II. В чем же будет состоять это чинопоследование? Чин, бываемый при основании церкви и водружении креста, состоит в каждении окрест оснований дома Господня, – в освящении воды, которою молитвенно окропляются и освящаются все стороны основания храма Божия, – в освящении елея, который изливается потом на полагаемый в основание храма камень, – в водружении креста на том месте, где имеет быть св. престол, – и в положении в уготованном месте самого камня (с возлиянием на него елея), как основания храма. Крестовидное каждение вокруг основания храма (всех рвов, мест, веществ, назначенных для строения святого дома Господня) знаменует, что Дух Святый нисходит на то место, где имеет быть приносима Бескровная Жертва, Бог благодатию Своею осеняет строителей, укрепляет их силы, дабы они могли совершить предстоящее им святое дело. Крест Христов на месте имеющего быть св. престола водружается в знак того, что Церковь Христова сама основана на кресте Господа нашего Иисуса Христа, на силе крестных заслуг Его, – что для вещественных зданий нет другого столь твердого основания, как знамение Распятого на кресте Основателя Церкви, – и что на святом престоле имеет быть приносима та же жертва, что и на голгофском кресте. Камень, с изображенным или иссеченным на нем крестом, полагается в основание храма во свидетельство того, что твердый, незыблемый краеугольный камень Церкви Христовой есть Сам Господь Иисус Христос ( Еф.2:20 ), и в воспоминание, подражание великому ветхозаветному патриарху Иакову, возлившему некогда в жертву Богу елей на камень, служивший ему изголовьем во время сна (по пути в Харран), на месте явления ему Господа. Тогда праотец Иаков, пробудившись от сна, исполненный ужаса от видения величия и славы Божией, воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!.. Это не иное что, как дам Божий, это врата небесные»; а потом, взяв камень и возлив на верх его елей, поставил его памятником и дал обет устроить тут жертвенник Богу, услышавшему его во дни скорби, говоря: «Этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим» ( Быт. 28:16–22; 35:5 ). То же самое, можно сказать, будет происходить и на месте будущего храма Божия. Служитель алтаря Господня, окропив камень священною водою с такими словами: «Благословляется камень сей окроплением священныя воды сия в непоколебимое основание храма, созидаемаго во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», положит его в приготовленное для того место, говоря: «Основывается церковь сия в славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (в честь и память...) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   4) Адам, праотец наш, в раю был поселен Богом, и тогда был между Богом и создани­ем, между небом и землей. И когда по совету лукавого духа обратился к созданию и вкусил от заповеданного древа, тогда отступил от Создателя своего, и любовь, которую к Со­здателю своему должен был иметь, к созда­нию Его обратил, и так тяжко согрешил, и погиб. Так христианин, банею святого Кре­щения омытый и обновленный, поселен в Церкви Святой и пребывает между Богом и созданием, между небом и землей. Бог гово­рит всем христианам: «Не любите мира, ни то­го, что в мире: кто любит мир, в том нет люб­ви Отчей» (1 Ин 2:15).    Христианин, когда обращается к миру и земному, отвращается от Бога и неба, и когда любит создания, отступает любовью от Со­здателя, и так сердцем своим отступает от Бо­га и прилепляется к созданию, и, как Адам, всегда руку свою простирает к заповеданному древу. Ибо мир сей нам, как Адаму древо за­поведанное, к искушению нашему положен, к чему мы обратим сердце наше: к Богу или к миру. Когда к Богу обратим — от мира отвра­тим, и когда к миру обращаемся — от Бога от­вращаемся. Ибо мир и Бога любить невоз­можно, как выше сказано: «кто любит мир, в том нет любви Отчей». Как Адаму не велел Бог вкушать от древа того, так и нам ныне гово­рит: «Не любите мира, ни того, что в мире».    