Митрополит Иларион: Мне совершенно не хочется ни полемизировать с Папой Римским, ни солидаризироваться с его словами — он делает свои высказывания в определенном контексте, и очень часто случается, что их из контекста вырывают. Единственное, что я хотел бы сказать по сути вопроса, это то, что у Церкви есть определенное учение о браке, основанное на представлении о нем как пожизненном союзе мужчины и женщины. Церковь неслучайно предлагает своим чадам воздерживаться от полового общения до брака, потому что известно немало случаев, когда молодые люди вступали в отношения, потом заключали брак, но он оказывался непрочным, давал трещины и иной раз распадался. Необязательно единственной причиной распада брака являлось то, что он фактически начался до Таинства венчания, но одной из причин могла быть именно недостаточная ответственность и серьезность, с которой молодые люди отнеслись к своему брачному союзу. Церковь не запрещает что-то, чтобы людей ограничить либо испортить им жизнь, сделать ее более трудной — она на основании многовекового опыта подсказывает людям, как им лучше поступать и от чего стоит воздерживаться. Как говорил святой апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Вот о чем напоминает Церковь людям любого возраста, молодым и пожилым: у человека есть ответственность перед собой, перед своими близкими. И если он хочет построить прочные отношения, которые сохранит на всю последующую жизнь, то к этим отношениям нужно относиться с максимальной ответственностью. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: Евангелие утверждает, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующих. Почему выбор, кому передавать ключи от рая, выпал на Петра, а не на апостола Павла? Митрополит Иларион: На этот вопрос может ответить только Сам Христос. Но мы знаем из Священного Писания, что апостол Павел примкнул к христианской общине уже после Воскресения Иисуса Христа. И он не был свидетелем событий, описанных в Евангелии. О его обращении мы узнаём из книги Деяний апостольских. Один из 12 апостолов, которых избрал Христос, оказался предателем. И на место этого апостола после Воскресения Христова был избран человек по имени Матфий. Его имя в книге Деяний апостольских упоминается в связи с этим событием, но больше в этой книге о нем ничего не говорится, в отличие от апостола Павла, о котором рассказывается, как ему на пути в Дамаск явился Христос, как он из гонителя Церкви в одночасье превратился в ревностного апостола. И на иконах 12 апостолов мы всегда видим не Матфия, а Павла рядом с Петром.

http://patriarchia.ru/db/text/5879868.ht...

Батюшка, а там, где был храм, но снесли, место святое? 04.09.2023 11:29:38 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/08/22/21-00 Н. Карташева: - Доброго дня, дорогие слушатели! Всем Божьего благословения и милости! Начнем нашу беседу сегодня с апостола Матфия, память которого совершается сразу после Преображения Господня. о. Алексей: - Апостола Матфия Церковь жребием избрала на место отпавшего Иуды. Его иногда путают с апостолом Матфеем. Даже та, Матфиевская церковь, которая стояла в Петербурге, сейчас остался только Матвеевский сад, как его немного неверно называют в народе. Нужно различать и четко помнить разницу между двумя апостолами. Откуда было брать ученика? К апостольству призывает Господь, благословляет священство, дары проповедания, чудотворения, научения, дар жизни, которая не терпит ничего лишнего. Мы же помним, в какие условия ставил Господь своих апостолов. Они из житейских необходимостей вырывались ради проповедания Слова Божия и новой реальности, жизни, которую Господь проводил через живое течение христианской жизни и Церкви во главе с Собой. Это новое особое служение требовало символического числа служителей – 12, ровно столько, сколько было колен Израилевых, сколько апостолов, которые при конце времен будут судить нас. От начала мира, от творения каждый апостол был избран. Случилось необыкновенное – жребием Господь показал, кого поставить на освободившееся место Иуды. Святой Матфий веровал в Господа как в Мессию, неотступно следовал за Ним, в числе 70-ти подвизался. По Вознесении жребий достался достойному. После сошествия Святаго Духа апостол проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Иудее, с прочими апостолами ходил. Многогранна была его апостольская деятельность. Почитание апостола ширилось и имело в разных регионах свои особенности. Рекомендую ознакомиться поподробнее с житием апостола. Матфиевская церковь была изначально деревянной и называлась Петропавловской. В 1712 году произошла закладка великого собора, который совсем рядом, и храм не разобрали, а перенесли на место, где потом храм был освящен как Матфиевский.

