Календарь Материалы 2 декабря 2004 г. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Как следует из Святого Письма, для восполнения полноты ближайших Апостолов Господних после отпадения Иуды был брошен жребий. По жребию в число двенадцати Апостолов был включен святой Апостол Матфий. Святой же Первоверховный Апостол Павел стал Апостолом после Святого Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, получается, что ближайших Учеников Христовых 13? И второй вопрос: кого из Святых Апостолов тогда традиционно не изображают в храмах на иконостасах (либо фресках) с сидящим на Престоле Иисусом Христом с предстоящими Девой Марией, Святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном и Двенадцатью Апостолами: Святого Апостола Матфия или Святого Первоверховного Апостола Павла (в храме, где я видел это изображение, не смог прочитать надписи). Прошу прощения и Вашего благословения. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Если человека крестили в своё время с именем, которого нет в православии, то с каким именем ему надо приступать к Святому Причастию? [Встреча с Православием/Православная библиотека] Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений. [Вопросы священнику/Нравственность] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Отец Афанасий, скажите, необходимо ли, или желательно иметь духовного наставника, для более глубокого познания истины? [Аналитическое обозрение] Наталия Нарочницкая Запад и США, вложившие миллионы в Украину, никогда не допустят отделения от их союзников стратегической части – Черноморского побережья. Украина и Грузия не имеют никакой ценности для них как таковые, без военно-стратегического плацдарма - Крыма, абхазского побережья и Батумского порта. Борьба на самом деле идет за радикальное изменение баланса во всем Средиземноморо-Черноморском регионе. Чтобы предотвратить провал своей 15-летней стратегии, Запад разыграет в Крыму сценарий вплоть до гуманитарной интервенции.

http://pravoslavie.ru/archive/041202.htm

«Трирская» часть мощей апостола Матфия Церковь святого Евхариуса и святого Матфия, Трир, Германия Приходская и аббатская церковь святого Евхариуса и святого Матфия на территории бенедиктинского монастыря (Basilika St. Eucharius – St. Matthias) в немецком городе Трире, где хранится значительная часть мощей святого апостола Матфия, уже несколько столетий является местом паломничества христиан Западной Европы. Церковь, датируемая в справочниках X–XII веками, освящена в 1148 году, а построена она на фундаменте древней римской церкви, в крипте которой с середины III века находились захоронения первых трирских епископов Евхариуса и Валериуса. По данным немецких историков Ганса-Иоахима Канна и Эдуарда Зебалда, этот римский храм был построен во времена правления в Трире Константина Великого (306–316) – примерно в 313 году. В те годы на этом месте располагалось большое римское кладбище, где совершались захоронения вплоть до V века. Археологи обнаружили здесь несколько могильных слоев и насчитали в общей сложности около четырех-пяти тысяч каменных саркофагов, некоторые из которых сегодня можно видеть на новом кладбище бенедиктинского монастыря. Кладбищенский храм с криптой в народе называли церковью святого Евхариуса. По преданию, некая трирская вдова по имени Альбана имела в своем владении на территории кладбища нечто вроде просторного склепа, где по ее желанию и похоронили первого трирского епископа Евхариуса. На месте захоронения епископа позже построили церковь. По одной версии, то ли в алтаре, то ли в ее стене, а по другой – среди древних кладбищенских надгробий жители Трира, подвергшиеся в конце VIII века нападению норманнов, надолго спрятали великую святыню – ковчег с мощами святого апостола Матфия. Считается, что эти мощи доставлены в Трир из Святой Земли матерью Константина Великого – равноапостольной царицей Еленой. Апостол Матфий принял мученическую смерть в 63-м году. Разные источники указывают на разные места его кончины (Иерусалим и Колхида), не сходятся и в том, какой именно казни подвергся апостол: был ли он побит камнями или распят на кресте.

