27 . (10). Евангелие, в лист, на пергамене, облечено бархатом, верхняя дска серебряная, сканная, золочёная, с образами отливными с финифтью; по краям с трёх сторон закрои серебряные, золочёные с изображением на них, означенном чертами: св. Ефрема, Саввы, Евфимия, Николая еп. Мирликийского, Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Василия Великого , Сергия Радонежского, Леонтия Ростовского, Петра митрополита. По краям верхней доски по зелёной финифти вырезано: В лето 6900 (1392) марта индикта 13 оковано быть Евангелие се при Велицем Князе Василье Дмитриевиче всея Руси, при преосвященном Киприане митрополите Киевском всея Руси, повелением раба Божья Федора Андреевича. 28 . (11) Евангелие, на бумаге, на верхней дске обложенное серебром, сканной очень замечательной работы. На ней надпись несколько выпуклая: В лето 7030-е (1522), при благоверном и Великом Князе Василье Ивановиче всея Русии и преосвященном Варлааме митрополите всея Русии, благословением игумена Перьфирья и келаря Нифонта, тщанием Михаила Иванова сына Алексеева, обложено се Евангелие в дом Живоначальныя Троицы Сергеева монастыря. Мастер Иван Попов Новгородец. 29 . (12). Евангелие, писанное на бумаге, в десть, оклеенное зелёным бархатом; верхняя дска чеканная серебряная, золочёная; по ней тринадцать дробниц серебряных черневых. По обрезу пять накладок жемчужных по красному бархату. На последнем листе надпись: Лета 7039 (1531). Книга святое Евангелие, письмо грешнаго инока Исаака Бирева, по вине греховной многими именованьми пореклом зовом: простите в неключимстве. Аминь. 30 (20). Евангелие напрестольное печатное 7140 (1632), обложенное золотом. На верхней дске в средине изображение Воскресения Христова; выше его крест из 16 яхонтов червчатых. На пяти камнях вырезаны распятие и слова: Царь славы. По углам изображения евангелистов. Дска украшена лалами, изумрудами (пять), яхонтами, алмазами и бурмицкими зёрнами. Работа превосходная, украшенная эмалью. На передней дске вычеканена надпись: Лета 7140 (1632) сделано сие святое Евангелие в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона, повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, его отца великаго государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московскаго и всея Русии, при его Царице и Великой Княгине Евдокие, и при благоверных чадех, при благоверном Царевиче Князе Алексее Михаиловиче, и при благоверной Царевне и Великой Княжне Ирине Михаиловне, и при благоверной Царевне и Великой Княжне Анне Михаиловне, и при благоверной Царевне и Великой Княжне Марии Михаиловне, в 20 лето государства его, в 13 патриаршества его.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Слабая женщина с сильным характером, она перенесла горькие испытания при жизни и была несправедливо забыта потомками. Прославившаяся чудотворениями по блаженном успении, далеко не сразу святая княгиня удостоилась общецерковного почитания. Святая с непростой судьбой при жизни и после смерти, сегодня она сияет нам светом святости из глубины веков. Святая благоверная Анна Кашинская Из рода княжеского Точная дата рождения княгини Анны неизвестна, но приблизительно исследователи называют годом появления святой на свет промежуток между 1278–1279 годами. Происходила Анна из рода ростовских князей. Отцом княгини был Дмитрий Борисович Ростовский, а дедом – известный Борис Василькович, «печальник земли Русской», почти всю жизнь проживший в Орде. Борис Василькович выступал послом доброй воли и заступником перед ханами за родную землю, силой убеждения останавливая жестоких ордынцев от набегов, грабежей, разорений и казней. Ростовские князья отличались глубокой верой и добрым нравом. Борис Василькович дружил с ордынским царевичем Петром, принявшим Крещение и переехавшим в Ростов. Они даже стали побратимами, а дружба их потомков продолжилась и после смерти товарищей. Происходившей из знатной, а к тому же благочестивой семьи девушке требовался жених не просто одного звания, но и духа. После смерти отца Анна выходит замуж за тверского князя Михаила, знаменитого святого Русской Церкви, прославленного в лике благоверных. Венчание молодоженов состоялось в день именин жениха, в ноябре 1294 года, на память Михаила Архангела. Возможно, брак благочестивой четы пребывал бы в мирном христианском спокойствии, если бы не ряд испытаний, выпавших на долю Михаила и Анны. Многи скорби праведным Иначе, как известными словами из псалма, нельзя озаглавить череду испытаний, выпавших на долю святой Анны Кашинской. Уже через полгода после заключения брачного союза молодая семья наблюдала за страшным пожаром, охватившим Тверь, а спустя три года и княжий терем сгорел дотла. Михаил едва спас Анну из бушующего пламени. Пожары охватили всю тверскую землю, пожарам сопутствовала засуха и гибель скота. Тяжело заболел князь Михаил. А в 1299-м году в младенчестве умерла дочь четы Феодора, первенец семьи.

