя слова Писания: «богатство, аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 116). Но когда его беспокойный брат Андрей попытался Переяславль отобрать, то князь Даниил послал на защиту города большое войско. Присоединение Переяславля – одного из самых богатых и видных городов того времени – сразу сделало Московское княжество по-настоящему влиятельным. Однако князь Даниил не переехал в Переяславль. Видимо, жило в нем благочестивое ощущение ответственности именно за ту землю, Московскую, которую получил он просто в удел. А возможно, что его благочестию открылась воля Божия о будущем Москвы, как собирательницы русских земель. А может быть и так, что воля Божия пошла навстречу человеческому благочестию! Так или иначе, но нестяжательный и кроткий князь Даниил Московский стал родоначальником Московских Великих князей и Царей рода Рюриковичей. И, по сути, основателем самого большого в мире государства. Рейтинг: 10 Голосов: 487 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тамара 14 сентября 2022, 02:10 Антонию!!! Британская и Монгольская империи были больше именно своими завоеваниями!! И где они??? Кто исчез, а кто рассеивается.…. А Москва превратилась в столицу Великой Русской империи, в огромную православную страну со множеством народов и народностей!!!!Мы жили, живём и будем жить!!Слава Богу за всё!! Святий княже Данииле, моли Бога за нашу матушку Россию!! Антоний 12 сентября 2022, 23:40 Истории свойственно запоминать и возносить на пьедестал великих - великих правителей, великих героев, великих завоевателей, великих злодеев. Первых народ будет вечер любить, последних - вечно ненавидеть. Про остальных будут помнить лишь историки. Такова жизнь. P.S. Монгольская империя была в полтора раза больше Российской, Британская - ещё немного больше.

http://pravoslavie.ru/148161.html

Государственный подвиг святого Даниила неотделим от подвига духовного. Не случайно его, единственного среди русских князей, Церковь прославила в двух чинах — как преподобного и благоверного князя. Особенные достоинства его — смирение, миролюбие, отвержение своей воли и всецелое послушание воле Божией. Это качества монашеские. Он и умирает князем-иноком, и завещает похоронить себя не как властителя, а как монаха — на братском монастырском кладбище. Как инок он до конца жизни несет свой крест и следует за Христом. Как князь он благоустраивает свое княжество на твердом основании исполнения заповедей Божиих. Главной заботой князя Даниила было благоденствие Руси и мир между владетельными князьями. Вместе со своим двоюродным братом святым Михаилом Тверским он защищает Переяславль от притязаний великого князя Андрея. Он защищает свое княжество и соседние с ним земли от нападения Рязанского князя Константина, сговорившегося с татарами. На княжеских съездах он старается водворять мир и, как показано на миниатюре летописного свода XVI века, имеет духовное превосходство над другими князьями, увещевает их и даже повелевает. Он был нестяжатель и миротворец, но когда бездетный князь Иван Переяславский завещал Москве свой богатый и многолюдный удел, святой князь Даниил принял этот дар Божий и отстоял его с мечем в руках. Посылая в Переяславль своего сына Юрия и дав ему «множество воинов», как сказано в летописи, князь Даниил защищал не свои личные интересы, а великое дело начавшего государственного строительства. Начальный путь этого строительства пролагался тихо и незаметно. Мало кто предполагал тогда, что в Москве занимается заря нового царства, а вместе с тем наступает время столь долгожданного освобождения от татарского ига. Никто не видел в кротком Московском князе великого строителя, зачинателя нового периода русской истории, который продлился до 1917 года. История Московского царства, управляемого потомками князя Даниила, освещена светом его праведной жизни. Его заветы, оставленные детям, передавались от отцов к сыновьям в последующих поколениях русских правителей, как Рюриковичей, так и Романовых, сохранялись ими и исполнялись.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

