378 Таково, напр., дополнение к рассказу Матвея Эдесского об освящении воды в праздник Богоявления католикосом Петром. 379 Всеобщая история Вардана Великого. Пер. Н. Эмина. М., 1861. Отрывки во франц. перев.: Histoire de Georgie. Additions et eclaircissements. Journal asiat., 1860. Recueil des hist. d. crois., I. 382 Хронографическая история, составленная отцом Мехитаром, вартапедом Айриванкским. Перев. с армянского К. Патканова. СПб., 1869//Memoires de 1 " Academie imperiale des sciences de St. Petersbourg. Vll serie. Т. XIII. 5; Histoire chronologique par Mkhitar d’Átrivank. XIII s., traduitede l’armenien parM. Brosset. St. Petersb., 1869. 383 Отрывки 66-й гл. в латинском переводе перепечатаны из лейпцигского изд. 1680 г. Клапротом в СПб.. в Archiv fiir asiat. Litt., Geschichte und Sprachkunde. Вся 66-я гл., принимавшаяся за отдельное сочинение, в Memoires historiques et geographiques sur íArmenie, par M. J. Saint-Martin. T. 11. Paris, 1819. Сочинение в полном составе: Histoire de la Siounie par Stephanos Orbelian, traduite de l’Armenien par M. Brosset. St. Petersb., 1864, 1866. 384 История Армении в 3-х книгах Мехитара Анийского, доведенная до 1193 г., утрачена; Патканов случайно нашел в Тифлисе только 28 глав первой книги и напечатал их в конце издания Себеоса. 385 Histoire de la Georgie. Additions et eclaircissements, parAi. Brosset. St. Ρ-tersb., 1851. Chronique armenienne. P. 1–62. 386 Она доведена до 1125 г., т. е. до смерти Давида Возобновителя, и представляет в своем роде единственный грузинский памятник, поскольку оригинальный текст трех грузинских летописей, известных до начала прошлого столетия, исчез и доступен лишь в извлечениях царя Вахтанга V, который составил историю своего отечества. Начало истории Вахтанга (до IV ст.) переведено с грузинского языка Клапротом и издано в сочинении: Reise in den Kaukasus und nach Georgien… II Bd. Halle und Berlin, 1814, 37 Kapit. S. 62–238. В полном составе редакцию царя Вахтанга издал Brosset. Histoire de ie Georgie depuis i’antiquite jusqa’au XIX siecle. St. Petersb., 1849–1857. Т. 1-III. Преимущества так называемой Армянской хроники перед редакцией Вахтанга показаны К. Паткановым. Ван-ские надписи и значение их для истории Передней Азии//ЖМНП, 1883, декабрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Наконец, французский византинист L. Brehier обратил особое внимание на то, что иконоборчество заключает в себе два различных вопроса: во-первых, обычно трактуемый вопрос о почитании икон и, во-вторых, вопрос о законности религиозного искусства — позволено ли пользоваться искусством для изображения сверхчувственного мира, можно ли художнику изображать святых, Богоматерь и Спасителя? Другими словами, французский ученый выдвинул вопрос о влиянии иконоборства на византийское искусство. Наконец, К. Н. Успенский переводил внимание с иконоборчества на политику правительства против усиления и возрастания монастырского землевладения. Он писал: «Как мы увидим впоследствии, выступления правительства Льва III с самого начала и в своей основной сущности были направлены против монастырей, занявших в империи к VIII в. ненормальное положение. Оно и не носило в своей основе религиозного характера. Но гонимому монашеству, носителям монастырского феодализма, было именно чрезвычайно выгодно перетянуть дело на богословскую основу, попытаться в деятельности правительства обнаружить богоотступничество и ересь, чтобы дискредитировать его, подорвать к нему доверие со стороны общества. Таким образом, здесь всегда искусно замаскирована суть дела и ее приходится разыскивать с большим трудом».    Ввиду этих разнообразных мнений очевидно, что иконоборческое движение было очень сложным явлением и, к сожалению, состояние источников до сих пор препятствует его прояснению. Прежде всего интересно отметить, что все императоры-иконоборцы были родом с Востока: Лев III и его династия были исаврийцами или, может быть, сирийцами; возобновителями иконоборства в IX веке были Лев V из армян и, наконец, Михаил II и его сын Феофил, родом из Фригии, т. е. одной из внутренних областей Малой Азии. Если же мы обратимся к восстановителям иконопочитания, то увидим следующее: во-первых, оба раза восстанавливали иконопочитание женщины, Ирина и Феодора; во-вторых, родом они были: Ирина — гречанка из Афин, Феодора — из Пафлагонии, малоазиатской области на берегу Черного моря, рядом с Вифинией, недалеко от столицы, — одним словом, не внутри полуострова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

