Апостол Павел говорит: аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. «Если имею всю веру, так что могу и горы перестав­лять, а не имею любви; то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Тот же апостол пишет: о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовью поспешествуема ( Гал.5:6 ). Святой Иоанн Богослов учит: мы вемы, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата, пребывает в смерти. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев: кто не любит брата, тот пребывает в смерти» ( 1Ин.3:14 ). Как без веры, по слову апостола, невозможно угодити Богу ( Евр.11:6 ), так и без любви нельзя при­близиться к Богу, удостоиться Его благоволения и насле­довать жизнь вечную. 2) Что такое христианская любовь, которая необходи­мо требуется от верующих во Христа, чтобы достиг­нуть вечной жизни, и необходимо должна соединяться с верою? Любовь христианская, по началу своему, есть действие или плод Святого Духа. Апостол учит: яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам ( Рим.5:5 ). В другом месте говорит: плод духовный есть любы и проч. ( Гал.5:22 ). Апостол Иоанн пишет: возлюблении возлюбим друг дру­га: яко любы от Бога есть, и всяк любяй от Бога рожден есть и знает Бога ( 1Ин.4:7 ). Так лю­бовь христианская есть любовь благодатная, то есть сооб­щаемая верующим во Христа благодатью Св. Духа. 3) Кто имеет в своей душе эту благодатную лю­бовь, тот любит Бога, как высочайшее Благо, ради Его Самого, и любит ближнего, как себя, ради Бога. Кто имеет благодатную любовь, тот старается исполнять заповеди Божии о любви к Богу и ближнему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть пер­вая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе ( Мф.22:37–39 ). Заповедь, изреченная Господом, ясно показывает, что любовь к Богу и любовь к ближнему нераздельны. Любовь к Богу есть начало; а любовь к ближнему не­обходимое следствие или необходимый плод любви к Богу. Кто истинно любит Бога, тот любит и ближнего. Апостол Иоанн учит: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лож есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити? Сию заповедь имамы от Него да любяй Бога любит и брата своего ( 1Ин.4:20,21 ). Поэтому, когда говорится о христианской любви, разу­меется нераздельно любовь к Богу и ближнему; напр. св. Иоанн говорит: любы от Бога есть, и всяк любяй от Бога рожден есть ( 1Ин.4:7 ). Также апостол Павел пишет: аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй и проч. ( 1Кор.13 :1с), ра­зумея любовь к Богу и любовь к ближнему; ибо толь­ко такая любовь имеет ту важность и силу, какую усвояет ей апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь. Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая. Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя " сынов грома " - вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орел - символ высокого парения Богословской мысли - иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих. Теги: храм © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/241...

Апостол любви, как именует Иоанна Богослова церковь, был и апостолом Апокалипсиса. Пустынная гора, где Иоанн-Богослов молился с Прохором, вдруг заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. " Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель " (Откр. 1, 8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге Господь раскрыл тайны судеб Церкви и конца мира. После длительной ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где около 95 года и написал свое Евангелие от Иоанна. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга, убеждал, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, который сбился с пути истинного и стал главарем банды, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, предводитель шайки попытался скрыться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь. Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он собрал своих учеников и повелел приготовить в земле крестообразную могилу. Святой старец лег в эту могилу и сказал ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Ужасен, как сказано в Апокалипсисе, будет приход Антихриста, но претерпевший до конца спасется. Все претерпеть же ему поможет любовь к Богу и к ближним, ибо как сказано в Первом Соборном послании от Иоанна - « БОГ есть любовь»! И еще говорил апостол Иоанн: - «Если кто говорит, что он любит Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть. Потому что как он может любить Бога, Которого не видит, а брата своего, который пред ним всегда,- он ненавидит». (1 Ин. 4, 20). Поэтому и мы с вами, любя своего ближнего, через любовь к нему простираем нашу любовь к Богу. Не возлюбивший же ближнего, не возлюбит и Бога. Возлюбим же Господа и своего ближнего!

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/08/...