- Даже сейчас кажется чудом, что Россия вернула Крым без боев и жертв, - что же говорить о временах, когда сила оружия была главным средством в решении территориальных проблем. Как же тогда удавалось побеждать миротворцу? - Святой князь на практике показал, что милосердие и молитва могут быть сильнее неправды и насилия. Как говорится в его житии, «имел он правителем над страстями своими разум, поставляя единственным правилом всех своих деяний евангельские заповеди и предписуемые ими добродетели». Чаще всего он предпочитал не воевать, а находить согласие, многое решал переговорами. Но мог и за оружие взяться для умиротворения враждующих. Так, в 1295 году он решительно выступил с войском навстречу брату, князю Андрею, который привел с собой чужеземцев. И после противостояния удалось решить дело миром. А, например, в 1300 году, предупреждая вторжение рязанского князя Константина с татарским войском, князь Даниил пошел ему навстречу, разбил противника. Но и тут проявил миролюбие. Взяв в плен князя Константина, содержал его в Москве с почестями, как гостя, пока не был заключен мир. Так вот, расширение владений князя Даниила становилось результатом не агрессии, а любви, как ни странно это звучит. Все видели, как он любит свой народ, как много жертвует пострадавшим. И его за это любили. Когда умирал бездетный племянник Иоанн Димитриевич, князь Переяславля, то передал свое княжество не по старшинству родства, как тогда полагалось, а именно своему любимому дяде Даниилу. Беспрецедентный по тем временам случай! Старшие попытались вмешаться, но тщетно. Ведь и жители Переяславля желали видеть своим князем Даниила. Присоединение этих земель сделало Московское княжество прообразом будущего объединенного государства. А князь Даниил стал фактически основателем Москвы как центра русских земель, не зря в истории за ним закрепилось имя хозяина Москвы. - Почему же такая яркая и важная для нашей истории фигура надолго ушла в тень? - Он был канонизирован русской церковью в 1652 году. А в советские годы святость оказалась под запретом. Роль церкви в истории государства всячески замалчивалась, искажалась. Покушением на идеологические основы считалось бы, например, поставить памятник святому в центре столицы атеистического государства, как этого, конечно, заслуживает князь Даниил. И учебники о нем молчали. Но всему приходит свое время. Вот и наша работа - это первая серьезная попытка воссоздать на экране образ великого исторического деятеля и святого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Перед закрытием Данилова монастыря в последний раз звучали его колокола. Трезвонили от души. Большое количество людей со слезами на глазах слышали этот чудесный звон. Вдруг под колокольный звон стал приплясывать юродивый. Многие его укоряют – мол, дурень, тут такая беда, а он пляшет. Юродивый возразил: «Вы ничего не понимаете – настанет время, когда монастырь вновь откроется и торжественно зазвонят в колокола». Это произошло 9 мая 1985 года – в год сорокалетия победы в Великой Отечественной войне. Я был не только очевидцем этого первого трезвона на колокольне, но и непосредственно участвовал в его осуществлении. Как и его отец, святой Александр Невский, князь Даниил прожил всего лишь 40 с небольшим лет. Княжил он 30 лет, стал первым великим московским князем. Из бедной деревушки на берегу реки Москвы выросла первопрестольная столица – Москва. Поразительным человеком был этот князь – кротким, миролюбивым, любвеобильным. Ни разу он не пытался расширить свои владения силой, более того, многократно примирял враждовавших князей. Удивительный пример истинного братолюбия явил он, когда разгромил отряд рязанского князя Константина, который с помощью одного из татарских ханов собрался напасть на Московские земли. Взяв в плен этого князя, Даниил содержал его в Москве не как пленника, а с честью, как гостя, и тем примирил с собой. Эта первая победа над татарами была предвозвестником Куликовской битвы. Бездетный племянник Даниила, Переяславский князь Иоанн, умирая, передал свои владения любимому дяде. Это весьма укрепило позиции Москвы, было положено начало объединению вокруг неё Русских земель в единую мощную державу. По своему глубокому смирению князь Даниил завещал погребсти себя на монастырском кладбище среди простых иноков. Об этих добродетелях угодника Божия рассказывал я прихожанам Данилова монастыря после литургии. Только я начал проповедывать, как вдруг со стороны пономарки поднялся невообразимый шум. Трижды я посылал помощника, чтобы его пригасить, но безуспешно – встретившиеся после долгой разлуки, друзья не могли сдержать своих эмоций (потом они долго извинялись).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/20/by...