http://pravoslavie.ru/3560.html

Говоря о совершаемом в этот день торжестве, митрополит Волоколамский Иларион отметил: «Праздник святых апостолов Петра и Павла переносит нас к самым истокам христианства, к первому поколению христиан, когда после Воскресения и Вознесения на небо Господа Иисуса Христа апостолы начали проповедовать Христа Распятого и Воскресшего. Мы читаем в книге Деяний апостольских о том, как совершались эти первые шаги христианской Церкви: как апостолы сидели в Иерусалиме, как люди приносили к их ногам свои имения, как постепенно и понемногу распространялась Церковь Христова. А самым первым самостоятельным актом церковной общины было избрание двенадцатого апостола на место отпавшего Иуды. Избрали его по жребию, имя избранного было Матфий, и упоминается он в книге Деяний апостольских всего один раз — именно в связи с этим избранием. Но когда мы смотрим на икону святой Пятидесятницы, на иконы Собора святых апостолов, мы видим там не Матфия, а другого апостола — мы видим там апостола Павла, который не был членом апостольской общины и при жизни Господа Иисуса Христа не являлся Его последователем, а в первые годы существования Церкви выступил ее гонителем и противником. Но Богу было угодно призвать этого гонителя и сделать его великим апостолом и проповедником христианства. Если первая половина книги Деяний посвящена апостолу Петру и некоторым другим апостолам, то вся вторая ее половина посвящена миссионерским подвигам святого апостола Павла, которые были действительно беспримерны: даже если мы просто посмотрим на карту путешествий святого апостола Павла, которая часто прилагается к изданию Нового Завета, то увидим, что он покрывал огромные расстояния, которые сегодня можно пролететь на самолете за два, три, четыре часа. Павел же все эти страны обходил пешком, и не в удобной спортивной обуви, как сейчас люди ходят или бегают по Центральному парку, а босиком или в сандалиях. Апостол Павел преодолевал многие километры пути для того, чтобы донести до разных уголков земли весть о Христе Распятом и Воскресшем. Также для того, чтобы объяснить первым христианам, что означала эта весть, он направлял свои послания в Церкви, которые создавались. Читая эти послания сейчас, мы зачастую не сознаем, что в тот момент, когда они были написаны, не имелось четырех Евангелий: они были еще только в стадии написания, еще не стали Священным Писанием Церкви. И когда апостол Павел говорит о Священном Писании, он говорит о Ветхом Завете. Он не цитирует Евангелия, потому что тех еще не было. То есть самые ранние христианские писания, которые появились, принадлежат святому апостолу Павлу.

http://patriarchia.ru/db/text/5828034.ht...

Да, в сионской горнице присутствовал начаток великой христианской Церкви! Первое место в ней занимал апостол Петр. Особое положение в Церкви ему определил Сам Христос. Все это хорошо знали. Однако при выборе нового апостола Петр не стал решать этот вопрос единолично. Предстояло совершить первое деяние, касающееся всей Церкви. Поэтому Петр предложил всем собравшимся найти кандидата на звание апостола. Каким требованиям должен был отвечать кандидат? От него не требовались всестороннее образование, высокие интеллектуальные способности или значительное общественное положение. Всё необходимое для апостольского служения ему дарует Дух Святой. Но кандидат должен быть очевидцем жизни Христа с момента Его крещения до вознесения. И особенно важно было то, чтобы он вместе с апостолами видел воскресшего Христа и общался с Ним. Ведь вся его дальнейшая деятельность должна стать живым свидетельством о Христе. Немаловажным условием избрания была и ранее доказанная верность кандидата Сыну Божию. Кандидатов, отвечающих всем требованиям, оказалось двое: Иосиф, сын Варсавы, прозванный Иус-том, и Матфий. Кто же из них более достойный? Апостолы рассудили, что это знает только Господь. Пусть Он Сам изберет угодного Себе. Ведь Он обещал всегда пребывать в Своей Церкви. От лица всего собрания апостол Петр сказал: — Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место(7). Все помолились и бросили жребий. Он указал на Матфия, который и был причислен к одиннадцати апостолам. В горнице между уверовавшими во Христа царили любовь, единодушие и… ожидание. Апостолы — в переводе с греческого языка означает «посланники». Посланниками у древних евреев называли людей, осуществлявших связь между иудейскими общинами. В Ветхом Завете это имя иногда присваивалось пророкам, получавшим от Бога повеления сообщать израильскому народу Его волю. В Новом Завете обычно апостолами называют двенадцать избранных последователей Христа, которые постоянно сопровождали Его во всех путешествиях. В Евангелиях, однако, они чаще называются учениками, но в последующих книгах Нового Завета, начиная с Деяний святых апостолов, после рассказа о сошествии Святого Духа, эти двенадцать человек именуются только апостолами. Учениками же в Деяниях называются или вообще все последователи Христа, или те, кто учился у апостолов.

