Протоиерей Александр Шаргунов: «Необходимы определенность и ясность» 11.09.2023 13:00:59 Как торжественно Церковь совершает память святого Иоанна Предтечи! Не того Предтечи, который шел впереди Христа, проповедуя многолюдным толпам о славе Спасителя, но Предтечи, заключенного в темницу, в которую входит воин, чтобы исполнить приказ Ирода. Вот человек, который должен умереть из-за чьего-то прелюбодеяния. И какой человек! Тот, кого Христос ставит выше всех других. Церковь преподает нам сразу же несколько уроков. Невозможно быть верным Христу, не храня внимательно ясного отношения к злу, которое есть в человеке. Святой Иоанн Предтеча обличает зло, с которым для него невозможно примириться. Вот первый урок. Там, где зло в человеке и в мире, — неизбежны страдания. В святом Иоанне мы видим в предельной степени то, что возвестил Христос Своим ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). И еще: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Это значит — вы будете гонимы. Вам создадут такие условия, что вы будете задыхаться, как бы от недостатка воздуха. Но мы дерзаем говорить: «Блаженны изгнанные за правду». Среди стольких несчастий и страданий мира кто может легко дышать? Может быть лучше убежать в пустыню, чем видеть все эти ужасы и грехи? Святой Иоанн Предтеча не просто имел скорбь, он, глас вопиющего в пустыне, предпочел молчание смерти всякому другому молчанию. Святые мученики всех времен говорят нам: «Мы плачем, оттого что вы не плачете». В памяти встает также молитва Христа, когда Он в полном одиночестве молился на горе Елеонской, совсем рядом с Гефсиманией. Второй урок заключается в том, что определенность и ясность веры не могут противоречить истине и правде. Необходимо зло называть злом, грязь — грязью. Мы знаем, что происходит в сегодняшнем мире, и какая утрата ясности угрожает Церкви. Мы должны хранить себя от идолов, о которых говорит апостол Иоанн Богослов. Это одна из самых серьезных задач, стоящих перед совестью каждого пастыря. Ибо мы живем в мире, где есть зло, — и тот, кто совершает его. Есть грех и есть грешники. И есть как бы некое противостояние между правдой и милосердием. Но сравнение с врачом, кажется, все проясняет. Врач старается исцелить больного, и у него нет другой цели. Церковь называет таинство покаяния «духовным врачеством». Благодатью Христовой священник исцеляет грешника от его греха, не вынося грешнику приговора, ни тем более показывая сочувствия греху. Он постоянно спрашивает себя: то что я говорю, то что я делаю — помогает ли исцелить такого-то человека от такой-то болезни? Вот золотое правило: необходимы определенность и ясность, но определенность и ясность спасателя. По благодати Спасителя.

http://radonezh.ru/2023/09/11/protoierey...

" Сходит благодать " января 2019 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Свято-Исидоровском храме " Мы слышали из Евангелия историю события, когда Спаситель позвал Иоанна Крестителя на Иордан, чтобы он готовил людей к духовной и благодатной встрече со Спасителем мира, - сказал владыка в проповеди. - Иоанн же не знал Спасителя, который пришел на Иордан как простой человек, в одежде плотника. Когда Иисус попросил Его крестить, Предтеча почувствовал, что это Спаситель, которого тысячелетиями ждал род человеческий. И сказал: " ... мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " Иисус ответил: " ...оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3:14-15). Господь опять показал смирение: Творец Мира, Сын Божий склоняет главу перед рукой последнего пророка Ветхого Завета. Иоанн Предтеча крестит Его и слышит голос Бога-Отца, возвещающий о возлюбленном Сыне. Дух Святой сходит на Спасителя. На Иордане является Святая Троица " . " Христос после Крещения пошел на гору, которую называют теперь Горой искушений, - продолжил архипастырь. - Там Он провел сорок дней и ночей в посте, был искушаем от диавола хлебом, властью, славою. И отвергнув все это, вернулся на Иордан. Тогда Иоанн Креститель сказал: " ...