Скачать epub pdf Май 1 Тамара Великая, благоверная царица Грузии Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась около 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории. В этот период заметно оживились дружественные отношения Грузии с братской единоверной Русью. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году правитель Римского султана Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама . Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужения. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды; 1/14 мая – в день преставления и вторично в неделю жен-мироносиц (переходящее празднование). Герасим Болдинский, преподобный Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником. Вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Божия благодати исполненная и от страны Иверской прославленная святая великая благоверная царице, моли Бога о нас грешных верно с любовию тебе прославляющих: Радуйся, всех добродетелей исполнительнице. Радуйся, прекрасное и пречудное Духа Святаго жилище. Радуйся, всех Богоугодных дел преудобренное вместилище. Радуйся, Творцу и Богу во временном житии добре угодившая. Радуйся, и при жизни славу всенародную имевшая. Радуйся, и к исходу от сея временныя и многотрудныя твоея жизни прекрасно себя уготовившая. Радуйся, и в небесное жилище вшедшая, и к лику святых сопричтенная. Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице. Кондак 12 Благодать, юже даде Всещедрый Бог, от Своих дароваше тебе сокровищ за доблестное трудолюбие и подвиги, яко и Богу приятни и любезни явистеся, и себе в небесных селениях нескончаемое приобрящше воздаяние, непрестанно поюще Богу: Аллилуия. Икос 12 Поюще твою победу над мусульманской коалицией и безмолвное житейское попечение, похваляем многоболезненные труды и подвиги, почитаем всенощные бдения и молитвы, воспевая: Радуйся, в небесней славе Ангелом уподобившаяся. Радуйся, к лику благоверных сопричтенная. Радуйся, со всеми святыми добре Богу угодившими участие и наследие обретшая. Радуйся, пресладким и блаженным Пресвятыя Троицы лицезрением выну насыщающаяся. Радуйся, неизреченных благ, праведным от века уготованных, наследие праведно удостоившая. Радуйся, святая великая благоверная Тамара, христианския веры воительнице. Кондак 13 О, святая великая благоверная Тамара! Приими сие наше моление, нами, недостойными, от любве приносимое. От всех вражиих наветов и нападений неврежденно соблюди и в долгоденствии нас с верою и любовию к тебе притекающих, от всяких бед, скорбей и напастей избави, да благодарно поем о тебе Богу и Спасителю нашему: Аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Вся красная мира пренебрегосте и деда своего царя Давида III последовательнице вере христианстей и ее возобновительнице по всей стране Грузинстей святая великая Тамара, воспоминая таковую крепкую и сильную веру твою, приносим тебе сие пение:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Строителем сего огромного в XVI веке здания, предание почитает Фрязина Алевиза, который, в начале XVI столетия, построил на Москве многие каменные церкви, исчисленныя в Софйском временнике; но ни история, ни летопись монастырская, ни предания не удостоверяют нас, сохранился ли в целости этот памятник Алевизова зодчества. История показывает нам, что он существовал в 1598 году; потому что 20 Февраля того же года, в этом храме совершено было благодарственное молебствие, когда Царица Александра, сестра Годунова, Патриарх Иов с освященным собором, бояре, дворяне и гости убедили Бориса принять скипетр Московского царства 38 ; там он и наречен был Государем Царем и Великим Князем всея России. Спустя 73 года после сооружения, этот храм легко мог обветшать и требовать возобновления. Посему Годунова на церковное строение пожаловала в монастырь, при игуменье Домникии Близнецовой, большую милостыню – тысячу рублей серебряных 39 . В самом храме представляются нам достоверные свидетельства, что его храмоздателем, или возобновителем был Царь Борис; между прочим следующая настенная узловатая надпись, в некоторых местах полуистертая: «Лета 7106 (1598), по великой вере и по сердечному желанию и по душевному усердию Великие Государыни, Царицы и Великие Княгини иноки Александры всея Руси и брата ее благоверного и великого Государя и Великого Князя Бориса Феодоровича всея Руси Самодержца и многих Государств Государя и обладателя и его благоверные Царицы и великие Княгини Марии и его Царских чад благоверного Царевича Феодора и великие Царевны Ксении... шися (совершися?) бы сия... ( церковь ?)