23 марта 1745 года архимандрит Иоасаф приехал в Лавру и здесь, в знаменитой обители святорусской, воздвигнутой не златом и серебром, а молитвенным потом и слезами пустынножителей, «начал жить с Богом на послушании наместническом». Наместническое послушание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре архимандрит Иоасаф проходил до июня месяца 1748 года. За время служения в Лавре он явил себя весьма ревностным и полезным соработником ее настоятеля — священно-архимандрита Лавры и архиепископа Арсения Могилянского. Последний, как член Святейшего Синода, в течении большей части года находился в С.-Петербурге и потому в деле управления Лаврой вынужден был полагаться на ближайшего и надежнейшего своего сотрудника — наместника архимандрита Иоасафа. Приснопамятный архимандрит Иоасаф был, следовательно, ближайшим и постоянным управителем Лавры. Испытывая телесные болезни, происходящие от чрезмерно строгой аскетической жизни, но не оскудевая духом, архимандрит Иоасаф с отменным усердием и победоносно совершал здесь укрощение духовного своеволия, углублялся в постоянное служение Богу, восходил от силы в силу в личном подвиге внутренней духовной борьбы и весьма много трудился на пользу вверенных ему святых обителей. Но недолгим было служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Промысл Божий скоро указал ему, великому труженику Божиих дел и носителю Божией благодати, более обширное и многотрудное поприще деятельности архипастырской, к которой он уже практически был подготовлен. Вскоре он был призван к архипастырскому служению. Кафедральный Свято-Троицкий собор г. Белгорода 1 января 1748 года скончался Антоний Черновский — митрополит Белгородской епархии. Св. Синод представил Ее Величеству доклад со списком кандидатов на это место. В числе кандидатов был помещен архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры наместник Иоасаф (Горленко). 15 марта 1748 года состоялось высочайшее повеление о назначении высокопросвященного, попечительного и трудолюбивого архимандрита и наместника Иоасафа во епископа на обширную в то время Белгородскую епархию.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Крайне смущенный этим сновидением, Св. Иоасаф, при обозрении церквей, подробно осматривал их как снаружи, так и изнутри, отыскивая церковь, явленную ему Господом во сне. Наконец, прибыв в г. Изюм, Святитель посетил Вознесенскую церковь в предместье города «Замостье». Глубокое волнение охватило Святителя при виде этой церкви: он узнал Ее... Встреченный духовенством и, войдя в притвор, Святитель с изумлением остановился и стал всматриваться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую как бы перегородкою, за которою ссыпали уголь для кадила... Долго стоял Святитель пред иконою, и глаза, полные слез, долго смотрели на Пречистый Лик Царицы Небесной, тогда как уста шептали святые слова молитвы... Долго, с волнением, тревогою и крайним беспокойством взирало духовенство на своего святого и строгого архипастыря, не постигая, почему Святитель оставался в притворе вместо того, чтобы идти внутрь храма. Объятые трепетом и страхом стояли пред ним священнослужители в предчувствии чего-то страшного. Осенив себя крестным знамением, пал Святитель Иоасаф пред иконою на колени и, заливаясь слезами, громко сказал: «Владычица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» — Потом, сделав благочинному строгое замечание за небрежное отношение к святыне, Святитель Иоасаф приказал немедленно поставить икону на подобающее ей место в храме, сказав: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особенное значение Своего заступничества для веси сей и всей страны». Св. Иоасаф, пробыв в Изюме более трех дней, ежедневно утром и вечером приходил молиться в Вознесенскую церковь. От этой иконы, именуемой Песчанской иконою Матери Божией, и доныне совершаются знамения благодати Божией. От образа подвигов архипастырского служения приснопамятного святителя Иоасафа, перенесемся мыслью к подвигам личной жизни его. Внутреннее делание архипастыря Иоасафа, начавшееся в годы юности в Киево-Межигорском монастыре и продолжавшееся затем на всех степенях служения его до знаменательной кончины его, стяжало ему великое сокровище духа. Святитель Иоасаф, при содействии благодати Божией «всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», совместил с самоотверженным служением благу и спасению ближних, строго иноческое, подвижническое служение Богу. Обремененный немощами телесными, святитель не покидает строго аскетического образа жизни, а наоборот, восходит от силы в силу в отношении развития своей внутренней жизни и служит яркой путеводной звездой для развития духовной жизни братии. Вся жизнь его была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним. Спасительное учение Христа было его родной стихией.