Когда в преклонные годы благоверный князь Феодор пожелал завершить свой жизненный путь принятием ангельского образа в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре, он поразил горожан добровольным принесением покаяния перед всем миром. При совершении таинства князя, по его просьбе, вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». В чем мог каяться князь? Возможно, снова припомнил он события, случившиеся за четыре года до этого? Тогда, в 1295 году, Феодор Ростиславич едва не стал участником братоубийственной схватки. Тогда на поле Юрьева Толчища сходились как враги родные братья – сыновья благоверного князя Александра Невского: великий князь Андрей Александрович и князь Даниил Московский, поддерживаемый тем, кому надлежало принять впоследствии мученический венец за исповедание Православия, – князем Михаилом Тверским. Феодор Смоленский же выступил тогда на стороне князя Андрея. «Блаженны миротворцы» Даниил Александрович и Михаил Тверской выступали в этом случае как незаслуженно обиженные. Для князя Даниила это был один из самых драматичных эпизодов его жизни. Два года тому назад брат его нарушил заповедь христианского братства – не возгнушался союза с татарами и в 1293 году с «Дюденевой ратью» подверг разорению Муром, Суздаль, Димитров, Коломну, Можайск и Тверь. Силы оказались неравными, не устояла и Москва. Князю Даниилу пришлось впустить противников в город, чтобы избежать полного его уничтожения. И вот теперь возмездие со стороны князя Даниила было бы оправдано в глазах русских людей. Решение спорных вопросов с помощью оружия было в те времена делом обычным, и многие современники князя, не задумываясь, простерли бы руку на неприятельские полки. Но чем, даже при столь явной неправоте князя Андрея Александровича, мог быть изглажен перед Богом грех братоубийства? Сражения удалось избежать, и на Владимирском съезде князей епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели привести стороны к миру.

http://pravoslavie.ru/39438.html

Об этом свидетельствуют многие события русской истории. Скажем лишь о некоторых из них.   Церковь и государство От своих предков Рюриковичей святой князь Даниил унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства. Неслучайно он основал близ Москвы монастырь во имя своего небесного покровителя. Устроив обитель, святой Даниил испросил святительское благословение на учреждение в ней архимандрития. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси, и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральным среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей — светской и церковной. Потомки князя Даниила следуют этому основному закону русской жизни. Сын его Иван Калита в лице святого митрополита Петра имел не только духовного наставника. Святителя и великого князя соединяли узы любви и дружбы. Святой митрополит Алексий в дни малолетства благоверного князя Димитрия Донского управлял государством и был образцом христианского политика. Духовная грамота князя Димитрия, в которой великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и передавалось от отца к сыну, — тем самым устанавливался основной принцип самодержавия, — была составлена в присутствии преподобного Сергия Радонежского. Так Печальник земли Русской освятил рождение новой русской государственности. Другой русский святойсвятитель Макарий, став Московским митрополитом в самом начале правления Ивана Грозного, указал юному Государю величие задач, стоящих перед ним. По мудрому совету митрополита Иван Васильевич венчался на царство. Известно, в каком тесном духовном общении пребывали последний потомок князя Даниила царь Феодор Иоаннович и первый русский патриарх Иов, избранный в годы правления царя Феодора. Патриарх Иов написал и житие Феодора Иоанновича, уже при жизни почитавшегося святым. По его кончине, когда Россия на время осталась без царя, патриарх Иов взял на себя управление «безгосударной» страной.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010