http://pravoslavie.ru/133054.html

232 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 2; Дело в СПбДЦК .(а 1884 г. [Издания акафиста свт. Моисею, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 233 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дела об акафисте в СПбДЦК за 1878, 1884,1888 гг. [Издания акафиста прп. Варлааму, игумену Хутынскому, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 235 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 65; Дела в СПбДЦК на 1865,1884 гг., а также в МДЦК – за 1883 г. [Издания акафиста Пресвятой богородице ради чудотворной Ее иконы Феодоровская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 236 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 75; Дело в МДЦК на 1884 г. [Издания акафиста прп. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 237 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 10; Дело в МДЦК за 1885 г. [Издания акафиста прп. Мефодию, Пешношскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 238 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 12; Дело в СПбДЦК ля 1885 г. [Издания акафиста свт. Леонтию, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 239 См.: АСС. Дела об акафисте: 1884. II отд. 1 стол. 18; 1885. II отд. 1 стол. 14; Дела в СПбДЦК за 1884,1885 гг. [Издания акафиста свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 240 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста св. Иакову, Боровичскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 241 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 32; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 245 Алексей Павлович Храповицкий по окончании в 1885 году курса в Санкт-Петербургской духовной академии и пострижении в монашество с именем Антония был назначен в сане иеромонаха на должность помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин передал собравшимся приветствие от министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Перед участниками форума выступил и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерей Кирилл Сладков. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации представил вниманию слушателей доклад «Молодежь: свобода и ответственность». Митрополит Ростовский Меркурий отметил, что понятия «свобода» и «ответственность» касаются каждого человека, а потому акцент при обсуждении роли молодежи в обществе должен быть сделан именно на них. Архипастырь призвал к построению диалога с молодежью, открытому и честному обсуждению наболевших проблем, волнующих младшее поколение. Митрополит Нижегородский Георгий выразил уверенность в том, что у молодежи сегодня есть потребность в духовной жизни, несмотря на негативное влияние информационной среды, которая зачастую распространяет чуждые нашему народу нравственные ценности. «Чтобы работа по воспитанию молодежи была более эффективной, мы должны создавать в обществе неагрессивное пространство, больше рассказывать о положительных примерах жизни наших современников, и, конечно, меняться в лучшую сторону самим», — сказал глава Нижегородской митрополии. В завершение пленарного заседания митрополит Георгий вручил епархиальные награды. За организацию регионального этапа Международных Рождественских чтений медалью Нижегородской епархии святого благоверного князя Георгия Всеволодовича II степени был награжден митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, медалью Нижегородской епархии святого благоверного князя Георгия Всеволодовича III степени — игумен Митрофан (Шкурин) ; архиерейскими грамотами — Сергей Злобин, протоиерей Александр Прытков, иеромонах Геннадий (Войтишко), диакон Герман Демидов, заведующий научно-методическим кабинетом Синодального отдела образования и катехизации Игорь Метлик; благодарственным письмом — ректор НИРО Николай Бармин. Ранее в этот день прошла работа секций образовательного форума.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5273570...