http://radonezh.ru/2023/09/04/batyushka-...

И иные угодники Божии сколько совершили чудес; однако не один из них не дерзнул на такое дело, как Иисус, – присваивать себе честь Божию и устанавливать новый закон; пророки, вдохновляемые Святым Духом, говорили, исполненные смирения, а Он с гордостью говорил Свои собственные измышления и дошел до такого безумия, что первосвященников и князей подвергал укоризненным порицаниям, а книжников и фарисеев называл лицемерами; сделал ли что подобное кто-либо из пророков? И по гордости Своей Он обрел соответственный конец, приняв мзду по делам Своим. О, если бы память Его с Ним погибла, и учения Его, с Ним умершего, никто не воскрешал! Особенно же печально, что храм Божий, святой город и законы отцов находятся в рабстве у римлян и нет ни сострадающего, ни соболезнующего, ни избавляющего; нас без вины влачат по судилищам, а мы терпим; нас обольщают, а мы даем молчаливое согласие; нас грабят, а мы не издаем и звука; и, – что всего печальнее, – галилеяне предают нас в руки римлян, без стыда обвиняя нас и народ наш в убиении Иисуса, как неповинного. Лучше пусть погибнут эти немногочисленные галилеяне, чем это святое место и весь народ наш подвергнется истреблению от римлян; из двух зол, – если нет возможности избежать обоих, – следует избирать меньшее, более терпимое. И этот, сейчас стоящий перед нами ученик Иисусов, достоин смерти; но пусть сначала сам в себе размыслит, – мы не отнимаем времени для размышления, потому что не погибели, а исправлении его желаем, – и из двух пусть изберет одно, – или следовать закону, данному Богом через Моисея, – и тем сохранит жизнь, или именоваться христианином и умереть. В ответ на это апостол Матфий сказал: – Мужи и братья! Я не хочу говорить много о том обвинении, которое вы возлагаете на меня, – для меня имя христианина не преступление, а слава. Ибо Сам Господь говорит через пророка, что в последние дни «назовет рабов Своих новым именем» (см. Ис. 65, 15). Первосвященник Анан возразил: – Разве не преступление считать за ничто святой закон, не почитать Бога и слушать пустые рассказы о волшебствах?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Но это только слововыражение, которое потом и заменяется во всех переводах иным, что подлинное значение греческого слова вполне понятно только в Греции, где употреблялся именно этот способ, а между тем в Иерусалиме был иной способ. Избранный к одиннадцати Апостолам оказался потом вполне достойным своего избрания. Матфий проповедовал потом в Иудее и Эфиопии, но скончался в Иерусалиме, будучи побит камнями. Он ублажается Церковью 9 августа. Иосиф же, или Иуст, был епископом в Елевферополе (Иудее), где и скончался мученически. Память его почитается 30 октября. 61 День Пятидесятницы установлен был в память дарования закона на горе Синайской, что совершилось в 50-й день по исходе Евреев из Египта. А вышли они из Египта в день Пасхи, после внушения агнцев, закланных накануне субботы, т. е. в пятницу, когда предан был смерти «Агнец Божий, вземляй грехи мира». Посему в тот год праздник Пятидесятницы приходился на день после субботы, т. е. на воскресенье. Как один из величайших праздников (подобный Пасхе), он праздновался с особенною восторженностью (как праздник Кущей), ибо, кроме воспоминания о даровании закона, он был еще праздником плодов ( Исх.16:1,10–11; 23:16 ); ( Лев.23:15–16 ); ( Числ.28:26 ); ( Тов.2:1 ); ( Втор.16:11 ). Все лица мужеского пола (кроме детей и немощных), в праздник этот должны были находиться в Иерусалиме для молитвы. Посему понятно, как легко было собраться всем Апостолам в этот знаменательный день для молитвы общей, сделавшейся для них уже и привычною, в ожидании обещанного ниспослания Святого Духа. Нет сомнения, что вместе с Апостолами были здесь и многие другие христиане и в особенности Божия Матерь. «В какой день дан закон (говорит блаженный Феофилакт), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести снятое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самым образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда, и теперь законополагает Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