Два события из жития апостола Иоанна Богослова должны быть всегда перед нами, как клеймы на полях его иконы. Первое — когда он встретил одного замечательно красивого юношу и вручил его пресвитеру Церкви, с тем, чтобы он заботился о нем, сказав, что спросит с него за душу этого человека. По прошествии некоторого времени он вернулся и спросил, где этот юноша. Ему ответили, что он умер — духовной смертью. Приняв крещение, он узнал благодать, но, соблазненный дьяволом, совершил преступление, и, скрываясь от преследования, покинул город. В горах вокруг него образовалась группа преступников, и он стал предводителем разбойничьей банды. Апостол Иоанн Богослов, престарелый старец, отправился в горы и намеренно попался в руки этой шайки. Когда он предстал перед лицом их предводителя, тот увидел, кто перед ним стоит, и от стыда и страха не выдержал и побежал. Седовласый старец бежал за ним, умоляя: «Остановись, еще есть надежда! Я сам буду предстоять пред Господом Иисусом Христом за тебя. Как Господь умер за меня, так я готов за тебя умереть. Сам Христос послал меня к тебе, чтобы ты вернулся». Этот человек остановился, оружие выпало из его рук, и он с плачем бросился в объятия к апостолу Иоанну Богослову. Второй эпизод, о котором рассказывается в его житии, это посещение эфесских бань — общественного клуба того времени. Как только Иоанн Богослов узнал, что там находится знаменитый еретик Киринф, учивший, что не было никакого воплощения Христова, тогда он крикнул своим ученикам: «Немедленно бежим отсюда! Сейчас сами стены рухнут от присутствия нечестия и оттого, что мы присутствуем там, где это нечестие, смешиваясь с ним». Мы видим, с одной стороны, его живое участие в другом человеке, даже отпавшем от Бога, от Церкви, с другой — нетерпимость ко всякой ереси, к сатанинской лжи. Мы помним слово апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Апостол Иоанн Богослов обличает такое ложное благочестие, когда говорят: «Я люблю молиться, потому что люблю Бога» — а брата своего не любят. Кто такой брат? — спрашивают блаженный Августин, святой Иоанн Златоуст и многие другие святые отцы. Брат — это всякий человек без исключения, в том числе и тот, кто вне Церкви. Как разбойник, за которым бежал апостол Иоанн Богослов, умоляя вернуться ко Христу, с готовностью взять на себя последствия его грехов. Вот к чему призывается Церковь. И сегодня мы молимся: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, умоли Господа, иже падша на перси приемый, належащую тьму языков отгнати». Ту мглу, ту тьму языческую, которая окружает нас нечестием, чтобы у Церкви Святой, и у тех, кто принадлежит этой Церкви, было это живое отношение к истине, которая есть любовь.

http://moral.ru/апостол-иоанн-богослов/

Третий уровень – это евангельский уровень. Это, конечно, церковный уровень, новозаветный, и он включает в себя первый и второй. Поэтому если христиане становятся членами Церкви, они включают в себя и первую – человеческую, натуральную (то, что по совести нужно делать), и по закону Ветхого Завета, то они не становятся автоматически лучше других людей. Но христиане – нечто большее. Они имеют благодать. Но благодать новозаветная еще не полнота. Это залог, это предвкушение, это антиципация Царства, еще неполнота. Иногда бывает провал благодати, – как у Ефрема Сирина , Симеона Нового Богослова , святого Серафима, Иоанна Кронштадтского , – проявляется полнота, переизобилие, даже эсхатологическая полнота – того, что Бог давал апостолам и иногда некоторым святым. Но самое важное, что ни первая, ни вторая, ни третья ступени, и даже четвертая – эсхатологическая, которая в полноте Царства Божия, но иногда бывает тут, на земле, она проявляется частью. Вот, скажем,апостол Павел дошёл до третьего неба. Что значит «третье небо», мы можем долго думать, но словами выразить нельзя. Немного шутки: один богослов пошёл на Афон, он был ученым академическим, и говорил: вот, вы знаете, апостол Павел то и то говорит (он думал, что он имеет кредит от апостола Павла, вроде он сам апостол Павел). А один афонец, простой монах, говорит: «А святой Варсонофий не так говорил». Ученый богослов говорит: «Апостол Павел дошел до третьего неба». Отвечает: «А Варсонофий на седьмом небе был». Я хочу сказать, что эта эсхатологическая полнота проявляется иногда здесь, на земле, и есть такие святые, как Иоанн Богослов, скажем. Или такого рода, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский . Но это не значит, что ушло время этой эсхатологической полноты. Благодать никогда так не дается, что просто открываешь кран и берёшь, когда хочешь. Она сживается с нами. И Бог так руководит нами, даже и святыми, что их подвиг нужен, чтобы больше и больше открываться благодати. Поэтому они не перестают быть людьми, но по мере, по которой они общаются с Богом и живут в общении, а это общение – Христос. Я именно так говорю: общение человека с Богом – это Христос. Христос не просто один индивидуум, так сказать, Он не индивидуум, Он – персона, личность. Но и простор всех наших отношений с Богом и Бога с нами –это Христос, это Церковь . Поэтому Церковь и Христос отождествляются. При этом Христос, конечно, не перестает быть особой ипостасью, особой личностью, но Он в какое-то время, в каком-то смысле становится и коллективной личностью. Церковь – именно та коллективная личность, собор всех святых. Это Христос говорит иногда во множественном числе в Евангелии, и апостол Павел тоже отождествляет Христа и Церковь . Христос тоже говорит Павлу (Савлу): «Почему ты Меня гонишь?»