330 В другой раз преп. Феодор так говорил о студитах: «Радуйтесь, небесные жители, изгнанники на земле, обитатели вышнего Иерусалима, наследники Царства Небесного, не имеющие жребия и доли в земных сладостях. Радуйся, благое и богособранное братство, единодушное, единосердечное, отцелюбивое и братолюбивое собрание, ангельский на земле полк, возобновители древнего жития всесвятых отцов наших. Радуйтесь, работники Божии, трудолюбцы и мужи апостольские, которые день и ночь работают своими руками, дабы не отяготить других, и которые этим удовлетворяют не только свои нужды, но и своих слабейших братьев, а также и посторонних нуждающихся людей! Радуйся, несокрушимый строй, богосоединенный лик, которого не сокрушили ни царские угрозы, ни страх пред властями, ни даже готовая уже смерть! Радуйтесь, радующиеся друг за друга и усвояющие каждый себе отличие своего брата, в коих нет ни зависти, ни соперничества, ни недоброжелательства, а вместо этого имеются мир, любовь и согласие!» 331 «У вас, как у Ангелов, – говорил еще преп. Феодор своим ученикам, – во всем – мир и любовь, как бы единая душа, единая воля, единое дыхание и сплоченность между собою, так как уничтожены все поводы к разделениям и спорам из-за собственности, плотская дружба и родственные связи. И действительно, по благоволению Божию и по молитвам моего отца, 332 у вас все это изгнано и наблюдается совершенно противоположное – общая собственность или, лучше, полное отсутствие всякой собственности и обладание всем, любовь и расположение ко всем, отрешение от плотских родителей, братьев и вообще всех сродников. В этом отношении я открыто заявляю о вашей доблести и признаю, что хотя у нас опасность и сейчас же за воротами и мы живем в этом городе как будто на войне, или в борьбе, или в душепагубных искушениях, однако вы не воспламеняетесь, не совращаетесь и не даете себя уронить; напротив, – вы делаете гораздо больше, чем страдаете, так как приносите пользу и посторонним, которые о вас слышат, и своим сподвижникам». 333

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Усугубляет нашу настороженность к этим процессам не просто вытеснение религии из всех сфер нашей жизни, но то, что при этом по отношению к различным религиям проглядывается определённая избирательность. Проиллюстрировать это можно на примере современного так называемого «Русского мира», то есть сообщества, которое выросло из православной культурной традиции. При всей фундаментальности внешнего авторитета Русской Православной Церкви, в сообществе наблюдается равнодушное отношение к христианскому духовному наследию. Более того, называя себя православными, люди живут по принципам, совершенно противоположным христианским. Попытки представителей Церкви высказаться на публичном уровне о необходимости соблюдения хотя бы элементарной морали встречают жёсткую реакцию, агрессию, которой трудно найти объяснение. Понятно, что христианские принципы самоограничения мешают обустраивать личный комфорт и удовлетворять свои повышенные запросы и элементарную похоть, но вместо ожидаемого игнорирования и замалчивания церковного мнения мы сталкиваемся со шквалом необоснованных обвинений и откровенной ругани. Вместе с тем проглядывает обратная тенденция, когда светские СМИ культивируют терпимое и вполне благожелательное отношение к нетрадиционным и экзотическим религиозным взглядам, особенно если в них присутствует риторика «единения с природой», «восстановления гармонии во Вселенной» и т.д., и т.п. На этой почве в последнее время в России всё больше разрастается движение, которое в научных кругах обозначают словом «неоязычество», а сами новые язычники называют себя «возобновителями традиций предков». При этом вина за утрату древней традиции целиком и полностью возлагается на христианство, которое якобы огнём и мечом уничтожило аутентичную религию предков современных русских, исполненную «красоты, благородства и гармоничного сосуществования с природой». «Христианство (диссидентское ответвление иудаизма) за тысячу лет своего господства на Руси подорвало древнюю духовную крепость русича. Не благодаря, а вопреки христианству была создана Великая Россия» .

