е., в Фессалии. – Веуниты (Βαιουνιται) едва ли не удержали древнее название всех Славян Венетов; они, во время 3-й Солунской войны, жили, вероятно, на границе Эпира и Фессалии. На границе Фессалии и северной Греции показывают Сетунь, при подошве Еловых гор и хребта Горы. Тут же поселения: Гура, Карпенища, Вола, Вайница, Езеро, Любово, Мечаво, – чисто Славянские. Не в дальнем расстоянии от Пинда встречаются имена городов и селений: Коница, Останища, Загорье, Богацкое, Клиново, гора Смокова, реки Десница, Теплица, Приморици, Самые вершины Пинда и ныне называются Василисса, Смоляк 85 . Все это следы собственности Белезитов, Борзитов и Венетов, занимавших Фессалию и часть Эпира. Все эти Славяне в 3 и 4 Славянской воине являются уже не данниками Кагана; для последнего нападения они призывают его только как союзника. Солунский историк в описании третьей войны показывает Славянского повелителя (Εξαρχον) Хацона, – Хочуна, а в описании пятой выставляет Рунхинского Князя Первунда, которого называет Царем (Ρηξ) и потом упоминает о современных Славянских Князьях (Ρηγους). По другим известиям Само, «Славянин Хорутанский», освободил Паннонских Славян от Обров в 622 году. – В тоже время Имп. Ираклий, для обуздания Обров, пригласил Карпатов поселиться в Империи. И в 623 г, пять племен с вождями своими заняли нынешнюю Хорватию, или Кроацию, после кровопролитной брани с Аварами. В след за Карпатами из нынешних Лужиц, Силезии и Саксонии вышли другие Славяне и поселились между одноплеменными Сербами по берегам Адриатики до самого Эпира, опять в невыгоду Аварам 86 . Немцы, заклятые враги Славян, старались поддержать Аваров в борьбе с Славянами: в 630 году они истребили ночью более 8000 сонных Славян, скрывшихся у них от Аваров 87 . Но Авары мало по малу исчезали в волнах Славянского мира; отселе писатели безразлично называли Славян Аварами и Аваров Славянами 88 . Солунский историк не говорит, когда именно упоминаемые им Славянские племена заняли Македонию и Фессалию. При описании воины 597 года он говорит, что Солуняне не ожидали тогда к себе Славян раньше четырех дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так происходила и окончилась вторая Славянская война против Солуня. Время этой воины довольно ясно видно у очевидца и историка её. Сказав, что дело происходило при Имп. Маврикии (582–602), он так говорит о появлении Славян у Солуня. «22 Сентября, в воскресенье, получено известие о них, и тогда, как жители с сомнением полагали, едва ли придут они сюда на четвертый, или на пятый день, и потому небрежны остались на счет городской стражи, они в самую вторую ночь недели (αυτ νυκτι δευτερα σαββατων 43 ) без шума приблизились к стенам» 44 . Так как между 582 и 602 г. 22 Сентября могло быть в воскресный день только в 597, то ясно, что вторая Славянская война с Солунем происходила в 597 году 45 . В чем состояли «требования» Кагана, которые отказался выполнить Маврикий, Солунский повествователь не показывает. По другим памятникам Авары за деньги воевали при Юстиниане против врагов Империи, между прочим и против Славян Антов; при Юстине бросились они в Паннонию, Чехию и Хорутанию, где ограбили и покорили Славянские племена, потом встретились в Турмагии с Франками, но после неудачи заключили мир и возвратились (в 560 г.) в Паннонию. 46 При Тиверие Каган напал на войска Империи при Дунае, разбил их на голову и принудил ежегодно платить до 80,000 золотых 47 . Отказ Маврикия Кагану относился, без сомнения, к этой унизительной подати. Солунский биограф выставляет известных ему Славян зависимыми от власти Аварского Кагана; он прямо говорит о Славянах: «πεκον γρ υτ τηνηκατα το θνος παν, – подвластен был ему (Кагану) тогда весь народ.» Этой зависимости Славяне подпали, одни задолго, другие пред самою второю войною с Солунем. Славяне, как уже видели, в 581 г. опустошали Фракию. Имп. Тиверии, занятый войною Персидскою, не мог отражать Славян, и просил Кагана усмирить Славян. Каган, еще прежде покоривший власти своей Паннонских Славян, потребовал и от Сербов подданства. Те отвечали: «Кто это такой, кто бы мог заставить нас силою повиноваться? Мы привыкли брать чужие земли, а не свои уступать другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Катавасия: Не послужиша твари Богомудрии,/паче Создавшаго,/но огненное прещение мужески поправше,/радовахуся, поюще:/препетый отцев Господь и Бог благословен еси. Катавасия: Не почтили богомудрые/творения больше Творца,/но угрожавший им огонь мужественно поправ,/радостно воспевали:/“Прехвальный Господь и Бог отцов,/благословен Ты!” Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси,/и праведнаго жертву водою попалил еси:/вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети./Тя превозносим во вся веки. Песнь 8 Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил,/и жертву праведника водою попалил:/ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением./Тебя мы превозносим во все века. Праведному Твоему сему гневу, Человеколюбче,/нашедшу внезапно, смутихомся/и отчаянием всеконечным объяхомся,/негодовавша на ны зряще Тебе. От этого праведного Твоего гнева, Человеколюбец,/наставшего внезапно, мы были смущены/и полным отчаянием объяты,/видя Тебя, негодующим на нас. Возпрострем руки, вернии,/и очи к Единому Владыце, спасати могущему, зовуще:/Христе, ярость Твою отврати от нас вскоре,/Человеколюбец сый. Прострем ввысь руки и очи, верные,/к Единому Владыке, способному спасать,/взывая: ярость Твою, Христе, скоро отврати от нас,/ибо Ты – человеколюбец! Тысящи Ангел, мучеников сословие,/пророк и апостолов, преподобных, иерархов святый лик/молит Тя, Владыко:/пощади люди Твоя смиренныя. Тысячи Ангелов,/мучеников собрание, пророков и апостолов,/преподобных и иерархов святой хор/молит Тебя, Владыка:/“Пощади народ Твой униженный!” Ведый, Щедре, немощь нашу,/и удобопоползновенное всех и неисправленное,/ослаби гнев, и смущение утиши,/Твоею милостию ущедри мip. Зная, Милосердный, немощь нашу,/и всю склонность к падениям и неисправимость,/ослабь гнев, и смятение успокой,/и по Твоей милости пожалей мip. Богородичен: Милостивая Богородице,/Милостиваго рождшая Спаса,/виждь озлобление и стенание людей Твоих,/и ускори умолити, еже ущедрити ны. Богородичен: Всем сострадающая Богородица,/родившая благого в сострадании Спасителя!/Воззри на бедствие и стенание народа Твоего/и поспеши испросить нам милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikomuc...

По другим источникам известно, что Славяне, сперва известные Грекам то под именем Венедов и Антов, то под именем Сербов, с начала 6 века стали почти каждый год вторгаться чрез Дунай в Империю. В 551 г. они в первый раз угрожали нападением Солуни. Перейдя Дунай, они заняли Ниш (Naissus); но некоторые из отважных попались в плен и вынуждены были открыть свои намерения на Солунь; многочисленное Греческое войско, готовое идти из Сардеса в Италию, быстро обращено на помощь Солуни и окрестным городам; Славяне, узнав о том, обратились в Империю и опустошили Далматию. В 581 г. целых 100,000 Славян явились во Фракии и размозжив, как говорит Менандр, Грецию, оставили потом (588 г.) своих поселенцев в Пелопоннесе 29 . Таким образом первое нападение Славян на Солунь происходило ни как не после 581 г., когда Славяне навели ужас на всех Греков. Иначе «глубокий мир» Солунского историка необъясним, тем более, что Славяне с 581 г. не один десяток лет почти непрерывно грабили и разоряли Греков, то одни, то вместе с Аварами. Напротив, очень вероятно, что пятитысячный отряд, цвет Славянства, открыл нападением на Солунь ту самую опустошительную воину, которою привели Славяне Греков в трепет, и, след., нападение отряда на Солунь относилось к началу 581 г. 30 Поскольку же опустошение Греции 581 г. принадлежало Славянам Адриатического поморья, то их же делом было и первое нападение на Солунь. Вторая война Славян с Солунем По известию биографа, за первым легким нападением Славян на Солунь, следовала грозная война их и Аваров с Солунем 31 Каган Аварский посылал к Имп. Маврикию (582–602) послов с требованиями. Император отказался исполнить эти требования. Раздраженный Каган положил отомстить Маврикию на Солуне, богатом торговом городе, тем более что голод и язва уменьшили тогда число защитников Солуня. Он собрал до 100,000 войска и приказал быстро идти к Солуню, чтобы явиться под стенами его за день, и никак не более, до получения слуха о войне в Солуне. Войско почти все состояло из Славян. Аварский Каган, как повелитель Славян, «называл народ жестокий, Славян данников (Σκλαβιν θρησκεαν) и, присовокупив к тому варваров из других народов, приказал взять оружием Богохранимый Солунь.» Самого Кагана не было при войске 32 Такого грозного войска Солунь еще не видал под стенами своими; вся Фессалия и Иллирия не могли выставить столько войска, сколько послал Каган.