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Апостол Иоанн Богослов в своем послании также упоминает о преображении Спасителя, хотя не столь откровенно, как апостол Петр. Однако человек, знающий аскетическую литературу, понимает, что речь идет об этом же событии. Иоанн Богослов говорит о Божественной славе Спасителя, о Божественном свете, который Он дал узреть апостолам не столько телесными глазами, сколько очами души: Еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, о Словеси животнем: и живот явися, и видехом, и свидетельствуем, и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца и явися нам ( 1Ин. 1, 1–2 ). Можно, конечно, понимать слова «явися нам» в общем, историческом смысле, но, наверное, каждый из вас, имея даже малый молитвенный опыт, понимает, что духовный человек говорит о том, что непосредственно переживал, а не о том, к чему пришел путем каких-то умозаключений. Иже бе у Отца и явися нам: еже видехом и слышахом. Я думаю, что здесь говорится прежде всего о том, что видел и слышал апостол Иоанн Богослов на святой горе Фавор. Еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами: общение же наше со Отцем и с Сыном Его Иисусом Христом. И сия пишем вам, да радость ваша будет исполнена. И сие есть обетование, еже слышахом от Него и поведаем вам, яко Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя ( 1Ин. 1, 3–5 ). Разве эти слова не свидетельствуют о том знании, которое впервые получил апостол Иоанн Богослов на горе Фавор? Хотя в дальнейшем, в особенности после сошествия на апостолов Святого Духа в день Пятидесятницы, он имел опыт богообщения, постоянно и неоднократно переживал близкое присутствие Бога, однако впервые он приобрел этот опыт, когда Спаситель преобразился. Что же произошло на горе Фавор? Мы говорим привычные слова: «Господь преобразился». Однако святые отцы, более тонко и точно размышлявшие о сущности евангельского повествования и догматов, говорят, что в действительности преобразились ученики Спасителя. Вернее сказать, Спаситель преобразил своих учеников так, что они смогли увидеть Его присносущную и вечную Божественную славу. Господь Иисус Христос как Сын Божий и Бог, как само совершенство не может стать более или менее славным, потому что Он неизменен. Если бы слава Его стала больше, значит, ранее Он был несовершенным, и наоборот, если бы Он умалил Свою славу, значит, из совершенного превратился бы в существо, потерявшее полноту совершенства. Следовательно, на горе Фавор преобразились сами ученики Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Сегодня же два святых Божия угодника, призванные Христом к сему служению каждый в свое время и безукоризненно прошедшие этим страшным и славным путем до святости, вместе стоят у Престола Божия, ходатайствуя о всех тех, чьих сердец коснулся труд их апостольского слова, пример их жизни и тепло их молитв. Святой апостол евангелист Иоанн Богослов и святитель и исповедник Патриарх Российский Тихон. I и XX века. Они не случайно ныне стоят рядом в равной славе, ибо оба пронесли сквозь зло враждебного Богу мира слово истины, слово любви, слово спасения — слово жизни. Иоанн трудился на заре христианства во мраке и тьме еще не пробужденного к свету истины мира, Тихон — среди ужасов насилия, сокрушений последнего времени, мира, отступающего от Бога в бездну погибели. А это значит, что оба они шли путем жертвенной любви, ценой своей жизни и смерти свидетельствуя о Боге. Один — открывая миру тайну Спасения, другой — утверждая ее, как подвиг жизни во Христе, в лукавые дни отступления, обличая тайну беззакония, восстающую на Спасение. И общность их подвига любви и всецелой преданности Богу сод слала их чадами Божиими и светильниками миру. И эта общность в утешение нам свидетельствует, что Бог и вчера, и днесь, и вовеки Той же, и всякий, творящий правду во всякое время, любезен Ему. Святой апостол Иоанн Богослов, от Самого Христа осиянный светом Божественной истины и на груди Его переродившийся в Духе Божественной благодати из юноши-рыбака в апостола любви, оставил миру учение Христово во всей возможной полноте. Любовью своей Иоанн пребыл со Христом неотступно от первых дней Его служения до последнего вздоха со Креста: «Совершишася», — когда потряслись основания вселенной в величии таинства Искупления мира. Непорочная чистота сердца Иоаннова соделала его достойным таинственных откровений Господних, и он проповедал их миру своим Святым Евангелием, тремя посланиями и Откровением о грядущих судьбах мира и Церкви Христовой к концу времен. Святой апостол любви, подобно великому Моисею, видевшему рождение земли и человечества на ней, зрел последние дни мира и победу Победившего мир. И Иоанн засвидетельствовал слова Божий, «ибо слова сии истины и верны» (Откр. 21, 5). «Совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном…» (Откр. 21, 6—7).