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира " (Ин. 1:29). Христос с Иордана начинает спасительную миссию, берет учеников Иоанновых и начинает Свое служение " . " Мы все крещеные и должны понимать, что быть христианином - это большая ответственность. Что должно отличать христиан? Эти отличия Господь нам даровал, сказав: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). И нам надо постоянно себя проверять на истинность веры по любви. Если нет в нас любви к ближним, значит, не настоящие мы христиане и еще много потрудиться предстоит, чтобы обрести любовь " , - сказал владыка. В качестве примера он привел ковчег Ноя, на котором были всевозможные животные. " Хищники жили там в мире со своими жертвами. Если даже животные смогли свирепость и инстинкт обуздать, то мы тем более должны учиться справляться с гневом. Ведь Церковь - как Ноев ковчег. Мы все с разными характерами на одном корабле, поэтому между нами должна быть только любовь. Как звери спаслись в ковчеге от потопа, так и мы должны спасаться от всемирного растления. Это возможно только в Церкви. Праздник заставляет нас задуматься, кто мы есть. Действительно ли отвергли сатану и облеклись во Христа, как обещали при крещении? Праздник напоминает: посмотрите как вы живете, радуете ли Господа своей жизнью? Сегодня обильно сходит благодать на всех нас, на источники вод. Мы должны быть открыты Богу, молиться о благодати и, почерпнув святой воды, хранить ее как святыню и пить каждый день во исцеление души и тела " , - закончил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Тропарь праздника Святой Троицы Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Перевод: Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям. Рождество Иоанна Предтечи, Крестителя Господня Празднуется 7 июля Событие Рождества Иоанна Крестителя отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в одном из городков иудеи, состарились, но Елисавета так и оставалась бездетной. Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет предтечейпредшественником, который своей деятельностью подготовит путь ожидаемого Мессии. Захария, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения . На это Архангел Гавриил ответил: ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила ее родственница Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость, ибо после Благовещения тоже ожидала рождения Своего Сына. Елисавета, по внушению Духа Святого, узнала в гостье Матерь Божию. И святой Иоанн, находившийся в утробе своей матери, воскликнул радостно, приветствуя Богородицу. Спустя три месяца после встречи праведная Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Об имени для новорожденного сына спросили святого Захарию. Он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, речь вернулась к нему, по предсказанию архангела, его речь. Исполнившись Духа Святого, он прославил Бога и произнес пророческие слова о том, что в мир вскоре придет Спаситель, а сын его Иоанн будет Предтечей Господа.После Рождества Господа Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

Когда родился на земле Спаситель, Сын Божий, Иисус Христос, тогда Ангелы явились на небе и воспевали: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! ( Лк.2:14 ). А один Ангел сошел на землю и возвестил пастухам, что в городе Вифлееме родился Христос Господь и положен в пещере, в яслях 86 . Пастухи пошли и нашли Христа Спасителя, поклонились Ему и возвестили людям, что они видели и слышали. Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января). Сретение В сороковой день по рождении Младенца Христа Пресвятая Богородица принесла Его по закону в храм. По устроению Божию туда же пришел в это время праведный старец Симеон. Духом Божиим Симеону было открыто, что он не умрет дотоле, пока не увидит Христа Господня. Симеон узнал Христа, взял Его из рук Пречистой Богородицы на руки свои, назвал Его Владыкой и возвестил, что Он устроит спасение людей, будет светом для язычников и славой для израильского народа. Сретение Господне празднуется 2 (15) февраля. Двенадцатилетний Божественный Отрок Иисус Христос, будучи двенадцатилетним Отроком, приходил в Иерусалим и там, в храме, сидя среди учителей и старцев, слушал их, спрашивал и отвечал им, и все слышавшие удивлялись Его разуму и ответам Его, ибо хотя Он был по летам Своим и отроком, но мудрость Божия действовала в Нем и показывала, что в этом Отроке от рождения был разум не человеческий, а Божественный. Крещение Когда Иисус Христос был тридцати лет, пришел к Иоанну Предтече креститься от него. Иоанн Предтеча в это время учил и крестил людей. Узнав в пришедшем к нему Иисусе Христе обещанного всем Спасителя, Иоанн Предтеча отказывался крестить Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя ( Мф.3:14 ). Но Иисус Христос сказал, чтобы Иоанн не противился, а крестил бы Его. Иоанн послушал Сына Божия, как раб Владыку и крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, то разверзлись небеса и послышался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мк.1:11 ), а Дух Святой в виде голубя сходил на пречистую главу Господа. Христос крестился не ради очищения скверны, как прочие люди, ибо в Нем не было скверны никакой, но чтобы нас очистить от скверны греховной, освятить Своей пречистой плотью водное естество для нашего крещения. Крещение Христово празднуется 6 (19) января. Сорокадневный пост и искушение