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Эти места, конечно, принадлежали Солунским Драговичам и Сагудитам. Солунский историк не говорит, откуда пришли эти племена в окрестности Солуня, хотя и дает видеть в них переселенцев. Имп. Константин, исчисляя народы, бывшие в его время под управлением Русских Князей, упоминает между ними Драговичей (Δρουγουβιται), как соседей Кривичам. Пр. Нестор писал, что Драговичи, за долго до прибытия Рюрика в Новгород, занимали места между Припетью и Западной Двиной, т. е., нынешние Минскую и Витебскую губернии. Под Карпатами доселе есть Драгоно, замечательное особенно по тому, что там же живут Сотаки, соседи Малорусскаго наречия, как и жители Драговой 77 . В Солунских Сагудатах слышно имя Геродотовых Задунайских Сигиннов 78 . Иорнандовых Сатагаров, Сатагов и нынешних Сотаков. По известию Иорнанда, Сатаги, которых он называет и Сатагарами, по смерти Аттилы оставались на некоторое время в нижней Мизии и потом явились в Паннонии 79 . Их-то мёдом, просом и квасом почивали у Аттилы Греческого посла, Приска 80 . И так Сигинны и Сатаги жили там же, где доныне живут Сотаки-медовики, поколение Словаков, именно под Карпатами 81 . Таким образом родина Драговичей и Сагудатов под Карпатами. Белезиты (Βελεζηται) жили в Фессалии при Пагазейском залив и занимали, как показывает описание пятой Славянской войны, Фантийские Фивы и Деметриаду, места, славные по хлебородию 82 . Это местопребывание Белезитов замечательно и по тому, что показывает собой народную черту поселенцев её – любовь к земледелию. Имя Белезитов осталось в городе Велестине или Белостене, что при озере Бебейском. Это те же Славяне, которые в 799 г. имели дело с Империею под начальством «Князя Славян Бельзеции (Βελζητιας)» 83 . В последствии известно было Княжество Бельзское в Чермной России.– Имя Берзитов, борзых, встречается у Кедрина, когда говорит он о войне Греков с Болгарией 774 г. и страну их называет Βερητια, Берзетиею. Здесь Берзиты являются жителями Фракии, на севере от Константинополя 84 . Но так как Солунский историк ставит своих Берзитов подле Белезитов, подобно как Драговичей, подле Сагудитов, Стримонцев подле Рунхииов, то, вероятно, что его Берзиты жили там же, где и Белезиты, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Описание пятой войны показывает, что Рунхины занимали приморские места, а имя их дает знать, что им принадлежали и плодоносные берега Рухея, вытекающего из Болбея в море 96 . Обозревая Солунское описание трех осад Солуня, не можем не заметить, что пятая Славянская война с Солунем происходила при Юстиниане Ринотмете. (685–695, 701–711). Солунский историк говорит, что Первунд схвачен быль тогда, как Император был занят войной с Сарацинами. «Это было на первом году Юстиниана, в 685 г. По смерти Первунда, умерщвленного по приказанию Императора, Славяне два года опустошают окрестности Солуни и держат в осаде самый Солунь. Следовательно, это было в 685 и 686 г. Вторая осада Солуня относилась к 687 году. За тем следовал покой Славян, 688 г. Итак последняя осада Солуня, окончившаяся невыгодно для Славян, относилась к 689 г. Это время, как видно по известиям П. Никифора 97 , Феофана 98 и других 99 , было одно из самых несчастных для Славян. Юстиниан, отправив конницу во Фракию, отправился потом и сам против Славян «освободил Солунь, разбил на голову Стримонцев, Рунхинов и другие Славянские племена» переселил многих из Славян в Малую Азию; из молодых люден составлен был Преторианский корпус в 30,000 и отправлен тогда же против Арабов. Порфирогенет пишет: «Третья Фема (область) – Фема Стримонская. Стримонская Фема составляла часть Македонии; такой Фемы, собственно, не было, но она относилась к разряду клиссуры. Ее разделили по себе (διανεμονιαι) Скифы вместо Македонцев, когда Юстиниан Ринотмет поселил их в горах Стримонских и в проходах клиссур (ущелий) 100 ». Сличая эти слова с историей Юстиниана: а) нетрудно догадаться, что Скифами Император величает Славян; так называли их на языке великолепного Византийского Двора; б) те же слова говорят, что Юстиниан назначил для Славян Стримонскую провинцию, где видим у Камениата Драговичей и Сатаков-медовиков, но уже не видим Рунхинов; последние преимущественно попали в число тех, которых Юстиниан переселил в Малую Азию. 101 Занимая приморские места, Рунхины, как видно и из описания пятой войны с Солунем, часто занимались морскими набегами, а потому более других признаны виновными при Вязантийском Дворе. Солунский историк опровергал бы свидетельство Императора, если бы последний говорил, что Славяне в первый раз при Юстиниане заняли Македонскую и Стримонскую область. Но сличая Константина с Солунским историком и с другими известиями, должны мы так разуметь свидетельство Константина, что Юстиниан, отправив большую часть Рунхинов и некоторую Фракийских Славян в Малую Азию, других с приморского берега переселил в ущелья Стримонские, ближе к границам Фракии, чтобы, таким образом, избавиться от морских набегов отважных Славян. Шестое покушение Славян на Солунь