http://pravoslavie.ru/1505.html

Тронутый слезами и словами Апостола, разбойник остановился, бросил свое оружие, в страхе и трепете предстал пред святым старцем, обливаясь слезами и сгорая от стыда. Святой апостол Иоанн падает в ноги злодею, умоляет его пощадить свою душу и возвратиться в лоно Святой Церкви к Премилосердному Господу Иисусу Христу. И так погибшая овца возвращается в избранное стадо. Любвеобильный Апостол сам разделял со спасенным им подвиги церковного покаяния – пост, молитву, бдение и коленопреклонения – и не оставлял его, доколе совершенно не уврачевал его душу и не утвердил на пути христианской жизни. Такова искренняя, христианская любовь, готовая принять на себя все немощи ближних и положить душу свою за спасение их. Вот это истинная любовь, достойная звания христианского. Она-то и делает нас истинными учениками положившего за нас душу Свою Иисуса Христа, как и Сам Он говорит: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин. 13:35 ). Таким образом, возлюбленные братия и сестры, по примеру святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мы должны любить Бога всем сердцем, и всей душой, и всем помышлением своим и ближних любить не словом и языком, но делом и истиной, при случае не щадя даже и жизни своей для спасения их. Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 ), – говорит чествуемый ныне нами святой апостол Иоанн. Если мы, христиане, станем искренне любить друг друга, будем дружелюбно расположены друг ко другу, то Бог всегда будет с нами и наша жизнь на земле будет счастливой и мирной. В первые времена христианства у всего общества верующих было одно сердце и одна душа ( Деян. 4:32 ). Сегодня же, когда в наши взаимоотношения прокрались вражда, ненависть, ссоры, раздоры, споры и несогласия, нам необходимо почаще взирать на образы благочестивых, любвеобильных мужей, на тот образ, который являет нам святой Апостол и Евангелист, и поучаться в писаниях его истинной христианской жизни и любви и просить его молитв за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Ну а почему Петр отрекся от Иисуса? А тоже потому, что перед этим размечтался, как он геройски «и в темницу, и на смерть» пойдет ради любимого Учителя ( Лк.22:33 )! Вот и говорит нам Апостол: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» ( Рим.12:16 ). И Сам Господь от подножия Своего креста пробуждает нас от сладкого мечтательного сна: «Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». Сырный четверг. О пастырской печали Лк.23:1–34; 44 –56 Иуд.1:11–25 С великой болью переживает Апостол Иуда отпадение людей от истины. Он пишет о них: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые». Это – образы попранной надежды. Все знают, что такое – в засуху появившееся облако, и что такое плодовое дерево для садовода. И вдруг облако проходит, не подарив ни капли дождя. И дерево, от которого ждали плода, оказывается мертвым! Так истинный пастырь воспринимает духовную гибель тех, кто был на его попечении. Так он связан с ними. Так же болезненно и Апостол Павел переживал пастырские неудачи. Он говорил, что если «у кого дело сгорит», то есть рассеется его паства, – «тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:15 ). Но, обманув надежды, отпавшие еще и обнажили свое непотребство, свои нечистые корни. Они еще и – «свирепые волны морские, пенящиеся срамотами своими». Волны во время бури выбрасывают на берег то, что таится в их