Начало ему - на земле Провозвещая об этом царстве Божием во время Своей земной жизни. Спаситель и начало и первое воплощение, осуществление этому Царству так же полагал на земле, а не переносил его только на небо, в царство славы, в будущую жизнь. Это ясно уже из вышеприведенных слов Самого Спасителя, свое выступление на проповедь ставившего во временную связь с приближением Царства Божия. Еще несколько ранее Его тоже прорек святой Иоанн, Предтеча Его. Покайтесь, - взывал он, - ибо приблизилось Царство небесное. Ибо Он (т.е. Христос. - М.Ч.) Тот, о Котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3, 23). Здесь Предтеча Христов прямо и определенно ставит приближение Царства Божия в зависимость временную, как бы в историческую последовательность от явления Христа на земле: царство приблизилось, ибо явился Христос. Значит, Христос явился не только для проповеди Царства Божия, но и для положения ему на земле начала самым Своим появлением... И Сам Спаситель не раз потом свидетельствовал, что Царствие Божие с Его пришествием на землю уже началось. Если Я, - говорил он иудеям, - Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие (Мф. 12, 28; ср. Лк. II, 20). Иудеи думали, что Христос силою Веельзевула изгоняет бесов; конечно, таковые были далеки от Христа, от учения Его и от жизни по Нему, далеки от жизни в Царстве Божием. А кто почитал Его творящим силою Божиею, тот был уже Христов, тот, по выражению Его, уже жизнью своею был близок к Царствию Божию; " достигло " - значит проявилось видимо здесь на земле. Поэтому, когда Христос увидел, что книжник разумно отвечал, сказал ему: не далек ты от Царствия Божия (Мк. 12, 34). А книжник этот исповедал Христу веру в Единого Бога и необходимость любить Его всем сердцем, всем умом и всею душою, и всей крепостью, и любить ближнего, как самого себя... Кто, значит, имеет веру и таковую любовь, тот близок к Царствию Божию, и обратно: Царство Божие близко к такому человеку, к человеку, живущему ещё на земле. Таким образом, вера во Христа и в Бога Отца и любовь к Богу и к ближним, т.е. черты истинной христианственности, делают человека уже близким, уже сыном Царствия Божия здесь, во временной его земной жизни; значит и Царствие это ещё здесь же, на земле, начинается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1471...

— Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. О, сколь великий страх объял тогда всех, возлежавших и предстоявших на вечери той, когда все увидели человеческую голову, как пищу, носимою на блюде, источавшую кровь, и, кроме того, движущею устами и изрекавшею слова; и сию главу плясавица взяла дерзкими руками своими и отнесла к матери своей. Иродиада же, взяв ее, проколола иглою язык, обличавший беззакония ее; посмеявшись достаточное время, Иродиада не позволила похоронить главу Иоанна вместе с телом, ибо боялась, как бы Иоанн не воскрес, если глава его будет присоединена к телу, и тогда не начал бы снова обличать ее и Ирода. Тело святого Предтечи ученики его в ту же ночь взяли из темницы и похоронили в Севастии; главу же Крестителя Иродиада закопала в земле, у себя во дворце, на некоем бесчестном и потаенном месте. Относительно того, каким образом оттуда была взята глава Крестителя, написано под двадцать четвертым числом февраля, когда празднуется Обретение сей честной главы. После умерщвления святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окаянный Ирод совершил и другое, не меньшее, злодеяние; ибо он посмеялся над Господом нашим Иисусом Христом во время вольного Его страдания за нас, как о том повествует святой Евангелист Лука: «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк.23:11). Однако мщение Божие не замедлило совершиться над пророкоубийцею и поругателем Христа; ибо, с одной стороны, кровь Иоаннова вопияла на Ирода к Богу, как некогда кровь Авелева на Каина (Быт.4:1–16); с другой стороны, иные беззакония Ирода (особенно поругательство над Господом нашим Иисусом Христом) навлекали на него праведную казнь Божию; и действительно спустя непродолжительное время Ирод лишился царства и жизни вместе с Иродиадой и плясавицей. Ибо Арефа, царь аравийский, мстя за бесчестие и поругание над его дочерью, собрал воинов и пошел с ними на Ирода; точно также и Ирод, собрав своих воинов, вышел на борьбу с Арефой. Произошла жаркая схватка воинов с той и другой стороны; воины Арефы победили воинов Иродовых; Ирод понес сильное поражение; почти все воины его были