Епархии Элладской Православной Церкви Предстоятели Элладской Православной Церкви Библиография к главе VI «Элладская Православная Церковь» Юрисдикция Элладской Православной Церкви распространяется на территорию Греции (Греческая Республика). Греция — государство на юге Балканского полуострова и прилегающих островах. На севере граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, на северо-востоке — с Турцией. Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, южное—Средиземным, а западное — Ионическим. Множество островов: Ионические острова, Крит, Додеканес, Эгейские. Площадь 131.990 кв.км, в т.ч. острова — 25.100 кв.км. Население — около 9.900.000 человек (1984). 95% населения — греки. Столица — Афины (свыше 3.000.000 жителей). Исторический очерк Элладской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Элладской Православной Церкви: распространение христианства; епископии в Коринфе и Солуни; введение Элладской Церкви в юрисдикцию Константинополя Семена христианской веры были принесены на территорию теперешней Греции еще святым апостолом Павлом, который во время второго и третьего великих благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии, в частности — в Филиппах, в Фессалониках, Афинах и Коринфе. К Фессалоникийским и Коринфским общинам он направил по два послания, к Филиппийцам — одно. В Коринфе трудился и «сведущий в Писаниях» Аполлос (Деян. 18, 24; 19, 1). По преданию, в Ахаии проповедовал и святой апостол Андрей, в Афинах был святой апостол Филипп. Святой евангелист Лука проповедовал в других частях Греции, а святой Иоанн Богослов, сосланный на остров Патмос, получил там Божественное Откровение. Позднее на этом острове был сооружен монастырь в память святого Апостола. На острове Крит епископом был ученик апостола Павла Тит, которому Апостол языков заповедовал довершить недоконченное и поставить «по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5). Во II веке Греция дала первых христианских апологетов — Кодрата и Аристида. Предание свидетельствует, что и апологет-философ Афинагор был афинянином. В том же веке авторитетным христианским учителем, пользовавшимся известностью далеко за пределами Греции, был Коринфский епископ Дионисий.