http://pravmir.ru/sionskaya-gornica/

Таким образом, Апостол более всего выдвигает живое предание, как имеющее особенную ценность в Апостольстве. И Сам Иисус Христос заповедовал Апостолам, чтобы они были свидетелями о Нем и в частности о Его воскресении. «Кто явится достойным свидетелем о том, что евший и пивший с ними и распятый Господь восстал, тому гораздо более можно и должно поручить свидетельствовать и о прочих событиях, потому что искомым было воскресение, так как оно совершилось в тайне, а прочее явно». (Феофилакт; срвн. Златоуста). 57 Избранию во Апостола, предшествовало представление двух достойных кандидатов, указанных, как говорит святой Иоанн Златоуст , не Петром, а всеми. («Не Петр поставил их, но все»). В этом сказалось и общее единодушие и полное взаимное согласие, а также и то, что предложение Апостола Петра отвечало общей потребности Церкви и желанию всех. Из числа набранных Иосиф, сын (вар) Савы, очевидно, был более молодой. Он носил, кроме Еврейского имени Иосифа еще Римское имя, созвучное с Еврейским: Иустус (справедливый). Другой избранник, Матфий, по преданию происходил из колена Иудова и родился в Вифлееме; а воспитан был в Иерусалиме, под руководством святого Симеона Богоприимца. Хотя в Евангелиях и не говорится о сих предизбранниках, однако несомненно они удовлетворяли тем основным требованиям, которые были предуказаны Апостолом Петром. Многие полагают, что они оба были из числа 70-ти учеников Господних. Блаженный Феофилакт вопрошает: «почему поставили немногих?». И отвечает: «чтобы не вышло большего нестроения, при том же и дело касалось немногих». 58 Молитва пред избранием Апостола показывает, что верующие весьма важное значение придавали сему делу, что показывает и содержание молитвы, изреченной вероятно Апостолом же Петром. Исповедуя Господа Иисуса Христа «Сердцеведцем», они просили Его, чтобы Он Сам избрал одного из двух, показавши это наглядно (через жребий). По изъяснению преосвящ. Михаила, здесь явлено двоякое действие человеческое и божеское. Апостолы и общество верующих предизбрало двоих из среды своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Господь создал Церковь как новый святой город Иерусалим, как скинию Бога с человеками (Откр 21:3), как жилище для обитания Правды. Ангел показал апостолу Иоанну Град Божий — “жену, невесту Агнца” — и он увидел большую и высокую стену города, которая имела двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр 21:14). Святая, соборная и Апостольская Церковь основана Христом на двенадцати Апостолах как на едином “дне невечернем”, который имеет реальное существование. Его постоянное совершение предполагает, во-первых, постоянное отделение света от тьмы, чистого от не-чистого; постоянно кто-то из двенадцати, тот, через которого приходит тьма (грех), отпадает, а освобождающееся место восполняется: достоинство его да приимет другой (Деян 1:20). Так отпал от числа двенадцати Иуда, чтобы идти в свое место, а жребий сего служения и Апостольства принял Матфий, один из свидетелей воскресения Иисуса Христа, и был сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян 1:25–26). В основании жизни Церкви положен принцип: “не давать место диаволу”. Далее, постоянно очищаемое и восполняющееся “тело” Церкви в своём становлении предполагает постоянное совершение каждого из учеников в единство с Учителем, каждый должен стать, подобно Иоанну, единым с Учителем учеником, а в этом с Ним единстве — и единым с другими едиными с Ним учениками. Ученик Христа может быть или единым с Ним, или — не-единым. В “не-единстве” Пётр и Фома представляют два основных противоположных полюса, Антиномия Пётр–Фома выражает две противоположные степени удалённости всего “не-единства” от Бога. Оба этих крыла удалённости учеников от Учителя подлежат совершению в единство с Ним — в единого “любимого ученика”. Это есть евхаристическое восстановление в единство с Богом, примирение с Ним. Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим 11:36). В Домостроительстве благодати Божьей нет ничего случайного. Двадцатая глава Евангелия от Иоанна заканчивается восстановлением апостола Фомы в “единого ученика” через его евхаристическое прикосновение к Святым Христовым Тайнам, к изъязвленному телу Спасителя, во время второго таинственного собрания Апостолов в Церковь после Воскресения Христа.