Никто на земле не покажет место и не скажет: Бог здесь, на этом месте, а не на другом. Но если никакой храм, построенный людьми, и даже весь мир не может вместить Бога, то Бог имеет Свое присутствие в мире, да и кто укажет место, где Его нет? Каким образом присутствует Бог в мире? Каковы знаки Его Шекины? На храме Иерусалимском было наречено имя Бога Ягве. Не в рукотворенных храмах живет Бог, но имя Его обрело себе жилище в храме. Храм стал местом пребывания имени Ягве Бога, и таким образом, Шекина распростерлась над землей, над избранным местом на земле. Еще Моисей пророчествовал об этом с повелением: К месту, какое изберет Ягве, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите ( Втор. 12:5 ). Моисей пророчески знал, что Ягве изберет место Своему имени. Туда, к этому месту, обратятся любящие Ягве, туда придут поклониться Ему и имени Его святому. Но произошло это не сразу. Шли века. И с того дня, – говорит Ягве, Бог Израилев, – как Я вывел народ Мой, Израиля, из Египта, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был дом, в котором пребывало бы имя Мое ( 3Цар. 8:16 ). Как птица без гнезда, имя Божие витало над Обетованной Святой Землей. И вот настало время найти ему себе пристанище. И человек нашелся, озаботившийся этим – то был сладкозвучный псалмопевец и неустрашимый воевода Давид. И сказал тогда Ягве: Но избрал Я Иерусалим для пребывания в нем имени Моего, и избрал Давида ( 3Цар. 8:16 ). Давид сделал Сион столицей Израиля, и над городом Иерусалимом было наречено имя Ягве. Избрал Бог, наконец, город для пребывания в нем Своего имени. У Давида... было на сердце построить храм имени Ягве, Бога Израилева ( 3Цар. 8:17 ), но сделать это должен был сын его. И настал торжественный день. Ноева голубица нашла некогда сухое место на земле с прозябшей оливой. Имя Божие нашло место своего обитания. Соломон Премудрый построил храм ( бейт, что значит «дом») имени Ягве, Бога Израилева ( 3Цар. 8:20 ). Каким образом храм стал домом имени Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пята – это часть тела человека, которая является его главной точкой опоры о землю. Остальная часть ступни служит для смещения центра тяжести тела во время ходьбы, а пятка принимает основной его вес и в наибольшей степени соединяет его с землей. В духовном смысле пята – это привязанность человека к земле и зависимость от неё, от земных благ. Именно эта сфера, согласно божественному предсказанию, станет источником искушений для человека со стороны врага, и последующая история это полностью подтверждает. Именно привязанность к земному, вещественному, тварному, тленному становится поводом для соблазна на грех . Во время земной жизни Господа Иисуса Христа диавол приступал к Нему в пустыне и пытался уязвить его именно через пяту, искушая земными соблазнами: И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами(... ) Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею(...) Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне ( Мф. 4:3–9 ). Искушение чревоугодием, тщеславием, властолюбием и богатством – это попытки поразить Спасителя через обычные привязанности человека к земному миру. Господь преодолевает эти искушения, не употребляя Своего божественного могущества, но лишь явив верность слову Божию, подавая нам пример, как должно преодолевать соблазны, которые враг предлагает и каждому из нас. Как замечает прп. Иоанн Кассиан Римлянин : «Спаситель допустил диавола с искушением, чтобы Своим примером научить нас, как мы должны побеждать искусителя, именно теми же способами, какими Он отразил искусителя» 399 . Православная аскетика содержит ряд средств, которые в определённом смысле уменьшают пяту, то есть сокращают зависимость человека от земных нужд и тем самым сужают пространство для возможных искушений. Важнейшее из этих средств – православный пост. Однако человек, будучи созданным из земли, не способен полностью освободиться от земной зависимости, поэтому некоторая лазейка для искушений всегда остаётся. Прп. Амвросий Оптинский в одном из писем говорит, что человек должен быть похожим на катящееся колесо, которое только одной точкой своего обода соприкасается с землей, а все другие парят в воздухе – такое колесо способно укатиться далеко. Мы же в большинстве своём, отмечает старец, похожи на колеса, которые лежат на земле. Такие колеса не то что катиться, но и сдвинуться с места не могут без значительной посторонней помощи. Поставить такое колесо в правильное положение – немалый труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