... на похвалу чюдному и чюдотворному образу... оленския (Смоленския)... в а лето Государства его, при Святейшем Иеве Птр... » Самыя иконы в алтарном иконостасе относятся ко времени Годунова: в числе местных находим образ тезоименитого ему Благоверного Князя, Страстотерпца Бориса с сомучеником его, братом Св. Глебом; в Апостольском поясе, как увидим далее, лики трех Святителей Московских, в честь которых, 1596 года, установлено Иовом Патриархом ежегодное празднование 5 Октября; наконец и самый храмовый образ, на коем золотые дробницы изображают лики Святых, тезоименитых Борису Годунову и членам его семейства. Если, по-видимому, противоречат времени сооружения собора Годуновым надгробия 1537, 1546, 1555 и 1570 годов, в склепах под собором: то разве над ними не могло быть возведено позднейшее здание в конце XVI столетия? И так этот обетный храм, от времени обветшавши, мог быть совершен, т. е. или вновь построен, или возобновлен в течение шестилетнего царствования Бориса, с 1598 по 1604 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Тамара Грузинская, блгв. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Тамара Грузинская, блгв. - житие Эта страничка относится к разделу   Тамара Грузинская, блгв. Житие Святой Благоверной Царицы Грузии Тамары. День Празднования – 1 Мая, и в Неделю жен-мироносиц. Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась около 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия третьего. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории, царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида третьего Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. В 1204 году правитель Румского султаната Рукн –эн-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиана грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келию, сообщавшую посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время Богослужений. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Тамара Грузинская, блгв. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3464

Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась около 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Гeopruя III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории. В этот период заметно оживились дружественные отношения Грузии с братской единоверной Русью. Царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Дabuдa III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей, в 1204 году правитель Римского султана Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужения. Скончалась мирно в 1213 году и была причислена к лику святых. Память ее празднуется дважды; 1/14 мая — в день преставления и вторично в неделю жен-мироносиц (переходящее празднование). Герасим Болдинский, преподобный Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переяславле Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни прп. Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келлий и служил бедной братии своим ремеслом — он был сапожником. Вскоре о нем, как о строгом подвижнике, стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В октябре 1840 года перешел в монастырь с несколькими братиями русский монах Иоанникий (Соломенцев) , ближайший ученик духовника всех русских афонцев иеросхимонаха Арсения, живший в пустынной келии пророка Илии около Ставроникитского монастыря. Здесь он принял схиму с именем Иеронима, был рукоположен в иеромонаха, и стал духовником братии после кончины иеросхимонаха Павла. Отца Иеронима называют «духовным возобновителем» Свято-Пантелеимонова монастыря. При нем происходил духовный и экономический подъем монастыря. Будучи духовником монастырской братии при игуменах Герасиме и Макарии, он при этом осуществлял руководство всеми работами по восстановлению монастыря. При нем были постороены новые храмы (в 1846 году – святителя Митрофана Воронежского, в 1851 году – Покрова Пресвятой Богородицы, в 1867 году – святого благоверного князя Александра Невского), больничный корпус (в 1863 году), братский Покровский корпус, корпус в восточной части монастыря и параклисы в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, была расширена и расписана трапезная, устроен иконостас в Покровском соборе, реставрировано здание библиотеки. По его инициативе были основаны иконописная школа, типография, литографическая и фотомастерские. За годы жизни отца Иеронима и игуменства отца Макария построены и восстановлены около 60 принадлежавших монастырю храмов, 19 келлий, 8 подворий. К 1870 году на Старом Руссике построен корпус братских келий с тремя параклисами (в т.ч. с храмом св. Саввы Сербского). 3 июня 1871 заложен соборный храм во имя св. великомученика Пантелеимона (на месте старого храма начала XVII века, от которого к середине XIX века остался лишь фундамент). В 1870 году основан скит Кромица , а в 1882 году – скит Новая Фиваида . В этот же период приобретались, восстанавливались и заселялись обветшавшие греческие келии: Иоанно-Златоустовская, Троицкая, святителя Николая Чудотворца («Белозерка»), Георгиевская, Керассийская, апостола Андрея Первозванного и др. В 1850 году в монастыре находилось уже около 200 монахов, из них 30 человек были русские.