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Святой апостол Андрей Первозванный, брат апостола Петра, проповедовал по берегам Черного моря, ходил по реке Днепру и в пределы нашего отечества, благословил киевские горы, водрузил на них крест и предрек будущее просвещение России Христианскою верою. В Византии рукоположил во епископа Стахия, одного из семидесяти учеников. В городе Патрах, в Ахаии, претерпел мученическую смерть. О трудах прочих апостолов сохранились немногие и неясные сведения: апостол Филипп проповедовал в Греции, Аравии и Египте, апостолы Варфоломей и Фома проповедовали в Парфии и Индии, Матфий в Египте и Эфиопии, Иаков Алфеев в Сирии и Египте, и все приняли за Господа Иисуса Христа мученическую кончину. Труды проповеди святые апостолы делили со своими учениками, каковы были, например, у апостола Павла – Тимофей, Силуан, Лука, Тит, Епафрас, Аристарх и другие, у апостола Петра – Марк, у Андрея – Стахий. Некоторые из них были поставлены епископами для того, чтобы они довершили недоконченное и поставили по всем городам вверенных им областей пресвитеров. Таким образом, святые апостолы еще при своей жизни приготовили себе преемников и продолжателей своего великого дела. Некоторые из ближайших учеников апостольских оставили нам письменные памятники и начинают собою ряд отцов и учителей Церкви. Таковы Варнава, спутник и сотрудник апостола Павла, Дионисий Ареопагит , Климент Римский и Ерм – ученики того же апостола, Игнатий Богоносец . Поликарп, епископ Смирнский, Папий, епископ Иерапольский, – ученики апостола Иоанна Богослова. Они называются мужами апостольскими и в особенности почитаются свидетелями апостольского предания, так как сами лично видели и слышали апостолов. Обстоятельства, благоприятствовавшие распространению христианства Распространению христианства благоприятствовало соединение многих народов в одной Римской империи. При этом торговля и другие сношения пролагали иногда особенные пути для проповедников веры. Торговля в то время в особенности процветала в приморских и других больших городах Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Схождение Духа – А что такое присутствующий на иконах Святой Троицы нередко увенчанный крестом шар, напоминающий царскую державу? – Практика такого изображения очень поздняя. В русской иконописи она появилась во второй половине XVII века под западным влиянием. Это атрибутика западных монархий, символизирующая в данном случае Божественную власть над миром. – Почему у Лиц Святой Троицы разные облачения? – Христос изображается в традиционных для Себя одеждах: синем или зеленом гиматии (верхней одежде) и хитоне (рубахе красного цвета). Это связано с символикой Боговоплощения. Красный цвет указывает на то, что Господь принял плоть и нашу человеческую природу, а синий – цвет Неба, свидетельствующий о Божестве Христа. «Ветхий днями» изображается в белых одеждах, что отражает чистоту и Божественное сияние. На рублевской «Троице» левый Ангел также изображен в одежде цвета, близкому к белому. – День Святой Троицы именуется также днем новозаветной Пятидесятницы, когда совершилось схождение Святого Духа на апостолов и Пресвятую Богородицу. Обычно икона Пятидесятницы, также нередко полагаемая на аналое в праздник, изображает сидящих полукругом учеников Христа (иногда среди них Пресвятая Богородица) и сходящего на каждого в виде языков пламени Святого Духа. Внизу под ними на темном фоне обычно изображается некая мужская фигура, увенчанная короной, и держащая в руках распростертый покров. Кто это? – Вообще иконография сошествия Святого Духа сформировалась относительно поздно. До иконоборчества она имела только предысторию. Известно изображение этого новозаветного события в Евангелии от Раввулы (VIb.), но в другом иконографическом варианте. Сейчас мы видим вполне сформировавшуюся иконографию, которой, конечно, сопутствует вариативность. Во-первых, святые апостолы восседают на некоем седалище. Это знамение того, что они уже сопричастны вечности, облагодатствованы, и на них сходит Дух Святой в виде огненных языков. При этом с очень древних времен изображается именно Апостольская Церковь – то есть не просто двенадцать учеников Христа, а еще и святой апостол Павел, который, конечно же, не присутствовал в тот момент в горнице. Сверху восседают четыре евангелиста, два из которых – не из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя, а апостолы от семидесяти – святые евангелисты Марк и Лука. Но Апостольская Церковь без них непредставима. Не изображается при этом ни Иуда Искариотский как уже отпавший, ни заменивший его по жребию Матфий, ни Иуда Иаков Младший.