http://pravoslavie.ru/1926.html

Как архипастырь обширной белгородской епархии, св. Иоасаф проявил поистине богатырскую деятельность. Двери его сердца, как и двери его покоев, всегда были открыты для всех, кто имел в нем нужду. И знатные, и убогие, богатые и нищие без различия званий и положений, все с радостью были принимаемы святителем. Дело церкви он ставил выше своего даже необходимого отдыха. Не взирая на слабость своих физических сил, св. Иоасаф днем и ночью разъезжал по епархии, всюду поднимая св. дело церкви Христовой на должную высоту, и не было ни одной церкви в его обширной епархии, которую бы он не посетил. Эти его самоотверженные подвиги невольно вызывали чувство удивления у всех современников-очевидцев. Отдавая все свои силы, все свои таланты великие на благо церкви Христовой, святитель отдавал и средства свои на поднятие просвещения духовного юношества, вдохновляя будущих пастырей на предстоящий им подвиг. В таких святых трудах, в таком делании добра протекла вся жизнь св. Иоасафа. Та сила христианской любви, которая пламенно горела в его божественно чистой и святой душе, невольно влекла к себе народные сердца. Как ни старался подвижник скрыть от взоров мира все свои подвиги благочестия, народная душа чуяла все благоухание его христианской жизни и невольно влеклась к его светлому облику. Живя всегда душой в горнем мире, пламенея любовью к Спасителю, созрев душой для восприятия венца славы в обителях Небесного Отца, святитель предвидел свою скорую кончину. Приготовив для себя склеп, св. Иоасаф 29 мая 1754 г. в последний раз отслужил литургию в белгородском соборе, простился со всеми, любовно благословил народ и предсказал, что уже Белгорода не увидит. Пророчество сбылось. Поехав проститься со своими родителями в г. Прилуки, святитель на обратном пути в Грайвороне занемог и 10 декабря 1754 г., в 4 ч. 20 м. пополудни, тихо почил... Тело почившего святителя было привезено в Белгород. Трогательна и умилительна была встреча белгородцами со слезами и скорбью своего благодетеля-подвижника, тело коего оставалось нетленным на глазах всех современников, ибо св. Иоасаф был погребен в том самом склепе, который изготовил себе, только 28 февраля 1755 г., так как погребение епископа должен был совершить епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крепко любил своих родных Архипастырь. Их приезды всегда глубоко утешали и радовали. Его влияние на родных было благотворное. Его любимый племянник Наркисс Квитка был потом архимандритом. Порой Святитель посылал им подарочки: орешков, кофе, раз послал и подаренную ему лично лошадку. Всякое свидание с благочестивыми родными было для него светлым праздником и он потом в письмах сердечно благодарил за побывку. Но там, где дело касалось его служения, любовь к родным уступала место долгу служения. Так, напр., однажды, брат хотел с ним повидаться и просил во время объезда епархии в одном месте его подождать. Святитель не мог исполнить этого желания потому, «что и время осеннее, а путь далек и на одном месте медлить в содержании людей и коней чувствительно епархии». В последнюю бытность у родителей, перед кончиной, он, придя в церковь и увидя нехорошо испеченные просфоры, заметил и матери своей и невестке о том, что дурно они делают, дома имея хлеб белый, а на просфоры употребляя худшую муку. Брата заставил поспешить достройкой придела местной церкви. Мать и сестра Параскева Андреевна пробыли при нем и до самой кончины. Святитель тихо почил, приготовившись к переходу в вечность молитвой, исповедью, елеосвящением и причащением св. Таин 10 декабря 1754 г., в пятом часу дня. В самый час преставления Святителя, его видел отдыхавший тогда, Хотмыжский игумен Исаия, так. Святитель стоял у окна своего покоя; стало всходить солнце. Обернувшись к игумену, Угодник Христов сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час Престолу Божию». Отец его тогда же духом узнал его кончину. Когда ему доложили, старец сказал: «я знаю. Умер мой сын Иоасаф». Убеленный сединами старец–отец, тихо склонив голову, задумчиво прибавил: «Умер Иоасаф, умерла моя молитва»... и заплакал, преданный воле Божией... Поистине, блаженны мертвые, умирающие о Господе. Ей, глаголет Дух, почиют от трудов своих. Прославление святителя и чудотворца Иоасафа Святитель Иоасаф Православной Церковью , с соизволения Благочестивейшего Государя Императора, к лику Святых причтен в 1911 г. 4 сентября этого года совершилось прославление Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Изредка инок Иларион посещал дом родителей, но, выходя в мир, он оставался тем же строгим иноком. Жители Украины, знавшие святителя Иоасафа, или, по крайней мере, слыхавшие о нем, рассказывают, что юный монах во время многолюдных собраний в доме его отца тихо сидел, обыкновенно, в углу громадного зала и во время больших обедов ел только корки черного хлеба, не прикасаясь к пище, предлагавшейся гостям. Недолго пробыл Иларион в Межигорском монастыре. Как выдающийся духовным опытом и умом, Иларион сначала был назначен учителем в Киевскую академию. Здесь, по принятии полного монашеского пострига, он был назван Иоасафом и после был сделан иеродиаконом и иеромонахом. Затем мы видим Иоасафа игуменом в Мгарском Лубенском монастыре. Игумен Иоасаф за восемь лет игуменства благоустроил этот бедный монастырь. Несмотря на свои недуги, он не однажды ездил в большие города, как, например, в Москву и Петроград за сборами на обитель. А при отсутствии железных дорог — это был не малый подвиг. Но в этих подвигах игумена Иоасафа поддерживала благодатная помощь св. Афанасия — патриарха Константинопольского, мощи которого почивают в Лубнах и который несколько раз являлся в видении благочестивому игумену со словом утешения и ободрения. После одной из поездок в Петроград игумен Иоасаф по указанию императрицы Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и почти одновременно с этим был назначен наместником Троице-Сергиевской Лавры. И в Троицкой Лавре нового наместника ждали труды. Незадолго до приезда в Лавру, во время сильного пожара, в ней выгорели многие здания, обрушилась часть каменных построек. И архимандрит Иоасаф снова отдался делу устроения Сергиевской обители, славной подвигами великого игумена Преподобного Сергия. Кто из православных русских людей не знает Сергиевой Лавры с ее величественной колокольней, с каменными постройками, с красивым зданием духовной академии?! И все это благоукрашено или благоустроено Иоасафом. И доселе еще в Троицкой Лавре гудит благовестный колокол весом в 4000 пудов. Этот колокол вылит был при святом Иоасафе. При нем же было перестроено несколько башен, настоятельские покои, братские келий, застроена Смоленская церковь и точно уходящая в голубое небо Лаврская колокольня.