3:14 ). Библия повествует, что народ израильский в конце своего длительного странствия стал роптать, и в наказание ему были посланы ядовитые змеи. Когда народ раскаялся, Господь повелел для их врачевания воздвигнуть медного змия на древе. Также и однажды Господь, в подтверждение своего могущества, обратил посох, бывший в руках у Моисея, в змею, а змею снова обратил в посох. А у Чермного (Красного) моря Господь повелел Моисею взять посох и разделить им морскую пучину, чтобы израильтяне смогли пройти средь воды, как по суше. У подножия горы Нево, называемой в некоторых арабских справочниках горой Джебель-Оша, находятся целительные источники Моисея с родниковой водой, а также руины церквей византийской эпохи. Сюда поднимаются и православные, и католики, и мусульмане, чтобы преклониться перед событиями священной истории. Высоко чтя пророка Моисея, арабы часто поднимаются сюда с семьями, проводя здесь свои праздники. В новом тысячелетии гору Нево посетил покойный Папа Иоанн Павел И, в рамках паломнического тура в честь миллениума. Им здесь было высажено оливковое дерево, которое сразу стало местной достопримечательностью. Сегодня храмовый комплекс на святой горе Нево стал одним из самых посещаемых паломнических мест в Иордании. Грузия Грузинская православная церковь – одна из древнейших христианских церквей, являющаяся апостольским жребием Божьей Матери. Так, по преданию, после Вознесения Господня апостолы бросали жребий, в какую страну идти каждому для благовестия Христа, и Грузия выпала Пресвятой Богородице. Перед отправлением ей явился неожиданно Господь и, по свидетельству грузинской летописи, сказал: «Отправь вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой. И пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением приготовленной на то доски к Твоему лицу». Так апостол Андрей Первозванный отправился в Иверию с нерукотворным образом Богородицы. Кроме апостола Андрея здесь благовестили апостолы Симон Кананит и Матфий, а также в Восточной Грузии проповедовали апостолы Варфоломей и Фаддей.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Но по каким бы побуждениям или причинам то ни делалось: изменяли ли служители Церкви христианской вере или только оставляли свой сан, Церковь никогда не оскудевала. Всегда места отпавших пополнялись иными, о которых иногда прежде и не думали, и не раз теми, на которых в свое время с высокомерием смотрели отпавшие. Церковь Божия никогда не лишится потребного ей числа архиереев, иереев, диаконов, иподиаконов, чтецов, певцов и прислужников. Посему те, которые призваны служить в алтаре или на клиросе, должны внимать себе, чтобы не оказаться недостойными и не быть извергнутыми. История Церкви показывает, что незаменимых лиц в Церкви нет и Дух Святой всегда найдет, кем восполнить место ставшего недостойным. Великая милость Божия – быть удостоенным служить или прислуживать в церкви, входить в земное небо – алтарь, приближаться к Святым Тайнам, отпевать или возглашать церковные молитвословия. Посему удостоившиеся той милости должны с благоговением исполнять свое дело, помня слова Псалмопевца: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом ( Пс. 2:11 ), как и другие грозные пророческие слова: Проклят (человек) творяй дело Господне с небрежением ( Иер. 48:10 ); Блюдите же, да не отречетеся глаголющаго – «Смотрите, не отвратитесь от говорящего» ( Евр. 12:25 ); держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего ( Откр. 3:11 ). Страшно сделаться недостойным священного места или, поколебавшись, оставить его. Потеряв его, многие осознают, чего лишились, и желают возвратиться в прежнее достоинство, но затворены бывают уже двери, как для пяти неразумных дев. Память апостола Матфия и молитвы его да укрепят нас в служении непорочном, дабы не лишиться нам священного места на земле, а на небе удостоиться Царствия Божия, где ныне предстоит Престолу Божию восполнивший лик двенадцати апостол Матфий. Шанхай, 9 августа 1940 г. О чем молился Христос в Гефсиманском саду Господь, совершив с учениками Своими Тайную Вечерю и преподав им Свои наставления, пошел с ними на гору Елеонскую (см.: Мф. 26:30 ; Мк. 14:26 ; Лк. 22:39 ). Дорогою Он продолжал Свои последние поучения, закончив которые, Он обратился к Небесному Отцу с молитвой о Своих учениках и о тех, кто уверует по слову их (см.: Ин. 17:6–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия» (там же).    Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Ее для великого дела быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, присно-девственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божий, всегдашняя внимательность к путям промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а главное — безусловное во всем смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения. Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства     Филарета, Митроп. Московский    По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо первым делом, первенствующего между Апостолами, Петра было дополнить Двунадесятое число Апостолов, из которого, как они скромно выразились, испаде Иуда ити в место свое (Деян.1:25). Святой Петр предложил о сем собранию церковному, в котором находилось около ста двадцати мужей. Собрание наименовало двух достойных, а из них, по молитве, посредством жребия, решительно избран Матфий, и причтен бысть ко единонадесяти Апостолом (26).    Вероятно, для сего священного действия святым Петром избран был и день священный, — день, который в книге деяний Апостольских, по иудейскому счислению времени, называется единою от суббот, то есть первым днем недели, и в который, как праздничный, собирались христиане преломити хлеб (Деян.ХХ:7), то есть совершать таинство причащения Тела и Крови Христовой, словом — день воскресный. Сей день надлежало избрать и для того, чтобы иметь более полное собрание церковное, которое не могло быть одинаково полно во дни непраздничные.    Слова, которыми Апостол Петр предложил об избрании двенадцатого Апостола, возбуждают особенное внимание и размышление. Он говорил: подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господь Иисус, начен от крещения Иоаннова даже до дне, в оньже вознесеся на небо от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих (Деян. 1:21, 22).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это путешествие св. Стефана в Москву, в 1390 г., было ознаменовано двумя событиями в жизни Святителя Зырянского. Когда св. Стефан, дорогой из Устьвыма в Москву, был на расстоянии 10 верст от монастыря, где жил в то время преподобный Сергий Радонежский 81 , то, надеясь на обратном пути из Москвы зайти к игумену монастыря, препод. Сергию, остановился, совершил обычную молитву («Достойно есть...») и заочно поклонился преп. Сергию в ту сторону, где виднелась обитель. «Мир тебе, духовный брате», сказал он вслед за поклоном. В это самое время преп. Сергий с братиею был на трапезе. Братия удивилась, когда игумен встал и с поклоном произнес: «Радуйся и ты, пастырю Христова стада и мир Божий да пребывает с тобой». По окончании трапезы, братия узнала от игумена, что в то время, как он встал и приветствовал, Епископ Пермский Стефан останавливался проти обители и также приветствовал его и благословил братию. Некоторые из иноков монастыря захотели удостовериться в чуде, отправились на указанное место и действительно увидали св. Стефана 82 . Другое событие, бывшее тоже во время этого путешествия в Москву, – это участие св. Стефана в делах церковных, именно, присутствие на соборе в Твери. Случай к тому бы следующий: Тверской Епископ Евфимий Вислень, за неисполнение церковных постановлений, был подвергнут суду Тверским князем, духовенством и боярами. Для церковного суда над Епископом был приглашен Московский Митрополит Киприан; с ним отправились два греческих Митрополита: Матфий Андрианопольский и Никандр Гайский и два Епископа: Стефан Пермский и Михаил Смоленский. Все они были торжественно приняты в Твери, участвовали на соборе, где определено было отставить Евфимия от управления епархиею и, не лишая Епископского сана, отправить на покой в Московский Чудов монастырь 83 . Из последних годов деятельности св. Стефана известен особенно 1392 г., когда он явился защитником Зырян от нападений Вятчан, соседнего и родственного Зырянам народа. Изгнанные из своих мест Татарами, Вятчане устремились на Зырянские селения и грабили жителей 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пророки видели образы будущих вещей в зерцале и гадании, тогда как апостолы видели собственными очами. Во тех родех, говорит Павел, не сказася (тайна Христова) сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его