Итак, видишь, ради чего мы должны пре­зреть мир, то есть, чтобы Бога нашего поч­тить; мир не любить, чтобы Бога возлюбить, создание оставить, чтобы Бога обрести, от со­здания отвратиться, чтобы к Богу обратиться. Ибо как не можем и к востоку и к западу, и к небу и к земле одновременно смотреть, так и к миру и к Богу прилепляться сердцем. Когда очи наши обращаем к земле, то отвращаем от неба, и когда обращаемся к западу, отвраща­емся от востока, — так точно отвращаемся от Бога сердцем, когда любим мир, и когда к Богу сердечно обращаемся, тогда от мира отвраща­емся. Одно из двух надобно всякому избрать. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф 6:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    20Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? 21Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». 24Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? 20. Но хочешь ли знать и проч.: этот стих составляет вступление к доказательству из Писания той же истины, что вера без дел мертва и не может спасти человека. Вопросительная форма речи: хочешь ли знать, в соединении с названием противника неосновательным человеком, выражает сознание и торжество победы над ним. — Неосновательный человек: точнее — пустой человек; слово греческое означает не недостаток мысли, но нравственный недостаток души, отсутствие твердых основ нравственной жизни и деятельности; в приложении к настоящему противнику выражение значит: ты, человек с пустою, бессодержательною и с бессильною верою, довольствующийся своею пустою, ничего не содержащею в себе верою. — «Пустым называет человека, который хвалится одною только верою, но, не осуществляя ее в делах, не воспитал в себе твердой основы для своей деятельности» (Феофилакт). Мертва: см. прим. к ст. 17.   21—24. Не делами ли оправдался Авраам и проч.: самое сильное доказательство для христиан из иудеев (1, 1), так как этот праотец пользовался во все времена величайшим почтением у евреев, почему и прибавлено — отец наш. Вопросительная форма речи дает тон несомненности высказываемой мысли, которой не могут не верить даже противники, которые здесь имеются в виду. — Оправдался: понятие оправдания заключает в себе понятие о переходе человека из состояния виновного в состояние правого. Все люди виновны пред Богом святым как грешники, но по мере их нравственного очищения и усовершения из виновных переходят в состояние оправдываемых; оправдание поэтому употребляется в смысле праведности, оправданный — то же, что праведный, праведник, святой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    «Всякия кончины видех конец» (Пс. 118:96), — сказал Богоотец пророк Давид; видел он и конец нечестивых: они «будут, как выброшенное терние, которого не берут рукою; но кто касается его, вооружается железом или деревом копья, и огнем сожигают его на месте» (2Цар. 23:6—7).    С кем будешь ты сопричтена, душа моя, внегда будеши судитися?     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Иаковлю лествицу разумела еси, душе моя, являемую от земли к Небесем: почто не имела еси восхода тверда, благочестия.     «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней» (Быт. 28:12—13).    «Ты же разумела ведь, душа моя, лествицу Иакова, которая была явлена от земли к Небесам! почему же, и после этого откровения, не имела твердого восхождения — благочестия?» Видишь, как удивляется твоей неосновательности, душа моя, преподобный? Ведь сколько событий случилось после того, как праотец получил это откровение!    Эта невидимая простым глазом лествица воплотилась, она стала видимой и простыми глазами — в Той, Которая соединила в Себе земное и Небесное, в Матери Божией, которую Церковь именует лествицей Небесной.    Эта незримая лествица соединила в погребении Ее земной и Небесный миры. По этой лествице Матерь Божия — первая из земных! — телом взошла выше Небес, до Престола Божия, где свет Троицы страшный и неприступный, где Она предстоит ныне Божеству Триипостасному, лицем к лицу зряще, идеже лица покрывают Серафими, и зрит на Престоле Божии всенепорочное тело Господа обоже?нное.    В этом восхождении — великом чуде, совершенном нас ради, — человецы со Ангелы соединишася: «Ныне проходно бысть Небо и человеком, при- дите убо, вси христоноснии, взыдем с Материю Божиею», ибо «в Небеси заключися нетленное тело» Богоматери, «Еяже радимы обожихомся».    И Церковь поэтому воспевает в день Успения Владычицы: «Погребение Твое, Богородице, лествице Небесная, Тебе лествица бысть, еюже возшла есь к Богу, сущему верху ея».