http://pravmir.ru/sovremennoe-neoyazyche...

(И будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоеный, и яко источник, ему же не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов). Смирение и милосердие приближают человека к Богу и укрепляют их союз. Господь всегда пребывает в таком союзе с человеком, является вождем – хранителем его, как Моисея в пустыне Аравийской. При этом человек имеет для насыщения своего столько благ, сколько потребно для души его, тогда как другие терпят голод, как бы при засухе. При насыщении и кости его тучнеют – наполняются мозгом, покрываются жиром, что обнаруживает полносочие и является залогом здоровья. А при таком источнике здоровья, он является как бы вертоград – сад, обильно орошенный водою, находящейся при источнике, не оскудевающем водой: а такой сад роскошно цветет и обильно плодоносен. Так и кости человека, по милости Божией, здравствующего, прозябают и ботеют (дословно прорастают и толстеют), как сочная трава с обильной листвой: то есть, от костей такого человека являются здоровые и многочисленные отросли – дети, потомки; иначе: его наследниками будут роды родов или поколения поколений. 12. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. (И созиждутся пустыни твоя вечные, и будут основания твоя вечная родом родов: и прозовешися здатель оград, и стези твоя посреди упокоиши). Человек, преданный Богу и благословенный Им, не только имеет многочисленное потомство, но получает и благоустройство своего внешнего быта. И созиждутся, говорит Господь, пустыни твоя вечные: места, опустошенные врагами, собственно Вавилонянами, и в течение века (точнее, при нескольких поколениях времени плена Вавилонского) находившиеся в состоянии запустения, застроятся снова и даже лучше прежнего. И будут основания твоя вечная родом родов: основания вновь созидаемых зданий на опустошенных местах будут уже нерушимы, их не коснутся орудия врагов и пребудут населенными поколениями поколений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Имея счастье принимать некоторое участие в деле возобновления Вознесенской церкви своими советами покойному Кузьминых, я долгом считаю просит Ваше Высокопреподобие, не признаете ли справедливым донести Епархиальному Начальству о возобновлении означенной церкви и просить об исходатайствовании семейству Кузьминых благословения Святейшего Синода. Прошу принять уверение в глубоком уважении и совершенной преданности». В тот же день отвечал я на письмо почтенного Августа Казимировича, и вот что писал: «Спешу принести Вам искреннюю благодарность за доставление мне печатных оттисков составленного Вами описания Торжества освящения Старой Вознесенской в Торжке церкви. Вашему Превосходительству, как первовиновнику восстановления этого древнего православного храма, честь и слава, а благочестивому возобновителю оного, Алексею Александровичу, вечная память! Поздравляю Вас с благоприятным разрешением в Св. Синоде вопроса о восстановлении древнего Микулино-Городищенского храма. Скоро в Консистории получен будет об этом Указ. Дальнейшее движение и направление этого дела будет зависеть уже от Консистории и от участия Вашего Превосходительства. Сколько будет возможно, не премину споспешествовать ему и я». 15-го ч. был у меня возведенный накануне в сан архимандрита о. Амфилохий. Он назначен настоятелем Пекинской миссии на место архимандрита Флавиана 159 , возвратившегося в Россию. О. Амфилохий из дворян Курской губернии, получил образование в Московском Университете. До настоящей поры он состоял при домовой церкви В. Кн. Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской, в Лондоне. При нем, в звании псаломщика, был мой племянник, кандидат С-Петербургской академии, Конст. Яковл. Силецкий 160 . О. Амфилохий сказывал мне, что Великая Княгиня давала ему читать мою книгу: «Воспоминания об архиепископе Ярославском Леониде.» Затем, мы беседовали с ним о церковных делах иерусалимских и болгарских. При прощании я подарил ему свои издания: Указатель Патр. Ризницы, Письма М. Филарета к архиепископу Алексию, Воспоминания об архиеп. Леониде и о Коронации 1856 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Удалите засохшие листья и поставьте горшок в прохладное (10°C) тёмное место на несколько месяцев. Примерно за 6 недель до того момента, когда вы хотите увидеть его цветение, переставьте