С формой свидетельствования мощей могут нас знакомить те доношения, которые посылали комиссии высшей церковной власти. В общем эта форма свидетельствования мощей была одна и та же как в ХУИ, так и в XVII вв. Для ознакомления с способом этого свидетельствования мы приведем примеры из обоих этих столетий. В 1544 году, „по благословению преосв. архиепископа Феодосия В. Новограда и по его приказу смотрели умершего Иакова, и он лежит в мощах: глава вся цела и плоть его присхла к костем, око левое полно, а правое поизлежало, на обоих странах плоть личная от щеки оттянула и исхла, и на главе и на лице плоть к костям присхла. Рука левая по локоть с костью по запясты с телом засхла и нохти и персты все цело. А правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а ивыя ноотпали. А на персех (перстах) плоть и нохти есть. А по левой стороне ребра засхли с плотью. А правая сторона ребра распалися, две ребряных кости держаться с теми грудми, а прочие уды все развалилися, лежат кости обнажены» 531 . Из отношения комиссии, посланной для освидетельствования мощей бл. царевича Димитрия, мы узнаем, как производилось это свидетельствование. Василий Шуйский в своей грамоте, посланной в Пермь великую, говорит между прочим, что „мая в 28 день писали к нам с Углеча богомольцы наши Ростовский митрополит Филарет и Астороханский епископ и архимандриты, и бояре наши, что они мощи благоверного царевича Дмитрия Ивановича всея Русии подняли и осматривали, и в ту де пору весь храм наполнился многого благоухания, и мощи благоверного царевича, князя Димитрия Ивановича целы и ничем не рушимы, а в инех местех часть земли отдана, а на лице и на главе власы чермны, и на костях плоть цела, а ожерелейцо низано жемчужное с пугвицы все цею, и в левой руке шириночка тафтяная шита золотом и серебром цела ж, и саван на нем весь цел, а покрыто кафтанцом комчатым на хрептах на бельих, нашивка серебрена с золотом, а сапожки на нем целы ж, только подошвы у носков отстали, да на царевичевых же мощех положено орехов с пригорщи, и сказывают, как он тешился и в те пору орешки кушал, и как его убили и те орехи кровью обагрилися, и для того те орехи на царевичевых мощах целы“ 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И, выйдя оттуда, обходит все соборные церкви и монастыри, повсюду молебны совершая и милостыни обильные подавая. После этого приходит к отцу своему Филиппу, митрополиту всея Руси, прося благословения и отпущения грехов. Святитель же ограждает его крестом, и молитвой вооружает его, и благословляет его и всех его воинов на врагов, как Самуил Давида на Голиафа. Князь же великий Иван Васильевич, приняв благословение отца своего митрополита Филиппа и всех епископов державы своей и всех священников, выходит из Москвы того же месяца июня двадцатого, в четверг, в день памяти святого отца Мефодия, епископа патарского, и с ним царевич Даньяр и прочие воины великого князя, князья его многие и все воеводы, с большими силами собравшиеся на противников, – подобно тому, как прежде прадед его, благоверный великий князь Дмитрий Иванович, на безбожного Мамая и на богомерзкое его воинство татарское, так же и этот благоверный и великий князь Иван на этих отступников. Ибо хотя и христианами назывались они, по делам своим были хуже неверных; всегда изменяли они крестному целованию, преступая его, но и хуже того стали сходить с ума, как уже прежде написал: ибо пятьсот лет и четыре года после крещения были под властью великих князей русских православных, теперь же, в последнее время, за двадцать лет до окончания седьмой тысячи лет, захотели отойти к католическому королю, и архиепископа своего поставить от его митрополита Григория, католика, хотя князь великий посылал к ним, чтобы отказались от такого замысла. Также и митрополит Филипп не раз предостерегал их, поучая, будто отец детей своих, по Господню слову, как сказано в Евангелии: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; и если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою двух или трех, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое твое слово. Если же и тех не послушает, скажи церкви; если же и церкви слушать не станет, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Но нет, люди новгородские всему тому не внимали, но свое зломыслие учиняли; так не хуже ли они иноверных? Ведь неверные никогда не знали Бога, не получили ни от кого правой веры, прежних своих обычаев идолопоклонства держась, эти же долгие годы пребывали в христианстве и под конец стали отступать в католичество. Вот и пошел на них князь великий не как на христиан, но как на язычников и на отступников от правой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И обратился к нему