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   «Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.    Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.    Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.    Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий — римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».    После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»    Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)».    Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же».    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки (Лк.10:29-37). о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла — о любви ко всякому ближнему, — имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.    Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники — это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны — это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница — это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник — это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина — это явление Иисуса Христа после воскресения и Его вознесение, а два динария, данные гостиннику, — это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он «воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Имя, по Писанию, — это то, в чем определяется самое существо того, что именуется. (Не будем забывать, что те времена, о которых сейчас идет речь, были временами, когда всё человечество имело единый язык — иврит ли то был, или некий иной праязык; времена, когда столпотворение Вавилонское грехом гордыни еще не нарушило языковое единство человеческого рода и то, что говорил один, было понятно всем, независимо от того, из какой земли, из какого рода они происходили.)    Это понятно уже из самого чуда объединения объекта и понятия, которое произошло по Божией воле тогда, когда праотец Адам, еще безгрешный, осознавал богатство живой природы, созданной Творцом, и, в безгрешности своей идя по путям познания сущего, определял его основные внутренние свойства: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт.2:19—20). Ведь только человек, познающий в безгрешном состоянии волю Божию, заключенную в тварном мире, способен ее осознать и правильно выразить — так, чтобы понятным стало само существо, качество, смысл выражаемого: назвать Бога — Богом, птицу — птицей, лисицу — лисицей, а обезьяну — обезьяной, а не своим «далеким предком»...    И это было не простое упражнение ума. Это было восприятие дара Божьего — дара в имени выразить смысл.    Но Тот, Кто сотворил всё видимое и невидимое, есть Источник этого дара. И Он же — и Первый Именователь Своего творения. (Вспомним: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт.1:26)... Не обезьяну, не иное какое существо — именно человеком назвал Господь венец Своего творения, еще не существующий, еще сущий только в недрах Божественного Ума. И в этом имени — вся суть, выделяющая человека из животного мира, ставящая его над этим миром потому, что создан он по образу и подобию Божественному.) И, как Таковой, именно Он и является Источником имени, Тем, кто внушает это имя, внушает его внутреннее понимание, производит его в уме тех, кому предстоит это имя употреблять в повседневной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Таким образом, вочеловечение Логоса принесло миру неисчислимые блага. Снисхождение Божие на землю и вселение Его в тварное существо должно быть признано никак не меньшим, если не большим актом любви Божией, чем творение мира. По любви, изливающейся из Св. Троицы, Бог из небытия призывает тварь к бытию. По любви же приносится и жертва воплощения. Это самое полное откровение Бога миру, это совершеннейшее богоявление, пред которым все ранее бывшие откровения Ветхого Завета суть только слабые и несовершенные тени.    В воплощении Логоса люди впервые познали всю «полноту Божества телесно (Колос. II:9) и научились от Него, как должно жить в Церкви Бога живого, которая есть столп и утверждение Истины (I Тим. III:15). Открылось «от века утаенное и ангелом несведомое таинство», великая тайна благочестия, — «Бог во плоти явился, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (I Тим. III:16).    