побиты, и сам он спасся с большим трудом. После этого Ирод лишен был своей власти и всех своих богатств кесарем римским и был послан на заточение с прелюбодейцею и дочерью ее первоначально в Лион, город галльский, потом был переслан оттуда в Илерду, город испанский, и здесь окончил жизнь свою в лишениях и бедствиях; но ранее своей смерти он видел смерть плясавицы, своей дочери, которая погибла таким образом:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Обстоятельства и смысл Крещения Господня от Иоанна, искушения Господа Иисуса Христа в пустыне, выход на проповедь, совершение первого чуда, появление первых учеников, беседа с Никодимом, удаление в Галилею, призвание учеников и избрание Двенадцати апостолов, Нагорная проповедь  Крещение Господне После примерно тридцати лет частной жизни, Христос вышел на общественное служение. Как и многие иудеи, Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Предтеча, будучи пророком, увидел, что Иисус не имеет грехов и необходимости в покаянии, поэтому удерживал Его, говоря: « Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? » (Мф.3:14). Но после слов Христа: « Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду » (Мф.3:15) Иоанн допустил Иисуса в воды Иордана и совершил крещение. Этими словами: « …ибо так надлежит нам исполнить всякую правду » Христос призвал Иоанна оставить все человеческие соображения и делать то, что Бог повелел ему делать (т.е. крестить), а Спаситель будет делать то, что Он должен. Также этим ответом Иоанну Господь показал, что Он готов взять на Себя последствия грехопадения Адама, смирить Себя, принять крещение и даже смерть за чужие грехи, ответственность за которые Он добровольно возлагает на Свои плечи. Служение Мессии, начатое омовением в воде Иордана, завершится кровавым омовением на Голгофе: омовением, которое очистит всех людей от греха. Когда Иисус выходил из воды, Бог открыл Иоанну Предтече, что Иисус есть Сын Божий: Креститель увидел, как отверзлось небо, и Дух Божий в виде голубя сошел на Христа, и услышал голос Бога-Отца: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволе ние» (Мф.3:17). Став очевидцем этого откровения, Предтеча после Крещения Христа свидетельствовал миру, что Иисус есть Сын Божий и ожидаемый Мессия, Который будет крестить Духом Святым и огнем. Крещение Христово на Иордане называется также Богоявлением, поскольку в этом событии Триипостасный Бог явил Себя людям: Бог-Сын, ставший человеком, крестился, Бог Дух Святой нисходил на Него, Бог-Отец свидетельствовал о Сыне. Это было первое откровение Триединого Божества миру. Искушения в пустыне

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«Отступи от меня, Господи, – взывает после обильного лова рыбы первоверховный апостол к необыкновенному Чудотворцу, – ибо я человек грешный» ( Лк. 5:8 ). Другой апостол, несчастный Иуда предатель, терзаемый укорами пробудившейся совести, возвращает первосвященникам сребреники со словами: «согрешил я, предав Кровь невинную». «И бросив сребреники... удавился» ( Мф. 27:4–5 ). Поразительное впечатление, производимое на людей святым Учителем, можно сказать, не оставляло их ни днем, ни ночью и заставляло их жить Его радостями, а еще более Его скорбями. «Не делай ничего Праведнику тому, – умоляет язычница своего супруга, – потому что я ныне во сне много пострадала за Него» ( Мф. 27:19 ), и сам игемон, после тщетных усилий оправдать невинного Страдальца, счел необходимым торжественно отречься от всякого соучастия в вопиющем злодеянии. Возлив воду, он «умыл руки пред народом и сказал: не виновен я в крови Праведника Сего» ( Мф. 27:24 ). Распятый со Христом благоразумный разбойник, человек, несмотря, быть может, на многочисленные злодеяния, вспомнивший о Боге в часы своих ужасных страданий ( Лк. 23:40 ), обращается теперь с горячей молитвой не к тому Богу, Которого призывал до настоящего времени, но в униженном, осмеянном и поруганном всеми Страдальце признает воплощенного Искупителя-Бога: «помяни мя, Господи егда приидеши во царствие Си» ( Лк. 23:42 ). Озаренные Святым духом, галилейские рыбари неустрашимо проповедали всему миру о распятом Царе славы ( Деян. 1:8 ), и еще из апостольского века мы имеем очень важное свидетельство проконсула Плиния о том, что современные ему христиане имели обыкновение на своих богослужебных собраниях петь гимн Христу как Богу: carmenque Christo, quasi Deo dicere. «Больший из рожденных женами» ( Мф. 11:11 ) святой Иоанн Предтеча «свидетельствует» об Иисусе словами: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» ( Ин. 1:15 ). Видя грядущего к нему Иисуса, Предтеча говорит: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ( Ин. 1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Память святой праведной Анны Святая и праведная Анна происходила из колена Асирова и была дочерью Фануиловою. Как показывает самое имя ее (Анна с еврейского значит «милостивая») она была женщиною добродетельною. За свою благочестивую жизнь Анна была наделена даром пророческим. Достигши глубокой старости, она, по слову Евангелия, «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк.2:37). Святая Анна принадлежала к числу тех благочестивых иудеянок, которые с нетерпением ожидали пришествия Мессии, — сюда был принесен Младенец Христос Иосифом и Мариею, дабы совершить над Ним законный обряд. В это время Симеон Богоприимец взял Младенца Иисуса на руки и произнес свое дивное пророчество о Нем, сказав так: — «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:29–32). Затем Симеон, обратившись к Матери Господа, изрек Ей сие пророчество: — «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (и Тебе Самой оружие пройдет душу), да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34–35). В эти святые торжественные минуты была в храме святая праведная пророчица Анна. Ей в это время было уже восемьдесят четыре года. Таким образом на закате жизни своей она имела счастье видеть Младенца Иисуса. Теперь уже она могла умереть спокойно. Выслушав пророчество Симеоново о Христе, она вместе с Симеоном славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Память 29 августа Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Святому Иоанну, Предтече Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, подобало предварить смертью своею, как рождение Господа, так и смерть Его; и, подобно тому, как на земле он проповедал о пришествии Господа, сказав: «идет за мною Сильнейший меня» (Мрк.1:7): так и находившимся в аду душам праотцов святых он должен был проповедать пришествие Господа; ибо Предтеча Иоанн должен был сказать здесь, что уже явился ожидаемый в мире Мессия. И подобно тому, как Господь наш Иисус Христос пострадал за грехи людские, так и Предтеча Его предполучил страдальческую смерть по причине беззакония Иродова. Случилось же сие так:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Также Иосия, царь Израильский, о котором Божественное Писание говорит, что он совершал дела благие и угодные Богу и во всем ходил путем Давида, праотца своего, не отклоняясь ни вправо, ни влево (см.: 4Цар.22:2 ), и его видим весьма смирившимся пред Богом, за что он и получил обетование мира и благословение от Господа (см.: 4Цар.22:19–20 ). Великое смирение имел и святой пророк Исаия. Он, удостоившись увидеть славу Божию и Серафимов, предстоящих Богу; не превознесся сердцем ради этих великих и преславных откровений, но крайне смирил себя и с великим страхом произнес: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя Господа Саваофа! (ср.: Ис.6:5 ). И пророк Иеремия, этот избранник Божий, освященный для пророчества еще во чреве матери своей, явил великое смирение, когда сказал Богу: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод ( Иер.1:6 ). Великим смирением был украшен и Даниил пророк, муж желаний, исполненный благодати Божией. Ибо, будучи спрошен Навуходоносором, царем Вавилонским, в состоянии ли он разгадать сон, виденный им, и заодно растолковать его, он, пересказав царю сон и растолковав его, сказал с великим смирением: мне эта тайна была открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но чтобы царю было дано разъяснение и чтобы ты мог узнать помышления сердца твоего (ср.: Дан.2:30 ). Превосходящее все великое смирение видим у того, кто стал вершиной пророков, – предтечи и крестителя Христова Иоанна, который, по свидетельству Самого Господа, самый великий человек из рожденных женами и больше, чем пророк (см.: Мф.11:9–11 ; Лк.7:26 ). И насколько он превзошел по благодати Божией и святости жизни своей других пророков и праведников, настолько большее смирение явил пред людьми и Богом. Ибо приходящим к нему креститься он говорил, умаляя себя: крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня, и я недостоин развязать ремень обуви Его (ср.: Мф.3:11 ; Мк.1:7 ). Видишь, как велико смирение святого и божественного Предтечи и Крестителя Господа Христа? Каждый слуга, каким бы