Герман, тот старец, что пришел вместе с ним на остров Соловецкий: «Отче, не прогневайся на меня за то, о чем я тебя спрошу». Отвечал же Зосима: «Спрашивай о полезном». И сказал ему Герман: «Отче, почему ты во время обеда, посмотрев на сидящих, сразу взором поник и, взглянув на них снова, вновь глаза опустил и в третий раз то же сделал – и, покачав головой и вздохнув, прослезился и к еде не притронулся больше, хотя многое тебе предлагали?» Ответил ему блаженный: «Чадо, «трудного просишь», но если дал тебе Бог дерзновение об этом спросить, то и я от тебя не скрою непостижимых судеб Его, которые сбудутся во время свое. Но никому не говори об этом, пока не исполнится Божия воля. Видел я шестерых мужей, сидевших во главе этой трапезы, без голов. Видел это и сильно был изумлен и не мог ни пить, ни есть от такого ужасного зрелища. Никому же не говори о том, что я тебе рассказал!» ...Слышал я это от учеников святого. Но, желая узнать обо всем достоверно, расспросил еще старца Пахомия. И рассказал он все так же, как и ученики говорили, а я все точно записал. Вернулись же Зосима с братией в свой монастырь на Соловки. А через несколько лет пристали купцы к острову и рассказали блаженному, как пришел к Новгороду благоверный великий князь Иван Васильевич 318 , самодержец всея Руси, со всею своею братиею и служащими ему царями и князьями татарскими и со всею силою. Собрал он на Великий Новгород войско неисчислимое и стал с ним в Руссе. И послал, по совету братии, двух воевод на Шелонь. Встретили их новгородцы со многою силою и дали сражение воеводам великого князя. И разбили те новгородцев, и взяли шестерых их старших бояр, а множество иных привели к великому князю. Он же одних в Москву отослал, а других покарал, чтобы и все прочие его страшились. А шестерым боярам: Дмитрию Исакову, Губе-Селезневу, Киприану Арзубьеву и иным трем – великий князь повелел отрубить головы. И возвратился в Москву. А через несколько лет снова пришел в Новгород «для осмотра». И забрал все, что с давних пор было вложено в великую церковь Святой Софии еще великим князем Ярославом Владимировичем и даже прежде его правления. И взял сокровища из всех городских церквей и казны из боярских домов. Владыку Феофила и всех знатных новгородцев с их женами и детьми в Москву свел, а боярыню Марфу и сына Феодора, с дочерьми и внуками, отослал в Нижний Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никому не велел он входить к себе в келлию и пребывал один с глубоким вниманием на безмолвной молитве, как и всегда имел благой сей обычай, в последние же дни наипаче, так что и самые ученики изумлялись его крайнему подвигу. При наступлении вечера, велел Пафнутий священнику прочесть правило к исповеди и совершил пред ним покаяние; потом пошел на всенощное бдение и говорил ученикам: «уже не услышу в другой раз всенощной». С большим вниманием оставался он до конца бдения, также и на другой день присутствовал при божественной литургии, и сделался причастником Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего. Возвращаясь из церкви, ведомый учениками, спросил он их о дне, в который приключилась ему болезнь. Ему отвечали: «в четверток»; и он сказал: «в тот же день будет мне конец», и, помолчав немного, чтобы покрыть сию речь, присовокупил: «или опять будет пост», вкусил немного пищи, но для того, чтобы исполнить желание учеников. Самодержец всея Руси, Великий Князь Иоанн Васильевич и сын его благоверный Князь Иоанн и преосвященный Митрополит Геронтий 15 , и от всех пределов князья и бояре, услышав, что изнемогает Святой, многую милостыню к нему посылали, прося от него молитв и благословения и прощения. Блаженный Пафнутий всем преподавал мир и благословение, но ничего не велел принимать от приношений, а все возвращать к пославшим, ибо не хотел более слышать ни о чем мирском и говорил ученикам: «я и сам более других требую в час сей молитвы, ибо уже собираюсь идти в путь долгий, которым никогда не ходил; имеющий же веру к Богу и Пречистой Богородице, может и по моем отшествии творить милостыню». Посему пребывал в глубоком безмолвии, упражняясь непрестанно в молитве, и часто повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» – из псалтири же читал только избранные псалмы, которые приспособлены были к настоящему его положению, и стихи из параклиса к Пресвятой Богородице: «Не ввери мя человеческому предстательству», и «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю Мати Дево». Ум его весь устремлен был к Богу и радовала его надежда восприятия будущих благ; посему исторгались из уст его и из сердца, молебные стихи сии; он готовился в вечную жизнь, ни о чем не скорбя, по обычаю тех, которые оставляют