В воплощении Логоса дан нам совершенный пример для уподобления; показан совершенный Человек, Новый Адам, лучший чем ветхий, и от Него мы ведем теперь свою новую родословную. Потускневший, но не исчезнувший окончательно в грехопадении образ Божий, не раскрытый Адамом, как это дано ему было сделать по плану зиждительной Премудрости, должен раскрыться нами в богоуподоблении, в Христоуподоблении. Уподобляться, — учат нас отцы Церкви, а с ними и св. Григорий Палама, — это значит быть и жить по образу Творца, т. е., творить, В чем это творчество состоит показано нами в особой главе. «Бог, как мудрый Архитектор, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотрит, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (I Коринф. III. 10-11).    В воплощении Логоса, в принятии Им и освящении Им нашего тела, этому Телу Христову дано быть принесену в совершенную жертву Богу, таинственную, святую, вечную. Праотец Авраам, после Ходоломогорскаго» (Бытия, XIV, 17) встречает в долине Щавэ, «что ныне долина царская» Салимского царя Мелхиседека. И этот «без отца, без матере, без притча рода, ни начала днем, ни животу конца уподоблень же Сыну Бoжiю, свяшенник выну» (Евр. VII:3), этот таинственный пришелец из мира иного, царь Салима, т. е., царь мира вынес Аврааму хлеб и вино, прообраз будущей Евхаристии, Первообраз которой вечен и изначален. Этот священник Бога Вышнего (Евр. VÏÏ, 1) проображает иного «Священника с клятвою, о Котором сказано: клятся Господь и не раскается. Ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову» (Евр. VII:21; псал. 109, 4), т. е., Господа Спасителя, Великого Архиерея, принесшего в жертву Самого Себя. Он возсел одесную престола величествия на небесах: святым служитель и скинии юже водрузи Бог, а не (Евр. VIII:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“ И дал отроку, и тот поспешил , - сказано, - приготовить его ” (ст. 7). Но и после этого не успокоивается старец, но опять становится в ряд слуг. “ И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними ” (ст. 8). Сам все делает и предлагает. Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под древом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смиренномудрия! Какая возвышенность боголюбивой души! Когда они ели, этот столетний человек стоял пред ними. Мне кажется, что от великой радости и радушия он стал тогда выше своей немощи и как бы получил новые силы. Действительно, часто бывает так, что пламенная ревность души, когда усиливается, побеждает немощь тела. Итак, праотец стоял, как раб, считая для себя величайшею честью, что удостоился послужить посетителям и успокоить их после трудного пути. Видишь ли, как велико было страннолюбие праведника? Не на то только смотри, что он предложил хлебы и тельца, но размысли о том, с каким почтением, с каким смирением исполнял он обязанность гостеприимства, не так как многие другие, которые, хотя и сделают иногда что-нибудь подобное, но тщеславятся пред своими посетителями, а часто и презирают их из-за оказанной им услуги. Это подобно тому, как если бы кто собрал богатство, и имел его уже в руках, а потом вдруг все собранное выбросил из рук. Тот, кто делает что-нибудь с надменностью, и поступает так как будто он более дает, чем принимает - тот не знает, что делает, а потому и теряет награду за такое дело. Но этот праведник знал, что делал, а потому во всем, что делал, показывал духовную ревность. И так как он сеял дела страннолюбия в обилии и с большим радушием, то вскоре обильною рукою собрал и снопы. Когда он исполнил все, что от него зависело, не пропустив ничего, когда дело страннолюбия окончилось, и обнаружилась вполне добродетель праведника, тогда, чтобы праведник узнал, кого он принял к себе, и какие великие блага приобрел себе своим страннолюбием, пришедший (странник) наконец открывает себя, и мало-помалу показывает праведнику величие своего могущества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  Новый Закон   Что же все-таки требуется от человека, который желает стать «Своим» Христу? Здесь мы опять же встречаемся с мыслью, которая для древнего иудея могла показаться странной и даже кощунственной. Для участия в Царстве Мессии не обязательно исполнять предписания Закона Моисея. В