растение в светлое место и возобновите полив. Как только появится росток, не забывайте регулярно поворачивать цветок, чтобы обеспечить ему равномерный рост. При необходимости  воткните бамбуковый колышек. Африканские фиалки Самое распространенное комнатное растение — Африканская фиалка — является обладательницей пушистых листьев и весёлых цветочков. Возможно, вы уже сталкивались с ними, и довольно удачно, или, наоборот, они могли показаться вам капризными — фиалки не любят холод и воду на листьях. Стоит признать, что у них репутация старомодных цветов, но если вы желаете иметь постоянно цветущее растение, то пришло время обратить на них свой взор ещё раз. Сегодня существует так много красивых сортов, что вы наверняка найдете тот, что придётся вам по душе. А лучше изучив и поняв их требования, вы обнаружите, что ухаживать за ними довольно легко. Почва Используйте посадочную смесь для африканских фиалок, которая обладает легкой, пористой и хорошо дренируемой текстурой. Свет Африканские фиалки любят яркий рассеянный свет. Регулярно поворачивайте растения на четверть оборота для равномерного роста. Полив и влажность Общая рекомендация заключается в осуществлении нижнего полива во избежание попадания воды на листья, но если у вас есть лейка с узким носиком, поливать можно сверху под листьями. Не допускайте полного высыхания грунта. В условиях сухого воздуха воспользуйтесь поддоном с галькой для повышения влажности. Температура Фиалкам подходит комнатная температура (16–30 °C). При ее понижении их рост может остановиться. Размер Величина фиалок может варьироваться от микроминиатюр размером с кукольный домик (2,5 см) до крупных растений (40 см в диаметре). Большинство растений отлично разместятся на подоконнике, полке или столе. Вредители и болезни Возможно появление мучнистых червецов и развитие ботритиса серого . Дополнительные рекомендации

http://azbyka.ru/garden/velikolepnoe-zim...

Божественный Учитель наш обличает, а потому и нас обязывает обличать, только попечения об одежде и особенно излишние суетные, пристрастные. О одежди что печетеся? Впрочем известно, что и сам Он (без сомнения, дабы не лишить утешения и награды людей, служивших Его телесным потребностям) носил драгоценный не швенный хитон, который пожалели раздрать разделявшие ризы Его. Есть род и степень благолепия, и даже великолепия в одеянии, который назначает не пристрастие, но благоприличие, не суетность, но состояние, не тщеславие, но долг и обязанность. Но попечение без конца, пышность без меры, расточение без цели, ежедневные перемены уборов потому только, что есть люди, которые, имеют низость заниматься изобретениями сего рода, и что слишком много таких, которые имеют рабскую низость подражать сим детским изобретениям – невероятная безрассудность! Безрассудность тем более странная и нелепая, что, без сомнения, многие, виновные в ней признают ее, и однако ж, не престают вновь делаться виновными в ней! И пусть бы оставалась она безрассудностью: бедственно то, что ею порождаются и питаются беззакония. Спросите, например, некоторых пришедших в сие священное место не прежде начала, но уже в продолжение общественных молитв и священнодействия, спросите и сами себя, вы, с которыми сие случилось: как похищено сие время у Бога и у души? – Окажется, что у некоторых оно посвящено было телу, из которого творили тогда кумир. Не видите ли, как явно мнимые малости ваши обращаются в оскорбление Великого Бога? – Или, посмотрите, как иногда на торжище без внимания проходят мимо нищего, просящего мелкой монеты на хлеб насущный, и тысячи отдают за ненужное украшение. Кто дерзнет сказать, что тут не нарушена любовь к ближнему? Кто же не видит из сих не многих примеров, как легко извиняемая миром суетность может сделать человека повинным пред обеими скрижалями Закона Божия? Христиане! Как наследники и будущие возобновители рая, не обленяйтесь исторгать из сердец ваших и малое былие нечистых страстей, дабы не умножились плевелы, и не возросло терние, и не было подавлено семя Божественное.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Только лишь с первых чисел этого месяца началось в нашей Семинарии учение по милости честных строителей и возобновителей семинарских зданий, а Синод и до сих пор не отпустил ещё суммы на устройство мебели для нового корпуса!.. Но довольно... 