временную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Пред самой кончиной он предсказал бедствия, ожидающие Россию, и последним его словом было: «Слава Богу за все!» Он почил о Господе 4 февраля 1532 года. Вскоре после его кончины открылись знамения его близости ко Господу. Один из учеников его, Кириак, имел послушание ловить рыбу. Во время погребения преподобного он был тяжко болен и горько плакал о том. Ему явился преподобный в сопровождении двух светлых юношей, которые держали горящие свечи в руках, и сказал: «Что ты так долго болеешь, брат мой Кириак? Вставай скорее и иди ловить рыбу на утешение братии». При этих словах преподобный осенил болящего крестным знамением и скрылся от взоров. В страхе проснулся расслабленный и начал понемногу двигать руками и ногами; он велел нести себя ко гробу преподобного и, со слезами исповедав грехи свои, получил совершенное исцеление. В тот же день исцеленный пошел на рыбную ловлю и наловил так много рыбы, сколько не ловил никогда. Особенно замечательно дивное знамение, прославившее обитель угодника Божия и бывшее причиной многих милостей царских к месту подвигов преподобного Кирилла. Однажды царь Иоанн Васильевич почивал в своих царских чертогах; во сне является ему благообразный старец и тихим голосом говорит: «Завтра, благоверный государь, не ходи до третьего часа дня в приемную палату твоих чертогов, чтоб не умереть тебе внезапной смертью .» Изумился царь и спросил его: «Кто ты и как без нашего повеления дерзнул ты войти сюда?» Старец без страха отвечал: «Имя мое Кирилл Белый, а пустынь моя от Белозерска в тридцати поприщах; послушай меня, царь, в том, что сказал я тебе». И, сказав это, старец стал невидим. В ужасе проснулся Иоанн и размышлял: «Если бы не от Бога был послан сей инок, не открыл бы своего имени и своей пустыни». Царь не мог заснуть до самого утра и молился Богу, никому не открывая своего видения весь тот день. В третьем часу действительно в приемной палате послышался треск и палата обрушилась, похоронив под развалинами своими несколько человек. Тогда только царь всем рассказал о своем видении и стал расспрашивать, не бывал ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла Белого. Немедленно послал Иоанн в Кириллову пустынь нарочного со своей царской грамотой и просил отслужить преподобному Кириллу молебен о его царском здравии. Из обители прибыл игумен Вассиан с иконой и просфорой к царю, и благодарный царь подарил обители две деревни и всю землю на две версты во все стороны от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7. Ответ на 6., рудовский: Блиноввеселый такой ферштейн.Представьте, что вы сферический оленевод (рыболов, охотник) в вакууме. И тут к вам подходит бородатый мужик и говорит: а ну-ка подь сюды, голубчик! а ну-ка дай-ка нам 18% от свеженаработанных активов.Ну и еще высокодуховные бородатые мужики принесли с собой кресты, азбуку, порох (это плюс), а также азартные игры, водку, эпидемии (это мuhyc).Luciaя плачу их за государственность. Я пришел в государство (благодаря маме), а не государство пришло ко мне. А тут именно Московия пришла на берега Лены и Енисея. Местные жители ничего такого не заказывали. Хотя, безусловно, есть прецеденты, когда аборигены в разных уголках Евразии добровольно (и даже с радостью) входили в состав царства/империи. И правильно делали, кстати. Им повезло, что пришел добрый русский царь. вон как грузины-то с хохлами скулили, ползя под высокую руку. 6. Re: Правда о благоверном Государе Иоанне Васильевиче и «черный миф» об «Иоанне Ужасном» Блинов веселый такой ферштейн. Представьте, что вы сферический оленевод (рыболов, охотник) в вакууме. И тут к вам подходит бородатый мужик и говорит: а ну-ка подь сюды, голубчик! а ну-ка дай-ка нам 18% от свеженаработанных активов. Ну и еще высокодуховные бородатые мужики принесли с собой кресты, азбуку, порох (это плюс), а также азартные игры, водку, эпидемии (это минус). Lucia я плачу их за государственность. Я пришел в государство (благодаря маме), а не государство пришло ко мне. А тут именно Московия пришла на берега Лены и Енисея. Местные жители ничего такого не заказывали. Хотя, безусловно, есть прецеденты, когда аборигены в разных уголках Евразии добровольно (и даже с радостью) входили в состав царства/империи. И правильно делали, кстати. 5. Re: Правда о благоверном Государе Иоанне Васильевиче и «черный миф» об «Иоанне Ужасном» Русский Сталинист вообще-то факты кровавых столкновений русских первопроходцев, купцов и казаков с народами Сибири хорошо и подробно описаны в исторической литературе (пример - Но мы-то с вами понимаем, что аргумент (точнее.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/21/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010