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

Поэтому каждый, кто хочет стать настоящим православным богословом, отнюдь не пренебрегая данными науки и богатым опытом ученых богословов, будет все же в первую очередь следовать мудрому совету великого святителя св. Кирилла, архиепископа Александрийского, который говорил: «Самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых Отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая самих себя: в вере ли мы, наши собственные рассуждения будем сколько возможно тщательнее сверять с их верными и непорочными мыслями». Но и сами святые Отцы, эти вернейшие хранители Священного Предания, с величайшим вниманием и усердием приникали к источникам еще более высокого б о г о д у х н о в е н н о г о апостольского богословия, которое есть не творчество человека, хотя бы и богопросвещенного, но воистину живое и действенное слово Божие ( Евр. 4:12 ), хотя и выраженное в наших человеческих словах и понятиях. Одним из дивных образцов этого наивысшего, апостольского богословия являются те священные книги, которые написаны великим апостолом любви святым евангелистом Иоанном Богословом. Невозможно в кратком слове не только раскрыть всю глубину его учения о Боге, о мире, о цели нашего существования, но и сделать сколько-нибудь достаточный по полноте обзор его священного богословия. И потому не дерзая на это, напомню лишь о немногом. Святой апостол Иоанн возвещает нам, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:8, 16 ) и что Он «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Святой апостол Иоанн учит нас, что мы, любя мир, как дело рук Божиих, любя людей, как носителей образа Божия, всегда должны помнить и о том, что некогда прекрасный первозданный чистый и осиянный славой Божией мир ныне, после грехопадения, лежит во зле ( 1Ин. 5:19 ). У человека, преданного греху, нередко главное содержание его жизни составляют постыдные удовольствия, неудержимое стремление к стяжательству, к приобретению все новых и новых тленных сокровищ мира сего, а также эгоизм и тщеславие. Апостол напоминает нам, что все это, то есть, »похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т. е. от Бога), но от мира«, лежащего во зле ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Третий признак истинной, небесной любви тот, что она исключает совершенно нелюбовь к кому-либо, то есть нельзя, например, одних любить, а других нет. Кто имеет святую любовь, тот весь переполнен ею. Я могу скорбеть, жалеть, что такой-то полонен страстями, привержен злу, худо поступает, но не любить человека как Божие создание я не могу и должен быть готов при всяком случае проявить к нему эту любовь. Четвертый признак истинной любви тот, что любовь эта в одно и то же время направляется к Богу и ближним, находясь в такой связи, что кто любит Бога, тот непременно любит и ближнего, и – наоборот: кто любит ближнего, тот непременно любит и Бога, как об этом и говорит святой апостол Иоанн Богослов (См.: 1Ин.4:20 ). Мы наблюдаем в жизни, что многие оставили веру, забыли Бога, и это верный признак, что у таковых оскудела любовь к ближним. Правда, современные неверующие часто толкуют об уравнении прав людей, ратуют за бедных, словом, показывают вид, что они любят братьев. О, не верьте им! Такие люди только на словах любят, но не на деле. Напротив, они влекут ближних к несчастиям, потерям, скорбям, смутам, расстройству семейной и общественной жизни. Апостол Иоанн ясно сказал: Не любяй Бога, как может любить ближнего? (Ср.: 1Ин.4:20 ) – и это непреложная истина. А поэтому, хочешь проверить ближнего, действительно ли он тебя любит, – испытай его, любит ли он Бога и, если нет, то он и тебя не любит. Внутренним свойством истинной любви является то, что она свята, спокойна, мирна, безмятежна, смиренна, как и говорит святой апостол Павел, что «любовь долготерпит, милосердствует, не завидует» и т.д. ( 1Кор.13:4–7 ) и, как таковая, она возбуждается у нас Духом Святым, тогда как любовь низменная, естественная происходит от движения нашей плоти и крови и приносит нам одно только страдание. Как смотреть на лечение? Лечиться можно, но так, чтобы не было в этом случае ущерба вере в Господа, не было бы пристрастия к лечению. Поэтому, болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но Ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку, и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет. Нужно при этом знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усматривать волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни, хотя бы, например, рак печени и т.п. Спрашивается: можно ли в подобных болезнях решаться на предлагаемые операции? Кажется, не следует. Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В свое время возлюбил Иоанн Христа всею душою, всецело прилепился к Нему и неотступен был от Него до конца пре­бывания Христа на земле. Это были три года его «академии», где преподавателем стал Сам Божественный Учитель, где живое слово Нового Завета являлось ви­димым образом. Иоанн Богослов - один из трех - стал свидетелем воскрешения Иисусом дочери Иаира. Иоанн - один из трех великих - узрел славу преобразившегося Христа. Иоанн лежит на персях Спасителя на пос­ледней вечери в Сионской горнице, где снедается пасхальный агнец Ветхого За­вета, законополагая навеки Христом - Агнцем Божиим - Новый Завет с людь­ми в Его Крови. Это было время, когда краеугольный камень - Христос - закладывался в ос­нование Святой Православной Церкви. А первые ученики Его стали первыми учи­телями и апостолами этой Церкви. Сердце ученика, преисполненное любо­вью, сливается воедино с сердцем Боже­ственного Учителя, и нет тайны, сокровен­ной от ученика. Вся жизнь Божественного Учителя, все Его дела, вся непостижимая глубина нового учения отверзаются любя­щему сердцу. И юноша Иоанн за три года пришел в меру возраста Христова, созрел до полного самоотвержения, чтобы жить только в Боге, созрел для служения Богу и людям, созрел для крестного апостольско­го пути, став для всех всем. Прошел четыре года академии и буду­щий Патриарх Тихон, тогда еще юноша Василий. И его взросление прошло у ног Спасителя, в лоне Святой Православной Церкви, и он предзрел Господа, «...яко одесную мене есть...» (Пс. 15, 8). И но­вое уважительное прозвище - Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит нам об образе его жизни в то время. И Василий воспринял своей чистою и свободною душою любовь Христову. И, согретый ее лучами, он, как и апостол Иоанн, созрел до полного предания себя в волю Божию, созрел до готовности идти туда, куда позовет его Господь, и испить до дна чашу, юже уготовал ему Бог. И он сделал первый свой шаг за Господом на крест, преклонив в двадцать шесть лет выю под три высоких монашеских обета: дев­ства, нищеты и послушания. И родился монах Тихон, для которого началась но­вая жизнь, с первого и до последнего дня отданная служению Богу, служению Рус­ской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