17-го ч. посетил меня, по пути из Петербурга, Председатель Московского Цензурного Комитета (бывший Тверский Вице-Губернатор) Евгений Алексеевич Кожухов 808 . В беседе со мной он рассказывал: 1 .) О ласковых Царских приёмах в загородном Дворце лиц, представляющихся ко Двору. 2 .) О предании суду министров Валуева и Ливена, а также Генерал-Губернатора Крыжановского по делу расхищения казённых лесов в Уфимской губернии. —519— 1881 г. 3 .) О назначенной следственной Комиссии по делу о расхищении также казённых имуществ за Кавказом. 4 .) Об ограничении влияния Московского Генерал-Губернатора, князя Долгорукова 809 на дела цензурные и о поддержке со стороны князя Московской газеты „Восток“, где допускаются очень резкие и оскорбительные статьи о московском Митрополите Макарии 810 и о других архиереях, не исключая даже и Синода. 24-го ч. писал я в Харьков протоиерею А. Егор. Щелкунову, в ответ на его письмо от 28 сентября: „Душевно благодарю Вас за посещение и за искренние, откровенные со мной беседы, а равно и за память о дне моего ангела. Акты Вашего Епарх. Съезда я все прочитал от начала до конца и за о. протоиерея Федоровского душевно поскорбел. Однако ж от Председательства по свечному делу он уволен не без благодарности, хотя при его председательстве „и встречались, как сказано в постановлении съезда, немаловажные ошибки“; за то – „не было допущено намеренно каких-либо злоупотреблений“ (а не намеренные, стало быть, были?): хорошая приправа к благодарности.... А читали ли Вы по поводу пункта постановления Вашего съезда о взимании штрафа по 25 р. с пуда свечей, взятых не с Епархиального завода, корреспонденцию из Харькова, помещённую в 138 газеты „Восток“? Если не читали, прочитайте: очень интересная корреспонденция. Попросите прот. Чижевского указать мне, когда в Харьковской епархии учреждены „Блюстители за преподаванием Закона Божия в начальных народных училищах“, и было ли об этом напечатано в Епархиальных ведомостях и где именно. Мне нужно знать только год и ведомостей, так как эти ведомости имеются у меня, кажется, за все годы“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первые годы молодости мы разделяли с ним скромную хату, посреди цветущих садов Малороссии, или палатку кавалерийского лагеря, и вот, после стольких лет, он разделил со мною каюту, на бурной пучине Черного моря. И действительно бурно было оно в течение десятичасового плавания, от Редута до Сухума; мимо меня мелькнули Илори и Очамчиры и Драиды, и ни на что не мог я обратить даже минутного внимания от сильной качки. Когда же мы стали входить в широкий залив Сухумский, хотя и беспокойный при западных ветрах, погода начала утихать, и я мог любоваться с палубы красотою окрестных гор; однако, мне хотелось провести ночь на берегу. Сильный запах роз обвеял меня в ограде бывшей турецкой крепости: аллеи итальянских тополей, которыми обсажены все здания, обвиты были розовыми кустами, до половины их стройного стана. Нигде, даже в Мингрелии, не видал я столь богатой растительности. Это было в самом начале весны; все цвело и благоухало, и дышало необычайною жизнью для нас жителей севера. Наши береговые укрепления обязаны своею роскошною зеленью, первому начальнику Черноморской линии Раевскому, который по своей страсти к ботанике, украсил их лучшими произведениями крымской природы, и умел сделать наследственным вкус свой к садоводству, в охранителях сих твердынь; каждая из них представляется малым садом, так что забываешь о потоках крови, которыми они были обагрены, и о непрестанной опасности им угрожающей; виноградные лозы их обыкновенное украшение, а иногда, в каком-либо громоносном бастионе, уединенно цветет тюльпанное дерево. Отдохнув ночь в Сухуме, я уже мог с обновленными силами продолжать морское путешествие. На расстоянии двух часов от сей турецкой крепости, которая заступила место древней Диоскурии, средоточия греческой торговли на берегу Понта, мы увидели довольно обширные развалины, там, где малая речка Псирст впадает в море. Еще стояла круглая башня, вся обросшая плющом, и местами обрушенная ограда тянулась вдоль берега, столь же роскошно украшенная рукою времени. Это была Анакопи, древняя Никопсия греков, о которой упоминает царь Давид возобновитель в своем завещании, как о крайней точке западных своих пределов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010