негодным и презренным он ни был, все же счел бы, что может хотя бы развязать ремень обуви хозяина, то есть послужить ему, когда бы тот захотел снять обувь свою. А божественный и великий пророк Иоанн даже эту смиренную услугу не считал себя достойным оказать своему Хозяину, Христу. Поистине, где преизбыточествовала благодать, там и смирение преумножилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Братья христиане! Прошло всего несколько дней после Рождения Иисуса в Вифлеемском хлеву. Иисус Христос по Своему великому смирению изволил родиться там как раб, в хлеву. А сегодня, в канун великого праздника Крещения Господня, Иисус Христос, достигнув возраста 30 лет, приходит на берег Иордана, где собралось великое множество народа. На просторных равнинах Иордана толпы людей, сошедшихся со всей Святой Земли, слушали голос великого Крестителя, святого Иоанна, и приходили от него в трепет. Какой же силой обладал этот великий пророк, не совершавший чудес, не исцелявший больных, не умножавший хлебов, но так потрясавший собравшихся людей, что они в страхе спрашивали, что же им делать, чтобы спастись! И он учил их подавать больше милостыни и проводить жизнь в святости. И вот, в таком великом и редко встречающемся на Святой Земле смятении рядом с великим пророком Иоанном Крестителем возникает Иисус из Галилеи. В возрасте 30 лет. Иисус медленно пробирался к Иоанну сквозь толпу. Множество людей Его еще не знало, и Иоанн сказал о Нем, указывая на Него пальцем: – Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1: 29). Иисус подходит к нему и просит крестить Его. И там, на берегу Иордана, происходит поразительный диалог между Иисусом и Иоанном Крестителем. Святой Иоанн говорит Ему: – Господи, мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14). А Иисус отвечает ему: – Оставь теперь , Иоанн, крести Меня, чтобы нам исполнить всякую правду (ср.: Мф. 3: 15). И Иоанн, великий пророк Иорданских пустынь, суровый на вид, но преисполненный великой кротости и великого смирения, соглашается крестить Иисуса Христа. Когда святой Иоанн Предтеча крестил, огромное множество людей входило в воду Иордана, и каждый стоял там, пока не исповедует прилюдно все свои грехи, а потом выходил из воды. Иисус же Христос вошел в воду, был крещен и тотчас же вышел из воды, – говорит евангелист Матфей, стоявший там и бывший тому очевидцем (см.: Мф. 3: 16). Иисус вышел из воды, братья христиане, быстро, потому что на Нем не было греха. Он Сам говорит об этом перед лицом Своих врагов:

http://pravoslavie.ru/136742.html

Проповедь Крещение Господа нашего Иисуса Христа. 17в. 17 1. «Идите и научите» Проповеди на двунадесятые праздники Святое богоявление (19 января нов. ст. – 6 января ст. ст.) 1 . Божий глас. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих. ( Мф.3:17 ) Сегодня Православная Церковь празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа от руки Иоанна Предтечи. Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Пресвятой Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и нескольких близких лиц, не были посвящены в тайну Его Божественной жизни. Вдали от суеты и гордости Он возрастал и укреплялся духом ( Лк.2:40 ). В это самое время в дикой пустыне подвизался пророк Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорить ему: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ), скоро придёт Тот, даже обувь Которого я недостоин понести: Он будет крестить вас Духом Святым ( Мф.3:11 ). Люди один за другим входили в воду, и святой Иоанн крестил их. Вдруг он видит, что идёт к нему Сам Господь и просит Его крестить. Святой Иоанн пытается удержать Его и говорит: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне? Но Господь ответил: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф.3:14–15 ). И когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо, и все услышали глас Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Этот Божий глас с неба был не только к пророку Иоанну или тем, кто находился на Иордане, а был словом Божиим ко всему человечеству. Этим гласом открывалась тайна Божественного Лица Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство – более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле. Велик и славен был законодатель Ветхого Завета пророк Моисей, но он заслужил имя только верного служителя ( Евр.3:3–5 ), а Сын Девы Марии – Законодатель Нового Завета – называется возлюбленным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Апостол