http://pravoslavie.ru/43671.html

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято–Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом Православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи свт. Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2/15 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято–Троицкой лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, свт. Иоасаф строго следил за благочинием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно нравственностью паствы. Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, свт. Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне своего преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 г. святитель преставился. Прославление свт. Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. Сентябрь 5 Глеб, благоверный князь Муромский Благоверный князь Глеб был сыном великого князя Владимира равноапостольного, от одной матери с Борисом. По глубокой и искренней любви к новой христианское вере, по нежной братской любви они были лучшими и любимыми сыновьями святого Владимира. Святой Глеб еще при жизни отца в удел получил город Муром, где с 1010 по 1015 гг. старался распространить христианскую веру среди упорных и грубых язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Он быстро восходил по лестнице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными». 24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом Православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая). Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он так же самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара). 2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и особенно за нравственностью паствы. Особенно большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья. Своему келейнику Стефану накануне преставления святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. Почил святитель 10 декабря 1754 года. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. Память святителю совершают дважды в год: 4 сентября – в день обретения мощей и 10 декабря – в день блаженной кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Встреча свт. Иоасафа с родными перед смертью Незадолго до своей кончины св. Иоасаф, с благословения Святейшего Синода, отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил. Свидание св.Иоасафа с родителями было весьма трогательным. Почтенный старец-отец святителя, преисполненный радости, по случаю свидания с сыном-архиереем, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну и вместе с тем признавал нужным соблюсти прерогативы, которые приличествуют отцу. Для осуществления этой цели отец святителя, встретивший сына своего при выходе его из кареты, нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, святитель со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии встретились и облобызались почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну. Посетив свое родное гнездо, св. Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в богоспасаемый град Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св. Иоасаф тяжело заболел. Проведя более двух месяцев на одре болезни, Святитель приготовил себя к отшествию в вечную жизнь елеосвящением, исповедью и причастием Св. Тайн Господних и 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив 49 лет, 3 месяца и 2 дня. В час блаженной кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия, во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Виделось игумену, будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию». Пробудившись от сна, игумен заметил час видения и без промедления отправил послушника в Грайворон узнать о здоровье святителя. Вскоре послушник доставил ему весть о том, что архипастырь Иоасаф отошел в блаженную вечность в момент явления его игумену.