апостолом... Духом Святым ( Еф. 3:5 ). Тогда Бог, как Судия, являл миру только Божественное Свое правосудие, и бич, и железный жезл этого Божественного правосудия отдал в руки пророков, чтобы обличениями и устрашениями они поражали необузданный человеческий грех . Но они не имели власти простить на земле ни одного греха, ни одного человека не могли они ввести в Царство Небесное, которое заключило грехопадение Адама. Когда же пришло исполнение времени и Бог, как Отец, явил Божественное Свое благоутробие и ниспослал Сына Своего Спасителя миру, Он предал всю сокровищницу Своего Божественного благоутробия в руки апостолов, сделав их управителями Своей Божественной благодати и ключарями Небесного Царства. Поэтому они отверзли здесь, на земле, двери всемирного спасения и восход на небеса к вечному блаженству. Таким образом, пророки были вестниками древнего закона, апостолы суть вестники Евангелия новой благодати. И насколько Евангелие превосходит древний закон, настолько звание апостола превосходит звание пророка. Отсюда мы можем заключить, что апостол по званию (в тесном смысле) значит человек, представляющий лицо Сына Божия, десница и уста Бога, человек, который в устах имеет слово Божие, и носит в деснице ключи всей духовной власти. Таких служителей и помощников воплощенного Бога Слова, было выбрано двенадцать: Симон Петр и Андрей, его брат, которые прежде были учениками Иоанна; Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея; Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей мытарь, Иаков Алфеев, Леввей, названный Фаддеем, который именуется и Иудой, написавшим соборное послание, Симон Кананит, он же и Зилот (ревнитель) и Иуда Искариот, на место которого впоследствии был избран Матфий. Двенадцатичисленный лик апостолов Дух Святой предуказал в Божественном Писании, во многих образах. Патриархов, сыновей Иакова, было двенадцать, которые, как двенадцать богонасажденных деревьев, произрастили многочисленные ветви, народ израильский, плод божественного обетования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

Изнемогло сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести (даже в состоянии людей, прославленных Богом) выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия» (там же). Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Ее для великого дела быть Матерью Божией, поставили Ее выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Ее усердие к молитве и благочестивым занятиям, присно-девственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям промысла Божия, преданность воле Божией, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а главное — безусловное во всем смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения. Стих 21-22 Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства Филарета, Митроп. Москов.   По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо первым делом, первенствующего между Апостолами, Петра было дополнить Двунадесятое число Апостолов, из которого, как они скромно выразились, испаде Иуда ити в место свое (Деян.1, 25). Святой Петр предложил о сем собранию церковному, в котором находилось около ста двадцати мужей. Собрание наименовало двух достойных, а из них, по молитве, посредством жребия, решительно избран Матфий, и причтен бысть ко единонадесяти Апостолом (26). Вероятно, для сего священного действия святым Петром избран был и день священный, — день, который в книге деяний Апостольских, по иудейскому счислению времени, называется единою от суббот, то есть первым днем недели, и в который, как праздничный, собирались христиане преломити хлеб (Деян.ХХ, 7), то есть совершать таинство причащения Тела и Крови Христовой, словом — день воскресный. Сей день надлежало избрать и для того, чтобы иметь более полное собрание церковное, которое не могло быть одинаково полно во дни непраздничные. Слова, которыми Апостол Петр предложил об избрании двенадцатого Апостола, возбуждают особенное внимание и размышление. Он говорил: подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господь Иисус, начен от крещения Иоаннова даже до дне, в оньже вознесеся на небо от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих (Деян. 1, 21, 22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010