Апостол прожил подлинно исповедническую жизнь, а кончина его была мученической. В его жизни исполнилось все предсказанное ему Господом, о чем повествует нам святой евангелист Иоанн в последней главе своего Евангелия: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21.18). Так была предсказана мученическая кончина святого первоверховного апостола. Совсем другая судьба была у апостола Павла. Он не был из числа рыбаков, не являлся учеником или последователем Спасителя при Его жизни. Напротив, будущий апостол Павел – Савл – был гонителем христиан, разделяя то негативное отношение, которое проявляли книжники и фарисеи к Спасителю. Но Господь неожиданным образом вмешался в его жизнь. На пути в Дамаск, куда Савл шел, чтобы продолжить гонение на христиан, Господь ослепил его Своим Божественным светом и призвал к апостольскому служению. И Савл из ярого гонителя Церкви превратился в Павла – ревностнейшего апостола Христова. Не сразу ученики Христовы приняли его в свою общину. Им трудно было понять, как этот человек, который только что был открытым гонителем Церкви, вдруг становится апостолом Христовым. Павлу неоднократно приходилось доказывать, что он не хуже других апостолов. Мы сегодня слышали слова, которые он писал, доказывая, что не меньше других трудится, и что имеет право называться апостолом, несмотря на то, что не был среди учеников Спасителя во время Его земной жизни. Апостолу Павлу пришлось больше других потрудиться в проповеди Евангелия Христова. Именно апостол Павел, вместе с апостолом Иоанном Богословом, стал, по сути, создателем христианского богословия. Свидетели слов и деяний Спасителя могли рассказать о том, что делал и говорил Иисус Христос. Они могли рассказать о его чудесах. И они передали Его слова так, как запомнили. Но для того, чтобы все это осмыслить богословски, чтобы понять, что Иисус Христос был не просто учителем нравственности, не просто великим пророком, но Воплотившимся Богом – для этого понадобился ум апостолов Иоанна и Павла. Именно они создали ту основу, на которой развивалось и до сих пор развивается все христианское богословие. И заслуга апостола Павла была настолько велика, что в IV веке святитель Иоанн Златоуст писал, что через Павла Господь нам сказал больше, чем успел сказать во время Своей короткой земной жизни.

http://pravoslavie.ru/80621.html

Апостол Иоанн чистотой девственной души своей так возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяго­тили его в жизни. Он отдал Богу сердце свое, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом отца своего, рыбаря Зеведея, и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божиих приготовить путь Господу: «...прямыми сделайте стези Ему...» (Ак. 3, 4). Юный Иоанн сам встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который «...будет крестить вас [людей] Духом Свя­тым и огнем...» (Мф. 3, 11). И вот святой Иоанн Предтеча указыва­ет ученикам своим Некоего и говорит им: «...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира...» (Ин. 1, 29). И, послуш­ный слову девственника-учителя, девствен­ник-ученик оставляет Иоанна Предтечу, чтобы идти за Величайшим Девственни­ком и Учителем и Спасителем своим. Последовал Иоанн за Христом, все оставив ради Него: и дом родной, и отца, и мать, и тихую, спокойную жизнь рыба­ря, - он пошел по бурному житейскому морю неведомым доселе путем в неведо­мую обетованную землю - в Царство Небесное. Так в I веке в присутствии Христа загорелось сердце Иоанна. Святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от Израиля стране, холодной России, через девятнад­цать столетий, прошедших со времени под­вига Спасителя и трудов Иоанна Богосло­ва. Тринадцати лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семина­рии, ибо уже в родительском доме уязви-лось юное сердце любовию ко Христу, к заповедям Его, к Его Церкви. И шутли­во-уважительное прозвище - Архиерей, данное ему семинаристами, пророчески зрит жизненный путь праведника в самом его начале. И как Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное - девственное сердце свое, так и Василий принес тот же дар Богу. И с любовью, как дар святой, принял Хрис­тос преданность юных сердец. От полноты Своей любви Господь излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совер­шенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних. Любовь Иоанна Бо­гослова прошла сквозь века, а любовь свя­тителя Тихона воссияла нам от гроба.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/08/...