новом мире жизнь основывается на совершенно иных принципах. На это могут намекать образы Фареса и Зары в 3-м стихе. Зара был младшим братом, но при родах его рука показалась первой. Повивальная бабка обвязала ее красной нитью. После рука спряталась, и родился Фарес, старший брат, непосредственный предок Христа. Зара родился вторым . По словам блж. Феофилакта, упоминание о младшем брате в родословной неслучайно: «Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельской жизнью … Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась. Но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании Закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа» . В Царствие Небесное вводит не исполнение формальных предписаний Моисеева Закона и даже, что важно, не человеческая праведность, но благодать Божия, которая стала действовать в этом мире с особой силой благодаря искупительному подвигу Спасителя. Со всей ясностью об этом говорит апостол Павел: «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати его, искуплением во Христе Иисусе»(Рим. 3:22–24). Что может человек предложить Богу в ответ на Его дар, поясняет образ четырех женщин. Несмотря на то, что все они согрешили перед законом, сам факт присутствия их имен в родословии Господа говорит о том, что своей жизнью они все же стремились угодить Богу и не враждовали с Ним. Как и царь Давид, за свое покаяние они сподобились стать праматерями Спасителя. Даже сами мотивы их проступков святоотеческая традиция экзегезы зачастую рассматривает как благие: вера в пришествие Мессии и желание послужить общему делу еврейского народа – рождеству Христа . В этом смысле их антиподами являются образы трех неупомянутых в родословии Иисуса царей (Охозии, Иоаса, Амасии). По мысли блж. Иеронима Стридонского, причина этого кроется в их личной нераскаянности и открытом богоборчестве их прабабки нечестивой Иезавели. Бог дважды проклинает ее род . По этой причине, «род ее забывается до третьего поколения, чтобы не быть включенным в ряд участвующих в священном рождестве» . Господь требует от человека лишь одного: веры в Своего Христа и покаяния .

http://bogoslov.ru/article/3707711

– А что, племянничек, бунтовал, небось, и ты в Нут-Амоне? – спросил Ахирам. – Я? Нет. Я человек смирный. Да нам и святой отец бунтовать не велит, – ответил Иссахар. Святым отцом называл он Птамоза. Старик покачал головой недоверчиво: – Врешь, ой, по глазам вижу, что врешь! Все вы, жрецы Амоновы, – бунтовщики… А только помни, сынок, бунтом ничего не возьмешь. – А чем же? – спросил Иссахар. Старик лукаво усмехнулся и погладил свою длинную белую бороду. – А вот чем, слушай. Праотец наш, Авраам, как сошел от голода из Ханаана в Египет, сказал Сарре, жене своей: «Ты у меня красавица; скажи же египтянам, что ты – сестра моя, чтобы мне хорошо было через тебя». Так она и сделала, и взята была в дом фараона, и хорошо было Аврааму через нее: был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды. А фараона поразил Господь за Сарру, жену Авраамову, лютыми казнями. Так-то, сынок. Благословен Израиль, народ, хранимый Господом! Он попирает выю врагов своих не бунтом, не силой, а мудростью, – заключил старик, и глаза его засветились плутовством Авраамовым. Молодой орел поднялся со скалы, медленно взмыл, озаряемый снизу заходящим солнцем, серебристо-седой, царственный, и плавными кругами закружил, высматривая добычу в степи, сосунка антилопы или степного стрепета. «Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе», – вспомнил Иссахар слово Господне к Израилю. «Так и меня сейчас несет!» – подумал он. Вспомнил также, что говорил ему Птамоз, посылая в Город Солнца: «Будь тверд и мужественен, сын мой, ибо с тобою Господь: Он совершит за тебя». И дал ему нож, маленький, бронзовый, жертвенный, с головой бога Амона-Овна вместо рукояти: на что, не сказал, и он не спросил, – сам понял. Вспомнив это, засунул руку под плащ, за широкий кожаный пояс и, нащупав в нем спрятанный нож, сжал рукоять нежно и крепко, как любящий – руку возлюбленной. «Ну что же, страшно? – подумал. – Нет, ничего не страшно с Ним: Он за меня совершит. Несет, несет и принесет к Себе!» Обернулся к Ахираму и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010