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но одно переживание и осознание вины бесплодно и бессмысленно; оно превращается в непрерывное – как белка в колесе – верчение в неистовом круге психологии и психоанализа. Когда нет реального освобождения от греха, такое покаяние становится равнодушным психологическим обычаем или переживанием разъедающего уныния. Покаяние и Царство Небесное Для того чтобы освободить человека от вины и греха и дать живые силы для подлинно чистой жизни, воплощается в мире сем Христос. Еще прежде Него среди израильского народа появляется великий пророк и Предтеча Господень Иоанн, который крестил, то есть омывал от душевной нечистоты в реке Иордане приходящих к нему людей. Будучи первым в новой эре проповедником покаяния, Иоанн взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И когда Сам Христос выходит на проповедь , Он, прежде всего, произносит те же слова, которые произнес прежде Предтеча: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние, которое проповедовал Иоанн Креститель, и само его крещение стало очень значимым в нравственной истории мира. Но и оно оказывается недостаточным, помимо превосходящей реальности Царства Небесного. Это понимает и сам Креститель, указывая на разницу между собой и Христом: «Я крещу вас в воде в покаяние; но Идущий за мной сильнее меня; я недостоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом, Святым и огнем. (Мат.3,4). О необходимости восполнения Иоаннова (человеческого) крещения свидетельствует эпизод из книги деяний апостольских, в котором рассказывается, как апостол Павел в Ефесе нашел некоторых учеников Христа и сказал им: «Приняли ли вы Духа Святого, уверовав?» Они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Он сказал им: «во что вы крестились?» Они отвечали: «В Иоанново крещение». Павел сказал: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса». Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса Христа ( Деян. 19,2–4 ). «Приблизилось Царство Небесное» – означает, что явился на земле и начал свое дело Спаситель мира и Царь этого Небесного Царства, иного мира, мира незаходящего света, абсолютного блага, любви и чистоты; мира чистоты совершенной, куда ничто нечистое не может войти и соединиться с ним. Поэтому необходимо очищение всякой земной человеческой реальности, имеющей стремление к небесному миру.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков)      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:45 мин. Размер 2.8 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы собрались почтить радостное событие рождения пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (см. Мф. 4, 17) Это то условие покаяния, которое обязательно для того, чтобы встретиться с Божественным Светом и выйти из тьмы служения диаволу и греху. И сегодня, мы движимые именно этим желанием, собрались здесь все вместе, чтобы порадоваться рождению пророка и Предтечи Господня Иоанна. Но очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), «он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Очень часто и люди очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел сегодня говорит: «Так поступайте , зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/95115.html