«Кого Я люблю, тех обличаю» В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан - ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели. В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение. Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден... извергну тебя из уст Моих». Чем же провинились верующие? По словам богослова архимандрита Ианнуария (Ивлиева), главный их грех - измена Богу, служение идолам. Они жили среди язычников, которые пировали, ели мясо жертвенных животных, возносили хвалу римским божествам. Не участвовать в этом, держаться особняком было рискованно. И некоторые христиане делали вид, что они такие же, как все. Бог уличает их и сурово предупреждает. Строгость - одно из проявлений Его любви. «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю», - говорится в Откровении. Семь печатей и четыре всадника Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» - слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях - белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными». Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю... И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/29/apoka...

Согласно житию, по Вознесении Господнем, когда апостолы отправились на проповедь Евангелию, Марк в разное время благовествовал в Ливии, Нектополе, Египте, посетил внутренние области Африки. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, прошел с востока на запад весь остров Кипр. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ( Деян.13:6-12 ), а позднее он посетил апостола Павла уже в Риме, когда тот находился в узах. Как считается, здесь Марк создал по божественному вдохновению Евангелие. Более всего апостол Марк известен именно как евангелист. В ряду книг Нового Завета Евангелие по Марку стоит вторым. Отличительной особенностью данного Евангелия является его краткость. Эта сжатость делает книгу похожей на «сокращение» евангельской истории, более всего подходящее для людей, стоящих еще на первой ступени христианского развития. При ближайшем ознакомлении с Евангелием по Марку оказывается, что данная книга предназначалась для христиан из язычников. Это видно из того, например, что он обстоятельно описывает фарисейские обычаи ( Мк.7 ). У него нет тех речей и деталей, какие есть у евангелиста Матфея и какие могли иметь значение только для христианских читателей из иудеев, а для христиан из язычников без особых пояснений остались бы даже непонятными ( Мк.1:1 и др.). Примечательно, что у епископа Иерапольского Папия находится самое древнее, после Священного Писания, свидетельство об апостоле и евангелисте Марке. Этот епископ, по сообщению Евсевия Кесарийского («Церковная история», III, 39), писал: «Пресвитер (т.е. Иоанн Богослов – по общепринятому мнению) говорил и то: «Марк, истолкователь (ρμηνευτς) Петра1, с точностью записал, сколько запомнил, то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Впоследствии, правда, он был, как я сказал, с Петром, но Петр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не погрешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить»».

http://azbyka.ru/test/apostol-i-evangeli...