http://drevo-info.ru/articles/13791.html

Празднование Собору всех святых, в земле Тульской просиявших, приурочено ко дню памяти самого известного тульского святого — преподобного Макария Жабынского, Белёвского чудотворца (22 сентября/5 октября). В 2023 году исполнилось 400 лет со дня кончины подвижника. Святой почитается как возобновитель монашеской жизни в Жабынской пустыни, а сама она является одним из духовных центров Тульской земли. К мощам святого и к цельбоносному источнику, выкопанному самим преподобным, регулярно притекают люди. О непростом пути обители, которую неоднократно пытались уничтожить, и о людях, которые вновь и вновь возрождали ее, материал корреспондента «Журнала Московской Патриархии» Александра Черепенина. PDF-bepcuя. диакон Александр Черепенин 12 января 2024 г. 17:30 В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) . PDF-bepcuя.     Иеромонах Варфоломей (Минин) 28 июля 2023 г. 16:00 Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году.  PDF-bepcuя.     протоиерей Александр Рычков 12 января 2023 г. 13:00 В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко. PDF-bepcuя. протоиерей Алексий Марченко 19 июля 2022 г. 16:00 В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-bepcuя. Иеромонах Пафнутий (Фокин) 5 июня 2022 г. 11:00 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/moshchi_251/

Помолившись в церкви, богомольцы подолгу стоят на горе и двигаются вокруг церкви, опираясь на окружающие вершину горы чугунные перила. Тут не наглядишься на Подол, в котором можно пересчитать все церкви и монастыри. Влево за Подолом возвышается над ним вторая гора Киевская с кладбищенскою церковью – Щекавица, на которой, по преданию, поселился Щек, один из братьев-основателей Киева. В ясный вечер, когда солнце закатывается за кладбищенскую, или вторую Киевскую гору, отчетливо видна на лесистой возвышенности небольшая церковь на скате горы. Это – Вышгород, теперь незначительное село, в древности же то был удельный город св. княгини Ольги, расположенный на третьей горе Киевской – Хоревице. В Вышгороде был дворец княжеский, а впоследствии и богатая церковь , сооруженная внуками св. Владимира, над гробом сыновей его, благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба. Имена этих св. князей на каждом богослужении, во всех церквах Киевских, призываются в молитве вместе с равноапостольным Владимиром, блаженною княгинею Ольгою, Антонием и Феодосием и прочими чудотворцами печерскими. Мощи свв. Бориса и Глеба, в древнее время стоявшие в богато украшенной раке, среди Вышгородской каменной, ныне уже не существующей, церкви, не сохранились во время многовековых бедствий Вышгорода. Но и доныне в день памяти Бориса и Глеба (24 июля) окрестные жители приходят в Вышгород на богомолье. В нескольких десятках шагов на запад от Андреевской горы находится Десятинная церковь . Этот большой пятиглавый храм выстроен сравнительно недавно, при императоре Николае Павловиче, на найденном в земле основании Десятинной церкви, построенной св. Владимиром на том месте, где пролита была кровь первых наших мучеников за Христа – Иоанна и сына его Феодора, варягов. Когда обширный и величественный храм во имя Пресвятой Богородицы был достроен, св. Владимир вошел в него, помолился и воскликнул: «Вот я даю церкви сей от имения моего и от городов моих десятую часть». С тех пор и стала эта церковь называться Десятинною. В Десятинной церкви хранилась глава священно-мученика Климента и мощи ученика его Фива, принесенные Владимиром из Корсуня, где он принял св. крещение. В эту же церковь он перенес мощи бабки своей Ольги; там была погребена супруга князя Владимира – Греческая царевна Анна, там же и сам он положен по блаженной кончине. Спустя два столетия после кончины св. Владимира, татары в несметном количестве напали на Киев, и древняя Десятинная церковь была разрушена до основания. Возобновитель святынь Киева митрополит Киевский Петр Могила , расчищая фундамент этой церкви, обрел гроб св. Владимира и некоторые древние предметы. В нынешней Десятинной церкви гроб св. Владимира находится под спудом у южной стены, возле иконостаса. Честная глава его перенесена отсюда в конце XVII века в Великую церковь Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Содержание Предисловие Введение Возникновение