http://pravoslavie.ru/1926.html

61. Святители Димитрий Ростовский, Митрофан и Тихон Воронежские, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, преподобный Серафим, подвижник Саровский За последние два века, кроме святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святостью жизни в особенности прославлены Димитрий, митрополит Ростовский, Митрофан и Тихон, епископы Воронежские, Феодосии, епископ Белгородский, и преподобный Серафим, подвижник Саровский. Святитель Дмитрий, сын сотника Саввы Туптало, родился в Малороссии в 1651 году и учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить ее и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Лазарем Барановичем, который поручил ему преподавать в своем кафедральном соборе, а через два года после сего он уже так прославился своими проповедями, что Литва и Малороссия спорили о нем, приглашая его к себе в проповедники. На 33-м году жизни святой Димитрий приступил к бессмертному своему труду – составлению Четьих Миней (житий святых на каждый день месяца для чтения в церкви и на дому), которым неуклонно с необыкновенной энергией занимался целых двадцать лет, с 1684 по 1704 год. Оканчивая свой колоссальный труд, он уже занимал кафедру Ростовского митрополита. Здесь доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал капитальное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием «Розыск о брынской вере». Семь лет архипастырского его служения в Ростове с 1702 по 1709 год представляют непрерывный ряд трудов на пользу пастве: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он устроил в Ростове на свои средства училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам, которые часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. О многих из этих возвышенных песней святителя Димитрия («Иисусе мой прелюбезный», «Вопию к Богу в беде моей», и др.) до сих пор сохраняется память в народе. В 1709 году великий подвижник науки и благополучия скончался во время келейной своей молитвы (его нашли коленопреклонно упавшим пред иконой Спасителя), а через 43 года, в 1752 году обретены были его нетленные мощи, и он причтен к лику святых 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

В 1754 году святитель Иоасаф, обозревая свою епархию, прибыл в город Изюм. Первая церковь, которую он посетил, была Вознесенская, в предместье города, называемом «Замостье». Встреченный духовенством и войдя в притвор, святитель с изумлением остановился и начал всматриваться в большую икону Богоматери, стоявшую в углу притвора и служившую как бы перегородкою, за которой ссыпали уголь для кадила. Долго с умилением смотрел он на святую икону, потом, осенив себя крестным знамением, пал пред нею на колени и громко произнес: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей: не ведят бо, что творят». Потом, сделав благочинному замечание за такое небрежное отношение к святыне, сказал: «Почему этот образ не поставлен в лучшем месте?»— и тут же приказал эту икону поставить в более приличном месте. Благочинный в оправдание заметил, что в церкви много икон от старого иконостаса, которым нет места. Тогда святитель, быстро выйдя на середину церкви, посмотрел во все стороны и, обратив внимание на большой киот сзади левого клироса, уставленный небольшими иконами из старого иконостаса, сказал: «Вот самое приличное место для иконы Божией Матери. Поставить ее на место этих, уже обветшавших, икон, чтобы она всегда стояла на этом месте!» Святитель Иоасаф пробыл в Изюме более трех дней; ежедневно утром и вечером он приходил в Вознесенскую церковь и молился пред образом Божией Матери, тогда же перенесенном и поставленном на месте, указанном святителем. Весть о внимании, обращенном святителем на икону, о его молитве пред нею, распространилась между жителями и многие стали прибегать к ней, как имеющей особенную благодать. От иконы и доныне совершаются великие знамения благодати Божией. Впоследствии оказалось, что святитель перед выездом из Белгорода видел следующий сон: при входе в одну из осматриваемых церквей, в притворе, в куче сора, он увидал икону Богоматери, с светлым сиянием, исходившим от нее, причем слышен был голос, говоривший: «Смотри, что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Сильно смущенный этим сновидением, глубоко запечатлевшимся в душе, святитель при обозрении церквей, подробно осматривал их как снаружи, так и внутри, с целью узнать, нет ли, в самом деле, чего подобного тому, что ему снилось. Посетив Изюмскую Вознесенскую церковь, он был поражен внешностью ее, сходною с представлявшеюся церковью во сне, а потому, увидев образ Богоматери в притворе в таком небрежении, понял, что сон его был благодатный и относился к этой церкви, к этому образу Богоматери.

http://pravoslavie.ru/43671.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010