2 . О времени написания вступление послания дает основание предполагать, что оно написано после Евангелия Иоаннова (ст. 1–3). Это вступление указывает на другое писание того же писателя, и заимствует выражения из Евангелия, или самыми выражениями указывает на единство писателя и последовательность писаний. «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели»... поведаем вам (ст.1–3), говорит Апостол. Но о том, что было в начале, что видели и слышали Апостолы, святой Иоанн раскрыл уже в Евангелии; а в послании только напоминает, для утверждения христиан в истинной вере и жизни по духу веры. Поэтому издревле утвердилось в Церкви такое предание, что эго послание написано Иоанном после Евангелия его. А потому по времени оно должно относиться к последним годам его служения Церкви, или к концу первого христианского века. Самые выражения: чадца мои, или старец ( 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ), как называет себя Иоанн во втором и третьем своем послании, также указывают на глубокую старость писателя, которая, по общему преданию Церкви, сближается с концом первого христианского столетия. И, как последние годы жизни святой Иоанн проводил во Ефесе, где он и окончил поприще своего апостольского служения, потому надобно полагать, что и это послание также написано было во Ефесе, как здесь же написано и его Евангелие. 3 . К кому было написано первое послание Иоанна Богослова? Повсеместное древнее предание разрешает этот вопрос причислением сего послания к соборным посланиям, т.е. таким, которые написаны не к одному лицу или обществу верующих определенного города или страны, но вообще к христианам или ко многим Церквам, рассеянным по разным странам. И в самом послании можно видеть этому подтверждение в том, что послание не надписывается к определенному лицу или Церкви, а относится вообще к верующим во Христа. Нет сомнения, что Апостол преимущественно имел в виду тех христиан, которым он проповедал Евангелие и для которых он написал Евангелие, т.е. христиан малоазийских стран, так как о них он имел непосредственное попечение в продолжение своего долговременного апостольского служения. Но это не исключает и той цели, чтобы послание служило к поучению и назиданию всех верующих в Иисуса Христа, Сына Божия, как видим это на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Прежде чем мы начнем говорить о характерных особенностях византийской музыки, о её духовном характере и роли в богослужении, неплохо было бы сказать несколько слов об её истории. В Евангелии говорится, что после Тайной Вечери Господь и святые апостолы, воспев, пошли на гору Елеонскую (См.: Мф. 26, 30 ). И апостол Павел свидетельствует, что первые христиане воспевали Бога «во псалмех и пениих и песнех духовных» ( Еф. 5,19 ). Из этого следует, что музыка употреблялась в Церкви с самых первых лет христианства. Церковный историк Евсевий пишет, что псалмы и песнопения использовались верующими «с самого начала для прославления Господа». Наряду с древнегреческим языком христианские песнописцы применяли для написания песнопений древнегреческую музыку, распространённую тогда во всём просвещённом мире. Великие отцы трёх первых веков: Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Ириней, епископ Лионский, и Григорий Неокесарийский , чудотворец, много заботились о том, чтобы псалмопение было благоговейным и богоугодным. Но и более поздние святые отцы также проявляли к церковной музыке большой интерес, так как были, согласно древней традиции, одновременно стихословами (то есть поэтами) и песнописцами, или, говоря современным языком, композиторами. Так, святой Иоанн Златоуст в противовес еретикам-арианам, которые распространяли свою ересь в том числе и через красивые гимны, писал прекрасные песнопения православного содержания для исполнения верующими, дабы уберечь их от заблуждения. Подобным образом поступал и святитель Афанасий Великий . Святой Ефрем Сирин , ограждая православных от еретиков-гностиков, которые использовали в своих обрядах очень красивую музыку, взял из неё некоторые элементы и написал собственные песнопения православного содержания. Шестой век связан с жизнью святого Романа Сладкопевца , написавшего в числе прочего 1000 кондаков. В VII веке жил святой Андрей, епископ Критский, автор Великого покаянного канона. Новую страницу в музыкальном предании открывает святой Иоанн Дамаскин (676–756). Он не только составил прекрасные песнопения, но и первый ввёл в церковное богослужение осьмогласие. Он разделил всю церковную музыку на восемь гласов: первый, второй, третий, четвёртый, первый плагальный, второй плагальный, варис и четвёртый плагальный – и определил способ нотации при помощи специальных знаков. Святой Иоанн Дамаскин ограничил вольное, «мирское», сочинение музыки, предпочитая простые, но умилительные песнопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010