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По этими» словам, поселения Драговичей и Сагудитов, между собою соседние, граничили с Солунем и Верреею. Ниже он упоминает еще раз «о Славянах, близких поселенцах, союзных с нами (с Солунскою областью) и находящихся под ведением военачальника Стримонского 71 ». Само собою понятно, что поздний Грек (или не вернее ли огречившийся Славянин Камнев?) – странен, выражаясь спесиво: «какие-то Драговиты и Сагудиты. " Эти какие-то выставляли до 100,000 войска и заставляли трепетать Царьград. Правда, при Камениате Славяне были уже довольно смирны, но во всяком случае не надобно было забывать прошлого. Веррея, известная еще по Апостольской проповеди к жителям её, Евреям и Грекам ( Деян. 17:10–14 ), в последствие занята была Славянами; Имп. Никифор в 805 г., возвращал ее Грекам, но не долго; Крум заставил бежать Греков, кто куда мог; в конце 10-го века Василий Булгароистребитель опять ввел в нее Греческих колонистов 72 . Таким образом, если Камениат выставляет поселения Славян в долине Солунской незначительными, то не надобно забывать, что это говорит спесивая нищета; простим её слабости, но не опустим из виду и правды. Сам Камениат говорит, что рыбный промысел и торговля обогащали поселенцев Солунской равнины; кроме того та же равнина известна была по богатству хлебородия, что так естественно для местности, обильно орошаемой реками. 73 Как далеко простирались поселения Дроговичей и Сагудитов, не показывает историк Славянских воин Солуня, хотя он, говоря о событиях, случившихся спустя 60 лет после четвертой воины, опять упоминает, что Драговичи жили около Солуня 74 . Камениат показывает, что вершины судоходных рек, Вардара и Черной, 75 принадлежали Скифам-Булгарам, а поселения Драговичей и Сагудитов граничили с Скифами. По сему можем положить, что поселения Драговичей и Сагудитов на северо-западе Солуня достигали Погонии или Пелагонии. В этой западной части Македонии известны Славянские поселения: Подин, Граданска, Остров, Мглин, (Эдесса), Прилеп, Преспа, Старидол, Драгубииа, никогда место кафедры Епископской, Кастранища 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

имп. Максимиана (имеется в виду Галерий ) начались преследования христиан. Накануне гладиаторских боев Максимиан повелел арестовать Д. С., проповедовавшего недалеко от стадиона. Святой был заключен в находящихся неподалеку термах (общественных банях). Любимец Максимиана гладиатор Лий, обладавший сверхъестественной силой, был побежден юным простолюдином по имени Нестор . Разгневанный император вернулся во дворец, и, когда ему сказали, что Д. С. напутствовал Нестора на поединок, он приказал пронзить святого копьями. Ночью благочестивые христиане взяли тело Д. С. и похоронили его среди развалин рядом с термами, где он был убит. Позднее здесь стали происходить чудеса, и эпарх Иллирика Леонтий построил на этом месте часовню-мартирий во имя Д. С. Passio prima не содержит никаких указаний ни на социальное положение Д. С., ни на духовную дружбу Нестора с великомучеником, как в более поздней агиографической традиции (в версии патриарха Фотия связь между победой Нестора и казнью Д. С. вообще отсутствует). Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») Д. С., сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. (BHG, N 497 и 497b - ActaSS. Oct. T. 4. P. 90-95 и в PG. 116. Col. 1173-1184), содержит значительно больше сведений о Д. С. и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение к-рых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции. В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Д. С. носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата. Д. С. открыто проповедовал слово Божие, и мн. эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников» (ν τ κεσε Χαλκευτικ λεγομν στο). Он был схвачен солдатами и приведен к императору, к-рого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием ( Максимиан , правивший в 286-305 и 307-310). Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над Д.