Глинской пустыни и ее Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Глава I Глинская пустынь и Путивльский Молченский монастырь (1648–1764) Глава II Глинская пустынь во второй половине XVIII – начале XIX века (1764–1817) Глава III Игумен филарет – строитель и возобновитель глинской пустыни (1817–1841) Глава IV Глинская пустынь в середине XIX века: ее старцы и духовное развитие (1841–1861) Глава V Духовная связь Глинской пустыни с Оптиной Глава VI Глинская пустынь в период настоятельства архимандрита Иннокентия (1862–1888) Глава VII Таблица 1. Послушания насельников Глинской пустыни в 1885 Глинская пустынь перед первым закрытием (1912–1922) Глава IX Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942–1961) Глава X Заключение Список литературы и архивных документов Примечания издателей     Тропарь Глинской иконе Богородицы, глас 4-й Днесь благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша. Кондак, глас 8-й Аще и многажды икона Твоя, Богородице, уносима бысть с места явления, обаче чудесне в пустыню возвращашеся, отонудуже всем верным подает благо потребное. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши. Молитва ко Пресвятой Богородице О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами праведных родителей испрошенная, Богу посвященная, и Богом возлюбленная. Кто Тебе не ублажит, или кто не воспоет Твоего преславнаго рождества? Рождество бо Твое бысть началом спасения человеком и мы, сидящии во тьме согрешений, зрим Тя неприступнаго Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию, паче бо Серафим возвысилася еси Пречистая; обаче приими недостойных рабов Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы наши. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благосердую Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная, и ктому возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты, непостыдная Надеждо наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных, неизреченных благ церствия небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго истиннаго Бога во святей Троице поклоняемаго Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

А в 1698 году, по повелению Святейшего Патриарха Московского, Преосвященный Тихон, Митрополит Сарский и Полонский, повелел Доброго монастыря Архимандриту Иосифу и впредь по нем будущим Архимандритам иметь во всей Крутицкой Епархии Архимандритскую степень первую, о чем имеется в обители подлинная грамота за подписью Его Преосвященства. А Архимандрии же по той грамоте значатся в Крутицкой Епархии: в Перемышльском Троицком Лютиковом монастыре, в Белевском Спасском, в Лихвинском Добром, в Вяземском Предтечевом и в Мещовском Георгиевском, из коих первой велено числиться в сем Покровском Добром монастыре. 3 Когда таким образом исполнилось желание возобновителя обители, Окольничего Ртищева, учреждением в ней Архимандрии, в то время явились ему соревнователи и в устроении церковного благолепия приличною утварью. Первое место между ними, как показывает вкладная книга, принадлежит Князю Никите Ивановичу Одоевскому, который в 1671 году дал в дом Пречистая в Добрый монастырь священные покровы и воздух да палицу; из них на покрове шито Снятие Господа со Креста, на другом Положение в гроб, а па воздухе Погребение Христово, на палице же Преображение Христово, шиты золотом и серебром с шелком в лицах, а кругом их шиты Тропари золотом большими словами. 4 Вещи сии сохраняются и до ныне в монастырской ризнице. В 1693 году он же дал в Дом Пречистая Богородицы в Добрый монастырь вкладу по своих родителях, погребенных в сей обители: шапку среброкованую позлащённу с каменеем и жемчугом, а цена шапки 500 Рублев 5 . В том же году пожаловал еще полное облачение Священнику и Диакону, в коем на поручах и епитрахили пуговицы сребропозлащенныя, да еще подал часы боевые Немецкие, 6 и 300 пуд железа на церковное строение. Заметим, что и в последующие времена род Князей Одоевских долго еще не преставал щедро снабжать разными вещами св. обитель, как видно сие из многих мест вкладной книги. Благоверная Государыня и Великая Княжна Евдокия Алексеевна пожаловала ризы постные атласные таусинныя с золотом, епитрахиль с 10 сребропозлащенными пуговицами, и поручи с 10 же пуговицами серебренными. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010