А это есть и сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господень, как 1000 лет, а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год 170 . Далее святой Ириней объясняет, что этот шеститысячный период человеческой истории предназначен для того, чтобы человечество в продолжение его терпело всякого рода скорби и лишения и чтобы оно, очистившись от всего скверного и недостойного в течение этого периода, в продолжение следующего за ним седьмого тысячелетия получило полнейшее вознаграждение за все прежние бедствия и лишения и проводило жизнь, исполненную радостей и наслаждений. Для спасаемых, замечает святой отец, «необходима скорбь, чтобы некоторым образом протертые, утонченные и чрез терпение проникнутые словом Божиим и очищенные огнем годны были к царскому пиру» (660). Определив время устроения земного 1000-летнего царства Христова, святой Ириней описывает явление в мир антихриста, его личность и характер его царствования, и переходит, наконец, к описанию Второго славного пришествия Христова и устроения Им Своего земного царства. Действительность наступления этого царства он пытается аргументировать следующим образом. «Справедливо, – говорит он, – что в том же создании, в котором праведники подвизались или подвергались скорбям, всячески испытанные в страдании, они и получили плоды страдания своего, и в создании, в котором умерщвляемы были по любви к Богу, в том же и оживились, и в создании, в котором понесли рабство, в том же и царствовали. Надлежит также, чтобы и самое творение, восстановленное в первобытное состояние, беспрепятственно послужило праведным; и это показал Апостол в Послании к Римлянам, говоря, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы сынов Божиих» (38, 669). Другое основание для своей аргументации святой Ириней находит в словах Христа, сказанных Им Своим ученикам во время совершения последней пасхи: сказываю же вам, что отныне не буду пить от произрастения сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф. 26, 29 ), которые, по его мнению, указывают прежде всего на наследственное обладание землей, на которой верующие будут пить вино новое от нового плода виноградной лозы, а потсм на плотское воскресение, так как пить вино свойственно только плоти, а не духу (33, 671).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Диавол Почему мы не подвергались таким и стольким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби как стрелы. Пускает их на нас враг наш, диавол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – вместе, чтобы расслабить наши души печалью, унынием, леностью и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства. Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего. Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам при посредстве избранных сосудов Своих, что пространство между небом и землей, вся видимая нами лазоревая бездна воздуха, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. «И произошла на небе война,» – повествует великий зритель тайн, святой Иоанн Богослов, – «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр. 12, 7–8 ). Это низвержение диавола и увлеченных им духов с неба, по объяснению святого Андрея Кесарийского , последовало за первым согрешением их, когда они были устранены святыми Силами из ангельского сонма и изринуты из него, как повествует о том святой пророк Иезекииль (см. Иез. 28, 16 ). В Книге Иова падший ангел уже представляется блуждающим в неизмеримом пространстве поднебесной, он скитался в ней, быстро пролетал ее, томимый ненасытной злобой к роду человеческому (см. Иов 1, 7 ). Святой апостол Павел называет падших ангелов духами «злобы поднебесной» ( Еф. 6, 12 ), а главу их – «князем, господствующем в воздухе» ( Еф. 2, 2 ). Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека отдельно. Нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками, они склоняют и обучают человека греху всевозможными средствами. 68 «Противник ваш диавол,» – говорит святой апостол Петр, – «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5, 8 ), и во время земной жизни нашей, и по разлучении души с телом. Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремиться через воздушное пространство в горнее отечество, демоны останавливают ее, стараются найти в ней сродство с собой, свою греховность, свое падение и низвести ее в ад, уготованный диаволу и ангелам его. Так действуют они по праву, приобретенному ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Доказательство десятое Стефан, умирая, видел отверстые Небеса, славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца. Увидев это, первомученик понял, что это для него отверсты Небеса и что Господь хочет принять его в Небесную славу. Поняв это, страдалец воскликнул: Господи Иисусе, прими дух мой ( Деян. 7, 59 ). Доказательство одиннадцатое Душам мучеников даются белые одежды, которые знаменуют Небесную славу душ ( Откр. 6, 11 ). Повторно святые получат белые одежды, восстав из мертвых, то есть, получат славу небесную и телу. Такое толкование дает святой Андрей Неокесарийский вместе с другими святыми Отцами. Доказательство двенадцатое Облеченные в белые одежды (…) Это те, которые пришли от великой скорби они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его ( Откр. 7. 13–15 ). Из этого ясно, что они на Небесах и наслаждаются видением Бога. Что же еще может означать пребывание пред престолом Божиим, если не видеть Бога и насыщаться этим видением. Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств Богодухновенных Святых Отцов Святой Афанасий, описывая житие Антония Великого , говорит, что святой Антоний, видел душу преставившегося аввы Аммона, которая возносилась на Небо в окружении Ангелов. Смотри житие Антония Великого , 17 января. Василий Великий в беседе на Сорок мучеников говорит: «Прехвальные мученики, вас не утаила земля, но приняло Небо, и отверзлись вам райские двери». Также и святой Дамаскин, следуя Василию, слагает об этом церковные песнопения. Григорий Богослов говорит следующее: «Да усвоятся слова мудрых о том, что всякая добрая и боголюбивая душа, освобождаясь от тела, с которым она связана, тотчас, чувствуя и видя ожидаемое благо (пребывая как бы в тумане и ожидая света, или даже не знаю, как правильно сказать), наслаждается некоей чудесной сладостью, и радуется, и весело шествует к своему Владыке, вырвавшись из уз тяжелой земной жизни и сбросив связывающие крылья путы, и ожидая предстоящего блаженства. Несколько позже она соединится и со сродной плотью, отданной землей, что произойдет чудесным образом, так, как ведомо только Богу, и разделяющему, и связующему, она получит Небесную славу». Смотри «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Разделы портала «Азбука веры» Святая Земля – 1) Обетованная земляземля, по которой с благословения Божьего странствовал Авраам, выйдя от родства и из дома отца ( Быт.12:1 ), и о которой Бог дал ему обетование, что она достанется в наследие народу, образованному из его потомков; 2) синоним как библейской Земли Израильской, так и исторической Палестины; 3) наименование Иерусалима и окружающих его территорий; 4) земля — место особого Божьего присутствия ( Исх.3:5 ; Нав.5:15 ); 5) места (место) расположения особых христианских святынь. Где находится Святая (Обетованная) Земля? Эта территория расположена примерно между Средиземным морем и восточным берегом реки Иордан и приблизительно соответствует современному Израилю, палестинским территориям, западной Иордании, частям южного Ливана и юго-западной Сирии. Откуда возникло название «Святая Земля»? Название «Святая Земля» зафиксировано в Священном Писании : «Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим» ( Зах.2:12 ); «Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей… Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих» ( Прем.12:3-7 ). Святая Земля, Земля Обетованная, обозначается в Библии как удел, наследие Божие ( Лев.25:23 ; Иер.16:18 ; Ис.14:2 ). Во времена Ветхого Завета эта Земля была местом особого Божьего присутствия , местом деятельности множества ветхозаветных Божьих святых. Вместе с тем, что особенно важно для христиан, здесь родился Господь Иисус Христос , здесь Он осуществлял Свое общественное служение, здесь принял Крестные страдания и смерть, здесь воскрес, отсюда вознесся превыше всех Небес. Здесь проповедовали апостолы, здесь в День Пятидесятницы сошел на апостолов Святой Дух . Этот день стал Днем рождения Церкви . С давних времен и вплоть до настоящего времени на Святой земле располагается множество особо чтимых христианских святынь . Для кого, помимо иудеев и христиан, Святая Земля является особой землей?