недрах, – мусор ли, остатки ли умерших животных. Обнажается все, что скрывалось за внешней красотой. Поистине, как пишет и Апостол Иоанн Богослов, «они вышли от нас», «и чрез то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ). А святой Иуда добавляет, что это «люди, издревле предназначенные к сему осуждению» ( Иуд.1:4 ). Ни одного человека Господь не сотворил специально для погибели. Человек свободен. И перед ним еще в раю открылись два пути: один предназначен к славе, а другой как раз «к сему осуждению». О тех, кто избрал путь, ведущий к осуждению, Апостол говорит, что они еще и «звезды блуждающие». Они покинули свое место в сонме других звезд. Они думали найти свой, более светлый, путь. Но вне Божественных законов такого пути нет. И сами они виноваты, что теперь им «блюдется мрак тьмы на веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Соответствуя своему назначению и призванию от Бога, апостолы учили и благовествовали людям о Пришествии в мир Христа и Сына Божия, через Которого прощаются наши грехи и каждому человеку дается возможность войти в Царствие Небесное. Кроме устного наставления существовали и письменные: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15); «такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично» (2 Кор. 10: 11); «заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям» (1 Фес. 5: 27). Апостольские послания обладают таким же авторитетом, как и те, кто их написал. Или как говорит священномученик Иларион, «между личностью апостола и его посланием нет различия» . Просто физически невозможно находиться во всех Церквах сразу, поэтому приходилось отправлять послания. И, наверное, апостолы понимали, что они не смогут жить вечно, а глаголы истины, которым они научались от Господа, должны были наставлять последующие поколения христиан. Если кто ослушивался послания, то с такими апостол даже не разрешал сообщаться (см.: 2 Фес. 3: 14). Лжеучители, видя такую важность и серьезность посланий и соответствующее отношение к ним христиан, не раз пытались подменить их. В связи с этим апостол Павел пишет фессалоникийцам не принимать сразу ни слова, ни послания, так как много обольстителей, использовавших апостольский авторитет в своих нуждах (см.: 2 Фес. 2: 2). Предохраняя церковные общины от подобных «посланий», апостол Павел заключительные слова пишет своей рукой, что часто и сообщает получателям послания: «Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3: 17–18), или, например, в Послании к Колоссянам: «Приветствие моею рукою, Павловою…» (Кол. 4: 18). Видимо, с подменами сталкивался не только апостол Павел; святой апостол Иоанн Богослов пишет подобные слова: «… если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22: 19). Этот же факт отмечает протоиерей Александр Горский: «Таким значением посланий апостольских некоторые даже злоупотребляли; имя апостола придавали таким писаниям, которые ему не принадлежали. Так, после первого же послания, какое мы имеем от апостола Павла, уже начались появляться писанные под его именем другими, и он нашел нужным во втором из известных его посланий показать ясный признак, по которому можно отличать его подлинные послания от неподлинных. “Во всяком послании я обыкновенно пишу своею рукою приветствие: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами” (2 Сол. 2: 2 и 3: 17)» .

http://pravoslavie.ru/76159.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010