Чем вызван был такой энтузиазм, такой массовый духовный подъем, который охватил народ? Жажда правды неотделима от природы человека. Иногда она присутствует в душе в столь малой степени, что не ощущается ни окружающими, ни самим человеком. Но когда среди людей появляется подлинный праведник, стремление к правде, то есть к настоящей, полной, достойной человека жизни, у окружающих усиливается многократно. И тогда человек оказывается способным принять такие решения, которые могут перевернуть всю его жизнь. Мы, христиане, называем это обращением. Такое произошло со многими из тех, кто приходил к Иоанну Крестителю. Впрочем, не со всеми. Для кого-то это был только душевный порыв, который волнует, много обещает, но быстро проходит. Так или иначе, все, приходившие к Иоанну креститься, намеревались изменить свою жизнь. Это же намерение должно присутствовать и в душах тех, кто приходит к крещальной купели сегодня. И хотя то крещение, которым крестил людей Иоанн Креститель и то, которым крестит сегодня Церковь Христова, — совсем не одно и то же, не вспомнить Иоанна, говоря о таинстве, нельзя. Как сам Иоанн был Предтечей Иисуса Христа, так его крещение было предтечей нашего крещения. Крещение и покаяние Приходящим креститься Иоанн говорил: «Покайтесь…» В чем выражалось для приходящих это покаяние? Современный человек часто думает, что покаяться означает то же, что раскаяться. То есть, признаться на исповеди в совершенных грехах, искренне сожалея о них и обещая постараться больше их не повторять. Все это верно, и те, кто приходили на Иордан, исповедовали грехи свои, как повествует Евангелие. И все же настоящее покаяние подразумевает большее. Осознать свои падения, признаться в них и постараться больше не падать — конечно необходимо, но это только начало подлинного покаяния. Люди это чувствовали и спрашивали Иоанна: «Что же нам делать?» ( Лк.3:10 ) В ответ они слышали: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». ( Лк.3:11 ). Наверно, Иоанн говорил что-то и кроме этого, но евангелист называет главное. Если обобщить смысл этих конкретных указаний, он сводится к необходимости преодолеть свой эгоизм, увидеть рядом с собой тех, кто нуждается в помощи, поддержке, защите и послужить им, чем только можем, то есть к тому, что называем мы деятельной любовью к ближнему. И хотя наше крещение иное, чем Иоанново, в этом плане у нас все так же. Без покаяния оно не имеет никакого смысла. Когда на Апостолов в День Пятидесятницы сошел Дух Святой и они вышли на первую свою проповедь, говоря о воскресении Христовом, люди, слушавшие их, «умилились сердцем и сказали Петру: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:37-38 ). Разумеется, эти слова обращены не только к тем, кто тогда стоял рядом с Петром и другими Апостолами, но к каждому, кто услышал благую весть о жизни, смерти, воскресении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

Божий предохраняет, удерживает нас от всякого зла, от морального падения и духовного разложения. Он есть как бы некая соль, предохраняющая наши души от житейского загнивания, – та духовно очищающая нас соль, о которой говорил в одном из Своих поучений Господь: Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк 9, 50 ). Крещение Господне также научает нас и Правде Божией – праведному, правому, правдивому отношению к Богу и ко всей нашей жизни или, как говорится в Евангелии, к «исполнению всякой правды». И потому, когда святой Иоанн Предтеча по смирению своему отказывался крестить пришедшего к нему Иисуса, Господь сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф з, 15). Именно эту Правду Божию, которой и учил нас Христос, должны мы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею. А отсюда, естественно, должны мы духовно возненавидеть и всякую ложь! Сам Господь никогда не говорил и не мог сказать ни одного слова неправды, поучая нас: да будет ваше слово: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф 5,37 ). К этому всегда призывало нас и Священное Писание Ветхого Завета: глаголите истину кийждо искреннему своему ( Зах 8,16 ). Наконец вспомним и о том грядущем ублажении в Царстве Божием правдолюбцев, о котором говорит нам в заповедях блаженств Христос: Блажени алчущии и жаждущий правды, яко тии насытятся ( Мф 5,6 ). Говоря правду, мы соединяемся с Богом; употребляя же ложь, соединяемся с диаволом, который, как мы знаем, и есть самый непосредственный отец лжи. Выберем же, дорогие, путь Правды Божией! Учит нас нынешний праздник и такой замечательной христианской добродетели, как послушание. Хотя святой Иоанн Предтеча и говорил Спасителю, что это ему, Иоанну, следует креститься у Него, он все-таки смиренно послушался Его и, преисполненный страха Божия, крестил. Послушание нужно и всем нам – прежде всего послушание нашей Церкви Христовой. Особенно же такое послушание нужно монашествующим – как одна из самых главных духовных основ монашеского пути ко спасению. Как наставлял известный Оптинский старец Нектарий будущего митрополита Вениамина (Федченкова) , если что и кажется вам трудным к исполнению, «когда говорят старшие, никогда не отказывайтесь. Бог за послушание поможет». И, как говорит мудрая пословица, послушание и в огне не горит!