http://azbyka.ru/svjataja-zemlja

   Святые Таинства и святые добродетели своей обращенной ко Христу, христолюбивой силой соединяют с Господом Иисусом Христом всех членов Церкви из всех народов и времен, так что «все одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28; ср.: Кол.3:11, 15). Это единство верных зарождается с изначального таинства — со святого Крещения, продолжается и укрепляется через прочие святые таинства и достигает вершины в святой Евхаристии, осуществляющей самое совершенное единство верных с Владыкой Христом, а также их единство друг с другом (см. 1Кор.10:16-17, 12:12). Единая по всему своему Богочеловеческому существу, Церковь в то же время множественна по личностям. В этом она в какой-то степени являет в себе образ Пресвятой Троицы: единство в тройстве, тройство в единстве. И это благодаря тому, что второе Лицо Святой Троицы — Бог Слово — сделалось человеком и Собою уподобило [тем самым] Церковь Святой Троице. Собственно говоря, Церковь Господа Иисуса Христа — это благодатно-добродетельные образ и подобие Пресвятой Троицы на земле, всецело исполненные благодатных, Божественных сил отроичения и обогочеловечения. В Церкви исполняется Первосвященническая молитва Спасителя: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин.17:21-23). Таково Богочеловеческое единство веры, таково и Богочеловеческое единство Церкви; онтология веры, онтология Церкви: по всему и во всем они взаимозависимы, причем и то, и другое — всецело от Богочеловека, в Богочеловеке, по Богочеловеку.    Единство и единственность Богочеловеческой веры — вот основа, фундамент всей Христовой Церкви. А в этой вере всё и вся — Богочеловек, Господь Иисус Христос, Который Собою как Церковью навсегда сочетал небо с землей, Ангелов с людьми и, что важнее всего самого важного, — Бога с человеками. Исторически очевидно и несомненно то, что в Богочеловеческой вере содержатся все Богочеловеческие святые таинства и святые добродетели, совершающие наше облечение во Христа, наше обогочеловечивание, наше обожение, наше о-троичение и через всё это — наше спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 12 1–2. Цель милостивого наказания Богом людей – покаяние и исправление. 3–11. Пример древних хананеев. 11–14. Милосердие суда Божия вытекает не из опасения кого-либо, 15–18. но имеет свое основание во всемогуществе Божием. 19–20. Чему научает израильтян судьба хананеев. 23–28. Наказание египтян. Прем.12:1 . Нетленный Твой дух пребывает во всем. 1 ст. заканчивает мысль предшествующей главы о том, что все существующее сохраняет свое бытие любовию и волею Божиею. «Нетленный Твой дух пребывает во всем», проникает все существующее (ср. Прем.1:7, 7:22, 8:1 ) и является во всем животворящим и сохраняющим принципом. Прем.12:2 . Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. 2 . Мысль 2-го стиха является выводом из предшествующего. Если Бог любит все существующее ( Прем.11:24–12:1 ст.), то Он с такой же любовью относится и к людям, даже «заблуждающимся». Их Он «обличает мало-помалу», с бережливой постепенностью, и наказывает их так, что самые наказания напоминают им об их грехах. (Ср. Прем.11:16–17 ). Цель такого наказания – вразумление: «чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». Некоторые толкователи на основании сопоставления 2 ст. с 10–11 ст. XI гл. относят его к евреям, но связь с предшествующим (XI:24-XII:1) говорит за то, что здесь речь идет об отношении Бога к людям вообще и даже, может быть, на первом плане писатель разумел «заблуждающихся» язычников, так как далее он приводит пример наказания хананеев. Прем.12:3 . Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, 3–11 . Высказанную во 2-ом стихе мысль, что посылаемые Богом наказания имеют своею целью прежде всего вразумление и исправление «заблуждающихся», писатель подтверждает в этом отделе (3–11 ст.) примером хананеев, называя их «древними обитателями святой земли» (Божией). Под «святой землей», несомненно, разумеется Палестина, названная так, как место средоточия истинного богопочтения: за это далее она называется «драгоценнейшей всех у Бога» (7 ст.). Выражение «возгнушавшись древними обитателями» не противоречит 25 ст. XI гл.: Ты «ничем не гнушаешься». Из 8 и 10 ст. видно, что Бог и хананеями, как людьми, не гнушался, поэтому это выражение означает только «отвращение» Божие к тем извращениям религиозного чувства у хананеев, о чем речь идет дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ночь продолжалась. Люди томились. Те иудеи, кто помнил о грядущем Спасителе мира, жили страстным ожиданием Его. Пророк Исаия говорит об ожидавших дня спасения, уподобляя их тем, кто обращается с вопросом к ночному