Иоанн чистотой девственной души своей так возлюбил Господа, что никакие земные привязанности не отяготили его в жизни. Он отдал Богу сердце свое, полное ароматов чистой и святой любви только к Нему. Совсем юным он оставил дом отца своего, рыбаря Зеведея, и откликнулся на проповедь Предтечи Христова, призывающего людей Божьих приготовить путь Господу: « прямыми сделайте стези Ему» (Лк. 3:4). Юный Иоанн сам встал на этот путь в ожидании Грядущего за Крестителем, Который « будет крестить вас [людей] Духом Святым и огнем » (Мф. 3:11). И вот святой Иоанн Предтеча указывает ученикам своим Некоего и говорит им: « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). И, послушный слову девственника–учителя, девственник–ученик оставляет Иоанна Предтечу, чтобы идти за Величайшим Девственником и Учителем и Спасителем своим. Последовал Иоанн за Христом, все оставив ради Него: и дом родной, и отца, и мать, и тихую, спокойную жизнь рыбаря, — он пошел по бурному житейскому морю неведомым доселе путем в неведомую обетованную землю — в Царство Небесное. Так в I веке в присутствии Христа загорелось сердце Иоанна. Но не так же ли загорелось сердце юного Василия Белавина в далекой от Израиля стране, холодной России, через девятнадцать столетий, прошедших со времени подвига Спасителя и трудов Иоанна Богослова? Тринадцати лет Василий оставляет отчий дом ради учебы в духовной семинарии, ибо уже в родительском доме уязвилось юное сердце любовью ко Христу, к заповедям Его, к Его Церкви. И шутливо–уважительное прозвище — Архиерей, данное ему семинаристами, пророчески зрит жизненный путь праведника в самом его начале. И как Иоанн отдал Богу сокровище нерасхищенное — девственное сердце свое, так и Василий принес тот же дар Богу. И с любовью, как дар святой, принял Христос преданность юных сердец. От полноты Своей любви Господь излил в их сердца неиссякаемый источник живой действенной любви. А они, достигнув в любви совершенства, смогли освещать и согревать ею и дальних, и ближних. Любовь Иоанна Богослова прошла сквозь века, а любовь святителя Тихона воссияла нам от гроба. В свое время возлюбил Иоанн Христа всею душою, всецело прилепился к Нему и неотступен был от Него до конца пребывания Христа на земле. Это были три года его «академии», где преподавателем стал Сам Божественный Учитель, где живое слово Нового Завета являлось видимым образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Когда же наступил тридцатый год Его жизни на земле, и настало время Его явления людям, то, как говорит Евангелие, “ был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне ”. Господь сказал ему, чтобы он шел крестить в Иордане народ и дал ему знак, по которому он должен был узнать пришедшего в мир Христа: на Спасителя должен сойти Дух Святой. Послушавшись повеления Божия, Иоанн ходил вдоль реки Иордан и проповедовал крещение и покаяние для того, чтобы Господь простил людям грехи. О том, что в мире перед пришествием Спасителя будет такой человек, как Иоанн, предсказывал еще пророк Исайя, живший за семь веков до Рождества Христова. К Иоанну на Иордан приходил весь народ и принимал от него крещение и исповедовал ему свои грехи. В то время пришел к нему и Иисус из Галилеи. Он подошел к Иоанну как раз в тот момент, когда тот рассказывал о Спасителе народу: “ Идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, Он будет крестить вас Духом Святым ”. И когда Иоанн говорил это, Иисус подошел к нему. Он и не нуждался в крещении, потому что был безгрешный и непорочный. Он родился от Чистой Девы Марии, и Сам был источником святости и чистоты. Но Он взял на Себя грехи людей всего мира и поэтому пришел к реке, чтобы креститься. Христос пришел на Иордан и для того, чтобы освятить воду Своим крещением и чтобы нам дать пример крещения. Иоанн должен был увидеть сходящего на Иисуса Духа Святого и услышать голос Бога Отца, чтобы потом рассказать об этом людям. Когда Христос подошел к Иоанну, тот сразу узнал Его, почувствовав духом, что наконец здесь Тот, кого он ждал. Иоанн сам хотел просить у Него крещения, но Христос сказал ему: “ Оставь теперь, ибо так нам надлежит исполнить всякую правду ”. 71 Иоанн со страхом крестил своего Господа, и Иисус сразу же после крещения вышел из воды. Существует предание, что святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и так держал его, пока он исповедовал ему все свои грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010