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возросший и приготовленный Предтеча вызывается на свое делание гласом свыше. Слышится и христианами, дорогие братия и сестры, этот голос Божий, когда они вступают в трудовую деятельную жизнь. Этот голос передается через родительское благословение, через совет и благословение духовника, а внимательные, исполненные страхом Божиим верующие, имеют указания свыше через голос совести, всем этим руководствуются и идут путем жизни преблагословенной, несмотря порой на внешне неблагоприятные условия. С великим усердием и любовью совершал Предтеча Господень свое служение, не щадя жизни, не взирая на лица, не поддаваясь сомнению. Этот урок прост, и многими, возможно, не очень ревностно, не вполне совершенно исполняется. Где бы Господь нас ни поставил, на какую бы службу или работу, мы должны исполнять ее добросовестно во всем, как требует закон Божий, закон совести, житейский и гражданский, — во всем имея в виду благо ближнего и славу Божию. На это указывал святой Иоанн, давая лицам разного рода особые наставления. Когда собрался около него народ и некоторые спрашивали, что им делать, он отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же», то есть помогайте друг другу, кто чем может. Спрашивали его мытари, что им делать, и он сказал им, а в их лице — всем начальствующим: «Ничего не требуйте более определенного вам». Воинам он заповедал никого не обижать и довольствоваться своим жалованием. За нелицеприятное обличение неправды святой Иоанн был заключен в темницу и мученически, через усекновение главы, закончил свою жизнь. За то он прославлен на небе и славится во всем христианском мире, а виновники его смерти и здесь наказаны (Ирод с Иродиадой были сосланы в ссылку, где бедно жили и бедственно умерли) и по смерти, конечно, будут страдать вечно. И мы, дорогие братия и сестры, добросовестно совершая свое служение, не должны бояться и падать духом, если нас постигнут скорби, притеснения, если будут потери и даже опасность, грозящая жизни. Пусть злоба торжествует.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Помолимся же о том, чтобы, по ходатайству святителя Василия Великого и всех святых, вся наша жизнь была бы не напрасной. Аминь. III. Радость Богоявления О покаянии и ревности 177 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Мф. 3:16 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Смысл сегодняшнего праздника выражается в нескольких строках сегодняшнего евангельского чтения. Господь наш Иисус Христос приходит к Иоанну Предтече креститься на Иордан, а Предтеча говорит Спасителю: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» 178 Затем Иисус Христос нисходит в воды Иордана, а по похождении Его осеняет Святой Дух в виде голубя, а потом с небес слышится глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». 179 Итак, в Евангелии мы слышим о крещении-погружении – о том самом крещении, которым крестил Иоанн Предтеча в покаяние, когда к нему подходили тысячи людей. Но все омывавшиеся люди были грешниками, а Спаситель является праведником. Все люди, которые приходили к Иоанну, действительно нуждались в том, чтобы очиститься от своих грехов, ведь крещение-погружение совершалось ради очищения. Но Господь наш Иисус Христос приходит в мир, воплощается, становится подобным нам во всём, кроме греха, 180 спускается в стихию Иордана не с тем, чтобы очиститься от грехов, которых у Него не было, а с тем, чтобы освятить Иорданские воды. И по нахождении Его из вод происходит чудо Богоявления, чудо откровения Святой Троицы, явление тайны Троичного Божества. Таким образом, сегодняшний праздник очень высок – это праздник нашего собственного очищения. Но оно происходит не для того, чтобы мы возвращались на круги своя, оно совершается не ради повторного омрачения и не как дань обыкновению и традициям, не как одно из событий в общем порочном круге нашей жизни. Напротив! Это очищение – одна из ступеней, которая возводит на Небеса. Это очищение должно приводить нас к всевозрастающему совершенствованию нашей души и всей нашей жизни. И Господь, когда выходит из Иордана на берег и совершается полнота Богоявления, согласно евангельскому тексту, показывает нам пример духовного восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010