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Следовательно, Славяне жили тогда хотя и не очень далеко от Солуня, но и не так близко, как было после. По окончании той же войны 597 г., несколько отрядов Славянских отделились от войска Аварского Хана и остались у Греков. Но эти отряды не оказываются так многочисленны, чтобы составить собою Сагудатов, и других, являющихся в последующих войнах Славян с Солунем. Туринский Греческий хронограф говорит, что еще в 588 г. Фессалия была занята Славянами, но это должно разуметь только о малой части её, так как главное заселение Славянское относилось тогда к Элладе. Имп. Константин пишет, что Фессалийская Серблия получила свое название от Сербов, которые, по согласию Имп. Ираклия, основали ее, хотя, спустя не долгое время, снова перешли в Сербию 89 . Это дает право полагать что сильное заселение Фессалии и Македонии Славянами произошло при Имп. Ираклии; а так как Ираклий действительно приглашал Карпатских и Лужицких Славян занять империю, Драговичи же, Сагудаты и Пелезиты самыми именами своими указывают на Подкарпатскую свою родину; при том, в 676 г., Славяне уже хозяева Македонии и Фессалии, за исключением Солуня, защищавшегося от них стенами, то не сомнепным становится, что полное заселение Македонии и Фессалии Славянами относилось ко времени Ираклия, или к 623–640 г. Пятая война Славян с Солунем Славяне мирно жили около Солуня. Но оскорбление, сделанное им Греками, вызвало их к мести. Началась пятая война Славян с Солунем, в которой отличаются три осады Солуня. Первая осада «Тогда как Славяне, говорит Солунский историк, живя около богохранимого сего города, соблюдали, как казалось, условия мира, тот, кому поручена была тогда префектура, не известно. как и за что, обвинил пред Императором Рунхинского Князя (ρηγα) Первунда, будто он замышляет недоброе против нашего города.» Повествователь дает разуметь, что Грек оклеветал Славянского Князя, и, однако, Император, поверив клевете, приказал Рунхинского Князя (ρηγα) представить связанного в Константинополь. Первунд, находясь в то время в Солуне, вдруг быль схвачен и в железах послан в Константинополь 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С кем хотели действовать Кубер и Мавр против Солуня и Империи? Солунский Историк, как Грек, в своем повествовании об избавлении пленников от Кагана, преимущественно имеет в виду пленников Греков 104 . Но он же прямо называет Кубаря и Мавра Булгарами и между пленниками полагает значительное число язычников, каковыми, конечно, не были Греки, тогда как Славяне были, как известно, и в порабощении у Кагана и оставались язычниками. С другой стороны, если бы пленники состояли из одних Греков, то Кубарь и Мавр с ними одними не могли замышлять что-нибудь против Империи. Поскольку же из Солунского повествования ясно видно и то, что большинство удалившихся с Кубарем из области Кагана состояло из Христиан, то необходимость требовала от Кубаря обратиться для успеха в своем деле за помощью к другим – к тем, которые имели одинаковые с ними причины действовать против Солуня и Империи, к Славянам Македонским. Это дает видеть и сам Солунский историк!», когда говорит!., что Кубарь имел тесные отношения с Сагудатами. Таким образом действия Кубаря и Мавра против Солуня и Империи были делом Славян. Современные обстоятельства, известные по другому источнику, еще более объясняют это дело. По словам Солунского повествователя, борьба Кубера с Каганом происходила спустя более 60 лет после Аваро-Славянской четвертой войны с Солунем (678 г.), следовательно около 742 г., во время Имп. Константина Копронима (741–773). Таким образом время восстания Кубаря и Мавра против Империи близко было к тому событию, о котором говорить Феофан. Он пишет: «В сем году (758) Константин покорил Славян Македонских (τας κατα Мακεδονιαν Σκλαβινιας, κατα, – εν) и сделал данниками другие народы». По какому Случаю возгорелась эта воина? Как и сколь долго происходила она? Какие Славянские Македонские племена покорены был и тогда? На эти вопросы Феофан не говорит ни слова. При молчании Феофана, соображая событие его с повествованием Солунским, мы можем считать за вероятное, что война, показанная Феофаном, если не была непрерывным продолжением дела Кубера, то, по крайней мере, она начиналась с того, что Славяне, спустя нисколько времени после неудачного окончания дела Куберова, хотели довести до конца предприятие Кубера, разрушенное так неожиданно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010