http://pravoslavie.ru/113293.html

По своему статусу Миссия приравнивается к монастырю, поэтому во время богослужений на ектениях поминается начальник Миссии с братией «святыя обители сия». В настоящее время в ее ведении находятся 7 монастырей и храмов, в которых несут послушание 7 ее членов во главе с начальником Миссии архимандритом Феодосием, с которым (как и со всей братией) мы познакомились и были очень радушно, с любовью ими приняты. Здесь, как и везде во время нашего паломничества, мы участвовали в богослужении, причастились Святых Христовых Тайн. Вся паломническая программа наполнена церковным духом. Главное место в ней отводится поклонению Святым местам и участию в богослужениях. Вифлеем …  Как и во времена Спасителя, это и сегодня небольшой городок, расположенный на двух холмах с оливковыми рощами, виноградниками, примерно в 9ти километрах к югу от Иерусалима. Живут в нем в основном арабы христианского вероисповедания. Его часто называют городом Давидовым, потому что здесь родился пророк и псалмопевец Давид. Здесь же он был помазан на царство пророком Самуилом. Здесь когда-то овдовевшая смиренная Руфь собирала колосья на поле — она и положила начало Давидову роду, став прабабкой царя Давида и, таким образом, праматерью Спасителя мира. Святой апостол Матфий был родом из Вифлеема. Но главное, — в Вифлееме совершилось великое чудо! — родился Спаситель мира Иисус Христос! Здесь Бог с человеком соединились. Небо и земля сочеталась. Слово «Бет-лэхем» (древнеевр.) означает «дом хлеба». Наименование места Рождества Христова имеет глубокий духовный смысл. Ведь рождшийся здесь Спаситель явился Хлебом жизни, сшедшим с Небес ( Ин. 6:51 ), подающим вкушающим Его жизнь вечную. Евангелие от Луки повествует о том, как сюда, на родину своего царственного предка Давида, отправились Пресвятая Дева и благочестивый Иосиф из Назарета на перепись населения, объявленую императором Августом. Но для них не нашлось места в гостинице. Поэтому Богомладенец родился в пещере, куда загоняли скот в ненастную погоду. Эта-то безымянная пещера, которая вместила Невместимого, над которой остановилась Рождественская звезда, — главная святыня города. Над ней в 323 году святой царицей Еленой была воздвигнута величественная церковь Рождества Христова. В VI веке она была реконструирована византийским императором Юстианом. На стенах ее остатки древней мозаики с изображением сцен из жизни Божественного Создателя.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

Святая равноапостольная Нина Самым значительным событием в истории Грузии было обращение страны в христианство в начале 4-го века проповедью святой равноапостольной Нины. Свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию, как светильник, зажженный от огней Иерусалимского храма, воплотился в дивные произведения христианской письменности и церковного искусства, в величественные соборы, похожие на изваяния из цельных глыб гранита, в церкви – каменные цветы, украсившие всю страну, как сад Пресвятой Богородицы, в часовни, венчающие вершины гор, так что сами скалы и утесы кажутся подножьями храмов. Этот свет излучается от древних икон и фресок необычайной духовной глубины. Этот свет сверкает в священных песнопениях. Им озарены страницы житий святых и летописей Грузии, но самое главное, – свет, принесенный святой Ниной, изменил и преобразил душу народа. Христианство сделало человека новым творением. Оно дало ему достоинство образа и подобия Божия, открыло непреходящие духовные сокровища. Христианство обратило мысль и сердце человека к вечности. Оно дало ему возможность в мистическом опыте пережить возрождение и воскрешение души. Христианство открыло человеку истинную свободу любви, вместо языческой свободы страстей и произвола. Христианское богословие дало ответ на вековые вопросы, поднятые, но не решенные философией. Евангельское учение показало, что каждая личность человека – неповторимая и уникальная – является высшей ценностью. Христианство стало мощным импульсом для переосмысления и развития взаимоотношений людей и народов, в основе которого лежит уважение к человеку, как образу Божьему и явлению вечности на земле. Свет, принесенный святой Ниной, озарил исторический путь Грузии на многие века. Крещение Грузии стало началом новой эры в духовной жизни народа. Первая проповедь Евангелия прозвучала в Грузии из уст самих апостолов. Она была похожа на первые лучи денницы, которые озаряют вершины гор, как бы вырывают их из плена ночи и мрака. Вековые льды и снега вспыхивают ослепительным блеском, но в ущельях еще клубится туман как черный дым от костра. Мир погружен в предрассветную ночь и сон. Вершинами, озаренными светом, были первые христианские общины, основанные апостолами. Но народ еще оставался в плену язычества. Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфий бросили семена евангельского учения в землю Грузии, но прошло три столетия, прежде чем это земля покрылась дивно-прекрасными цветами. Как меняет свое направление русло Арагви на границах Мцхета от юга на запад, так крещение Грузии в Арагви повернуло весь ход в ее истории от Ирана к Византии.

http://pravoslavie.ru/44338.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010