сторожу: “Сторож! Сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь” ( Ис.21:11-12 ). Рождественский шестинедельный пост, который предшествует нашему великому празднику, символически изображает собой эту темную ночь ветхозаветного человечества. День за днем течет пост. Проходя это спасительное поприще, мы знаем, мои дорогие, что близко утро, близок день, когда вся православная земля будет поклоняться новорожденному Младенцу, лежащему в Вифлеемских яслях. В этот день мы празднуем восход над землей того Божественного Солнца, Которое после долгой ночи взошло, чтобы никогда не зайти. Солнечному свету предшествует свет зари и, прежде чем взошло Солнце, явилась на земле Та, Которую Святая Церковь в словах акафиста называет “Зарей таинственного дне”. Когда родилась Благословенная Мария, никто, даже Ее родители, не знали, какую священную судьбу готовит Ей Божественный Промысл. Но вот пришла минута, когда юная душа Марии из уст архангела Гавриила услышала весть о том, что Ей выпадет величайшее на земле счастье: быть Матерью Того, Кто родится для спасения людей от вечной смерти, вечного осуждения и греха. После девяти месяцев естественного чревоношения этот день пришел. Под покровом святой рождественской ночи, в маленьком городке Вифлееме, вблизи священной столицы Иерусалима, родился Спаситель мира, Которого пять с половиной тысяч лет ожидали ветхозаветные люди. “Ночь прошла…” — говорит святой апостол Павел ( Рим.13:12 ). Ах, как мы счастливы с вами, мои дорогие, что родились не темной ветхозаветной ночью, а днем, во времена Святой Церкви Христовой, после того, как родившийся Спаситель мира совершил Свой крестный подвиг спасения людей и когда Святая Церковь украсилась тысячами святых учителей, златословесных проповедников и богоносных праведников! Ведь это и о нас, не только о Своих современниках, говорил Господь Иисус Христос: “Ваши блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, чтовы слышите, и не слышали” ( Мф.13:16-17 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы слышим, как святой Иоанн Предтеча зовет народ придти очиститься, изменить свою жизнь и креститься во Иордане. И вот среди всех этих грешников, пришедших покаяться, чтобы сделаться способными к принятию Мессии, является Сам Господь и просит крещения. Нам трудно представить себя на месте Предтечи. Но ясно, что он должен был пережить большее, чем просто потрясение. Он просто не мог ничего понять. Разве не возвещал он: «Идущий за мною стал впереди меня, я не достоин развязать ремень у обуви Его» (Ин.1, 27). А теперь Тот, Кто открывается ему как Господь, просит у него очищения как обыкновенный грешник. Иоанн пытается противиться: «Мне надобно креститься от Тебя», — говорит он. Но Господь отвечает: «Оставь теперь. Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14—15). Так Господь начинает Свое служение. Этими словами Он приводит в замешательство величайшего из пророков, которому внезапно предстоит войти на новой глубине в тайны Писания: «Мои мысли не ваши мысли, Мои пути не ваши пути». Мы, христиане, вместе со всеми святыми Церкви Божией двадцати веков, видим сегодня это событие в свете Боговоплощения в Духе Святом. Бог стал Человеком — истинным, совершенным Человеком — до конца. Тем, Кто, будучи безгрешным, отождествляет Себя с самым грешным из нас. Он отождествляет Себя со всем человечеством. «Се, Человек», — услышим мы в Его крестный час. Господь представляет каждого из нас и в то же время все человечество. И это человечество нуждается в очищении. Господь с самого начала показывает нам, что Он до конца един с грешным человечеством, которому Он пришел дать обожение. Только Им, с Ним и в Нем может быть очищен род человеческий. И это — непостижимая тайна. Предтеча ждал, как и все его современники, Мессию, исполненного силы и славы. Но с самого начала Господь показывает, что Он отказывается играть эту роль победоносного земного Мессии. Смысл и цель Его пришествия — совершенно иные. Речь идет совсем не о том, чтобы восстановить земное царство Израиля и вернуть ему славу былых времен. Речь идет о бесконечно большем. Начинается новое творение. Начинается новый союз между Богом и человеком. Все Писание наполняется новым смыслом. Небеса отверзаются, и это означает переход от земли на небо. Между небом и землей течет река, в которую входит Господь. Дух Святой сходит на Него в виде голубя. И в наших сердечных глубинах звучат слова Откровения о первом творении: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1—2). Дух Святой сходит на Господа и являет Его. Дух Божий сходит на новое человечество и являет его.

http://moral.ru/iavlenie/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010